Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1903 г.
(май - сентябрь)

*********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

МАЙ
ПИСЬМО А.Н. Бенуа к Нечаеву-Мальцову Ю.С. (5/18 мая 1903 г. Рим).
Хроника (5 - 11 мая 1903 г.)
ПИСЬМО Императорского Русского Археологического общества в Императорскую Археологическую Комиссию. (17 мая 1903 г.)
ПРИГЛАШЕНИЕ И.Е. Забелину на Общее годичное собрание Общества Поощрения Художеств. (20 мая 1903 г. СПб.)
Хроника (21 - 27 мая 1903 г.)

ИЮНЬ
ЗЕМСКАЯ ПОДОРОЖНАЯ, выданная Н.К. Рериху 23 июня 1903 г.

ИЮЛЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рериху Б.К. (1 июля 1903 г. Ростов-на Дону)

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ


*************************************************************************************

МАЙ

4 мая 1903 г.
Хроника

Секретарь Императорского Общества поощрения художеств, художник-археолог Н. К. Рерих командируется в течение наступающего лета в художественно-образовательное и научное путешествие по России. Н. К. Рерих отправится в путь по следующему маршруту: Ростов, Суздаль, Владимир на Клязьме, Юрьев-Польской, Кострома, Смоленск, Рига и Псков. Почин таких художественно-научных командировок принадлежит Академии художеств.

Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 4/17мая. ? 119.
_______________________________________________


5/18 мая 1903 г. Рим.
ПИСЬМО А.Н. Бенуа к Нечаеву-Мальцову Ю.С.

Глубокоуважаемый Юрий Степанович,
Ваша телеграмма и тронула, и огорчила меня. Тронула потому, что я увидал из неё Ваше личное желание, чтобы я остался редактором журнала Общества; огорчила же потому, что из неё же я вынес, что едва ли зло, причинённое письмом Комитета, поправимо.

- Вы спрашиваете, когда я вернусь, и этот вопрос звучит так, как будто бы я ещё редактор и как будто ничего не произошло между мной и обществом. Вы, вероятно, предположили, что вдали от Петербурга моё негодование прошло и что я теперь не прочь предать забвению все совершившееся. -
Однако это не так: Оскорбительное письмо Комитета затронуло мою честь, а в делах чести я очень памятлив. - Поверьте, мне, более чем кому-либо, желательно продолжать' редактирование журнала. Не потому, разумеется, (как это думали некоторые члены Комитета), что я дорожил бы своим почётным положением, ещё менее потому, что я получал от журнала некоторую материальную выгоду. - Нет, мне больно расстаться с 'Сокровищами', потому что этот журнал, целиком и во всех подробностях, дело рук моих, потому что изданием его я сооружал себе памятник в истории нашего отечественного искусства, но главное, потому что в этом журнале я хотел увековечить всё то прекрасное, чем, по справедливости, должна была бы гордиться Россия. - Теперь же памятник останется недостроенным, а всем этим красотам, которые, благодаря журналу сделались бы известны всему нашему образованному обществу, придётся надолго ещё оставаться под спудом, ибо я без всякого самообольщения принуждён усомниться, чтобы кто-либо мог вести журнал так, как я его вел. - Ещё раз повторяю, мне очень больно бросить это дорогое детище, но я принуждён это делать, так как чувствую себя оскорбленным, а в делах чести я не привык пускаться в компромиссы. Разумеется, остаётся, по-прежнему. возможность, чтобы я вернулся. - Это могло бы произойти в том случае, если бы Комитет взял обратно своё письмо. - Тогда и я взял бы обратно свою отставку. Своё письмо Комитет мог бы тем легче взять обратно, что, редактируя его, он совершенно потерял из виду выговоренные мной и подтверждённые самим Обществом (в лице своего председателя И.И. Балашева, категорическое письмо которого я сохраняю) - право пользоваться моей полной свободы вне пределов журнала, границы которого, в свою очередь, были установлены мной самим. Комитет, отправляя своё письмо, следовательно, поступил прямо неправильно pour de pas dire незаконно, и поэтому ему следовало бы дать < eu fausse plus raisonable > загладить этот промах. Но на то, чтобы Комитет пришёл к этому благоразумному решению, как Вы мне говорили, мало надежды. Что же! В таком случае остаётся пожелать, что Комитет с такой лёгкостью решается на столь очевидно направленные поступки, и при этом до такой степени не способен их исправлять. Помочь же горю тем, что я уступлю <eu faisant .. plus :> представляется мне невозможным, так как выше всяких <'raison'>, я повторяю, для меня стоят правила чести, поступиться которыми, я ни в каком случае не могу. Однако, остаётся ещё один выход. О нём, припомните, мы с Вами говорили последний раз, что виделись. Но это средство столь деликатного свойства, что распространяться о нём в письме неудобно. Было бы прекрасно, если бы появилась <: : :, : : : les : amoucel&#233;s de l'intrigue ( : toute : historie u 'est : : :des intrigues : : : ) : : : : la cause des : .>

