Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1942 г.

"Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений.
Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам".
(Н.К. Рерих, "Четверть века", 1942 г.)

*****************************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
Н.К. Рерих. СКАЗАНО (1 января 1942 г.)
Н.К. Рерих. НАРОДНАЯ ПОБЕДА (8 января 1942 г.)
Н.К. Рерих. ПУТИ (14 января 1942 г.)
Н.К. Рерих. ПЕРЕЖИВЁМ (20 января 1942 г.)
Н.К. Рерих. К БУДУЩЕМУ (24 января 1942 г.)

ФЕВРАЛЬ
Н.К. Рерих. ЛИГА КУЛЬТУРЫ (1 февраля 1942 г.)
Н.К. Рерих. РАДОСТЬ НАРОДА (4 февраля 1942 г.)
Америка (Письмо Н.К. Рериха в Америку (6 февраля 1942 г.)
Н.К. Рерих. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ РАБОТА (10 февраля 1942 г.)
Н.К. Рерих. ТАРТЮФ (15 февраля 1942 г.)
Н.К. Рерих. СИНГАПУР (17 февраля 1942 г.)
Н.К. Рерих. ЗА РУСЬ! (19 февраля 1942 г.)
Н.К. Рерих. ПОДВИГ (24 февраля 1942 г.)
Письмо Н.К. Рериха в Америку (28 февраля 1942 г.)

МАРТ
Н.К. Рерих. ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА (7 марта 1942 г.)
Н.К. Рерих. ЧАС КУЛЬТУРЫ (12 марта 1942 г.)
Письмо Н.К. и Е.и. Рерих в Америку (24 марта 1942 г.)
Н.К. Рерих. КРАСОТУ (31 марта 1942 г.)

****************************************************************************

ЯНВАРЬ

1 января 1942 г.
СКАЗАНО

"Лучше войско баранов под предводительством льва, нежели войско львов под водительством барана". (Римская пословица).
"Невежество - корень всех зол". (Буддийский завет).

Муфтий обоих миров Кемаль-паша-задэ - да будет священна его тайна - изрёк:
"Дух святого может руководить в обоих мирах.
Не говори: он умер, и что пользы от него.
Дух - меч бога, а тело - ножны.
Он совершает ещё более высокие дела, когда
освобождается от ножен".

"Никогда не сообщай твоим друзьям того, о чём не должны знать твои враги". (Восточная Мудрость).

"Война - самая зверская из глупостей". (Леонардо да Винчи).

"Нынешний цивилизованный мир знает цену всему и не видит ценности ни в чём". (Оскар Уайльд).

"Мы любим земную жизнь потому, что мы не знаем другой". (Еврипид).

"Если твой спутник крив, то и ты поджимай глаз". (Монголия) .

"Ничто так не ужасно, как невежество в действии". (Гёте).
"Кто хочет понять поэта, должен вступить в его область". (Гёте).

"Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму". (Виктор Гюго).

"Воины, воины - мы называем себя. Мы сражаемся за благородную добро-детель, за высокое стремление, за высшую мудрость, за то мы зовём себя воинами". (Ангутара Никайя).

"Слушать клевету - проклятие, но не возразить на неё - ещё хуже". (Овидий).

"Спросите в соседней деревне, что случилось в вашей собственной". (Татары).
"На конце факела - тьма". (Татары).

"Кто говорят, те не знают. Кто знает, тот не говорит". (Китай).
"Кто из колодца наблюдает небо, тот немного увидит". (Китай).
"Когда люди в дружбе, даже вода сладка". (Китай).

"Собаки лают, караван идёт". (Аравия).

"Они болтают. Что болтают они? Пусть себе болтают". (Шотландия).

"Под лежачий камень вода не течёт". (Русь).

"На всех путях ко мне встречу тебя". (Бхагавад Гита).

1 Января 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г.
_______________________________________


8 января 1942 г.
НАРОДНАЯ ПОБЕДА

Среди победных известий значительно звучат и культурные голоса. Вот географ-профессор рассказывает, как войсковые части зовут учёных приехать на фронт. Встречают их, как жданных братьев, и внимательно слушают воины научные сообщения. На очереди самого профессора ещё одиннадцать таких докладов. Видано ли раньше, чтобы войска звали учёных на фронт, чтобы ждали слово науки и восторженно радовались ей!

У других народов войска увеселяются песенками из кабаре. Там нужны лёгкие певицы и танцовщицы. Но русский народ и в окопах, в блиндажах ждёт научное слово, а песни полны героических порывов. Не только всколыхнулся народ русский, он вырос в сознании своём, и такое достижение уже неизменно.

Народ негодует, когда враги оскверняют Ясную Поляну или дом Чайковского, или музей Римского-Корсакова, или могилу Шевченко, или храм Новгорода. Народ осознал, где его культурные сокровища. И это знание уже нерушимо.
Мало ли что бывало в прошлом: "Быль молодцу не укор!" Но теперь, в трудную годину, когда идёт война народная, священная война, народ поднялся на ступень Культуры. На такую ступень, которая завоёвывается лишь сердцем насторожившимся, воспрявшим.

В своём яром устремлении народ может мыслить о будущем. В нём не будут растрачены никакие достижения. Всё ладное, творческое, строительное будет любовно обережено. Сотрудничество не по приказу, а по сердечному осознанию вознесёт все отрасли труда.

