Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1902 г.
(май - август)

******************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

МАЙ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (10 мая 1902 г. СПб.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [Май 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (13 мая 1902 г., СПб.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (13 - 14 мая [1902 г., СПб.])
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (15 мая 1902 г., СПб.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [16 мая 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [17 мая 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (18 мая 1902 г.. СПб.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (19 мая [1902 г., СПб.])
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (20 мая 1902 г., СПб.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [29 мая 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (29 мая 1902 г., СПб.)

ИЮНЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [4 июня 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [Лето 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [Лето, 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [Июнь 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (11 [июня 1902 г., СПб.])
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [13-15 июня 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [14 июня 1902 г. С. Потерпилец.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [15 июня 1902 г., с. Потерпилец. ]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (24 (июня 1902 г.), с. Меглецкая]
Из воспоминаний Н.К. Рериха: И.Лазаревский. "Французский художник о русском искусстве". (Биржевые ведомости. 26 июня 1902 г.)

ИЮЛЬ
Хроника. НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ (Биржевые ведомости. 1902. 26 июля. ? 201.)

АВГУСТ
Художественная хроника (Биржевые ведомости. 1902. 3 августа)
Выписка из метрической книги о рождении и крещении Ю.Н. Рериха (3/16 августа 1902 г.)
Хроника. И.Лазаревский. Постоянная выставка современного искусства (Архитектурный музей. Агуст 1902 г.)
**********************************************************************************************


МАЙ

10 Мая 1902 г., СПб.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Приехал в СПб.*), а тут дождь и слякоть, и холодина ещё большая, чем вчера вечером. Приехал - а в комнатах пусто, и Мисеньки моей нет, и мне стало сейчас же очень скучно. Ещё и писать-то нечего, а написать уже хочется.

Мисенька, Ты такая хорошая, такая славная, и я Тебя ужасно люблю.
Посылаю счёт за мою дорогу. Проспал с 2 до 6 1/2 час. очень хорошо.

Посылаю ещё письмо Спицына - ведь, пожалуй, от раскопок не отказаться? Не знаю, можно ли Бобу послать одного на разведки? Может ли он? Напиши мне об этом; иначе буду говорить с Володей, а Бобу возьму лишь в виде вольноопределяющегося.

Мисенчик мой милый, Мисенчик мой славный, Мисенька - хорошая. Я пишу так, а сам представляю, что глажу Тебя - мою миленькую. Скоро ли Вы на почту пошлёте?

Пиши, радость моя!
Целую всех.

10 Мая 1902. Посылаю бандеролью сегодняшнюю газету.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/260, 1л.
______________________________
*) Летом 1902 г. Н.К. и Е.И. жили на даче Кунева на станции Окуловка Николаевской ж.д. - ред.
_______________________________________________________________
 
  
 

Сосенки (Окуловка). 1902.

[11-12 Мая 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Голубчик моя Мисенька, напиши мне, что Ты делаешь, как и что, а то мне скучно. Хорошо, что вчера Грабарь сидел до двух часов ночи, т[ак] что после него я прямо свалился в постель, а то бы было очень худо. Я вижу, что особенно скверно мне будет по вечерам.
 
  
 

Н.К. Рерих. Сходятся старцы. 1902.

Сегодня утром я писал 'Старцев' - теперь вместо большой передней фигуры - фигура поменьше и сидячая; вышло лучше, чем было - больше цельности, а то этот бедный, который всё шёл и не мог дойти, наскучивал.

Сейчас пишу в Обществе и потому не могу толком сосредоточиться. Грибы съел; не пошёл на 16-ю, а съел дома и ничего, худо не было. Вчера и сегодня погода мерзейшая, как-то у Вас там?

Сегодня, верно. будет неприятность с Курбатовым, ибо он всё настаивает на отпуске и сегодня надо будет с ним поговорить, а как на грех, Аркаши нет, и слышно, что в Понедельник он уже уезжает в Вятку.

Мама очень неохотно говорит о поездке Володи на разведки; опять разговоры, что все дети разъедутся и она одна останется; на это Боря сказал: 'дети разъедутся, а две собачки останутся - Боря да Изварка'.

Ходили ли ещё куда-нибудь? Был ли доктор и не было ли разговора об охоте? Посылаю Тебе марки.

Пришёл Аркаша, - расхлёбываться с Курбатовым.
Целую крепко
Н.Р.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/243, 1 л.
________________________________


13 Мая 1902 г. СПб.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е. И.

13 Мая 1902
Голубчик Мисенька.
Просто меня завалили работою - и Комитетские протоколы, и приглашения на Собрание, и на Акт, - он будет 19 Мая. Вчера был в Археологич. Институте. Думал, что удастся избежать этой экскурсии, но не тут-то было - из-за меня перенесли на 23-е, на Вознесенье, но т.к. я вовсе не рассчитываю из-за археологии не ехать к Тебе, то скажусь больным или по неотложным делам отлучусь из СПб. Чёрт с ними, археологами!

Конфликт Аркаши и Курбатовым, так разыгрался, что сегодня Аркаша пишет ему письмо, о том, что остаётся на лето в городе, чтобы прекратить всякие недоразумения. Когда-то это дело уладится!

В Среду вечером придёт ко мне какой-то господин от Ивашкевича, который просит, чтобы я начинил его разными художественными советами, нечего делать, придётся начинить. Я даже доволен, когда вечерами кто-ниб. есть у меня, не так скучно. Утром мажу большой холст 'Поход', замазал 4 арш. пастелью, вымазался и перемазал пол - страсть как!

