Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1913 г.

- Что пожелать Петербургу и России на Новый Год?

Н.К. Рерих:
"После забот о войне, после забот о хлебе всё-таки пусть вспомнит народ об искусстве, о том искусстве, которое украшало всю жизнь, которое прогоняло скуку и ненависть, которое умело целые народы делать великими и славными...."

Петербургская газета. 1 января 1913 г.

***************************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
ХРОНИКА. Выставка 'Мир искусства'. (Русская молва. 6 января 1913 г.)
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Рериху Н.К. (8 января 1913 г.)
Хроника. О. Базанкур. По выставкам "Мира искусства" (8 января 1913 г.)
ПИСЬМО Оловянишникова В.И. к Рериху Н.К. (8 января 1913 г.)
ХРОНИКА. Нашествие художников на театр. (Интервью Н.К. Рериха) (Петербургская газета. 11.01.1913.)
С.П. Яремич. О направлении "Мира искусства" (Русская молва. 12.01.1913.)
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Рериху Н.К. (8 -13 января 1913 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (26 января 1913 г.)
ХРОНИКА. Декоративное искусство. (Против течения. 26.01.1913.)
Н.К. Рерих о своём балете (Вечернее время. 29.01.1913.)

ФЕВРАЛЬ
Хроника. (Речь. 5 февраля 1913 г. СПб.)
ПИСЬМО Г.С. Бурджалова к Рериху Н.К. (7 февраля 1913 г. Москва)
Хроника. (Англия. февраль 1913 г.) (Выставка "Мир искусства" 12. 02.1913.)
ПИСЬМО Бориса фон Анрепа к Рериху Н.К. (26 февраля 1913 г. Париж)
Хроника. (27 февраля 1913 г.)

МАРТ
ПИСЬМО М.К. Тенишевой к Рериху Н.К. (10/23 марта 1913. Париж)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю и.Э. (21 марта 1913 г.)
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Рериху Н.К.. (30 марта 1913 г.)

*****************************************************************************************


ЯНВАРЬ

5 января 1913 г. СПб.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

Сегодня в час дня состоялся вернисаж очередной выставки художников, группирующихся под флагом 'Мир искусства':

Выставка 'Мира искусства' обещает быть очень интересной. Много значительных работ Александра Бенуа, Кустодиева, Добужинского, Петрова-Водкина, Браза, Богаевского и др. С особой полнотой представлен Рерих. Кроме ряда блестящих эскизов для декораций к пьесе Ибсена 'Пер Гюнт' обращают на себя внимание несколько религиозных мотивов.
О потерях, понесённых русским искусством за последнее время, напоминают - Серов отличным мужским портретом, Ционглинский портретами и этюдами и трагически погибший Сапунов очень значительными в красочном отношении эскизами для различных театральных пьес.
Открывается выставка 6 января.

Вечернее время. 1913. 5 января.
____________________________


6 января 1913 г.
ВЫСТАВКА 'МИР ИСКУССТВА'

Как ни велико разнообразие работ на открывающейся сегодня для обозрения выставке 'Мир искусства', она производит удивительно стройное впечатление. Рядом со строгим и методическим изучением природы находят место ещё не вполне выяснившиеся поиски текущего момента. И это придаёт жизненную физиономию общему характеру выставки.
Наиболее заметное место в количественном и качественном отношении в этом году принадлежит Н.К. Рериху.

Красивы его цветистые, звучные эскизы к декорациям 'Пер Гюнта'.
 
  
 

Избушка в горах. 1912.
 
  
 

Дом Пэра. 1911.

Кроме того,
 
  
 

'Сеча при Керженце',
 
  
 

'Идолы',
 
  
 

'Спас',
 
  
 

'Меч мужества' и 'Ангел Последний' свидетельствуют о неустанной работе художника над самим собой:

Русская молва. 1913. 6/19 января. ? 26.
____________________________________________________


8 января 1913 г. СПб.

О. Базанкур
ПО ВЫСТАВКАМ. 'МИР ИСКУССТВА'

...Несомненно, выставка очень интересна, особенно в смысле иллюстративного материала - область, в расширении и усилении которой столь нуждалась русская книга.

При самом беглом первом осмотре выставки вас, однако, уже поражает её характерное свойство: какая-то оторванность от современной действительности. Выставка - как бы вне времени.

Мне уже приходилось отмечать в своих статьях это стремление современного человека (горожанина, конечно, по преимуществу) - уйти от окружающей его жизни. Форма проявления этой потребности - крайне разнообразна: обыватели на праздники, когда, может быть, особенно остро чувствуется разлад потребностей души с тем удовлетворением, которое может им дать окружающая жизнь - уезжает, по возможности, в глушь, в имение... чтобы получить иллюзии простоты и старины... воду привозит водовоз в обледенелой бочке, горят керосиновые лампы, можно выйти из дому и тотчас же окунуться в торжественное молчание леса, можно спросить прохожего - как его имя, можно 'за ворота бросить башмачок', можно... но мало ли какие ещё несложные и наивные вещи возможны в сельской глуши... дикие и невозможные в городе...

