Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1943 г.
(апрель - июнь)
************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

АПРЕЛЬ
ОЧАГИ КРАСОТЫ (2 апреля 1943 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (5 апреля 1943 г.)
ПОВТОРЕНИЯ (9 апреля 1943 г.)
РАДОСТНО (18 апреля 1943 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (24 апреля 1943 г.)

МАЙ
СВОБОДА ПОЗНАНИЯ (1 мая 1943 г.)
ГЕРОСТРАТЫ (2 мая 1943 г.)
ПИСЬМО Н.К. и Е.И. Рерих в Америку (7 мая 1943 г.)
ОГРУБЕНИЕ (12 мая 1943 г.)
МЕТЕОРЫ (18 мая 1943 г.)
ЧТО Ж ТАКОЕ? (24 мая 1943 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (25 мая 1943 г.

ИЮНЬ
СЛУЖИТЕЛИ ИНДИИ (3 июня 1943 г.)
ПОСЕВЫ (Письмо Н.К. Рериха в Америку) (6 июня 1943 г.)
КРЕДО (12 июня 1943 г.)
ДУМА (18 июня 1943 г.)
ПОЧЕМУ? (28 июняы 1943 г.)
****************************************************************

АПРЕЛЬ

2 апреля 1943 г.
ОЧАГИ КРАСОТЫ

Уже поминалось, что коллекции американцев составляются торговцами. Подобные собиратели сопоставлялись с русскими любителями, любившими творчество собирания. Какая радость была в открытии произведения как старинного, так и новейшего.

В некоторых странах существует пристрастие к рамам - чтобы были они золотые; без этого иногда и не принимают на выставку. Из-за узкой рамы иногда ссылали в окраинную галерею. Не так бывало у нас. Самая узенькая закантовка была приемлема, если она достаточно обрамляла произведение. Головин ввёл узкую медную закантовку даже для больших портретов, лишь бы качество стекла было безупречно. Такие металлические закантовки шли в любую обстановку. Не было у русских мастеров стремления к широким золотым обрамлениям. Это не было неряшеством, но обращением к сути мастерства.

Интеллигентный вид имели русские частные собрания. И опять они будут. В народе живёт огонь собирательства. Никто не захватывал собирателей русских. Увлекательны и трогательны бывали повести собирателей, когда они показывали свои сокровища. Являлась истинная нужность художественных творений.

Часто нелегко давалось собирательство. Нередко именно семейные и родственники бывали ярыми врагами такой 'роскоши', очага. Молодое поколение, выросшее среди творений искусства, несло в себе утончённость и возвышенность мысли. Музеи, ими посещаемые, были для них живыми и любимыми как продолжение их домашнего быта.

Особенно же трогательны были небогатые собиратели, бравшие с бою своё приобретение. Любили они отдать народу свои сокровища, не 'на поток и расхищение', но на сохранение и радость.

2 Апреля 1943
Pepих НК. 'Листы дневника'. М, 2002 г. Т.З.
_______________________________________


5 апреля 1943 г.
Письмо Н.К. Рериха в Америку (5 апреля 1943 г.)

5.IV.43
Родные наши,
Хотелось обождать Вашего очередного письма, но всё нет, и, кто знает, не пропало ли оно вообще. Между тем, наверно, у Вас имеется много новостей. Почта совсем усохла. Музей Современного Искусства присылает свои похудевшие бюллетени. Видим из них, что многие сотрудники попали в набор и деятельность музея сильно сократилась. Ещё и ещё убеждаемся, что их программа очень близка нашей. Если бы не хоршевская злоба ко всему сущему, то как могли бы преуспевать наши учреждения! И другой пример на наших глазах, а именно Общество Поощрения Художеств! Там все вмещалось и процветало. Значит, дело не в программе, но в добром к ней отношении.

Имеете ли Вы вести от Б[ориса] К[онстантиновича] Р[ериха]? Мы только что получили его хорошее, бодрое письмо от 8-го декабря - оно было в пути сто десять дней! Видим, что и наши письма к нему дошли. Он хочет печатать мои листки, они там очень по душе пришлись. Соображайте, во что выльется отчёт о деятельности АРКА к концу года. Ведь была и лекция, и номер журнала, и большая полезная переписка. Все эти данные отмечайте. Кроме того, наверно, и ещё полезные сношения образуются - ведь год ещё в начале. Но и теперь уже делайте все отметки.

Как идут беседы Зины с волонтёрами? Собирайте и всякие полезные газетные вырезки. Как проходит выставка собрания Бринтона? Подходят ли молодые? Не устану твердить об участии молодёжи. Они должны учиться охранять Культуру. Никогда не угрожало ей столько опасностей. Из-за войны и всяких потрясений уровень жизни понижается. Сношения прерываются.
Переписка пресечена. Как же вести её, когда весточки тонут в таинственной пучине?! И могут ли народы сидеть в клетке? Даже дикие звери в клетке впадают в маразм, в рабство или в ярость, в бешенство. А ведь сколько песен о свободе сложено за это время. Весь мир мечтает о такой несказанной свободе, но где её жилище? Поистине, 'во время мировых потрясений и познавания, и отрицания возрастают'! Берегите молодёжь!
Многие большие деятели уходят: ушёл Фокин, теперь ушёл Рахманинов. Ушли академики Щербатской и Коковцов, и многие, о которых мы и не слышали.

Ничего не слышно о многих художниках. Удивительно подумать, сколько выдающихся людей как бы провалилось в обвале! Кое-кто из них покажется из-под обломков, но не скоро можно будет оглядеть всё случившееся. Не погибли ли какие Ваши посылки, радио опять говорило о пропавшей почте. Зорко следите за грабительскими хоршевскими махинациями. Может быть, Вам удастся обнаружить и ещё многое значительное. Мы говорили о зорком дозоре - вот теперь он особенно требуется. В добрый час! Шлём лучшие мысли Вам и всем друзьям.

Сердечно,
Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
______________________________________________________


9 апреля 1943 г.
ПОВТОРЕНИЯ

"Не брани меня за это, читатель, потому что предметы бесчисленны, и память моя не может вместить их так, чтобы знать, о чём было и о чём не было говорено в прежних заметках, тем более, что я пишу с большими перерывами, в разные годы жизни".

Кто же мог так просто и полно сказать? Да всё тот же друг всех творцов, искателей, исследователей - Леонардо да Винчи. Каждый деятель может припомнить эти слова. В водоворотах жизни не избежать как бы повторений. Но не будут ли они лишь кажущимися? В новых сочетаниях, в неожиданных явлениях жизни многое из бывшего вспомнится, конечно, в новых очертаниях.

