Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1942 г.
(апрель - июнь)
*****************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

АПРЕЛЬ
Н.К. Рерих. ДРУЖЕСТВО (6 апреля 1942 г.)
Н.К. Рерих.Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку (10 апреля 1942 г.)
Н.К. Рерих. ЭФЕМИРИДЫ (12 апреля 1942 г.)
Н.К. Рерих. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (20 апреля 1942 г.)
Письмо Н.К. Рериха в Америку (24 апреля 1942 г.)
Н.К. Рерих. СЛОЖНОСТИ (24 апреля 1942 г.)

МАЙ
Н.К. Рерих. ПЕРЕУСТРОЙСТВО МИРА (1 мая 1942 г.)
Н.К. Рерих. ПОЗДНО (4 мая 1942 г.)
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку (9 мая 1942 г.)
Н.К. Рерих. ПАНТИДЖИ (20 мая 1942 г.)
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку (29 мая 1942 г.)

ИЮНЬ
Н.К. Рерих. ВПЕРЁД (3 июня 1942 г.)
Н.К. Рерих. СТРАСТИ (10 июня 1942 г.)
Н.К. Рерих. ДРУЗЬЯ ВОСТОКА (11 июня 1942 г.)
Н.К. Рерих. ПЕРЕОЦЕНКА (11 июня 942 г.)
Н.К. Рерих. ВИБРАЦИИ (12 июня 1942 г.)
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку (15 июня 1942 г.)
Н.К. Рерих. СЕМЬЯ ХУДОЖЕСТВА (29 июня 1942 г.)
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в америку (30 июня 1942 г.)


****************************************************************************************

АПРЕЛЬ

6 апреля 1942 г.

ДРУЖЕСТВО
Жаль, что в Индии нет оперного театра. Среди взаимных ознакомлений нужно бы дать в Индии несколько русских опер. Будут оценены "Снегурочка", "Царь Салтан", "Золотой Петушок", "Руслан и Людмила", "Садко"... Прежде всего доходчива будет "Снегурочка". Лель - то же Кришна Лила. Снегурочка и Купава - Гопи. Царь Берендей будет близок.
Праздник Солнца всем ведом. Островский сумел затронуть лад утончённый и возвышенный. Но и перевод текста должен быть хорош. Очарование сказки нужно сохранить. Где тот, кто в состоянии отобразить в чужом языке певучесть русского слова?

Нужно, нужно и здесь показать полностью русское художество, глубину души народа русского. Оценён будет Римский-Корсаков. В широком размахе надо открыть ворота искусства. Только на этом пути вырастает истинное братство народов.

В песне - душа народа. Самые лучшие, самые исконные лады не стареют. Народ хочет возвысить сознание своё в истоках искусства. Творчество часто налаживается под песню. Труд освящён песнею. И друзья народа хотят знать пути прекрасные, на которых складывался облик сердечный и доброжелательный.

В свою очередь, Индия имеет столько показать на Москве. И постановки из Махабхараты, и драмы Калидаса, и диалоги Асвагоши, и многие танцы, и театр из сокровищницы Тагора - мало ли что! Дружество должно быть питаемо. Всё или растёт и множится или тускнеет и отсыхает. Ведь и вековая мудрость должна облекаться в новые формы. Об этом хорошо говорит Пандит Неру - наследник Ганди. Индия проходит великие дни. Святослав пишет портрет Неру.

И русский народ получает огненное озарение. Много трудов везде. Опасности учат новым достижениям. Отмирают некие народы и на смену им крепнут и закаляются молодые силы. В духовной молодости выживут и преодолеют испытания. Ковка меча, которым срубят иссохшие, отжившие ветки. Истоки человечества темны.

Заносчивое предубеждение гордится достижениями, но мало что основательно ведомо. Учёные с трудом различают древность глубоких периодов. Путаются в тысячелетиях, а где же миллионы лет? В них-то что?
Гордились находкою "пекинского человека", но ведь это лишь в пределах ста тысяч лет! Тем ценнее глубокие связи народов не сказуемые, но ощутимые.
Каждый росток исконного дружества нужно хранить во имя будущего сотрудничества. Хранить, беречь, растить.
Санскрит и русский язык, сколько в них общего!

6 апреля 1942 г.
Н.К. Рерих "Из литературного наследия". М. 1974 г.
_____________________________________________


10 апреля 1942 г.
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку.

10.IV.42
Родные наши,
Дошло письмо Зины от 12-го-16-го февраля. Получены Вами наши письма от октября - до начала декабря. Радовались доброму тону письма Зины - да, именно в трудные дни бодрость особенно ценна. Будет же время, когда и из Америки придёт письмо без грустных вестей. Должно же наступить и такое время. Грустно, что Зине пришлось уйти из краснокрестного комитета.
Неужели К[улидж], сам же пригласивший, не мог создать приемлемых условий для работы? Казалось бы, они должны ценить опытность и рвение. Уже немало для них было сделано, да и время ли заниматься бытовыми гадостями?! Не разгонять, но собирать воедино нужно все дельные элементы. Да будет стыдно вредителям! Они не лучше грабителей и убийц, ибо убивают энергию, основу жизни. Но где же, где же те, кто не боится сказать правду? Если страны подпадут под вредительский гангстеризм, то какой же труднейший путь их ожидает!

Вы пишете, что Радо[славлевич] усматривает исполнение пророчеств. Ещё бы не увидать то, что во всём мире проявилось так грозно! Не удивляемся, что Рок оказалась в грабительском стане. Только слепые это не чуяли. Конечно, в руках Редфильда достаточно доказательств о корпорации, и, надо надеяться, он использует их лучше, нежели Плаут. Ведь за shares деньги брали! При случае и декларация пригодится - ведь она же была постановлена Советом. Неужели Вам опять доведётся услышать о таинственных телефонах, о подкупах, о лжесвидетельствах и прочих вредительских мерзостях! Да что говорить, Вы всё это отлично знаете. К тому же и в Вашем меморандуме всё это отмечено. Как нужен такой суммарный меморандум!

Привет Филадельфии, радуемся, если у них всё ладно. Не удивляемся, что в Санта-Фе трудно. Это место маленькое и оживает лишь летом временно. Начиналось одно, а теперь вылилось в нечто совсем иное. Храните основы. Никакие вредительства их не опрокинут. Привет всем друзьям. Пусть растёт их список. Почта всё ухудшается, даже телеграммы долго идут, но и их в газетах просили, по возможности, не посылать. Хотели мы издать книгу в пользу Р[усского] Кр[асного] Креста, но цены на всё так велики, что пришлось отказаться. Сметы непомерны, и в результате пользы не произойдёт.

