Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1911 г.
(апрель- июнь)
********************************************

 
СОДЕРЖАНИЕ

АПРЕЛЬ
АКАДЕМИК Н. РЕРИХ (очерк). (За 7 дней. 1911. 1 апреля. ? 4)
Отношение устроительного комитета Всероссийского съезда художников в Школу Общества Поощрения Художеств. (Апрель 1911 г.)
Хроника. Желательно ли Министерство изящных искусств? (4 апр.1911 г.)

МАЙ
Открытое письмо А. Ремизова к Рериху Н.К. (2/15 мая 1911 г.)
Художественные вести (Речь. 3 мая 1911 г. ? 119)
Хроника. (За 7 дней. 1911.6 мая. ? 9.)
Хроника. КЕРАМИКА. (Художественно-педагогический журнал. 1911. 7 мая. ?8. С. 105.)
Русский отдел на Международной художественной выставке в Риме
(Беседа с проф. К. Маковским) (Петербургская газета. 1911.11 мая. ? 127)
А. Бенуа. Художественные письма. Выставка современного искусства в Риме.
(Речь. 1911. 12/25 мая. ? 128)
ШКОЛА ЮНЫХ ТАЛАНТОВ. На ученической выставке в Обществе поощрения художеств (Биржевые ведомости. 1911. 14/27 мая. ? 12322.)

ИЮНЬ
Хроника.
М. Волошин. Художественные итоги зимы 1910-1911 г. (Русская мысль. Июнь 1911. ? 6.)
******************************************************************************************


АПРЕЛЬ

1 апреля 1911 г.
АКАДЕМИК Н. К. РЕРИХ

Великая, ушедшая от нас жизнь народов едва может быть нами услышана, так она далека; история говорит нам, но мы понимаем и верим мало, потому что одно или другое звено из цепи вечности ещё не уносит нас в объятия этой вечности, которую мы только хотим и ищем, но найти которой не можем. Художник может больше, чем история, художник, в котором живёт тайное знание, неуловимое, как утренний трепет, извечное, как солнечный свет. И вот Рерих такой. Он берёт из вечности забытые звенья безначальной цепи и творит нам вечные образы, туманные в формах своих, яркие в замыслах своих, прекрасные, чарующие в своих настроениях старинных саг, мёртвых без песни... Рерих даёт нам их неслыханную нами никогда песню, но родную духу нашему, похожую на лепет сна, виденного когда-то, потом забытого в суетливом беге умирающих дней. Мы смотрим и вспоминаем, медленно, не-слышно идут к нам из седой дали утерянные звуки безначальной песни... Кто и когда пел её нам и словами сказки этой чаровал нас? Может быть, мы этого никогда не знали и теперь видим совсем новое; но это новое странно нам близко и звучит для вас громко и понятно. Мы видим старину, мы видим характер прошлого, лицо вечности опускается над вами в сиянии неумирающего прошлого, к которому мы точно никогда не смели возвращаться. Мы все хотим уйти от настоящего, хотя на миг, и невозможной сказкой озарить нашу жизнь. История одна не может вас увести в свои туманные недра. Певец-поэт, который видит сквозь время, художник, прикосновением руки своей может нам дать сказку дали, воскресить мёртвое былое. И Рерих это делает. Вот 'За морями земли великие': трепет заповедного, таинственного кутает душу испугом и восторгом, когда видишь в плеске волнистого моря - непонятное и непрожитое прошлое, серое доныне, отныне - ярко внятное, влекущее, сказочное. И девушка, идущая к морю, вся дрожит, множится в фантазии нашей: сказка, сказка реет праздничными крыльями над усталой душой, и неслышная песня Скандинавии, кажется, звучит над нами 'Песнь о викинге'. Мы не различаем слов, но нам нужна песня - могучая в передаче, глубоко верная, грозная в своём царящем над всем бессмертии... 'Половецкий стан', 'Поход Владимира на Корсунь', 'Пещное действо', 'Ункрада', 'Варяжское море'... - это ли не сказка, это ли не воскрешение умиравшего только для нас, но не умершего, а слившегося с вечностью прошлого? И мы смотрим и слушаем сказку... Свою сказку... Рерих не может и не должен быть обвинён ни в каком тенденциозном модернизме; Рерих прост и ясен, если внимать ему; если слушать его сказки, нельзя их не чувствовать иначе, как с трепетом и страстью, потому что так они спеты, вырванные из глубин веков могучим таинственным взмахом, и брошены, напоённые вечностью, в наши дни прозаических сует и злоб, которые все уходят перед этой творимой из вечности красотою... Рерих рано мог показать себя. Ещё в Академии он даёт своего 'Гонца', который срывает соглас┐ный восторг, покупается, принеся художнику первую радость зримого успеха.. Вена, Париж, Милан, Брюссель, Берлин, Дюссельдорф - все его встретили и почтили: медалями, дипломами, почётными званиями, музеями, отметили в нём то единое, самобытное, совсем своё, которое принёс Рерих и несёт ещё дальше, осторожно, внимательно, страстно, как обет, как призвание своё, - неумирающую сказку красоты в вечной, безначальной песне, сагу великой Скандинавии, незабвенное звено вечно идущей жизни....
Ф. К.