В волнах жизни и не может быть точных повторений. Узор волны и пены и блеска будет будто бы схожим с пробежавшими валами, но это будет лишь кажущееся сходство. В тех же законах произошло действие, но природа обогатила и обновила его.

Иногда невнимательным людям кажется, что целые племена все на одно лицо. Только поверхностный взгляд не увидит всё индивидуальное различие.
Потому повторение будет лишь ещё одним подходом к явлению жизни.
Каждый день различен, и каждое поминание будет в особом тоне. К лику прибавится ещё некая чёрточка. Событие сопоставится с новым соседством и тем обновится.

Не убоимся новых сопоставлений во времени и в месте. Если о чём-то опять вспомнилось, значит, тому была неповторимая причина. В мозаике прибавился ещё один камень, нанесена черта под новым освещением.

Даже умышленная копия всё же не вполне отвечает оригиналу. Да и вопрос, каков был оригинал первоначально? Часто копиисты стараются передать вовсе не основу, а случайные наслоения времени. Причуда лаковых покрытий даёт мираж, и тщетно пытаются отличить первое выражение произведения.

Можно возвращаться к тому же предмету, но невозможно точно повторить первоначальное. Неизбежно возвращение к однажды уже затронутым предметам, но это не может быть повторением. Леонардо возвращался к излюбленным наблюдениям, но ведь не повторял их.

9 апреля 1943 г.
Н.К. Рерих "Из литературного наследия". М. 1974 г.
______________________________________________


18 апреля 1943 г.
РАДОСТНО

Пишут:
"За это время к нам поступили и продолжают поступать самые разнообразные запросы в АРКА. Самая крупная кинематографская фирма - "Метро-Голдвин-Майер" теперь ставит новую фильму "Россия". И запросили нас о том, был ли в Смоленске оперный театр и симфонический оркестр, ибо действие их фильмы связано с этим. В Монреале идёт музыкальный фестиваль под управлением Стоковского - ставят 7-ю симфонию Шостаковича - нас просили прислать им анализ формы симфонии и её программу. Конечно, мы немедленно действуем в этих случаях, наводим справки, сносимся с посольством или же здесь с консульством.

Из Колумбийского университета нас просили дать им оратора для годового торжества из "Енглиш Градюэт Юнион" на тему о современной русской Культуре. Один из наших директоров, Марк С. рекомендован нами и будет им читать доклад. Я недавно интервьюировала приехавшего из России представителя Советского синема - был очень общителен и дал интересные сведения - пригодятся для доклада на заседании, которое думаем сделать для членов в конце Марта. Из посольства получаем превосходный материал - журналы "Искусство", "Творчество", газеты на двух языках, книги о фольклоре, а также их бюллетени, которые выходят три раза в неделю. Последние замечательны. Попытаюсь послать Вам хоть один, ибо они посылают нам по несколько экземпляров. Сведения о военных действиях, о реставрации городов, взятых обратно русской армией, о неслыханном вандализме, произведённом наци в музеях, библиотеках и других общественных учреждениях - всё это сообщается в этих бюллетенях. Материал крайне интересный. Дедлей хорошо переписывается с первым секретарём.

Между прочим в журнале "Искусство" за Май 1941 года есть подробное описание "Выставки лучших достижений советских художников" - имена художников все новые. Очень известны М. В. Нестеров, В. И. Мухина, С. Лебедева, А. Герасимов, а также Самокиш, Малютин, Шадр и др. Большинство из них - портретисты, и, видимо, искусство портрета играет большую роль в живописи. Привожу очень интересные места из статьи об этой выставке: "История искусства знает различные виды портрета.
Развитие того или другого вида портрета определяется тем, какое конкретное содержание вкладывает каждая эпоха в понятие героя. У нас в стране социализма образ героя обогащается новыми конкретными чертами...
Образ героя должен выражать эпоху. Герой не противостоит своему обществу, классу - он один из многих, он связан с массой". С удовольствием читаю эти журналы и знакомлюсь с новой психологией - восхищаюсь почитанием роли искусства и его значения в жизни страны - и журналы и газеты подчеркивают это. Ведь сказал Шостакович: "Во время войны музы не молчат". Проблески новой эпохи, нового понимания в массах - всё это волнует дух, даёт радость. Часто думаю о том, как был бы оценён там великий дух, мыслитель, творец, работающий для общего блага! Прихожу к заключению, что рост народного сознания там превзошёл все ожидания. Удивительно это и прекрасно.

Прочла сегодня статью о Шостаковиче, и не верится, что в стране, где враг проник в самое сердце, где нужно защищать жизнь ежечасно, где голод и холод - обыденное явление, искусство стоит выше всего! Седьмую симфонию Шостаковича оповестили как национальное явление. Её поставили в Куйбышеве, куда правительство временно уехало, и слушали её видные члены правительства и дипломатический корпус, а по радио слушала вся страна, в окопах и в городах. А его статьи, в которых он говорит, что искусство принадлежит народу, да и само его творчество, которое он посвящает народу и которое принимается как великий дар всей нацией, справедливо гордящейся своим гениальным композитором! Да, далеко здешней культуре до таких идеалов и вообще до такого просветлённого сознания".

Всё это радует. Прежде бывало: "муза замолкнет в звоне мечей". Но теперь вспомнили об оплоте человечества. Прекрасно, если искусство проникает в толщу народную. Истинный прогресс народа, когда для него, даже в труднейшие дни, искусство остаётся утешительным прибежищем. Такой народ преуспеет. В наших встречах с народом много раз радовала чуткость к прекрасному, верный глаз к краскам, истинная любовь к художеству.

Сколько друзей искусства мы встречали в деревне! Яков, Ефим, Андрей, Пётр - множество мудрых тружеников радовали своими разумными беседами. Как всегда, во всём мире труднее всего с полуучками, полуинтеллигентами. Тут часто натолкнетесь на гнилые суждения. Не радует их художество. Не радует их сама природа. Не видят они красок. Горы для них - серые. Небо для них - серое. Зелень для них - серая. Точно бы всё для них затянуто плесенью. Елена Ивановна нередко учила таких слепцов прозрению. Чтобы узреть синие тона гор, она заставляла сперва посмотреть на ближние жёлтые травы, а затем вдруг взглянуть на дальние горы. И прозревали! Учила увидать закатное золотое небо. Учила отрешиться от городской пыли и вспомнить, как многоцветна природа. Как многообразны её очертания, как силуэтны люди на свету, как радостно наблюсти цветы и деревья, где каждая веточка является неповторимым обликом! Много терпения требуется с полуучками. Как высокомерны их суждения! Как нелепы псевдонаучные замечания! Некий "профессор", гладя на картину, лишь заметил, что бамбуки слишком велики. Ох, не видал он гигантских цейлонских бамбуков.

