Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1896 г.
*********************************************

*****************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ФЕВРАЛЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Забелину И.Е. (7 февраля 1896 г. С.-Петербург.)
ПИСЬМО Ив. Забелина к Рериху Н.К. (10 февраля 1896 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Забелину И.Е. (12 февраля 1896 г. С.-Петербург).

АПРЕЛЬ
РАЗРЕШЕНИЕ Императорской Археологической комиссии на право произведения Н.К. Рерихом раскопок/ (24 апреля 1896 г.)

МАЙ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Спицину А.А. (3 мая 1896 г. Извара)
Р. Изгой. ОЧЕРК РУССКОГО ХУДОЖЕСТВА В 1896 ГОДУ
(Мировые отголоски. 1897. 14 января. ? 132)

ИЮНЬ
ОТЧЁТ О РАСКОПКАХ 1896 ГОДА В ЯМБУРГСКОМ И ПЕТЕРГОФСКОМ УЕЗДАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ, ПРОИЗВЕДЁННЫХ Н.К. РЕРИХОМ. (Извара, 1 июня 1896)
********************************************************************************************

ФЕВРАЛЬ

7 февраля 1896 г. С.-Петербург.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Забелину И.Е.

Заказное
Москва. Оружейная Палата. Его Превосходительству
Ивану Егоровичу Забелину.

На штемпеле дата: С.Петербург. 8/II 1896.
______________________________________

Глубокоуважаемый
Иван Егорович.

Простите мою дерзость. Что не имея чести знать Вас лично, по совету Владимира Васильевича Стасова, обращаюсь к Вам с покорной просьбой.
В настоящее время работаю я над историко-правовым обзором жизни художников старой (допетровской) Руси.

В 'Древностях Российского Государства' мимоходом упоминается грамота Алексея Михайловича 1669 года, дарующая художникам особенные преимущества, а ссылки не приложено.
Где найти эту грамоту - я не знаю; между тем это было бы для меня слишком важно.

Владимир Васильевич, советами которого я для этой работы пользовался, научил меня, обеспокоить Вас просьбою: не будете ли столь добры, сообщить мне какая это грамота 1669 года? Также быть может есть какие-либо колоритные юридические (прежде неизвестные) случаи из жизни художников.

Ради Бога простите за беспокойство.
Примите уверения в моём глубочайшем почтении и полной готовности к услугам Вашим
Николай Рекрих
СПб 7/II 96.

Адрес мой: С. Петербург. Васильевский Остров.
Университетская набережная, 25.
Студенту Ник. Кон. Рериху.
****************************************************
На обороте:
С.Петербург. Васильевский
Остров. Университетская
Набережная, 25.

На штемпеле дата: 9/II 1896.
********************************************

ОПИ ГИМ, ф. 440/78, лл. 51, 51 об.; 49, 49 об.
Публикуется по: Эпистолярное наследие Николая Константиновича Рериха. Одесса. 'Астропринт'. 2007.
_____________________________


10 февраля 1896 г.
ПИСЬМО Ив. Забелина к Рериху Н.К.

М[илостивый Государь, Ник[олай] Кон[стантинович].
Грамота, о которой Вы спрашиваете, напечатана давным-давно в Актах Археогр. Экспед. том IV, ? 174.
Для <отвлекания> юридических случаев из жизни старых художников необходимо пересмотреть все изданные подобные Акты, каковых немало <найденных> и в Описаниях Монастырей. Вот всё, что могу Вам сообщить.

Ив. Забелин
10 февр. 96.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/789, 1 л.
____________________________________


12 февраля 1896 г. С.-Петербург.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Забелину И.Е.

Позвольте принести Вам мою искреннюю благодарность за Ваше любезное сообщение. С глубочайшим уважением останусь, всегда готовый к услугам Вашим.
Николай Рерих.
СПб. 12/II 96.

ОПИ ГИМ, ф. 440/78, л. 52.
Публикуется по изданию: Эпистолярное наследие Н.К. Рериха. Одесса. 2007.
________________________________________________________________

23 февраля 1896 г.

К ЗАКРЫТИЮ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ 12 февраля 1896 г.

Из письма М.В. Нестерова к Нестеровой А.В. от 23 февраля 1896 г.:

':Не помню, писал ли я в прошлом письме, что Академия художеств за-крыта с 12 числа. Там был бунт учеников, вышло из Академии 400 человек, и Куинджи предложено выйти вон, и говорят, что, более того - его Толстой назвал 'подлецом'. Куинджи в погоне за популярностью во время беспорядков сказал в курилке академистам речь и будто бы выдал тайну бывшего накануне совета Академии. Вообще, скандал большой, огромный. Завтра должна Академия или закрыться до осени, или, если придут с покаянием, то открыться вновь.
Вот какие дела здесь!'...

Отдел рукописей ГТГ, ф. 100/121, л. 2.
_________________________________

*****************************************************************************

[1896 г.]
[ПРОШЕНИЕ]

Его Преподобию отцу Владимиру священнику
Киево-Печерской Покровской церкви.

Вследствие просьбы Гр. Тр. Не спешу засвидетельствовать пред Вами, что мною действительно изъявлено согласие быть хотя бы заочно восприемником от купели при Св. Крещении новорожд[ённого] сына его Николая. Смею надеяться - что, будучи православного вероисповедания [22 лет отроду], окончив курс в гимназии и сдав окончательно экзамен Богословия при СПб. Университете, Вы ни на минуту не усомнитесь в познаниях закона Божьего, как и в знании мною всех тех священных обязанностей, которые мною принимаются и на меня по закону возлагаются по званию крестного отца.

Студент Императорского Университета Юридического Факультета 4 курса.
Ученик Высшего Художественного Училища при Имп. Акад. Худож.

[Николай Рерих]

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/44, л. 19 об. (Черновик )

**********************************************************************************

АПРЕЛЬ

24 апреля 1896 г.
РАЗРЕШЕНИЕ Императорской Археологической комиссии на право произведения Н.К. Рерихом раскопок.

МИНИСТЕРСТВО
[герб]
ИМПЕРАТОРСКОГО
ДВОРА
--------
ИМПЕРАТОРСКАЯ
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
КОММИССИЯ
---------------
24 Апреля 1896 г.
? 833
С.-Петербург
Здание ИМПЕРАТОРСКОГО Зимнего Дворца.

Господину Студенту Императорского С.-Петербургского Университета
Н. Рериху.

Императорская Археологическая Комиссия, препровождая Вам открытый лист на право производства в текущем году археологических раскопок в Петергофском и Царскосельском уездах С. Петербургской губернии, просит Вас, по окончании работ, доставить ей отчёт о произведённых Вами работах и могущие быть найденными при этом древности. Вместе с сим, Комиссия, на основании устава о гербовом сборе, ожидает от Вас высылки ей гербовых марок, не приложенных Вами к прошению о разрешении Вам производства раскопок.

