Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1927 г.
Улан-Батор-хото
(июль - декабрь)
********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ИЮЛЬ
Из дневника Н.К. Рериха "Сердце Азии" (28 июля 1927 г.)

АВГУСТ
Из дневника Н.К. Рериха "Сердце Азии" (19 июля 1927 г.)

Одержание (1927 г. Улан-Батор-хото)
Обращение Рериха к женским клубам в Нью-Йорке (Весна, 1927 г.)
Покровы смерти (1927 г. Нагчу)
***************************************************************************************


ИЮЛЬ

28 июля 1927 г.
"В Шарогольчах вместе с окрестными монголами мы испытали бедствие от горных ливней. Наш стан находился на берегу маленького и, казалось бы, самого мирного горного ручья. В конце июля в направлении Улан-Давана Гумбольтовой цепи три ночи подряд раздавался какой-то непонятный продолжительный глухой шум. Мы приписывали его ветру. Двадцать восьмого июля в пять часов дня мы готовились к обеду, и вдруг по ущелью хлынула масса воды, превратившая в несколько минут мирный ручей в желтый грохочущий поток и заливая всю окрестность волнами выше одного метра, Сила течения была необыкновенна. Наша кухня, столовая палатка, палатка бурят были немедленно унесены со всем содержимым. Наши ягтаны поплыли, палатка Юрия была залита по колено, во всевозможные предметы уносились безвозвратно по течению. Также были разрушены и жестоко пострадали юрты местных монголов. Часа через два поток начал уменьшаться, а наутро мы увидели измокшую, совершенно изменённую местность. На месте барханов были глубокие вымоины, а вместо низин возвышались из песку и щебня новые бугры. Это происшествие ещё раз подтвердило наше наблюдение о наносных слоях Центральной Азии.
Исследуя многие профили возвышенности, вы изумляетесь сравнительно недавнему происхождению многих верхних слоев, а также их странному смешанному составу. Но такие характерные пертурбации, как мы сами убедились, легко меняют профили поверхности. При раскопках это обстоятельство может давать неожиданности". ("Сердце Азии")
__________________________________________________________


АВГУСТ

'К 19 августа 1927 года сборы нового каравана были закончены, верблюды подкрепились травою и кустарником и начали обрастать новой шерстью.
Мы выступили через Улан-Даван, решив пересечь опасный Цайдам в кратчайшем прямом направлении и тем установить новый маршрут через Ихе-Цайдам и Баха-Цайдам на перевал Нейджи. Установление этого маршрута избавляет от западной дороги на Махай, где безводная часть пути бывает гибельна, а также избавляет от дальнего восточного обхода, обычно предпринимаемого паломниками на Лхассу. Мы были предупреждены о том, что три перехода будут неприятны и опасны, а последние двадцать четыре часа придётся идти безостановочно, ибо останавливаться на тонкой поверхности соляных отложений и опасно, и бесцельно для животных ввиду полной бесплодности.
 
  
 

Н.К. Рерих. Цайдам. 1928.

Пересекая Цайдам, мы прежде всего убедились, что сплошная зелёная условная окраска на картах совершенно не отвечает действительности. Такая же неточность всюду обнаруживалась и в названиях местности. Одно и то же место имело и китайское, и, монгольское, и тибетское имя, звучавшее совершенно особенно. Конечно, и на карты попадало одно из этих названий в зависимости от национальностей переводчиков бывших экспедиций. Но особенно странно было с европейскими названиями, насильственно приклеенными к древним местам, давно имевшим свои местные имена. Все эти хребты Марко Поло, Гумбольта, Риттера, Александра III, Пржевальского, конечно, не имели никакого значения для всех местных народностей, ибо для них они были известны и в незапамятные времена'. (Сердце Азии)
______________________________________________





ОДЕРЖАНИЕ

'Я ещё не верю в то, что вы рассказываете мне об одержании. Оно может быть просто отражением подсознания. Помним ли мы всё, что слышим и читаем, и видим за всю нашу жизнь? Мы потом забываем об этом; но извилины нашего мозга как-то сохраняют эти факты, а потом, позже, неожиданно открывают их. Тогда они кажутся нам совсем незнакомыми'.
Так говорил мне друг в Урге. Он, будучи должностным лицом, считал скептицизм высшим знаком достоинства.

Никогда не нужно ни настаивать, ни даже пытаться убеждать. Часто необходимо только привлечь внимание другого к незначительному случаю, и при этом знаке семафора всё направление жизни может изменить свой курс. Следовательно, не подвергаясь настойчивости, наш друг узнал о нескольких других случаях, в которых одержание было основной темой. Ему рассказывали о тибетском 'ролланге' - воскрешении из мёртвых. Но, конечно, скептик только пожал плечами; он считал ниже достоинства говорить об этом.

Мы рассказали ему о случае в США, когда лицо высоко интеллигентное утверждало, что её покойный жених владеет ею и управляет всей её жизнью, давая ей советы и приказы. Действительно, её одержатель настолько отличался от её собственного сознания, что он вызывал у неё не только душевное недомогание, но даже и физическую боль.