Ну их к шуту! - всякие нелепости. Прекрасно, если народ прилежит к искусству, имеет открытый глаз на красоту. Такой народ - труженик, творец - преуспеет, преобразит жизнь, сложит славное будущее.

18 апреля 1943 г.
Н.К. Pepих 'Листы дневника', т. 3. М, 1996 г. (Из архива МЦР)
_______________________________________________________


24 апреля 1943 г.
Письмо Н.К. Рериха в Америку

24.IV.43
Родные наши,
Долетело письмо Зины от 20-го февраля. Мы уверены, что АРКА даст многое значительное. Видим это и из Вашего письма. У Вас накопляются ценные сношения и сведения - всё это так полезно в самом широком значении. Действуйте в этих направлениях. Присоединился ли к АРКА Филадельфийский Центр? Сейчас Е.И. получила сердечное письмо от Чайки. Несмотря на трудное для всех время, они всё-таки существуют. Вообще, у Вас должны накопляться иногородние члены АРКА, ведь дальние штаты часто гораздо отзывчивее и сердечнее. Было доброе письмо и от Эми. Вы правы, восхищаясь, как народ русский чтит искусство. Эта панацея спасёт от дикости, невежества, жестокости. Русский народ преуспеет творчеством, находчивостью, смекалкою. Сейчас ТАСС просил мой лист 'Слава', чтобы переслать его в Москву. Знаем, что у Вас разовьются многие добрые сношения. И Вы принесёте большую пользу, и Вам будет полезно. Обмен и сотрудничество - вечное обновление. Только подумайте, что Вам выпало давать чуткие, верные сведения о русском народе, - это прекрасно! Если переводчица писем Е.И. благорасположена, дайте ей перевести мои листы, которые я Вам посылал, и пришлите перевод нам - здесь он очень пригодится.

Дошло хорошее письмо от Катрин. Пишет, что Хорш допущен к экспорту - как раз место для грабителя. Неужели весы Фемиды покривились? Интересно сведение о маленьких 'гримли'. Нет ли о них газетных статей?

Вот Вы пишете об огромном уменьшении числа учащихся даже в таких старых учреждениях, как Лига Искусства. Всё такое шатание есть шатание культуры. Прискорбные признаки! Тем более необходимо твердить о культуре. Культура от каждого семени требует значительное время. Тем более Культура человека нуждается в длительном процессе накоплений. Легко разрушить, трудно создать. Культурный человек не может совершать антикультурные поступки. Действуйте бодро во имя Культуры! Скажите Катрин, Инге (очень жалеем её), Джину (его новогодняя карточка долетела лишь вчера) и всем друзьям, как мы часто о них думаем и шлём наши лучшие мысли.

Сердечно,
Н.Рерих.

Сейчас долетело Ваше письмо от 15-го марта. Радуемся успеху АРКА. Сердечно жалеем бедную Инге. От Дутко писем и статей не получали. Написали бы Вы в ВОКС непосредственно. Уроки русского языка очень полезны.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.

*********************************************************************************

МАЙ

1 мая 1943 г.
СВОБОДА ПОЗНАНИЯ

Суеверия, предрассудки, предубеждения во всех веках одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познавание всегда бывало ограничено под страхом костра.
Несчётны костры, пылавшие и справа и слева. Множество полезнейших научных нахождений горело на потеху толпы. Жгли Джордано Бруно, уничтожали Лавуазье, убили Сократа, продавали в рабство Платона. Длинен синодик невежественных уничтожений. Напрасно лучшие умы взывали об освобождении науки. Толпы кричали о свободе и изгоняли Аристида, утесняли Аристотеля, Пифагора, Перикла.

И не в глубокой древности искать примеры. На нашем веку Академия Наук преследовала Менделеева. Не от сладкой жизни ушёл Мечников.
Послушайте "вопль в пустыне" Пирогова. Может быть, теперь наука освободилась? Ведь сейчас все кричат о свободе и справедливости. "Ну ещё не совсем победа!" Можно привести по-прежнему множайшие, печальные примеры суеверий, хотя бы они и прикрылись различными терминами.

Взять хотя бы спор о материи и духе. Кто сказал, что эти понятия различны и даже противоположны? Из давних времён звучит простейшее и убедительнейшее доказательство единства материи и её трансмутации. Лёд, вода и пар! Разве это не очевидно? И почему высшие, тончайшие слои материи будут противны её единству? Пусть сама природа со всею очевидностью раскрепостит науку и освободит мысль. Прав Энгельс, когда без отрицаний говорит в своей "Диалектике природы", что задача науки заключается в том, чтобы раскрыть нам то, чего мы не знаем. А "при отрицании прекращается всякая наука". Ленинцы пусть помнят завет о диалектическом материализме. Диалектизм есть живое, познающее, развивающееся понятие. Он не есть мертвенное отрицание, он в основе полон допущения и сво-бодного исследования. И ещё пусть доброжелательно помнят завет Ленина о том, что так неотложно: "Первое - учитесь! Второе - учитесь! Третье - учитесь!" Долой суеверия, предрассудки, предубеждения!

1 мая 1943 г.
Н.К. Pepих 'Листы дневника', т. 3. М, 1996 г. (Из архива МЦР)
_______________________________________________________


2 мая 1943 г.
ГЕРОСТРАТЫ

"Безумный грек Герострат для своего прославления сжёг великолепный храм Дианы Эфесской". Старинные хроники и учебники упрочили имя безумца. Оно стало нарицательным во всех веках для всякого вандализма. Не знаем, были ли вандалы столь же жестоки и разрушительны? И на нашем веку выросли целые банды геростратов. Геростраты ютятся в разных странах. Некий Герострат изрезал репинского "Ивана Грозного". Другой его собрат изуродовал "Анжелюс" Милле. Доморощенный герострат уничтожил мои фрески. Много чего случилось. Видели вандализмы в Испании. Видели Лювен, Ипр, Реймс. Теперь Новгород, Ясная Поляна - длинный синодик разрушений. И не перечесть! С каждым днём возрастает мрачный синодик вандализмов. В журналах остались снимки позорных аутодафе, когда на улицах сжигались ценные книги и предметы. Непростимы вандализмы, кем бы они ни совершались. Это уже не "прискорбные заблуждения", а ярое невежество. А невежество есть злейшее преступление. Уничтожать достояние народов может только невежда - тёмный и злой.