Старший член Н. Веселовский [подпись]
Делопроизводитель Ил. <Суслов>[подпись]

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/577, 1 л
_______________________________
 
  
 

Н.К. Рерих. Ландшафт. [1895- 1897


**************************************************************

МАЙ

3 мая 1896. Извара.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Спицину А.А.

Многоуважаемый
Александр Андреевич.

Весьма был бы благодарен за сообщение, был ли Ивановский в Горицах Врудской волости? Там, писали мне, есть одно интересное место.
Очень жду ответа, в виду того, что для 6 курганов Петергофских не стоит и дневника марать - ничего нового не сказать, старого не выяснить.
Центр работ была бы Врудская волость, если бы мне дали добавочный лист или заменили Царскосельским, Ямбурским. Простите за беспокойство.
Глубоко Вас уважаю и предан душевно
Николай Рерих

Извара 3/V 96.

Автограф. РА ИИМК, ф. 1. ? 56/1896, л. 5, 5 об.
**********************************************************


Р. Изгой

ОЧЕРК РУССКОГО ХУДОЖЕСТВА В 1896 ГОДУ

Развитие и увеличение числа художественных выставок обыкновенно прямо пропорционально развитию общего интереса к искусству и, чуть-чуть было не сказал, вкуса. Не знаю, повышается ли и развивается ли у нас художественное чутьё, любовь к искусству, а может быть по каким-нибудь другим, более прозаичным мотивам, но художественные выставки с каждым годом растут и множатся. Это дело хорошее и давно желанное, остаётся только сказать: дай им, Боже, неустанно расти большими да умными, и тем приятнее, даже обязательнее в конце года подводить итоги, следить за отношением качества к количеству, за образом мысли художников, какими элементами пополняется их дружина, нет ли новых стремлений?

Ответы на эти вопросы дадут вещественные знаки деятельности художников: картины, эскизы и этюды, которых петербуржцам за год пришлось пересмотреть от трёх до четырёх тысяч. Много это или мало?

- Само собой, мало! - восклицаете вы, представляя себе Россию и Петербург, как центр её, и сопоставляя в этом отношении хотя бы с нашими друзьями, французами.

- Много, ой, ой, много! - вероятно, сокрушается кто-нибудь, вспоминая о потраченном времени и, пожалуй, расходах на это непроизводительное удовольствие; ведь шутка ли сказать, 12 выставок - извольте-ка их осмотреть!

Чтобы облегчить эту жертву, и в то же время искусство поощрить, приходится делать выбор между выставками, так что едва ли будет крупная ошибка, если на Петербург положить примерно 5000 обывателей, посетивших все выставки. Я говорю о Петербурге и петербуржцах не потому, что на нём русское искусство всецело клином сошлось, а ввиду существующего в художественном кругу мнения, что для триумфа русскому художнику надо симпатии и любовь только Петербурга; допустим, что это так.

В таком случае попробуем в крупнейших чертах восстановить в памяти выставки прошлого года и на случай отыщем каталоги. В них, наверно, найдутся подчёркнутые имена, забытые крестики, минусы, заметки: 'сочно', 'худо', 'много настроения'... а поймай вас тогда на этом слове: 'Что такое настроение?'

- Это, это вообще... только чувствовать можно, - так и не скажете, что оно такое, тем не менее, некоторые думают, что с настроением называются картины, где вообще нечто тёмное; другие догадываются, что для настроения необходим вечер, - только он один сообщает настроение; третьи, в сердцах, почему-то не замечают его, утверждают за достоверное: настроения, мол, никакого нет, его выдумали декаденты в оправдание своей мазни.

Относясь к акварельной выставке в Академии художеств, первым делом надо помянуть прекрасные акварели покойных профессоров А.Д. Кившенко и Гоголинского. Альб. Бенуа щегольнул прекрасной техникой; Хренов и гр. Муравьёв дали обыкновенные свои охотничьи сцены; г-жа Бём идёт по известной дороге, и при её таланте не мешало бы попробовать свернуть немножко в сторону - ведь не заблудилась бы. В. Маковский выставил несколько хороших акварелей. Каразин, Бобров, Лагорио, Александровский - всё чересчур известно. У Гефтлера очень талантливые этюды, широко и вкусно. Попытался было Соломко дать акварельную картину (Caius Caesar Caligula), но вышло как-то 'худо', а в своих иллюстрациях к 'Руслану и Людмиле' он до того не проникся духом сказки, что без каталога нельзя было допустить какого-либо отношения этих банальных композиций к 'Руслану'.

Из небольшой серии хороших иностранных акварелей вспоминается 'Уборка сена' Жюльена Дюпре. Во всяком случае, на акварельной выставке глазу было на чём отдохнуть.

На сменившей акварельную обычной академической выставке самой большой по размерам и сюжету была картина Симова 'Св. Филипп', как слышно, удостоенная на берлинской выставке этим летом второй медали. Странный казус произошёл с г. Симовым; отнюдь не допускаю предположения, чтобы тут было замешано что-либо кроме простой случайности, но его 'Св. Филипп' слишком напоминает суриковскую боярыню Морозову. И потом, у центра картины, св. Филиппа, лицо было какое хотите, но не 'светлое', как объясняет автор, цитируя Карамзина: 'Филипп с лицом светлым, с любовью благословлял народ'. Другой московский художник, г. Рерберг, дал солидную размерами картину 'Илья Муромец и нахвалыщик'; какой именно психологический момент имел художник в виду, осталось совсем неясным, стало очевидным только, что художнику чужд дух и стиль наших былин и что не всякий старик, одетый в кольчугу, шишак и посаженный на битюга, может олицетворять наиболее ясно очерченный былинами тип Ильи Муромца. Работая в этом направлении, можно искать или психологического момента, или же общего настроения - ни того, ни другого не было в картине г. Рерберга. Московские художники по неизвестной причине не хотели смешиваться с остальными и развесили об этом соответствующие надписи (московские художники); но, не обусловленное каким-либо определённым основанием, это обособление вряд ли могло доказать что-либо.

Вернувшийся из-за границы пенсионер старой Академии г. Порфиров выставил огромную картину 'Сердце сокрушено', размеры которой совсем не соответствовали содержанию, заграничное декадентство наложило печать на его живопись: жёлтое небо, красочные, неуравновешенные облака и однообразное письмо мастихином, подходящее далеко не ко всякому месту. Портрет государя императора работы Репина понравился мне более по plein air"y, пейзажной задаче. Антокольский почему-то повторил давно знакомых 'Нестора летописца' и 'Иисуса Христа'. Стыдно должно быть г. Бакаловичу - ещё несколько подобных упражнений, и художник навсегда в нём погибнет. Надо вспомнить о хороших пейзажах Крыжицкого и Орлова, о выразительной скульптуре Залемана и об успехах офортов В. Матэ. Можно было также ознакомиться с большой посмертной выставкой симпатичного А.Д. Кившенко, со случайно собранными работами Матейко и с интересными произведениями почти незнакомого нам финляндского художника Эдельфельта, обыкновенно экспонирующего в салонах.