Современный художник - дитя города, и в нём живёт та же тоска, что и в каждом немудром обывателе, и отражается в его творчестве.
Присмотритесь к выставке. Если бы, скажем, вам показали её в иллюстрациях, без подписей, - вы бы никак не определили её национальности и времени.

Кто ушёл в старину доисторическую, веющую мистическим ужасом (Рерих), кто в Александровскую эпоху (Е. Нарбут, иллюстр. к басням, Судейкин, Добужинский), кто передаёт заграничные впечатления (Бенуа, Тархов, Гауш), кто увлекается Востоком (Сарьян, Митрохин), кто инородческими типами России (Пав. Кузнецов), кто окончательно уходит в мир сказочной фантазии (Сапунов, Судейкин, Богаевский), и т. д., и т. д. до их прототипов и идолов, и почти всегда оказывается, что они сами по себе, а русское искусство, могучее ещё в столь недавнее время - искусство Репина, Крамского, Куинджи, Новоскольцева - где-то осталось в стороне, и тоже само по себе. И это поражает и волнует.

Я не хочу сказать, что осуждаю художников 'Мира искусства', или что мне лично это искусство не нравится - отнюдь.
Художник, прежде всего, свободен и волен изображать что и как он хочет, и много из виденного меня восхищает и глубоко волнует. <...>
Очень интересен в нынешнем году Рерих. Во всех его произведениях основными чертами проходят глубокая, какая-то родовая привязанность к Северу и сурово мистическая таинственность.
И 'Избушка Пер Гюнта', и 'Смерть Озе', и 'Огни подземные', и 'Сеча при Керженце', и даже светлые по замыслу 'Песнь Сольвейг' и 'Ярилина долина' - проникнуты теми же чувствами. Со стороны технической всё им выставленное- на прежней высоте.

На выставке достаточно интересной скульптуры, небольшой архитектурный отдел, но об этом - до следующей статьи.

Санкт-Петербургские ведомости. 1913.8/21 января. ? 6. С. 3.
______________________________________________________


8 января 1913 г.
ПИСЬМО И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

Дугино 8 янв. 1913
Дорогой Николай,
Спасибо за список трёхцветок и меццо, но ты забыл прибавить даты, напр., Пер Гюнт - 1912 г., 'Бой' - 1905 г. Думаю, что Древняя Русь, Ангел Последний и Человечьи Праотцы - тоже 1912 г., как и Сеча при Керженце. Но вот когда написаны Идолы, Каменный век, Варяжское море, Заморские гости, Половецкий стан, Песнь о Викинге? А также, кто владельцы (кроме Заморских гостей, принадлежащих Государю). Всех вещей - 13. Сообщи пожалуйста.

Кроме того, добудь клише от Мантеля, а уж мы добудем от <Ку::> и пр. Самое бы лучшее, чтобы не связываться с Рябушинским, с которым по словам Кнебеля, нельзя разговаривать, когда он случайно снова при деньгах - а теперь именно такой случай - заказать клише <все> вновь, но для этого необходимо добыть фотографии. А где они? Не у Николаевского ли? Если да, то это было бы лучшим выходом, т.к. формат Руна ведь очень часто для нас не пригоден. А уж тут мы могли бы распоряжаться, как хотим. Одно дело журнальное, с всегда случайными и смешными типографскими работами и заказами и другое дело отдельное издание, для которого всё <припасается> специально. Нельзя и сравнивать.
Заказывать портрет нарочно Сомову накладно. Придётся довольствоваться Головинским.

Помнится, я видал у Серова рисунок с Елены Ивановны, не похожий на её портрет, а вариант, не то раньше, не то после сделанного. Не знаешь ли, где он теперь. Если у Тебя, не думаешь ли что его хорошо бы поместить в монографии Серова вместе с портретом, с которого фотографий у меня, кстати, тоже нет. Вели Никольскому снять, да и поскорее.

Дружески обнимаю
Твой Игорь Грабарь

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/736, 1 л.
_______________________________


8 января 1913 г.
ПИСЬМО Оловянишникова В.И. к Рериху Н.К.

Виктор Иванович Оловянишников.
Господину
Николаю Константиновичу РЕРИХ

Милостивый Государь,
По роду своих занятий, как директора Т-ва 'П.И. Оловянникова С-вья', непосредственно заведующий производством церковных предметов, я в продолжение двадцатилетней своей деятельности, был поставлен в необходимость соприкасаться с различными слоями общества и мог наблюдать общественное отношение к церковному искусству.

Я воочию мог убедиться, как невысок уровень эстетического развития нашего общества и как затемнено в нём понятие об истинном и высоком служении искусства в области религии.

Наблюдая это печальное явление, я болел душой за те несметные художественные сокровища древних храмов - духовное наследие наших великих предков, разбросанных по глухим местам нашей необъятной Родины и почти неведомых нам.

Эти памятники-великаны православия и народного духа обречены на медленную смерть и что пощадит рука всеразрушающего времени, того не пожалеет заскорузлая душа невежества и темноты.