Наверно, где-то ведутся списки вандализмов, но пусть они не останутся распылёнными. Ради истины их нужно крепко запечатлеть. Имена всяких геростратов нужно записать погромче. Пусть они получат свою мрачную славу. Нечего утешаться тем, что христиане уничтожали Александрийскую библиотеку. И такая ярость должна быть записана.

Пусть накопятся траурные тома на стыд и позор человечества. Пусть эти тома хранятся в школьных книгохранилищах, чтобы малыши запомнили о тёмных деяниях невежд. Устыдится человек зверства, жестокости, вандализма и запомнит об истинных сокровищах человечества. Пусть будут собраны особые комитеты - беспредрассудочные и справедливые - и соберут они архив ужасов. Весь народ запомнит о злодеяниях. Помню, с каким ударением нам показывали ядро в стене каирской мечети и шептали: "Ядро Наполеона". Даже такая подробность врезалась в народную память. А ведь сейчас перед человечеством целый океан ужасов. Да, да, да, пусть все вандализмы будут неприкрыто записаны и сохранены на позор человечества. Будь то наследники Гете и Шиллера, или Шекспира и Байрона, или Ярослава и Александра Невского, или Данте и Леонардо, если вандализм произошёл, он должен быть отмечен. Геростраты да получат свою славу срамную, мрачную.

2 мая 1943 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г.
_______________________________________________________

7 мая 1943 г.
Письмо Н.К. и Е.И. Рерих. в Америку

7.V.43
Родные наши,
Пришла телеграмма от Катрин о покупке дома или о снятии целой квартиры. Ответ Е.И. Вы уже имеете. Местные условия так необычны и сложны, что лишь на месте можно решить, что лучше. Обе комбинации имеют и 'за' и 'против'. Что менее обременительно, то и легче. При всяких происходящих инфляциях вещи, как таковые, особенно ценны - недаром делаются разные приобретения, но нужно сообразить, что именно менее обременительно. Взвесьте всё.

Вы также получили нашу телеграмму на запрос Ральфа Л. о картине. Не знаю, выйдет ли что из его запроса, или же в нём скрыта какая-то тайная цель? Я с ним сношений не имел, лучше Вам деловито ответить ему. Это вполне естественно, ибо из Индии всё равно сейчас картину не послать. Радио то и дело сообщает о погибших посылках и письмах. Вот и Ваши посылки журналов всё ещё не дошли.

Справились ли Вы, какая моя картина в посольстве? Для списка картин Вам нужно это знать. Тампи печатает второе, дополненное, издание своей книги 'Гурудев Р[ерих]', ибо в Индии большой спрос.

В нынешнем году - двадцать лет с нашего приезда в Индию и мой семидесятый день [рождения] - индусы очень ценят этот срок и считают не по годам, а по дням рождения. Пусть каждый по-своему.

Сейчас долетело Ваше письмо от 30-го марта с припиской 1-го апреля. Все мы сердечно радуемся успехам АРКА, в которых были уверены. Так и действуйте во имя Культуры - доброжелательно. Надо мыслить широко, и Вы видите, что наши прогнозы оправдываются. Спрашиваете, не уделить ли Вам два дня в неделю для работы в Красном Кресте? Не хватит у Вас времени, ведь АРКА началась удачно и нуждается в ежедневных попечениях. Наверно, каждый день идут и посылаете какие-то письма, хотя бы и коротенькие. Кстати, извещаете ли Вы всех почётных советников об успехах АРКА, а то они заскучают. Наверно, и уроки русского языка разовьются.

Непонятно, о каких запросах Святослава об архитектуре Вас спрашивали. Он никого никогда не запрашивал. Кроме его прекрасного радио о русском воинстве он помог русским учёным ботаникам, которые здесь в командировке. Юрий сейчас работает над огромным трудом - перевод с тибетского. Он послал Вам свою работу о Гессер-хане. О ней получены отличные отзывы из Лондона и здешние; прекрасно работает. Конечно, от Вас бюллетени и посылки ещё не дошли. Впрочем, пароходные посылки идут четыре месяца и более. Всё хорошо в Вашем письме, но грустны сведения о руке Инге и об ушах Дедлея. Неужели врач не мог прописать кроме горячей воды какой-либо массаж, или электричество, или синий свет? Ведь без правой руки - ужасно. Думается, что ухо Дедлея отойдёт опять - лишь бы не простудиться. Привет Мюль, Арбеловым. Наши мысли с Вами, с Катрин, с Инге, с Джином, с С[офьей] М[ихайловной]. Да будет Вам всем хорошо в эти трудные дни. Е.И. работает не покладая рук. Все, каждый в своей области, трудимся и радуемся слышать от Вас о Ваших неустанных трудах во славу Культуры. Да будет Свет!

Сердечно,
Н.Рерих.

P.S. Сейчас пришли две хорошие статьи Дутко. Добрый привет ей.
Пусть бы она перевела мою статью 'Великий облик', посвящённую Е.И. У неё есть мои книги.

Родные мои,
Очень, очень мы горевали о повреждении руки нашей милой Инге, но
В[еликий] Вл[адыка] меня успокоил, сказав, что рука будет двигаться, хотя и не вполне, но достаточно для работы. Также Сказано, что 'она нужна в работе и ещё может помочь в делах В. В., передайте ей это, родные, пусть воспрянет духом и запаётся терпением. Погружение руки в горячую воду очень полезно, и В. В. советует делать это не менее трех раз в день по десяти минут, при этом нужно растирать больную руку, пока она находится в горячей воде, лечение это длительное. Шлю ей мысли лучшие и сердечную ласку.

Дедлею нужно очень остерегаться простуды. Пусть всегда имеет при себе клочок ваты и при малейшем ветре или сквозняке затыкает чувствительное ухо. Пусть и Катрин следит за собою, ей тоже нужно придерживаться указанной диеты и не слишком утомляться. Знаю, что и Зиночке нужно иногда последить за собою, но всё это не страшно. При твёрдом сознании и доверии к В[еликому] Уч[ителю] все заболевания не страшны. Нужно выработать в себе лишь постоянное памятование о В[еликом] Уч[ителе], чтобы утвердить в своём сердце своего рода умную молитву - ничем нерушимую связь, только при такой связи можно всегда получить необходимую помощь. Связь эта должна укрепляться и ткаться ежесекундно, и тогда всё становится легким и достижимым. Примите это дословно.

