Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1944 г.
(июль - сентябрь)

***************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ИЮЛЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (1 июля 1944 г.)
Н.К. Рерих. КАМЕННЫЙ ВЕК (7 июля 1944 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (15 июля 1944 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (26 июля 1944 г.)

АВГУСТ
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (1 августа 1944 г.)
Н.К. Рерих. РЕПИН (4 августа 1944 г.)
Н.К. Рерих. ПРЕКРАСНЫЙ ПУТЬ (8 августа 1944 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (15 августа 1944 г.)
Н.К. Рерих. СРЫВЫ (20 августа 1944 г.)
Н.К. Рерих. БИТВА (27 августа 1944 г.)

СЕНТЯБРЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку (1 сентября 1944 г.)
ПИСЬМОН.К. Рериха в Америку (15 сентября 1944 г.)
Н.К. Рерих. ЗНАМЯ МИРА (24 сентября 1944 г.)


*********************************************************************


ИЮЛЬ

1 июля 1944 г.
ПИСЬМО Н.К. Рерих в Америку

1.VII.44
Родные наши,
Ваша весточка к Юрию была от 24-го апреля, с тех пор писем не было. Конечно, и Зина была больна, и операция С[офьи] М[ихайловны]. А, может быть, и письмо пропало! Вот эскизы к 'Половецкому стану', по-видимому, ещё не дошли. Всё теперь необычно. Погода совсем особенная. После полудня вихрь, снег на горах, в комнатах 69° [по Фаренгейту], а сейчас пришла жара. Повсюду всё особенное. Немцы и японцы всюду побиваемы. Нормандия, Италия, Белоруссия, Карелия, Бирма, Тихий океан! Прямо поразительно, как сбываются ожидания.

Я всё-таки ещё раз написал Б[орису] К[онстантиновичу]. Может быть, дойдёт?! Может быть, и Вы что-нибудь узнаете. Ведь Б[орис] К[онстантинович] сам начал переписку, и что же такое могло случиться с тех пор? Вот Юрий получил письмо от русского учёного из Лондона. Из письма видно, что тот пишет туда же, где Б[орис] К[онстантинович], и получает оттуда ответы. Премудрый Эдип, разреши сию загадку!

Как-то Вы спрашивали о здешних журналах, где я работал. Прилагаю список пятидесяти двух журналов и газет в Индии - в них писал я за эти годы. В некоторых - иногда, а в других ежемесячно, долгое время. Сеялись зёрна культуры, дружбы, взаимопонимания, сотрудничества. И никогда не знаешь, где окажется лучший урожай. Обычно нежданно поднимаются эти посевы.
Всё это Вы не раз испытывали. Значит, и в грозу, и в ливень спешите в трудовой путь, если знаете добрую цель.

Наблюдайте не только за грабителями, но и за их покровителем. Читаем о нём и улыбаемся - какие негодные средства! Я дал Ваш адрес некоему Тернеру в С[ент]-Луи[се], не пригодится ли? Пришлите парочку маленьких монографий Корона Мунди, хотя, видимо, многое теряется, но, может быть, дойдёт. А теряется не только заграничное, но и здешнее. Вал[ентина] Леонид[овна] прислала свою и мальчика фотографию - спасибо скажите от нас, когда будете писать. Интересно справиться в библиотеке Конгресса Нью-Йорка и других, какие русские журналы у них хранятся. Такие журналы, как 'Мир искусства', 'Аполлон', 'Весы', 'Золотое руно', 'Искусство и художественная промышленность', 'Художественные сокровища России', 'Искусство' (Москва), 'Старые годы', и другие отображают целую эпоху истории искусства. Если русские отделы в музеях и в библиотеках должны развиваться, то прежде всего всё касаемое до творчества Руси должно быть собираемо. Может быть, полезно от АРКА послать в библиотеки вопросный лист с перечислением названных журналов. Вся жизнь должна быть заботливо охранена деятельностью АРКА. Сейчас, когда столько разрушено и разграблено врагами, требуется особая бережность ко всему, что ещё возможно собрать на пользу будущих поколений. Так и занесите это моё заявление в анналы АРКА.

Вот уж и половина лета. Опять неустанно гремят русские победы. Неутомимость русская потрясающа. Поистине, будущий век будет русским веком. И все, кто приложится к этому веку, да будут благословенны.
Для Ваших сведений будет интересно, что в Туммапади Санджива Дев 14-го и 15-го июня прочёл две лекции 'Р[ерих] - победитель тьмы и инерции' и 'Р[ерих] - преобразователь Хаоса в Космос' (по-тамильски) в местном Обществе Друзей Советского Союза. Мысли наши с Вами, милые дозорные. Пусть с Ваших вышек хорошее досмотрится. Привет, сердечный привет всем сотрудникам-друзьям.
Духом с Вами,
Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923 - 1947). М. "Сфера". 1998.
________________________________________________________


7 июля 1944 г.
КАМЕННЫЙ ВЕК

Спрашиваете, отчего мы углубились именно в каменный век, изучали его и собирали. Причин несколько. Красота камня, высокое качество отделки его, малоизученность русского каменного века, наконец, таинственная международность культуры камня.

Разве не удивительна тождественность культуры каменного века во всех частях света? Повсюду встречаете ту же технику, тончайшую, доселе не разгаданную. Кроме множества находок в пределах России, мы собирали каменные поделки во Франции, в Швейцарии, в Италии, в Египте, в Монголии, в Китае, в Индии, в Америке... Только сопоставляя, можно было изумляться общечеловечностью творчества, давшего одинаковую и неповторимую технику каменного обихода.