Положение академической выставки ещё не выяснено, с введением нового устава (1894), с водворением в Академии передвижников, на первый взгляд казалось бы странным существование академической выставки наряду с реакционной к ней передвижной; они должны были бы слиться, но до сих пор они обе существуют по-прежнему, причём характер академической ещё не определился, что-то бродит, и, судя по разным хорошим начинаниям, надо надеяться, скоро оформится, но когда и как?

Ввиду грядущего 25-го юбилея передвижная выставка имеет особый интерес. Уже в продолжение нескольких последних лет замечалось как-то колебание в этих выставках. Словно связующие основы пошатнулись, прежняя определённая физиономия начала утрачиваться, не обещая ничего нового, хорошего. Люди, любящие принципы передвижных выставок, с трепетом ожидали кризиса, и вот прошлогодняя выставка доказала, что стяг передвижников по-прежнему незыблем, что пульс бьётся, крови достаточно; чувствовалось что-то задорное, радостное. Как жизненны и проникнуты чувством портреты Серова и пейзажи Левитана. Правда, говорили, что у Серова волосы как войлок, а у Левитана - мазня. Да что ж с выписанных волос, если не будет души? Что из приличных пейзажей, стоя перед коими не чувствуешь того радостного чувства весны, порыва к природе, который даёт 'Последний снег' Левитана.

Прелестна по задушевности небольшая картина Архипова 'Обратный'. Касаткин даёт чёрно написанную, но прочувствованную картину 'Углекопы. Смена'. Талантливы картины Светославского и Коровина. Жизненная картина Пастернака 'Перед экзаменами' - студенты. Прекрасны, немного объективны этюды Дубовского. Нестеров взял оригинальный мотив и своеобразно разработал его: два монаха, 'Под благовест', направляются в церковь.
При передаче света отличалась работа г-на Шильдера 'Храм огнепоклонников', написанная по заказу Нобеля для Нижнего, где она почему-то значительно проигрывала. Хочется не забыть об этюдах Сурикова к 'Покорению Сибири Ермаком', 'Кавказ' - Васнецова. Киселёва, Шишкина и много других имён приходят на память, и умолчать о них кажется несправедливым, это свидетельствует об общем высоком уровне выставки, вполне заменившем отсутствие отдельных, особо выдающихся произведений, - значит, товарищество не коснеет и по-прежнему бодро идёт, как говаривал покойный И.Н. Крамской 'вперёд, вперёд без оглядки'.

Не могу решить, такова ли уж атмосфера в Академии или по чему другому, но как-то не хватало воздуху, душно было ходить по IV выставке Общества санкт-петербургских художников. Какое-то щемящее чувство, как при виде спокойно ждущего смерти человека, охватывало на этой выставке: всё апатично, вяло. Можете себе представить моё положение: напрягаю память, чтобы вспомнить наиболее выдающиеся произведения, и тщетно, кроме г. Беркоса и Штембера. Между тем, возьмёшь каталог и видишь массу знакомых имён, при усилии же вспоминаешь много хороших, вполне приличных вещей: Кондратенко, Галкин, Писемский, Сергеев, Мещерский, Лагорио, Вельц, Маймон, Казанцев... ого, как много! Нет, Бог с ним, с этим обществом, сердце у него как-то плохо работает, а нервы уж очень крепки.

Упоминание о выставке первого дамского художественного кружка, несмотря на многие её достоинства и участие известных художников, всё же, пожалуй, странно будет наряду с передвижной и академической выставками.

Почти в то же время открылась выставка, по каталогу значащаяся как 'III выставка картин. 1896. Невский пр., ? 27-18', а в обиходе известная под названием сперва выставки 'отверженных', потом 'независимых'. Начало этой выставки было положено два года тому назад группой художников, обиженных академическим жюри, так что объединяющим основанием являлась чисто внешняя сторона: общая обида на Академию и желание всё-таки, во что бы то ни стало познакомить публику со своими произведениями. Понятно, что при таком положении дел не может быть и речи об общем направлении выставки. Единственно крупной величиной здесь является г. Ционглинский; что про него ни говорят, а с ним приходится считаться, - его из ряда не выкинешь.

Я не решаюсь судить о выставке картин и этюдов В.В. Верещагина; я слишком уважаю этого одного из крупнейших художников; вероятно, задача в данном случае была не по нём, и среди много хорошего немало было недостойного его.

Новый устав Академии художеств, которому Совет её, к его чести, старается сообщить жизнь, удерживаясь по возможности от буквы, переродил и ученические выставки, открывающиеся на годичном акте 4-го Ноября. После ученических выставок старой Академии, с их заученными композициями (не эскизами, не сочинениями, а именно композициями, compono - складываю, составляю), Андреями и Алексеями натурщиками, выставка работ учеников мастерских в 1895 году поразила своей новизной, а в прошлом, 1896 году вполне подтвердила, что не новая метла чисто метёт, а что в Академии начинается хорошая жизнь, при известном объединении могущая определить русскую школу; потому-то и можно смело говорить об этой выставке рядом с выставками 'больших' художников. Меньшая братия в некоторых отношениях превзошла старшую, большую - не часто приходится видеть столь жизнерадостные, свежие воспроизведения натуры, 6 живописцев получили звание, двое, кроме того, посылаются Академией за границу.

Основанием выставки служат две мастерские Репина и Куинджи. Самой обширной по количеству учеников должна считаться мастерская профессора И.Е. Репина - из его учеников посылается за границу г-н Щербиновский, человек талантливый, со вкусом; от него можно ждать приятных для глаз произведений. Другой ученик этого профессора, г. Браз, получил звание за превосходные портреты. Остальные работы учеников этой мастерской состоят почти исключительно из этюдов и подчас такой антихудожественной натуры, что вряд ли целесообразно её выставлять. - (Мало ли что для себя сработает художник?)

Другой большой по числу работ, и к тому же более осмысленной, является пейзажная мастерская профессора А.И. Куинджи; впрочем, её нельзя назвать специально пейзажной, так как наряду с многочисленными пейзажами встречаются задачи современного и исторического жанра. Так, ученик этой мастерской г. Кондауров получил звание и послан за границу за огромную историческую картину 'После тризны, у могилы скифского вождя',
исполненную чувства и настроения. Г-жа Педашенко получила звание за поэтичную картину 'Первый жаворонок', кроме того, за пейзажи выдано ещё два звания. Г. Борисов привёз большую коллекцию этюдов Крайнего Севера, сделавшую бы честь любому крупному художнику.

