Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

"...наша экспедиция задумывалась нами очень давно, ещё в бытность в России, чему свидетельствуют многие мои картины и темы писаний. Уже из Лондона в 1920-м году мы предполагали осуществить эту экспедицию, но за отсутствием достаточных экспедиционных средств это было невозможно". (Из письма Н.К. Рериха в Америку от 1.12.1935.)

1925 г.
(июль-август)
***************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ИЮЛЬ
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. и Кордашевскому Н.В. (5 июля 1925 г.)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. и Кордашевскому Н.В. (12 июля 1925 г.

АВГУСТ
Письмо Е.И. Рерих к Рериху Святославу (1 августа 1925 г. Гульмарг)
Письмо Юрия Рериха к Рериху Святославу (2 августа 1925 г. Гульмарг)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. и Кордашевскому Н.В. (5 августа 1925 г.)
Из книги Н.К. Рериха "Алтай - Гималаи" (8 августа 1925 г.)
Из книги Ю.Н. Рериха "По тропам Срединной Азии" (9 августа 1925 г.)
Открытое письмо Н.К. Рериха к А.Д. Озерову (12 августа 1925 г.)
Письмо Владимира Константиновича Рериха к Рерихам Н.К. и Е.И. (14 августа 1925 г. Харбин)

*************************************************************************************

ИЮЛЬ

5 июля 1925 г.
Письмо Н.К. Рериха к В.А. Шибаеву и Н.В. Кардашевскому.

5 июля 1925
Родные Яруя и Чахембула, передаю слова Его: 'Яруе скажу: ни часа покоя, труд самый неистощимый. Могу освободить лишь от чтения лекций. Чахембуле: Могу радоваться Литургии истинной. Рука Моя ведёт искателей общего Блага. Чтобы понять Литургию, надо принять общину. Меч общины Мира готов для Чахембулы'.

Ранее было сказано, что 'если Pancosmos в течение года не установит продуктивные сношения с Моей страною, то смысл его иссякнет'... Значит, не упустите наследства тёти Ани. Если первая лёгкая возможность упущена, найдите вторую и решите её, хотя бы и трудно, но безотложно. Помните, и Христос и Будда заповедали Литургию в жизни, в строительном труде. Мы ждали вопросов по тем фрагментам Учения, которые привёз Яруя, но вопросы не явились. Также не сообщено, как нашлись 1000 книг 'Листы сада М.'. Ведь нельзя же примириться с потерею 1000 кн. Учителя? Верно, в Париже Яруя выяснил этот важный вопрос с Авирахом ... Одно письмо Яруи было означено 8 апреля, а следующее - концом мая. А ведь письма пишутся не для нас, а для себя. Об этом так много говорили в Дарджилинге. Главное, изгоните из жизни всё мелко обывательское.

Вторая книга Вам очень поможет. Попросите Америку прислать Вам рус-скую копию моих заметок 'Знамёна Востока'. До 1 сентября пишите по старому адресу - нам перешлют в Лэ. После мы уйдём за горы. Тогда спросите Америку, как и куда писать нам; они найдут пути. Но, конечно, это будет очень долго и затруднительно. Потому до 1 сентября кристаллизируйте вопросы.
Кольцо для Чахембулы готово. Пошлём перед уходом. Если круг кольца мал - его легко увеличить. Спросите A. E. Adair, как они распространяют 'The Messenger'? 500 экз. ещё не посланы в Америку!!! Трудитесь дружно, радостно устремляясь к новым путям.
Духом с Вами

Наши фото в костюмах в Америке напечатаны. Разослали ли Вы их как указано? Спросите Модру, как Вы можете быть полезны 'Новому Синдикату'.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012
________________________________________________________________


12 июля 1925 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. и Кардашевскому Н.В. .

12 июля 1925
Родной Яруя и Ч[ахембула].
Шлю Вам несколько Указаний, которые Вам очень пригодятся. Ведь это письмо получите как раз в день нашего ухода. В прошлом Вашем письме опять не было кристаллизованных вопросов. Как же отвечать, когда вопросы ещё в эмбрионах? И эту неделю ещё не могли отослать меч, надо было укрепить камень кольца. Очень продумайте все указания, особенно в связи со второю книгой Учения. Найдите способ переслать её Каю и сыну Тарухана, чтобы они раздавали. Пусть Кай даст Лун[ачарскому].