Радуемся Вашему единению. Сейте добрые семена. А где они взойдут, не нам судить. Будьте добрые сеятели. Сердцем и духом,
Н.Рерих.

Рады были получить и весточки от милых Катрин и Инге. Сердце полно думой о грядущем - везде подвижки, всюду нужны мужество и подвижность. Любите Учение Жизни. Никогда ещё не ощущалось так величие Учения Жизни, как сейчас. Всем сердцем полюбите его, и найдёте великое утешение и понимание происходящего. Обнимаю Вас, родные, одним объятием. Все будет так, как нужно.
Е.Рерих

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
________________________________________________________


12 апреля 1942 г.
ЭФЕМЕРИДЫ

Вспыхивают, будто случайно, а потом вдруг выплывают со смыслом. В Лондоне, когда мы жили в Карлтоне, напротив через улицу были две вывески. Одна "Крук и Крук", другая "Ковард и Ковард". В Антверпене в отеле какой-то американец грубо шумел, не хотел принимать бельгийские деньги и требовал настоящие деньги, "рил моней ин долларе енд центе". В Шербурге мимо поезда трижды прошёл типичный старый нищий и всё в том же направлении. В Нью-Йорке на пристани надписи по-английски и по-еврейски. Других языков не существует. В Финляндии надписи на многих языках, кроме русского. В Милане мощи показывают по разному тарифу. По дешёвке - просто, за дорогую плату - торжественно. Ох, сребро и злато! В Киеве, в Лавре дюжий диакон выкрикивал: "Всего полтинник, а наверно спасётесь". Сами слышали. В Каире, в стене мечети, французское ядро; не забудут показать. В Пекине около изображения Будды распивочная лавочка. Пустые бутылки на коленях статуи. В Хотане предлагали: "Зачем нанимать прислугу, лучше купите барышню". В Манди невесты расцениваются по весу, за толщину и цена велика. У пирамид проводник тут же в песке поднимает фальшивые зелёные монеты. Чего только нет!

Но бывают и добрые эфемериды. Немало их. Молодёжь на Иртыше на пароходе пытливо слушает и задаёт хорошие вопросы. Каждый может собрать всё доброе, увиденное глазом добрым. Как нужно хранить это качество доброго глаза! Даже там, где оно потенциально живо, его необходимо раскрыть и воспитать. По нынешним временам пора вспомнить, что воспитание есть часть учебы, есть её главная часть. Иначе к чему приложить физические знания? Как понять нужность биологических нравственных познавании? Лучшие человеческие мысли, порождённые реальною жизнью, могут показаться неприложимыми мечтаниями.

Мало ли эфемерид будто бы бессмысленных и случайных, но которые напомнят об уродствах жизни. В медицинских музеях много чего непривлекательного, но и такие гримасы жизни спасут многих от невежества. Именно невежество, самое затаённое, самое заядлое уродует человеческий быт. Невежество не только в безграмотности. Знаем и невежественных грамотеев.

12 апреля 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г.
___________________________________________________


20 апреля 1942 г.
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Красный Крест велик не только человеколюбием. Он велик и в своей международности. Так же и Красный Крест Культуры значителен не только действенным охранением культурных сокровищ, но также и своею международностью. Всё, в чём живёт международность, иначе говоря, человечность, должно быть оберегаемо среди мировых бурь.

Каждая черточка, нанесённая в пользу общечеловеческих общений, должна быть охранена со всею любовью и добротою. Нити возможных взаимопониманий обычно тонки до незримости. Но там, где они уже различаемы, они должны быть укреплены. Даже единомыслящие в основе часто наклеивают себе разноцветные ярлыки и мечтают лишь обособиться. А ведь трудовое единение бывает так близко - стоит лишь поступиться двумя-тремя предубеждениями и привычками.

В дни Армагеддона, в часы особенных разобщении следует мыслить обо всём, в чём ещё живёт возможность общения и человечности. Но спросите прохожего, что есть человечность? Скорее всего он убежит в ужасе, примет вас за безумного. А может быть, попросту и не сумеет ответить, что такое человечность. Можно ли о ней на улице спрашивать? Нечто сперва дошло до труизма, а потом стёрлось, забылось, стало ненужным в теперешнем строе жизни.

В пути не раз встречалась улыбка человечности. Вспыхивает она, как радушный огонёк в пустыне. Даже свирепые голоки не тронут путника, забредшего к их костру. Если проявится человечность, то и обиды не будет. Колючее слово не скажется. Путник не будет обобран и изгнан от костра во тьму звериной ночи.

О человечности столько писалось! Она заслужила аптечный ярлык "гуманизма". Облёкся в скучную серую тогу гуманизм. Уже не заговорите о нём в "приличном" обществе. Заседания, посвящённые гуманизму, напоминают похоронные собрания. Кисло-сладки речи, и ждётся минута, когда прилично уйти.

Но ведь человечность есть светлая радость, есть раскрытие сердца, есть праздник души. Радостный человек добрее, доходчивее, отзывчивее. Чем же порадовать людей вне их самости, вне зависти, вне ненавистничества?

Во все времена, даже и в самые трудные, должны же быть радости общечеловеческие. Должны же быть зовы всепроникающие. Неужели зов о человечности погребен, как злейший труизм?! А детям-то как нужна радость, иначе ещё разучатся радоваться. Бывают же в городских трущобах детишки, никогда не видавшие цветов!

20 апреля 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г. (Архив МЦР)
____________________________________________________


24 апреля 1942 г.
Письмо Н.К. Рериха в Америку.

24.IV.42
Родные наши,
Дошли письма Зины от 31-го января и 23-го февраля - все вразброд! Идея Американо-Русской Культурной Ассоциации очень полезна, если только такая осуществима. После того, что Вы писали о русском краснокрестном комитете, невольно закрадывается подозрение, как бы и тут не втёрлись смутьяны и вредители? Впрочем, Вам на месте виднее, сколько именно сил подойдёт и удастся ли их удержать от взаимопожирания. Идея знака Дедлея интересна, может быть, проще ограничиться четырьмя буквами АРКА - они звучат хорошо. Вероятно, Вам понадобятся сношения с Обществом Культурных Связей [ВОКС] в Москве. Кто там теперь председатель - не знаю, но Вы можете узнать в посольстве. В своё время я давал Москову программу Русского Института в Америке (при нашем Мастер-Институте). Наверно, у Вас имеется она.

