Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1908 г.
(январь - июнь)
*****************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
ПИСЬМО Е.К. Святополк-Четвертинской к Рериху Н.К. (2 января 1908 г.)
(26 января 1908 г.)

ФЕВРАЛЬ
Н.К. Рерих. Записные листки. ВОЖДЬ. (Рукопись из архива Н.К. РерихаФевраль 1908 г.)
К. Льдов. КРЕМНИ (Стихи, посвящённые Н.К. Рериху 14 февраля 1908 г.)

МАРТ
ХРОНИКА. Лекция Н.Рериха. (Киевские вести. 1908. 14/27 марта.)
ПИСЬМО в редакцию Н.К. Рериха. (20 марта 1908 г.)
ХРОНИКА. К постановке "Снегурочки" в Париже (Слово. 1908. 21 марта/3 апреля. ?411)
Русская опера в Париже (Петербургская газета. 1908. 22 марта. ? 80.)
ХРОНИКА. Выставка картин 'В мире искусств'. (25 марта 1908 г. Одесса)
ПИСЬМО В.А. Покровского к Рериху Н.К. (28 марта 1908 г.)

АПРЕЛЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (4 апреля 1908 г. СПб.)
Н.К. Рерих. Записные листки. МАСТЕРСКАЯ КУИНДЖИ. (Слово. 1908. 9 апреля.)

ИЮНЬ
ХРОНИКА. "Снегурочка" Римского-Корсакова в Париже (Огонёк. 1908. 8 июня. ? 23.)
ПИСЬМО Е.К. Святополк-Четвертинской к Рериху Н.К. (16 июня 1908 г.)
Н.К. Рерих ОБРАЩЕНИЕ К КАМНЮ (Огонёк. 22 июня 1908 г. ? 25.)
Льдов. Н.К. РЕРИХ (Огонёк. 22 июня 1908. ? 25)


***********************************************************************************************

ЯНВАРЬ

2 янв./20 Дек. 1908 г. Париж
ПИСЬМО Святополк-Четвертинской Е.К. к Н.К. Рериху.

2 Янв. /20 Дек. 1908 Париж

Многоуважаемый Николай Константинович,
Сейчас был у княгини Карэ (директор комм. оперы) и хотя его декораторы работают для Снегурочки, Княгиня его уверила, что без помощи русских 'Maquelles' трудно им будет вдохновиться, а потому Княгиня желала бы их заказать вам и Малютину. Вам пролог и действия III и IV, а ему I и II т.е. Берендеевщину. Возможно ли это скоро сделать? Можете ли сговориться с Малютиным и на каких условиях - словом, напишите все что думаете.

Пишу я вам вместо Княгини, т.к. её рука устала. Насколько я помню, Малютин всегда требует чтоб его chaquelles были выставлены в Faye - этого Княгиня, вероятно, достигнет, но едва ли на афише. Княгиня даже говорила Карэ, что она закажет это для себя. Малютин вероятно захочет, чтобы Княгиня ему сама написала; она это сделает с удовольствием и пришлет вам письмо, как вы посоветуете. Прилагаю при сём вырезку из Figaro того самого Брюсселя, которого Дягилев таскал по всему Петербургу. Ясно видно, что они только Коровина выставляют как декоратора.

Многие спрашивают почему Дягилеву поручают ставить оперы и ответ на это следующ. - чтобы ему доставить удовольствие и кое-что другое. Затем говорят, что Шаляпин будет петь, а остальные подпевать, а для Коровина будут подрисовывать!

Конечно все это не без добрых советов Бенуа, котор. подготовит критику на всех языках. И так союз Коровин - Шаляпин (они даже вместе дачу выстроили) и Дягилев-Бенуа К.Ш.Д.Б. (каша Дягилев - Бенуа) Будущие директора и властелины Императорских театров с благословением В.К. Влад.! Шлём привет.

Е. Четвертинская.

Отдел рукописей ГТГ. ф. 44/1474, 2 л.
________________________________


26 января 1908 г.
Хроника

ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И НАУКИ
Из приготовляемого к печати отчёта О-ва поощрения художеств видно, что за минувший год при новом директоре школы Н. К. Рерихе был произведён ряд реформ.
Восстановлен был педагогический совет для обсуждения всех дел,
касающихся школы. В программу женского этюдного класса введён курс
анатомии, класс художественной вышивки и обсуждения эскизов. Усилено
преподавание истории искусств, и организованы экскурсии под руководством лектора по музеям. По классу декоративному восстановлено писание
клеевыми красками. В классах головном и фигурном введено преподавание
постановки гипсовой модели с моделью живою. По майоликовому классу
введена рельефная майолика с рисунком собственного сочинения и положено начало металлизации.

За отчётное время в школу поступило 376 учениц и 744 ученика. Бесплатным обучением пользовались 26 учениц и 87 учеников.

Русь. 1908. 26 января / 8 февраля. ? 25. Суббота. С. 5.
****************************************************************************


Рукопись из архива Н.К. Рериха:

ЗАПИСНЫЕ ЛИСТКИ Н. К. РЁРИХА
ХХХYII. ВОЖДЬ

Таково предание о Чингиз-хане, вожде Темучине.
Был Чингиз немилым сыном отцу. И послал его отец
в дальнюю вотчину. Жил там Чингиз, собрав друзей своих.
Живут, охотятся, берут оружие, невольниц и другие ценные вещи.
Молодец был Чингиз-хан!

Побился Чингиз с друзьями своими на смертный заклад.
Побился на том, что седлают все по его примеру.
И сделал Чингиз стрелку, что свистит на полете.
Сказал, привести коней.
Молодец был Чингиз-хан!

Вот выехал в степь Чингиз и друзья с ним.
И, нежданно, пускает Чингиз свистунку в
коня своего, - в лучшего коня, десятиверстного.
А конь для татар - сокровище. Пустили туда же
друзья свои стрелы, но не все. Иные убоялись;
им отрубили головы.
Такой молодец был Чингиз-хан.