Теперь Указание. Сказано: 'Если кому будет казаться, что он может, неся Моё Учение, проявить его вне данных дел, дайте ему свободу, ибо Мы никого не ограничиваем. Пусть исполняется закон, по которому так легко помогать даже в мелочах, если о них не просят, но идут главным путём. Так идите, неся в руке приказ неопровержимый. Если кому размер данного дела не понятен, пусть прикладывает свою мерку, но без предательства. За предательство Ручаюсь смертельной грозою. Так же держась тесно в духе, не толпитесь телесно. Наоборот, следуя Нашему примеру, умейте обновляться телесными расставаниями. Дух крепнет ударами о чужие огни. Как воины непобедимо стоят в круге мечами наружу, не видя друг друга, так и вы ощущайте дух единый, но различные телесные направления. Так из одной точки можно, не разлучаясь духом, пройти весь Мир и сойтись в другой точке, суждённой качеством духа. Приучайте себя к подвижности передвижений.
Вместивший Общее Благо очень лёгок. В лёгкости растут светлые крылья. Разве Вы не замечали, что все Учителя много передвигались? Эти движения очень характерны для Нашей Общины. Конечно, не обратите их в снование перепуганных гусей. О борьбе с робостью было сказано достаточно. Новым сообщите это'.

Итак, обратите все препятствия в возможности, кристаллизуйте вопросы. Без этого можно долго топтаться на месте. И поймите и приложите Общину.
Духом с Вами Р/Х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012
__________________________________________________________________


АВГУСТ

1 августа 1925 г. Гульмарг
Письмо Е.И. Рерих к Рериху Святославу

Родной мой Светуня, птенчик любимый, Получили твоё длинное письмо с заношенными страницами, сильно напоминающее те, что мы получали на Монхегане, и стало грустно. Когда же начнёшь ты разбираться в людях и обстоятельствах? Откуда все эти 'Healers'ы' [целители (англ.)]? Сильное предупреждение против них получено от М.М. Много прикрывающихся этим Великим Именем, но лишь организация 'Temple' имела поддержку Учителей при жизни основательницы, не знаю, как теперь, ибо не спрашивала об этом. Разве ты всё ещё не понимаешь опасности для тебя приходить в соприкосновение с медиумами в неизвестных кругах? Ведь они и оккультные астральные сотрудники их читают в твоей ауре и могут прочесть и узнать часть Плана, если Учитель не воспрепятствует этому, но подумай, сколько сил надо Ему уде-лить для этого, отрывая их от главного. Имеем ли мы право расточать эти Силы, не являемся ли мы тем самым невольными предателями Великого плана.

Мальчик мой, грустно, тяжело мне говорить тебе неприятные истины, но долг матери остеречь, предупредить. Остерегись 'Healers'ов', не принимай их денег - ничего хорошего для тебя не получится. Помни, как всё исполняется, что я говорю, ибо во мне Его голос говорит. Неужели ты думаешь, что можно рассчитывать на успех, идя против указанного тебе пути, становясь орудием противных сил? Повторяю, остерегись 'Healers'ов' и всяких ясновидящих и tutti quanti, вспомни, как нам было воспрещено. Вспомни также видение С[офьей] М[ихайловной] - кощунственной мистерии, в которой ты фигурировал в виде High Priest'а [Высокого священника (англ.) - ред.].

Радость моя, и вопросы твои остаются без ответа, ибо М.М. говорит, что сейчас 'не время', ты не сумеешь воспользоваться этим и по доверчивости передашь в нежелательные руки. Птенчик мой, пойми это духом и не ищи на стороне того, что так щедро давалось и даётся тебе, лишь подойди с открытым сердцем и устремлённым духом и возьми. Сердце моё болеет, видя, какой вред ты себе наносишь, не желая отойти от старых понятий 'Social Standing' [социальное положение (англ.) - ред.]. Ты же видел, как мы всегда были против пошлых средств, которыми обычно пользуются для приобретения этого унизительного ярлыка ничтожности. Почему тебе, выросшему в обстановке интеллигентного труда и истинного барства, окружённому чудесами, претворёнными в жизнь, нужна эта убогая, пошлая среда? Почему каждый пустяк кажется тебе значительным, раз он идёт из нового источника.