Поистине поразительна 'международность' мысли и воли, приведшая самых различных насельников к единообразному творческому выражению. Не было путей сообщения, молчали все надземные каналы, а человек творил единообразно. Такая международность мало отмечена в литературе.

Каменный век вообще оставался в пренебрежении. Точно в нём не были заключены глубокие проблемы биологии и психологии. По современным вырожденцам-дикарям приписывали дикость и всему каменному веку - вернее, всем неисчислимым каменным векам. Так ли? Изящная техника, высокая пропорция поделок говорят о другом.

По сравнению с неисчётными каменными тысячелетиями кажутся мимолётными века металла. Таинственность, неразгаданность привлекает. Радует высокая техника каменная. Все предложенные разгадки её пока не помогают, ибо сами разгадчики не могут произвести камень о камень ничего подобного.

Древний не только умел осилить изящество техники, он знал и ценил качество материала, и в этом было выражено врождённое чувство красоты. А там, где это высокое чувство проявляется, гам уже не дикость, но своеобразная культура.

Где теперь все наши каменные собрания? Мелькнул нелепый слух, что их выбросили в Мойку. Всяко бывало! Это уже палеолит! Впрочем, Эренбург пишет: 'Теперь мы научились ценить наше прошлое'.

7 Июля 1944 г.
Рерих Н.К. Из литературного наследия, М., 1974 г.
______________________________________________


15 июля 1944 г.
ПИСЬМО Н.К. Рерих в Америку

15.VII.44
Родные наши.
Пришли письма Зины от 18-го мая и 28-го мая. Душою болели мы, читая о болезни Зины и С[офьи] М[ихайловны]. Как это всё прискорбно. Обеспокоило нас и письмо Катрин от 1-го июня. Пишет, что Зина выглядит очень утомлённой, а С[офья] М[ихайловна] очень болезненной. Всё это печально. Спасибо доброй Леерер за её сердечное письмо. Вот таких бы сотрудников, а то всякие старосёлы - только чучела. Не удивило нас известие о Лансере, Грабаре, Юоне - говорят, что зависть родилась раньше человеческого рода. Как раз об этих трёх я очень хорошо писал, а в своё время и добро им делал! Пришлите их писанину.

Какая чепуха с мясинскими эскизами!! Вы правы, указав, что консула здесь нет и, пока мы обернёмся с ним, пройдут месяцы. Поэтому спешу теперь же послать invoice и свидетельство оригинальности, подписанное здешним магистратом. Пока, может быть, и оно поможет. Пишу кратко, чтобы письмо скорее до Вас дошло. Спасибо Муромцеву за холст и краски - конечно, краски в порошке. Сколько они стоят, почём холст? Сообщим дальнейшее, как только получим эту посылку.

Из США пришло приглашение биософов подписаться на их журнал, и кого же видим во главе их списка? - хоршевского покровителя. Надо их опасаться! В аллахабадском клубе Рабиндранат Деб читал и напечатал лекцию обо мне - вот ещё новый друг. Кто он? Ещё не знаю. Такие самородки бывают очень интересны. Вот бы и к Вам такие же помощники. Между прочим, когда я писал Вам о заместителях, имелась в виду Картинная корпорация, а не издательство. По-видимому, Катрин думает, что имелось в виду издательство, но я писал именно о Картинной корпорации, чтобы ещё крепче оградиться от зловредного трио. Так и сделайте, не откладывая. В своё время и Сутро, и Стокс очень вовремя подумали о заместителях в shares.

Относительно выборов - размещайтесь, как удобнее. Мы уверены, что Вы сделаете как лучше по местным условиям. Нам писали из Карачи, что было московское радио, астрономы установили, что жители Марса усиленно ищут сношений с другими планетами. Не слыхали ли Вы чего о такой 'сенсации'?

А победы гремят, и скоро та 'Слава' окажется устаревшей. Потребуется писать о новой, великой Славе. Вы хорошо делаете, продолжая сношения с ВОКСом. Если и происходят, как Вы пишете, временами перебои и неразбериха, то ведь время-то какое! Вся планета - в перебоях! Токи тяжкие, потому всячески берегите здоровье, не переутомляйтесь. А Вы скажете, а как же быть-то? Откуда людей взять? Да, насчёт людей всюду плохо. Тяжка ноша мира сего. Да будет же Вам хорошо. Да будет Вам и всем друзьям получше, полегче.
Н.Рерих

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923 - 1947 ). М. "Сфера". 1998.
_____________________________________________________



26 июля 1944 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю (26 Июля 1944 г.)

Дорогой Игорь,
Рады были мы получить Твою добрую Апрельскую весть. Шла она кружно через Вашингтонское посольство, через нашу АРКА и, наконец, долетела в Индию в наш горный Наггар. А в Индию мы причалили уже двадцать лет тому исполнилось. Конечно письмо Твоё - о котором Ты поминаешь не дошло - вообще многое теряется.

Ты пишешь о приезде нашем. Думается, сейчас должны собраться все культурные силы, чтобы приобщиться к общей восстановительной работе, после всех зверских немецких разрушений. И мы все четверо готовы потрудиться для блага Родины. Сношений мы не прерывали, каждый в своей области. Так и скажи друзьям, художникам. За это время много чего наработано и изучено. В Индии кроме моих Гималайских картин останутся и русские картины: 'Александр Невский', 'Ярослав Мудрый', 'Новая Земля', 'И открываем', 'Борис и Глеб', 'Нередица', 'Новгородцы'. Пусть и такие вестники русской культуры живут. Здесь так много друзей всего русского! Да и везде их много.