Так погибают сокровища нашего национального творчества, неведомые миру под спудом общественного равнодушия, тогда как изучение их могло бы служить прекрасной школой для воспитания религиозных, эстетических и национальных чувств нашей страны.

Я намерен основать периодическое издание, журнал, посвящённый делу воспитания в русском обществе художественного вкуса в сфере церковного искусства. Название журнала 'Светильник'. - Журнал ставит своей задачей выяснение правильного взгляда на задачи религиозного искусства на основании Откровения и Св. Евангелия, церковной археологии, свойств народного духа и законах эстетики. - Наиболее почётное место в журнале будет отведено воспроизведению памятников старины с научно-историческими и художественно-критическими описаниями их.

С Божею помощью может быть удастся при посредстве печатного органа сдвинуть наше общество с мёртвой точки его безразличия и равнодушия к церковному искусству и пробудить в нём ясное сознание сыновнего долга для сохранения сокровищ национального искусства.

Сознавая трудность и ответственность дела основания журнала, призванного служить столь высоким задачам, я надеюсь исключительно на идейное сочувствие к этому изданию передовой, наиболее развитой части нашего общества.

Далее написано от руки:
Вы, Милостивый Государь, давно доказали как близки Ваши интересы нашего церковного искусства, а потому и беру на себя смелость надеяться, что Вы не откажитесь мне помочь достойно выполнить принимаемый на себя труд издания журнала 'Светильник' и украшать его страницы от времени до времени Вашими высокоавторитетными трудами. Не откажите в любезности ответить.
С глубоким уважением, имеем честь быть готовым к услугам

Виктор Оловянишников
8 Января 913
Москва.

Отдел рукописей ГТГ ф.44/1090, 2 л.
__________________________________


12 января 1913 г.

С. Яремич.
О НАПРАВЛЕНИИ "МИРА ИСКУССТВА"
(фрагмент)

...Наиболее сильное впечатление производит Рерих. Он как-то сразу вырастает, и значение его становится бесспорным. В творчестве его чувствуется зрелость и большое напряжение. Он представлен 35 вещами, и все они в совокупности не кажутся монотонными, каждый кусок в отдельности живёт своей жизнью и достигает замечательной силы, не нарушая общего смысла всего труда.

Постоянно слышатся жалобы на упадок веры, на разложение религиозного чувства, но вот замкнутый в себе художник доказывает противное. Он всё время говорит о нездешних мирах, и его воображение полно ярким горением. Этот взгляд, мрачный и одинокий, ищет просветления и находит его в ненарушимом и вечном - в природе и загадках прошлой жизни.

Вот художник, действительно отвоевавший свою область. А как вначале он казался иллюстративен и даже подражателен. Но настоящий смысл достижения заключается в том, что художник должен сперва пользоваться чужим опытом и даже чужими формами.
 
  
 

Н.К. Рерих. Чудь под землю ушла. 1913.

Основной смысл его мечты - подземный мир, там он [черпает] жизненную силу, и, выходя на воздух, на приволье, он никогда не забывает о глубинах, о корнях, об источниках познания. И, может быть, в силу этого он с особой остротой чувствует красоту природы - то холодок утра или пурпур заката и скорее весна, чем осень. Глубокое познание подземной жизни даёт художнику силу убедительности даже в порядке идей, потерявших для нас свою свежесть.
 
  
 

Н.К. Рерих. Ангел Последний. 1912.

В значительной и своеобразной форме вложено чувство Воскресения в огненном ангеле, вооружённом 'мечом мужества', готовящемся проникнуть к источнику жизни, охраняемому спящими [воинами]. Грозный смысл последнего суда выражен, как ни у кого из современных мастеров. Над залитой пожаром землёй высится 'Ангел конца, грозный-прегрозный : Ангел последний'. Вдали ещё видны сквозь клубы дыма, отдалённые холмы, как бы сулящие надежду, но это мечта художника. Как ни жаль расстаться с землёй - конец всё равно неизбежен.

Ещё одно свойство поражает в творчестве Рериха - у него крепко связан и согласован стиль его произведений. Форма предметов каждый раз безошибочно найдена. В основу его взгляда заложен пряный и насыщенный красочностью приём древней новгородской живописи - источник, к которому до сих пор никто из наших художников не обращался.

Как контраст Рериху, удивительно неожиданное впечатление производит Петров-Водкин и Сарьян....

Русская молва. 1913. 12 / 25 января. ? 32.
_____________________________________


1913 г.
ХРОНИКА

НАШЕСТВИЕ ХУДОЖНИКОВ НА ТЕАТР
(интервью Н.К. Рериха)

Художники взяли себе режиссёрские функции.
Все, кто посещает художественные выставки, вероятно, обратили внимание на то, что теперь огромное количество художников посвятило себя исключительно театру...

Есть выставки, вроде 'Мира искусства' или 'Союза русских художников', где картины и портреты почти совсем отсутствуют, а имеются только эскизы театральных костюмов и декораций.
Целая плеяда художников создала себе имя почти исключительно на театре.
Таковы Александр Бенуа, Бакст, Головин, Коровин, Добужинский, Сапунов, Судейкин, Стеллецкий и др.
Даже такие, казалось бы совсем не 'театральные' художники, как Серов, Рерих и Васнецов, - и те не удержались и отдали дань модному театральному увлечению...