Родной мой, имей распознавание! Неужели к тебе применима пословица - нет пророка в своём отечестве! Я имела право надеяться, что мой чуткий мальчик перерос и не подходит под это правило. Радовались несказанно разрешению М.М. послать тебе две тысячи долларов, о которых ты просишь, тем более что М.М. требует от нас большой экономии, ибо путь наш длинен и труден. Устремись, родной мой, на своё искусство, и всё остальное придёт, когда ты сам будешь готов. Не забудь свои обязанности в отношении Его дел. Неужели тебе ничем не хочется отблагодарить Того, Кому мы обязаны самим существованием нашим, не говоря уже о том великом знании, которое даётся и будет даваться, пока мы сами не закроем источник этот. И разве не величайшее счастье быть призванным к сотрудничеству в Великом плане эволюции человечества? Ты, при твоём нежном, ласковом сердце, при всех способностях твоих, должен остро чувствовать высокую радость возможности принести и возлить свою чашу на утоление жажды красоты и боли человечества.

Светуся, радость моя, мальчик мой, дай возможность мне гордиться тобою во всех отношениях! Помнишь мальчика, который возмущался всякой неправдой, - где он? Роднуша мой, бесчисленно целую тебя, и помни, что все думы мои около тебя, зови меня в трудную минуту, упрошу Учителя помочь тебе - Рука Его всегда над тобою, но не отталкивай Её. Прислушивайся ко всему сказанному у Лихтманов, истинные друзья тебе, никогда не отвернутся от тебя, но не оскорби и не пренебреги тем, что они чтут. Осторожнее будь с Хоршами, им труднее понять и извинить многие твои действия, не надо колебать их уважение к нам, помни ответственность свою. Стойкость Логвана и Порумы нужна для проведения Плана во всём объёме и для твоего же благополучия. Осознай это, любимый!

Пасик будет тебе писать, он так ласково вспоминает тебя. Охрани его имя. Юсик очень возмужал, думаю, что наш путь придаёт ему ещё смелости и находчивости. Деятельно собирает караван, и можно сказать, что все необходимые сведения и заказы собраны и даны им. Я, занятая писанием и спешным переводом, а Пасик - картинами, мало принимали участия в этих сборах и также слабо представляли себе трудности этого перехода. Только теперь начинаю понимать, куда мы идём, и радуюсь трудностям, ибо нужно всё испытать.

Предстоят три перехода через ледники выше Монблана, двадцать дней пойдём по голой пустыне, приходится брать всю еду на 4 месяца для нас и лошадей. Запаслись мехами для воды, ибо кроме солёной местами можно лишь надеяться на лёд, если таковой будет. Готовимся к песочным ураганам, захватили изрядное количество вазелина, подумываем о китайских масках, надеваемых ими при переходе через пустыню, ибо говорят, что кожа на лице, нос, губы приходят в ужасное состояние. Запаслись шубами, меховыми сапогами с железными гвоздями. Палатки все подбиты тёплым войлоком. Предстоят переходы через стремнины. Юрик думал для этого запастись железными верёвками, но тяжесть эту невозможно везти с собою.

Принесли укладывать тёплые набрюшники, наколенники и замечательное английское изобретение 'Ekser Hot' - резиновая бутылка, вернее мешок, в которую вкладывается мешок, набитый неизвестным веществом; перед употреблением вливаешь туда три капли воды и трясёшь его в продолжении минуты, он начинает постепенно нагреваться до значительного жара и держит, не прекращаясь, 24 часа. Но стоит вынуть его из резинового мешка и выставить наружу, как начинает остывать. При вторичном употреблении повторяется вышеописанная процедура. Подобные мешки будем вкладывать в наши меховые Sleeping bag'и [спальные мешки (англ.) - ред.] или держать под шубами во время переходов через ледники. Нет ли таких мешков в Америке? Пасик сидит рядом, тоже пишет тебе. Все наши думы сейчас около тебя. Юсик обнимает тебя, весело идёт своим трудным ответственным путём, всего себя вкладывая в распоряжение Б[елого] Бр[атства].

Родной мой, обнимаю тебя, да хранит тебя Его Рука. Будем думать о твоей выставке, духом посылая тебе всю любовь и поддержку нашу. Радость моя, прислушайся к словам нашим.