Блистательными подвигами Русь со всеми народами Союза показала всему миру, на какие высокие достижения способен народ. Мы были рады, что удалось и в Красный Крест вложить нашу лепту. Кроме того, Вашингтонское посольство переслало в ВОКС мой манускрипт 'Слава" в пользу Красного Креста, но о дальнейшем ничего не знаю. Слушаем московское радио. Радуемся Твоим преуспеяниям. Как хорошо Ты сказал о культурности русского воинства. Воин - охранители Культуры - как это прекрасно! Елена Ивановна часто поминает Твою супругу - очень она ей понравилась - привет! Привет всем друзьям. Итак помни, что мы готовы потрудиться вместе - клич кликните! Пиши, и прямо: Наггар Пенджаб Брит. Индия и через Америку - двойным путём вернее дойдёт. Потрудимся во славу любимой Родины.

Сердечно.
НРерих

Слева внизу карандашом:
Пожалуйста
пошлите Иг. Грабарю

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10135, 1 л.

***********************************************************************************


АВГУСТ

1 августа 1944 г.
ПИСЬМО Н.К. Рерих в Америку

1.VIII.44
Родные наши,
Прилетело письмо Ваше с письмом И.Гр[абаря]. Всё это весьма показательно и, вероятно, беседа с Базыкиным даст новые горизонты.

Спешат события, и дозор особенно нужен. По письму Вашему видим, что Вы всё это учитываете. Хорошо, что староселье отчалило. Никакой пользы оно не приносило. Только прочли, что хоршевский покровитель не будет избран. Это тоже показательно - так и должно было случиться. Особенно нужно теперь наблюсти, чтобы при уходе не произошло вредительства. Во всяком случае, вещи задвигались. Хорошо, что Вы делаете постоянную выставку в помещении АРКА. Это ещё больше централизует деятельность и даёт Вам возможность новых бесед и сближений. Так и объясните, что это делается во благо. Конечно, при случае могут быть и выставки вроде устраиваемых нашей доброй Леерер, если они не вызывают особых трат и хлопот!

Святослав пишет о своей выставке. Воображаем, сколько Вы имеете значительных местных сведений. Наблюдайте - всё это показательно. Русские победы прямо поразительны! Каждый день занимаются сотни мест - какая неистощимая энергия! Не было ли вестей от ВОКСа? Странно, что из посещения Д[утко] ничего не вышло. Странно, что Б[орис] К[онстантинович] не воспользовался такой оказией. Послали мы телеграмму к столетию со дня рождения Репина - авось дойдёт. События спешат. С прошлым письмом мы послали Вам invoice и сертификат об оригинальности эскизов 'Половецкого стана', засвидетельствованные местным магистратом. Теперь мы достали консульские бланки, заполнили их и послали в Бомбей через одного приятеля, там живущего. Просили, если консул подпишет, переслать воздушной почтой Вам. Посмотрим, как выйдет - бывает много рутины. Вообще, эти злосчастные эскизы! И здесь, и у Вас только хлопоты причиняют, будем надеяться, что в конце польза получится.

Глубоко понимаем, как Вам трудно на безлюдье. И даже те, кто мог бы сотрудничать, - где-то за городом. Но события спешат, а с ними и многое поспешит. Хоть бы болезни Вас не тревожили!
Приветы всем добрым друзьям.
Сердечно,
Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923 - 1947). М. "Сфера". 1998.
__________________________________________________________


4 августа 1944 г.
РЕПИН

В дни блистательных побед нашей Родины, в дни восстановительного cтроения, в дни новых великих достижений народов Союза приходит весть о чествовании столетия со дня рождения нашего славного художника Репина.
Народы Союза воздают честь великому мастеру повсеместно, тем вписывают прекрасную страницу Русской Культуры.

Каждому из нас от малых лет имя Репина было драгоценно. Каждая подробность его творчества любовно обсуждалась и запоминалась. Стасов значительно поднимал палец и внушительно твердил: 'Гаршин - для сына Грозного'. Не было дома, где бы не было воспроизведений картин Ильи Ефимовича. Это были не случайные гости, но народная гордость хранила бережно эти вехи жизни народа Русского. 'Бурлаки', 'Не ждали', 'Крестный ход', 'Грозный', 'Царевна Софья', 'Запорожцы' - целый ряд творений, и каждое из них переворачивает страницу истории русского искусства. И сама творческая жизнь мастера, его уменье трудиться не покладая рук, его уход в 'Пенаты', его вегетарианство, его писания - всё это необычное и крупное даёт яркий облик великого художника. Толстой говорил: 'Не могу молчать'. Так же и Репин не мог молчать и брался за перо, чтобы сказать на общую пользу. Портреты Репина составляли целую историческую галерею.

Жаль, что в Париже остался превосходный карандашный портрет молодого Серова. Надеюсь он сохранился, а хотелось бы иметь его здесь в Гималаях.
Много встреч было с Ильёй Ефимовичем. Первая была в его мастерской у Калинкина моста. Повёз показать ему эскизы и этюды. Ласковый мастер сказал многое дорогое. В Академии шептали: 'сам Репин здесь'. И вот в этом 'сам' звучало высшее уважение.

Репиным была отображена атмосфера дома Толстого, и сам великий глубоко говорил о Репине, когда Стасов и Римский-Корсаков свезли меня после моего 'Гонца'. Толстой спрашивал, а Репин одобрил? Хотел Илья Ефимович, чтобы я был в его мастерской, и Матэ передал мне об этом.