Радовались Вашей работе, пусть развивается, но мой совет - строго придерживаться пределов, намеченных культурной работой, но не переступать границ простой приветливости, необходимой при каждой совместной работе; но не вижу чрезмерного сближения. Будьте осмотрительны, больше слушайте, но сами говорите меньше, не доверяйте им. Соловьями все умеют петь, когда им полезно. Берите вещи как они есть, без преувеличения в обе стороны. Требуйте фактов, но не однобоких. У нас имеются факты, далеко не совпадающие с утверждениями о высококультурном отношении к труженикам просвещения. Факты, почерпанные из их же источников. Видимо, имеются разные источники.
Посылаю мою самую нежную ласку родной Катрин, очень хотела бы ей написать, но, к стыду моему, почти разучилась писать по-английски, в моём отшельничестве забыла этот язык. Спасибо ей за всё, что она делает по делу, пусть оно теплится, насколько возможно.

Как всегда, мечтаю увидеть всех Вас, доживём и до этого дня.
Обнимаю всех одним объятием и прошу явить мужество и радость труду.
Е.Рерих

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
_________________________________________________________


12 мая 1943 г.
ОГРУБЕНИЕ

Опять заговорили о возможности газовой войны. Правда ли это или только взаимные острастки - покажет будущее. Но уже одни толки допускают и этот чудовищный вид взаимоистребления. Так, чтобы не только человечество взаимоуничтожалось, но чтобы и сама земля отравлялась... Куда же дальше?

И без того уже ползает мрачное огрубение. Люди совершенно спокойно толкуют о таких ужасах, какие раньше бы и в голову не пришли. Зверство входит в обиход человеческий. За огрубением протолкнётся и мохнатое одичание. Ужасен лик цивилизованного дикаря. И не только взрослые, но и дети уже болтают о диких выходках.

Влезло огрубение в сердце человеческое, и трудно будет изгнать такого отвратительного посетителя. Врачи говорят, что при болезни здоровье уходит фунтами, а при выздоравливании возвращается золотниками. То же можно сказать и об огрубении. Тиранически овладеет оно человеком, перестроит весь обиход, опошлит мышление и... где те меры в современном государстве, которые освободят человека от безобразного одержания?

Скажете - школы, но и в них влезло огрубение. Скажете - творчество, но ведь и оно в услужении грубости. Даже язык человеческий превращается в какой-то тюремный, кабацкий жаргон. И всё это влезает помаленьку да полегоньку. Но тяжеленько становится от такого "полегоньку".

Плохо утешение, что дикари вымрут, но как же быть с молодёжью, с детьми? Яд огрубения хуже любого наркотика. Сколько потребуется лучших помыслов, чтобы изгнать беса дикости?

Не будем закрывать глаза: человечество заболело огрубением. И от тяжких болезней можно излечиваться, но при болезни Культуры какие же операции потребуются? И где та сестра милосердия самоотверженная, которая займётся уходом? Ведь и у ней самой болит сердечко от огрубения. Помоги болящим, сестра милосердия!

Теперь и "милосердие" особенное. Из "милосердия", пожалуй, сотворят такие чудовищные бомбы, что они будут разрушать целые города. Впрочем, ведь и гильотина изобретена из "человеколюбия". Из такого же "милосердия" изобретён и электрический стул. В Чикаго настоятельно звали посетить скотобойни. С гордостью заявляли об ежедневном убийстве пятидесяти тысяч скота. Помоги, сестра милосердия!

12 мая 1943 г.
Н.К. Рерих "Из литературного наследия". М. 1974 г.
____________________________________________


18 мая 1943 г.
МЕТЕОРЫ

Ходжа Худай-Берди-Бай ещё недавно утверждал, что только сумасшедший может допускать, что камни могут падать с неба. Все доводы о метеоритах, известных уже давным-давно в Китае, не помогли. К тому же и Коран не поддержал. Вероятно, Ходжа возликовал бы, если бы прочёл у Неймайра о европейских учёных конца восемнадцатого века, тоже отрицавших возможность метеоритов.

"Свидетельства об этих явлениях слишком многочисленны, сотни и тысячи людей были их очевидцами, целые страны тревожились и волновались; сомневаться в действительности этих метеоритов невозможно и странно; тем более кажется удивительным, что ещё в прошлом столетии почти все учёные отвергали справедливость этих известий, смотрели на них как на последствия суеверия, обмана и глубоких заблуждений, а падение камней с неба считали физически невозможным.

Когда в 1790 году было опубликовано об упомянутом выше загребском метеорите, Штютц говорил: "Только люди совсем невежественные в естествознании могут верить, что камни падают с неба. В 1751 г. в этом были убеждены даже учёные Германии; но тогда царило полное незнание естественных наук и физики. В наше же время непростительно считать сколько-нибудь вероятными подобные сказки". В 1790 г. у Жюльяка в Гаскони упал метеорит. Начальство этой области отнеслось к явлению с достойным похвалы благоразумием: был составлен протокол, подписанный 300 очевидцами. Но когда этот документ предъявили в Парижскую академию, то официально подтвержденное известие она сочла просто глупостью.

Один учёный зашёл даже слишком далеко и уверял, что если бы такой камень упал к его ногам, то он бы не поверил этому факту; другой причислял Хладни к числу тех людей, которые создают лживые учения о мире и не подозревают, что они-то и виновны во всём зле, которое царит в области нравственности".

Вот так учёные! Вот так Европа! Наши летописцы, хотя и своеобразно, но всё же определённо отмечают "небесные камни".
 
  
 

Н.К. Рерих. Прокопий Праведный отводит тучу от Устюга Великого. 1914.

Древнейшее сведение о метеорите, выпавшем в пределах России, относится к 1290 г. По сообщениям современника, падение произошло 25 Июня в полдень близ Устюга Великого: "Бысть же о полудни найде внезапу над град Устюг облак темень и бысть яко нощ тёмная... И посем явишася и восташа со все четыре страны тучи великия, из них же исхождаше молния огненная безпрестани, и грому убо многу и страшну бывшу над градом Устюгом, яко же не слышати, что друг с другом глаголати". Конец явления описывается так: "И в той час бысть тишина велия и не бысть молнии и грому и разводящеся облацы огненнии на все страны и пойдоста на места пустынная и тамо попалиша многая лесы и дебри, тем же многим и безчисленным камением ови древеса из корени избиша, а иныя в полы поломиша".