За 7 дней. 1911. 1 апреля. ?4. С. 15-16.
Помещены ч/б илл. картин Н. К. Рериха: с.5 - 'Священное место'; с. 6 - 'Зловещие'; с. 7 - 'Никола Мокрый в Ярославле'; с. 9 - 'Псковский погост'; с. 15 - 'Вечер' из серии 'Курганный народ', 'Княжая охота'; с. 16 - 'Крест Труворова Городища'.
_________________________________________________________________


Апрель 1911 г. СПб.
Отношение устроительного комитета Всероссийского съезда художников в Школу Общества Поощрения Художеств.

В Школу Общества Поощрения Художеств.

Совещание Устроительного Комитета Всероссийского съезда художников имеет честь обратиться к Школе Общества Поощрения Художеств с убедительнейшей просьбой обсудить прилагаемые замечания и в случае согласия с ними выразить письменно таковое на имя совещания до 17 апреля в виду спешности окончательного обсуждения вопроса в Г. Думе и в Г. Совете.
Совещание полагает, что для законодательных учреждений было бы весьма важно получить авторитетное мнение художественных обществ и учреждений.
За председателя
Товарищ председателя
Гр. П. Шереметев.

ИМП. О-во Люб. Древ. письмен. Фонтанка, 34. Комитету съезда.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/687 1 л.
_____________________________


4 апреля 1913 г. СПб.

Spectator
ЖЕЛАТЕЛЬНО ЛИ МИНИСТЕРСТВО ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ?
(анкета)

В нашей газете в виде циркулирующих слухов было напечатано сообщение, что в Петербурге учреждается Министерство изящных искусств.
В ведение этого нового Министерства якобы войдут все частные театры и театральные школы, художественные и музыкальные классы, консерватории, архитектурные курсы и т. д.
Слух этот сильно заинтересовал артистические круги. Но насколько желательно и вызывается потребностью такое Министерство?

Мы спросили мнения некоторых лиц, принадлежащих к различным артистическим профессиям.

Художник Н. К. Рерих
(Директор школы Императорского Общества поощрения художеств)

- Слух об учреждении Министерства изящных искусств давно носится. Не знаю, почему он теперь опять выплыл на поверхность, но во всяком случае это будет колоссальная работа.
У нас существует масса всевозможных художественных, театральных и музыкальных обществ, и все они до такой степени разрознены, что трудно даже представить себе, как всё это координировать.
- Насколько желательно учреждение подобного Министерства?
- Для искусства может быть оно будет очень полезным, но в зависимости, конечно, от степени его компетенции и пределов его власти. Сейчас, положительно, трудно ориентироваться в этом вопросе, ибо здесь заинтересовано столько министерств, в ведении которых находятся переходящие в новое министерство учреждения.
- Считаете ли вы, как художник, необходимым правительственный контроль над рисовальными курсами?
- Я стою за свободу частной инициативы. Пусть школы сами, если им это нужно, поступают в ведение министерств, но связывать частную инициативу нельзя...