Наш скептик ответил, что таких 'одержимых' людей можно, вероятно, найти в наших психиатрических больницах и что в правовой практике такие случаи безответственного сознания были хорошо известны. Однако это не убедило его ни в малейшей степени. Тогда мы рассказали ему, как, по словам китайца, дао-таем Хотана завладел Ти-тай, которого он сам убил. И китаец отметил, что убийца перенял некоторые характерные привычки покойника и что даже лицо убийцы изменилось по-особому за короткое время.
Скептик опять только пожал плечами.

Прошло несколько дней. Однажды вечером наш скептик пришёл навестить нас, но выглядел он очень странно. Явно что-то ошеломило его, и, казалось, он ищет возможности высказать это. Наконец, он воскликнул:
'Послушаешь ваши сказки - а после начинают происходить всевозможные странности. После нашей последней беседы, касающейся 'одержимых' людей, как вы их называете, я заглянул к китайскому фотографу. Он женат на простой бурятке, совершенно безграмотной. Я знаю их очень давно. Я заметил, что китаец был несколько печален, в чём-то изменился, и поэтому я спросил его, не болен ли он. 'Нет, - ответил он, - со мною всё в порядке, но с моей женой плохо. Я не знаю, как её лечить. Недавно она начала рассказывать очень странные вещи! Она говорит, что кто-то овладел ею - не один, а двое одновременно. Бог знает, откуда она берёт эти странные слова. Кажется, один из них утонул. Другой умер от перепоя. Я знаю, что факты, подобные этим, бывают, мы знали много таких случаев дома, в Китае'.

Я попросил его позвать жену. Она вошла. Она всегда была маленькой и хрупкой, но сейчас она выглядела ещё тоньше. Вы знаете, она очень про┐стая бурятка, полностью безграмотная. Когда она вошла, её муж вышел из комнаты. Я спросил: 'Не хотите ли вы выпить чаю со мной?'
'Нет, - ответила она, - он запрещает мне пить чай с вами, потому что вы не верите и желаете мне вреда'.
'Кто запрещает тебе?' - спросил я.
'О, это всегда он, немец'.
'Какой немец? Скажи мне, откуда он?'
'Хорошо, - продолжала она, - один - Адольф, другой - Феликс. Они во мне вот уже три недели!'
'А откуда они?' - спросил я.
'Некоторое время назад, - начала она, - один мужчина пришёл к моему мужу забрать свои фотографии. Это был толстый немец, может быть, вы видели его на улице; у него было какое-то дело. Эти двое были с ним. Он ушёл, но двое остались и стали приставать ко мне. Один из них, Адольф, стал после войны кули во Владивостоке. Он утонул, когда вышел на лодке в море. Они подрались. Другой - Феликс - тоже немец, и он всегда пил и ужасно ругался!'

И так она продолжала рассказывать мне о том, что они заставляли её делать, как они вынуждали её есть много мяса, особенно недожаренного, потому что они любили его с кровью. Они также предлагали ей пить вино, потому что оно им очень нравилось. Один из них, пьяница, постоянно уговаривает её повеситься или перерезать себе горло, и тогда они могли бы помочь ей всё исполнить.

Бурятка рассказала мне всё, о чем мужчины говорили ей. Кажется, они много путешествовали на корабле, особенно один из них. Он, должно быть, был моряком. Вы только подумайте, она дала мне названия и описания городов, о которых она не имела ни малейшего понятия. Потом она говорила о кораблях и применяла такие технические термины, которые может знать только человек, чувствующий себя на паруснике, как дома. Многие слова она не могла объяснить, когда я расспрашивал её дальше, но при этом она настаивала на том, что слышит их от мужчин. Я должен признаться, что ушёл от китайца весьма озадаченным. Впервые я услышал такие вещи собственными ушами, и это соотносится с тем, что вы говорили мне.

Я должен признаться, что у меня было странное желание пойти и посетить этих людей снова, поэтому я пошёл второй раз сегодня. Когда я спросил китайца о его жене, он сразу воздел руки в отчаянии и сказал, что дела ухудшились. Как только я спросил, могу ли я видеть его жену, она вошла в комнату. 'Я не могу быть с вами здесь, - сказала она мне, - они запрещают мне; они говорят, что вы хотите причинить мне вред. Они хотят, чтобы я была счастливой, а вы можете испортить всё это. Потому что вы знаете людей, которые могут изгнать их из меня'. Потом она вышла из комнаты, и её муж, разводя руками, пробормотал: 'Плохо, действительно, очень плохо. Наш дом разрушится'.