Публикуется по изданию: Вестник Ариаварты. 2002. ? 2. Письма Юрия Рериха к брату Святославу 1925 -1929.
____________________________________________________________


2 августа 1925 г. Гульмарг.
Письмо Юрия Рериха к Святославу Рериху

Гульмарг, 2 августа 1925

Дорогой Света!
Думаю, что это письмо мое будет последним, ибо уходим через несколько дней.
Ты мало нам пишешь, и я совершенно не знаю, получил ли ты мои письма из Дарджилинга. Слышал о твоих больших успехах в живописи и глубоко надеюсь, что ты сосредоточенно углубишься в эту область, ибо только сосредоточенной работой можно добиться больших результатов.
В непрерывной работе заключается единственное спасение от ужасной пошлости, ненужной сентиментальности, которыми пропитана так называемая цивилизованная жизнь. В русских меньше этой пошлости, и главная задача каждого русского явить лик истинного труда, далёкого от безобразных форм социальной жизни. Вот мы живём здесь, далеко от этих проявлений современного человека, и, поверь мне, смешно становится, когда встречаешь местных европейцев, идущих отдавать дань предрассудкам пошлости. Начинаешь понимать психологию горцев, которые с улыбкою смотрят на забавы жителей долин.

О себе скажу, что я никогда более не вернусь в обстановку нашей 'псевдоцивилизации'. Считаю, что и наука, и искусство должны быть направлены на борьбу с пошлостью, и что тебе, живущему в горниле современной 'цивилизации', особо достойно явить презрение к мелкой жизни, не знающей обстановки истинного труда.

Большим счастьем будет снова встретиться по окончании экспедиции и других заданий, а пока пусть каждый из нас сурово примется за работу.

Крепко тебя обнимаю,
Юрий Рерих

Музей Николая Рериха в Нью-Йорке
__________________________________


5 августа 1925 г. Гульмарг.
Письмо Н.К. Рериха к В.А. Шибаеву В.А. и Кордашевскому Н.В.

5 августа 1925
Родные Яруя и Чахембула, перешлите это письмо Е. И. - Каю. Посылая, можете прочесть его, ибо можете знать о Кае, можете знать, чтобы лучше быть в состоянии оказать ему помощь духовную. Помните: 'осмотрите кольчугу брата' и если найдёте в ней кольцо непрочное - предупредите и укрепите. Идите неустрашимо. Помните, что радость трудная превыше радости лёгкой.
Преодолейте и преуспейте.

В духе с Вами Р/х

Публикуется по изданию: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012
_____________________________________________________________


8 августа 1925 г. Гандербал
Из книги Н.К. Рериха 'Алтай-Гималаи':

В Гульмарге экспедиция провела май, июнь и июль. В конце июля мы получили последнюю партию снаряжения и 8 августа выехали на машинах в Гандербал, находящийся на долгом пути в Ладак и Китайский Туркестан. Наши караваны состояли из 82 вьючных пони, которые должны были нести нашу поклажу в Драс, расположенный в Ладаке на перевале Зоджи. Это было предельное количество животных, которых мы могли прокормить.
Мы прибыли в Гандербал поздно вечером того же дня и увидели, что наши караванщики уже расположились лагерем на постоялом дворе. Языки пламени больших лагерных костров освещали лица людей и длинные ряды караванных животных.
_____________________________________________________


9 августа 1925 г. Гандербал.
Ю.Н. Рерих ' По тропам срединной Азии'. Глава 1. Кашмир-Ладак.:

'Утром 9 августа мы встали рано и некоторое время были заняты разгрузкой лодок, прибывших из Шринагара. Для наших людей эта работа была новой - приходилось давать им указания по каждому поводу. Старший караванщик Вахаба Вангану был опытным и хладнокровным человеком и прекрасно руководил нашими людьми.

К вечеру весь караван покинул Гандербал. На автомашинах мы доехали до маленькой деревушки Нуннер, затем пересели на лошадей и пересекли Синдх около Ваила. Путь длиною в две мили пролегал по правому берегу реки среди цветущих лугов, и верховая езда доставила нам приятные впечатления.

Канган - небольшая деревушка с просторным бунгало, где мы встретили нескольких путешественников. Дорога от Кангана до Балтала у подножия перевала Зоджи описывалась довольно часто, и я ограничусь лишь некоторыми замечаниями.

Для мирных караванов лехский международный путь стал доступным в 1891 г. благодаря усилиям воинской части полковника Дуранда. Правительство Кашмира контролирует этот маршрут, поэтому с транспортом и снабжением здесь нет проблем. Государственные амбары и просторные караван-сараи для путешественников расположены на всех этапах пути'.

Публикуется по изданию: Ю.Н. Рерих ' По тропам срединной Азии'. Глава 1. Кашмир-Ладак.
_____________________________________


12 августа 1925 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Озерову А.Д.
 