Не только в Академии, но и в Обществе Поощрения Художеств мы постоянно встречались. И опять пробегал шепот: 'сегодня доставили репинскую картину!' И бежали смотреть. Все чуяли нечто значительное. Когда-то на улицах Питера можно было встретить Пушкина и Гоголя, а теперь кивали друг другу: 'смотри, вон проехал Репин!' Когда пронеслась весть, что рука дикого вандала изрезала 'Грозного', какое всеобщее негодование вспыхнуло! Конечно, всюду имеются вандалы. Итальянцы жгли Леонардо. В Лондоне английская рука изуродовала картину Сарджента, в Париже француз изрезал Милле. Теперь немцы выказали зверский вандализм, уничтожая русские сокровища. Ещё недалеко ушли люди от зверя.

Как прекрасно, что трудовые народы Союза почтили память великого творца. Почтили не только официально, но сердечно. Состав Комитета свидетельствует, как дружно сошлись лучшие художники и писатели, чтобы ещё раз поклониться нашему великому Русскому Мастеру. Говорили, что Пенаты разрушены финнами и немцами. Отвратительны такие злобные, бессмысленные разрушения. Но Русский Народ создаст новые нерушимые Пенаты.

В Гималаях сегодня мы побеседуем о Репине, помянем добром, скажем: Слава великому художнику! Слава великому народу, хранящему своё Культурное достояние!

4 Августа 1944 г.
'Наш современник'. Москва, 1967, ? 7.
___________________________________


8 августа 1944 г.
ПРЕКРАСНЫЙ ПУТЬ

Слышится от лучших людей: 'Единственный жизненный пример - Россия. У всех на глазах страна преодолела все трудности. Победила сильнейшего врага. Разрешила вопрос о безработных, о стачках. Излечила биржевую язву. Обновила религию. Помыслила о культуре. Возвысила значение науки и искусства. Писатели уважаются. Артисты поднимают народное сознание.
Труд оценён по качеству. Охранено народное здоровье. Усилено образование. Женщина возвышена и призвана к великой работе.
Возвеличено материнство. Немедленно после изгнания немцев и их прислужников народ взялся за восстановление всех разрушений. Народ оценил своё славное прошлое. Народ вознёс героев своих. Народ выказал истинную любовь к своей Родине. Народ явил высшее самопожертвование.
Подвиг, славнейший русский подвиг, вписан во всемирную историю. Народы пойдут за примером Руси, ибо народ огненно запечатлел подвиг труда и славы'.

Много восторженных оценок высказано за это время. Поистине, русский великий подвиг всемирно показал, какие достижения возможны в жизни, на глазах у всех. Не отвлечённые конференции, не мёртворожденные постановления, но жизненная очевидная победа увенчала Народ Русский.

Пришло время пересмотреть, где истинные друзья, всегда понимавшие русские народные сокровища, а где подхалимы, в силу необходимости преклонившиеся перед русскою мощью. Легко теперь уверовать в русскую,
наглядную всем победу. Но не ценно такое запоздалое уверование. Крепка та дружба, которая явлена в самые трудные дни. А ведь тогда маловеры ожидали разгром. Сколько было позорных шёпотов и разговорчиков предательских!

Легко теперь веришь в Русскую Победу, когда наше воинство прошло победно от Сталинграда, от Грозного до Варшавы. Прикиньте этот путь на Запад от Варшавы и подумайте, куда упадёт конец циркуля. Какие грозные бои, сколько сопротивления сломлено! Сколько труда самоотверженного, безымянного положено ВО славу великой Родины! Прекрасен путь Народа Русского.

8 Августа 1944 г.
'Аврора'. Ленинград, 1970, ? 5.
_______________________________


15 августа 1944 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку

15.VIII.44
Родные наши,
Писем Ваших за это время не было. Вообще уже более недели у нас не было ни почты, ни телеграмм. Прямо водное бедствие - на дороге неслыханные обвалы, снесено тридцать два моста, а далее - три железнодорожных. Убиты люди и животные. Говорят, что даже временные исправления потребуют не менее месяца. Дошло ли моё письмо в Карачи для консула? Не могут Вас притеснять со сроками, когда происходят такие бедствия. Что поделаешь, когда почта скончалась. А ведь городские жители и не представляют себе таких негаданных бедствий. За наше время здесь ничего подобного не случалось.

От Рокфеллеровского музея прислали просьбу о пожертвовании. Если уж Рокфеллер просит о пособии - такое особенно забавно. С эскизами волокита продолжается. Бомбейский консул отказал, теперь мы послали в Карачи - вот тоже напасть! Бомбейский консул нашёл причину своего отказа в том, что Наггар принадлежит к Карачи. Консул неправ, ибо мы всегда посылали картины через Бомбей. Посмотрим, что выдумают в Карачи. Любопытно, что понудило староселье именно теперь отчалить? Факт хороший, но почему посреди лета? Нет ли в этом чего-то показательного?

Не знаем, дошли ли наши телеграммы в Москву к репинскому столетию и к Грабарю. Назад не вернулись. Впрочем, теперь многое, даже заказное, назад не возвращается, но и ответа нет. Не знаешь, где и что пропало?! Если Мясин захочет фотографировать эскизы - разрешите, но тогда нужно стекло снять. Не раз слышали: 'Отчего не снимите хороших фото с картин'? Сами знаем, насколько картина искажается скверными снимками, лучше и вовсе не снимать. Но ведь в наших горах нет ничего, да и в городах здешних фотографы неудачны. Постоянно слышим - нет ли фото с последних картин, а где их взять?