Вы знаете, я - человек закона, и поэтому я люблю, чтобы всё было достоверным. Признаюсь, я не верил тому, что вы мне рассказали в последний раз, потому что никогда ничего подобного не случалось в моей жизни раньше. Но с тех пор, как я услышал и увидел это сам, я больше не сомневаюсь, потому что я знаю эту женщину давно, и она производит на меня сейчас совсем иное впечатление. Она не просто говорит или говорит чепуху, как это бывает при параличе
или в патологических случаях, с которыми я часто имею дело в моей практике. Нет, здесь я ясно вижу нечто чуждое, ей не принадлежащее, с бесспорной и характерной психологией. Когда она повторяет фразы, сказанные моряком, можно точно почувствовать речь моряка, и моряка нашего, сегодняшнего времени. И то же самое с речью другого человека, пьяницы; это, несомненно, один из несчастных, кого война забросила в далёкие земли Сибири.

Между прочим, - внезапно сконфузившись, спросил скептик, - что нужно сделать, чтобы освободиться от такой одержимости? Потому что, когда она намекает на кого-то, я знаю, что она говорит о вас'.

Я, смеясь, заметил скептику, что, очевидно, хотя мы и поменялись ролями, и что он, возможно, будет смеяться, если я скажу ему, что в таких случаях одержимости кладут куски сырого мяса с кровью на стол и затем разливают сильно пахнущие опьяняющие напитки по всей комнате. Затем все должны уйти из дома, а одержимый человек никогда не должен возвращаться туда. Конечно, можно использовать и другие методы.

Это напомнило мне любопытный эпизод, который произошёл в Америке, когда я имел серьёзный разлад с духами. Меня попросили посмотреть несколько картин, которые приписывали одной одержимой женщине. До этого времени женщина ничего не знала об искусстве и никогда не брала в руки кисть. Я увидел серию странных картин, написанных в разной технике и разной рукой.

На одном и том же полотне можно было видеть характерную технику французских импрессионистов и рядом ясную технику японской живописи. Здесь также были египетские храмы с бесспорным влиянием немецкого романтизма. Поэтому я сказал художнице, что мне кажется странным, что такие разные стили представлены вместе и на одном полотне без какой-либо координации. Но художница заявила, что картины созданы таким образом не случайно, ибо руководившие ею духи принадлежали к разным национальностям. После этого я заметил, что такая смесь стилей не способствует законченности картины. Художница долго раздумывала и затем резко сказала: 'Они считают её очень хорошей!' Я продолжал настаивать на своём мнении, а духи в очень грубой и резкой форме настаивали на своём желании, чтобы картина оставалась такой, какой была. Так произошла ссора с духами, которая продолжалась довольно энергично.
'Я не знаю ничего о вашем американском случае, - прервал скептик, - но после всего, что я видел и слышал, я считаю теперь такое полностью возможным. Но мне не хочется оставлять бурятку в её теперешнем положении. Я думаю, что должен пойти туда снова и попытаться принять какие-то меры'.

Я попытался объяснить скептику, что с его полным незнанием предмета он может только принести зло женщине и что он может легко заставить её совершить самоубийство или принять любые другие крайние меры. Наконец, мы поменялись ролями полностью. Я пытался отговорить моего друга от всех дальнейших визитов к китайцу, в то время как он, как пьяница, который слышит запах вина, начал бесхитростно придумывать все возможные поводы, чтобы продлить это приключение... Было странно видеть, как старый юрист, совсем недавно такой уравновешенный, пытался пойти на любую выдумку, чтобы оправдать самого себя и доказать необходимость продолжения своих визитов к китайцу. Естественно, он не забывал о бедной науке: он должен был продолжать свои экскурсы во имя науки! И именно во имя науки должно было быть предупреждено человечество. Но помимо всех этих важных соображений, здесь внезапно пробудился инстинкт к познанию невидимых миров.

Жена скептика, которая тоже присутствовала и которая раньше поддерживала меня, теперь настаивала любыми способами, чтобы я отговорил её мужа от этого похода. Последние дни он только и делал, что говорил о бурятке и немцах. Наконец, недавний скептик дал обещание оставить это дело после того, как я заверил его, что если он посмотрит вокруг, то увидит намного более важные вещи.

Уходя, он вдруг предложил мне сопровождать его прямо к монгольской колдунье: 'Вы знаете, это та же самая женщина, которая предсказала Унгерну день его смерти и все его ближайшее будущее, которое точно исполнилось. Она живёт недалеко отсюда'.
Я отклонил посещение колдуньи, но удивился, почему скептик не идёт к ней сам!