Правильно, что Вы требуете от Рок все бумаги. Вообще, зорко смотрите, что-бы не попасть в западню. Грабители не дремлют, а теперь, должно быть, совсем распоясались. Зорко смотрите. Печально, что Куд. оказался слабым, а ведь именно он-то знал справедливое решение судьи О'Малея. Кроме всего прочего, грабители, вероятно, опасаются, что их 'покровитель' будет затронут, и потому избегают прjцесса. Когда же, наконец, все мерзости окончатся?! И когда могут зазвучать добрые вести?

Вы поминаете несколько новых друзей. Кто они? Откуда и как подошли? Кто вокруг них? Вот Вы говорите о весьма культурной лингвистке. Где она работает? В каком кругу? Ведь каждый культурный работник источает вокруг себя полезную энергию. Он умеет заохотить увлечь молодёжь к преуспеяниям. Тут уж проявится человечность та самая, которая сейчас так нужна и так зверски забита.

Много унижаем нынче Красный Крест, а всё же имеется в Женеве его пристанище, и среди бед люди всё-таки обращаются туда. Вот так же уже мог быть и Красный Крест Культуры. Сколько разрушений нанесла злоба, но, по счастью, семена добра не исчезают. Где взойдут? Кого озарят? Нам ли судить? Знает ли сеятель, где будет лучший росток?! Разнообразие выявляется в действии. Действуйте! Помните из Бхагават Гиты: 'На всех путях ко Мне встречу тебя'. Мы все трудимся. Каждый по-своему. Друзьям передайте наш ласковый привет. Будьте бодры, будьте зорки, терпеливы, неустанны.

Сердцем с Вами,
Н.Рерих.

Привет Брэгдону. Сегодня пришло его письмо от 4-го декабря - было в пути 141 день. Можно бы через Брэгдона предложить его издателям 'The Creative Age Press' издать в пользу Р[усского] Красн[ого] Креста книжку моих очерков под названием 'Himavat'. У Вас имеется манускрипт книги, но он будет слишком тяжёл, потому издатели могли бы выбрать страниц на 200. Если откажут, то всё же мы старались о добром деле. Среди моих очерков были о Шамбале, о Гималаях, об Индии, о Руси, о Китае, о Монголии, о борьбе с невежеством, об охране культурных ценностей - всё это сейчас интересно. Конечно, на месте Вам виднее. Во главе издательства - Элен Гаррет, очень культурная. Познакомьтесь.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
______________________________________________________


24 апреля 1942 г.
СЛОЖНОСТИ

Удивляетесь, отчего вместо писем от нас пошли лишь краткие телеграммы. Мы узнали, что письма наши не только вскрываются и читаются, но сие проделывает невежественный местный полицейский. Узнав о таком читателе, пропадает желание оповещать его о душевных чувствованиях.

И к нам письма приходят в изорванных конвертах. Ещё на днях письмо из Калимпонга (около Дарджилинга) шло к нам сорок шесть дней. Значит, валялось по всем порогам. Такое безобразие отвратит от всякого писания. Вот пропали с юга Индии две посылки с журнальными оттисками. Пробовали жаловаться, ничего не вышло - нам сказали, что везде так.

Прежде писатель частенько жаловался, что "говорю, как в подушку", а теперь даже не хочется нести письмо на почту. Испоганят, изорвут! Да и кто? Безграмотный невежда! Прежде считали нас большевиками, а теперь уж не знаю, за кого принимают. Впрочем, вообще скоро всякие сношения прекратятся - на моторах не поедешь! Не пришлось бы завести верблюдов или слонов. Может быть, даже шутка о верблюде или слоне уже недопустима. Какие символы заподозрят?!

Спрашиваете, где появляются статьи? В самых неожиданных газетах - то на Малабаре, то на Цейлоне, то в Калькутте, то в Буэнос-Айресе. А многие, вероятно, и вообще не доходят. Всё ещё усложняется, и конца краю не видно. Вероятно, друзья в разных странах имеют о нашем быте самое странное представление. Каждый мыслит по-своему, от своих обстоятельств. Конечно, есть и такие, для которых хотя бы почтовые трудности не существуют. Кто-то думает, что почта остаётся вне всяких потрясений.

Сложно зрелище - бедняга-радиодиктор, врущий всемирно по приказу. Наняли и велели громко оповещать, хотя бы и самую наглую ложь. Знает диктор, где враньё, и всё же должен доложить человечеству вральграмоту. А через два дня тем же убедительным тоном докажет обратное. Жаль этих бедных наймитов.

Вдруг поверх всяких сложностей, поверх всемирного вранья и джаза и завываний встают в памяти пустынные ночные колокола каравана. Из-за далёких барханов складывается мудро подобранный лад колоколов. Ширится, выявляется во всём величии пустыни и вновь уплывает в зовущую даль. Сердце больно ждёт гимн кораблей пустыни.

24 апреля 1942 г.
Н.К. Рерих "Из литературного наследия". М. 1974 г.

************************************************************************************************


МАЙ

1 мая 1942 г.
ПЕРЕУСТРОЙСТВО МИРА

Во Францию не напишешь. В которую Францию? В какую Францию? Каким французам? Как драгоценная ваза в черепках. А давно ли в Комитете Общества были Говэн, редактор "Деба", маркиз д"Андиньи, председатель муниципального совета, министры Бонфус и Марэн, председатель салона Шабас, профессор Академии Дропси, издатель Пейронне - сколько разнообразных деятелей! Кто умер, кого унесли волны событий. Шауб Кох не может въехать во Францию. Конлан - в плену. В какую-то бездну провалилась Франция. Поминаю о ней для примера.

Многое так же точно провалилось. Кто бы мог думать, что британские аэропланы будут разрушать тихий Брюгге? А там германцы повреждали Ясную Поляну. Когда-то португальские ядра обезображивали Элефанту; теперь, вероятно, японские снаряды могут порушить Боробудур или что-либо подобное. Настолько всё провалилось, что и сказать-то о Культуре и нигде и некому. Дело не в том, чтобы бесцельно возмущаться вандализмами, но в том, чтобы где-то укрепить брежение о значении Прекрасного.

Говорят, что за сдачу Филиппин Америка уже поставила статую генералу Макартуру. О таком "памятнике" невозможно говорить. Разве только помянуть, чтобы кто-то не подумал, что наши друзья участвовали в таком "памятнике". Видали истуканов - китайских генералов из тёмной бронзы с золотыми огромными эполетами и звёздами. Суть не в памятнике, а в том, что он является показателем мышления. Неудачному вояке поспешат воздвигнуть памятник, а от культурных начинаний отмахнутся.