Воображаю, сколько у Вас сведений о хоршевском покровителе, ведь и Джин может о нём слышать да и сказать. Теперь столько поворотных рычагов задвигалось - только усмотреть. В Археологическом Институте были две моих картины - 'Три меча' и 'Менгиры'. Так как там, наверно, публика археологическая, то попросите их к себе на выставку, а там, может быть, у Вас и останутся.

Мои листы 'Подвиг', 'Крылья Победы', 'Сибирь' идут в южноиндийской газете - так расходятся добрые слова о русском народе и творят новых друзей. Непонятно, почему Вы не получаете сведений о 'Славе'? Если, по нынешним обстоятельствам, её не могут печатать - то нужно известить. Может быть, мы могли бы издать её в другом месте! 'Слава' для доброго дела предназначена.

Придёт к Вам эта весточка уже на шестом году войны. Подумать только, что пойдёт шестой год человеческого братоубийства! Но пусть это будет последним годом. Пусть Вам будет получше среди всех трудов и треволнений. Да будет Вам хорошо! Да будет миру хорошо!
Духом с Вами,
Н.Рерих.

Сейчас получили Вашу телеграмму об invoice'ах. Действуем, ждём ответ из Карачи.
Сию минуту дошло Ваше письмо от 29-го июня (первое после перерыва). Грустим о болезни С[офьи] М[ихайловны] и жены Джина. С сердцем шутки плохи, может быть, организм переработает бациллы. Вы правы о Мясине и Купере. Имена хорошие, но убеждений их совершенно не знаю.

О 'Весне священной' подожду письма Мясина. Леерер, видимо, очень полезна. Базыкин, может быть, просто не приезжал в Нью-Йорк. Вот бы представитель Вильденстейна устроил выставку Святослава у Вильденстейна. О Мусоргском, кроме моей статьи у нас, не найдётся сведений.

Привет Дутко. Жаль, что теперь все пересылки так трудны. Думается, что декорации и костюмы 'Весны [священной]' не были пересланы в Мастер-Институт. Вы об этом в своё время слышали бы. Воображаю, как Вы и Дедлей утомлены! Чуем это, и шлём Вам, нашим милым, наши сердечные мысли,
Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923 - 1947). М. "Сфера". 1998.
_________________________________________________________


20 августа 1944 г.
СРЫВЫ

Когда Третьяков купил 'Гонца' и узнал, что эта картина является частью целой серии 'Славяне', он просил прежде всего показать ему остальные. Не суждено было - через год он умер.

Этюды русской старины были приобретены Государем для Музея. В тот же день началась японская война и всё отложилось. Жаль, памятки о наших народных сокровищах были бы очень уместны. Ведь тогда ещё не было принято ценить народное достояние.

Не состоялась роспись в Пархомовке - теперь часть эскизов в Лувре. Из-за войны немецкой прервалась роспись в Талашкине. Из-за безденежья остановилась раскопка новгородского кремля. Из-за банкротства С. не состоялось панно в Лондоне.

Из-за банкротства Бичама лопнули 'Царь Салтан', 'Садко', 'Золотой петушок'.

Не состоялась большая выставка в Малом Дворце Искусств в Париже, предложенная муниципалитетом. Это уже по нашей вине - спешили в Индию. Из-за отъезда в Монголию расцвело жульничество Хорша. Не состоялась уже объявленная Брентано монография, составленная Коганом, - не знаю, по чьей вине. По злобе Коровина не вышла 'Валькирия' в Мариинском Театре.
Пришлось отнять эскизы к 'Мален' в Москве, иначе вообще могли пропасть.
Серов хотел купить 'У Дивьего камня' для Третьяковки.

Модно вспоминать многие срывы. Многое полезное не состоялось по разным причинам. Вот и теперь знаем ли мы, что с музеем в Брюгге, что в Праге, в Белграде, в Загребе, в Париже, в Риге? А ведь в Риге было сорок шесть картин и склад книг. Может быть, какой-нибудь немецкий Маслов уничтожил всё, как случилось в Ленинграде с 'Керженцем' и с 'Казанью'. Прямо непонятен этот дикий вандализм над народным достоянием. 'Керженец' и 'Казань' были неплохи, были одобрены в Швеции и в Париже. Дягилев писал, что много раз по желанию публики поднимали занавес - ещё раз посмотреть на 'керженец'. И вдруг после одобрений - вандализм! Дико! Живы ли эскизы к 'Керженцу' и к 'Казани', бывшие в Правлении Московско-Казанской дороги? Грабарь пишет, что наше собрание картин поступило в Эрмитаж. А как же один американец купил в Вене у антиквара нашего 'Дрохолота'? И не запомнить теперь всех - около пяти сотен. А где двенадцать картин, присланных нами из Сердоболя? А где восемь картин, привезённых нами в Москву в 1926-м? А где 'Змей' из Музея Академии Художеств? А где девять картин из Музея Общества Поощрения Художеств? Много чего. 'Небось, очень жалеете о срывах' - 'Жалеть не жалею, но удивляюсь'.
'Беда не приходит одна, ну да ведь и счастье не ходит в одиночку'.

20 Августа 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995 г.
_______________________________________


27 августа 1944 г.
БИТВА

Один здешний автор С.Д. пишет:
"Наверно, я не знаю многого из жизни Р., может быть, не знаю большей части её, но и то, что знаю, говорит мне, что жизнь Гурудева есть постоянная, нескончаемая битва. Р. умеет оборонять высокие идеалы и, обороняя, переходит в наступления, выигрывая свои культурные сражения.