Вспоминаю, как на Иртыше, в поездах, в гостиницах приходила молодёжь и настойчиво хотела знать. Для них после дневной работы ничего не стоило бодрствовать до петухов, слушать, спрашивать, допытываться, желать знать. И вот воины перед ликом опасности стремятся не только сразить врага, но и восполнить своё познавание. Такая устремлённость к знанию есть верный путь победы. Народ будет знать, народ преуспеет, народ сложит ступени светлого будущего.

8 Января 1942 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г.
________________________________________


14 января 1942 г.
ПУТИ

Спрашиваете, как мы уживались со стариками. Ведь они бывали "старые, злые и опытные". Были особые причины наших долготерпений. Ведь эти старики были ниточками со многим замечательным. Как же ради того и претерпеть? Да и не все же злые! Были и добрейшие. Хороша их бывальщина - только слушай.

Тот знал Гоголя - самого, живого, или Брюллова, или Александра Иванова. Тот был приятелем Островского или Глинки. Они знавали Мусоргского, Чайковского. Они дружили с Достоевским, Тургеневым. Деду при Бородине было двенадцать лет, а братья его уже были кавалергардами и были при битве. На наших глазах были Менделеев, Ключевский, Кавелин, Костомаров, Стасов, Владимир Соловьёв. Неповторимо всё это.

Тут около были Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. Ездили к Толстому, к самому Льву Николаевичу. "Пусть выше руль держит, тогда доплывёт". Кто же так с кажет о "Гонце"? Всё это неповторимо. С нами были Куинджи, Репин, Суриков, а потом Врубель, Горький, Андреев. Крепкие связи с русской культурой. Кто-то рассказывал о Пирогове, о Сеченове... Всё это были живые нити. Старик Колзаков говорил о собирателях Строгановых. Ещё появлялся бело-серебряный Милютин. Чуть ли не к пушкинским памяткам тянулись нити очевидцев.

Странно, но всё это самое старое особенно легко укладывалось с самым новым. Всякие ближайшие занозы стирались, и выступало лишь самое неоспоримое, значительное. Вот возвышенный поэт А.А. Голенищев-Кутузов толкует о Мусоргском, об Алексее Толстом. Вот Д.В. Григорович красочно оценивает своих современников. Вот М.К. Тенишева вспоминает о Тургеневе и Рубинштейне. Вот Бородин стоит у колонны зала Дворянского собрания. Целая мозаика культуры. Турге-нев знал Пушкина, а Пушкин знал Державина - вон куда вехи пошли.

Все эти имена сейчас живут в памяти русского народа. Берегутся дома-музеи. Вспоминаются и те деятели, имена которых почему-то временно были под спудом. Очередь истории не всегда понятна людям, но не ржавеет всё совершенное.

Русская Культура, выношенная в русском сердце, уже оценена все миром, но и эта оценка ещё не достаточна. Тютчев ласково улыбнулся:

Умом Россию не понять,
Её аршином не измерить.
У ней совсем иная стать.
В Россию можно только верить .

14 Января 1942 г.
Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974 г.
________________________________________________________


20 января 1942 г.
ПЕРЕЖИВЁМ

Жалуетесь на то, что наши культурные общества нарушились, что Лига Культуры, едва народившись, умерла, музеи разгромлены, издательства исчезли, всякие сношения пресеклись... О чём говорить, когда идёт такое неслыханное переустройство мира!

Как говорить о нашем французском Обществе в Париже, когда самый Париж, сама Франция в разоре. Поминать ли об американских грабительствах, когда Америка в войне и самовольство Розенфельда и его присных в апогее? Где тут Бельгия или Югославия? Какая такая сейчас академия в Загребе?
Поминать ли ещё раз о разгромах в Латвии и Литве? Из Китая и из Швеции письма возвращаются. Из Португалии почта идёт три месяца. Пути нет в Швейцарию. Замолчала Австрия. Замолчала Австралия.

Всё это - внешность, и с нею нужно примириться. Но внутренние показания говорят о жизнеспособности зёрен Культуры. То протолкнётся весточка из Аргентины, то из С. Луи, то каким-то чудом из Болгарии. Из Новой Зеландии приглашают на конгресс реконструкции. (Конечно, это было 10 ноября). Везде не ржавеет. Пусть - без титулов и названий, пусть - в утеснении и в нужде, но смысл посеянного зерна не исчезает. Местами именно теперь, среди Армагеддона, надобность культурной связи и взаимоподдержки осознаётся особенно насущно.

Потому не сетуйте, но зорко следите за совершающимися переломами, спусками и всходами. Не держитесь за внешность. Не слушайте голоса сомнения и шатания. Зовы о Культуре не умирают. Как радиоволны не имеют границ, так и мысль в пространстве не исчезнет. Бывшая внешность - ни к чему, лишь бы смысл сохранился.

Вы жалеете, что Знамя Мира, Знамя-охранитель Культурных ценностей не было повсюду принято, что люди не домекнулись о внутреннем значении договора о Культуре. И об этом не жалуйтесь. Поверьте, что напоминания о своевременности такого договора вошли глубоко. Постоянно слышим в самых нежданных углах ссылки на все наши зовы. Переживём, а правда не ржавеет.