Очень хорошо поставлена скульптурная мастерская профессором Беклемишевым. При беглом обзоре нельзя остановиться на мастерских Кузнецова и Маковского, по их незначительности. В общем же обилие работ и высокое совершенство технической стороны оттеняло слабое выражение стороны внутренней. Очень интересно знать: о чём думают молодые художники, наши будущие носители искусства? Не могут же люди, живущие третий десяток лет на свете, иметь в виду одну форму.

Может быть, я не понимаю задач архитектуры, но, рассматривая бесконечный ряд работ, кроме превосходной, детальной техники, иной раз до некоторой степени выдержанного стиля, ничто не останавливало; не заметно было чего-нибудь смелого, увлекательного. Должно ли быть различие между Институтом Гражданских Инженеров и архитектурным отделом Академии художеств?

'Он выставлял в салонах... Он бывал в салонах'... При таком отзыве невольно проникаешься уважением к такому человеку; салоны для русаков, не умудрённых Господом побывать там, являются чем-то мифическим, так как по каталогам, несмотря на хорошее издание, нельзя судить об оригиналах. Велика была моя радость при известии, что салоны воочию можно будет видеть у нас дома; но на этот раз ликование было преждевременно: состав французской выставки оказался случайным и дал возможность судить лишь об одной стороне, а именно - о французской школе, и в этом отношении нам надо брать пример с наших друзей.
Скульптура французов безупречна. Дерзкая, неосуществимая мысль приходит иногда в голову: что, если бы нашему правительству познакомить нас с французскими салонами во всём их составе, не выбирая картин; какое бы огромное значение мог иметь этот сюрприз для русского искусства!

Не обошлась выставка и без декадентских и импрессионистических произведений, равно как и голландская, на которой можно было убедиться, насколько свято поддерживаются голландскими художниками старинные традиции. Хороши офорты у голландцев - свободные и сочные.

Японская выставка, имеющая специальное значение, смотрелась с интересом, причём нельзя не признать большого вкуса японцев, этих природных символистов, сказывающегося в самих работах и в фотографиях.

Малое число попыток исторической живописи на выставках за последнее время дало повод к основанию Московского Общества Художников исторической живописи, по почину г. Карелина. Помнится, между людьми, из-за деревьев леса не видящими, были разговоры, что под председательством г. Карелина вряд ли образуется что-либо полезное для искусства, но мысль поддержать падающую у нас историческую живопись симпатична и заслуживает полного одобрения. Жаль, что до сих пор эти выставки, по уставу передвижные, не могут добраться до Петербурга. Устав этого общества сам по себе не оставляет желать лучшего; но устав ведь только мех, способный вместить какое угодно вино; кажется, приложение к его делу нашими историческими художниками не соответствует его целям. Господа Карелин, Матвеев, Зейденберг, Яковлев, Тюменев, Перминов и другие не прибавят ничего к русской исторической живописи; задачи её им совсем чужды. Первое место на выставке принадлежало г-ну Семирадскому, его 'Греческой семейной сцене'. Уже знакома петербуржцам картина Ционглинского 'Мария Потоцкая'. 'Клеопатра' г. Порфирова - прекрасный этюд женского тела, только почему это Клеопатра? 'Московская улица до Петра Великого в праздничный день' и 'Сидение царя Михаила Фёдоровича в его государевой комнате' Рябушкина, бывшая на предшествовавшей выставке, - вещи сильные, производящие впечатление, между тем 'Тип купеческой семьи XVII века' почти переходит известную границу художественного чутья. дальше идти уже некуда.

Там же была посмертная выставка, к сожалению, пережившего себя, богато одарённого таланта М.О. Микешина, но de mortius... и интересные мозаики первой частной русской мозаичной мастерской архитектора А.А. Фролова. Все мозаики исполнены так называемым венецианским способом 'наизнанку', в отличие от, может быть, более художественного, но дорогого римского способа 'прямого набора', практикующего в мозаичном отделении Академии художеств. Задача исторической выставки, повторяю, симпатична, равно как и предполагавшиеся исторические выставки для народа, разговоры о которых замолкли, надо надеяться, лишь на время.

Из областных выставок надо иметь в виду московские: периодическую и ученическую, хотя специальное обозрение будет излишне, так как большая часть имён и работ известны по выставкам Петербурга. Нестеров, Левитан, Сергеевич, Досекин, Выезжев - по передвижным выставкам, Щербиновский - по академической 1895-го года, Штемберг - по выставке Общ. Петерб. худ., Малявин - по академической ученической 1895-го года. По основным элементам характер периодических выставок близко напоминает передвижную.

На Московской ученической немало хороших работ. Также были или будут известны столицам лучшие вещи одесской (Общество южнорусских художников) и киевской (Общество киевских худ., и Общество люб.худ.) выставок. Талантливы и широки по размаху и фантазии, как говорят, были на выставке Киевского общества эскизы Катарбинского, известного по работе в Киевском соборе.

Этим собором было сказано уже не всероссийское, а всемирное слово искусству; имена художников, не пожалевших, несмотря на не всегда благоприятные обстоятельства, труда и энергии для колоссального дела, не забудутся, даже если бы не были вырезаны на доске в соборе. Хотя собор, отнюдь, не проиграл бы, если бы Сведомский имел в виду общую задачу стиля.

Уже давно знакомый по фотографиям и эскизам, что в Третьяковской Галерее, вошёл я в собор с твёрдым намерением спокойно, по-английски, осмотреть все уголки, но едва успел переступить порог, как должен был забыть о своём решении: грандиозный образ Богоматери, шествие в рай, Пророки, иконостас, Страшный суд, Крещение Руси, стильные фрески, сплошь покрывающие стены, убили всякую систему в образе. Честь и слава Васнецову Виктору Михайловичу, Нестерову, Сведомскому и Катарбинскому!

Много ожесточённых споров возбудил в прошлом году художник Врубель своими панно для Нижегородской выставки 'Микула Селянинович' и 'Принцесса Грёза'. Действительно, они были не разработаны, слишком дерзки по исполнению, с трудом понятны, но, во всяком случае, говорили о большом таланте г. Врубеля. Одно ему надо помнить, что на таком способе исполнения останавливаться нельзя, что субъективность, хотя непременное качество художника-творца, но доведённая до непонятности (для большинства), должна быть поставлена ему только в упрёк.

В сущности, 1896-й год должен бы быть памятным для русского искусства - Нижегородская Промышленная и Художественная (заметьте: и художественная, - значит, искусство занимало большое место, составляло как бы половину её) выставка должна была обозреть русское искусство, уяснить задачи его, дать тон дальнейшему росту его. На деле же вместо обзора вышла какая-то неожиданная ревизия русскому искусству, все петербургские выставки, пополненные немногими известными произведениями, ничтоже сумняшеся, перекочевали в Нижний.