И ещё удивительно! Под вражескими ядрами комиссия американских жителей собирается строить фабрики в Индии. Это теперь-то, когда и нефть и уголь на исходе! Но, пожалуй, чей-то карман и без угля потолстеет. Много лихоимства под сурдинку происходит. Переустройство мира!

Вчера в Коканде была отличная женская конференция, а сегодня там взрыв бомб. Вчера читали пророчества Гуру Говинда с недоверием, а сегодня удивляются их исполнению. А ведь им триста лет. Вчера смеялись над Нострадамусом, а сегодня в самых серьёзных журналах цитируют его прозрения. Прямо столпотворение вавилонское! Всё смешалось. С одной стороны, технократия, а с другой - Бхагавад Гита. При переустройстве дома много чего переносится, переставляется, а при целом-то мире!
Утешайтесь тем, что происходит переустройство всего мира. Утешайтесь тем, что народ русский неутомимо преуспевает. Русский народ мыслит словами русского гения:

"В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни".

1 мая 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г.
________________________________________________________


4 мая 1942 г.
ПОЗДНО

"Гражданский и военный вестник". Суббота, 2 мая 1942 г.

Обращение об охране древних памятников
"Любой Договор с Гитлером бесполезен". Лондон, 30 апреля:
"Как показывает опыт, бесполезно вступать в какие-либо соглашения с Гитлером", - сказал заместитель премьер-министра г-н Эттли, отвечая отрицательно на вопрос г-на Хэннаха (Консервативная партия), предполагает ли премьер-министр через Международный Красный Крест или иным путем попытаться достигнуть договорённости или чего-то ещё о взаимном отказе от разрушения древних памятников, не имеющих военного значения.

Г-н Эттли добавил, что Британское правительство уже проводит политику, цель которой - по возможности, не наносить ущерба таким памятникам.

Г-н Хэннах: "Не является ли нынешняя ситуация в мире самой прискорбной со времен падения Римской империи?"

Г-н Эттли: "С этим многие согласятся".
Рейтер

Теперь вспомнили об охране культурных ценностей! А когда предлагался наш Пакт об этой охране, то именно Англия отвергла его. Даже и полномочного представителя именно Англия не послала на конференцию нашего Пакта.
Теперь же, когда порушились многие ценности, тогда вспомнили об охране. Откуда такая крепколобость? Впрочем, и над Красным Крестом какие-то личности глумились, и потребовалось семнадцать лет, чтобы глупцы одумались. "Лучше поздно, чем никогда!"

4 мая 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г. (Архив МЦР, пер. с англ.)
_______________________________________________________________



9 мая 1941 г.
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку.

9.V.42
Родные наши,
Пришло письмо Зины от 10-го марта. В нём много ценных сообщений. Конечно, мы не получили письмо от переводчицы книги Е.И. - это ещё раз доказывает, сколько писем сейчас пропадает. Наверно, Вы уже созвонились с посольством и узнали, какая именно там моя картина. Сообщите нам о последующем. По этому поводу сделается и хорошее знакомство. Полезно бы снестись с Якобсеном из Йельского университета и, может быть, получить его лекцию о картинах. Ведь он - друг.

Конечно, совершенно безразлично, в каком именно штате будет утверждена А[мерикано]-Р[усская] Культурная Ассоциация. Вспоминаю, как в некоторых штатах всегда всё было затруднительно, тогда как в других то же самое происходило благоприятно. Где дружественнее, там и лучше.
С почтою - всё труднее. Просят не затруднять телеграммами. Просят, по возможности, не ездить. С первого мая поезда сильно сокращены, Вы, конечно, всё это знаете и понимаете, во что превратилась переписка. Всё же, может быть, Вам удастся нам сообщить, какая именно там картина. Жаль, что нет р[ижской] монографии. Беда, если с Рок не взяли расписку в получении бумаг. Бумаги давайте лишь под расписку, иначе все документы пропадут, а может быть, будут перепроданы грабителям. Армагеддон!

В Лондонском парламенте заговорили о сохранении исторических памятников. Запрашивают, нельзя ли что-нибудь сделать через Красный Крест? Между тем когда мы предлагали наш Красный Крест Культуры, то именно они-то и противились ему. Хоть бы кто-нибудь им напомнил о том, что они отринули. Может быть, причина была в том, что идея исходила от русского! Теперь поздновато горевать о разбитых сокровищах. Но никогда мы не устанем защищать творения человеческого гения. Пусть все друзья, каждый в своей области, в своей земле, берегут всё, чем жив дух человеческий. Никакие гримасы жизни не отвратят друзей от заботы о самом ценном. Даже и в стеснённых обстоятельствах можно служить добротворчеству. О бодрости, о неустанности хочется сказать в каждом письме. Всем друзьям, и ближним и дальним, хочется послать улыбку радости. 'Аруна' на арамейском наречии - золотое солнце. И это золото нетленно. Итак, на всех Ваших добрых путях и в трудные дни да будет Вам хорошо.

Сердцем с Вами,
Е.Рерих, Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
_______________________________________________


20 мая 1942 г.
ПАНДИТДЖИ

Дни самые сложные. Под Харьковом наступление, русские полки продвигаются. В Бирме - плохо.
 
  
 

Неделю у нас Неру с дочкою. Славный, замечательный деятель. К нему народ тянется. Каждый день он кому-то говорит ободрительное слово. Наверно сильно устаёт. Иногда работает до четырёх часов утра. Святослав написал отличный этюд портрета. Самый портрет будет в десять футов вышиной и шесть в ширину. Сзади - знамя Конгресса.
 
  
 

Говорили об Индо-Русской Культурной Ассоциации. Пора мыслить о кооперации полезной, сознательной. Махараджа Индор приедет к нам через три недели. Просит, чтобы Пандитджи слетал в Америку. Четыре с половиной дня туда, столько же обратно, и там один день - на беседу.
Пандитджи, конечно, не поедет. Время ли, чтобы глава движения мог отсутствовать десять дней. Да и что родится из такой поездки?! Махараджа приедет к нам через три недели.

Опять будет беседа об ИРКА. Характерно, что в день приезда Пандитджи получилось отвратительное письмо от М. - против Пандитджи, с угрозами нам. Разве в тюрьме мы? Эти угрозы на всех произвели гадкое впечатление. Придётся расстаться с М. - так люди сами себе и вредят.