Чем объяснить, что художники вдруг почувствовали потребность работать для сцены и забросили портреты и картины?
Чем, в свою очередь, объяснить, что ни один театр не может теперь обойтись без участия известного художника в каждой постановке?

В Императорских театрах придумали даже должность 'художника-консультанта' и занимающему эту должность художнику А. Я. Головину даны самые широкие полномочия, доходящие до того, что он принимает участие в выработке репертуара, бракуетартистов, назначенных режиссёром исполнять какую-нибудь роль, вмешивается в музыкальную часть и т.д.|

А давно ли слово 'художник' совсем не существовало в театральном лексиконе, а были скромные декораторы вроде Шишкова и Бочарова, писавшие то, что им приказывал режиссёр и не претендовавшие ни на какое положение?
Чем объясняют господа художники своё, если можно так выразиться, 'массовое' увлечение театром?

Академик Н.К. РЕРИХ

Г[-н] Рерих с исключительным усердием работал в нынешнем году для театра.
Вот почему его мнение представляет особенный интерес.

- Отчего художники увлекаются театром? Я думал над этим вопросом, и мне кажется, ответ один: в этом сказывается отсутствие у нас монументальных задач, отсутствие задач фресковой живописи.
Как это ни грустно, но приходится сознаваться, что для государственной жизни живопись у нас почти не нужна.

Если мы вспомним последние 25 лет, то мы не найдём ответа на вопрос: какие государственные учреждения украшались живописью?
Отсутствие живописи для страны - это страшно больной вопрос русского искусства.

- А разве за границей не то же самое?

- Не совсем. Возьмите Францию. Всё-таки Сорбонна, ратуши и некоторые другие общественные учреждения были расписаны руками известных живописцев. Я уж не говорю про Пантеон, давший возможность выразиться такому мастеру фресковой живописи, как Пюви де Шаванн.

Кроме сказанного нужно сознаться, что художника не может удовлетворить одна станковая живопись, что его привлекает общественное выявление искусства.
Затем, несомненно, что в самом театре есть нечто привлекательное для живописца, начиная с освещения.
В свою очередь, и театр, несомненно, почувствовал потребность в художниках.
Я считаю это известной реакцией.
Возможно, что одно время эта сторона очень измельчала и, как реакция, явилось желание усилить её...

Петербургская газета. 1913. 11 января. ? 10. Пятница. С. 6.

**********************************************************************************************


8 -13 января 1913 г.
ПИСЬМО И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

Дугино 8 янв. 1913
Дорогой Николай,
Спасибо за дополнительные сведения к подписям. Я вовсе не стою за старые клише и, тем менее, за дрянные. Если я говорил про клише Мантеля, да и про клише 'Золотого Руна' и ctr., то только потому, что все они помечены в большом списке всех воспроизведений Твоей монографии, который был составлен совместно с Тобой и А.П. Ивановым и который сейчас у меня. Самое лучшее было бы, как я уже однажды писал Тебе, иметь все фото и делать клише вновь кроме, конечно, тех, которые у нас уже имеются, т.е. всего что было помещено в 'Мире Искусства' и в Кнебелевских изданиях Третьяковской Галереи и Музея Александра III. Ты пишешь, что у Николаевского есть только 50 фото. Будь мил и выясни, в какие это именно, закажи те, клише которых у нас нет. А затем скажи мне, когда и по какому поводу снимались в Москве Твои вещи для Золотого Руна? Что это была за оказия, - выставка что ли? Я, может быть, разыщу тогдашнего фотографа Руна и всё наладится без долгих хлопот.

Портрет Елены Ивановны закажи Николаевскому (оба, - <Елиз.> Миха, конечно, разрешит). Но я с ними спешу и поэтому, если Николаевский занят, то черкни открытку Александру Владимировичу Лядову, Малоохтенский, 60 - пусть придёт и снимет. Он для меня много работал и ничуть не хуже других, но гораздо аккуратнее, ибо человечек он очень складной. Да и Николаевского портрет, - крайне необходим.

Относительно портрета Твоя комбинация была бы вполне приемлема, если бы быть уверенным, что портрет выйдет удачным. Должен сказать, что я не очень верю и предпочёл бы Кустодиева или Ульянова.

Обнимаю
Твой
Игорь Грабарь

13 янв. Москва
Я уже привёз это письмо в Москву, чтобы его опустить, когда мне передали Твою последнюю <строчку> с предложением взять 'Курганный народ'. Что же, отлично. Мне для этого точно мало иметь снимок, так как для mezzotint'ы нужен непременно негатив. Пусть Николаевский пришлёт его вместе с другими негативами по адресу фирмы (Гросман и Кнебель, Петр. линии 13), либо, если его не имеется, сниму вновь.
И.Г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/736а, 1 л.
___________________________________


26 января 1913 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с эмблемой 'Мир искусства'.
На штемпеле дата: Москва. 26.1. 13.