Передвижники, при высоком уровне прошлогодней выставки, имели на это основание. Не могут оправдаться этим же Общество Петербургских Художников, Академия и акварелисты. Если вещь остаётся у художника, то это ещё не повод помещать её на Всероссийской выставке, имеющей всемирное значение. Единственной новостью является отдел финляндских художников. Ярким примером скверных последствий увлечения символизмом могут служить картины г-на Акселя Галлена 'Conceptio artis' и 'Ргоbleme' (ничего кроме смеха не возбуждающая), а между тем г. Галлен человек талантливый, как это можно видеть по выставленным тут же сильным 'Айно' и 'Сампо' (из 'Калевалы'). Вещи Эдельфельта были и на академической выставке. В картинах финляндцев чувствуется что-то напоминающее французов - впрочем, это понятно, так как многие финляндские художники получают художественное образование в Париже. В отдельном павильоне была выставлена большая картина профессора К. Маковского 'Минин'.

Просмотрев, таким образом, ряды художественных произведений прошлого года, можно бы предположить, что течение русского искусства довольно спокойно и в некоторых струях невозмутимо, если бы не одно начинание, на которое надо крепко надеяться, ждать от него живого слова - я имею в виду открывающуюся в помещении Общ. поощр. худ. выставку попыток свободного творчества по инициативе И.Е. Репина. Мысль смелая и новая; подобная выставка может (не знаю, как выйдет на деле) дополнить наше понятие 'картины', послужить возражением на упрёки в недостатке содержания, упадке творчества, сочинения, за последние годы тяготеющие над русским искусством и возрастающие вместе с развитием творчества этюдного, также свидетельствующего о таланте художника, имеющем огромное значение, хотя всё же несравнимого с творчеством сочинения. Надо только радоваться быстрому совершенству технической стороны, без которой всякая картина представляет одни благие начинания и немыслима сама художественная работа, но нормальный рост одной половины организма как бы подчёркивает болезненно- ослабленную деятельность другой.

Это ещё полгоря, дело в том, что и серьёзные технические задачи, где бы художник действительно добивался чего-нибудь, горел, желая сказать своё, сравнительно редки. На 4000 художественных произведений петербургских выставок не слишком ли велик процент посредственных, приличных, имеющих в виду одну только продажу, которым, не шутя, начинаешь предпочитать какой угодно бред символистов и декадентов.

Относительно очень значительного числа художников напрашиваются два предположения: или они имеют в виду одно ремесло, или боятся дать свои мысли на общий суд, словно в ожидании пинка сверху, не смеют заглянуть через соседние головы, поискать новой дороги; точно опасаются, не растаяли бы их крылья от взглядов, совершенно забывая, что qui ne risqu&#233;, ne gagne rien , что как бы их взгляды и мысли ни были новы и оригинальны, раз они не будут противоречивы логике и этике, то всегда найдутся люди, способные понять их речь; иначе же своею боязливостью они создают искусству несовместимые с ним рамки.

Не хотят художники подумать, что общество - высший суд, что не сегодня, так завтра хотя часть его, может быть, в начале даже бессознательно, отзовётся и воздаст должное твёрдому, искреннему слову, будет благодарна художнику, попросит его стать между ней и природой, быть её толкователем, научить смотреть на неё его глазами.

'Чего же это ещё от нас хотят? Что же нам прикажете писать?' - спросят художники.
'Я уже знаю, - каждому своё'.

'...Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье.
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины.

- обращается к художнику граф Алексей Толстой.

:Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова и света'.

- У, какое старое и всем неизвестное начал говорить!
- Старое-то, государи мои, старое, но...


Мировые отголоски. 1897. 14/26 января. ? 13.

************************************************************

ИЮНЬ

ИЮНЬ

ОТЧЁТ О РАСКОПКАХ 1896 ГОДА В ЯМБУРГСКОМ И ПЕТЕРГОФСКОМ УЕЗДАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ, ПРОИЗВЕДЁННЫХ Н.К. РЕРИХОМ.
Извара, 1 июня 1896

Наведя предварительные разведки, 16 Мая сего года я приступил к работе, ограничив её следующим районом.


Н.К. Рерих. Район раскопок в 1896 году - смежные волости Петергофского, Ямбургского и Царскосельского уездов СПб. губернии.

I.Петергофский уезд. Губаницкая волость

1. Горье. 3 группы курганов (2 полевые, 1 лесная). В лесной группе, состоящей из 4 курганов большого типа (вышина 1 саж. и 1 1/2 саж.), уже раскопанных Л.К. Ивановским, и 3 курганов низких, не выше 2 арш., последние 3 кургана оказались некопаными.
?1. Основание кургана обложено небольшими, ровными (по величине) камнями. Грунт песчаный. На поверхности материка оказался слой золы и углей, тщательно пережжённых, толщиною в 2 1/3 вершка. Остатков костей не обнаружено. Форма слоя золы продолговатая с Запада на Восток.

Н.К. Рерих. Курган ? 1 (лесная курганная группа в д. Горье)

Высота кургана - 1 &#189; .
Диаметр кургана - 7
Основание кургана - 28
По верху кургана 8 1/2
? 2. Устройство аналогичное ? 1. Форма слоя золы немного круглее. Почти по поверхности кургана найдена кость (коровья), по-видимому, случай
Полевые группы оказались раскопанными уже ранее.
Высота кургана - 1
Диаметр кургана - 6 1/2
Основание кургана - 25
По верху кургана - 7

2. Сомино. Большое курганное поле на земле частного владения господина Колокольцева. Почти всё раскопано Л.К. Ивановским и прежним владельцем господином Герингом. По словам владельца, на многих курганах прежде стояли каменные кресты и камни с надписями, но ни крестов, ни камней не оказалось - все они расхищены. Находимые вещи при прежних раскопках - медные, обыкновенного типа.

3. Будино. В самой деревне несколько курганов. Все уже раскопаны ранее.

4. Роговицы. На крестьянской земле до 10 курганов (полевая группа) - уже раньше раскопаны.

5. Волосово. В самой деревне до 15-20 курганов. Вышина до 1 сажени. Раскопаны Л.К . Ивановским.

6. Лисино. На земле частного владения господина Рейхенбаха лесная группа до 40 курганов, частью уже раскопанных. В группе два типа курганов: в северной части - большие до 2 1/2 арш. выш.; к Югу малые до 3/4 арш. выш.


Н.К. Рерих. Курган ? 3 (лесная курганная группа в д. Лисино).