Как это часто случается, необычная беседа не прекращается сразу. Едва скептик покинул наш дом, как пришли два других посетителя. Один из них, местный монгол, был высокообразованным и жил за границей. Другой, бывший офицер, прослужил всю войну. Мы начали беседовать о совершенно иных проблемах. Монгол говорил о природных богатствах Монголии, где нефть течёт ручьями через пустыню и где реки несут неистощенное золото. Затем, описывая месторождения золота, он добавил тем же ти┐хим повествовательным тоном: 'А убитые китайцы не давали нам спать всё время, пока мы были в шахтах'.
'Но как могли мёртвые не давать вам спать?'
'То были те мёртвые китайцы, которых убили во время бунтов после войны и революции'.
'Но послушайте, как могли люди, убитые давно, не давать вам спать?'
'Они бродили вокруг, разговаривали, выбивали пепел из курительных трубок и гремели посудой'.
'Вы определённо шутите'.
'Нет, - последовал серьёзный ответ, - мы не видели их, но всю ночь мы слышали их. Многие из них были убиты там, и, как говорят люди, врасплох. Той ночью они пошли спокойно спать, не ожидая нападения. Всегда так: люди, которые убиты неожиданно, не оставляют свои повседневные привычки. Китайцы особенно привержены им. Они любят свою землю и свои дома. А когда люди привязаны к своим земным владениям, для них всегда трудно оставить их'. Так серьёзно говорил монгол.

Офицер, который хранил молчание, добавил: 'Да, с китайцами это часто случается. В Мукдене есть старый дом, в котором никто не хочет жить. Китаец был убит там, и он никому не даёт покоя. Каждую ночь он пронзительно кричит, как будто его убивают снова. Мы решили проверить этот слух и однажды отправились туда и остановились на ночёвку. Около часа ночи заметили яркую голубую сферу, спускающуюся с верхнего этажа по перилам лестницы. Этого было достаточно, и мы ушли.

Вспоминаю я и другой случай, который произошёл во время войны по соседству с прусской границей. Весь штаб остановился на ночь в маленькой лачуге. В середине ночи мы все вдруг проснулись одновременно, каждый крича что-то о лошадях. Один кричал: 'Кто привёл лошадей сюда?!' Другой - 'Посмотри на убегающих лошадей!' Я тоже проснулся, и в темноте рядом со мной я увидел несколько лошадей, проносящихся мимо в стремительном беге, как бы в испуге. Охрана, расположенная снаружи, ничего не слышала. Но утром мы обнаружили, что наш табун лошадей был разорван снарядом'.
Монгол оживился и подтвердил это: 'Я тоже слышал о невидимых животных. Это было в юрте нашего шамана-колдуна. Шаман вызвал низшие элементарные силы, и мы все могли слышать галоп и ржание целого гурта лошадей; мы могли слышать полёт всей стаи орлов и шипение неисчислимых змей прямо внутри юрты... Вам следовало бы поговорить с нашим министром вооружённых сил. Он удачливый рассказчик и смог бы рассказать вам бесчисленное множество неожиданных вещей'.
'Но почему вы думаете, что они неожиданные? '
'Ну, я привык думать, что все иностранцы считают наши привычные происшествия очень странными...'

Улан-Батор Хото, 1927.
Книга 'Shambala', 1930 г. (перевод с английского)
______________________________________________



ОбРАЩЕНИЕ РЕРИХА К ЖЕНСКИМ КЛУБАМ
В НЬЮ-ЙОРКЕ.

Накануне моего отъезда на восток, скажу о моих впечатлениях от Америки и американского искусства. Чувствую, что эта привилегия принадлежит мне. Ведь двадцать три года тому назад я верил в искусство Америки и мне довелось помочь устройству первой в России выставки американского искусства. И теперь мой оптимизм вполне подтверждён.

Сперва об Америке вообще.
Часто я слышал об узком материализме Америки. Но каждый находит то, что ищет. Каждый измеряет свой мир по своей мерке. Правда, жизнь сложна, мы часто слепы и глухи к необычным возможностям окружающего. Что есть реальность? Что такое фантазия? Люди в слепоте часто смешивают эти понятия. Как гранёный алмаз, жизнь многоразлично отражает свет. Часто, где мы предполагаем один красный луч, там же близок и синий и фиолетовый. Было бы ошибочно полагать основной тон алмаза зелёным или красным. Если мы будем смотреть на Америку с пошло-материалистической Уолстрит, то и вся Америка покажется низко материалистичной. Но тогда захотелось заглянуть в область высокого интеллекта - я был потрясён этим зрелищем. Если вам удастся погрузиться в жизнь той Америки, которая далека от биржи или уличной наживы, вы будете изумляться ценным открытиям. Нигде вы не найдёте столько социальных учреждений и храмов за пределами официальных религий. Это любопытное свидетельство свободных исканий. Когда вы посетите собрания всяких направлений, вы всегда найдёте их многолюдными. Это явное доказательство общественности.
Люди идут для поисков новой жизни. Концерты в многотысячных аудиториях наполнены, а выставки и музеи полны зрителями. Не для выгод идут туда люди. Это знак искания красоты. И не нужно забывать, что время уделяется среди высшей напряжённости и головокружительной работы. Это знаки умения обращаться со временем. Люди привлечены учениями Вивекананды, Тагора, Блаватской и других авторов международного значения. Это не из выгоды. Страна дала Эмерсона, Уот Уитмана, Эдгара По и ценит и почитает их. Страна изыскивает новые типы школ и здоровых летних детских общений.
Конечно, вы не найдёте эти знаки на Бродвее, где творчество заменено изобретательностью. Плоскость улицы не имеет ничего общего с жизнью, творимою за высокими элеваторами и закрытыми занавесями.