Ни годы, ни сложные обстоятельства не уменьшают творческую энергию мастера. Он умеет ждать, он полон терпения, чтобы тем полнее отразить вражеские нападения. Клевету он отбивает мастерскими, убедительными примерами своего труда.

По-видимому, нет дня, когда бы Р. не трудился, не создавал чего-то прекрасного и полезного. Он знает твёрдо, что земная жизнь есть непрестанная битва. Мастер претворяет в действительность завет: "Благословенны препятствия - ими мы растём".

Автор сказал о битве правильно. Всю жизнь боролись и бились. Победы давались нелегко, но тем они были нам ценнее. Автор многого не знает и не может знать далёкой борьбы. Да и свои-то авторы вследствие многих наших странствий тоже не могут усмотреть весь путь.

Странно, всегда мечтали о мире, о мире всего мира, а жизнь вела битвами, какими разнообразными битвами! Иной раз казалось, неужели нельзя было обойтись без того или иного сражения? Но нет, ведь не мы искали битвы, а она надвигалась неизбежно. И как говорил один наш друг: "Нужно защищаться".

Одна оборона бессильна, значит, приходилось наступать и действовать. Наверно, благословенно это действие, когда, подобно Дмитрию Донскому, можно ответить Преподобному Сергию: "Все средства к миру исчерпаны". И ответ был: "Тогда победишь!"

Чего только не было! Всякие враги нападали, всякие грабители ограбляли, угрожали, разрушали. И опять битва становилась неизбежной. А злоречие-то! А зависти-то, зависти сколько! Правильно Бальзак заметил: "Как объяснишь существование зависти? Порока, не приносящего никакой выгоды"! А клеветы, клеветы-то сколько! Однажды Куинджи сказал клеветникам: "Сами не замечаете, как сделали Р. не только всемогущим, но и вездесущим".

Лучше и не вспоминать. Сколько раз говоришь себе - не вспоминать о былых битвах, а вот объявится писатель и снова к слову придётся. Нужно смотреть лишь вперёд. Смотреть зорко и радостно. Кладоискатели учили: "А будешь брать клад - не оборачивайся".

24 августа 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г.

*********************************************************

СЕНТЯБРЬ

1 сентября 1944 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку

1.IX.44
Родные наши,
От Вас не было вестей, впрочем, последнее письмо было от 28-го июня - значит, и следующего ещё не могло быть. Дни полны событиями. Развязка войны приблизилась. Значит, и новое будущее приблизилось. И в самые трудные дни будем твёрдо мыслить о светлом будущем. Мы всегда о нем знали. По-видимому, консул в Карачи даст invoice, и пакет будет Вам послан воздухом прямо из Карачи. Заказным пакетом я выслал Вам пять листов (декорации и костюмы) к 'Весне священной' для Мясина. Прилагаю здесь копию моей декларации - может быть, она Вам потребуется. Вы писали, что менее ста долларов не нуждается в консульском invoice - значит, здесь invoice'а не нужно. На почте пакет приняли без возражений; будем надеяться - назад не вернётся. Когда будете передавать Мясину 'Весну [священную]', напомните ему, что идея этого балета была моя, и потому я получал в Париже гонорар не только как художник, но и как либреттист. Последний такой гонорар получил в Париже по моей доверенности Святослав. Как Вы знаете, 'Весна [Священная]' посвящена мне - так значилось и на нотах. Всё это любопытно, ибо впоследствии Стравинский где-то писал, что всю идею этого балета он задолго видел во сне. Вдова Нижинского где-то уверяла, что Нижинский видел ранее во сне этот балет.

Итак, получилось какое-то таинственное царство 'снов'. Вот как бывает! В моём записном листе 'Зарождение легенд' я вспоминал эти житейские курьёзы. Но не мешает напомнить истину Мясину - может быть он под каким-то ложным впечатлением. Само собой разумеется, что я тревожу старые воспоминания лишь ради истины, а вовсе не для гонорара либреттиста.

Вероятно, Мясину для Мексики потребуются правильные биографические сведения, пожалуйста, дайте ему. Из Аллахабада сообщают, что они готовы немедленно издать 'Himavat', если только удастся достать разрешение на бумагу. В отчёте АРКА можете помянуть, что в прессе Индии прошли мои следующие статьи, посвящённые русскому народу: 'Подвиг', 'Киев', 'Новгород Великий', 'Горький', 'Толстой и Тагор', 'Напутствие', 'Гоголь', 'Пушкин', 'Россика', 'Русская женщина', 'Талашкино', 'Державин', 'Мусоргский', 'Дягилев', 'Театр',
'Культура', 'Московский Художественный театр', 'Станиславский', 'Монголия', 'Любители искусства', 'Подземные сокровища', 'Крылья Победы', 'Сибирь', 'Слава', 'Русское искусство'. Все эти очерки появлялись в различных изданиях, а иногда по два-три раза, и таким путём множество читателей было осведомлено, и творились друзья русского народа. Ведь Культурная ассоциация должна проявляться повсюду. Пусть верные зёрна дают добрый урожай!

Посылаю Вам прекрасную статью Ильи Эренбурга ('Правда') 'Мысли о будущем'. Все мы порадовались. Тоже пригодилась бы она для АРКА. Вот нашей милой Валентине перевести бы её. И в Америке, и в Индии такая статья принесёт много пользы.