Петербургская газета. 1911. 4 апреля. ? 92. С. 2.
____________________________________________


********************************************************************************************



МАЙ

15 мая 1911 г.
Открытое письмо А. Ремизова к Рериху Н.К.

REPUBLIQUE FRANСAISE
CARTE POSTALE

М. Николаю Константиновичу Рериху
Мойка, 83 Общество Поощрения. Петербург
St. Petersburg. Russie
_________
2/15 Y 1911

Paris, 63 rue Monsieur le Prince
Hotel de l"Univers ? 34
Alexis Remisoff

Дорогой Николай Константинович!
Из газет (Речь ? 115. 29. 04 / 12. 05.1911.) узнал о возрождении у нас старинного театра и о Вашем участии в нём. Я написал литургическое действо о Георгии Храбром - пьеса, которая могла бы пригодиться старинному театру. Когда я написал это действо, то первое, что я подумал - поставить его в Новоспасском монастыре в Москве. Сейчас я её послал в Москву Брюсову от P.M. Ответа ещё не получил. Получу, извещу Вас: там есть царевна-юродивая, которую спасает Георгий от <...> Вам это всё будет по душе.

А. Ремизов.
В Париже пробуду месяца два.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1191, 1 л.
________________________


3 мая 1911 г. СПб.

ХУДОЖЕСТВННЫЕ ВЕСТИ
Последнее в текущем сезоне собрание Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины состоялось в помещении школы Общества поощрения художеств. Директор школы академик Н. К. Рерих прочитал доклад на тему: 'Средство к поискам Древней Руси'. Доклад этот был прочитан на состоявшемся недавно Всероссийском съезде зодчих, где он вызвал оживлённые прения. Сущность доклада сводится к следующему. Необходимо подумать о средствах для сохранения старины. Теоретические исследования и добрые пожелания мало помогают в этом отношении. Пока занимаются такими 'делами', ценные коллекции уходят за границу, рушатся старинные церкви, стены и мечети, бесследно исчезают замечательные памятники старины. Следует создать такой Фонд Древней Руси, который послужил бы источником расходов по сохранению и отысканию древних памятников. В целях создания такого фонда должны объединиться все художественные, исторические, археологические и другие общества. Средства же можно получить путём всероссийской подписки, всероссийского однодневного церковного сбора и всероссийской лотереи.
Собрание отнеслось к докладу сочувственно. Было указано, что церковный сбор мог бы дать около 50 тыс. руб. Сомнительно только, разрешит ли Синод такой сбор. Кроме того, Синод, вероятно, пожелает, чтобы полученные таким путём деньги поступили в пользу епархиальных обществ. Можно далее сомневаться, разрешит ли Министерство финансов частному Обществу устроить всероссийскую лотерею. Тем не менее, совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины согласился принять меры к тому, чтобы осуществить предложения U.K. Рериха. В целях агитации и пропаганды идеи Фонда Древней Руси совет Общества предполагает отпечатать доклад Н. К. Рериха и распространить его по всей России.
В начале последнего заседания Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины Н. К. Рерих произнёс краткую речь, посвящённую памяти скончавшегося недавно в Пскове Ф. М. Плюшкина. Ф. М. потратил 45 лет своей жизни на соб[и]рание выдающихся коллекций русской старины. Коллекции покойного представляют большую научную ценность. Перед смертью Ф. М. выразил пожелание, чтобы его коллекции, по возможности, остались в России. Н. К. Рерих предложил совету Общества принять меры к осуществлению воли покойного. Память Ф. М. Плюшкина собрание почтило вставанием.