20 Января 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г.
_______________________________________


24 января 1942 г.
К БУДУЩЕМУ

Общество культурных сношений. Оно собирает в себе всё, чем жив дух народа. Не холодно-официальными отношениями, но душевными зовами связано оно со всем миром, со всеми народами, мыслящими о Культуре. Безгранична Культура с её постоянными достижениями. Также свободна и деятельность Общества, стоящего живым звеном со всем преуспевающим.
Члены Общества - истинные друзья прогресса, не связанные ни суевериями, ни предрассудками, никакими лукаво измысленными ограничениями. Они - добрые вестники знания и человечности. Они умеют нести радость искусства. Нет таких захудалых островов, где бы неуместна была эта светлая радость. Повелительно могут стучаться вестники, гонцы этой радости. Они знают, какие ценные дары приносят они. Как врачи спешат к болеющим анемией духа. Такая убийственная эпидемия обнаруживается не только в дальних окраинах. Она найдётся в самых кичливых центрах.
Там могут пренебрежительно сказать вестнику: "О чём тревожитесь?
Университеты, музеи, театры имеются. Происходят всякие съезды, конгрессы, чего же более?". Каждому приходилось слышать подобные тупо-самомнительные суждения. По счастью, зубры уже редкость. Можно надеяться, что и тигры и носороги станут редки. Если зубр не понимает значения культурных сношений, то и не пытайтесь его разуверять. Он - вымирающий тип.

А вот среди молодёжи найдёте таких, кто сразу, без всяких предисловий, поймёт зов о Культуре и пойдёт радостно к действенному сотрудничеству. Много таких молодых среди русского народа. Само Общество культурных сношений образовалось в Москве. Опять же именно русский народ преуспел и в деле расцветания Культуры. Побывавший в Москве Антони Иден говорит о фанатическом патриотизме, им там встреченном. Истинная несломимая оборона Родины и её культурных сокровищ есть залог мощного движения Культуры. Там, где яро живёт такое светлое устремление, там и препоны становятся возможностями.

24 Января 1942 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г.

*************************************************************

ФЕВРАЛЬ

1 февраля 1942 г.
ЛИГА КУЛЬТУРЫ

Спрашивают об уставе нашей Лиги Культуры. Основные положения:

1. Всемирная Лига Культуры есть кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей.

2. Организации, общества и другие коллективы вступают в Лигу на автономных началах, не теряя ни своей индивидуальности, ни наименования, но для взаимопомощи в различных сферах общения.

3. Все организации, вступившие в Лигу, посылают своего избранного представителя в Совет Лиги. Таковые Советы Лиги имеются в каждой стране и могут, в случае надобности, выделять из своего состава комиссии по специальным вопросам.

4. Председатели Отделов Лиги образуют из себя Верховный Совет, под председательством Верховного Президента. Председатели Отделов сносятся или через Верховного Президента, или непосредственно, препровождая копию сношения в секретариат Верховного Президента.

5. Для обсуждения вопросов общего значения могут быть созываемы общие или частичные конвенции, на которые могут быть приглашаемы, по постановлению местного Совета и Учреждения и лица, не вошедшие в Лигу, но могущие оказать помощь делу Культуры своими познаниями.

6. Выступления Лиги могут быть или совершенно самостоятельны, или в кооперации с одним из вошедших в Лигу Учреждений. В последнем случае в объявлениях помещаются кооперативно оба действующие Учреждения. Во всяком случае, Лига есть начало, способствующее, но ни в коем случае не препятствующее и не стесняющее.

7. Верховный Совет Лиги или собирается по приглашению Президента, или члены его сносятся (за дальностью расстояний) между собою письменно о всех мероприятиях, во имя и на процветание Культуры, как основы человеческого прогресса.

Сейчас в громах Армагеддона всё умолкло. Посмотрим в будущее.

1 Февраля 1942 г.
Листы дневника М. МЦР. 1996. Т. 3.
______________________________


4 февраля 1942 г.
РАДОСТЬ НАРОДА

Отказаться от собственности совсем не трудно. Кичливое, жадное "я" заменяется сотрудническим "мы". "Моё" непрочно, а "наше" уже устойчивее.
Живём, как в гостинице, где никто не допытывается, кому принадлежат вещи. Во временном пользовании всякая движимость и недвижимость. Не унести её за пределы земные.

Всё это ясно, но вот как же быть с собирательством? Сколько раз доводилось говорить о красоте собирательства, о развитии народного вкуса, о Культуре, растущей творчеством всего народа. Как же всё это претворится, если не будет личных собирателей? Чем же заменится благородная страсть собирательства? Без меценатов не увянет ли достижение художника?

Конечно, без собирательства не прожить. Но в новом строе и оно должно преобразиться. Вместо одиночного, личного, самостного оно станет коллективным. Человек творит, собирая. Так же могут сотрудничать целые группы, и дело лишь выиграет. Что не поднять одному, то удастся сложенным силам. Может быть, таким коллективом будет и семья, если вкусы и стремления её не противоречивы. Может быть, объединятся группы людей, и собранное достояние может кочевать среди друзей.

Нам приходилось встречаться с коллективными приобретениями, когда несколько лиц в складчину приобретали художественное произведение, и оно временно жило то у одного, то у другого сотрудника, по уговору.
Получалась своеобразная жизнь произведения. Оно не застаивалось среди пресыщения, а всегда оставалось желанным гостем - светоносцем, вестником радости.

Почему радость любования должна быть скаредно личною? В коллективе она может выражаться ещё сильнее. В каждом строе жизни должна быть охранена радость о творчестве. Ничем, никакими рассуждениями не замените радость. И чем больше народа прикоснётся к этой нетленной радости, тем плодоноснее будет народное достижение.