Высота кургана - 2 1/2
Диаметр кургана - 6
Основание кургана - 28
По верху кургана - 13

? 3. Большого типа. Обкладка - из небольших камней. На поверхности кургана довольно много камня, хотя нельзя признать, что курган по поверхности обложен камнем. На 2 1/4 арш. с поверхности кургана немного золы. На глубине 3/4 арш. с поверхности кургана второй слой золы, толщиною в 1 1/2 дюйма; величина и положение его усматриваются из прилагаемого чертежа.

На глубине 1 1/2 арш. костяк (мужской) в сидячем положении. С левой стороны тазовой кости нож (по описи за ? 14). Положение рук ввиду осадка костей определить трудно, хотя, по-видимому, они лежали вдоль тела. Под костями слой золы и углей почти круглой формы диаметром до 1 3/4 арш., толщиною до 2 вершков. Среди золы ничего не усматривается. Остальная часть кургана до 1 арш. глубины представляется слоем песка, по-видимому, тщательно умятого, утрамбованного. На поверхности материка ничего не оказалось. Положение костяка видно из чертежа - с Запада на Восток.


Н.К. Рерих. Курган ? 4 (лесная курганная группа в д. Лисино)

Высота кургана - 2 1/4
Диаметр кургана - 7
Основание кургана - 31
По верху кургана - 12

? 4. По общему устройству аналогичный ? 3. Камни на основании кургана приблизительно одинаковой величины. На 1/4 арш. с поверхности кургана немного золы в центре кургана. На 1/2 - череп. Остальные кости истлели. На 1 1/4 - слой золы диам. 1 арш., толщиною 2 вершка. Остальная часть кургана плотно убита.
? 5. Камни в основании ровные. На 1/2 арш. с поверхности кургана немного зо-лы в центре. На 1 1/4 арш. костяк (мужской). На груди пряжка (по описи за 15). Костяк в сидячем положении, с Запада на Восток. Под костями небольшой (диам. &#189; арш.) слой золы, толщиною 1 дюйм.
Высота кургана - 2 1/2
Диаметр кургана - 5
Основание кургана - 28
По верху кургана - 11
___________________________


Н.К. Рерих. Курган ? 6 (лесная курганная группа в д. Лисино)

Высота кургана - 3/4
Диаметр кургана - 6
Основание кургана - 20
По верху кургана - 9
Длина могилы - 1 1/2
Ширина могилы - 3/4
Глубина могилы - 1

? 6. Малого типа. Обложен курган камнем по основанию весьма неряшливо, золы не заметно, только на 1/4 арш. с поверхности кургана кучка золы, показанная на разрезе. Косяк (мужской) в сидячем положении с Запада на Восток. Около головы костяка в обилии перегнившие куски дерева, один из них приложен за ? 13. Кости плохо сохранились.

7. Захонье. 1 курган недалеко от деревни. Без каменной обкладки. Оказался уже раскопанным ранее.

II. Ямбургский уезд. Врудская волость.

8. Сяглицы. При мызе и деревне того же имени небольшая группа курганов средней величины (1-2 арш.). Раскопаны Л.К. Ивановским.
9. Ославье. На земле частного владения господина Моллера две группы курганов, из них одна (лесная) группа ещё не копана и найдена только в прошлом году. Я обратился с письмом к господину Моллеру за разрешением, но такового до сих пор не последовало.

10. Рогатино. Группа курганов в самой деревне. Из них 3 кургана оказались нераскопанными, но заросли настолько большими соснами, что раскопка невозможна.

Н.К. Рерих. Тип Рогатинского кургана.

11. Работицы. Большое курганное поле. [Курганы] самой разнообразной вели-чины. По словам старожилов, на многих стояли каменные кресты (теперь развезённые по кладбищам) и камни с высеченными надписями, теперь уже не существующие. Интересно местное название кургана, кажется, ещё не встречавшееся в литера-туре - 'каломище'. Работицкие курганы, как и предыдущие, с круглым основанием. Расположены в беспорядке.
? 7. Основание обложено камнем, на Восток и Запад лежат особенно большие камни. Кости на поверхности материка. Костяк (мужской) лежит с Запада на Восток. Положение рук видно из чертежа. Около головы две кучи золы (высыпано). На указательном пальце левой руки кольцо (по описи) за ? 2. Грунт кургана песчаный.

Н.К. Рерих. Курган ? 7 (Рабитицы-1)

Высота кургана - 2
Диаметр кургана - 6
Основание кургана -27
По верху кургана - 9

? 8. В основании камни, на Восток и Запад два особенно больших. Костяк мужской - сидя на поверхности материка. Золы не заметно. Лицо обращено на Восток. Основание кургана было, вероятно, плотно убито.
Высота кургана - 1 1/4
Диаметр кургана - 4
Основание кургана -21
По верху кургана - 7

? 9. Обкладка плохая. Кости на поверхности материка совсем истлели. Золы не видно. Тёмная буса.
Высота кургана - 3/4
Диаметр кургана - 3
Основание кургана -15
По верху кургана - 4 1/2

? 10. Обкладка по основанию ровная. На глубине 1/2 арш. с поверхности кургана в его центре зола (кучкой). Костяк (мужской) сидя, направление лица - на Восток.
Высота кургана - 1
Диаметр кургана - 5
Основание кургана -17
По верху кургана - 6

? 11. Каменная обкладка по основанию. Костяк (мужской) лежит на поверхности материка с Юга на Север. положение рук, как в ? 7. немного выше костей (над грудью) небольшая кучка золы. основание тщательно выровнено.
Высота кургана - 2 1/2
Диаметр кургана - 6 1/2
Основание кургана -32
По верху кургана - 9

? 12. Обкладка плохая. Костяк (мужской) лежит с Запада на Восток. руки скрещены на груди. Над костями (как показано на чертеже) кучка золы. Основание утрамбовано.

Н.К. Рерих. Курган ? 12 (Рабитицы-1)

Высота кургана - 1 1/2
Диаметр кургана - 5
Основание кургана -10
По верху кургана - 7

? 13. Каменная обкладка плохая. Костяк (мужской) в сидячем положении, лицом на Восток. Золы не заметно. На шее пряжка (по описи) за ? 3. При костяке ещё нож в медных ножнах.
Высота кургана - 2 3/4
Диаметр кургана - 10
Основание кургана -36
По верху кургана - 15

? 14. Обложен по основанию аккуратно большими камнями. Крайний курган с северной стороны курганного поля. Как видно из чертежа, вершина кургана как бы скошена, впрочем, это могло получиться при оседании земли. Вокруг кургана замечается канавка в 3 дюйма (может быть, случайная). На поверхности материка обнаружено два костяка, в сидячем положении, лицом обращённые на Север (с Юга на Север). В середине кургана был мужской костяк со скрещёнными руками (в точности определить их положение невозможно, вследствие осадка костей). Череп этого костяка (при сём представляемый) оказался просечённым. По правую руку рядом с мужским костяком обнаружен женский костяк. На шее женского костяка найдены бусы и бляшка за ? 4 и ? 6, на правой руке согнутый браслет за ? 5. Эта рука (см. чертёж) была откинута за спину. По сторонам костяков найдены кучи золы, отмеченные на чертеже. За головами костяков тоже на поверхности материка лежат в беспорядке несколько слегка обугленных булыжников, но золы, кроме вышеозначенных куч (боковых) не видно. Грунт кургана песчаный. Материк основания, по-видимому, тщательно сглажен и даже, может быть, покрыт тонким слоем глины (хотя наверно определить трудно, не случайно ли?).