Сегодня "Мала" - ярмарка с танцами, с богами и пёстрыми толпами. Уехал сегодня Пандитджи. Всё наше народонаселение вышло провожать с цветами, с добрыми пожеланиями. Добро, добро - около Пандитджи. Все чуют, что он не только большой человек, надежда Индии, но и честнейший добрый человек. Эти два ощущения очень важны в наши дни.

К доброму сердцу тянется и всё доброе, естественно. Мечтают люди о справедливости и знают, что она живет около доброго сердца. Трогательно, как народ восклицает: "Да здравствует Неру!" Идёт к Пандитджи народ за советом. Добрый водитель каждому найдёт ободрительное слово. Скажет о единении, о выносливости, о светлом будущем.

В нынешние лукавые, истерзанные дни народ особенно чтит честное, доброе сердце, болеющее о благе народном. Все мы, все окрестные жители добром помянем приезд Пандитджи Неру. Шивам, Сатьям, Сундарам!

20 мая 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. (Архив МЦР)
_____________________________________________________


29 мая 1941 г.
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку.


29.V.42
Родные наши,
Пришло письмо Зины от 9-го апреля. Устав АРКА мы не получили. Ещё раз показательно, сколько писем не доходят! Кто Председатель, Секретарь и Члены Комитета? Удивительно, что грабитель Хорш не гнушается присвоением трудовых сбережений служащих. Мало того, что он ограбил и Вас, и нас, а теперь ещё покушается на сбережения Людмилы, бывшие в его сохранении. Неужели, с точки зрения его 'покровителя', и такой поступок допустим? Включите и это преступление в Ваш меморандум.

Странно Ваше сведение о картине 'Дела человеческие'.
 
  
 

Н.К. Рерих. Дела человеческие. 1914.

Мы знали, что эта картина была у Трубецкой, была привезена ею в Америку и куплена Сторком. Варианта этой картины не было, и тем более странно вторичное появление её! Не подделка ли? До нас доходили слухи о подделках, и даже назывались имена подделывателей. Разузнайте, в чём дело? Также и о картине в посольстве. Сообщение Ваше о Кауне меня не удивило. Какой такой журнал 'Новоселье', каковы его задания, кто сотрудники, каковы все обстоятельства? Кто такая заведующая? Теперь все подробности особенно нужно знать.

Теперь только дошло Ваше письмо от 24-го марта, а письмо с уставом АРКА так и не дошло. Вы правы, желая начать АРКА терпеливо и делать связь с молодым поколением. Ведь для них вносим в жизнь культурные основы. Моё Поч[ётное] Председательство возможно. Сообщайте о новых знакомствах в сфере АРКА. Вы узнаете в Посольстве, с кем и через кого можно сноситься. Никто не может Вам мешать в культурных сношениях. Американо-Русская Культурная Ассоциация должна быть приветствована всюду, где понятие Культуры не пустой звук. Вполне понятно, что наша Всемирная Лига Культуры временно замерла, ибо Армагеддон препятствует всему мировому, но культурная связь между отдельными народами не должна пресекаться. Потом она сольётся в общее русло. Ведь культурное строительство опять очнётся; опять люди примутся созидать, и никто не скажет, что путь культуры есть путь ложный. На этом пути держитесь, берегите друг друга и ободряйте малодушных. Действуйте по местным условиям, в добром качестве. Действуйте, действуйте. В действии родятся силы.
Н.Рерих

Не унывайте, родные, но при трудностях сравнивайте долю свою с миллионами несчастных, переживающих ужасы войны и революций. Обнимаю Вас и верю Вам, родные. Доживём до Светлого Дня.
Е.Рерих

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.

********************************************************************************


ИЮНЬ

3 июня 1942 г.
ВПЕРЁД

Спрашивают, отчего многие картины не фотографированы, а другие сняты неумело? Причина - наше уединённое место. Многие картины в частных руках, другие в собраниях и в музеях махараджей, и там очень трудно, почти невозможно получить снимок, а тем более хороший, ортохроматический.
Остались не снятыми 'Александр Невский', 'Ярослав Мудрый', 'Шамбала', 'Новая Земля', 'Великан', последний Армагеддон', 'Сон Востока', 'Героика Китая', 'Слава Гималаев', 'Гуру Чарака', 'Сантана', 'Аларм', 'Гималаи'. Плохо сняты 'Брамапутра', 'Гистасп', 'Экстаз', 'Снежная дева' и другие.

Иногда думается, что лучше: плохой снимок или вообще не снимать, если нельзя снять хорошо? Но всё-таки полезно хоть какое-нибудь напоминание.
Наивные люди спрашивают, отчего не делаете снимки в красках? Чего лучше! Но не знают вопрошатели условий нашей местной жизни. Вот теперь не только моторы прекратились, но и керосин скоро иссякнет. Остаются лишь одиночные личности, будто бы не затронутые Армагеддоном. Да и они уже затронуты, но лишь не хотят заметить. Всюду кипень! С каждым днём всё сложнее.

Холст уже кончился. Никакой подходящей ткани не достать. Краски уже кончаются, особенно синие. А ведь как без кобальта и ультрамарина? Кармин тоже на исходе. Белила странные, клей - подозрительный. Картоны, ранее заброшенные, теперь опять вытащены для работы. Большую картину уже не начать. Часть картин осталась в Лагоре из-за трудности перевозки.

А если придётся тронуться в путь дальний - даже и не придумать, что делать с картинами и со всем скарбом. 'Вещи - враги человека'. Хочется подарить орнитологическую коллекцию и гербарий нашей Академии Наук, но как и когда можно будет перевезти всё это? Но двигаться надо. Все знания, все накопления надо принести народу русскому. Каждое полезное зёрнышко надо беречь. Замерли 'Урусвати', 'Фламма', 'Угунс', Лига Культуры, все культурные общества и содружества. Всякие военные условия их сразили.
Всё армегеддонно замерло. А потом как найти ростки под взорванной, отравленной землёю. Всё же - вперёд, вперёд!

3 июня 1942 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г. (Из архива МЦР)
______________________________________________________


10 июня 1942 г.
СТРАСТИ

Телеграмма из Индора: "Ожидаем Ваше водительство в поддержке предложения Индора в письме к Рузвельту, которое даст новую надежду политического соглашения". Рузвельт, два представителя русских и два китайца должны рассудить дело между Индией и Британией. Могут ли вмешиваться иностранцы в судьбу Индии? Она сама, только сама решит свое будущее. Слов нет, сложно оно.

Кроме неразрешимого Пакистана, уже появился Усианистан и Дравидистан и могут проявиться и всякие другие станы. Все эти призраки разделения и раздора ужасают всех мыслящих о единении. "В единении - сила". Газеты сообщают решение Ганди, чтобы каждый индус предлагал англичанам уехать домой. Вот до чего дошло!