Всеми мерами надо охранить радость народа. Нужно зажечь её. И сколько маленького собирательства возможно во всех окраинах! Распространение лучших образцов народного творчества! Неисчерпаем этот источник, из него черпали лучшие творцы. Весёлый, радостный коллектив бережно охранит давнишнее и новейшее достояние. "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего". Всё - для будущего. Народная война, оборона Родины возбудит ярое устремление к своим прекрасным ценностям. Трудности преобразятся в возможности. Велико будущее народа русского, всей единой неделимой семьи народов.

4 февраля 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г.
________________________________________


6 февраля 1942 г.
Письмо Н.К. Рериха в Америку

6.II.42
Родные наши. С 26-го октября не было Ваших писем. Можно себе представить, что происходит и с нашими письмами. Переписка становится невозможной. Не знаешь, что дойдёт, а что исчезнет. И в каких именно недрах пропадёт! Письма в Китай вернулись обратно. Не знаю, дошли ли письма в Португалию? Недавно пришло письмо из Нью-Йорка от какого-то Хермана Б.С. Франссона с двумя дипломами на почётного члена научных обществ - одно в Лос-Анджелесе, а другое на Яве. Адрес Франссона - 1879. Бродвей. Комната 805. Пожалуйста, поблагодарите его по телефону за добрую присылку. Я его совсем не знаю, но, может быть, он полезный человек, - Вы увидите. Скажите ему, как трудна почта сейчас.

Посылаю Вам мой записной листок 'Подвиг'. Можно напечатать где-нибудь в добром месте. Надо бы это замечательное русское слово внести в словари. Ведь биософы протолкнули в словари слово 'биософия', а ведь 'подвиг' куда важнее. Если 'указ' внесён в словарь, то непереводимое понятие 'подвига' тем более заслуживает первое место.

Что-то творится в наших разных обществах? Жив ли Конлан? Что Лукин? Даже и не вообразить, в каких положениях оказались друзья. На днях на юге Индии составилось наше Общество с очень выдающимся комитетом. Даже странно было увидеть, что и среди Армагеддона создаётся культурное дело, привлекшее к себе лучших людей.

В Буэнос-Айресе 'маленький человек' продолжает печатать мои статьи, конечно, оттиски доходят страшно медленно. А военные действия, верно, и совсем пресекут пересылку.

Жизнь постепенно дорожает, вероятно, и у Вас те же обстоятельства. Как продвигается Ваш Комитет Красного Креста? Нет ли интересных встреч? Несмотря на все армагеддонные трудности, думайте о новых и молодых. Часто именно среди трудностей выявляются ценные сотрудники. Очевидно, и в С[ент]-Луи[се], и в Лос-Анджелесе имеются хорошие друзья и такие же и в разных других городах. Когда в мире столько ненависти, то каждое дружеское явление особенно радостно. Привет друзьям. Пусть и пламя 'Flamma' не поникает. Такие пламенные зёрна хранят свою жизненность. Буря пронесётся, и солнце опять обогреет землю-страдалицу. Скажите привет милому Дедлею, С[офье] М[ихайловне], Катрин, Инге, всем, всем милым, устремлённым к добру. Сердцем и духом с Вами,
Н.Рерих.

Обнимаю Вас, родные, - все будет так, как нужно.
Е.Рерих

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
________________________________________________________


10 февраля 1942 г.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ РАБОТА

Наверно, вы думаете, что речь идёт о каких-то великолепных созиданиях, о красоте построений, о новых завоеваниях науки! Как бы не так!
Разочаруйтесь! По армагеддонным условиям - всё наоборот.

Эпитет "великолепный" уже не принадлежит к чему-то созидательному. И работа вовсе не означает нечто положительное. Местные газеты и радио пышно сообщают о "великолепной работе" ("магнифисент уорк") разрушения.
Бегущее войско "великолепно" уничтожает свои же достижения. Конечно, при отступлении многое неминуемо уничтожается, ничего не поделать! Дело не в стратегических приёмах, а в выражении, широко прокатившемся по всему пространству. Вчера "великолепно" взорвут свои мосты.
Сегодня "великолепно" уничтожат свои пути сообщения.
Завтра "великолепно" прекратят музеи. Затем можно и "великолепно" закрыть школы. Нет края таким "великолепиям".

О разрушении полезных построений следует сожалеть, но кому же придёт в голову назвать великолепной разрушительную работу своих же инженеров на своей земле? Кто-то скажет, что газеты выразились неудачно, вот и всё, и говорить дальше не о чем.

Так ли? Не означают ли такие "неудачные" выражения огрубение и одичание? Слова начинают применяться извращённо, а читатели и слушатели в своём смятенном мозгу запомнят о "великолепии" разрушений. Молодёжь подумает, как славно разрушить культурное достижение. Ох, как накрепко влезают в мозг крикливые словечки!

Да, докатились люди до апологии разрушений. Даже не исчислить всего ущерба Культуре, совершаемого ежедневно, у всех на глазах. Половина всего уничтоженного составила бы счастье многих поколений. Расцвело бы просвещение. Нашла бы работу бедность. Не одеревенела бы молодёжь, видя, как дозволено разрушение.

Мало того, для определения разрушений употребляются прекрасные слова. Можно ли сказать: "Великолепное уничтожение культурных достижений"? Вчера казалось, что такую дичь нельзя сказать, а сегодня англо-индийское радио это выкрикивает, и газеты широко напоминают людям о "великолепной работе" разрушений. Экое несчастье, что в обиход влезла такая дикость!

10 февраля 1942 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г. (Из архива МЦР)
_______________________________________________________


15 февраля 1942 г.
ТАРТЮФ

Думалось, что больше не придётся отвечать на вопросы о вредителе, об Александре Бенуа. Но вот и вы просите сказать вам о наших отношениях с вечно враждебным кланом Бенуа. В гимназии Мая Бенуа, Сомов и Философов были на четыре класса старше меня и высокомерили эту разницу лет.