Москва, Петровские лин[ии], ? 13
Издательство И. Кнебе[ля]
для ЕВб
Игоря Эммануиловича Грабаря
____________________

Дорогой Игорь
Посылаю список негативов от Николаевского. Негатив 'Курганный народ' он высылает. В Москве для Руна вещи были сняты на Союзе. Трёхцветка 'Бой' делалась для Руна у Голике.
Из новых Николаевский снял лишь 3 - отказался. Остальные снимет Александров.
Иванов - пишет; ещё не знаю что.
Искренно Твой
Н.Рерих.
__________

В красках
1. На реке. Заморские гости.
Башни
2. Дом у стены. Смоленск.
3. Крыльцо с лестницей. Смоленск.
4. Город у реки. Псков.
5. Город обнесённый стеной. Городок.
6. Верхняя часть зданий - деталь. Ковно. 1903.
7. Крест. Труворово городище.
8. Монастырские постройки. Псковский погост.
9. Наброски черепов. Черепа.
10. Охотники в лесу. Охота (зима).
11. Вороны. Вороны.
12. Охотники с убитым оленем. Север. Курганный народ.
13. Вечер. Вечер. (Негатив послан)
14. Пейзаж с холмами. Заповедное место. Якунчикова
15. Сад с беседкой.
16. Парусные лодки.
17. Церковь у реки. Волхов.
18. Прибытие кораблей. Поход Владимира.
19. Идолы. Идол первый вариант.
20. Башни. Изборск.
21. Окна - Псков 1903
22. Башня. Смоленск.
23. Крест на стене - Изборск.
24. Калмычка (?) Полуверка.
25. Портик церкви Никола Мокрый.
26. Город у реки. Ростов Великий озеро
27. Постройка храма. Город строят.
28. Свайные постройки. Древняя жизнь
29. Монастырь. Ростовск. Кремль.
30. Деталь церкви. Печеры (Звонница).
31. С охоты. Охота (вечер).
Рассказ о Боге
32. Старик смотрит на реку - кругом частокол с черепами и идолы. Идолы.
33. Поход. Поход.
Рассказ о Боге
34. Старик с мальчиком на камне у реки.
35. Охота. Переписанная охота.
36. На охоту. Неоконченная.

60. Этюд старика.
61 Старик.
62. Старик (эскиз.)

Медведь и Гегстад II.
Мельница. I.
_____________________________

Старый Король.
Смоленские стены.
За морями - земли.
(Кам. век) в красках.
Костюмы Персидки. Игорь.
Светлою ночью.
Ункрада.
Индийск. кост. Игорь.
Валькирия II акт
-------------- I акт
--------------III акт
Терем (Игорь)
Ярилина долина (Эскиз)

Заклятие земное.
Изба смерти.
Игорь (Послед. акт)
' ' I акт
Костюм Кончака.
Шатер Грозного.
Половецкий стан.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10117, 4 л.
___________________________________


ХРОНИКА

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Для постановок С.Дягилева к балету 'Священная весна' эскизы пишет Н. Рерих. Выполнять декорации будут С. Судейкин, П. Наумов и В. Локкенберг....

Против течения. 26 января 1913.
________________________________


29 января 1913 г.

Н. К. РЕРИХ О СВОЁМ БАЛЕТЕ

Академиком Рерихом закончены эскизы декораций к балету 'Весна священная', музыку для которого написал Игорь Стравинский. Вот как рассказывает об этом балете сам художник.
- Я написал не только эскизы декораций, но и самоё либретто.
 
  
 

Н.К. Рерих. Поцелуй земле. I акт.

В первом акте, называющемся 'Поцелуй [земле]', проходят древние славянские священные игры, хороводы, различные гаданья, и в конце их на высоком священном холме над таинственной, глубокой долиной древний старец, весь в белых одеждах, совершает обряд целования земли, так чтившийся в доисторической Руси.
 
  
 

Н.К. Рерих. Великая жертва. II акт.

Во втором акте, который называется 'Великая жертва', на сцене нагромождены холмы, пещеры, целый лабиринт их; на вершине одного из холмов - группа девушек сплетается в священных танцах и играх, которые оканчиваются тем, что одну из девушек ждёт обречение в жертву. К этому холму из долины тянутся громоздкие тёмные фигуры старцев. Но вот жертва намечена и её оставляют одну, и она в предсмертной пляске ожидает того момента, когда блеснёт первый луч восходящего солнца, и тогда она падает мёртвой.

Должен сказать, что очень удалась музыка Стравинскому; этот талантливый композитор написал оригинальные и колоритные танцы и хороводы девушек, и, вообще, вся музыка балета очень заинтересовывает собой. Балет мой ставится впервые 15 мая на сцене нового театра в Елисейских полях в Париже. Строит театр - известный антрепренёр Астрюк.

Вечернее время. 1913. 29 января /11 февраля. ? 365.