Зная, с какой готовностью наша Августейшая Председательница всегда при-ходит на помощь нуждам Общества, я убеждён, что Её Величество и в данном случае с полной готовностью возьмёт на себя роль того <верховного> существа, которое в конце древнегреческих трагедий являлось для всеобщего умиротворения и для <попрания> зла! - < 7 строк иност. текста- нрзб.>

Если бы я остался редактором, то моё немедленное возвращение не было бы необходимо для продолжения дела, т.к. я имею возможность на первых порах руководить изданием отсюда: материалы мной заготовлены и часть их взята даже с собой. Во всяком случае, однако, я не оставался бы здесь позже 20-х чисел Июля по стар. ст. Если же из наших переговоров ничего не выйдет, то мне нечего возвращаться так скоро в Россию, и я. в этом случае, пробуду здесь всё лето и даже часть зимы.

Простите, глубокоуважаемый Юрий Степанович, за длинноту этого писания. Но я счёл нужным ещё раз толком всё выяснить, дабы, наконец, подвинуть это затянувшееся недоразумение к какому-либо разрешению.
Остаюсь глубоко уважающий Вас и совершенно преданный Вам
Александр Бенуа
Понедельник 5/18 V 1903.
Roma Via Sicilia 50.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/606, 3 л.
_______________________________


АРХЕОЛОГИЯ
Хроника

5 мая в СПб. Археологическом институте закончился экзаменационный период. 11 мая состоится торжественный выпускной акт, а 14 мая предполагается, под руководством проф. Н. И. Веселовского, совершить археологическую экскурсию в окрестности ст. Войсковицы Балтийской железной дороги. 27 апреля художником-археологом Н. К. Рерихом и Л. Н. Целепи произведены были в указанной местности предварительные раскопки. Вскрыто было несколько погребальных насыпей, относимых исследователями к XII-XIV столетиям нашей эры.

Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 8/21 мая. ? 123.
_______________________________________________


11 мая 1903 г.
ХРОНИКА

В настоящее время окончательно выяснилось, что общество художников, экспонировавших свои произведения под флагом 'Мира искусства', распалось. Последняя выставка 'Мира искусства' в марте, в Обществе поощрения художеств, была не так удачна, и многие мудрствования главного организатора их, С. П. Дягилева, наделали немало неприятного художникам. Они решили отделиться от журнала 'Мир искусства' и устраивать самостоятельные выставки на том основании, что большинство художни┐ков, решивших отделиться от 'Мира искусства', в одно и то же время выставляют на выставках '36-ти' в Москве; они порешили соединиться воедино, организовав 'художественный союз'. 'Художественный союз' управляется комитетом; союз устраивает свои выставки в Петербурге и Москве ежегодно. Бывший глава художников, группировавшихся около журнала 'Мир искусства', С. П. Дягилев никакого отношения к новому союзу не имеет. Единственным затруднением для нового 'художественного союза' в деле устройства у нас своей выставки служит отсутствие удобного помещения; предполагалось устроить выставку в залах Императорского Общества поощрения художеств, но комитет Общества отдал свои залы на то же время, что хотели члены союза, Товариществу передвижных выставок. Где устроит союз свою выставку, определить совершенно нельзя. В состав его вошли художники: В. Серов, Рябушкин, Грабарь, Сомов, Рерих, Ап. Васнецов, М. Врубель, Пурвит, Виноградов, Лансере и т. д.

Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 11/24 мая. ? 126.
_________________________________________________


15 мая 1903 г.
ПОЕЗДКА АРХЕОЛОГОВ

Вчера, 14-го мая, состоялась поездка группы окончивших в нынешнем году С.-Петербургский Археологический институт на ст. Войсковицы, Балтийской жел. дор., для разрытия находящихся на земле удельного ведомства курганов. Раскопки производились под руководством проф. Н. И. Веселовского и местного художника и знатока старины Н. К. Рериха. ...

Петербургский листок. 1903. 15/28 мая. ?131. Четверг. С. 3.
____________________________________________________


ХРОНИКА

14 мая состоялась, под руководством профессора Н. И. Веселовского и Н. К. Рериха, археологическая экскурсия членов института, с целью производства раскопок курганов. Местностью для исследования намечены были окрестности мызы 'Войсковицы' удельного ведомства, в 3 верстах от станции Балтийской железной дороги того же наименования. С поездом 8 ч. 40 м. утра, несмотря на сильный дождь, группа археологов, около 60 человек, выехала на место раскопок. Глинистая размокшая почва сильно затрудняла успешное производство работ. Экскурсанты, разбившись на две самостоятельные группы, имея во главе: одна - проф. Н. И. Веселовского, другая - Н. К. Рериха, вскрыли до 10 курганов различных типов. Главный интерес исследованной группы курганов (всех их около 100) - разнообразие как типов погребений, так и предметов (хотя последние, как это обычно для северных погребальных насыпей, попались в очень незначительном количестве). Вскрытые курганы насыпаны славянами, относятся к весьма продолжительному периоду, XI-XV векам. Здесь встречаются погребения и с полным сожжением, и костяк в сидячем положении, и, наконец, обыкновенное погребение в лежачем положении. Из предметов найдены: несколько браслетов и колец, нож, копьё, бусы смальтово-сердоликовые, крест на бронзовой шейной цепочке (носившийся язычниками, вероятно, как амулет). Костяки, в числе которых два женских, сохранились плохо. Раскопки закончены были около 7 часов вечера.

Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 15/28 мая. ? 130.
________________________________________________


РАСКОПКИ ЧЛЕНОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Вблизи ст. Войсковицы Балтийской железной дороги произведены были под руководством проф. Н. И. Веселовского раскопки погребальных курганов. В раскопках приняло участие около 60 членов СПб. Археологического института. Намеченная для раскопок курганная группа, до сих пор совершенно не тронутая прежними исследователями, указана была институту художником-археологом Н. К. Рерихом, принимавшим также деятельное участие и в самом производстве раскопок. Вскрыто было 10 курганов невысокого типа, расположены эти курганы в молодом еловом леску, в количестве всего около 100 насыпей. Судя по тем немногим предметам, которые обнаружены в курганах (2 кольца, 3 браслета, нож, колье, бусы, цепочка, крест), насыпи эти принадлежали славянам и относятся к эпохе от XI до XV столетий. Это же доказывается и различными типами погребений, начиная от древнейшего (полное сожжение) и кончая новейшим жальничным погребением в лежачем положении. Костяки сохранились плохо.

Новое время. 1903. 16/29 мая. ? 9768.
_________________________________


17 мая 1903 г.
ПИСЬМО Императорского Русского Археологического общества в Императорскую Археологическую Комиссию.

Императорское Русское Археологическое Общество имеет честь покорнейше просить Императорскую Археологическую Комиссию о высылке установленного открытого листа на имя члена-сотрудника Общества Н.К. Рериха, которому поручается произвести доследование следующих городищ Суздальского края: Сарского близ г. Ростова, Ильинского близ г. Юрьева, Васильковского близ г. Суздаля и Добросельского близ г. Владимира.

Секретарь Общества [В.К. Дружинин].