Мама не пускает Володю ехать на разведки, придётся, чего доброго, отказаться, всё-таки от части предложенного. В Обществе идёт невероятная суета! Не дают приткнуться. Зарубин ходит в Буфф, а я не буду ходить, - сегодня встал в 8 1/2 час. и работал. Вчера было так тепло, так хорошо, и тем более хочется удрать отсюда к Тебе. Куда гулять ходите? Получаете ли газеты? Ведь уже Понедельн., а от Тебя ни строчки. Пиши Мисенька; нравится ли Тебе, что я так Тебя называю.
Всех целую.

Отдел рукописей ГТГ, 44/261, 2 л.
_____________________________


13,14 Мая [1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

13 Мая 12 ч. н.
Мисик - нехороший! Сегодня возвращаюсь домой, уж как надеялся получить письмо, где бы Мисик написал, как он живёт, ведь уже 4 дня прошло с моего отъезда, а не тут-то было, никакого письма нет. А мне так хотелось получить письмецо; я бы лёг в постель и несколько раз его прочитал. Неужели уже не скучаешь по Майчику?

Был сейчас у Сюзора по делу Общества. Тебе поклоны, удивляются, что Ты меня так скоро покинула. Нет, право! Этакий Мисик, переехал себе на дачу и забыл думать о Майчике. Мисенька, Лада, напиши мне хорошенькое письмо.

14 Мая.
Мисику - 2 за поведение; и сегодня утром нет письма, - это свинство. Что с Мисиком случилось?
Ужасно жалею, что вчера мне нужно было быть в Обществе, а то бы на 3 дня можно было опять уехать.

Меня навещают молодые дамы. Сегодня в 12 1/2 ч. звонок, - является Е. К. Маковская из Вены. Говорит, что мои картины в Вене произвели на неё такое впечатление, что она даже хотела писать мне, но не знала адреса. Наговорила кучу комплиментов, просидела 1/2 часа; сегодня опять уезжает в Вену.

Мама возвратила мне квитанцию в задатке за коляску, ибо без хозяйки магазина ей ничего на неё не выдали и говорили, что это потому, что мы, де, и раньше должны были видеть, что корзина кривая, а если бы она была прямая, то эта вещь стоила бы не 40, а 75 руб. Мама нашла у этой коляски ещё дефекты, а именно - она легко валится на бок и не может поворачиваться, ибо колёса заходят друг на друга.

Сегодня утром болел зуб, - видно всё-таки придётся к доктору идти.
Поход уже весь замазан и выходит не худо. Сейчас принесли подрамок для 'создания'. Положительно, я нашёл свою манеру работать, а именно, сразу гнать несколько картин, в перегонку. Дай-то Бог, дать в будущем году хорошее художественное сражение; как это нам необходимо!

Миленькая, напиши письмо, ведь 5 день кончается, а от Тебя ничего нет.
Целую Мульку и Сану. Верно, теперь уже все свои юбки перемерила. Прилагаю ведомость расходам.

Выставка в Москве закрывается 14-го, сегодня, т.ч. к концу месяца дивиденд получится.

Целую моего Мисика очень крепко. Хв. уже...
Н.
14 Мая.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/445, 1 л.
________________________________


15 Мая 1902 г.[ СПб.]
Письмо Н.К. Рериха к Рерих Е. И.

15 Мая 1902
Голубчик Мисик.
Выходит совсем свинство! Не случилось ли чего? Всё ли благополучно?
Напиши скорее в чём дело.
Целую всех, не уверен, доходят ли мои письма.
НР.
.
Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/262, 1 л.
________________________________


[16 Мая 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Четверг вечером
Миленький мой Мисик, никогда так скучно не чувствовал я себя в СПб. Выехать, пожалуй, в Субботу не придётся, ибо после Пятницы будут французские бумаги и писанья Её Высочеству. Тогда справлюсь ехать в Воскресенье. Завтра Комитет, - не знаю, как пройдёт он, хотя ничего особенного не ожидаю.

Сегодня пришёл Богданов-Бер[езовский] в канцелярию и спросил, что меня сегодня, конечно, не будет. Эта скотина прямо глумится. Сегодня был у Сюзора - не застал дома: жена его очень Тебе и Мульке кланяется. Сегодня купил у Венцеля - вышло на 6 р. 50 к. Дал Лизе 11 р. Мисик мой, я Тебя очень, очень люблю и хотел бы уехать к Тебе сейчас же, а тут сиди в дурацком помещении.
__________
Пятница
Я был очень обижен, не получив от Тебя ни вечером Четверг, ни в Пятницу утром письма.
Пусть Фёдор вёе-таки выедет в Субботу к скорому, а потом в Воскресенье, ибо хочу приехать как можно раньше, но не знаю, когда вырвусь. Настроение у меня неважное.

Целую крепко моего нехорошего Мисика, который не догадался вечером в Среду послать Фёдора или Володю с письмом на станцию. Мисик мой милый, хороший, дорогой мой, любимый.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/395, 1л.
_______________________________


[17 Мая 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Спасибо за письмецо, Голубчик Лада,
- калоши непременно привезу, лампу тоже. Я думаю, что выеду не вечером в Среду, а с почтовым поездом, т[ак] ч[то] буду на месте в 9 час. в. А археологи, пускай с носом остаются. Не везёт мне с отправкою - сегодня получил повестку, что картины, посланные Мекку 9 Апреля, не приняты получателем, - что сей сон значит? Не исковеркали ли их дорогой?