Первый раз Бенуа накинулся на мои картины, даже не видав их, во время "Гонца". Затем он злился во время его выгона из редакторов журнала Общества Поощрения Художеств, хотя я не только не был виновен, но даже защищал его. Третий раз Бенуа вредительствовал в 1926 году в Москве, где мы оба были одновременно. Он знал, что его газетная клевета могла быть вредною, и тем не менее он давал в газеты облыжные измышления. В четвёртый раз он напал на меня в 1939 году из-за монографии, изданной в Риге.

Баста! Довольно! Для меня он более не существует. Понимаю, почему его называли двуличным, Тартюфом. С моей стороны Бенуа не видел ничего враждебного. Наоборот, много раз я имел из-за него неприятности. Поссорил он меня и с московским Союзом. Много раз я чистосердечно приближался к нему ради корпоративности "Мира Искусства", и каждая моя попытка к дружественности получала от него незаслуженный вредительский отпор.

Вот и теперь, уже в Индии, я написал о нём сердечную статью, бывшую в трёх газетах. Я хотел познакомить его с издательством и устроить ему заказы. По добру хотелось помочь ему, а чем он ответил!? Думалось, что члены "Мира Искусства" (а нас осталось так мало) должны держаться вместе, дружественно. Но, очевидно, такие мечты мои были неуместны.

Надеялся я, что "человек человеку - друг", а выходит: "человек человеку - волк". Недаром римский мир сложил эту поговорку! Сам Макар на себя шишки набросал. "Неудавшийся талант", "нерусский художник", "пристрастный критик" - всякие такие эпитеты, видно, недаром сложились про Бенуа. Я сделал всё, что мог, для улучшения отношений. "Ты сам захотел, Жорж Данден!" "Не верьте Бенуа", - предупреждала меня Тенишева, а она знала его тартюфную природу. Шут с ним!

15 февраля 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г.
__________________________________________________


17 февраля 1942 г.
СИНГАПУР

Сингапур сдался. Первоклассная крепость не могла продержаться и неделю. В плен отдались шестьдесят две тысячи войска. Гонконг тоже устоял всего одну неделю. Что же это значит?

Порт-Артур держался одиннадцать месяцев при недостроенных укреплениях, при блокаде большого флота адмирала Того. Стесселя ещё судили за эту сдачу. Верден держался год (до конца войны), и под ним полёг миллион германцев. Теперь же большие крепости, сильно вооружённые, выдерживают одну, только одну неделю!

Москва, однако, не сдалась и выдержала натиски всей германской армии, перед которой поникла вся Европа. Дюнкерк останется в истории как гибель огромных армий, а Москва всё же устояла. Но что же случилось в Сингапуре, чтобы он пал в несколько дней? Был и флот, и морской и воздушный, было вооружение, был путь на Яву, и гарнизон был куда больше, чем в Порт-Артуре. Наверно, имелись опреснители.

Крепостью этою гордились, писали о её неприступности. Называли её ключом к Востоку и вратами в Индию. Значит, знали значение Сингапура и вооружили его всеми силами. И вдруг неслыханное поражение и такое молниеносное! Гарнизон не был истреблён, ибо сдалось шестьдесят две тысячи. Вовсе не вся японская армия атаковала Сингапур. Многие силы японские требовались в различных местах. Крепостного снаряжения, видимо, было достаточно. Связь с другими островами не нарушалась. И вдруг всё воинство сдалось, да ещё безусловно, на волю победителя.
Не великий вояка был Стессель, но всё же держался почти год. А положение Порт-Артура было вовсе не такое выгодное. Неужели дух войска был настолько иной? Теперь так и посыпало! Вчера заняли Суматру, сегодня высадились на Яве. Подлинно, что Сингапур был ключом, но - к чему? И что такое откроется подобными ключами?

Радио полно выдержками из газет. Какое смятение! А ведь это лишь дозволенные цитаты. Что же ещё пишется и говорится? Вспоминается Кут-Эль-Амара из прошлой войны, но всё-таки это было не в таких потрясающих размерах, как сейчас. Давно Сингапур поминался как знаменательная веха, и вот пришла она, показалась во всю невиданную величину!

17 февраля 1942 г.
Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974 г.
___________________________________________


19 февраля 1942 г.
ЗА РУСЬ!

В бомбейском журнале четырнадцатого Февраля - русский номер. Сколько замечательных снимков и военных и народных! В тексте сказано о великих строительных достижениях, временно прерванных войною. Небывалый доселе великан-танк, грозный новый самолёт! Учёные, едущие в Сибирь на новую работу! Весёлая шахтёрка! Врачебная помощь. Всё всколыхнулось, поднялся народ.

На обёртке журнала славный старик и молодец, сын его. Надпись: "За Русь, мой сын!" Такие победят. Елена Ивановна хочет обрамить этот снимок. Такие славные русские люди живы. Они ведь там превозмогают и улыбаются.

Отрадно, что напоказ всему миру можно дать лики таких героев. Не напыщены они, не загордились, и нет имён их. Просто русские люди - и какие здоровые, какие светлые, несломимые! Увидать бы их.
Конечно, все мы, каждый по-своему, творим русское дело. На любом месте земли можно принести пользу Родине, оборонить её от всего зла. Но, по-человечески, хочется быть безотлагательно с ними, там, где можно приложить полностью всё знание, весь опыт.

