Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1903 г.
(январь - апрель)
*********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
Хроника
1 января 1903 г. Живопись. (Интервью Н. К. Рериха)
5 января 1903 г. Французская выставка. (хроника).
Н.Рерих БРАТСКОЕ ОБИХОДНОЕ ПОСЛАНИЕ (ОР ГТГ, ф. 44/43, лл. 20-22)

АПРЕЛЬ
Хроника. Выставочные итоги. (1 апреля 1903 г. Петербургский листок.)
Письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (5 апреля 1903 г.)
Письмо М.В. Нестерова к Рериху Н.К. (12 апреля 1903 г.)
В. Стасов. ДВЕ ДЕКАДЕНТСКИЕ ВЫСТАВКИ (1903 г.)
*******************************************************************************

ЯНВАРЬ

Хроника

1 января 1903 г.
Н.К. Рерих
ЖИВОПИСЬ

В будущем году от живописи можно ожидать только хорошего.
Таково мнение секретаря Общества поощрения художеств, известного своими оригинальными картинами художника Н. К. Рериха.
То, что многими признаётся за упадок в искусстве, г. Рерих не только не считает упадком, а считает прогрессом...

- Я того мнения, что заблуждается не современная художественная молодёжь, - говорил нам г. Рерих, - а скорее шло по ложному пути предыдущее поколение художников. Вспомните Веласкеса, Рембрандта, Левицкого, Боровиковского. Разве они гнались в своих произведениях за сюжетностью, которую так отстаивают многие современные профессора и известные художники? Нисколько.
А между тем, произведения названных художников остаются до сих пор великими. Я не вижу никаких скачков в искусстве. На мой взгляд, искусство вечно одно и то же, и молодёжь совсем не пропагандирует ничего нового, как думает большинство публики, а ищет известной 'образности' в своих произведениях, т. е. именно того, что искони пропагандировали старые художники. Современная молодёжь стремится, на мой взгляд, к чистому искусству, стараясь отбросить от него тот элемент, которым предшествующее поколение, если можно так выразиться, 'перегрузило' его...

Сейчас большинство публики не понимает молодых художников и считает, что они проповедуют бессмыслицу. Это - явное недоразумение, и я нахожу, что ближайшие задачи будущего - распутать его. Наши деды гораздо лучше понимали искусство. Их не прельщала в живописи анекдотичность, в них жили традиции доивановского и довенециановского периода. Впрочем, и сейчас замечается некоторый поворот во вкусах публики, поворот именно к старому. Понемногу у нас начинают ценить и понимать старых художников, и наряду с этим вырастает любовное отношение к молодёжи... Публика начинает убеждаться, что никакой бессмыслицы молодые художники не преследуют, что то, что они пишут, не есть нечто свалившееся с неба, а все поиски молодёжи имеют свои основания, имеют под собой историческую почву.

- Значит, в будущем публика должна совершенно проникнуться современными течениями?
- Непременно. Я того мнения, что в публике будет расти осмысленное отношение к молодёжи, что в конце концов всем станет ясно, что теперь ищут высших образов искусства, высшей формы, а никак не увлекаются антихудожественными задачами. Разумеется, теперь, как, впрочем, было и всегда, наряду с хорошими есть плохие художники, но я убеждён, что публика сумеет их отличить, как только научится понимать старых художников.

- Но в большинстве обещает что-нибудь хорошее художественная молодёжь?
- Молодёжи свойственно много самостоятельности, что следует от всей души приветствовать. Положим, нынешний академический выпуск нельзя назвать удачным, но не нужно забывать и того, что лучшие русские художники всегда плохо шли в академии и в большинстве не заканчивали курса...

Петербургская газета. 1903. 1 января. ? 1. Среда. С. 4.
________________________________________________


ХРОНИКА

5 января 1903 г.
Дубль-вэ
ФРАНЦУЗСКАЯ ВЫСТАВКА

Ни один 'художественный сезон' не может у нас обойтись без 'французской художественной выставки'. Это систематическое появление 'французских картин' на Большой Морской уже наскучило. Выставки постепенно ухудшались, принимая всё более и более промышленный характер.
Последние выставки картин французских художников были связаны с вышивкой кукол, шляпок, бриллиантов и проч.
В этом году устройство французской выставки перешло в новые руки, н выставка переменила свой вид.
Жюри для выбора картин было составлено в Париже из членов Национального общества изящных искусств - художников Бугеро, Каролюс-Дюрана и др.