Вчера написал Спицыну, что никого пригодного для разведок не имею и потому взять все три района не решаюсь и взял бы лишь Боровичи, по Мсте.
Вчера Курбатов, устроил невероятную штуку - сказал, что он до конца месяца не останется, а возьмёт за 1/2 месяца, потом 8 руб. за экстренный переезд в СПб. и 5 руб. на непредвиденные расходы. Мы так и скисли!
Зарубин предложил Аркаше дать ему ещё 50 к. на извозчика. Так или иначе, с Курб[атовым] покончено. На июль за Аркашу остаётся Лазаревский.

Замазал уже 3 холста, переделал рамку к Городку, сделал уже и стёр золото, до натурального дуба, вышло теперь очень [слово зачёркн.- ред.] (не могу оставить такое неэстетичное слово) красиво. Сегодня я с удовольствием могу сказать, на 16-ой [линии], что получил письмо от Тебя, а то уже 3-ий день мама спрашивает, какие известия?

Непременно поищу новую книжку для переводов.
Сейчас собрал Тебе газеты за 3 дня. Вчера не получая письма, я весь день до вечера беспокоился.

Лиза спрашивает, куда занавеси отдать?
Как бы я бросил все здешнее и приехал к Тебе. Открыли ли ещё какие-ниб. красивые места?

Целую толстеньких*).
Н. Р.
Летят ли по вечерам вальдшнепы?

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/242, 1 л.
_______________________________
*) Елена Ивановна ждала рождения первенца. - Ред.
_______________________________________________


18 Мая 1902 г., СПб.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

18 мая 1902
Голубчик Лада, ох как затормошили Твоего Майчика. Третьего дня до 7 час. в Бюджетн[ой] Ком[иссии]. Вчера от 1 до 5 1/2 - Комитет и утверждение экзамена по Школе, сегодня ужасно спешное всякое писанье от 11 час. до 6 час. Завтра надо быть в Обществе уже к 11 час. В 2 час. Акт. Во Вторник Комитет. А зато в Среду либо в 3 часа, либо в 12 1/2 выеду к моему Мисику. Я ведь по Тебе соскучился. Мне хочется обнять Тебя, хочется погладить, хочется поговорить и поцеловать Тебя. А в квартире пусто и закрыто.

Вчера допрашивал Грабаря, что бы следовало перевести, и он посоветовал Уистлера и сказал, что знает и издателя, если бы был перевод. Попробую достать эту книгу и привезу Тебе. Сейчас Дягилев прислал ещё одну фотографию и просит ретушировать её.

С археологией устроился так, что взял себе один район около Боровичей и мне сказали: что бы и сколько бы я ни израсходовал, всё будет возмещено Обществом. В Понедельник пишу извинительные письма Покровскому и Веселовскому о том, что по непредвиденным обстоятельствам должен отлучиться из города и потому не могу быть на экскурсии, и чёрт с ней!

Ты вот может быть не поверишь, что говорю искренно, а право, уже миновало для меня время дешёвой популярности. Скучна она! Вчера Грабарь предложил мне, что он спишется с Мюнхеном и предложит устроить мою отдельную выставку с провозом туда и обратно на их счёт. Это ведь недурно будет. Я подсчитал, что в будущем сезоне у меня наберётся до 60 вещей выставить. Подсчитал и сам такой цифре изумился; сколько, мол, дряни за жизнь успел натворить.

Везу калоши Тебе и жду списка поручений. Сегодня получил деньги за Апрель из редакции, а других поступлений ещё не было. Статья о Кормоне не пошла. Сегодня я предложил в редакции переделать для журнала некоторые из моих прежних статей, приняли предложение. В дождливый день можно будет кое-что сделать.

Аркаша завтра уезжает, сейчас пил чай у меня. Говорили про Архипа, про вечную историю отцов и детей, про его желание нас рядить в слюнявники. Аркаша влюблён в свою ученицу.

Мне кажется, что завтра будет Твоё письмо. Мисик, голубчик, Ты люби меня, очень люби, я вон всё о Тебе думаю, экономлю деньги, нигде не был (а Зарубин вчера в Буффе был). Я у Тебя буду хорошим, а Ты меня люби и приласкай меня. Мне хочется, чтобы Ты меня очень ласково встретила, это так приятно. Смотри, этого места не прочти Мульке. Целую толстеньких.

Ещё расходы:
2 р. 20. :::обед
1 р. ::::..извозчики
1 р. ::::.Андрею на уголь и лак.
80 к:::: извозчики.
1р. 50:::.. калоши
9 р. ::::..вырезки из газет

Люблю Тебя, очень, ужасно и целую Тебя всю и там и здесь.
Н.Р.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/272, 2 л.
________________________________


19 Мая [1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха Е.И. к Рерих Е.И.

19 Мая
Только что хотел отправить своё письмо, как получаю Твоё, такое хорошее. Спасибо за него моя радость.
С каким поездом выехать зависит от Нечаева и Сюзора, а мне-то конечно пораньше бы!
Милая, славная, хорошая, радость моя - целую крепко.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/244, 1 л.
_______________________________


20 Мая 1902 г. СПб.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е. И.

20 Мая 1902
Милая, радость моя Лада - со мною Рейтерн сделал свинство, настоял на назначении Комитета в Среду в 3 часа т. е. как раз, когда я собирался уже выехать из СПб. Придётся выехать вечером, но поеду всё-таки с 11 1/2 поездом, а Ты не вставай, но поспи эту ночь без Мульки - я приеду и прямо пройду к Тебе. Если Ты меня встретишь неласково, то мне будет ужасно скверно.