Опять едет в степь Чингиз со своими друзьями.
И, вдруг, пускает свистунку в любимейшую
ханшу свою. Друзья тоже пустили стрелы свои, но
не все. Убоявшимся сняли головы.
Такой молодец был Чингиз-хан.

Вот подъезжает Чингиз к табунам отца
своего и пускает свистунку в лучшего коня. Все
друзья до единого пустили за ним свои стрелы.
Так испытал Чингиз преданных людей своих.
Чингиз-хан был молодец!

И поехал Чингиз к ставке отца своего. И
пустил Чингиз свистунку в отца своего и
вся дружина пустила свои стрелы туда же.
Не ждали того в Большой Орде
и стал Чингиз ханом над всею Большой Ордой.
Вот молодец был Чингиз-хан.

Над молодым ханом стали гордиться соседние
Татарские Дома. Посылают к нему сердитого гонца:
отдать им табуны лучших коней и сокровища ханские.
Чингиз-хан был молодец!

Созвал он Чингиз на совет дружину Чингиз.
Потребовала дружина: войною идти на соседний Дом.
А Чингиз отослал таких советников и сказал:
'нельзя воевать из-за коней и сокровищ',
и послал все это ханам Соседнего Дома.
Вот молодец был Чингиз-хан!

Ещё больше загордились ханы Соседнего Дома и
потребовали, прислать им всех ханских жен.
И негодовали советники Чингиза и грозились войною.
И опять прочь отослал Чингиз-хан советников.
Такой молодец был Чингиз-хан!

Тогда же отправил соседнему Татарскому Дому всех
своих жен. Стали безмерно гордиться ханы
Соседнего Дома. Обидно поносили они ордынцев
Чингизовых. Звали их трусами. И, в гордости, убрали ханы
всю стражу с границы.
Такой молодец был Чингиз-хан!

И, вдруг, ночью встает Чингиз - хан и велит всей
Орде идти за ним на конях. И, вдруг, нападает
Чингиз на ханов Соседнего Дома. Полонит всю
их орду и отбирает себе жен и сокровища.
Такой молодец был Чингиз-хан!

Вернулся Чингиз в Большую Орду. Славили победу его
все сыновья и советники. И сказал Чингиз старшему
сыну Откаю: 'Сумей сделать людей гордыми, а
гордость их сделает глупыми. И тогда ты возьмешь их'.
Вот молодец был Чингиз-хан!

Имя Чингиза возвеличилось. Боялись Чингиза все князья
и владетели. Не еще не бывала такою Большая Орда.
Жили в Орде богато. В шелковые ткани одевались и
ели сладко.
Всегда молодец был Чингиз-хан!

Но сказал Чингиз друзьям своим: разорвать о камни
шелковые ткани и прикинуться больными от
сладкой еды. Пусть по-прежнему пьет народ молоко
и носит одежды кожаные.
Вот молодец был Чингиз-хан!

Нежданно водил в бой Чингиз орды свои,
всегда готовые воевать. Покорил степи Таурменские.
Взял пустыни Монгкульские. Покорил весь Китай
и Тибет. Овладел всею землею от Красного Моря
до Китая.
Вот был Чингиз-хан!

Тридцать народов и тридцать князей обложил
Чингиз данями. Попленил Ясов, Обезов и Половцев.
Торков, Косогов, Хозаров, Аланов, Ятвягов прогнал.
Тридцать народов и тридцать князей
обложил Чингиз данями.
Темучин Чингиз-хан такой молодец был!

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/63, 3 л. [Февраль 1908 г.]
_______________________________________________



ФЕВРАЛЬ
 
  
 

Н.К. Рерих и К. Льдов в рабочем кабинете. 1908 г.

13 февраля 1908 г. С. Петербург
Стихи, посвящённые Н.К. Рериху

К. Льдов
КРЕМНИ
(Посвящается Николаю Константиновичу Рериху)

Как взволновал меня глубоко
Живой язык твоих кремней!
Во тьму веков смотрело око:
В ней брезжил бог; и пело в ней.

Цветя искусством украшений,
Пленял людей свободный быт...
О, нет, не идол этот гений
И не навеки позабыт!

Ты огранил кремни любовью;
Провидец, дух ты в них обрёл:
В них - человек с горячей кровью
И человеческий глагол!

Как близки мне твои виденья,
Когда ты вдаль влечёшь меня -
И брызжут искры вдохновенья
Из оживлённого кремня.

13 февраля 1908 г. С. Петербург

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/928, 1 л.
________________________________



МАРТ


14 марта 1908 г. Киев.

ЛЕКЦИЯ Н. РЕРИХА
В первых числах апреля приезжает в Киев один из видных представителей нового направления в живописи - Рерих, который прочтёт здесь лекцию 'начала искусства'. Лекция предполагается в театре 'Соловцов'.

Киевские вести. 1908. 14/27 марта. ? 72. С.3.
_______________________________________



14 марта 1908 г. СПб.
Хроника

Лекция Н.К. Рериха (11 марта) привлекла в зал Театрального клуба много слушателей. Темою её было 'Начало искусства', а содержанием - краткий обзор научных данных о делах и людях каменного века и попытка, на основании этих данных, воскресить быт и искусство 'камня'. От 'камня', по мнению г. Рериха, энтузиазм которого к доисторическому общеизвестен, ведёт своё начало искусство, к искусству будущего не раз ещё придётся припадать, как к источнику новых достижений, к младенческому искусству палеолита. При всей рискованности этого утверждения, лектор сумел заинтересовать свою публику и отчасти заразить её своим горением к заре истории. Любопытны (больше, впрочем, поэтические, чем исторические) соображения лектора о целой эпохе искусства, погребённой в сердце русского неолита. Лектора, предоставившего обозрению публики свою археологическую коллекцию, наградили дружными аплодисментами.