Н.К. Рерих. Курган ? 14 (Рабитицы - 1)

Высота кургана - 3 1/4
Диаметр кургана - 8
Основание кургана -35
По верху кургана - 17

? 15. Обкладка основания плохая. Костяк (мужской) лежит на поверхности материка с Востока на Запад (голова на Восток). Золы не видно. На тазовой кости (с левой стороны) лежит нож по описи за ? 7. Тут же ? 8.
Высота кургана - 1 3/4
Диаметр кургана - 7
Основание кургана -22
По верху кургана - 8

? 16. Очень правильной формы. Расположен в центре курганного поля. От других курганов отделён свободным пространством до 1 1/2 саж. окружён небольшим рвом (см. ? 14). Основание тщательно обложено камнями. Вершина, может быть, усечена (см. чертёж). Грунт кургана - плотный песок. На глубине 2 арш. обнаружен слой золы. Костяк (мужской) найден на поверхности материка в сидячем положении, лицом на Восток. Позади костяка (в западной стороне) два-три слегка обугленных булыжника. Под костяком тонкий слой золы (см. чертёж). основание выглажено, глины, как в кургане ? 14, не усматриваются.


Н.К. Рерих. Курган ? 16 (Рабитицы-1)

Высота кургана - 4
Диаметр кургана - 7
Основание кургана -31
По верху кургана - 22

? 17. Основание обложено камнем, с Запада и Востока два. Костяк (мужской) на материке в сидячем положении, лицом на Восток. На груди пряжка за ? 10. На среднем пальце левой руки кольцо ? 11. Между ног три сварившихся остатка за ? 8. Кучка золы по левую сторону костяка. Грунт - плотный песок, основание выглажено. Вершина срезана (если только не осела).
Высота кургана - 2 1/4
Диаметр кургана - 6
Основание кургана -26
По верху кургана - 11

? 18. Обкладка ровная (по основанию). Костяк (мужской) на поверхности материка, в сидячем положении, лицом на Восток. Золы не усматривается. Кости значительно разрушены.
Высота кургана - 2 1/2
Диаметр кургана - 7

Основание кургана -21
По верху кургана - 15

? 19. Обкладка по основанию плохая. По-видимому, уже ранее раскопан.
Высота кургана - 1
Диаметр кургана -4

? 20. Обкладка по основанию ровная. На поверхности материка костяк (мужской) в сидячем положении; лицо обращено на Восток. По левую сторону костей не-большая кучка золы.
Высота кургана - 1 1/4
Диаметр кургана - 5
Основание кургана -20
По верху кургана - 8

? 21. Довольно тщательно по основанию обложен камнями. На глубине &#190; арш. с вершины кургана обнаружена кучка золы (в центре кургана). Костяк (женский) на поверхности материка, в сидячем положении, лицом на Запад. Около левой руки (см. чертёж) серп по описи за ? 24. Под костями довольно толстый слой золы (2-3 вершка), форма - см. чертёж. Основание кургана тщательно выглажено. Вершина не усечена. ? 23 найден почти на поверхности кургана.

Н.К. Рерих. Курган ? 21 (Работицы-1)

Высота кургана - 2 1/4
Диаметр кургана - 8
Основание кургана -27
По верху кургана - 13

? 22. Плохо обложен камнем. Уже раньше раскопан.
Высота кургана - 3/4
Диаметр кургана - 5

12. Домашковицы. Небольшое курганное поле. Курганы расположены в беспорядке, большею частью расплывчатой формы. Основание обложено камнями часто небрежно. Грунт глинистый. Место довольно низкое - кости весьма плохо сохранились. Всего до 50 штук.

? 23. Обложен небрежно. Ширины и длины могилы не определить ввиду общего глинистого грунта. Золы не видно. Слабые признаки костей на глубине 3/4 арш. с поверхности материка. Приблизительно у правого бедра нож по описи за ? 21. Погребён, вероятно, в сидячем положении. Нож найден на куске дерева.
Высота кургана - 3/4
Диаметр кургана - 5
Основание кургана -17
По верху кургана - 10

? 24. Обкладка по основанию ровная. На глубине 3/4 арш. с поверхности мате-рика признак кости (всё истлело). Золы не усматривается.
Высота кургана - 1/2
Диаметр кургана - 5
Основание кургана -15
По верху кургана - 8 1/2
? 25. Обкладка плохая (по основанию). Костяк на поверхности материка. В сидячем положении, лицом обращён к Востоку. Кость худо сохранилась. Золы не видно.
Высота кургана - 1
Диаметр кургана - 7
Основание кургана -18
По верху кургана - 10 1/2

? 26. Обложен плохо (по основанию). Слабый признак костей на глубине 2 арш. с поверхности материка. Вероятно, в сидячем положении. Золы нет.
Высота кургана - 1 1/4
Диаметр кургана - 6 1/2
Основание кургана -19
По верху кургана - 10

II. Домашковицкая полевая группа. Расположена рядом с предыдущей. Состоит из 9 курганов немного более тщательно отделанных. Её можно бы считать при первой группе, но некоторое различие в устройстве заставляет меня обособить её. Основания курганов обложены камнем, в головах и в ногах (Запад и Восток) два большей величины.