При устройстве выставки деятельное участие в развеске и сортировке картин принял энергичный секретарь Общества поощрения художеств художник Н. К. Рерих.
Выставка выглядит очень мило. Большой зал декорирован живыми растениями. Многочисленный отдел скульптуры очень красиво разбросан по залу. Каждая вещица может быть осмотрена со всех сторон. 'Гвоздя' на выставке нет, но целый ряд больших картин известных современных французских художников вполне заменяет его. <...>
Выставка откроется для публики в понедельник, 6-го января.

Петербургский листок. 1903. 5/18 января. ? 4.
_________________________________________


Из воспоминаний Н.К. Рериха:

':Вы правильно помянули В.В. Стасова. С Вами вместе и я мысленно ещё раз помянул его. Ведь он, так сказать, впервые ввёл меня в хранилища Публичной библиотеки. Он допустил меня к сокровищам этого хранилища и поддержал в моих первых зовах о России.
Помню нашу переписку с ним. Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, и он всегда радовался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же исконным слогом. А иногда добродушно подсмеивался, говоря: 'Хотя Ваша пожелтелая грамота и припахивала свежим кофием, но дух-то её оставался русским, настоящим русским'. Помню его фельетон о моей картине 'Поход', в котором он понял желанное мне основное устремление. У Курбатова была фото наша, снятая у его знаменитого отягчённого книгами стола в Публичной библиотеке. Когда Вы приводите Стасовские цитаты, мне так живо рисуется и Публичная библиотека, и все те хорошие, замечательные люди, приходившие к его радушному столу. Он же, Стасов, свёз меня и познакомил с Львом Толстым после моей картины 'Гонец'.
Н.К. Рерих,
'Россия'.1935 г.
______________


До 9 января 1903 г.
Из семейного архива Н.К. Рериха:

БРАТСКОЕ ОБИХОДНОЕ ПОСЛАНИЕ
(Наброски к Посланию)

Брат Володимир
Вертепе непотребне сидящем, рекли: убрав буди брат наш
По пореди в ложне сидючи . Собравшись, но не все, пьем здоровые дорогой отсутствующ:
Возлюбленный! Благословением < >, братие и всех присно-памятных отцов и учителей обители нашей сидящу брату Володимеру и мне окаянному в трапезной нашей приде на ум, уста же дух испустивше рекоста:

Како потруждается <подводяся и послушавши воины> брат наш единением каждодневным постом, молитвой не утруждает ли плоть свою?
Славословит ли? Благословение Отчие падет ли нем?
И рекох аз, многи грешный: "брате возлюбен Володимере! Навестим достославнаго брата нашего, о сем известим его, да приидем в его храмину на вечерю сего лета

< > Януария 9 дня, аще <ли...> не <по чает> ему славослова да будет дома, вельми дальн... < > для жительства избра.
О сем же с молитвою превеликим о здравии и во всех делах <благо.,.> смирением чувствуя, с <поспешении и вествуяй>, с руци на чреве слагающе с превеликим смирением пребуду недостойный инок
Николай

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/43, л. 20, 21, 22.
______________________________________

****************************************************************************


АПРЕЛЬ

1 апреля 1903 г.
ХРОНИКА

ВЫСТАВОЧНЫЕ ИТОГИ
Страстная неделя - самая тихая в Петербурге. Закрылись последние выставки: Костюмная, Весенняя, Передвижная, С.-Петербургских художников и выставка картин г. Рериха.

Наши декаденты уехали в Берлин.
'Мир искусства', в самом деле, хочет покорить весь мир, всю Европу. Между тем, если подвести итоги выставочного сезона, приходится заключить, что менее всего имела успеха именно живопись стиль-нуво. В Москве и Петербурге декадентские выставки дали крупный дефицит. На выставке г. Рериха не продано ни одной картины. 'Мир искусства' тоже плохо расторговался - нашли покупателей всего один этюд г-жи Остроумовой и 'Корова' г. Серова. Даже малявинские 'бабы' не увлекли никого.
Как видите, фиаско декадентов полное.

Правда, на выставке 'Мира искусства' перебывало до двенадцати тысяч посетителей, но публика наша только любопытствовала, а не поощряла художников-новаторов покупкой картин.

<...> Я упоминаю только о картинах, проданных в частные руки. Третьяковской галереей и музеями было приобретено очень немного.
<...> Вообще говоря, русская живопись не отличилась на выставке этого года. Похвастаться нам ровно нечем. Мёртво и скучно было в выставочных залах, и наше искусство не расцвело весною.- историческая живопись почти отсутствовала, жанр исчезал среди пейзажа, батальных картин не было. Мало мысли, немного чувства. и такие будничные краски!
Борей

Петербургский листок. 1903. 1/14 апреля. ? 89.
_________________________________________



5 апреля 1903 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Дорогой Игорь,
Уже четвёртый день стремился повидаться с Тобою, но всё не везёт. Вчера вечером наверное думал встретиться в Совр. Иск., но заболел и по словам доктора придётся несколько дней высидеть дома. Между тем мне необходимо выяснить судьбу моего фриза. В разговоре С.Ф. Собин и барон <Рацил> передали мне, что князь вовсе ничего не знал о заказе фриза, был весьма недоволен этим неизвестным ему заказом и сказал, что 'я беру заказ обратно'.