Речь. 1908. 14/27 марта. ? 63. С.4.
_______________________________


20 марта 1908 г.
ХРОНИКА

Письма в редакцию.

М. г., не откажите дать место нижеследующему разъяснению о музее кн. М. К. Тенишевой, затронутом г. Н. Энгельгардтом в статье 'Расхищение народных святынь' ('Нов. вр.' ? 11502). Сейчас я не буду касаться вопроса о продаже церковных предметов - церковь, конечно, должна хранить то, что стало её достоянием, но мне, знакомому с делом, хочется выяснить, почему кн. М. К. Тенишева являлась покупательницей этих предметов.

Кн. М. К. Тенишева дарила весь свой замечательный музей городу Смоленску, для чего уже выстроила особое здание, стоившее несколько десятков тысяч рублей. Ближайшею задачею княгини являлось спасти и сохранить всё относящееся к смоленским древностям. Естественно, узнавая о том, что церковные предметы могут попадать к торговцам на сплав, княгиня стремилась спасти эти вещи и поместить их в прочно обставленное хранилище.

Вместо помощи и признательности, смоляне с г. Жиркевичем во главе внесли имя княгини в статьи о расхищении церковных предметов. Смоляне отказывались защищать музей во время неспокойных дней. Смоляне спокойно заслушали предложение Жиркевича не принимать этого дара княгини. И наконец, когда княгиня предложила получить обратно церковные предметы, то получила неожиданный ответ приблизительно того смысла, что не желает ли она ещё приобрести что-либо...

Незадолго до напад[ок] на покупку княгини г. Жиркевич письменно предлагал ей приобрести от него тоже церковные предметы (не знаю, из какой церкви). Словом, всё это дело обставилось такими специфическими подробностями, что приходилось только изумляться, куда может довести почтенное стремление спасти от гибели древние предметы. Если ещё вспомнить, что Смоленск отказал отвести под музей одну из своих полуразрушенных башен, несмотря на предложение княгини сохранить историческую внешность башни, то выяснится та обстановка, та голгофа искусства, на которой самоотверженно приходится появляться русскому культурному собирателю.

Н. Энгельгардт всегда заботится о сохранении смоленской старины. Почему же он в статье о разрушении народных святынь не осветил должным порядком собирательские труды кн. М. Тенишевой? Стыдно сознаться: только за границей, после выставки в Лувре, по достоинству оценили музей княгини. Мне известно, сколько городов желают получить такой дар; неужели Россия примет все меры, чтобы его лишиться?

Николай Рерих
20 марта 1908 г.

Новое время. 1908. 21 марта / 3 апреля. ? 11503. Пятница. С. 6.
__________________________________________________________



21 марта 1908 г.
ХРОНИКА

К ПОСТАНОВКЕ 'СНЕГУРОЧКИ' В ПАРИЖЕ

'В Петербургской газете', со слов каких-то 'артистов', сообщаются не соответствующие действительности сведения о предстоящей постановке оперы Римского-Корсакова - 'Снегурочка' на сцене парижской 'Operа comique'. После совершенно верного сообщения, что опера пойдёт на французском языке, передаются слухи, что 'вся постановка будет 'офранцужена'', начиная с палат Берендея и кончая русской масленицей, что 'Снегурочка' ставится на провал (?), что 'всё небрежно не соответствует колориту', что в 'Opera comique' руководствуются пословицей - 'отзвонили и с колокольни долой'! Интересно знать, у каких 'артистов', столь хорошо осведомлённых не только о ходе постановки, но даже о руководящих мнениях дирекции 'Opera comique' можно было добыть столь достоверные слухи?

Как нам лично сообщил Н.А. Римский-Корсаков, можно предполагать совершенно обратное. Дирекция 'Opera comique' намерена поставить 'Снегурочку' со всей возможной тщательностью и в полном соответствии с намерениями автора. Декорации будут написаны по эскизам художника Рериха.

Что касается костюмов, то по указанию композитора дирекция обратилась за советами и содействием к Савве Ивановичу Мамонтову, не раз ставившему оперу в Москве, и заказала через него костюмы в России, по подлинным образцам из Тульской губ., имеющимся у Мамонтова.

20 марта в Париж выехал молодой талантливый дирижёр Н. Черепнин, которого дирекция пригласила на целый месяц, опять-таки по указанию композитора, дирижировать и руководить постановкой 'Снегурочки'.

Между прочим, и г-жа Збруева получила приглашение исполнить партию Леля, но должна была отказаться по недостатку времени.

Предполагается, что опера будет готова к постановке уже к концу апреля (по новому стилю).

Таким образом, дирекция ни в коем случае не заслуживает упрёков в небрежности и сделала всё возможное для того, чтобы постановка 'Снегурочки' в Париже вполне соответствовала постановкам 'Снегурочки' на лучших русских сценах:

Слово. 1908. 21 марта/ 3 апреля. ? 411.
_____________________________________


22 марта 1908 г.
ХРОНИКА

РУССКАЯ МУЗЫКА В ПАРИЖЕ
[У С.П. Дягилева]

: Почти одновременно с 'Годуновым', как вам известно, пойдёт 'Снегурочка' в Opera Comique:
Два лучших парижских театра схватились за русскую оперу и за русских артистов, и я вижу в этом прямое следствие прошлогодних концертов в Grand Opera:

- Правда ли, что 'Снегурочка' будет 'офранцужена' и вообще ставится не так, как следует?