Вчера профессор Варсонофьева говорила, что победит тот, чей дух крепче. Напоминала о светлом и тёмном началах. Утверждала, что русский народ будет там, где Свет. Хотелось бы встретиться и с этим учёным-геологом, знающим о ценности духа. Хотелось бы привезти ей маленький гималайский кристалл, который присутствовал при её добрых зовах.

Явилась мысль издать в пользу Русского Красного Креста книгу - ряд очерков за последние годы. Четыре главы: 1. Гималайские света. 2. Россика. 3. Мир через Культуру. 4. Новая Эра.
Пусть братья-индусы, сыны великой Индии, ещё и ещё раз помнят о Руси, о братских народах.

В далёком Кочине появился мой очерк: "Святой Сергий - Покровитель Руси". Светлый Наставник Народа Русского - в третий раз на бранном дозоре. "За Русь, сын мой!" За Народ Русский - через все препоны! Хочется послать туда самое ласковое, самое сердечное слово. И в тягостях они там улыбаются и встают, как встал Илья Муромец. "За Русь!"

19 февраля 1942 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г. (Из архива МЦР)
_______________________________________________________


24 февраля 1942 г.
ПОДВИГ

Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слова 'Указ' и 'Совет' упомянуты в этом словаре.
Следовало добавить ещё одно слово - непереводимое, многозначительное русское слово 'Подвиг'.

Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет, слова хотя бы приблизительного значения. Говорят, что на тибетском языке имеется подобное выражение, и возможно, что среди шестидесяти тысяч китайских иероглифов найдётся что-нибудь подобное, но европейские языки не имеют равнозначного этому древнему, характерному русскому выражению.

Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово 'подвиг'. 'Героический поступок' - это не совсем то; 'доблесть' - его не исчерпывает; 'самоотречение' - опять-таки не то; 'усовершенствование' - не достигает цели; 'достижение' - имеет совсем другое значение, потому что подразумевает некое завершение, между тем как 'подвиг' безграничен.

Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину 'подвиг'. И как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперед, - это 'подвиг'!

Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет peзультатом громадный прогресс - это и дало России её великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества.

Подвиг создаёт и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берёт на себя тяжкую ношу и несёт её добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях. Он стойкий работник, он знает цену труду, он чувствует красоту действия в пылу труда, он готов приветствовать каждого помощника. Ласковость, дружелюбие, помощь угнетённому - вот характерные черты героя.

Подвиг не только можно обнаружить у вождей нации. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру.

'Подвиг' означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание. И если иностранные словари содержат слова 'Указ' и 'Совет', то они обязательно должны включить лучшее русское слово 'Подвиг'.

Волнением весь расцвеченный,
мальчик принес весть благую.
О том, что пойдут все на гору.
О сдвиге народа велели сказать.
Добрая весть, но, мой милый
маленький вестник, скорей
слово одно замени.
Когда ты дальше пойдёшь,
ты назовёшь твою светлую
новость не сдвигом,
но скажешь ты:
'Подвиг!'

24 февраля 1942 г.
Н.К. Рерих. Зажигайте сердца, М., 1975.
___________________________________


28 февраля 1942 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку

28.II.42
Родные наши. Дошли Ваши письма от восьмого и пятнадцатого декабря. Значит, ноябрьские письма пропали. Конечно, теперь Вы не пишете, какой именно дорогой посылать, - это надо предоставить самой почте. Очень хорошо, что Либерти поддерживает связь с фламмистами. Показательно, что появился новый спрос на открытки и книги. Ведь у Катрин было много книг и маленьких монографий. Поддерживайте все эти новые, добрые отношения. Показательны и вредительские мерзости Коненковых, о которых Вы сообщаете. Наверно, находятся порядочные люди, которые говорят правду и сурово осаживают вредителей, подобно тому, как Сторк осадил Чёрную в Филадельфии. Каждый выпад есть лишь повод к сильнейшему отпору. Невозможно предположить, чтобы в большой стране клеветничество преобладало над правдой. Есть же честные люди. Конфуций говорил: 'За добро - добром, а за зло - по справедливости'.

Прислали нам ноябрьский 'Studio'. Там мой 'Половецкий стан' и добрая за-метка. Может быть, Вы это видели в нью-йоркском издании. Почта стала совсем плоха. Как жаль, что в Вашем краснокрестном комитете такие неуместные трения. Даже в самом полезном деле оказываются вредители. Преоборите всякие такие препоны. Воображаем, сколько у Вас забот в связи с новыми обстоятельствами. Тем стыднее всяким клеветникам вроде Коненковых, которые, даже несмотря на Армагеддон, всё-таки продолжают свои мерзкие подкопы. Можно лишь удивляться такой некультурности и аморальности. Надо надеяться, что культурные люди распознают эту бездну тьмы. Жаль, что именно молодые сейчас вынуждены временно отдаляться от областей искусства. Пусть их огонь не заглохнет. Попробуем послать Вам ещё открыток, но у Вас пока ещё должны быть. Жаль, жаль, что нельзя ещё достать монографию Конлана, и здесь на неё спрос! Но по нынешним делам об этом и думать нечего! Хорошо, что в Либерти чуют, что мы о них часто сердечно думаем.