Господи, как бы я наплевал на это го-е Общество!
Посылаю газеты и ужасно люблю Тебя. Твой
Майчик

Вчера обедал с Лазаревским в Павловске и с великим наслаждением дышал свежим воздухом.
Летят ли вальдшнепы?

Отдел рукописей ГТГ, 44/263, 1 л.
________________________________


[29 мая 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Мисик милый, дорогой мой, вчера проезжая мимо дачи я выглянул в окно и мне показалось, что одно окно как будто светилось. Неужели в 2 часа ещё не всё было потушено. Уезжаю на 4 дня, а мне как-то скучно, словно уехал на месяц.
______________
Утром 9 час.
Сейчас еду к Принцессе. Доклад будет длиннейший. Тороплюсь, ибо хочу хоть несколько строк послать Тебе. Вчера был Грабарь, советовался насчёт издания Ист[ории] искусства; сегодня вечером буду в Ред. 'Мир Искусства', у них там по этому же поводу собрание, и Грабарь меня пригласил.

Надо у Принцессы устроить, чтобы памятник*) осенью освящали.
Мисик, Ты думал ли обо мне вчера вечером? А я думал в половине 12-го. Мисик милый, Мисик хороший, как мне хорошо сознавать, что обо мне Мисик думает. Ведь я Тебя правду так хорошо люблю. Завтра ещё денёк, а там и у Мисика, прямо к Мисику в постельку. По-видимому, можно будет, чтобы не ехать на Преображенку. Дай Бог теперь с делами в Обществе к 15 Июня справиться. Крепко, крепко целую Мисика и жду сегодня письмецо от него. Вчера я мысленно очень ласкал Мисика.

ОР ГТГ, ф. 44/449, 1 л.
_____________________
*) Речь идёт о памятнике на могиле Д.В. Григоровича - ред.
____________________________________________________


29 Мая 1902 г., СПб.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е. И.

29 Мая 1902
Мисик, Лада моя хорошая. Был я у Принцессы, - она, оказывается, ожидала меня в Понедельник, а мне и не сказали. Была ужасно мила. Поговорили: 1 1/4 ч., а до доклада и не добрались, так он до осени и остался. Показывала мне свои акварели. Сказала, которые места в Домовичах ей больше нравятся, (значит нужно будет их написать и ей поднести, - не худо будет). Пришла в восхищение от моей серии картин, очень интересовалась их увидать.

Сейчас иду к Дягилеву. Теперь 8 час., а в 5 час. мне почему-то ужасно скучно сделалось, уж не нездоровится ли Тебе, мой голубчик. На улице проливной дождь и холодно, верно, у Вас точно также. Сегодня мама спрашивала, когда к ним поеду, а я сказал, что приеду поохотиться, что верно они к 20 Авг. не уедут с дачи. Она сказала: "Ну не знаю". Ну да может сердиться, сколько будет угодно, а я всё-таки теперь не поеду. Сегодня она дала чек на 250 руб., завтра их получу. На раскопки всё-таки прислали 79 руб. Дивидент мой будет 117 руб. Жалованья ещё привезу 200 р., теперь заплачу жалованья Лизе - 9 р. и Андрею - 5 р.

Мисик, хорошо даже мелочи писать человеку, который всем моим интересуется. Ну, кому я кроме Тебя нужен? И мне как-то хочется подле Тебя всё лучше и лучше делаться, но не лучше в общем смысле, а для Тебя. Я как-то чувствую себя уже отъезжающим к Тебе, сейчас велел Андрею билет на 8 час. поезд взять, а Лизе купить зелень и прочее.

Целую моего Мисика очень, часов в 12 опять буду думать.

28 Мая
Извозчик:::1р. 20 к.
Ещё расходы:
29 Мая
На фиксатив и на карандаши:..4 р.
Извозчик::..2р.80 к.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/264, 1 л.

*****************************************************************

ИЮНЬ

[4 июня 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

2 1/2 часа, вторник
Дорогой Мисик, пусто и серо в городе. Дождь идёт, в вагоне я спал плохо. Приехал, утро писал Лодки. Был в редакции, видал Добржинского; он говорит, что Нина Алекс[андровна] получила развод, а Стёпа сдал два экзамена и сдаёт третий. А телеграмму-то в Веве так и забыли отправить?

В Обществе ни души, и мне тоже хочется убраться из него к Мисику. Мне скучно, Мисик, возмутительно скучно!
___________________________
Был у мамы, сестра едет лишь в Пятницу. Как мне не хочется ехать в Преображенку, тем более, что через Тосно нельзя и придётся возвращаться в СПб. и сейчас на Ник[олаевский] вокзал. Всё-таки попробую отвязаться от этой поездки.

Сегодня ожидаю Твоего письмеца, милый мой Мисик, не надо нам уезжать друг от друга, выходит нехорошо и Тебе, и мне.

Целую Тебя крепко, крепко. Моего славного, любимого Мисика.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/271, 1 л.
________________________________


[Лето, 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н. Рериха к Рерих Е.И.

Нечаев приехал.
Четверг, утро

Милый Мисик, вчера был очень неприятный для меня день. И Сюзор и Китнер набросились на меня, зачем я уехал, что тут всё неблагополучно. Марсеру уехал за границу, не оставив сведений о франц. выставке. Боткин без меня кричал в Обществе, что я его наказал на 1200 р. - что каталог надо перепечатывать. Видно, с этого места никуда не уйдёшь.

Куинджи даже советовал всем переехать в город, но потом согласился, что лучше пораньше вернуться. Очень расспрашивал о Тебе, говорил как бы Тебя не напугали одну без меня воры или что-л. такое. Сетовал, что далеко заехали на дачу.