Знают ли люди о постоянной выставке в АРКА? Новые друзья придут. Был ли Базыкин? Впрочем, у них теперь столько заседаний и комиссий! От Б[ориса] К[онстантиновича] по-прежнему ни слова. Неужели визит Д[утко] пропал без пользы? Как у Вас-то? Думаем и жалеем. Но события поспешают. Да, да, да, скажите друзьям наши душевные приветы.

Сердечно,
Н.Рерих.

Опять, за час до отправки, прилетело Ваше письмо от 23-го июля. Видимо, все адвокаты одинаковы и главное их занятие - портить дела! Хорошо, что Вы зорко следите за разными толками - всё это нужно знать. Привет Мясину; его желание исполнено - эскизы уже в пути. 'Благословенны препятствия - ими растём'.

Может быть, в Коннектикуте инкорп[орация] лучше пройдёт.
Маленькой монографии Корона Мунди должно быть много - ведь её было 5000.

*****************************************************************************************

ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ И ДЕКОРАЦИЙ к балету "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ":
 
  
 

Девушки с гирляндой цветов.1944. Картон, темпера. 30,5 х 45 см.
 
  
 

Воины с луком. 1944. Картон, темпера. 30,5 х 45 см.
 
  
 

Звездочёт (Жрец). 1944. Картон, темпера. 30,5 х 45 см.
 
  
 

Плясуны в медвежьих шкурах. 1944. Картон, темпера. 30,5 х 45 см.
 
  
 

Эскиз декорации к балету Весна священная. 1944.Картон, темпера. 30,5 х 45 см.
*************************************************************************************************

[Приложение]

ВОКС

'Издательство 'Китабистан' в Аллахабаде к семидесятилетию академика Рериха выпускает 12-й том его сочинений под названием 'Химават' в пользу Русского Красного Креста. В различных журналах и газетах Индии широко разошлись очерки академика. Среди них 'Подвиг', 'Великий Новгород', 'Горький', 'Толстой и Тагор', 'Напутствие', 'Гоголь', 'Пушкин', 'Россика', 'Русская женщина', 'Державин', 'Мусоргский', 'Дягилев', 'Театр', 'Культура', 'Московский Художественный театр', 'Станиславский', 'Монголия', 'Любители искусства', 'Подземные сокровища', 'Русское искусство', 'Талашкино', 'Сибирь', 'Крылья Победы', 'Слава' и др[угие]. Все эти очерки появлялись в различных изданиях, а иногда по два, по три раза, и таким путём осведомлялось множество читателей и творились друзья. Из картин академика, приобретённых музеями Индии, целый ряд посвящён Руси: 'Победа Александра Невского', 'Ярослав [Мудрый]', 'Борис и Глеб', 'Ранние звоны', 'Новая Земля', 'Новгородцы', '[Спас] Нередица', 'И [мы] открываем [врата]', 'Победа' и др[угие]. На выставках прошли 'Микула', 'Святогор', 'Настасья Микулишна', 'Мстислав Удалой', 'Богатыри проснулись', 'Великан' и др. Академик Рерих и его сын Святослав пожертвовали на Русский Красный Крест 500 англ[ийских] фунтов и 107000 рупий на военные нужды. Королевское Азиатское общество в Бенгалии в трудах своих издало исследование Юрия Рериха о Гессер-хане и сопроводило его воспроизведением картины академика 'Меч Гессер-хана' (к юбилею Монголии). Так в Гималаях творится культурное русское дело.

Индия отметила 70-летие академика изданием в Тривандруме (Траванкор) иллюстрированной книги 'Гурудев Николай Рерих'. Текст П.Тампи. Предисловия больших художников Индии: Азит Кумар Халдар, Биреевар Сен, Рой Чаудхури.

Наш друг великий художник Николай Рерих всегда несёт знамя красоты, даже тогда, когда мир, по-видимому, катится к варварству. Его мысли об искусстве летят так же, как и его мастерские образы, посвященные Гималаям, и мы благодарны ему за его колоритную эпику гималайских снегов. Он прирождённый художник... Рерих - первый русский посол Красоты, он принёс в Индию бессмертный завет искусства, и мы признательны ему за его неустанное сотрудничество в сближении души России и Индии' - так писал недавно известный ученый Индии Калидас Наг.
'Ваша жизнь - посвящённая, и я надеюсь, что Вы будете надолго сохранены, чтобы продолжить Ваше служение Культуре и Человечеству' - так кончает одно из последних писем к Рериху Рабиндранат Тагор.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923 - 1947 ). М. "Сфера". 1998.
_________________________________________________________


15 сентября 1944 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха в Америку

15.IX.44
Родные наши.
Спасибо за Ваше письмо от 5-го августа. На каждом моем письме я помечаю числа Ваших писем, и, таким образом, Вам легко судить, все ли Ваши письма дошли. Но срок оборота писем очень велик - от трёх до четырёх месяцев, принимайте это во внимание. Вы получили нашу телеграмму с приветом Кусевицкому к его семидесятилетию - значит, мы ровесники. Там же сообщили мы о том, что пресловутые invoice'ы наконец высланы воздушной почтой шестого сентября из Карачи Вам. Будем надеяться, что дойдут вовремя - во всяком случае, телеграмма о высылке их - уже доказательство.
Прилагаю на всякий случай и заверения нашего магистрата об эскизах 'Весны священной'. Хотя, как Вы ранее писали, они и не потребуются. И эта посылка не без хлопот. Пакет вернули из Бомбея с требованием прислать удостоверение от торговца (дилер) - такая чепуха! Наш бедный почтмейстер совсем с толку сбился, посылая взад и вперёд оборванные, грязные пакеты. Неужели опять вернут?! Наверное, Мясин не представляет себе все эти нелепые затруднения. Мало того - сделать эскизы, мало того - заплатить за посылку, но ещё нужно претерпеть всякие необъяснимые нелепости! Спрашивается, при чём тут торговец-дилер! Вот и холст от Муромцева всё ещё не пришёл, а ведь сколько месяцев уже прошло! Не пропал ли?! Радуемся Вашим сведениям об АРКА - истинно, полезная, добрая, хотя и каменистая пашня! Конечно, полезно включить издательницу 'Tomorrow' в число поч[ётных] советников, но сочувствует ли она? Сколько всяких праздноболтающихся, а как только дойдёт до дела, все они прячутся по своим норкам. Попытайте! Сколько сейчас личностей, которые сейчас якобы выказывают дружбу ко всему русскому, но в глубинах своих шепчут иначе. Всяко бывает!