Автограф. РА ИИМК, ф. 1, ? 45/1905, л. 1.
Публикуется по изданию: Петербургский рериховский сборник. II-III/ Самара. 'Агни'. 1999.
_________________________________________________________


ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ

Археологические раскопки членов С.-Петербургского Археологического института произведены 14-го мая, близ мызы 'Войсковицы' удельного ведомства, в трёх верстах от станции того же названия, Балтийской железной дороги. Несмотря на неудачную погоду, на поезде в 8 ч. 40 м. утра выехало на место раскопок около 60 археологов. Раскопкам предположено было подвергнуть курганную группу, раскинутую на довольно большом протяжении в мелком еловом леску. Группа эта, указанная институту составителем археологической карты С.-Петербургской губернии Н. К. Рерихом, заключала в себе около сотни невысоких погребальных курганов-насыпей, довольно разнообразных форм. Очевидно, исследуемая местность была излюбленным местом погребений местных обитателей в течение нескольких столетий. Это подтвердили затем и типы обнаруженных погребений, и найденные в могилах предметы. По прибытии к назначенному пункту экскурсанты встречены были археологами: Л. Н. Целепи и В. Р. Апухтиным, ещё накануне произведшими исследование нескольких насыпей. Для производства дальнейших раскопок экскурсанты разделены были на две самостоятельные группы: одна - под руководством проф. Н. И. Веселовского, другая - инициатора экскурсии, художника-археолога Н. К. Рериха. Раскопки были сильно затруднены размокшею глинистою почвою местности. Всего некрыто было 10 курганов. Встречены были следующие типы погребений: полное сожжение, погребение трупа с сидячем положении, и позднейшее, так называемое 'жальничное' погребение, в лежачем положении. Костяки Сохранились плохо. Женских погребений встретилось два. Предметы, как обычно для северных курганов, найдены в очень незначительном количестве. Встречено несколько колец, бронзовых браслетов, ножи, копьё, смальтово-сердоликовые бусы, бронзовый крест на шейной цепочке из того же металла. Крест этот, по мнению некоторых исследователей, мог носиться как амулет и язычниками, не понимавшими христианского его значения Встретился также бронзовый предмет неизвестного назначения. Некоторые из экскурсантов высказали предположение, что это могла быть гривна. Около 7 часов вечера раскопки были совершенно закончены. Судя но типам погребения и по форме найденных предметов, исследованная курганная группа принадлежит славянскому племени, обитавшему в этой местности с XI по XV столетие пашей эры.

Правительственный вестник 1903 20 мая /2июня.? 111.
_______________________________________________


19 мая 1903 г.
В ОБЩЕСТВЕ ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ

Вчера состоялось общее собрание членов Общества поощрения художеств под председательством гофмейстера Ю. С. Нечаева-Мальцова.
На собрании присутствовали вице-президент СПб. Общества архитекторов И. С. Китнер, сенатор Е. Е. Рейтерн, академики - гр. [П.] Ю. Сюзор, М. П. Боткин, кн. П. А. Путятин, профессора - А. И. Куинджи, Л. Ф. Лагорио, хранитель Императорского Эрмитажа А. И. Сомов, П. П. Гнедич, секретарь Общества Н. К. Рерих и хранитель музея Общества В. И. Зарубин.
Собрание было созвано исключительно для выборов трёх членов совета, взамен выбывающих по очереди.
Закрытой баллотировкой избраны: герцог Н. Н. Лейхтенбергский, А. А. Ильин, Е. Е. Рейтерн, в кандидаты к ним - барон Л. А. Фредерике и П. П. Гнедич.

Петербургская газета. 1903. 19 мая. ? 135. Понедельник. С. 3.
_____________________________________________________


20 мая 1903 г. СПб.
ПРИГЛАШЕНИЕ И.Е. Забелину на Общее годичное собрание Общества Поощрения Художеств.

Г-ну Действительному Члену императорского Общества Поощрения Художеств Ивану Егоровичу Забелину.
Москва. Исторический Музей.
На штемпеле дата: С. Петербург. 20 /V1903.
___________________________________________________________

Комитет Императорского Общества Поощрения Художеств имеет честь покорнейше просить Вас пожаловать в Воскресенье. 25-го Мая, в 3 часа пополудни, в Общее годичное Собрание, имеющее быть в помещении Общества (Б. Морская д. ? 38).
Предметы заседания:
1. Чтение отчёта о деятельности Общества за истекший 1902 год.
2. Раздача медалей ученицам и ученикам Рис овальной школы.
3. Доклад Ревизионной Комиссии.
4. Розыгрыш лотереи между Г.г. Членами Общества.