А тут письмо из Нарымского края! Шло оно четыре месяца, прошло русскую, иранскую, британскую цензуру. Грустное письмо! Если оно могло протолкнуться через все препоны, то почему всякие другие письма исчезают? Спрашивают, не знаем ли адреса? Это мы-то, живущие на горном острове, отрезанные от всего, обездоленные всякими цензурами! Значит, не представляют себе люди истинное положение. В таком незнании одна из главных причин несчастий. Но мало того, люди сперва перебесятся, произнесут всякие проклятия, позеленеют от злобы, а потом ищут утерянный адрес. Утерять-то легко, а как потом найти?

Переполняется пространство. Оно вопит и предостерегает. Но разве слушают? Не всякую разбитую вазу можно склеить. А ведь бьют, как пьяные, как обуянные бешенством. Мумии, набитые чучела остаются позади людских шествий. Газеты сообщают, что в Америке тратятся миллионы долларов на скачках. Безумие! А между тем в Индии жалуются на безобразия американских и австралийских вояк. Безумие! Цены растут и спекуляция процветает. Безумие! Вот так потрясались самые испытанные устои.

Люди растерянно спрашивают: "А что же будет после войны? Ведь к старому не вернуться! А где оно - новое?" Если скажете о кооперации, о сотрудничестве, вам помянут о ненависти, о страхе, которые завладели миром... Конечно, кооперация на подкладке ненависти - очень плохое достижение. Дома ненависти - карточные домики. Оглянитесь на историю человечества. Одинока надпись на швейцарском льве.

10 июня 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г.
_________________________________________


11 июня 1942 г.
ДРУЗЬЯ ВОСТОКА

Ваше письмо пришло как раз, когда я заканчивал очерк "Терпимость" следующими словами:

"Вспомним поучительную китайскую легенду. Знаменитого художника пригласили ко двору китайского императора, чтобы он написал свою лучшую работу. Больших денег стоило путешествие художника и вознаграждение за его работу, но император - покровитель искусств - хотел получить величайший шедевр и не скупился, стараясь обеспечить ему наилучшие условия для работы. Ему отвели специальные апартаменты. Здесь проводил он день за днём в раздумьях, все уже начали беспокоиться, когда же он, наконец, начнёт писать. Давно было приготовлено всё необходимое, а художник как будто и не собирался браться за работу. В конце концов, когда стал приближаться срок окончания работы, решили спросить у него, как обстоят дела, но он ответил только: "Не мешайте мне". А за два дня до истечения года, он встал и уверенным движением кисти создал величайший шедевр, заметив впоследствии: "Сделать недолго, но сначала надо зрительно представить себе, что ты хочешь сделать".

Казалось бы, достаточно времени прошло, чтобы человечество осознало бесполезность, низменность и убожество нетерпимости. Будем надеяться, что за многие века мы научились видеть и осознавать, какой вред она приносит. Будем надеяться, что, согласно утверждению мудрого китайского художника, "много времени уходит на то, чтобы зрительно представить, а сделать недолго".

Не правда ли, какое счастливое совпадение, что я получил Ваше письмо именно в тот момент, когда писал о трёх важных принципах: китайской мудрости, правителе как покровителе искусства и стремлении к совершенству. Если бы я не писал тогда эту статью, я всё равно упомянул бы эти три основополагающих момента. Могу процитировать ещё и такой отрывок из "Агни-Йоги": "Древняя мудрость учит: терпение - это дар небесный". Вы, верно, читали в моей книге "Алтай-Гималаи" цитату из "Дао Дэ Цзин", которая заканчивается словами: "Тот, кому свойственно Дао, как ребёнок - его не жалят ядовитые насекомые; на него не набрасываются дикие животные; на него не нападают хищные птицы!"

Великая Мудрость Дао нашла отражение и в великом искусстве Древнего Китая. Какой великолепный пример неувядающей мудрости для будущих поколений! Совершенствование качества, когда-либо уже достигнутое, всегда можно легко возобновить. Как прекрасны все Учения Востока, раскрывающие силу души с присущим ей мощным пламенем и героизмом!

Радостно видеть, что и в наше время существуют такие великие понятия и что они могут преобразить тусклые сумерки в сияние будущего.

В "Агни Йоге" указано: "Мы всё делаем и существуем только для будущего". Как прекрасно сознавать нашу огромную ответственность перед лицом будущего. Эта ответственность должна выражаться, в первую очередь, в охране великого культурного наследия. Это - тяжёлая задача, но мы должны радоваться тому, что нам доверено осуществить нечто поистине значительное. Множество препятствий на этом великом Пути. Но преодолевая их, мы учимся, мы поднимаемся выше и развиваем бдительность, изобретательность и творческие способности. Во всём, от малого до великого, мы должны неустанно утверждать этот славный призыв: творите, творите, творите! Пусть этот призыв станет сильным жизненным стимулом. Воплощая в жизнь эти животворные заповеди, не будем забывать о молодом поколении, которое мы обязаны подготовить к восхождению.

Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодёжи, что такое истинные сокровища, в чём Великая Реальность, в чём найдёт опору дух человеческий.

"Истинно, истинно, Красота - это Брахман. Искусство - это Брахман. Наука - это Брахман. Вся Слава, всё Великолепие, всё Величие - это Брахман".
Так воскликнул индуистский святой, возвратившись из величайшего самадхи. Придёт новый путь красоты и мудрости.

Мы не одиноки в нашей борьбе. Великий Свами Вивекананда говорит нам: "Разве вы не видите, что я прежде всего поэт?.. Тот, у кого нет чувства красоты и величия искусства, не может быть истинно религиозным человеком... Непонимание искусства - полнейшее невежество".

Во имя Культуры шлю Вам из Гималаев самый сердечный привет!
"Осветите себя светом знания". (Оссия, 10-12).
"Человек должен стать соратником небес и земли". "Все существа питают друг друга".
"Сознание, гуманизм и мужество - три всеобщих качества, но для их воплощения необходима искренность". "Разве не существует панацея от всего сущего? Разве это не любовь к человечеству? Не делайте другому того, чего не пожелаете себе".
"Если бы человек знал, как управлять собой, разве было бы ему трудно управлять государством?"
"Невежда, гордящийся своими знаниями, ничтожество, слишком мечтающее о свободе, человек, возвращающийся к древним обычаям, подвержены неизбежным потрясениям" (Конфуций).
"В мире не стало лучше". Истинно так! Структура мира рушится. Но там, где есть паломники, там, где есть каменщики, там, где есть творцы, сама надежда превращается в прямое знание. Это знание говорит, что время не ждёт. Так поспешим и не будем бояться!