*********************************************************************************************


ФЕВРАЛЬ

5 февраля 1913 г. СПб.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ

Вчера состоялось под председательством Н. К. Рериха собрание Общества 'Мир искусства'. Был заслушан отчёт о выставках Общества в Москве и Петербурге. Выставка в Москве имела в нынешнем сезоне больший успех, чем в прошлом сезоне. В Петербурге же выставка пользуется ещё большим успехом, чем в Москве. Постановлено устроить в Киеве во время областной выставки выставку 'Мир искусства'. По предложению Н. К. Рериха собрание решило приобрести одну из находящихся на выставке картин Тархова. Картину эту впоследствии Общество принесёт в дар одному из государственных музеев. Затем собрание наметило кандидатов в члены комитета на новое трёхлетие. В председатели предложены: Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере, в секретари - М. В. Добужинский, С. П. Яремич и Лансере, в казначеи - А. Ф. Гауш и О. Э. Браз, в члены комитета, А. Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев и С. Ю. Судейкин," а в члены московского отделения комитета М. С. Сарьян и Н. Милиоти. Выборы состоятся через месяц.

Речь. 1913. 5/18 февраля. ? 35. С. 5
_________________________________


7 февраля 1913 г. Москва
ПИСЬМО Георгия Сергеевича Бурджалова к Рериху Н.К.


Глубокоуважаемый Николай Константинович,
приближается время, когда нам надо готовиться к Петербургу. В виду того, что придётся приспосабливать к сцене Михайловского театра несколько картин 'Гюнта', а в особенности картины I-ую и II-ую, то не найдёте ли Вы полезным, если, для выяснения этих вопросов, я приеду в Петербург 15-16 Февраля (только эти два дня я свободен по репертуару)?

Привезу эскизы некоторых изменений на Ваше усмотрение. К.А. Марджанова и след простыл - он где-то за границей. Не откажите черкнуть ответ по адресу: Худож. Театр, Георгию Сергеевичу Бурджалову.
Если Вы найдёте, вместо моего приезда, другую комбинацию - то, пожалуйста.

С пожеланием всего лучшего - жму Вашу руку
Георгий Бурджалов,

7-го Февр - 1913г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/642, 2 л.
______________________________


Февраль 1913 г. Лондон

ПО ПОВОДУ ЛОНДОНСКОЙ ВЫСТАВКИ С УЧАСТИЕМ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

...Русские художники занимают особое положение на выставке, прежде всего, по тому впечатлению, какое они производят на широкую публику своей 'экзотичностью', т. е. сильно выраженной в них национальностью, отличной от западных соседей. Из известных читателям 'Аполлона' художников были представлены: Богаевский, Гончарова, гр. Комаровский, Ларионов, Петров-Водкин, Рерих, Сарьян, Стеллецкий и Чурлёнис... В общем, эти художники понравились широкой публике несравненно больше французских и английских; то и дело слышались восторженные восклицания...
Б. Анреп

Аполлон. 1913. Февраль. ? 2. С. 39-48.
__________________________________


АНГЛИЯ

Сообщаем, хотя и вкратце, о крайне интересной выставке, бывшей не-давно в Лондоне и носившей название второй 'Post-Impressionism Exhibition'. Выставка, имевшая целью ознакомление с новейшими течениями в пластическом искусстве, которые в Англии именуются все заодно 'постимпрессионизмом', содержала в себе много работ известнейших современных художников. Из русских участвовали Б. Анреп, Богаевский, Гончарова, Петров-Водкин, Судейкин, Рерих, Сарьян, Стёллецкий, Ларионов и др. <...>

В Лондоне вышла новая книга Картера 'The New Spirit in Drama and Art', посвящённая новейшим движениям в области драматического и декоративного искусства в Европе. <...> Иллюстрациями к книге служат снимки с рисунков Бакста, декораций к 'Князю Игорю' работы Рериха и к 'Синей птице' работы Егорова.

Художественно-педагогический журнал. 1913. ? 2. С. 29.
____________________________________________________


12 февраля 1913 г. Москва.
'МИР ИСКУССТВА'

Из Петербурга нам сообщают по телефону:
Вчера закончилась выставка 'Мир искусства', пользовавшаяся в Петербурге успехом. Цифра, вырученная за продажу картин, достигла 27 000 рублей.
В составе комитета Общества произошли некоторые изменения. Председатель Общества академик Рерих выразил желание не входить более в состав комитета на будущее трёхлетие за недостатком времени.

Русское слово (Москва). 1913. 12/25 февраля. ? 35. С. 6.
________________________________________________


13 февраля 1913 г. СПб.
ИТОГИ ВЫСТАВКИ 'МИР ИСКУССТВА'

Закрылась выставка 'Мир искусства', и немногие будут иметь возможность ещё любоваться произведениями, которые были на ней. Большинство разошлось по частным рукам. Много продано вещей Н. К. Рериха. Общество А. И. Куинджи приобрело 'Рейнский водопад', 'Горные вершины' - Б. В. Слепцов, 'Рейнский этюд' и 'Дом Озе' - М. О. Штейнберг, 'Избушку Пер Гюнта' и 'Песнь Сольвейг' - В. В. Святловский. <...>

Выставка 'Мир искусства' привлекает всё больше и больше посетителей; в этом году посетителей было больше, чем в прошлом, на 4000 чел. Картин продано более чем на 18 000 руб.