Вы, вероятно, читаете журнал 'Times' - много любопытных осколков. Видели ли от пятого и пятнадцатого мая? Из ТАССа получили мы 'Известия', 'Правду', 'Красную звезду', 'Журнал Московской Патриархии' и 'Славяне'. Может быть, и АРКА получает эти материалы? Рано или поздно ВОКС должен Вам ответить о 'Славе'. Интересно, что Б[орис] К[онстантинович] давал кому-то читать часть этих статей и писал, что эти читатели были в восторге. А ведь он знал, кому давать. Куда же теперь Б[орис] К[онстантинович] пропал? Хорошо, что напоминаете о нём Валентине - привет ей! Итак, 'per aspera ad astra' - преодолевайте и восходите. Спасибо Джину за весточки. Преоборет жена его нездоровье. Всем друзьям сердечный привет. Неустанно будьте на дозоре. Дни событий!
Сердечно,
Н.Рерих.

Н.К. Рерих. Письма в Америку (1923 - 1947 ). М. "Сфера". 1998.
_______________________________________________________


24 сентября 1944 г.
ЗНАМЯ МИРА

Книга о Знамени Мира в серии "Библиотека Нового Мира" начала своё хождение. Неожиданны будут пути её. Вся история этого движения полна неожиданностей. Кто-то проследит эту историю не только по существу идеи, но и по продвижению в разных странах.

Вот на третьей Конференции в Вашингтоне единогласно подписались представители всех тридцати шести участвовавших стран. Затем окончательно закрепили участие в Белом Доме под председательством Рузвельта двадцать две американских республики. Наш французский Комитет писал Председателю Верховного Совета СССР.

В истории движения нужно проследить нарастания, начиная с 1904 года. Всё время в журналах, в газетах, в речах обсуждалась идея охраны культурных ценностей. Так шло до 1929 года, когда были предприняты международные меры. Значительны были конференции в Брюгге и в Вашингтоне в 1931, 1932, 1933 годах. Помимо этих конференций, всё время шла усиленная переписка. Во многих странах крепло сочувствие.

Всё это для летописца показательно. Конечно, кое-кому не по душе было, что идея изошла от русского. А ведь с 1929 до 1939 года до Армагеддона было достаточно времени, чтобы укрепить наш Красный Крест Культуры.
Подумайте о жёстоких непоправимых разрушениях по всему лицу Европы. В течение войны было много запросов о судьбе договора. Невольно вспоминались благожелательные беседы. Вот президенты Пуанкарэ и Думерг, маршалы Лиотэ и Франше д"Эспере, генерал Гуро, профессора международного права Лапрадель и Лефюр, Масарик, Метерлинк, много опытных деятелей понимали идею, сочувствовали. Как-то будет нынешнее поколение?

Летописцу Культурного движения важны все перипетии. Большой психологический эксперимент. Любопытные наблюдения над человеческим здравомыслием и над людским невежеством и безмыслием. Глубокий опыт для внимательного наблюдателя. А пока ещё бомбы сыпятся с неба и гибнут творения гения человеческого. Вот Красный Крест Культуры опять продолжает скорбное своё хождение. Хождение по мукам!

Говорят, что после Армагеддона будет установлен такой прочный мир, что война не будет возможна. Допустим. Но ещё некая война неизбежна: война знания против невежества.

Газеты сообщают, что крыши Папской летней резиденции Кастель Гандольфо были ярко окрашены, чтобы предотвратить бомбардировку. Значит, приходят к нашей идее. Когда есть доброе желание, тогда и возможно. Вот Рим, Флоренция, Сиенна уцелели, ибо нашлось доброе желание не разрушать.
Сейчас пришло время многих перемирий и мирных договоров. Пусть в каждом из них будет отведено место о возмещении культурных ценностей.
Пусть не только украденное будет отдано в целости, но и повреждённое будет возмещено. В Германии, в Румынии, в Финляндии, в Венгрии - повсюду много художественных ценностей, и народы должны расплатиться ими за свои вандализмы.

"Красная Звезда" от 29 Февраля 1944 г. рассказывает о разрушениях и разгромах киевских культурных сокровищ - соборов, музеев, книгохранилищ. Германия и её сотрудники должны не только вернуть всё похищенное, но и восстановить всё в прежнем виде, даже вырезанные фрески должны быть поставлены на прежние места, теми же руками, которые гадили и обезображивали. Нагадившего щенка суют мордою в его "деяния".

Во всех договорах должно быть повелительно сказано о возмещении культурных ценностей. Велико будет воспитательное значение, когда народы услышат властное слово об охранении их культурного достояния.

Именно теперь должен зазвучать приказ о Культуре. Мир, Великий Мир живет там, где обитает истинная Культура.

24 сентября 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. _________________________________________