Тут Клод Брэгдон говорит о четвёртом измерении и показывает орган цвета. Д-р Дебей поражает вас учёным трактатом об астрологии и астрофизике.
Д-р Хилле покажет вам вселенную в одной тысячной капли жидкого золота. Вы услышите учение Ведантистов и Бахаистов. Вы услышите речи о четвёртом интернационале, о союзе всемирном, о Мехесках и Атлантиде. Вы найдёте институт для фотографии физических излучений, замечательные рефлектории и биологические станции. И всё это в той Америке, которой приписывают только бешенство грабительской наживы. Страна велика и молода - велики и молоды её стремления.

Тут же не забудете великих изобретателей, которые в своём размахе дошли до поэзии. Эдисон - изобретатель, есть в то же время и поэт нахождений. Карнеги поэт огромных масштабов. Этот творческий нерв среди атмосферы насыщенной электричеством. 'Улыбайся', написано на всех углах; это не насилие, это добрый совет жизненной энергии.

Мысль организации АРКА, памятной в СССР, зародилась и осуществилась, именно в Америке. Там возможна была эта доброжелательная практичность без сентиментальности. Жизненность известной части Америки даёт возможность иметь лимитированные поезда без опоздания. Та же жизненность даёт возможность пройти на заводы Форда без пылинки на сапоге. Та же жизненность даёт толпам общественность и тем устраняет многочисленность полиции. Посмотрите взаимную добровольную помощь при всяких общественных несчастьях. 'Моя хата с краю' была бы непопулярной пословицей в Америке. Но путей в Америке много и надо суметь найти их. Незнание языка, неповоротливость, предубеждённость, предрассудочность и суеверие могут закрыть самые лучшие возможности. Могут толкнуть в объятия известной части банкиров, а банкир, за немногими исключениями, есть банкир:

И откуда в Америке такое доброжелательство ко всему русскому? Посмотрите и на космичность строительного размаха. Опыт смешения национальностей в Америке дошёл до небывалого напряжения и быстроты. Ещё одна условность стёрлась. На наших глазах куётся новый социальный продукт, новая группировка позволяет рассмотреть уже новые формы строения. Этот социальный эксперимент очень замечателен среди последних эволюционных формаций. Реальность происходящего процесса позволяет различать возможности всех желательных социальных комбинаций и построения культуры. Вы уже слышали, как различаю я истинную культуру от наносной цивилизации. Историческая необходимость мировой эволюции получает значение в нашей жизни каждого дня. Именно, не предположение, не увлечение, но историческая необходимость. В вашей стране нет иностранцев, но есть лишь сотрудники. Ваша доброжелательность, реализм, подвижность и решительность откроют вам самые трудные врата. Воздух Америки полон электричества прогресса. Храните это сокровище эволюции.
В России - а союз и сотрудничество Америки и России неизбежны - есть красивая легенда о потонувшем городе, который снова поднимется в сужденные сроки. Башни этого города уже поднимаются и становятся очевидными. Насыщенная жизнь, с глубокими корнями знания, здоровая и возвеличенная трудом будет производить и сильное искусство.

Обращаюсь к моему приезду в Америку в 1920 году. Сильно впечатлили меня художники, такие, как Роквел Кент,Георг Беллоус, Райдер, Джон Саржент, Дэвис, Морис Стерн,Уфер, Чанлер, Слоан, Маншип, Лашез, Спайкер, Мельчерс, Прендергаст, Фризике, Кроль, Стернер, среди молодых Фаджи (отличный скульптор), Девей, Джонсон, Хокнер, Шива и другие. В театральном мире Эдмунд Джонс, Норман-бел-Геддес. Показалось разнообразие американских группировок. Среди строителей - мастер небоскрёбов Боссом и разносторонний Келли. Некоторые группы ещё носили примесь национализма, но большинство уже работает в международном сознании.
Шовинизм я не почувствовал. А любовь к природным сокровищам Америки так понятна, ибо страна полна живописных красот.

Возьмите поэзию небоскрёбов. Обратитесь к скалам, гейзерам и горизонтам национальных парков. Или вспомним трагическую красоту индейских пуэбло, или мрачную ноту испанских останков: Вы имеете около себя столько превосходных задач для творчества. Чтобы прикоснуться к подлинным источникам, удалось нам пересечь Америку. Видел красоты Калифорнии и национальных парков Новой Мексики и Аризоны. От Ниагары до Скалистых гор и до Тихого океана. И я лично мог оценить, какое будущее имеет страна за собою.

В этих странствиях я видел многих молодых художников в трудном положении. Тяжело говорить, но, именно, через испытания куётся истинный подвиг творчества. И мог я заметить, что Америка имеет много работников, преданных искусству, которые даже в тяжких трудах не сдают свои позиции.
Творческие порывы в Америке растут. Творчество занимает присущее ему в культурной стране место.