Секретарь Общества Н. Рерих.

ОПИ ГИМ. Ф. 440/78. Л. 51-51 об.
Публикуется по изданию: Эпистолярное наследие Николая Константиновича Рериха. Письма-автографы. Одесса. 2007.
_________________________________________________________________


21 мая 1903 г.

Александр Бенуа
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

[о своём редакторстве в 'Художественных сокровищах России' и об уходе оттуда] ...Перед отъездом своим в Рим я привёл в порядок дела журнала. Фотографии, предназначавшиеся к иллюстрации моих статей об Императорских дворцах, были мною выкуплены с согласия совета редакции. Остальная же масса фотографического материала (более 300 штук) была передана мною секретарю Общества Н. К. Рериху. <...>
После чего я получил, наконец, давно ожидаемое утверждение моей отставки:

21 мая 1903. ? 271.
'В заседании комитета Императорского Общества поощрения художеств от 17 мая с. года было выслушано и принято, согласно желанию Вашему, заявление Ваше от 12-го февраля с. г. о сложении Вами обязанностей редактора журнала "Художественные сокровища России", издаваемого Обществом.
О таковом постановлении комитета имею честь Вас уведомить и притом просить указать лицо, которому Вы поручите сдать все дела касательно редакции вышеупомянутого журнала.
Секретарь Общества Н. Рерих'.

В ответ на это я известил Общество, что дела журнала были сданы мною редакционному совету, а в частности, фотографии переданы г. Рериху....

Хроника журнала 'Мир искусства'. 1903. ? 10. С. 93~96.
________________________________________________
 
  
 

Члены Общества Поощрения Художеств в помещении Выставочного зала. 1903 г.

22 мая 1903 г. СПб.
ХРОНИКА

В помещении большого выставочного зала Императорского Общества поощрения художеств состоится в три часа дня, в воскресенье 23-го мая, годичное общее собрание её членов. Будет доложен отчёт о деятельности Общества за 1902 г., отчёт ревизионной комиссии, а также будет произведена раздача медалей ученикам и ученицам школы, и розыгрыш лотереи художественных предметов между членами Общества. В минувшем году Общество поощрения художеств довольно деятельно устраивало выставки, собрания членов и т. д. Наибольшим успехом отличалась французская художественная выставка: её посетило много публики, немало было продано и экспонатов, и всё же она принесла Обществу значительный убыток; успехом пользовалась выставка первого Дамского художественного кружка и меньшим - художник-маринист Гриценко. Собрания членов Общества для обсуждения различных вопросов искусства носили менее оживлённый характер, чем в первое время существования таких собраний. Интереснее других было собрание, на котором были доложены рефераты художника А. П. Эйснера, кн. Щербатова и г. Ростиславова. За 1902 год в художественно-промышленный музей при Обществе поощрения художеств поступило очень мало предметов; вообще, поступления в этот музей идут чрезвычайно туго, дело об издании каталога музея также не продвинулось вперёд. Денежный оборот Общества за 1902 год около 20 000 рублей. Секретарём-управляющим делами Общества состоит художник Н. К. Рерих.

Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 22 мая/6 июня. ? 139
____________________________________________________


22 мая 1903 г. Москва

ОТЧЁТ о деятельности Московской городской управы
Отделение VII-e Журнал 2-го заседания Совета по Управлению Городской художественной галереей П. и С. М. Третьяковых.
22-го мая 1903 года.

Присутствовали: попечитель галереи князь В. М. Голицын, члены Совета: А. П. Боткина, И. С. Остроухое и И. Е. Цветков. Председательствовал князь В. М. Голицын.
<...> VIII. И. С. Остроухов сообщил, что по выбору трёх членов Совета: А. П. Боткиной, И. С. Остроухова и В. А. Серова на выставке 'Современное искусство' в Петербурге приобретена для галереи картина К. А. Сомова 'Дама в голубом платье'.