Это всё показывает, что для молодых зрителей нужны художники с новыми мыслями, с новым вдохновением и вообще ищущие нового впереди, а не позади. Остаётся только поблагодарить устроителей выставки 'Мир искусства' и главного его художественного декоратора М. И. Рабиновича, который в таком неудобном помещении сумел разместить полотна и придать надлежащий вид выставке. Надеемся, что на следующий раз зал будет выбран получше и поудобнее.

Русская молва. 1913. 13/26 февраля. ? 64. С. 5.
_________________________________________


15 февраля 1913 г. Вологда

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ
В Вологде весной Северным кружком любителей изящных искусств устраивается IV выставка картин. Задачи кружка чисто просветительные, и потому желательно, чтобы художники откликнулись на многочисленные разосланные приглашения. Присылка картин и доставка обратно производятся за счёт кружка. Среди многочисленных участников прежних выставок встречаются имена Бакста, Александра Бенуа, Билибина, Бродского, Гауша, Добужинского, Делла-Вос-Кардовской, Кардовского, Е. Лансере, Луговской-Дягилевой, Лукомского, Матэ, Нарбута, Остроумовой-Лебедевой, Рериха, Репина, Фомина, Чемберса, Щусева и мн. др.

Речь. 1913. 15/28 февраля. М 45. Пятница. С. 5.
________________________________________


18 февраля 1913 г. СПб.
К постановке 'Пер Гюнта'.

ТЕАТР ИМУЗЫКА

Вчера в Петербург приезжал режиссёр Московского Художественного театра г. Бурджалов для выяснения с художником Н. К. Рерихом некоторых подробностей предстоящей в Петербурге постановки 'Пер Гюнта'. Вследствие условий здешней сцены пришлось изменить постановку некоторых картин, а иные, как, например, 'Марокко', и совсем отбросить, иначе слишком бы затянулись и антракты, и спектакль.

Вечернее время. 1913. 18 февраля/3 марта. ? 382. С. 3.
_________________________________________________


26 февраля 1913 г. Париж
ПИСЬМО Бориса фон Анрепа к Н.К. Рериху

65. Boulevard ARADGO. Paris
26. 2. 1913.

Многоуважаемый Николай Константинович.
Выставка в Лондоне кончилась и картины возвращаются художникам.
Так как Вы любезно предложили мастерскую поощрения художеств в качестве сборного места, то я принял на себя смелость направить возвращающиеся картины (Петербургские) по Вашему адресу.

К Вам придут картины кроме Ваших:
3 картины Петрова-Водкина.
3 картины Чурляниса.
1 акварель Гр. Комаровского
1 портрет старухи Г-жи Жуковой.

Я буду Вам много обязан, если Вы примете на себя доставить акварель Гр. Комаровского в Музей Александра Ш и сдать хранителю его Г-ну Нерадовскому. и вдвойне Вам буду благодарен если Вы прикажете доставить картины Чурляниса в редакцию 'Аполлона' и портрет Г-жи Жуковой по адресу Бассейная ул. 8.

Если же доставление картин очень Вас затруднит, то я извещу собственников и они сами о них позаботятся. Вы, конечно, знаете, что Ваши картины пользовались большим успехом. 'Небесный бой', как меня известили продан.
Надеюсь, что Ваши картины придут в совершенной исправности.
Желаю Вам всего хорошего, и надеюсь иметь удовольствие встречи с Вами в будущем.
Уважающий искренно Вас
Б. ф. Анреп

Отдел рукописей ГТГ, Ф. 44/542, 1 л
_______________________________


27 февраля 1913 г. Париж

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА
В текущем году в парижском Осеннем салоне будет уделено значительное место отделу русского народного искусства.

Цель устройства русского отдела заключается в том, чтобы дать представление о подлинном народном творчестве в противоположность фальшивым и лишённым всякого интереса предметам, которые обычно показываются на кустарных выставках за границей под именем русского народного искусства.

Устроители отдела при выборе экспонатов руководствуются исключительно степенью их художественного интереса. Выставка, таким образом, рас-считана на публику, развитую в художественном отношении.

Исходная точка устраиваемой выставки - старинный русский лубок как самое характерное проявление народного творчества, и потому подбираются только такие предметы, которые связаны с лубком, как то: иконы, вышивки, игрушки, пряничные доски, набойки и проч.

Выставка устраивается Н. Л. Эренбург при участии Н. Д. Бартрама, бар. Н. Н. Врангеля, Г. К. Лукомского, Н. К. Рериха, Я. А. Тугендхольда и М. И. Рабиновича (секретарь).

Русская молва. 1913. 27 февраля /12 марта. ? 77. С. 5.
_______________________________________________



МАРТ

10/23 марта 1913 г. Париж
ПИСЬМО М.К. Тенишевой к Н.К. Рериху.

Hotel Beau - Site
4. RUE DE PRESBOURG
PARIS

10/23 Марта 1913 г.
Добрейший Николай Константинович,
Ваше письмо более чем огорчительно, но я не верю вашему стаду докторов!
Соберите-ка их всех для общего обсуждения и тогда этот консилиум выяснит истинное состояние вашего здоровья. Когда они будут все собраны, они не рискнут вам приписывать все болезни, и будут серьёзнее относиться к этому вопросу. Моё личное мнение, что вам давно нужно отдохнуть, пожить без забот и вечного дёргания поближе к природе и подальше от людей.