А что происходит в стане грабителей? Прислушивайтесь! Любопытно Ваше сообщение о Плауте. Дал ли он Вам письменное удостоверение о тех бумагах, кото-рые он Вам не вернул? Ведь оно может очень потребоваться. Получена Ваша общая телеграмма ко дню рождения Е.И. Даже и скорая, телеграмма была в пути четыре дня! Спасибо Вам всем, милые, родные.
Пришло Ваше письмо от 12-го янв[аря]. Вы совершенно правы, полагая, что теперь не время для выставок в Чикаго и проч. Выставки могут быть в хорошие времена, а сейчас - смятение. Мысли наши со всеми Вами, с нашими родными в духе. Шлём Вам бодрость!
Н.Рерих

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
________________________________________________________


МАРТ

7 марта 1942 г.
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

Война всё перевернула. Вся жизнь изменилась. Только в условиях скоротечного быта люди иногда не чуют, насколько всё кругом и загорелось и замерзло, а то и просто провалилось.

В 1926 году было уговорено, что через десять лет и художественные и научные работы будут закончены. С 1936-го начались письма, запросы. Г.Г.Ш. извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Наше французское Общество писало Верховному Совету о Пакте.
Писали в Комитет по делам искусства. Посылали книги. Ждали вестей.
Незаметно подошли армагеддонные времена. Удивительно оглянуться на обвалы и всякие мировые перестановки.

Переписка прекратилась. Множество людей показались несуществующими. Надо думать, что и это мираж, и друзья где-то и как-то все же существуют, но физически они неосязаемы. Сколько писем осталось без ответа! И как догадаться, в какой пучине они опочили? Может быть, даже не вышли за пределы Индии? Ведь мы союзники, но как сие понимаемо? Вот почта стала ещё отвратительнее. А сказать друзьям так много!

Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам.

И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий - в науке, Святослав - в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Её записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? И "Александр Невский", и "Ярослав", и "Святогор", и "Микула", и "Настасья Микулишна" прошли по Индии и останутся во славу народа русского. И "Сергий Радонежский", и "Древний Новгород" и "Нередица", и "Открываем врата", и "Вестник" - всё напомнит о братском народе, о неделимой, дружной великой семье народов.
Для народа русского мы трудились. Ему несём знания и достижения.

7 марта 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г.
_____________________________________________________


12 марта 1942 г.
ЧАС КУЛЬТУРЫ

Сегодня ушёл последний снег около дома. Жаль! В серебряном покрове долина торжественнее. Правда, нынче на вершинах снега много. Правда, и в весеннем цветении долина пышна и прекрасна. Абрикосы уже разукрасились бело-розовым. Примулы и фиалки запестрели. Внизу зелёные поля расцветились горчицею. Ещё не жарко, а всё же жаль зиму.

Экватор нас не прельстил. Малайя, Филиппины, Бирма - вся изумрудная зелень и заросли, и заводья, и парная несменная жара не для нас. Впрочем, и все местные жители жалуются и к жаре не льнут. И днём и ночью та же обессиливающая жаркая духота. И нет смены зимы и лета.

Всё это не для нас, русских. Помню, как в Мадуре выдалась такая безвоздушная ночь, что мы унеслись с первым северным поездом и бросилиприготовленные приёмы. Конечно, и в Бенаресе бывало малым лучше, но всё же ближе к Гималаям. Пропала бы Индия без них. Голубые горы недостаточны. Только вечные ледники и непревзойдённые вершины дают равновесие зною равнин.

Хочется привезти для нашей Академии Наук здешний гербарий и орнитологическое собрание. Удастся ли? Хотелось отвезти русскому народу картины: "Ярослав", "Александр Невский", "Открываем врата", "Шамбале Даик", "Снегурочка", "Чаша герою", "Новая земля", "Лао-Тзе", "Армагеддон", "Брамапутра", "Гималаи"... Хотелось, а вышло, что они остались в музеях Индии. Конечно, и здесь действуют во благо, но хотелось их отвезти туда, к своим.

Когда мы были в Москве летом 1926-го, сколько ищущих, отзывчивых молодых людей приходило! Это было уже молодое, новое поколение. Выросли они в новых условиях, но истинные ценности ими были осознаны.
Не было в них поверхностного американизма, не было напыщенности. И любили они потолковать, но не отвлечённо, а действенно, жизненно. Уже в средних летах эти незримые друзья. Живы ли среди всех смятений и потрясений? Успели ли передать следующему поколению, чем пылал дух их? А может быть, и увидимся.

В конце концов, отчего письма не доходят? Даже дружественные страны недосягаемы. Люди привыкают к анормальностям, не замечая, насколько всё это далеко от Культуры. Были "дни Культуры", а теперь и "час Культуры" невозможен.

12 марта 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г.
___________________________________________________


24 марта 1942 г.
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку

24.III.42
Привет Вам, дорогие друзья, к Памятному Дню. Особенно помним о Вас всех сегодня и шлём мысли бодрости. За это время, с января, писем от Вас не было. Неудивительно, ведь даже здешние местные посылки исчезают. Только что мы ощутили пропажу двух пакетов с юга Индии. Давно ли к Памятному Дню можно было обменяться приветами со всею Европою, Америкой, Китаем, Явою, а теперь даже и с Австралией и с Новой Зеландией путь затруднён и удлинён. Недавно проскочило запоздалое письмо из Китая. Из него видно, как жгуче ожидался ответ, но он уже был невозможен. Даже пространственно не дойдёт мысль, ибо и пространство воюет и сотрясается противоречиями.