Речь. 1911. 3/16 мая. ? 119. С. 6.
_____________________________


6 мая 1911 г. Спб.
ХРОНИКА

Старинный театр организуется с будущей осени группой известных литераторов и художников, среди которых можно назвать гг. Рериха, А. Бенуа, Лансере, бар. Дризена, Евреинова и др. Цель этого театра заключается в реставрировании старых европейских театров, начиная со средних веков и кончая Мольером. Драма будет сопровождаться музыкой и танцами. Музыкальной частью будет заведовать проф. Саккети, аранжировку взял на себя г. Сац.

За 7 дней. 1911.6 мая. ? 9.С. 25.
______________________________


7 мая 1911 г. СПб.
В Рисовальной школе ИОПХ.

КЕРАМИКА
Школа Императорского Общества поощрения художеств лет пять тому назад, вскоре после вступления Н. К. Рериха её директором, сделала удачный опыт, преобразовав однообразный класс майоликовой росписи готовых вещей в класс общей керамики, где при самых неблагоприятных материальных условиях создавший этот класс керамики художник Н. Ф. Роот начал выпускать из мастерской оригинальные от начала до конца художественные произведения майолики, полуфаянса и даже мягкого фарфора, многие вещи из которых были приобретены музеем Общества....

Художественно-педагогический журнал. 1911. 7 мая. ?8. С. 105.
______________________________________________________


РУССКИЙ ОДЕЛ
НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ В РИМЕ
(Беседа с проф. К. &#163;. Маковским)

Только что вернулся из Рима профессор К. Е. Маковский, ездивший туда для устройства на международной выставке своих картин. Почтенный художник поделился с нами своими впечатлениями: - Наш отдел помещается на очень хорошем месте, и если бы не некоторые дефекты постройки, то всё было бы прекрасно. Русский павильон строил архитектор Щуко. Постройка стильная, напоминающая старинные барские дома эпохи Александра I, какие встречаются во всех деревнях.

Но нет удобств, нет света. Пропадают два коридора с лестницами, и пропадает весь нижний этаж, где масса прекрасных акварелей и пастелей. Это досадно. Одним из недостатков являются стены, которые не выдерживают картин в рамах. Мне пришлось выставить мои картины в багетах.
- Какие картины вы послали в Рим?
- Я послал всего четыре вещи. Большую картину 'Хмелем осыпают', два дамские портрета и этюд казака в красной рубахе.
- Вам дали отдельное помещение?
- Отдельные, но тёмные комнаты имеют Репин и Серов. Репин выставил частью старые, частью - новые вещи. В числе последних имеется большая картина, изображающая толпу, вооружённую красными флагами п несущую студента. Все с раскрытыми ртами - очевидно поют. У Репина есть очень хорошие портреты, в особенности портрет простой женщины. Из старых его картин я видел 'Какой простор' и несколько портретов Л. Н. Толстого. Серов выставил знаменитую Иду Рубинштейн в голом виде, портрет Морозова и т. п.
Как всегда, у Серова всё хорошо нарисовано. Очень приятное впечатление производит зал Товарищества передвижников. Декаденты представлены Рерихом, выставившим коллекцию черепов, Александром Бенуа, кавказцем Сарьяном и т. д. Декадентов много, но они не первенствуют. Скульптуре отведён круглый зал, но когда я уезжал, она ещё не была расставлена.
В общем, ничего такого, что бы поражало, я не встретил. Всё давно знакомо....

Петербургская газета. 1911. 11 мая. ? 127. С.2.
________________________________________

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПИСЬМА
Выставка современного искусства в Риме

...Хорошо ещё представлен в нашем отделе Рерих. Здесь новый вариант его древнеславянского святилища под открытым небом с его тыном, увешанным черепами, и с его пугающими идолами, торчащими на фоне далёких облаков и широкой реки. Вариант лишён фигуры старого жреца - и от этого картина выиграла, сделалась ещё более дикой, стихийной. Пo своему насыщенному красному тону она при-надлежит к самым колоритным картинам выставки, и колоритность эта подлинная, вытекающая из существа задания, а отнюдь не из-за погони за красивым эффектом. Кроме того, на выставке имеются Рериха: великолепный героический пейзаж 'Небесный бой' и известный поэтичный и красивый в тоне 'Городок'. ...
Александр Бенуа

Речь. 1911. 12/25 мая. ? 128. С. 2.
_______________________________


14 мая 1911 г. СПб.