Уже одна выставка его в этом священном месте указывает на его особенное значение. Среди устюжан сохранилось предание, будто этот камень происходит из той каменно-огненной тучи, которая в 1290 г. угрожала В. Устюгу полным разрушением и которая была "отведена" от города молитвами св. Прокопия Праведного. Имеется даже в исторических документах указание на такое происхождение его: по свидетельству местного священника, камень "привезён 1 Ноября 1638 г. из Катавальской волости - из числа выпавших в 1290 г.". Но при ближайшем исследовании этот камень оказался просто глыбой красного гранита. Вероятно, при перевозке в 1638 г. была сделана ошибка: вместо метеорита взяли простой валун.

Летопись сообщает ещё о двух падениях не сохранившихся метеоритов. В 1421 г. Мая 11-го в Новгороде произошло "знамение страшно зело": "В полунощи бысть трус велий, на воздусе взыде туча с полудне темна сильно зело с громом страшным и с молниями блистающими, якож и прозрети немочно бе, и чающим человеком сожженным быти от огня онаго. И пришед ста над градом и изменис туча от дожденосня на огненное видение; людиеж всяко чающе пламеню быти пожигающу... И бысть дождь мног и град велий, и камение являшесь изо облака спадшее на землю".

Другое историческое падение метеорита, о котором сообщает летопись, происходило в 1162 г. 22 Ноября в Белозерском уезде. По преданию, два из выпавших метеоритов были отнесены в монастырь к настоятелю "и один вкладень в стену, а другой положен на паперти".

18 мая 1943 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г. (Из архива МЦР)
_______________________________________________________


24 мая 1943 г.
ЧТО Ж ТАКОЕ?

Индия оскорблена постановлением Южной Африки. Русско-польский разрыв. Чрезвычайный посол Рузвельта не допущен к Ганди. Китай жалуется на недостаточную помощь. В Канаде работает Украинско-Канадский Комитет о самостоятельной Украине. В Иране какие-то брожения. Жиро сместил тунисского Бея. Жиро и де Голль. Британские офицеры негодуют, почему американцы получают гораздо большее жалованье. Индусы получают ещё несравнимо меньше. Когда Криппс уезжал из Москвы, радио повестило: "С приездом этого господина интриги усилились". Так и сказало по всему миру московское радио. Много странностей и всё это из стана союзников. А что же будет, когда дело дойдёт до шапочного разбора?! Бернард Шоу только что бросил крылатое слово о следующей войне. Конечно, Бернарду всё простительно. Уже много раз он бросал "словечко, от которого потухнет свечка". Но призрак новой войны ужасен.

Горький перед смертью пророчески сказал: "Будет война, надо застегнуться на все пуговицы". А где такие пуговицы? На базаре уже и пуговиц нет. Много чего уже нет в обращении. Вот здесь известный тип Гарбач назначен с огромным жалованием судить о послевоенном переустройстве. Но такому ли типу судить? Кабаки переполнены, гнусный джаз завывает. Под сурдинку идут убийства. Вот сейчас застрелен Алла Бакш четырьмя неизвестными. Убийцы, конечно, скрылись.

Много чего творится! А печатный станок работает без устали. Океан обесцененных бумажек. Многие цены вздулись ошеломляюще. Что ж это такое? А ведь война далеко ещё не закончена. Произошли поворотные пункты. Ряд побед и на Волге и в Тунисе уже предвещает возможность полной победы. Но до неё ещё нужно дойти через окопы инфляции и всяческих недоразумений и недомолвок. Путь извилистый, и много мин скрыто в таких окопах.

А тут крылатое словечко Бернарда о призраке неизбежной будущей войны. Бернард вещает: "Демократия русская, плутократия американская будут ещё сражаться". Неладно! Как же быть с Культурою? Договоры превращаются в клочки бумаги. Беседы, поцелуи, обнимка тоже немногого стоят. А ведь мы ещё знаем лишь частицу происходящего. Полицейское радио, урезанные газеты дадут только намёки. А крылатые словечки Бернарда вызывают призраки престрашные и неумолимые. Как же быть с Культурою?

24 мая 1943 г.
Н.К. Pepих 'Листы дневника', т. 3. М, 1996 г. (Из архива МЦР)
________________________________________________________


25 мая 1943 г.
Письмо Н.К. Рериха в Америку

25.V.43
Родные наши,
Дошел Ваш пакет от 22-го декабря с программой о лекции Ватсона и со статьей 'Положение'. Мы тоже слышали об этом положении. С той же почтой Юрий получил от проф[ессора] Вернадского (Йель) две его последние научные работы. Он очень ценный учёный с широким кругозором. Его 'Начертание русской истории' Вы, может быть, уже читали. Большие учёные - Ростовцев, Васильев, Сорокин - поддерживают славу русской науки. А сколько отличных русских музыкантов и художников в Штатах!
Не приходилось ли Вам слышать о судьбе московских художников Юона, Павла Кузнецова, Сарьяна, Феофилактова - их была целая группа, ведь не вымерли же они все? Радио поминает какие-то совсем иные имена. Наверно, у Вас набирается много интересных сведений, если можно, сообщайте их.
Неужели все Ваши показания о грабительстве Хорша канули в Лету? Казалось бы, подобные факты не могут игнорироваться правительством, если они зафиксированы официальными лицами. Неужели может оставаться на службе человек с 'формуляром' Хорша?

На телеграмму Дедлея мы сейчас же ответили. Конечно, всё делаемое во имя Культуры всегда уместно и своевременно. На месте Вам видно, хороши ли условия. Где именно может быть помещение? Какие пути сообщения? Ведь теперь у Вас там все условия особенные. Если пишутся контракты, то всякие пункты должны быть законно предусмотрены. Да что говорить, сами Вы знаете, как бывают подстраиваемы всякие уловки. Главное же, чтобы новое помещение не было обременительно. Удивительно, насколько сейчас всюду усложнились местные условия.