- В этой постановке я не принимаю никакого участия, но тем не менее должен заметить, что обвинять Карре не за что.
Он настолько внимательно отнёсся к русской опере, что даже выписал костюмы из Тульской губернии:
Что касается общей постановки, то, согласно моим указаниям, Карре пригласил С.И. Мамонтова, а декорации поручил писать г. Рериху:

Капельмейстером приглашён г. Черепнин:
Наконец, мне известно, что для танцев выписан русский балет из Варшавы:
Словом, поставлено всё очень добросовестно, а если прибавить, что Карре очень ловкий и опытный режиссёр, то можно быть уверенным, что он выйдет полным победителем из всех затруднений:
Сама же г-жа Карре, поющая Снегурочку, хотя ничего особенного собой и не представляет, но всё же певица серьёзная:

- Не находите ли вы курьёзным исполнение 'Снегурочки' на французском языке?

- Почему же это должно быть курьёзным?.. Было время, когда и Вагнер казался непереводимым, однако его теперь отлично исполняют и по-русски, и по-французски, и по-итальянски.

Театрал

Петербургская газета. 1908. 22 марта. ? 80.
______________________________________



25 марта 1908 г. Одесса.

ВЫСТАВКА КАРТИН ЖУРНАЛА 'В МИРЕ ИСКУССТВ'. I.

Беру самых даровитых из экспонирующих на выставке. Вот они: Ник. Рерих, Конст. Сомов, Врубель. Анисфельд и Ал. Бенуа. Проследим по порядку.
Н. Рерих, по меткому определению Ник. Беляшевского ('В мире искусств' ? 3) - поэт нашего детства. Не в узком смысле, не нашего 'вчера', а детства всей нашей многовековой культуры, вернее, некультурности. Но не с осуждением, не с заносчивой целью поучать создаёт Н. Рерих мотивы нашего далёкого прошлого. Во всей нашей отечественной культуре, выраженной в художественных образцах, мы наблюдаем постоянное борение почвенного, славянского элемента с греко-византийским. В искусстве, как и в религии, взял верх византизм. Это прекрасно выяснил Вл. Соловьёв, и свидетельствуют об этом такие крупные отечественные художники-византийцы, как Виктор Васнецов и Нестеров. Но византизм - не детство, это возраст мужающей зрелости. И Рерих, игнорируя влияние царьградских традиций, ищет вдохновений не в канонических преданиях церкви, а в живой душе народной, в былинах, в сказках, в её непосредственной, наивной, детской душе. Здесь нет места фальсифицированному модничанью.
 
  
 

Н.К. Рерих. Ковёр-самолёт. 1907-1908.

Как и всякий непосредственно чувствующий и непосредственно верующий человек, Рерих - глубочайший пантеист. Вам рассказывали в детстве сказку про волшебника, летающего через леса и горы, над городами деревнями на ковре-самолёте? Рерих воспроизвёл эту сказку. Причудливо изогнулся ковёр-самолёт и изобразил собою летающее чудовище-рыбу.
Беря сюжет из мира фантастического, художник подмечает черты глубоко реальные и тем увереннее вводит вас в свой чудный мир фантазий и грёз.
Секрет этот, над которым бились художники двух-трёх поколений, вполне разгадан лишь теперь. Началось это с того самого момента, когда натурализм, в стиле покойного Н.Н. Ге, дойдя до последних пределов, до своего конечного завершения, забрёл в тупик, из которого не мог выбраться. Спасла искусство великая и вечная фантазия.

Немецкий Гольбейн два столетия назад, изображая какого-то бюргера, дошёл до того, что нарисовал в его зрачках окна своей мастерской. Это было время застоя и - фантазия его не спасла. К нам на выручку пришёл западный импрессионизм. - Важен не зрачок, сказал он, а душа, которая в нём светится. И сдвинутая с места гора натурализма сейчас же рассыпалась в прах, из которого выросло новое, могучее и великое движение. Такие моменты в истории культуры близко напоминают революцию. Фарисеи и ложные жрецы искусства, ослеплённые дерзостью нового яркого света, вопиют о светопреставлении и гибели. Молодёжь победоносно шествует вперёд, в корне уничтожая старые традиции, издеваясь над ними и презирая отсталых. Этот период нами уже пройден, пыл победы утих, и настала пора мирной и спокойной работы. Сейчас только подведённые итоги дали следующие результаты: нет искусства натуралистического и нет 'искусства для искусства'. И то и другое - не действенно, не жизненно, не зовёт к будущему, следовательно - не реально. Реально лишь вечное. В нём нет 'правды' настоящего, но в нём правда будущего. Пусть во всём произведении отсутствует то, что свидетельствует о живых, осязаемых формах, но пусть живёт в нём дух будущего, действующего человека. Искусство от популяризации, от поучения, от фарисействования перешло к религии, к проповеди вечного, у утверждению души. Слабый человеческий язык, подыскивая названия новому движению, постепенно, от термина 'натурализм' перешёл к 'импрессионизму', к 'декаденству', 'символизму' и вернулся к новой истинной реальности. И мы смело и уверенно причисляем всех наших молодых художников: и архаического Рериха, и стилизованного Бенуа, и символического Ансфельда - к истинным поборникам нового, реалистического - потому что единственно понятного современной душе - искусства.
 
  
 

Н.К. Рерих. Поединок. 1907.

Вот на картине Н. Рериха 'Поединок' двое рыцарей сталкиваются в ратном бою. На синеющей отлогости холма стоит замок. Ничего не видно в тумане сизого воздуха, но в сердцах рыцарей бьётся надежда и уверенность в победе. Её, быть может, подкрепляет мечта, что в одном из маленьких окон замка стоит та, во имя которой столкнулись две человеческих жизни в смертном бою. Здесь нет ни намёка правды - натуралистической, но здесь есть глубокая правда искусства.