Зарубин написал Лазарев[скому] письмо с обидою на меня, что я перешёл к Дягилевцам, и ради них кувыркаюсь моим талантом. Сегодня пойду к Свиньину, авось хоть он скажет ч.-ниб. утешительное.

Посылаю письмо Вари; к ней идти нет времени, да из-за одной корзинки и не стоит.

Пожалей, Мисик, бедного Майчика! В атмосфере Общества есть что-то проклятое. Насколько в деревне и подальше от СПб. лучше, а тут человеком-то перестаёшь быть. Один у меня Мисик, для которого живу, которого люблю и Мисик тоже должен всегда любить меня. Иначе же что же будет?
Целую крепко, крепко. Как здоровье?

Не купить ли мне крестик в Петербурге?

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/246, 1 л.
_______________________________


[Лето 1902 г., СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Дорогой, милый, хороший Мисик,
спасибо за письмо, мне так необходимы Твои письма. Люблю Тебя хорошо, сильно люблю и всё сделаю для моего Мисика. Вчера вечером и сегодня утром в поте лица зарабатывал Этнограф[ический] Музей. Свиньин держал меня до 3-х ч. н[очи], а сегодня я провожал его в Петрозаводск. Говорит, против меня очень многие, граф И. И. навязывает ему Борисова, Шмарова, Кандаурова, но что, во всяком случае, он даст мне большой зал, где 2 картины по 16 саж. и 4 поменьше, - есть где размахнуться. Разговор длиннейший, - в письме не уписать его.

Эти дни совсем плохо работается и плохо думается - надо в деревню к Мисику. Сегодня еду в Преображенку с Авг[устом] Андр[еевичем]. По Обществу много дела. Сделал покупку у Елисеева. Заказал рамы - завтра вычислят стоимость.

Сейчас надо писать массу писем: Сюзору, Озаровскому, Яремичу и др. - все по Обществу.

Целую Мисика крепко, крепко. Передай аппарат Бобе. Всем поцелуи.

Вчера просто измучил меня Свиньин, что ему передают, что я его надуваю, отношусь к нему вовсе не хорошо и т. п. Потом часа 1 1/2 читал про свой инцидент - ну да для такой вещи как Музей можно и пострадать - ведь это памятн[ик] на всю жизнь.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/452, 1 л.
______________________________


[Среда. Лето 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Среда. 1 час. дня.

Дорогой мой, славный Мисинька, хочу написать несколько слов Тебе, авось пойдёт с 3 час. поездом. Как пусто и скверно в Питере, дождь моросит, холодно. Что-то Мисик там делает? Вчера приехала мама в город, сегодня завтракал у ней. Говорили о высоких сенях; она говорит, что это может быть очень выгодно из-за сада, ибо у Берхмана сад небольшой, а он от 500-950 ежегодно получает. А Проф. Овсяников из именья около Луги в 15 десятин выручает от 7.000 до 9.000 чистого дохода.

В Обществе пусто; Лазаревск. ещё не приехал. Воздух прокислый и дохлый.
Вспомнил, что надо ещё чайник купить, попытаю без образца. Мама удивляется, почему Лиза не может варить здесь варенье. Бессараб. вишня по 8 коп. фунт (корзина в 30 фунт.). Владимирская вишня будет дней через 5. Знаешь, Мися, мне всё так противно здесь, - точно совсем иным человеком становлюсь. Я Тебя Мися очень очень люблю. Если бы нам с Тобою уехать из СПб.

Кто-то идёт... Целую крепко, крепко.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/448, 1 л.
_______________________________


11 [июня, 1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

11-го, Вторник.
Милый, дорогой, славный Мисик,
опять я сижу в Обществе и так опять хочется мне вырваться из СПб., что даже и картины не хочется писать. Как мне дорого, что Мисик любит меня. Знаешь Мисик, мы будем счастливы, мы пойдём рука об руку, поддерживая друг друга, пойдём: я для Тебя, Ты для меня.
________________________________________________

Сейчас был Боткин и совершенно меня не утешил, сказал, что может сделать Комитет в Пятницу или во Вторник. Чем это пахнет? Ведь до Пятницы ещё ничего не получится. Пришёл Грабарь, придётся с ним обедать идти.
________________________________________________

Вторник, вечер
Мне скучно, Мисик, так мне всё здешнее надоело, так мне хочется к Тебе. Алекс. Н. Бенуа хочет меня познакомить с Теляковским, мол, не худо бы мне сделать обстановку для 'Рогнеды' и 'Млады'. Ему заказаны декорации к 'Gotterdammerung' 1 - пойдёт в буд. сезоне. Коровин делает декорации к Руслану.

Но всё это неинтересно, а важно то, что для Мисика я, кажется, Бог ведает, что только сделаю.

Господи, неужели до Вторника из СПб. не выбраться? - да это просто мученье. И мне-то скучно, да и Мисик ещё, пожалуй, поплачет! Жалко Мисика! Ты мне напиши письмецо ласковое и хорошее, я так люблю их от Тебя получить. Ведь Ты для меня дороже всего на свете. Мне скучно, скучно, скучно. Мисика люблю люблю люблю люблю люблю......................
_______________________________________________

Пришли записку покупок из синего пиджака.
Антокольская взяла за 7 пломб 14 рублей, по 2 рубля за пломбу.
Косоротов прислал странное письмо, посылаю его. Сохрани для адреса. Что это значит? Вот так тип!
Ведь купить надо было:
5 бут. пров. м.
3 пуд. сахарн. песка
1 пуд колот. с[ахара].
1 ф[унт] франц. муки

Целую Мисика крепко, крепко.
Пожалей Майчика.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/199, 1 л.
_______________________________


[Лето.1902 г. СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Дорогой мой Мисик, сижу в Обществе, очень болит голова и скучно и работалось сегодня неважно. Посылаю письмо от Варв[ары] (правда, какой-то стран[ный] тон?) и письмо Косоротова.