Друзья, вы поберегите вашу художественную и научную молодёжь. В них ваше будущее. Место женщины в Америке велико, но велика и её ответственность за будущее.
Одно обстоятельство меня удивило в Америке. Это положение частного художественного собирательства. Можно встретить много выдающихся художников, но частных собирателей можно найти гораздо меньше. Есть покупатели предметов искусства, но пламенных знатоков собирателей встретить труднее. В некоторых городах можно заметить, что даже само различие между покупателями и собирателем неясно. Также можно встретить вредную легенду о том, что хороший вкус не позволяет иметь так много художественных предметов в частной квартире. Эта неудачная легенда в значительной мере идёт от декораторов помещений, которые предпочитают занять все плоскости своими, часто трафаретными, выдумками. Но сама жизнь уже искореняет этот нелепый предрассудок.
Но всё-таки сознательных собирателей сравнительно мало. В России мы имели много преданных, сознательных собирателей, хотя и меньше покупателей. Вы знаете мою статью о русских собирателях. Я дал разные типы собирателей, разных классов и общественных положений, - от студентов и до известных составителей идейных собраний. От бедняков до богачей, но сознательность и пламенность их была трогательна. Всё было различно в них - и возможности и положения, но одно было обще - это искание красоты, это стремление к оригинальному творчеству, хотя бы в самом стремительном фрагменте.

Это будет и в Америке. Вы имеете столько отличных учителей искусства. Вспоминаю декоративный класс в нашем институте Соединённых Искусств под руководством Роберта Эдмонда Джонса, вашего славного декоратора. Вы видите, как пламенный учитель подымает своих учеников. В моих странствованиях по Америке я встретил многочисленные группы энтузиастов. Целый ряд директоров музеев, такие как Харше, Эгерс, Лаурвик, Седж-Квинтон, Морис Блох, Борроус, Дедлей Крафтс Ватсон, Эдгар Хюит, Курсворт и многие другие - они неустанно борются за искусство. Можно видеть как из госпиталей искусства, т.е. из музеев по всей стране идут живительные лучи просвещения.

Стало труизмом говорить о международном значении искусства. Но, как моление и призыв, мы должны твердить это с неутомимой настойчивостью - с необоримой убедительностью. Врач говорит: 'прежде испытайте моё средство, а потом увидите его следствие'. Найдите в прекрасном контакт с исторической эволюцией.

На щите Международного Центра Искусства в Нью-Йорке мы написали:
'Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег, человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства и знания победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже 'земные' люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: труд, красота и действие; мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты и действия откроет врата. Под знаком красоты идём радостно. Красотою и трудом побеждаем. Красотою объединяемся. И теперь произносит эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем будущее'.

ОР ГТГ, ф. 44/523. Николай Рерих, 'Алтай-Гималаи' (мысли на коне и в шатре). 1923-1926 гг. (Оттиск вступления к книге) (1927 г. Улан-Батор-Хото.)
_________________________________________________________


Нагчу 1927 г.

ПОКРОВЫ СМЕРТИ

Много есть покрывал, которые затемняют страницы истории. Пыль жизни покрывает многое...

'Где наша старая няня, жена Красного Ламы, которая так усердно делала свою работу, которая так тихо входила в комнату и так же выходила? Она, которая была так сдержанна и знала только то, что было её обязанностью знать?'
'Она умерла'.
'Но она всегда казалась здоровой! Она явно никогда не пила и никогда не сбивалась с пути'.
'Нет - она была отравлена!'
'Но как ты можешь говорить так равнодушно о таком ужасном преступлении? Как это случилось?'
'Многих отравляют здесь. Это больше не удивляет нас. Для этого может быть много причин. Вероятно, она знала больше, чем должна была знать. Возможно, она непреднамеренно вызвала чью-то месть. Или, вероятно, она бывала слишком часто у своих родственников'.

Таким образом, яд легко считают причиной смерти на Востоке.
Цай-хэн-чен, наш старый китаец, очень волновался, когда мы были приглашены к амбаню на обед. Он даёт нам много советов и, наконец, заканчивает: 'В общем, лучше там не есть. Дао-тай злой человек. Он не чиновник, он действует как убийца!'

'Значит, ты думаешь, он отравит нас?' - спрашиваем мы.
'Я не сказал так, но надо предпринять все предосторожности. Вы знаете, что, когда губернатор провинции, могущественный Ян-ду-ту хотел сам избавиться от некоторых нежелательных родственников, он приглашал их на обед. Позади каждого гостя ставился почётный страж. И когда обед почти заканчивался, Ду-ту сам стрелял в своего ближайшего родственника, а стражи рубили головы другим'.

'Это был тот самый Ду-ту, который, желая освободиться от нежелательного чиновника, поручил ему почётную миссию. Когда чиновник отправился в путь, люди Ду-ту подстерегли его в безлюдном месте и задушили необычным образом: они полностью заклеили его бумагой'.