Не менее глубок и другой художник-пантеист - Б. Анисфельд. В нём совершенно отсутствует та наивная вера в чудо возрождения и расцвета, та радостная мечта о вечной красоте, которая сквозит в каждом штрихе, в каждой мелочи певца нашего детства - Рериха. Анисфельд всегда чем-то омрачён и озабочен. Природу он любит до самозабвения. Стыдливо отдаляясь от людей, он уводит к далёким полям, к широким разливам рек, к просторному небу. Он бродит среди них с какой-то постоянной и всюду его сопровождающей тревогой.
:::::::::::::::
Культурная прослойка, сквозь которую глядит на вас почвенная, наивная вера в природу Н. Рериха и полумистическое настроение Анисфельда - даёт совершенно иную окраску остальным из перечисленных нами художников: Врубелю, Ал. Бенуа и Сомову. последние два любопытны и как популяризаторы в живописи культуры XVII века, и как искренние поклонники того неореализма, о котором и говорил выше. Далеко в стороне стоит М. Врубель с его суровым, аскетическим исканием, с ореолом мученичества в мятущейся, израненной душе. к сожалению, выставленные этими художниками вещи не могут дать материала для более исчерпывающей характеристики, какую мы надеемся дать когда-либо в другой раз. Отметим лишь интересную 'Pieta' (эскизы) Врубеля, изображающую всечеловеческую скорбь Богоматери. Работы Ал. Бенуа несколько сухи и рассудочны. В них, во всяком случае, чувствуется гораздо больше любви и знаний, нежели настоящего творческого вдохновения. :.

Л. Камышников.

Одесские новости. 1908. 25 марта / 6 апреля. ? 7476.
______________________________________________


28 марта 1908 г. СПб.
ПИСЬМО В.А. Покровского к Рериху Н.К.

М.И.П.
____ ˌ ____
ИМПЕРАТОРСКИЙ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
____ ˌ ____
28 марта 1908 г.
? 129
Милостивый Государь, Николай Константинович.
Совет ИМПЕРАТОРСКОГО Археологического Института, выслушав в заседании 8-го сего Марта ваше любезное предложение, обращённое к слушателям ИМПЕРАТОРСКОГО Археологического Института, не пожелает ли кто из них заниматься вверенной Вам Художественной Школе при ИМПЕРАТОРСКОМ Обществе Поощрения Художеств изучением художественной техники в применении археологии, постановил:
1) предложение Ваше принять с благодарностью;
2) объявить своевременно о Вашем предложении слушателям ИМПЕРА-ТОРСКОГО Археологического Института.
О сём честь имею уведомить Ваше Высокородие.

Директор Института Н. Покровский

Отдел рукописей ГТГ, ф.44/1124,
____________________________


**************************************************************************************



АПРЕЛЬ

4 апреля 1908 г. СПб.
Открытое письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
На штемпеле даты: С.Петербург. 4.4.08. / Москва. 5.4.08.

Москва. Овчинников переулок.
Контора Мещериных
ЕВб. И. Э. Грабарю.
___________________________

Дорогой Игорь!
Шиповник делает издание моих статей. Ты ничего не будешь иметь, если туда в сокращённом виде пойдёт и моя заметка о каменном веке. Нечто подобное у меня было с Весами и там тогда ничего против не имели.
Как идут дела? У меня теперь настроение - никаких иллюстраций к кам[енному] веку не давать.

Твой Н.Рерих

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10110, 1 л
____________________________________


9 апреля 1908 г. СПб.

Записные листки Н. К. Рериха
XXXVIII. МАСТЕРСКАЯ КУИНДЖИ

На днях начнётся пересмотр устава Академии.
Из времён школьных вспоминаю об уставе и о людях, его державших.
Не будем только обвинять устав. Правда, вредны дипломы, вредны категории, вредны квартиры, "вредно всё, что не относится до искусства. Но в живых руках оживала и мёртвая буква. Всё пребывание в Академии объединяется во мне в воспоминании о А. И. Куинджи, о его мастерской. В этом яркий пример того, что живое дело может быть двигаемо лишь живым человеком.

Куинджи был слишком живым для академической среды, и Академия не могла дорасти до его широких взглядов на искусство. Широких - несмотря на всю его требовательность. Эта требовательность, конечно, - не что иное, как следствие горячей любви.

На пространстве 12 лет деятельность Куинджи была единственною яркою точкою из всей жизни Академии. Он начал светлое дело, он верил в него, он зажигал верою своею его окружавших и ему не пришлось довести его начинания до конца. Ему не довелось высказаться. Никогда так широко, так светло не обсуждал Архип Иванович художественные явления, как во время своего руководительства в Академии. Видно было, что он именно верил в дело и временно поверил в людей.

Из двух десятков учеников мастерской А. И. Куинджи теперь многие разбрелись по далёким углам; многих жизнь оторвала от товарищей, но при всякой встрече в радостном возгласе чувствуется воспоминание о жизни в мастерской А. И.

Профессор, оплаченный государством, исчезал во время занятий в мастерской Куинджи.
Оживал мастер-художник далёкой старины, и ученики были для него не случайными последствиями деятельности наставника, а близкими ему существами, которым он всем сердцем желал лучших достижений. Кто же ещё из профессоров подумал съездить с учениками на этюды? Кто, из желания расширить знания учеников, организовал обширную поездку за границу? Куинджи знал, что нужно для художников и, забывая работу свою, стремился дать ученикам своим всякое оружие для будущей жизни.

Действительно, как в старинной мастерской, где вне рассуждений о кокарде учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя; знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях; знали, что учитель их ближайший друг и сами хотели быть его друзьями. Канцелярская сторона не существовала для мастерской. Что было нужно, то и делалось. Кому нужно было работать, тому находилось и место. Нужны были средства - являлись и средства. Нужна была вера в себя - являлась и эта вера, и чувствовали, что приготовлялись к очень важному будущему делу.