Н.К. Рерих. Курган ? 27 (II Домашковицкая полевая группа)

? 27. Обложен камнем по основанию, на Западе и Востоке два больших. Грунт - глина и песок. На поверхности кургана довольно много камня (булыжники). На глубине 3/4 арш. с поверхности кургана слой камня (булыжника), на 1/2 арш. глубже слой золы довольно тонкий, диам. 2 арш. Костяк (мужской) на поверхности материка, сидя, лицом на Восток. Основание кургана плотно убито.
Высота кургана - 2
Диаметр кургана - 8
Основание кургана -27
По верху кургана - 12

? 28. Обложен по основанию камнем, на Западе и Востоке два больших. На поверхности кургана много камня. На глубине 3/4 арш. с поверхности кургана немного золы (в центре). Кости на поверхности материка. Весьма истлели. Грунт глинистый.
Высота кургана - 1 1/4
Диаметр кургана - 5
Основание кургана -21
По верху кургана - 8 1/2

? 29. По основанию камни, на Западе и Востоке два больших. Камня на поверхности немного. В центре кургана на 3/4 арш. глубины с поверхности кургана небольшая кучка золы. Костяк (мужской) на поверхности материка, в сидячем положении, лицом на Восток. Колечко за ? 22 около головы. Грунт глинистый.
Высота кургана - 1 3/4
Диаметр кургана - 6
Основание кургана -19 1/2
По верху кургана - 9 1/2

? 30. В основании камни, на Западе и Востоке два больших. На глубине 1 арш. с поверхности кургана слой булыжника, как в ? 27. Кости на поверхности материка. Сильно истлели. Вероятно, сидя. Золы не видно.
Высота кургана - 2 1/4
Диаметр кургана - 7
Основание кургана -34
По верху кургана - 14 1/2

? 31. В основании камни, на Западе и Востоке два больших. Камня мало. Кости на поверхности материка: сильно разрушены. Небольшая кучка золы у правого бока костяка. Вероятно, сидя.
Высота кургана - 1
Диаметр кургана - 6
Основание кургана -19
По верху кургана - 10

? 31. Аналогичный ? 31. Кости совершенно разрушены.
Высота кургана - 1 1/4
Диаметр кургана - 5
Основание кургана -20
По верху кургана - 7 1/2

13. Введенское. Полевая группа. Грунт чрезвычайно крепкий, почти не поддающийся лопате; приходилось работать ломами. Внешняя форма конусовидная; меньшие курганы сверху попорчены. Всего 15 курганов. Часть уже раскопана.


Н.К. Рерих. Курган ? 33 (Введенская группа)

? 33. Основание обложено камнями, на Западе и Востоке два больших. На глубине 2 арш. с поверхности кургана слой золы вершка в 4 толщиной. Среди золы найдена кость (берцовая), черепки горшка и пережжённое железо, по описи за ? 17, 18, 19. Остальная часть кургана (до поверхности материка) плотно убита и выглаже-на. Грунт крепкий.

Высота кургана - 2 1/2
Диаметр кургана - 9
Основание кургана -28
По верху кургана - 13

? 34. Основание обложено камнем, на Западе и Востоке два больших. На глубине 1 1/4 арш. слой золы в 2 вершка толщиной. Среди неё остаток кости и нож за ? 16. Остальная часть кургана плотно убита.
Высота кургана - 2
Диаметр кургана - 7
Основание кургана -22
По верху кургана - 10

? 35. Рядом с ? 34, но другого типа. Обкладка ровная. На поверхности материка костяк (мужской), в сидячем положении, лицом на Восток. На груди пряжка за ? 20. Намёки золы с правого бока костей. Основание выглажено.
Высота кургана - 1
Диаметр кургана - 6
Основание кургана -21
По верху кургана - 9

? 36. Основание обложено камнями, на Западе и Востоке два больших. На глубине 1 1/4 арш. с поверхности кургана слой золы в 2 вершка толщиной. Имеет удлинённую форму с Запада на Восток.
Высота кургана - 1 1/2
Диаметр кургана - 8
Основание кургана -26
По верху кургана - 10 1/2

? 37. Стоит отдельно, саженях в 35 от остальной группы. Тщательно обложен по основанию камнем, особо больших не видно.
Грунт кургана, по-видимому, из дёрна и поражает своей твёрдостью, так что поддаётся лишь лому. Рабочие положительно отказывались продолжать его раскоп-ку. На глубине 1 3/4 арш. с поверхности кургана обнаружена зола, которая идёт на глубину 3/4 арш. Между золой - угли, перегар. В основании золы в западной части уголь, в котором можно признать остаток конца, вероятно, довольно толстого бревна. У восточного края золы несколько обожжённых булыжников, расположенных - см. чертёж. Остальная часть кургана плотно убита. Ни костей, ни предметов не сохранилось.


Н.К. Рерих. Курган ? 37 (Введенская группа)

Высота кургана - 2 3/4
Диаметр кургана - 8
Основание кургана -36
По верху кургана - 15

III. Царскосельский уезд. Сосницкая волость.

Относительно Царскосельского уезда Сосницкой волости могу сообщить, что при деревне Чёрной осталось 4-5 курганов (нераскопанных), но они заросли настолько большими да к тому же святочтимыми в деревне соснами, что раскопка их неудобна (ст. Рогатино).

Н.К. Рерих. Курган при д. Чёрной. 1896.

Проверяя слух относительно сопки или якобы сторожевого кургана (по местным рассказам) на земле имения Калитино барона Толя. Но, по моему мнению, это самородный холм, похожий на исследованный мною в 1894 году (см. дневник за 1894 год) на казённой земле Царскосельского лесничества, Изварской дачи.
Недалеко от деревни Раково есть какое-то место, называемое 'церковище', по преданию, тут была когда-то церковь и неподалёку был найден колокол с какою-то старинною надписью, перенесённый в Грызовскую церковь и сплавившийся при пожаре. Там же, недалеко от имения Тарасино господина Парамонова, как говорят, есть полевая полураспаханная группа курганов, но в этом месяце мне не удалось побывать там.
При постройке каменного Грызовского храма в земле под фундаментом был найден плитный, плоский крест до &#190; арш. длины следующей формы (см. чертёж). По состоянию плиты и по совершенно стёршимися надписями, очень древний. На верх-ней части две круглые дырки, как бы для подвешиванья. (Крест этот был обратно заложен в фундамент).


Крест в фундаменте Грызовского храма.

При деревне Озертицы большое курганное поле - всё уже раскопанное. При деревне Заполье до 10 курганов на поле. По внешности, а также по рассказам людей, рывших их, эта группа аналогична Введенской группе.
Если удастся, этим летом (в Июле) я постараюсь побывать в Тарасине и Ракове.
Таким образом, за эту раскопку было исследовано 37 погребений, причём из-влечено костяков мужских 18, женских 2. В 12 курганах кости оказались истлевшими. В 6 курганах всё было сожжено. При этом вещей найдено: бус 16, колец 2, пряжек 4, браслет 1, колечко шейное 1, бляшка шейная 1, ножей 5, гвоздей 2, серп 1, горшок (разбитый) 1, 9 неизвестных (сварившихся) остатков.
Вещи и опись к ним при сём представляю.

Студент Императорского Санкт-Петербургского Университета, ученик Высшего Художественного Училища
Николай Рерих.
Извара. 1 Июня 1896 г.
************************************************************



РА ИИМК, ф. 1. ? 56/1896. лл. 14-25, 28,29,26,27. 30.
Публикуется по изданию: Петербургский Рериховский сборник. II - III. Самара. 1999.