ШКОЛА ЮНЫХ ТАЛАНТОВ
На ученической выставке в Обществе поощрения художеств
I
Какое-то особенное удовольствие наблюдать первые творческие шаги. Пусть ещё не окрепшие, робкие, но искренние в своей пленительной наивности.
В этом году ученическая выставка достигла небывалых размеров. Богатство исключительное! Ей тесно в центральном зале. Она 'мостиком' перекинулась в коридор и поползла дальше, покрыв собою все стены помещения 'дамских сред'.

Начнём с этюдно-рисовального класса Бобровского. Смотришь и диву даёшься! Полно, действительно ли это работы учениц и учеников школы? Как они рисуют нагое тело!.. Впору ученикам Академии. Да и не всякий академист способен так почувствовать линию и в то же время провести её именно в соответствующем месте. Некоторые рисунки натурщиков останавливают внимание уверенной строгостью форм. Без робких исканий и не особенно балуясь резинкой, молодая рука держит повинующийся ей карандаш или уголь.

Приятное впечатление оставляют и этюды тела, написанные маслом. Нет мертвящего шаблона, однообразия, нет 'прокатных' заученных тонов. Каждый видит по-своему и по-своему, как понимает и чувствует, - передаёт натуру. Отсюда - разнообразие, пёстрый букет самобытностей. Нет натурализма в старо-академическом духе, в смысле желтоватых и коричневатых тонов, переходящих в серебристость. Но есть нечто более декоративное и праздничное.

Коридор и верхний этаж главного зала отведены работам пригородных училищ рисования, подчинённых Обществу поощрения и находящихся от пего в ленной зависимости. Это уже детвора. Сыновья механиков, слесарей и сами будущие слесаря и механики. Они представлены орнаментами, рисованными с гипса, отдельными частями приборов и машин. И рядом - чертежи этих же машинки приборов. Но чертёж - бездушен. Или, вернее, у него какая-то абстрактно-математическая душа. И если мальчуган рядом с ним нарисует пером какой-нибудь сложный винт или блок, дав почувствовать материал, он перешагнул через холодную математику, ближе подошёл к металлу и машине. Ближе постиг их скрытую своеобразную поэзию. И нужно ли говорить, что совсем другая цена такому механику-рисовальщику. Это уже не ремесленник. Это уже нечто большее.

Яркий солнечный день, прямо волшебством каким-то обвевает всю выставку. Какие сочетания, какие переливы! Что за капризно-шаловливая игра тонов! И особенно щедро взысканы солнечными радостями правая и первая от входа стены, где обыкновенно помещаются репинские картины. Вот рядами висят этюды натюрмортного класса Химоны. И оживают странной жизнью эти гипсовые антики на фоне пылающих драпировок. И загадочно смотрят слепыми глазами Аполлоны и Гермесы с классическими головами в крутых и упругих завитках. Ниже - тёплым сверкающим золотом горят ризы и одеяния строгих и стильных икон. Похвальное новшество в школе - иконописный класс, ведомый под общим наблюдением директора Рериха. Художнику среднего дарования религиозная живопись даст верный кусок хлеба. В стилизации и трактовке, и чуть уловимом слиянии византийской школы с буддийско-тибетскими изображениями угадываются веяния Рериха.

А вот сгруппированы вместе вышивка и майолика. С большим вкусом и тактом ведёт г-жа Линдеман свой класс драпировок, вышивок и художественных ковров. Нет нарочитого эффектничанья, потрафляющего вкусам толпы. Ничто не кричит, всё в меру благородно и скромно. Золото и серебро тихо сияют без чрезмерного блеска. Всё это так и просится в убранство комнат и покоев, где живут культурные, понимающие красоту люди.