Всякий, бывавший в мастерской Куинджи, помнит, из каких разнородных по существу людей, естественно, мастерская была составлена. И Куинджи сумел рассказать им всем о радости искусства и только в этом секрет единогласия, царившего в мастерской. Не деспотизмом, но великою силою убеждения мог связывать в одно целое Куинджи учеников. Повторяю, если после многих жизненных волн будут встречаться бывшие ученики Куинджи и если при встрече будут чувствовать, что в душе подымается что-то хорошее и радостное, то это именно следствие работы А. И.

Куинджи учил искусству, но и учил жизни. Он не мог представить, чтобы около искусства могли стоять люди непорядочные. Искусство и жизнь связываются в убеждении его как нужное, глубокое, хорошее, красивое.
Одно качество трудов Архипа Ивановича, по-моему, до сих пор не оценено. Это - замечательное бескорыстие его работы. Художник, имевший успех особенный; художник - работающий и с обеспеченным успехом в будущем, Куинджи всё время отдаёт другим. Он хочет помочь во всякой нужде и творческой, и материальной; он болеет, он сердится, он негодует, если видит, что где-то что-нибудь выходит не так хорошо, как должно бы быть. Он хочет, чтобы искусство и всё до него относящееся было бодрым и сильным. Он мучается, если жизнь отодвигает искусство на далёкие места. В этом желании успехов искусства, в стремлении помочь делу, вне всяких личных отношений - замечательное свидетельство бескорыстия.

В этом большом художнике и большом человеке - всё моё представление 'новой' Академии. После его ухода, после 1897 года я мало знаю об этом учреждении. Знаю, что в нём горят огни; знаю, что ученики всё чем-то недовольны; знаю, что избирается очень много комиссий; знаю, что профессорствующие ссорятся, но какое именно место отведено в Академии художеств искусству - неизвестно.

Очень терпеливый И. И. Толстой - не выдержал и временно отошёл от Академии; Репин наконец-то не выдержал; Серов, Нестеров, Суриков,
Поленов, Малявин отказались вступать в Академию. Испугались ли они только книжечки устава или людей? Если устав омертвил людей, надо убрать устав. Если люди омертвили устав, то надо людей убрать. Справедливый должен прийти и помочь бедному 'свободному' искусству. Справедливый должен понять, что без любви, без ярких дел, без смелых выступлений - вера мертва. Академия стремительно ведёт дело, чтобы уничтожить значение и веру искусства. Если посмотрите на сумятицу наших выставок, то поверите, что Академия в этом отношении не дремлет. Мертвить или оживлять призваны люди в Академию?

Слово. 1908. 9/22 апреля. М 427. Среда. С. 5.
________________________________________

****************************************************


ИЮНЬ

8 июня 1908 г.
ХРОНИКА.

'СНЕГУРОЧКА Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В ПАРИЖЕ

Спустя четверть века после появления на свет, партитура 'Снегурочки', прелестной весенней сказки Римского-Корсакова, проникла, наконец, на подмостки большой европейской оперной сцены. В Париже изящное произведение нашего знаменитого композитора было поставлено на сцене 'Opera Comique', французское переложение текста исполнено Пьером Лало по подстрочному переводу г-жи Гальперин. Некоторые декорации сказки выполнены по превосходным эскизам Н.К. Рериха, к сожалению, не самим мастером, а местными декораторами. <:>

Триумфы русского искусства за границей далеко ещё не закончились: вслед за представлениями 'Бориса Годунова' и 'Снегурочки' в Париже, русское искусство выступит на днях, при самых благоприятных условиях, на грандиозной выставке в лондонском выставочном здании 'Альберт-Холл'. 'Гвоздями' этой выставки явятся 120 произведений Н.К. Рериха и знаменитые коллекции М.К. Тенишевой. Кроме того, предполагается перенести в Лондон полную постановку нашего балета.

Огонёк. 1908. 8 июня. ? 23.
________________________



ЛОНДОН 1908.

6 июня 1908 г.
Русские художники в Лондоне

В скором времени в Лондоне русскому искусству предстоит одержать ещё одну достопримечательную победу.
В летнем сезоне на берегах Темзы открывается первая международная выставка 'Союза объединённых художников' ('Association de l"Alliance artistique'). Среди учредителей союза, основанного в декабре прошлого года, выделяются Франк Бренгуин, Вальтер Крэн, А. Гаррисон, Джон Лавери, А. Паттерсон, Л. Пизарро, Ж. Рафаэлли, Н. К. Рерих, Теодор Руссель, Т. Стенлейн, Я. Сван, княгиня М. К. Тенишева, Биллет, Филипп Лашло и мн. др. европейские художники.

Периодические выставки нового лондонского 'союза' будут знакомить английскую публику со всеми течениями современного искусства.
Ввиду чрезвычайного успеха выставки некоторых русских художников, организованной в минувшем декабре в Париже, комитет 'союза' счёл возможным предоставить этой же группе полностью два зала в выставочном королевском здании 'Альберт-Холл'.

Самым крупным явлением на выставке русской группы, как и в Париже, окажутся сто двадцать вещей Н. К. Рериха, своеобразное дарование которого достигло полного расцвета. Наш молодой ещё мастер с равным искусством владеет всеми способами: масляными красками, tempera, акварелью и пастелью. Оригинальные по замыслу, отмеченные яркою индивидуальностью, картины Н. К. Рериха поражают и своими размерами: таким обилием творческой силы вряд ли обладает кто-либо из современных европейских художников.

Всему вообще русскому отделу на выставке в Лондоне придаёт национальный характер убранство народными тканями, кружевами и вышивками, сработанными в Смоленской губернии крестьянами, под руководством княгини М. К. Тенишевой. Сама она как художница выступает со своими изящными эмалями, которые обратили на себя большое внимание знатоков в Париже. Эти эмали - пока единственная попытка возродить древнейшее русско-византийское производство. Русская архитектура блеснёт работами художников А. Щусева и В. Покровского, которым доставили столь громкую и заслуженную известность стильные сооружения - соборы в Почаеве и Овруче, церковь на Куликовском поле, храм на Пороховых заводах, в С.-Петербурге и пр.