В Симле Р.Ренц собирается издавать серию брошюр: 'New World Library'. Для первой он взял 'Рерих' (три статьи: Леонида Андреева, М.Бабенчикова и Голлербаха). Удивительно, что даже среди Армагеддона вспыхивают культурные искры. Всюду растёт внимание к русскому. Правильно было наше постоянное задание о русском народе, о русской Культуре. Так через все трудности и донесём.

Сейчас дошёл Ваш пакет с 'Новосельем'. Понимаем все Ваши труды с этим номером, также понимаем Ваши неудовольствия. Вы правы: что-то есть малоприятное в этом журнале. Во всяком случае, Вы сделали всё, что могли, и принесли пользу. Каждое зерно пользы так ценно, а сейчас в особенности! Обширные поля пользы Вам даны, и эти посевы Культуры будут оценены. Шлём Вам, всем друзьям наши лучшие мысли.
Сердечно,
Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923-1947 гг.). М. "Сфера". 1998.
*********************************************************************************

ИЮНЬ

3 июня 1943 г.
СЛУЖИТЕЛИ ИНДИИ

Общество служителей Индии, Пуна, Индия "Общество служителей Индии" - одна из наиболее влиятельных общественных организаций в Индии. Это Общество, основанное в 1905 г. преподобным Г. К. Гокхалом, представляет собой небольшую группу людей, посвятивших свою жизнь преданному служению Индии. Для вступления в Общество необходимо пройти испытательный срок. Плата символическая. В Общество принимаются только люди, обладающие исключительными способностями и преданные делу. Начав с деятельности в области политики и достигнув конституционными методами замечательных результатов, имеющих международное значение, оно впоследствии много сделало в сфере образования, экономики, социальной политики. Особенно заметные успехи приносит деятельность в области профсоюзного движения и защиты угнетённых классов. Это - не сектантское и не коммунистическое объединение, оно стремится преодолеть все кастовые различия. По инициативе его членов созданы "Сева Садан Пуна", лиги социальной помощи Бомбея и Мадраса, другие подобные организации по всей Индии. Двое из членов группы были членами Королевской комиссии по труду в Индии.
Общество издаёт три газеты и несколько бюллетеней. Они готовят и распространяют чрезвычайно важные памфлеты. Это необычное объединение пользуется огромным влиянием.

Служители Индии! Это хорошо! Сегодня приходил один из них, Коданда Рао - культурный деятель. Много таких культурных ячеек разбросано по всему индийскому континенту. Одни из них отмирают, другие нарождаются. Не видны они поверхностному зрителю. Также много и философских журналов и книг. Каждое из таких изданий имеет свой круг воздействия. Нелегко узнать их, но мысль Индии живет ими. Выше зримости строит мысль свои твердыни.
"НА ВСЕХ ПУТЯХ КО МНЕ ВСТРЕЧУ ТЕБЯ".

3 июня 1943 г.
Н.К. Pepих 'Листы дневника', т. 3. М, 1996 г. (Из архива МЦР. Первод с англ.)
____________________________________________________________________


6 июня 1943 г.
ПОСЕВЫ
(Письмо Н.К. Рериха в Америку)

Сейчас долетело славное письмо Зины от 24 Апреля. Мы уже дали две телеграммы, одобряя Ваши планы, если они исполнимы. Конечно, "под лежачий камень вода не течёт". Рост есть движение, и каждый рост должен быть приветствован. Конечно, Вашему новому партнеру Вы не будете слишком много говорить. Сами знаете, какая осторожность нужна с людьми.
Равновесие спасёт от разочарований. Ясно, что сами дела стремятся к расширению. Все Ваши планы своевременны и на деле Вам видны будут ближайшие возможности. Ведь и "Фламма" не иссякнет, хотя она сейчас по военному времени и замерла. Журнал, Вам присланный, издаётся здешним правительством, его издателя не видели. Мы получили телеграмму о критической болезни Саны - все мы были глубоко потрясены. Их телеграмма была из Нью-Йорка, потому мы и ответили через Вас. Сана такой славный человек, доброжелательная, отзывчивая. С чего началась её болезнь? Повсюду беды и трудности. Тем крепче держитесь вместе, тем дружнее рассеивайте тучи невзгод. Ободрите опечаленных. Дайте надежду молодым.

Ослеплённый своим гнусным грабительством Хорш порушил Русский Музей в Америке. Ведь именно теперь Русский Музей имел бы особое значение.
АРКА могла бы процветать при Музее. Но Хорш и обе его ведьмы ненавидели всё русское, у них не было прозрения в будущее. Они не понимали и Знамени Мира. Ведь это Знамя было предвестником Армагеддона и должно было напоминать человечеству об истинных сокровищах. Но хоршевская банда была далека от таких соображений. У них в основе лежала ненависть, а строить на ненависти - всё равно, что строить на песке. Ну что же делать, если преступники так многое разрушили, пусть АРКА хотя бы в утеснении всё же творит своё доброе дело.

У Вас уже накопляется для отчёта много полезных достижений. Включайте туда же и "Подвиг": этот лист говорил о том же добре. Вот мы мечтали о Лиге Культуры. Уже заложены были основы её. Но разве Хорш и его шайка могли иметь что-либо общее с Культурою? А ведь сейчас такая Лига очень нужна. Можно себе представить, как нелегко было грабителям десять лет носить маску культурных работников! Хитро притворились они, чтобы выждать час ограбления. Всё-таки удивительно, что общественное мнение трусливо замолчало позорные, антикультурные преступления Хорша. Ведь его действия не только уголовны - они антикультурны. В этом позор не только Хоршу, но и его пресловутому "покровителю", вернее, прикрывателю.
Позор!

Пусть живёт АРКА, пусть живёт Академия, пусть живёт "Фламма", пусть живёт издательство - в них нерушимый посев Культуры. Человечеству неотложно нужны такие очаги добра, творчества, преуспеяния. Даже в труднейших условиях, под вихрем и ливнем, семена не погибнут. Подумайте, сколько сейчас непоправимо уничтожается культурных сокровищ! Когда-то будет запечатлён полный список уничтоженного, и человечество содрогнётся. Помните, как на лекции у биософов в 1934 году я указал на явление Армагеддона в 1936 году. Кто-то после лекции шептал: "Можно ли открыто говорить о таких событиях?" Но события уже наросли и предупреждение было своевременно. Предупреждение бывает и предотвращением, если глаза и уши открыты доброжелательно. У Вас сейчас хорошая разнообразная аудитория. Вы можете, по сознанию, давать столько оздоровляющей помощи. Если сейчас нет бумаги, чтобы книги печатать, то ведь слово ещё не иссякло! Так и помогайте всюду, где можете. Сердечный привет всем Вам!