'Вы знаете, - продолжает улыбаться Цай-хэн-чен, - Ду-ту очень бесхитростный. Он может заставить человека признаться во всём. Один из его наиболее эффективных методов - протянуть конский волос через один угол глаза в другой - потом они начинают тащить его назад и вперёд.
Поэтому вы лучше постарайтесь не есть во время обеда; лучше скажите, что ваш организм не позволяет есть пищу, к которой вы не привыкли'.

Наш калмыкский лама также напутствовал нас на прощание: 'Я буду молиться за вас - потому что никогда не знаешь, что может случиться во время обеда'.

Эти местные люди знают так много историй о предательстве должностных лиц; чтобы подтвердить свои рассказы, они покажут вам тайно фотографию распятого Ти-тая, командира высокого ранга в Кашгаре, которого предательски заманил в ловушку жестокий дао-тай Хотана. Неисчислимые рассказы об изменах и отравлениях окутывают старые города.

Тибетцы многое узнали о китайских амбанях. Высокий тибетский чиновник рассказыва┐ет: 'Когда они предлагают вам чай, будьте осторожны. В одной знатной семье мне предложили чай, но я был опытен и заметил, как странные пузырьки поднимаются на поверхность чашки. Я случайно знал яд, который давал такой эффект, поэтому я не стал пить чай'.

Другой тибетец рассказывал, как один из высоких и достойных лам был почти отравлен едой, которую поднесли ему с проявлениями высокого почтения. Но как только он попробовал её, то заметил странный вкус и не проглотил её. Хотя он и заболел, но всё-таки избежал смерти.

Многочисленные легенды рассказывают о высоких ламах, которых отравили, и даже в истории Далай-Лам такие случаи упоминались не однажды.
Поразительно слышать, какая странная практика приписывается ламам.
Говорят, что некоторые ламы становятся бродячими духами после смерти, используя магический кинжал, чтобы убивать даже невинных.
Знаменитый 'ролланг' Тибета, воскрешение трупов, часто связан с именами лам.

Вы можете всё ещё видеть руины того монастыря, где, говорят, во время похоронного обряда ожил труп и в бешенстве убил восьмерых монахов. С того времени монастырь покинут. Говорят, что труп можно оживить, если нанести тяжёлый удар и если большое количество крови вытечет из тела.

Можно найти разные объяснения этим рассказам, но, тем не менее, они записываются и рассказываются довольно часто.
Не только в Тибете, но также в Непале рассказывают странные истории. Например, говорят, что даже вплоть до настоящего времени во время похорон махараджи старший высокий священник должен съесть кусочек плоти мертвого правителя. И в качестве вознаграждения он получает право доступа в самые высокие сферы небес.

Параллельно с этими странными обычаями можно увидеть разные предметы, искусно предназначенные для отравления. Например, кинжалы и стрелы со специальными секретными приспособлениями для яда. Любимым предметом, применяемым в такой практике, является, конечно, кольцо с приспособлением для яда. Следует также упомянуть об отравленных тканях.

Вероятно, самым странным верованием, встреченным здесь, является убеждение в том, что тот, кто отравит человека высокого положения, получает всю удачу и привилегии его жертвы. Откуда и как такая извращённая идея могла возникнуть, невозможно даже и представить себе.
Наряду с этим говорят, что здесь есть семьи, которые собирают секретные рецепты особых ядов и имеют особые привилегии быть отравителями. Когда вы слышите о случаях гибели людей от неизвестных болезней, то узнайте, не применялась ли эта странная практика к умершим.

Тибетцы дружески советуют вам быть осторожными с едой в незнакомых домах. Иногда, в знак особого уважения, пищу присылают вам домой. Вы должны проявить величайшую осторожность. Действительно, во все времена в этих местах больше всего надо быть осторожным с пищей, так как, помимо яда, вы можете получить просто испорченные продукты. Сухое мясо часто несвежее. Кукуруза и ячмень могут быть смешаны с маленькими камушками и всякого рода грязью. Хлеб бывает плохо выпечен. Некоторые китайские консервированные продукты могут испортиться или от долгой доставки, или от плохой упаковки. Одно и то же блюдо используется для самой неожиданной цели. Невежество и чистоплотность не ходят вместе.

Я помню, что несколько должностных лиц не притронулись к пище в течение всего визита и официального обеда. Они сослались на плохое самочувствие. Вероятно, они хотели продлить свою жизнь или, возможно, они вспомнили о разных случаях - и даже из собственной практики. Я также помню, когда нам были присланы почётные подношения в виде разных кушаний, даже самые простые люди подозрительно спрашивали: 'Вы собираетесь есть это?'.

Но все эти физические яды, возможно, ничто по сравнению с 'духовным' отравлением. Любой слышал о воздействии гипноза. Невозможно проконтролировать действия злой силы воли; все виды 'sunniums' основаны на силе заклинаний (Incantation). Древние сказания о 'терафиме' подтверждаются даже сейчас и 'смертному' глазу верят в рассказах о мщении и проклятии.