Знаешь, Г. П. Анненков разбогател. Без копейки денег фиктивно купил именье в Крыму за 160.000 руб. и через две недели продал его за 280.000 руб. Какую разницу получил-то? Кроме того, остаётся пайщиком, делают из именья всякие операции и должен выгадать ещё 400.000. Вот как делают люди дела!
______________________________________________________________
Пришёл Архип в Общество, сидел часа 3. Отказался крестить, говорит, что в жизни ни разу не был ни шафером, ни крестил. Кого, как Ты полагаешь, Авг[уста] Андреев[ича]?

Я так скверно чувствую себя с Архипом, что и сказать не могу. Надо, надо нам придумать толком, как держать с ним себя. Всё-таки он так ко мне расположен, что у меня язык не поворачивается заикнуться о выставках. Это будет скверный разговор, - Ты помоги.

На Понедельник Сюзор назначил Бюджетную Ком., а во вторник будет Комитет и как они хотят, а во вторник в 8 час. я уезжаю.

Мисик мой славный, мой милый, завтра жду письма от Тебя. Целую Тебя крепко, крепко, всю. Плохо работается. Хочется к Мисику. Ты без меня больше не уезжай.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/453, 1 л.
________________________________


[Июнь 1902 г. Село Потерпилец. Новг. губ.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Мисик, остановились ночевать в 3 верстах от Боровичей, село Потерпилец. Место красивое.

Доехали хорошо. Погода хороша. Но есть тучи - назавтра.
Именье Гверистянка, где думаем найти ночлег - прелесть. Пустит ли управляющий, не знаю.

Целую крепко, крепко.
Тороплюсь послать с обратным ямщиком.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/451, 1 л.
________________________________



[15 Июня 1902 г. СПб.- по штемпелю на конверте]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е. И.

Почтовый конверт, на штемпеле дата: 15 Июн. 1902. С. Петербург.

Николаевская жел. дор. Станция Окуловка
Дача Кунева
Ея Высокородию Елене Ивановне Рёрих
________________________________

Дорогой мой Мисик, пишу из Потерпильца. Ночь провели скверно; напали клопы, и мы должны были в 1 ночи уйти на улицу, ходили по дождю и больше не спали. Копали сегодня; нашли только золу.

Утром завтра (в Понедельник) выезжаем в Мошлицы, а затем на Мошинский погост. Остальное всё ладно, но сегодня мы бродим сонные и вялые - после неудачной ночи.

Место очень красивое - Мста широка. Целую Мисика крепко, крепко всю. Как бы хорошо, если бы и Мисик здесь побывал. В будущий Понедельн., пожалуй, вернёмся, надеюсь.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/265, 1 л.
_______________________________


24 [Июня 1902 г.] Ст. Меглецкая.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Е.И. Рерих Е.И.

24-го, Понедельн., 8 веч.
Сидим на Меглецкой станции - не дают лошадей. Завтра в самом дальнем пункте нашей поездки в Мошинском. Сегодня ночевали у незнакомых людей - много комичного.

Сейчас ехали по сквернейшей дороге - устали. Раскопка неважная, вещей не нашли. Хорошо, что дождь щадит, Бобина фуражка упала в лужу, пришлось стирать.

Хотя и сопряжено с трудн[остями], но хорошо бы Тебе, Мисик, так поездить по Руси.
Что Ты делаешь? Ждёшь ли Майчика? Я стремлюсь вперёд невероятно, спроси Бобу потом.

Всё-таки сговорился о лошадях, и сейчас поедем ещё дальше за 12 верст, - хотя бы ночью туда приехать.

Целую моего славного Мисика крепко, крепко. Уверен, что если бы Ты увидала, какой я энергичный, то порадовалась бы.

Будущий Понедел. вернёмся.
Сегодня сделаем 60 вёрст на лошадях.
Сейчас Боба потерял мой нож и пошёл искать его, но, верно, кланяется.

Славный, милый, хороший Мисик - люблю Тебя.
Мульку целую.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/236, 1 л.
_________________________________


***********************************************************************************************

Из воспоминаний Н.К. Рериха (Июнь 1902 г.):

Ив. Лазаревский.
ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК О РУССКОМ ИСКУССТВЕ

Имя Фернана Кормона, автора знаменитого "Каина" в Люксембургском музее и наделавших столько шуму композиций и фресок в Сен-Жерменском музее, парижском Hotel de Ville и т.д., пользуется большой известностью и у нас в России. Ф. Кормон - это один из даровитейших современных художников во Франции: превосходный рисунок, мощный колорит и удивительно оригинальная общая трактовка его работ создали ему тот громадный успех, которым он теперь пользуется. Ф. Кормон знаменит также как замечательный наставник в живописи; к нему со всех концов Европы собираются молодые художники, и в его мастерской можно встретить на его воскресных утренниках и француза, и турка, и чеха, и англичанина, и русского, и даже немца. Недавно мне пришлось услышать кое-что интересное об этом художнике и об его взглядах на русское искусство и вообще на Россию от молодого художника Н.К. Рериха, который, работая в Париже, пользовался советами и указаниями Кормона.