  
 


А.Д. Озерову
Больш. Подъяческая, 32.
Госпиталь
Ленинград.
________________

Последний привет перед Тибетом, с последней почтовой станции.
Теперь сообщиться будет труднее.
Всего светлого
Н.Р.

12 Авг. 1925 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/120, 1 л.
_______________________________


14 августа 1925 г. Харбин.
Письмо Владимира Константиновича Рериха к Рерихам Н.К. и Е.И.

Дорогие, родные Коля и Елена Ивановна.
Получили Ваше письмо от 10/VII и спешим ответить, чтобы наше ещё застало Вас. Словарь Юрику послал 1/VI, кроме того, книгу [А.Д.] Руднева 12/VII, и письмо Юрику 11/VII заказным, реестр[овый] ? 1329. Окончание статьи было послано вскоре за первой частью, но кроме того послали газету, где она напечатана полностью 19 июля, квитанция заказной бандероли ? 12461.
Но меня очень огорчило Ваше сообщение, что это будет последнее письмо в Индию, и если Вы даже адреса не даёте, значит, ни мы не сможем Вам написать, ни Вы нам. Ваши же письма я всегда ждал с нетерпением. Неужели Вы задумали идти через Гималаи; прямо почти на Север по Индии, конечно, пройдёте, хотя этот путь очень тяжёлый, но как пойдёте по Монголии? Теперь монголы от 'товарищеского' отношения стали другие, хотя, конечно, там, в глуби страны, куда их влияние не могло так сильно проникнуть, может быть, и остались прежние. Этим путём я очень интересовался в Чугучаке, чтобы выйти оттуда, но, не имея средств на покупку верблюдов, мы отказались от этого пути, а пошли по Монголии на своих лошадях, и на них же великолепно перешли Алтай от Широ-Сумэ до Кобдо, а там 3 снежных перевала. И если бы я знал, что Вы хотите сделать такое большое путешествие, то просил бы Вас взять меня с собою, хотя бы простым рабочим в Ваш караван, т. к., пропутешествовав столько, я мог бы быть полезным Вам в пути, а не обременительным.

Работать с Вами в Сибири я согласен, но когда это может быть? Только тогда, когда возродится Россия, а не в СССР'ии. <:>
Дай Боже, чтобы прошёл скорее этот ужасный, красный кошмар и чтобы скорее возродилась Россия! Я ни одной минуты не задумаюсь отправиться, хотя бы верхом, опять тысячи вёрст, и согласен терпеть всякие лишения, чтоб работать на пользу России. <:>

Возрождение России и плодотворная там работа возможна только при удалении той кучки, которая царствует в СССР'ии и которой нет никакого дела до блага Родины, а только она преследует свои интересы. Как они разоряют всех крестьян налогами, и этим всех обрекают на полуголодное существование, и какое развили шпионство и предательство, что мы, не живущие там, трудно даже себе всё это представляем. Если скоро должно быть возрождение Новой России, то, следовательно, должны скоро прийти и новые люди, вместо этой кучки коммунистов-грабителей. А тогда и наше возвращение на Родину в Россию будет возможно, и всех возвращающихся на Родину будет ждать работа, а не тюрьма, как теперь. <:>

Если бы Вы знали, как хочется с Вами увидеться!
Дай Бог, чтобы это скорее было и дай Бог Вам счастливого пути и от души желаю всего хорошего, крепко, крепко целую Вас всех, не забывайте!

Ваш Володя.

Автограф. Фрагменты. Архив NRM. Текст написан чернилами. Ксерокопия предоставлена Ю.Е. Родичевым.
_______________________________________________________________


18-19 августа. Маульбек .
Из дневниковых записей Е.И. Рерих:

18-19 августа 1925 г. Маульбек
___________________________________________

Из книги Н.К. Рериха 'Алтай-Гималаи'. Гл. IV. Ладак:

'В древних китайских сторожевых башнях были находимы среди манускриптов словари и биографии знаменитых женщин. На далёких границах были такие устремления.
Когда уже знаете красоты Азии, уже знаете всю насыщенность красок её, и всё-таки они опять поражают, опять возносят чувства. И самое недосягаемое становится возможным.