11 июня 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. (Архив МЦР; пер. с англ.)
_____________________________________________________________


11 июня 1942 г.
ПЕРЕОЦЕНКА

Биллионы и триллионы австрийских крон и германских марок после войны украшали пивные бутылки. Переоценка встряхнула мир. Зашатался кумир золотой. Теперь с начала своей войны за шесть месяцев Рузвельт поглотил двести биллионов долларов. Очевидно, предстоит метаморфоза доллара. Американское божество должно преобразиться, но каково будет одеяние такого преображения?

Опять переоценка! Трещит старый мир! Опять бомбили мирный Брюгге. Неужели город-музей будет разбит? А что с Парижем? Случайно мелькают вести о смертях. А где московские художники? Где Юон, Рылов, Лансере, Яремич, Билибин, Павел Кузнецов, Грабарь, Феофилактов, Сарьян, Уткин, Богаевский... Где они? Почему за всё это время о них ничего не слышно? Не исчезла же вся группа?

В "Модерн Ревью" в июньском номере спрашивают по поводу дебатов в парламенте о разрушении исторических памятников, почему не применяется наш Пакт? Почему говорят о привлечении Красного Креста, когда имелся Красный Крест Культуры для защиты культурных ценностей? Почему? Об этом можно бы спросить многих членов Парламента. В Амритсаре вышла "Радость искусства". Радхакришнан правильно заметил в своём вступлении о положении искусства. Неплохо бы всяким главарям и президентам почитать и запомнить о нетленной радости человечества. Ведь немного радости осталось в мире!

Не боимся переоценок. В них - движение! Но должны они совершаться во благо человечества, вне суеверий и предрассудков. Рассказывали, что многие лётчики суеверны, верят во всякие приметы. Совместима ли победа над пространством с суеверием? Вот Генри Уоллес толкует о будущем мире и демократии. Ему ли говорить о честности и мире? Его демократия не есть ли демонократия? Какой мир всего мира возможен, если во главе будут заседать демоны?

В переоценке есть освежение, есть дерзание, оно хорошо, если осознана ответственность. Но сейчас мир стонет от безответственности. Война! И потому "всё можно", всё допущено. И трактирный джаз заглушает стоны бредущего человечества.

"Митюха, я ведмедя поймал". "Тащи его сюда!" "Да ен не пущает".

11 июня 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. (Архив МЦР)
_________________________________________________________________


12 июня 1942 г.
ВИБРАЦИИ

Д-р Фредерика Бленкнер (Кливленд) произвела интересную работу, наблюдая значение вибраций в областях искусства, науки, всего связанного с космическим творчеством. О значении ритма и вибраций говорилось немало, но все эти аксиомы оставались в пределах досужих мыслей, скользящих по мозгу современных слушателей. Для них это всё отвлечённости, которыми не стоит заниматься жрецам и служителям золотого кумира. Даже общепринятые волны радио не напоминают им о космичности, уловленной в "волшебном ящике".

В средние века за всякие такие "волшебства" казнили бы костром, но сейчас уже пора, чтобы мыслящий человек подумал о неразъединимости всего космоса. Единство цвета-света и звука скромно признается врачами так же, как и простая "магия" ритма. Но сейчас человечество занято выставкой "прекрасных бомб" и "великолепной работою разрушения" - так выражается радиовещание о теперешних достижениях.

Тем своевременнее работа д-ра Бленкнер. Её "Психология эстетики" обратит внимание заблудшего человечества на истинные ценности, создающие действительный прогресс. Игра волн, узоры песков, сказка снежинок, волшебные кристаллы близки каждому художнику. Дети восхищаются узорами песчинок, танцующих под их темп. Музыкант знает великое значение ритма. Тем благодарнее будем тем, кто научно обращает внимание человечества на единство законов творчества.

Мы любим заглянуть в стратосферу, но мало признаем, как близки общие законы всему сущему, всей земной жизни. Люди любят отграничивать науку от искусства, забывая, что законы всех явлений едины. Ещё робко люди толкуют об аурах, а между тем уже с древнейших времён мыслители знали смысл и мощь излучений. С древнейших времён люди знали искусство ритма, и барабан был выразителем сложных эмоций.

Пора и в наш век обогатить вибрационные эмоции и приглядеться к законам кристаллов. Дверь лаборатории должна быть ласково открыта. Сотрудничество в наблюдениях даст новые достижения. Фредерика Бленкнер затронула область, близкую всему человечеству, и мы шлём ей наш душевный привет и пожелание неустанных углублений её прекрасного труда.

12 июня 1942 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г. (Из архива МЦР)
________________________________________________________


15 июня 1942 г.
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих в Америку

15.VI.42
Родные наши,
Долетело письмо Зины от 25-го апреля. Спрашиваете, как поступать? По местным условиям надо действовать. Нельзя спешить с решениями. Сейчас каждый день приносит новости. На местах виднее, что возможно. Культурная работа требует взвешивать все возможности. Где есть хотя бы малейший росток блага - там должна быть проявлена ласковость и бережность. Эти малейшие ростки блага можно разглядеть на месте.

Вы пишете о вредительстве Коненковых. Это старинное прокисшее недружелюбие. Хуже будет, если подобные личности начнут Вас хвалить. Похвала врага - в степени его озлобленности. Помните очерк 'Самоотверженность зла'? Враги стараются больше друзей. Ярость вражеская да будет мерилом действенности труда. Итак, действуйте по местным условиям.

Вам послана моя брошюра 'Радость искусству', изданная художественным обществом в Амритсаре. Надеюсь, что дойдёт. Второй экземпляр для Катрин. Джину послано. Если кому-то особенно полезно послать, напишите. Посылаю пароходным пакетом очерки - может быть, пригодятся. Но столько теряется в пути, что прямо невозможно уследить.

Узнали ли, какая картина в посольстве и что за тайна около 'Дел человече-ских'? Может быть, Вам всё-таки удастся попытаться [что-нибудь выяснить] о культурных связях? Даже крупицы таких сношений уже ценны. Может быть, через Лондон или иным путём, как Вам посоветуют. Иногда проскальзывают письма совсем неожиданные, очевидно, всюду неразбериха. Дали ли вы Брэгдону мой листок 'Незаписанная история'? Жаль, что, по-видимому, Брэгдон стареет, книга его так и не дошла, также как и Дельфийский журнал.