6 июня 1943 г.
Н.К. Pepих 'Листы дневника', т. 3. М, 1996 г. (Из архива МЦР)
________________________________________________________

12 июня 1943 г.
КРЕДО

Когда мы предлагали меры к охранению культурных сокровищ при войнах и всяких разгромах и погромах, нам говорили: "Ага, значит вы допускаете войну и всякие разрушения!" А как же отрицать войну и всякие зверства, когда человеко-животное сознание о них только и думает?

Фарисеи и книжники, может быть, по-вашему и сейчас война не свирепствует на позор человечеству? Как же растолковать вам, что бороться против войны можно лишь повышением культурного уровня? Как дать вам понять, что каждый заушающий, насилующий своего ближнего уже прегрешает против Культуры? Как же сказать вам, что зверство, дикость, огрубение есть следствие невежества?

Существуют такие наивные индивидуумы, которые воображают, что понятие Культуры достаточно воспринято человечеством. Ничуть не бывало! Даже крахмальные пристяжные воротнички с трудом прикрывают дикую некультурность. Цивилизованный дикарь - какое ужасное чучело нашей современности!

Уже поговаривают о переустройстве мира! Опять словоговорения, и в них даже слово "Культура" не будет помянуто. Воспитание, образование, просвещение опять окажутся на запятках у торгаша. Бюджет просвещения опять будет утеснён. Учёные и учителя опять будут обойдены. Какое же предполагается переустройство мира, если Культура не будет возглавлять его? Или опять вавилонская башня и разъединение языков?

"Атлантическая хартия" вещает о свободе самоуправления всех народностей. Для начала Индия не включается. Алжир, Марокко, Тунис тоже как будто не имеются в виду. Пресловутая свобода вообще приобрела своеобразный аспект. Конечно, для свободы опять-таки нужна Культура. Без неё всякие хартии окажутся акультурны.

Говорил: охраните Культуру. Согласитесь на неотложности заботы о Культуре. Всякое переустройство начните словом "Культура". Все соглашения произойдут лишь, если будет повышен общий культурный уровень. Истинная, высокая Культура принесёт и мир всего мира. Твердим.

12 июня 1943 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г.
_______________________________________________________


18 июня 1943 г.
ДУМА

Толстой говорил: "То страшное напряжение, с которым люди нашего времени стремятся к одурманиванию себя вином, табаком, опиумом, картами, чтением газет, всякими зрелищами и увеселениями, - все эти дела производятся как серьёзные, важные дела. Они, действительно, важные дела.

Если б не было внешних средств отуманения, половина людей немедленно перестрелялась бы, потому что жить противоречиво своему разуму есть самое непереносимое состояние. А в этом состоянии находятся все люди нашего времени. Все люди нашего времени живут в постоянном вопиющем противоречии сознания и жизни...

Пошли века суеверий, рабства, угнетения духа. Замерло христианство, и властный призыв его к жизни заглох под грудой уставности, догматизма и гонения на слово. Но всё до времени.

Саван смерти свился и исчез в синеве утра, и люди, как встарь, чуют соки жизни и тянутся к свету, к добру. И вот-вот заколышется нива тучным колосом любви и мира, и радостная пора обильной жатвы уже виднеется впереди.

Надо быть слепым и глухим, чтобы не видеть и не слышать зарождающегося нового сознания среди людей. Мы не чутки, мы оглушены. А жизнь загорается новым, сильным светом, и не только у нас, в маленькой отмежёванной воинами части земли, но на всем большом просторе мира идёт немолчное и страстное стремление к новой жизни без всякого насилия, без всяких регламентов и указов, порабощающих людей не духа, а плоти.

Уже дополнена мера отцов, и дух людей истосковался о другом...
И это другое уже наступает и рождению этого другого мы должны посвятить свои силы.

Я близок к смерти, и мне нет надобности что-нибудь скрывать из своих мыслей, и говорю вам: мы живём в великий канун.

Я полон предчувствия о пришествии новой жизни - радостной, трудовой, счастливой, в любви, совете, мире...

И жизнь эта потоком зальёт ручей мелкой политики, как заливают вешние воды мелкие ручейки, лощины, поглощая и унося их с собой в реки, в море, в океан".
Да будет!

18 июня 1943 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г.
________________________________________________________


28 июня 1943 г.
ПОЧЕМУ?

Американский майор повёз от Далай-ламы подарки Рузвельту. Американцы в Лхасе. Германцы были в Лхасе. Британцы в Лхасе. Индусы в Лхасе. Итальянцам можно быть в Тибете. Всем можно, только русским нельзя. Не так давно Юрий спрашивал в Дели о поездке в Тибет, и опять - "длинный нос". И не тибетское правительство против. Мы имели достаточно уверений от тибетцев и китайцев. Весь затор - в британцах.
Почему? Даже причин не скажут. И теперь, когда за Москвою так ухаживают, русские учёные допускаются в Индию лишь в неотступном "сопровождении". Представитель агентства ТАСС не может переменить квартиру, ибо рядом должен жить надзиратель.

Для отвода глаз правительство издаёт просеянный журнал "Новости Советского Союза", но надзиратели и сопроводители всё те же. В сущности - как было, так и есть. Группа индусов-друзей хотела лететь в Москву на свой счёт (по 4000 рупий с каждого), для вида разрешение было дано, но аэроплан не был дан, ибо состав группы не понравился в недрах. А недра эти как были, так они и есть.

Почему? Исконная ли зависть ко всему русскому? Ненависть, которою даже Киплинг болел? Старинное шептание - есть ли русские самый восточный из европейских народов или самый западный из азиатских? Что же делать, если самая большая часть России находится в Азии!

"От Востока свет"! ("Екс Ориенте люкс"). Из Азии пришли великие Учения. Пора бы примириться с этою истиной. Но всё-таки ещё совсем недавно индусы не допускались в первый класс поезда. Индусам было запрещено ходить по главной улице Симлы. Китайцы принимались по второму и третьему классу. А русские вообще не допускались в Индию, а если и допускались, то со скрежетом зубовным. Даже и теперь к союзникам часто сквозит престранное отношение...

Почему? Почему же? К чему? А ведь старая французская пословица говорит: "Искренняя обоюдность есть основа договоров".

28 июня 1943 г.
Н.К. Рерих "Из литературного наследия". М. 1974 г.
_____________________________________________