Постановлено: Сообщение И. С. Остроухова о состоявшемся приобретении картины К. А. Сомова 'Дама в голубом платье' принято к сведению, причём князь В. М. Голицын высказал, что приобретение этой картины он считает излишним, а И. Е. Цветков, присоединяясь к мнению князя В. М. Голицына, присовокупил, что он признаёт цену этой картины, а также картины Рериха 'Город строят' чрезмерно высокими. ...

Известия московской городской думы. 1903. Октябрь. ? 20. С. 45-47.
__________________________________________________________


23 мая 1903 г. СПб.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

В течение летнего времени по всем делам Общества поощрения художеств следует обращаться не к секретарю [Н. К. Рериху], а к письмоводителю, художнику Белому.

Биржевые ведомости. 1903. 23 мая. Вечерний выпуск. ? 251.
___________________________________________________


[25-26 мая 1903 г.]
Извещение секретаря Общества Поощрения Художеств Н.К. Рериха действительному члену Общества И.Е. Забелину.

Комитет Императорского Общества Поощрения Художеств имеет честь препроводить Вам при сём выигрыш за ? 15 (жив. по фарфору работы Москалёвой), который пал на Ваше имя в лотерею. Разыгранную между Г.г. Членами Общества в Общем собрании 25 Мая сего года, на основании  18 высочайше утверждённого Устава.

Секретарь Общества Н. Рерих.

ОПИ ГИМ. Ф. 440/173. Л. 26-27 об.
Публикуется по изданию: Эпистолярное наследие Николая Константиновича Рериха. Письма-автографы. Одесса. 2007.
___________________________________________________


27 мая 1903 г.
Хроника
Годовое собрание императорского Общества поощрения художеств про-исходило 25-го мая. Председательствовал гофмейстер Ю.С. Нечаев-Мальцов. Среди присутствовавших были: г[енерал]-ад[ьютант] барон Л.А. Фредерикс, сен[атор] Е.Е. Рейтерн, проф. А.И. Куинджи и Л.Ф. Лагорио. акад. М.П. Боткин, А.А. Ильин и др. открыл заседание председательствующий, коснувшись ближайших работ Общества, после чего секретарь Общества Н.К. Рерих прочитал отчёт за истекший отчётный год.
<:> После чтения отчёта Ю.С. Нечаев-Мальцов и Е.Е. Рейтерн раздавали медали ученицам и ученикам Рисовальной школы.

Новое время. 1903. 27 мая/ 9 июня. ? 9778.
_____________________________________


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОЕЗДКА

Нам передают, что в наступающем июне секретарь Общества поощрения художеств Н.К. Рерих, по поручению Общества, предпринимает путешествие по России с целью писать этюды с древних памятников. Маршрут поездки: Ко-строма, Углич, Ростов, Суздаль, Юрьев-Польской, Владимир на Клязьме, Смоленск, Псков, Рига, Печора.

Петербургский листок. 1903. 27 мая / 9 июня. ? 142.
____________________________________________

********************************************************************


ИЮНЬ

23 июня 1903 г.
ЗЕМСКАЯ ПОДОРОЖНАЯ, выданная Н.К. Рериху.
 
  
 

? 176
ЗЕМСКАЯ ПОДОРОЖНАЯ.
Предъявителю сего Секретарю императорского Общества
Поощрения Художеств Николаю Константиновичу
Рерих -----------------------------------------------------------
на пространстве все Владимирской губернии в течение одного
месяца, т.е. с 23 Июня по 23 Июля 1903 г.
предписывается давать из земских пунктов 3 лошади с 1 повозкою
и с 1 проводником со вниманием с него узаконенных прогонов.
За Председатель Владимирской Губернской Земской управы (подпись)

Сия подорожная выдана г. Секретарю Императорского Общества
Поощрения Художеств Н.К. Рерих. Июня 23 дня 1903 года.