О делах не пишем. Вы сами знаете, как чутко нужно прислушиваться. И среди самых трудных часов могут быть значительные встречи. Дела культуры всегда неотложны. Был у меня очерк 'Помощь'. Говорилось об искусстве помощи во всех её видах. Именно уменье помочь есть великое искусство. В нём явлено творчество-добротворчество. Трудные события не раз соберут Вас вместе. Особенно будет оценено дружеское, сердечное слово. Поверх материальной помощи стоит помощь сердечная. И в этом саду вырастают самые редкие и ценные цветы. Наверно, Вы продолжаете Вашу полезную работу в краснокрестных организациях. Вы превозможете всякие вредительства. Пусть и эти препятствия создадут новые возможности.

Терпение, терпимость ведут к человечности, а ведь люди сейчас именно нуждаются в человечности. Заносчивая механическая цивилизация забыла о самом необходимом для эволюции - о человечности. Тем более нужно спешно твердить об этой простейшей основе. Шатается жизнь от всяких вредительств. Многие даже не понимают эту разрушительную вредоносность. Тем более дозорные блага должны быть на страже. Помогайте, помогайте добрым советом; смотрите глазом добрым и не покиньте доброту сердца. С Вами наши мысли о бодрости о преуспеянии. Да будет Вам хорошо!

Сердцем с Вами,
Н.Рерих.

В День Памятный Н.К. сказал Вам о пути совершенствования, об уменье помочь, о глазе добром, о человечности. К этому, родные, я хочу добавить мою просьбу - не забывать, что все дары совершенствования должны поддерживаться сознательно, именно не только вдохновение, восторг и так называемый энтузиазм, но и терпение, и вмещение, и вся великая терпимость создаются сознательно. Дары совершенствования не приходят извне, но очаг пламенный живёт в глубине сознания. Человек должен усмотреть его, должен любовно оберечь его и может призвать эти силы - тогда и внешняя Помощь может быть приложена. Даже простой механик понимает основу приложения энергии, тем более мыслитель должен усвоить применение своих качеств. Так в беседах о совершенствовании жизни исходите из свойств человеческой природы и применяйте самые простые сравнения. Простое слово есть великий дар. Мыслитель говорил: 'Найдите самое простое о Великом, только через простые врата входит любовь'.
Именно любовь может помочь нам явить совершенствование жизни, потому, родные, сознательно поддерживайте в себе пламенный очаг устремления. Психиче-ская энергия, эта панацея, питается энергиями, и самой мощной из всех энергий будет ярая любовь, выношенная среди страданий и устремленная к совершенствованию, в чём бы это совершенствование ни проявлялось.

Потому, родные, думайте о сознательном совершенствовании, не позволяйте ни на минуту, чтобы эта сознательность покидала Вас, так Вы начнёте настоящую Йогу и явите преуспеяние на всём пути Вашем.
В дни переустройств такое устремление поддержит Вас, и принесёт Помощь, и явит радость сердца.

Думайте, родные, устремлённее, думайте радостнее, думайте проще, ибо 'только через простые врата входит любовь'.
Привет сердца Вам, родные, думы наши о Вас, о яром преуспеянии Вашем,
Е.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
________________________________________________________


31 марта 1942 г.
КРАСОТА

"А мы верим, что у искусства собственная, цельная, органическая жизнь и, следовательно, основные и неизменимые законы для этой жизни...
Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Человек жаждет её, находит и принимает красоту без всяких условий, а так потому только, что она красота, и с благоговением преклоняется перед нею, не спрашивая, к чему она полезна и что можно на неё купить. И может быть, в этом-то и заключается величайшая тайна художественного творчества, что образ красоты, созданный им, становится тотчас кумиром без всяких условий. А почему он становится кумиром? Потому что потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе, то есть когда наиболее живёт, потому что человек наиболее живёт именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нём и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие.

Но всё-таки искусство тогда только будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития.
И потому первое дело: не стеснять искусство разными целями, не приписывать ему законов, не сбивать его с толку, потому что у него и без того много подводных камней, много соблазнов и уклонений, неразлучных с исторической жизнью человека. Чем свободнее будет оно развиваться, тем нормальнее разовьётся, тем скорее найдёт настоящий и полезный свой путь. А так как интерес и цель его одна с целями человека, которому оно служит и с которым соединено нераздельно, то чем свободнее будет его развитие, тем более пользы принесёт оно человечеству.

Поймите же нас: мы именно желаем, чтобы искусство всегда соответствовало целям человека, не разрознивалось с его интересами, и если мы и желаем наибольшей свободы искусству, то именно веруя в то, что чем свободнее оно в своём развитии, тем полезнее оно человеческим интересам. Нельзя предписывать искусству целей и симпатий. К чему предписывать, к чему сомневаться в нём, когда оно, нормально развитое, и без ваших предписаний, по закону природы, не может идти вразлад потребностям человеческим? Оно не потеряется и не собьётся с дороги. Оно всегда было верно действительности и всегда шло наряду с развитием и прогрессом в человеке. Идеал красоты, нормальности у здорового общества не может погибнуть; и потому оставьте искусство на своей дороге и доверьтесь тому, что оно с неё не собьётся. Если и собьётся, то тотчас же воротится назад, откликнется на первую же потребность человека. Красота есть нормальность, здоровье. Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве - всегдашняя потребность красоты и высшего идеала её. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа".

Достоевский так сказал. Можно ли сейчас говорить о красоте, о прекрасном? И можно и должно. Через все бури человечество пристанет к этому берегу. В грозе и молнии оно научится почитать прекрасное. Без красоты не построятся новые оплоты и твердыни. "Красота спасёт мир".

31 марта 1942 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г.
_______________________________________