По классу академика Самокиша некоторые положительно мастерски рисуют пером. Все эти шлемы, каски, военная утварь сделаны такой 'аппетитной' манерой, которая невольно заставляет вспомнить виртуозные рисунки учителя, рисунки, в которых Самокиш не знает себе соперников. Конечно, мы далеки от какого бы то ни было сравнения. Но и из учеников могут выйти добрые рисовальщики. Особенно принимая во внимание, как слабо культивирована средь наших художников техника рисования пером.
Н. Брешко-Брешковский
В следующем очерке мы скажем о классе эскизов и композиции, о майолике, о скульптуре и об учениках Ционглинского, Навозова, Бухгольца и Эберлинга.

Биржевые ведомости. 1911. 14/27 мая. Вечерний выпуск. ? 12322. С. 5-6.
______________________________________________________________
****************************************************************************************


ИЮНЬ

ХРОНИКА

Максимилиан Волошин
Художественные итоги зимы 1910-1911 г.
(Москва)

...Художественный сезон зимы 1910-1911 года, давший сравнительно мало нового в области пейзажа (если не считать Богаевского, Сарьяна и Рериха), выдвинули целый ряд интересных портретов. <...>

До сих пор я не имел места сказать о Рерихе. Его совсем не с кем сравнить в русском искусстве. Разве только с Богаевским: как историческое понимание севера рядом с историческим пониманием юга. Но это я уже делал в моей статье 'Архаизм в современной живописи'. А в этом году уклон Богаевского к культурным переживаниям Италии совсем разъединил их пути, до сих пор сходные лишь в своих противоположностях.
#caricanebe#
Царица Небесная на берегу Реки Жизни. 1910. (Однотонное изображение)

Из всех вещей Рериха наиболее заинтересовал меня эскиз запрестольной стенописи для талашкинской церкви под именем: 'Царица Небесная на берегу Реки Жизни'. Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий земной облачный день и студёные воды будничной реки жизни.
Что странно поражает и, быть может, привлекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер. Белая ли одежда Богоматери среди пурпурных сонмов или теснота сил небесных над тусклым простором земли дают это впечатление, но в этой иконе почувствовано нечто очень древнее и восточное, почти не христианское. Глубоко интересно, какое впечатление будет производить она, когда заполнит собою всё пространство главного нефа церкви над низким деревянным иконостасом.

Другой эскиз стенописи 'Сокровище Ангелов', который три года тому назад был выставлен в 'Салоне' С. Маковского, тогда был повешен в очень неблагоприятном месте, против света, и только теперь, впервые, его можно было разглядеть в его действительной красоте. Остальные картины Рериха - это сказочно-летописные повествования о древнем Севере, о 'Варяжском море', о том, что 'у Дивьего камня неведомый старик поселился', о том, что 'За морями земли великие', о 'Каменном веке', о 'Старом короле', с башни глядящем на острокрыший город.

Но Рерих, как и Богаевский, убедителен только тогда, когда он говорит о земле, о камнях, о старых каменных постройках. Он чувствует геологические эпохи больше, чем исторические, и о человеке он знает больше из археологических раскопок, чем из текущей жизни. Те пути, которыми он идёт в области воссоздания северного исторического пейзажа, ещё никем до него не пройдены и принадлежат ему одному. <...>

Подведя итоги московскому художественному сезону 1910-1911 гг., можно сказать, что русская живопись за этот год обогатилась, кроме целого ряда хороших портретов и законченных произведений уже определившихся мастеров, поворотом в сторону нового реализма, что радостно ...>. В пейзаже был значителен только пейзаж исторический у Рериха и Богаевского.

Русская мысль. 1911. Июнь. ? 6. С. 25-31.
_____________________________________

************************************************************************************