Хотелось бы послать сердечные слова, но невозможно, когда знаешь, какими личностями всё это будет читаться и, может быть, высмеиваться. Вы поминаете о трудностях жизни - они везде. Тут-то и требуется обращение к основам, которые поддержат и скажут: 'Благословенны препятствия, ими растём'. Сердечные приветы милым друзьям - непременно скажите им, как мы любим и помним их. Уже много войн пережили мы на нашем веку, и каждая чему-то научила и расширила сознание. Да будет у Вас всё ладно.

Сердцем с Вами,
Н.Рерих.

Все наши родные, бодрствуйте и помните, что препятствия, зовущие весь огонь духа, действуют как творческое начало. Передайте мою ласку родной нашей Катрин, очень я её люблю. Также самый сердечный привет Инге, и Элен, и всей семье Джина. Радуюсь его преданности Учению - этому источнику всей силы и красоты. Будем надеяться, что эта война научит навсегда людей, что единственная война, которая может быть оправдана, есть война против невежества. Всякая другая - есть выражение варварства, именно самого дикого невежества. Итак, пусть лозунгом будущей войны будет 'Борьба с невежеством', и на знамени будет стоять 'Мир через Культуру'. Сейчас, в самую, может быть, трудную фазу общемирового положения, мы верим в сужденную победу, не только верим, но знаем о ней.

Обнимаю,
[Е.Рерих].

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
_________________________________________________________



29 июня 1942 г.
СЕМЬЯ ХУДОЖЕСТВА

Спрашиваете о составе семьи русского художества. Семья была разнородная. Немало французов, германцев, итальянцев приобщилось. Были поляки - Врубель, Ционглинский, Рущиц, Добужинский, Дмоховский... Армянин - Айваз (Айвазовский). Греки - Куинджи, Химона... Много евреев: Левитан, Антокольский, Гинцбург, Бродский, Зейденберг, Аскназии, Сорин, Бакст (Розенберг), Фельдман, Анисфельд, Браз, братья Бенуа, Шагал, Серов (по женской линии)... Антон Рубинштейн, Ауер - много музыкантов. Писатели - Шелом Аш Минский, Осип Дымов... Кавказец - Сарьян. Грузины, татары, тюрки, латыши, буряты, эсты, литовцы - все народности целины российской принимали участие в разных областях художества. Сожительствовали мирно.

О чём говорим? Толкуем, как легко преодолевается поганый, вредительский шовинизм. По поводу моего листка "шовинизм" один здешний педагог раздумчиво заметил: "Увы, кажется, у нас есть шовинизм". Коли кажется, то изведите скорей этого клопа или, вернее, вошь тифозную. Редактор Бомбейского Еженедельника пишет: "Провёл прошлую ночь, читая "Радость искусства" с большою пользою. Надеюсь, со временем мир примет Ваши идеи и осознает, что мировые достижения красоты помогут преодолеть зло, которым сейчас мир так жестоко раздирается". Отчего "со временем", когда варварские бедствия гремят сейчас?! "Пока солнце взойдёт, роса очи выест".

Другой педагог - директор колледжа замечает: "Ваш очерк - мощный призыв об истинных ценностях. Это вызов нам, "пешим педагогам", представить такие ценности умам молодёжи, доказать, что будущее преодолеет механические мозги настоящего, - "потрясающая ответственность!" Тем не менее попытаемся. Ваш энтузиазм оживит наш иногда шаткий дух". О.С.Ганголи пишет: "Надеюсь, что Ваш блестящий зов принесёт "Радость искусства" сердцу индусов"...

Так-то так, но всё это надежды на какое-то будущее, которое должно свалиться "из голубого неба". Но ведь всё творится "руками и ногами человеческими" не в заоблачных высях, а здесь, на заплёванной, загаженной, окровавленной земле! А время таково, что ни дня, ни часа отложить нельзя. "Промедление - смерти подобно". Скажут, устали люди! Но ведь "если устал - начни ещё; если изнемог - начни ещё и ещё!!"

29 июня 1942 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г.
__________________________________________________


30 июня 1942 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку

30.VI.42
Родные наши,
Сейчас долетело письмо Зины от 11-го мая - спешу сейчас же ответить. Письмо Зины полно тяжкими анормальными сведеньями. Если положение вещей настолько прискорбно во всех отношениях, то представляется своевременным отложить АРКА и дела на послевоенное время. К тому же Вы сообщаете, что, вероятно, Вам придётся уехать из Нью-Йорка, так как Д. призывается. Какие же могут быть дела, когда один призывается, другие - на учёте Красного Креста и в любой момент могут получить какое-то назначение. Такие экстраординарные обстоятельства должны быть всюду приняты во внимание. Вы уже имеете письмо Е.И. о деле Корпорации, потому не буду повторяться. Добавлю лишь одно, что не может быть настолько предубеждённых, злонамеренных людей, которые не принимали бы во внимание таких небывалых обстоятельств. Но если они имеются, то эти люди просто преступники, во всяком случае, так назовёт их будущее.
Странно, что Редф[ильд] считает банду Эрнста порядочными людьми, но ведь он же знает от Вас, как те оперировали подложными документами и в то же время не принимали во внимание подлинных писем и доказательств. Упаси от таких 'порядочных' людей!

Насколько всё обстоит уродливо, доказывает описанная Вами статья о какой-то неведомой нам Эмме Гуро. Никогда о такой личности мы не слыхали, и можно лишь удивляться писателю, который произвольно поминает мое имя. Конечно, в конце концов, все такие легенды - чистейшая ерунда, но при известности избежать их невозможно. Много их было, и ещё больше их будет. Мы всегда Вам советовали действовать по местным обстоятельствам. Теперь, как Вы убеждаетесь, ближайшие соображения указывают на необходимость сокращения деятельности. Увы, культурная деятельность страдает в первую очередь. Но всё же так же, как и в первые века христианства именно в катакомбах окрепло Учение, так и теперь Культура пробьётся неожиданными и невидимыми проводами. Постоянно приходится слышать о прекращении полезных журналов здесь, и никто этому не удивляется.

Но в то же время возникают новые ячейки, которые с малыми средствами всё же продолжают поддерживать культурное дело. Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру, и Вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнетесь в разрушение. Разрушение Музея есть разрушение страны - будем помнить это во всех смыслах. Не буду обременять цензора длинным письмом. Когда будете читать это письмо нашим милым Катрин и Инге, то скажите им, что постоянно они в наших мыслях и живем со всеми Вами мысленно в нераздельном единении.

Сердцем и духом с Вами,
Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.

************************************************************************************