Талантливый рисовальщик и иллюстратор И. Я. Билибин даст ряд русских сказочных и былинных мотивов и образцов декоративной графики. В скульптурном отделе будут фигурировать 'Илья Муромец' и некоторые другие работы недавно выступившего на выставках ваятеля К. К. Payша фон Траубенберга.

Весь отдел подобран с целью отразить широко понятое современное национальное русское искусство, производящее столь глубокое впечатление за границей.

Биржевые ведомости. 1908. 6/19 июня. Вечерний выпуск. ? 10539. С. 5.
_________________________________________________________________


8 июня 1908 г. СПб.
Русская выставка в Лондоне

В конце июня в Лондоне открывается выставка русских художников по инициативе художника Н. К. Рериха, причём в ней будут участвовать лишь представители нового направления в русском искусстве. Между прочим, на этой выставке будут экспонированы коллекции русских кустарных изделий школы и классов при имении княгини Тенишевой.

Петербургская газета. 1908. 8 июня. ? 155. С. 4.
_________________________________________


12 июня 1908 г.
Художественные новости

С наступлением летнего сезона разъехались из города почти все представители художественного мира.
Художник Н. К. Рерих уехал на днях в Лондон, где вскоре откроется выставка его произведений, художественно иллюстрирующих эпоху древней Руси времён первых князей. ...

Петербургский листок. 1908. 12/25 июня. ? 159. Четверг. С. 2.
_______________________________________________________



16/29 июня 1908 г. Талашкино.
ПИСЬМО Е.К. Святополк -Четверитинской к Рериху Н.К.

Спешу отправить это письмо в письме М-ли Negrier, т.к. вашего адреса ещё не знаю.

16/29 Июня 1908 - Талашкино.

Многоуважаемый Николай Константинович,
Вашу записку, т.е. открытку из Вербилова получили. Вчера мы получили уже письмо от М-ли Negrier, она виделась с Билибиным и Калевинским, - всё ожидает нас.

Был Соколовский и на ваших вопросах, т.е. на тех же листках написал ответы, котор. и посылаю вам. На досуге, на видах просмотрите, обдумаете, но я поняла ясно, что за штукатурку под живопись ручаться нельзя. И так надо думать о холсте, а мозаики по способу княжны сделать можно.

Жму вашу руку, привет Елене Ивановне, самый сердечный. Мы сохранили самую лучшую память от вечера, проведённого у вас в Петербурге. Так себя чувствовали у друзей! (Настоящих). Это всё-таки редко испытываю.

Е.Четвер:

Отдел рукописей РГАЛИ. 2094-1 1079 1л.
____________________________________



22 июня 1908 г.

Н.К. Рерих
ОБРАЩЕНИЕ К КАМНЮ

Камень многое знает. Великаны в лесу каменный топор хоронили. Каменным ножом зарежешь священного барана. Громовая стрелка боль облегчает, в родах помогает.

Общечеловечен путь искусства. Откровения к нему - через иероглифы древнейшего понимания красоты; через царство камня - среди freiherr' ов первых веков. Тогда знали многое, что нам ведать не суждено.
Не сказки Индии, не саги Скандинавии, не чудища фантазии финской, но одинокий творец каменных сокровищ открывает нам двери искусства.
Велика ошибка считать властителя камней дикарём. Он - мудрец сравнительно с дикарями. Человек веков камня родил начала блестящих культур. Он мог это. Всё пошло от него. От дикарей-инородцев уже нет пути.
Сокровище каменных изделий не есть тёмное пятно родословной Земли. К лучшим заключениям ведёт познание красоты камня. Мера почтения к нему такова же, как удивление перед тайной жизни десятков тысячелетий.
Смысл жизни каменных эпох не в тех случайных кремневых осколках, которые пока мы находим. Эти осколки - случайная пыль большой жизни, бесконечно длинной.

Красоту древности ничто отодвинуть не может. Заветы украшений каменного царства близки именно нашим дням. Стремление обдумать всю свою жизнь, оформить её всю, всю довести до стройной гармонии. Эти искания близки древнейшему человеку. Изо всего человек создавал - изукрашенное, обласканное привычною рукою. С трепетом перебираем звонко звенящие кремни; складываем разбитые узоры сосудов. Всё полно орнамента. Изумляйтесь размерам сосудов.

Подымите на стоянке орудия каменные. Неумело берите их в руку. И придёт на лицо улыбка - вы найдёте, как брал своё орудие древний. И выглянет из-под седых налётов цвет благородного камня. Вы поймёте, что в ваших руках красота.

Радость жизни разлита в свободном каменном веке. В жизни лесного царя - медведя - оценили народы черты жизни древнейшей. Бережливый семейством; добродушный, могучий, тяжёлый, но быстрый; свирепый, но благостный; достигающий, но уступчивый. Таков древний.

Сверкают древние копья. Нарядны прекрасные шкуры. Расписано цветное дерево. И всё молчаливо. Мы никогда не узнаем, как звучала песнь древнего. Как говорил он о подвиге своём? Каков был клич радости, охоты, победы? Слово умерло навсегда, остался кремень. В нём сохранилась творящая сила, и стал кремень богом приплода. В блестящих искрах кремня создались боги земли и воды, лесов и жилищ. Так помнят народы.

Н. Рерих
1908 г.

Огонёк. 1908. 22 июня. ? 25.
_____________________________



22 июня 1908 г.