Мухи, москиты, блохи, уховёртки! Всякие дары Кашмира. Уход наш был не без крови. В Тангмарге банда негодяев напала на наш караван и начала железными палками избивать наших людей; семерых повредила. Пришлось с револьверами и маузерами оберегать порядок. За выход из Кашмира можно и заплатить. Заплатили и вышли. В Гунде конюхи накормили коней ядовитой травою; кони начали дрожать и легли. Всю ночь их выхаживали. Особенно пострадали мой Мастан и Сабза Юрия. Погонщики развели костры вокруг ящика с патронами. В палатку под постель Юрия заползла дикая кошка. Много мух, москитов, блох и уховёрток, и "шайтанов" в Кашмире. <:>
Древние готы не сравнивали ли Тироль с Кашмиром? Или с Рейном? Ажурна, непрочна красота Кашмира. Трудно представить себя в мощной Азии.
Дальше, дальше - туда, к скалам и янтарным пескам.

Мокрый, ненастный Балтал. Не успели раскинуть мокрые палатки, как является новая провокация. Приходит полицейский с рапортом о том, что наши люди только что уничтожили санитарный пост и тяжко оскорбили врача. По счастью, сторож почтовой станции не подтвердил эту злую выдумку. Повторяем нашим людям не отвечать ни на какие оскорбления. Караванщики заставили лишний день простоять в Балтале из-за боязни обвалов на Соджи. Толковали, ходили на гору и с трудом решились тронуться. Никаких обвалов не было, хотя, как всегда на горных карнизах, могли быть отдельные падающие камни. На перевале, как всегда, ледяной ветер. Шуба делается легче газа. <:>

Около Драса в поле работали замечательно красивые женщины. Арабский тип, одеты в чёрные рубахи, на головах чёрная повязка. Думали, что это дарды, но, говорят, это африди, пришедшие на летние пастбища из Афгана; те самые, которых боятся'.

'Идут встречные караваны. Всякие народы - дарды, балтистанцы, ладакцы, асторцы, яркендцы. Языки совершенно различны. Точно переселение народов. <:>

После Соджи всё изменилось. Позади остался Кашмир со всеми его ядовитыми травами, холерою и насекомыми. Пройдя ледяные мосты над гремящею рекою, прошли как бы в иную страну. И народ честнее, и ручьи здоровые, и травы целебные, и камни многоцветные. И в самом воздухе бодрость. Утром - крепкие заморозки. В полдень - ясный сухой жар. Скалы пурпурные и зеленоватые. Травы золотятся, как богатые ковры. И недра гор, и приречный ил, и целебные ароматные злаки - всё готово принести дары. Здесь возможны большие решения.

После Драса встретили первую буддийскую весть. Около дороги две каменные стелы, изображающие Майтрейю. Около них камень с изображением всадника. Не на белом ли коне этот всадник? Не вестник ли нового мира? Значительно, что первым буддийским знамением является именно облик Майтрейи.
 
  
 

Скала Майтрейи в Маульбеке. 1925.

'В Маульбеке мы побывали в типичном тибетском доме старого уклада. Взошли по приставной лестнице, как по подъёмному мосту. Домашняя моленная, запах курений. Степенная вдова - хозяйка. С балконов - прекрасный вид со всеми горами и фантастикой песчаных изваяний. Тихие горницы. На полу, около двери, девушка выжимает растительное масло для лампад. За спиной у неё шкура яка, на голове тяжёлый убор из бирюзы'.
 
  
 

Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель. 1925.

В Драсе лишь первый знак Майтрейи. Но в древнем Маульбеке гигантское изображение Грядущего стоит властно при пути. Каждый путник должен пройти мимо этой скалы. Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение земли. Знают, Майтрейя идет. Не об этом ли гигантском изображении писал Фа Сянь в своих дневниках? Похоже!
 
  
 

Н.К. Рерих. Святыни и твердыни (Маульбек). 1925.

Монастырь Маульбек с двумя храмами и бесчисленными развалинами венчает скалы необычно героическим аккордом. Как драгоценный бронзовый слиток! И спит страна забытого геройства. Забыта легенда Геродота о муравьях, приносящих золото с берегов Инда. Но кто-то помнит об этом золоте. И Гессер-хан в срок обещает открыть золотые поля людям, которые сумеют достойно встретить грядущее время Майтрейи - век общего блага. Век мировой общины, завещанный самим Буддою.

Из книги Н.К. Рериха 'Алтай-Гималаи'. Гл. IV. Ламаюру - Лех - Хеми:
____________________________________________________________-