Член Управы (подпись)
За Секретарь (подпись)

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/475, 1 л.
___________________________________



ИЮЛЬ

1 июля 1903 г. Ростов-на Дону.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рериху Б.К.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Петербург.
Васильевский Остров, 16 линия, дом ? 15
Борису Константиновичу Рерих
____________________________

1 Июля
Дорогой Боря
Пишу из Ростова. Здесь прекрасно, - красиво и древностей много. Вчера получил Твоё письмо. Можешь теперь писать Москва, Кокоревское Подворье, а затем - Смоленск до востреб[ования]. Пробудем в Ростове с неделю. В Москве дня 3, в Смоленске неделю. Материала много.

Из Москвы вышлем плёнки. Проявляй их, пожалуйста. Но купи за наш счёт
большую ванну - нельзя ли проявлять дюжинами, а то иногда передвигались ? не точно и по одиночке, как бы не перерезать.

Поцелуй маму, очень рады, что она себя хорошо чувствует. Что наши путешественники. Как Твоя работа.
Твой Н. Р.

Отдел рукописей ГТГ, 44/128, 1л.
На почтовой открытке штемпели: 1. YII. 1903 г. - Ростов-на Дону.
03. YII. 1903 г. - Петербург.
****************************************************************


АВГУСТ

3 августа 1903 г.
ПИСЬМО Ю. С. Нечаева-Мальцова к Рериху Н.К.

С. Сторожевая слобода, 3 Ав. 1903 г., почтовая станция Хитрово.

Многоуважаемый
Николай Константинович,

Я надеюсь, что Вы уже вернулись, совершив свою экскурсию благополучно и на пользу Вам и нам. Не знаю, получено ли в Обществе отношения В. Ив. Тимирязева, с 10/т субсидии нашему журналу, пожалуйста, уведомьте.

Кончил ли Васютинский лепку медали, и представил ли её на утверждение, ещё просьба, об этом меня уведомить.

Весь Ваш Нечаев-Мальцов.

Отдел рукописей ГТГ, ф.44/1067, 1 л.
***********************************************


СЕНТЯБРЬ

15 сентября 1903 г. СПб.
Письмо Н.К. Рериха к Воробьёву Ф.И.

Петербург.
Галерная, д. 44. кв.
Николай Константинович Рерих.

15 Сент. 1903.
М.Г.
Письмо Ваше получил. Стихи прочёл с удовольствием. Мелкие монеты
Михаила Федоровича не имеют особой ценности. Нет ли в Киникше или в окрестных церквах старинных медных монет? Петра I, Екатерины, Елизаветы и прочих. Если есть, то напишите, сколько и какие именно, а я сообщу цены им. На ответ прилагаю марку.
Если ещё есть стихи, прочту с интересом.

Н. Рерих

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/101, 1 л.
_______________________________



25 сентября 1903 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Тенишевой М.К.

25 сент. 1903 г.
Глубокоуважаемая Мария Клавдиевна.
Прежде всего не могу не выразить Вам того подавляющего впечатления, которое произвели на меня художественные учреждения Ваши.
Только на почве таких центров с их чистою художественною атмосферою, с изучением исконного народного творчества, с примерами отборных образцов художества может расти истинно национальное наше искусство и занимать почётное место на Западе. От всего сердца позвольте сказать Вам - слава, слава!

О моих впечатлениях я ещё буду докладывать в обществе, а также говорю о них в фельетоне "Нового времени", который должен идти на днях.

В Москве уже есть возможность любоваться прекрасными изделиями Талашкина, а Петербург пока ещё совершенно лишён этого, что и побуждает меня обратиться от лица многих, интересующихся работами школы Вашей, не признаете ли Вы возможным прислать работы учеников Ваших для выставки на постоянной выставке в обществе. Я, лично, принял бы их и позаботился о лучшем распространении этих работ. В надежде, что Вы не откажете в этой просьбе, что даст доступ любителей к изделиям школы Вашей и послужит лучшим украшением выставки общества, буду ждать ответа Вашего, сохраняя всегда лучшее воспоминание о дне, проведённом у Вас.

За всю мою поездку я привёз много материалов, видел много лучших мест России, и всё же впечатление Талашкина остаётся самым краеугольным. Среди нашего художественного сумбура и омута важно сознавать, что и у нас есть высокая почва, где люди живут действительно чистым искусством.

Прошу принять уверения в моём совершенном уважении и искренней преданности.

Николай Рерих

ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства СССР)
_________________________________________________________________