Здесь в Париже есть очень серьёзные и знаменитые доктора, вам будет очень хорошо их повидать, напр., Gilbert'а по внутренним болезням.
Если хотите, я дам вам к нему письмецо, - я его хорошо знаю.

Очень жаль, но кажется вы меня в Париже не застанете, т.к. в Мае я буду или в Москве, или в Костроме участвовать в юбилейном торжестве и подносить Государю свою икону, над которой теперь работаю. Блюдо и солонку я окончила и жюри их пропустило, т.е. эти вещи приняты в Nationale.
Выставка открывается 15 Апреля, и мне пришлось за это время сильно поработать, чтобы вовремя доставить вещи в Салон.

Конечно, поговорите с <Доменским>, это будет хорошо выяснить вопрос о дальнейших работах в церкви.
Воображаю, как бедная Елена Ивановна напугана докторами, прошу вас передать ей от меня мой сердечный привет.
Жму дружески вашу руку, будьте здоровы, да по-настоящему!..

Мария Тенишева

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1397, 2 л.
_________________________________________________



21 марта 1913 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю
Конверт: на штемпеле дата: Москва. 3.4.13.

Москва. Петровския линии, ? 13
Издательство И.Кнебеля
Его Высокородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
____________________

Дорогой Игорь.
Вчера Иванов читал мне начало, - будет хорошо. Пока длинновато, но он и
сам это видит.

Посылаю оттиски с моими замечаниями. Надо сознаться, что Александров гораздо лучше снимает, нежели Николаевский. Александров скоро высылает снимки. Если можно пришлите оттиски 'Сечи при Керженце' и 'Варяжского моря'. Если очень худо выходит, то не лучше ли ограничиться чёрными, я ведь не видал их в исправленном виде.

Если 'Человеческие праотцы' не исправить, то не лучше ли снять их иначе; впрочем и клише приправить можно. Даже в открытке лучше вышло. Как решили с 'Золотым Руном'?

Крепко жму руку
Искренно Твой
НРерих
21.III. 1913.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10118, 3 л.
_______________________



30 марта 1913 г.
ПИСЬМО И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

Москва 30 марта 1913
Дорогой Николай, меня несколько удивило Твоё последнее письмо, в котором Ты прислал обратно несколько оттисков с новых клише для Твоей монографии. Ведь Ты, дорогой, сам прислал, - или, если я ошибаюсь, во всяком случае, видел, и, следовательно, утвердил фотографии Николаевского, а теперь, после того как я с них уже велел изготовить клише, ты чуть-чуть поздновато вздумал их браковать.

Клише сделаны очень близко к этим фотографиям, я же не мог конечно сравнивать их с оригиналами и полагал, надеюсь не без основания, что уж это не только Твоё дело и Твой интимнейший интерес. Напомню только, что я, считая Николаевского, весьма бездарным фотографом, о сём Тебя предупреждал, весьма настойчиво рекомендуя вместо него Александрова, но ты категорически настаивал именно на Николаевском. <Et eu vorl.. les resultats!> Так как Ты одну фотографию уже по собственной инициативе переснял (я получил от Александрова новый снимок той вещи, которой Ты больше всего недоволен), то я велел её клишировать снова.

Что касается трёх других, - я распорядился, чтобы <приготовили> самые клише и сделали, что возможно, для их улучшения в желательном Тебе направлении.

А затем вот ещё вопрос. Я не могу дать приказ клишировать всю партию Александрова, т.к. абсолютно не знаю, какие негативы отобрать мне для отправки за границу для <меццотирования>. Последние все заказываются у Леви в Италии, который сейчас в Европе не имеет себе ровного, как Ты увидишь на днях в монографии Левитана, и - увы, только в <конце лета> в Монографии Серова. Я готов пойти не на 4 только, а на целых 8 <меццотонов> , если можно подобрать достаточно эффектные в смысле <Rembrandtesque>, т.е. живописности <chiaroscuro> бархатности тона. Так как я не могу знать всех названий картин, то <простой> перечень снимков мне мало поможет. Не нарисуешь ли мне в письме 3-4 штрихами схему картин, чтобы не <могло быть путаницы>. Но только поторопись, а то надо заказывать клише.

А ещё вот что: я до сих пор не получил своей картины, бывшей в Риме и в Праге, 'Сказка инея и восходящего солнца'. Выясни скорее, не торчит ли она где-нибудь в Обществе поощрения, как это было с картиной, принадлежащей М.П. Рябушинскому. Ведь это уже свинство не Беренштама, а 'Мира искусства'! Выходит, что такое: 3 года не получу никак.
Твой Игорь Грабарь.

Забыл ещё спросить Тебя: утвердил ли Ты фотографии Александрова, т.е. все ли они удачны? А то не было бы опять чепухи!
А когда Иванов доставит рукопись?

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/737, 1 л.

********************************************************************