"Мне сулили, - рассказывает Н.К. Рерих, - услышать от Кормона много совершенно неожиданного и о русском искусстве, и про Россию. Приехав в Париж, я поспешил к нему на гае d"Aumale, в его мастерскую. Мы быстро познакомились; я показал Кормону свои рисунки и эскизы и получил много веских замечаний. В это время Кормон уже не стоял во главе ученической мастерской в Clichy; там руководил художник Humbert. Я с сожалением заметил, что хотел поучиться у него, но, по-видимому, не смогу исполнить своё желание, благодаря его уходу из мастерской. Кормон поспешил успокоить меня, пригласив бывать у себя по воскресеньям, когда он всегда будет рад дать мне совет и указания. И прибавил при этом: "А работать, - так работайте, где хотите, хоть у того же Humbert; ведь всё равно где сидеть за мольбертом, лишь бы была натура". Как далёк показался этими словами мне Кормон от большинства наших профессоров, так ревниво охраняющих своих учеников по своим мастерским.

"Придя в ближайшее воскресенье, - продолжал Рерих, - я застал в мастерской много народу; были тут ученики разных мастерских и Ecole des Beaux Arts, и начинающие, и уже пожилые, известные художники. Я показал Кормону свои рисунки, он тотчас стал распекать меня за тушёвку, так как за ней, по его словам, как за красивой мишурой, пропадает самое дорогое, самое характерное. При эскизах Кормон подозвал всех присутствующих: "Voyons, voyons, я покажу вам что-то русское! - воскликнул Кормон и прибавил, обращаясь ко мне, - вот работайте в Париже, но своего-то не забывайте; не забывайте, что вы слишком рафинированы (que nous sommes trap raffinnes), а у вас, русских, ещё громадный запас новых слов". Когда заговорили о русском отделе на последней Всемирной парижской выставке, то обнаружилось, что Кормон очень заинтересовался работами В. Серова, Коровина и Малявина и его знаменитыми "Красными бабами".

"Из расспросов - кто такой Малявин, сколько ему лет, как он работает, видно было, что Кормон возлагает на Малявина немалые надежды. Услыхав, как большинство из нашей Академии относились к картине Малявина и многому другому, Кормон не удержался, чтобы не отозваться обо всём словом довольно-таки резким. Вообще я вынес такое впечатление, что Кормон о России знает многое смутно, но отводит ей особо важное место и ждёт новое от наших русских художников и завидует России и русским, сравнительно ещё так много нетронутой природы и непосредственности в жизни народной. "У вас, в России, так много прекрасного и характерного, и ваш долг, русских художников, почувствовать и сохранить это", - вот подлинные слова Кормона.

"Трудно допустить, - закончил Н.К. Рерих, - чтобы человек, такое долгое время стоявший во главе многолюдной мастерской, в сущности, скептически относился к общей классной работе. А между тем, Кормон относится именно таким образом. Помню, как-то у Кормона говорилось о разнице в рисунках, сделанных дома, наедине, и в общей мастерской, на народе: первые рисунки почти всегда бывают смелее, характернее и со скромною штудировкою чего-либо заинтересовавшего, а вторые - часто приводятся к какому-то общему для мастерской знаменателю, шаблону, а если и появляется в них смелость и шик, то напускной и пошловатый. Характерны слова Кормона, которые как сейчас помню: "Если средства и силы позволяют, надо работать наедине. Правда, из такой работы может ничего не выйти, но зато если выйдет, то что-то очень хорошее; а в искусстве надо уметь рисковать. Я лично не могу работать при других. Все мои работы в мастерских - это просто чепуха (blague), там я больше проказничал. Я стал серьёзно работать, лишь когда остался один. Общая работа всегда вносит незаметное подражание и забывается индивидуальный стиль, т.е. самое дорогое в искусстве. А главное, надо вообще поменьше слушаться в искусстве".

Как было бы хорошо, - добавим от себя, - если бы и наши профессора Академии художеств придерживались бы таких же взглядов!

Биржевые ведомости. 1902. 26 июня/ 9 июля. ? 171.

****************************************************************************************


ИЮЛЬ

Хроника
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ

Императорским Русским археологическим обществом уже довольно давно предпринято всестороннее археологическое изучение Новгородской области, как одной из наиболее важных и интересных в России и притом одной из наиболее богатых добываемыми при раскопках предметами древнего мира.
В течение нынешнего лета Русским археологическим обществом было поручено произвести исследования и раскопки в Боровическом, Крестецком, Демянском и др. уездах Новгородской губернии членам общества: В. Глазову, известному исследователю Псковской губернии, художнику Н. К. Рериху, исследователю Петербургской и Новгородской губерний, и В. Орешковичу, Макаренко и др.

Среди исследований и раскопок, как нам сообщают, имеют большой интерес и значение в археологическом отношении курганы, открытые на побережье озера [Шерегодро], находящегося неподалёку от суворовского села Кончанское, Боровического уезда. Раскопки этих курганов дали до сих пор неизвестные памятники погребения каменного века, с так называемым трупосожжением на материке; тут же найдены кремнёвые орудия, многочисленные и довольно-таки разнообразные образцы гончарного производства и, - что представляет собой особенный интерес и значение, - ряд поделок из янтаря: привесок, амулетов, бляшек и т. п. украшений. Эти курганы все исследованы художником-археологом Н. К. Рерихом.

Вся эта богатая коллекция, по всей вероятности, будет демонстрироваться исследователем на одном из собраний членов общества.