К. Льдов
Н.К. РЕРИХ

Один из наиболее своеобразных современных русских и, вместе с тем европейских художников, Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в С.-Петербурге. Окончив курс в гимназии Мая, он в 1893 году поступил на юридический факультет С.-Петербургского Университета и одновременно в Академию художеств. Одновременно же Н.К. Рерих окончил курс как в Университете, так и в Академии, где работал в мастерской проф. Куинджи. В 1900 г. в Париже Н.К. пользовался указаниями известного художника Кормона; затем посетил Голландию и Италию. На конкурсной академической выставке 1897 г. обратила на себя общее внимание картина "Гонец", тогда же приобретённая покойным Третьяковым для его московской галереи - это было одно из последних приобретений знаменитого коллекционера. Затем Н.К. Рерих участвовал на Весенней академической выставке; с 1902 г. - на выставках "Мира искусства", затем, по прекращении их, в "Союзе русских художников". По возвращении из-за границы он выставил на ежегодной академической выставке картины "Зловещие" и "Заморские гости", приобретённые для Царскосельского дворца.

В 1903 году Н.К. предпринял путешествие по России для написания художественных памятников русской старины. Плодом этой поездки явились семьдесят пять замечательных этюдов масляными красками, которые были выставлены в "Обществе поощрения художеств" в С.-Петербурге. Судьба этих картин оказалась плачевной: они будут проданы с аукциона в Нью-Йорке в пользу кредиторов пресловутого Грюнвальда, которому вся коллекция "Русских памятников" была доверена для устройства выставки в Америке. В том же 1903 году в "Современном искусстве" князем С.А. Щербатовым и В.В. фон Мекком была устроена отдельная выставка произведений Н.К. Рериха, на которой было собрано до двухсот других картин и этюдов поражающего своим творчеством художника. После этого, по приглашению чешского кружка "Манес", в Праге была организована также отдельная выставка Н.К. Рериха, на которой удалось сгруппировать до 120 его произведений. Такая же и с таким же исключительным успехом отдельная выставка состоялась в Вене (1905 г.); частичные выставки упрочили известность художника в Берлине, Дюссельдорфе, Милане и Венеции. В Милане жюри присудило Н.К. Рериху почётный диплом - награду, считающуюся выше золотой медали. В Париже, на осеннем салоне в 1906 г. в числе других пятнадцати русских художников Н.К. был избран членом сосьетэром осеннего "Салона". В декабре 1906 г. на устроенной в Париже княгиней М.К. Тенишевой "Выставке современного русского искусства" даровитый художник принял въедающееся участие: выставку украсили 130 произведений Н.К. Рериха. Превосходная по исполнению и оригинальная по замыслу картина его "Человек со скребком" (каменного века) была приобретена французским правительством для Люксембургского музея; тогда же Н.К. Рерих был избран членом Национальной Академии в Реймсе. На днях открылась новая грандиозная выставка его картин в Лондоне. В московской Третьяковской галерее, кроме упомянутой выше картины "Гонец", хранится превосходная композиция Н.К. "Город строят"; в петербургском музее Императора Александра Ш-го - картина "Зловещие". Множество картин кисти Н.К. украшает коллекции Е.И.В. великой княгини Ольги Александровны, княгини М.К. Тенишевой, князя С.А. Щербатова, В.В. фон Мекка, С.С. Боткина, Н.П. Перцова и пр. Н.К. Рерих не перестаёт проявлять и литературную деятельность, которую начал ещё в 4-м классе гимназии; сотрудничал он в "Мире искусства", "Золотом руне", "Весах", "L"art decoratif", чешском журнале "Moderny revue", газетах "Русь", "Слово" и мн. др., принимал ближайшее участие в ценном художественном издании "Талашкино". Не менее замечательна и археологическая деятельность Н.К. Рериха: ещё состоя учеником гимназии, он занимался археологическими раскопками по поручению Археологического общества и Археологической комиссии, для которых составил ряд рефератов. Членом-сотрудником Археологического общества Н.К. был избран ранее окончания курса в Университете. С 1898 по 1900 гг. он читал, увлекательные по яркости изложения и горячей любви к предмету, лекции в Археологическом институте и тогда же был приглашён покойным Д. Григоровичем на пост помощника директора музея "Общества поощрения художеств". При такой кипучей художественной деятельности Н.К. Рерих успел ещё выполнить ряд оригинальных работ для мозаик. Кроме того, в минувшем апреле, дирекция парижского театра "Opera comique" поставила оперу "Снегурочка", для которой Н.К. Рерих исполнил эскизы декораций; к сожалению, они были выполнены не автором, а французскими декораторами.

Одного перечня работ Н.К. Рериха достаточно, чтобы дать представление о необычайной разносторонности его дарований. Но больше всего поражает в столь молодом ещё художнике неисчерпаемость его творческих замыслов. Первобытная русская древность нашла в нём вдохновенного истолкователя, создавшего совершенно новый жанр искусства, опирающегося на глубокое археологическое исследование. В образах Н.К. Рериха древний русский обиход воскрес с почти сказочною живостью воссоздания. Ещё удивительнее картины отдалённого "каменного века": в мнимом "дикаре" поэт-художник угадал, полюбил и уяснил свободное, прекрасное и одарённое бессознательным эстетическим чувством существо, таившее в себе зародыши великой культуры. Ни предшественников, ни последователей у Н.К. Рериха не было и нет: он с начала до конца остаётся самобытным, чуждым какого-то ни было, хотя бы собственного, шаблона. С этой точки зрения, в нём больше, чем в ком-либо из современных русских художников, заметны черты прирождённой "гениальности", - если понимать это слово в смысле новизны творческих замыслов и приёмов.

Приводя ряд снимков с превосходных работ, находящихся в студии Н.К. Рериха, мы радуемся возможности приобщить к ним "Обращение к камню", принадлежащее перу даровитого художника. Оно отражает глубокую любовь к "каменному периоду", от которого до нас дошли лишь кремни; чудесную коллекцию их собрал, так сказать, собственноручно, Н.К. Рерих, угадавший в красоте камня - красоту человека.

Огонёк. 1908. 22 июня/5 июля. ? 25.
_________________________________
************************************************

Продолжение следует...