Это 'психическое' убийство и травмирование древнее и более распространено, чем обычное отравление. Например, я помню одну беседу, свидетелем которой я был, когда один человек так пытался убедить своего собеседника: 'Почему вы не используете гипнотизера в вашем плане? Представьте, какие возможности вы могли бы иметь для продвижения и управления всем!'.

Другой отвечал: 'Если я приглашу гипнотизёра, он загипнотизирует, прежде всего, меня. И тогда я буду делать не то, что я хочу, а то, что хочет он'.
Как много бессознательных гипнотизёров работает по всей земле, посылая свои мысли вдоль потоков пространства! Истории известно много самозагипнотизированных толп, работающих с энтузиазмом за истинное продвижение во имя общего блага. Но было также ещё больше случаев, когда самозагипнотизированная толпа действовала бессознательно во имя разрушения. Только реально раскрытый Дух может гарантировать, что психическая сила будет направлена на высокую созидающую цель.

Для жителя Запада, чьи глаза часто скользят по поверхности поспешно и стремительно, сосредоточение взгляда не достигает большого напряжения. Но когда вы проверите взгляды людей в разных странах Азии, вы заметите различную силу в воздействии этого взгляда... Это не результат сознательного обучения, а, скорее, расовая особенность. Как говорил мне один врач: 'По-видимому, кристалл глаза жителей Востока расположен несколько по-другому, чем наш'. Случайно можно заметить, что житель Востока после долгого времени вызывает в памяти ваше лицо намного быстрее, чем большинство жителей Запада. Я вспоминаю, как после многих лет довольно простые люди на Востоке сразу же узнавали нас и связанные с нами обстоятельства, хотя наша встреча происходила в совершенно иных условиях. Когда к этой природной способности вы добавляете специальную тренировку и особое совершенствование внутренних сил человека, то можно представить, с каким мощным аппаратом имеете дело.

Какое-то время назад я слышал рассказ о Таши-Ламе во время его визита в Индию. Его спрашивали, обладает ли он какими-нибудь сверхъестественными силами, но он только улыбался и хранил молчание. Через несколько мгновений, однако, к великому удивлению всех присутствующих, он полностью исчез. Но в этот момент вошёл новый гость и увидел странное зрелище: Таши-Лама сидел на том же месте, где и был, но все носились вокруг, ища в суматохе его! Почти те же самые случаи рассказывают и о многих высоких ламах и индусских йогах. И в подтверждение этой силы внушения мы обратимся к примеру заговаривания животных, и вспоминаются величайшие свидетельства внушения в рассказах о смертоносном глазе, который мог сражать даже тигров.

В широко распространённых на побережье Малабара рассказах о колдовстве можно услышать о насылании болезни и даже смерти на врагов. Даже более часто, чем болезнь, возникает депрессия и понижение энергии в результате воздействия на слабую волю. Невольно вспоминается услышанная в пустыне поговорка: 'Если ваш собеседник косоглазый, вы должны также косить'.
Эта народная поговорка выражает необходимость осторожности со спутниками.

Конечно, после того, как естественный запас психической энергии исчерпан и утрачен в определённой степени, прибегают к яду, союзнику злых умыслов. Наряду с рассказами о недавних фатальных результатах внушений, можно услышать убедительный рассказ о том, как один человек был отравлен быстро-действующим ядом, другой - медленнодействующим. В то же время идущий по склонам Гималаев удивляется огромному количеству целебных трав и плодов. Когда видишь, как природа предлагает лучшее для исцеления и счастья человечества, все эти предания о яде и убийствах кажутся мрачными призраками в тёмных коридорах руин. И чувствуешь, что психическая энергия, предсказанная древней мудростью, снова будет направлена к жизни, а не к смерти.

Нам говорят о приближающейся Новой Эре Космического Огня. Что нового принесёт он в нашу действительность? Мощь Огня может разрушать скалы и острова; но какая благодетельная сила будет привлечена этим очищающим элементом?

На нашей памяти пламя погребальных костров поглощало несчастных вдов. На стенах Китая мы читаем надписи: 'На этом месте запрещено топить девочек'. Из этих фактов совсем близкого прошлого и даже настоящего складывается самая угнетающая картина. Но вспоминая самое плохое, мы часто воздвигаем самые крепкие стены, разделяющие нежелательное прошлое и благословенное будущее.

Известно, как враги в своём преувеличении доводят дело до абсурда. Тот, кто знает характер своих врагов, никогда не отравит их, потому что жизнь сама, подобно благословенным растениям на склонах Гималаев, выносит наружу целебные плоды и травы и призывает человечество к просвещенному изучению и непрерывному исследованию.

И мы не побоимся назвать своими словами действия великой слабости. Это не безжалостное осуждение, но поступок, вызванный космической справедливостью. Каждая слабость, когда она признана, уже является возможностью для совершенствования. Тьма исчезает в темноте, но каждая вспышка света уже является лучом воскрешения.

Нагчу, 1927
_____________