Биржевые ведомости. 1902. 26 июля /8 августа. ? 201.
***************************************************************************


АВГУСТ

ХУДОЖЕСТВННАЯ ХРОНИКА

В настоящее время идут деятельные работы в бывшем помещении Археологического института, принадлежащем Русскому музею Императора Александра III: помещение это значительно расширяется, пробиваются стены для совмещения нескольких комнат в большие залы, поднимаются потолки и т. д.; в этом здании будет размещён вновь организуемый этнографический отдел.

Внутренняя отделка этого помещения будет представлять собой очень много интересного, так как каждое зало будет украшено декоративными панно, соответствующего содержания. Как нам сообщают из достоверного источника, эти панно будут написаны нашими молодыми художниками, достаточно хорошо известными своими работами, - А. А. Борисовым, Кандауровым и Н. К. Рерихом. Все работы ведутся под руководством архитектора Свиньина.

Биржевые ведомости. 1902. 3/16 августа. ? 209. ___________________________________________

3/16 августа 1902 г.
ВЫПИСКА
из метрической книги Новгородской епархии, Валдайского уезда Бологовской Покровской церкви, за тысяча девятьсот второй (1902) год, о рождении и крещении у Николая Константиновича Рериха сына Георгия.

Число родившихся мужского пола 188-й
Рождение - 3 августа.
Крещение - 14 августа.
Имя - Георгий.

Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания - Художник, с правом на чин Х-го класса, Николай Константинович Рерих, жена его Елена Ивановна, православные.

Звание, имя, отчество и фамилия восприемников -
Князь, Предводитель Вышневолочского дворянства,
Статский советник Павел Арсениев Путятин
и вдова С.-Петербургского нотариуса Мария Васильевна Рерих.
Кто совершал таинство крещения - Священник Александр Скородумов с псаломщиком Петром Фелициным.

Источник: сайт: Е.Б. Герман. Страницы жизни Ю.Н. Рериха.
______________________________________________________


Хроника.
Ив. Л[азарев]ский
ПОСТОЯННАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

В доме под номером 33-им по Большой Морской, как раз против Императорского Общества поощрения художеств, заметен в бельэтажном помещении деятельный ремонт. Это спешно приготовляется помещение для новой 'постоянной выставки современного искусства'.

Выставка эта, вызывающая немало толков и пересудов в художественных кружках, несомненно, явление чрезвычайной важности в современном искусстве. <...>

'Постоянная выставка современного искусства' представит собой нечто в высшей степени оригинальное. Там всё, начиная с отделки, кончая последним гвоздиком, - всё строго обдумано и выдержано. Ничего лишнего, что могло бы отвлекать понапрасну внимание от самого существенного - от того, что будет экспонироваться; там всё просто, спартански просто, но в то же время вполне художественно, оригинально и интересно.

По своему характеру новоорганизованные выставки представят собой также нечто новое и неожиданное: выставка будет меняться каждый месяц и посвящаться лишь одному какому-либо художнику; выставлять будут не только готовый к выставке материал, но также и этюды, эскизы, рисунки, даже наброски того или другого художника, русского или иностранного, и таким образом вводить публику, в известной степени, в интимную жизнь художника; мне думается, что это последнее особенно важно. Дело в том, что большинство упорно думает, что наши молодые художники поголовно не умеют рисовать и нарочито придумывают, по их мнению, 'разные трюки', дабы скрыть этот недостаток. Так вот пускай, по домашним рисункам и наброскам художников, публика убедится в том, что молодые художники владеют рисунком изящным и очаровательным.

Вот перечень художников, что примут на первое время участие в выставке: А. Н. Бенуа, И. Э. Браз, Н. К. Рерих, К. А. Сомов, из иностранных художников группа неоимпрессионистов: Виляр, Валлетон, Боннар, Морис Дени и т. д.
Кроме художников-живописцев на новую выставку будут приглашены представители современного графического искусства - литографии, офорта, гравюры на дереве и т. д. Собственно под художественную выставку будет отведено лишь два зала.

<...> часть выставочного помещения будет отведена под выставку образцовых обстановок; обстановки будут исполнены по проектам иностранных и русских художников, как, например, Л. Бакста, А. Л. Обера, И. Грабаря, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Е. Е. Лансере, Л. А. Шервуда.
Мне думается, что такие образцовые обстановки могут иметь немаловажное значение в деле облагораживания вкуса публики и заставить её потребовать и в предметах повседневной необходимости художественности и красоты; с другой стороны, они несомненно дадут идеи многим нашим мебельщикам, снабжающим наши квартиры шаблонно-однообразной дрянью или копиями, не всегда удачными, из иностранных журналов и сборников. Ощущается осязательная потребность в нашем обществе более изящной, более интересной комнатной обстановки, чем предлагаемая разными магазинами случайной мебели, где всё сведено по одному шаблону к одному типу, будь то в 'старом' вкусе, будь то в 'новом'. Но где прикажете удовлетворить этой потребности? Кроме двух или трёх магазинов, где цены неимоверно высоки, вы ничего не найдёте указать.

Поэтому ряд выставок 'образцовых обстановок' несомненно принесёт немалую пользу, двинув вперёд дело обстановок наших квартир.

Из всего того, что я говорил в этой моей статье, думается, совершенно ясно видна та польза, которую можно и должно ожидать от 'новых постоянных выставок современного искусства'. Совершенно лишнее, пожалуй, отметить то обстоятельство, что эти выставки далеки от материальных расчётов. Всё новое дело, возникающее по инициативе художника и критика И. Э. Грабаря, обязано своим существованием кн. С. А. Щербатову и В. В. фон Мекку, с отзывчивостью отнёсшихся к новому художественному предприятию. ...

Архитектурный музей. 1902. [Август.] Вып.VI. С. 69-70.
_______________________________________________