Что всё это значит, я совершенно не понимаю. Ни Роот, ни я, ни все окружающие ни мало не сомневались, что фриз делается именно для Совр. Иск. (особенно получив из Совр. Иск. все материалы) и знали, что фриз останется в зале до той поры, пока не будет слишком дисгармонировать с какою-либо выставкой. Я запросил князя о судьбе фриза, но всё-таки мне необходимо повидаться с Тобою, ибо ничего в этой кутерьме не разбираю. Если Тебе нет времени зайти, то будь добр, напиши мне Твоё по этому поводу заключение, и как можно скорей. В делах денежных я в высшей степени щепетилен, а здесь вопрос кажется сводится к денежному.

Вчера я просил Собина передать Тебе, что я заболел, думая, что Ты зайдёшъ, но Тебе, должно быть, нельзя было.

Желаю хорошо встретить праздник и жду ответа.
Твой
Н. Рерих.

5 Апреля 1903 г.
Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10090, 1 л.
_____________________________________


12 апреля 1903 г.
Письмо М.В. Нестерова к Рериху Н.К.

Многоуважаемый Николай Константинович!

Сердечно благодарю Вас за прекрасные эскизы Ваши, полученные мною только что. Они пополнили и украсили моё собрание, которое надеюсь в своё время передать родному городу.
В первый же приезд свой в Петербург привезу, на выбор Вам, что-либо из своих работ. В каком положении дела художеств[енных] обществ и союзов?
Если удосужитесь - сообщите. В Киеве остаюсь до 1-го мая. Затем, или на север, или прямо на юг, в Гагры - Абастуман.

Прошу передать мой поклон Вашей супруге.
Уважающий Вас искренно
Михаил Нестеров

12 Апр. 1903. Киев.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1054, 1 л.
________________________________



25 апреля 1903 г.

В.В.Стасов
ДВЕ ДЕКАДЕНТСКИЕ ВЫСТАВКИ

: Многочисленные картины и эскизы г. Рериха, занимающие столько места на обеих декадентских выставках, вдоль и поперёк Большой Морской улицы, возбуждают значительное сожаление. Правда, г. Рериха никоим образом не следует упрекать. Всякий человек должен раньше всего - сыскать и сознать самого себя. К чему его клонит и ведёт настоящая его натура, то ему и должно быть драгоценно, для определения и выражения своей истинной личности. Было время, когда г. Рерих, только выйдя из мастерской Куинджи, чуждался декадентства, не любил его и даже затрагивал его в карикатурах. Позднее, натура взяла своё, и он перешёл в тот лагерь, который был ему всего роднее и свойственнее. И, конечно, он поступил вполне правильно и превосходно. С этой новой стороны он только и должен быть взвешиваем и оцениваем. В первый свой период он проявил, правда, сильную наклонность к русской природе, к русской истории, старине и жизни. Результатом его юных стремлений явились произведения, где чувствовался некоторый талант, живописность, картинность, верно взятая нота русской древности и природы. Всего замечательнее была картина 'Гонец', плывущий на лодочке, перед живописным древним русским городом, а вслед за нею - 'Совет славянских старейшин', в лесу, вблизи древних их идолов. Но впоследствии хорошие художественные качества у г. Рериха как-то умалились, худые выдвинулись вперёд (слабый рисунок, всегда мрачное освещение, рыжевато-чёрный колорит). Кажется, живопись масляными красками мало свойственна дарованию г. Рериха: ему всего более было бы выгодно и естественно осуществлять свои нередко интересные исторические русские иллюстрации - только карандашом и пером. Напротив, даже страшно неудачная картина последнего его времени: 'Город строят', представляющая вместо городка какое-то безалаберное, фантастическое столпотворение вавилонское, с отталкивающим жёлтым колоритом, много выиграла бы кажется, если бы была исполнена только пером и карандашом. Его старорусские 'охоты', 'битвы', 'флотилии' и т.д. - не что иное, как приближение к декадентским безобразиям финляндца Галлена.
<:>
1903 г.

Новости и биржевая газета. 1903. 25 апреля/ 8 мая. ? 112. С. 2.
_______________________________________________________.