Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1926 г.
(ноябрь - декабрь)
****************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

НОЯБРЬ
Речь, произнесённая Ф. Грант на собрании в годовой день Музея РЕРИХА 17 Нояб. 1926 г.)

**********************************************************************************


17 ноября 1926 г. Нью-Йорк.

РЕРИХ.
(Речь, произнесённая Ф. Грант на собрании в годовой день Музея РЕРИХА 17 Нояб. 1926 г.)

В жизни учреждений, так же как и в человеческой жизни бывают сроки, когда можно оглянуться и измерить пройденное пространство. Такой срок наступил для Музея Рериха, который 17 Ноября вступил в новое трёхлетие.
Музей Рериха, посвящённый творческий мощи одного мастера, является необычайным по своему заданию. Подобные музеи и в Европе исключительно редки. В Америке же такой музей является первым. Во всяком случае, это первый музей, посвящённый ещё живущему мастеру. Такой музей может быть посвящён лишь творческой мощи, которая выросла за пределы национальности и нашла восторг и признание во многих странах. Творчество Рериха, именно, таково. Его искусство прошло многие страны и его слово вошло в язык многих народов.

Америка, по природе своей, по разнообразию потока притекших национальностей, является наибольшим всемирным космополитом. Поэтому, именно, мы здесь, в Америке, мысля международно, можем приветствовать и оценить явление международного значения, которое представляет собою музей.

15 Декабря 1925 года исполнилось тридцатипятилетие творческой работы Рериха. В течении этого периода, прямой восходящий путь - начиная с первой выставки. - дал полную жатву неповторяемого творческого посева. Музей содержит произведения многих периодов Рериха.

Это искусство более не нуждается в похвалах. Авторитеты многих стран, лидеры жизни искусства, посвятили горячую оценку творениям Рериха. Конечно, были и враждебные голоса, ведь, глубокий творческий источник, каким является Рерих, никогда не оставляет зрителей равнодушными. Или он вызывает горячую дружбу и почитание, или порождает напряжённую ненависть. Но, ведь, это не удивительно - просмотрите анналы искусства и творения великих мастеров, и вы всюду замечаете то же самое явление.
Искусство Гогена и Врубеля приводились в сравнение с творчеством Рериха. Это не случайно. Каждый из них творил свой стиль характерный и не повторяемый - как неповторяем их жизненный путь. 'Облака Рериха', 'Горы Рериха', 'Камни Рериха', 'Стиль Рериха', - все эти эпитеты давно сложились и прочно вошли в жизнь.

Творчество Рериха независимо возвышается, как твердыня самодовлеющая. Тагор в своей характеристике Рериха отмечает эту особенность: 'Ваше искусство независимо, ибо оно велико'.

Жизнеописание Рериха не будем повторять здесь. Достаточно сказать, что оно стоит в ряду самых фантастичных. Достигнув крупнейшего положения в русском искусстве, Рерих, после революции, вырастает в величину международную. Ещё при жизни приходит к нему признание, когда его сила и творчество в полном расцвете.

Америка ему посвящает особый музей. Он признан и избран, как президент и почётный президент многих учреждений. Но искания его не прекращаются. Во время высшего успеха, он ищет новые высоты, он восходит на далёкие вершины Гималаев. Он переходит Каракорум - высший путь мира. Как истинный викинг, он полон новых устремлений. Такова независимость его творческой жизни.

К этой независимости он прибавляет широкое покоряющее понимание мастера, стремящегося к миротворчеству, как можно видеть из отрывка письма его из Москвы, недавно обошедшему прессу Америки.

'Друзья, если бы Вы могли видеть доброжелательную толпу, бывшую при нашем отъезде. Если бы Вы могли слышать задушевные приветы, которые народ посылал в Америку. Вы бы ещё крепче почувствовали все нити тесно соединяющие наши великие страны, - которые никогда между собой не воевали.
Чем особенно трогательны подобные проявления. В них нет ничего предвзято политического, но вы чувствуете, как мысленно великая рука народа пожимает дружески руку народа заокеанского. И в этом черезокеанном рукопожатии выражена вся космичность переживаемого момента.

Мы вспоминаем тех американских фермеров, которые в 1921 году, во время здешнего голода приходили к нашим кострам. Спрашивали они, как лучше и быстрее могли бы они помочь народу русскому. Истинный мир строится, именно, такими народными стремлениями, именно, таким взаимопониманием.
В привете от множества множествам заключено истинное ручательство мировых сношений. Какое благо, если народы могут приветствовать друг друга. И каждое движение такого народного привета должно быть внесено на странице истории. От самого края русской границы, по Иртышу, по просторам Сибири до Москвы - до сердца Союза - мы видели поражающий рост народного сознания. Матросы, красноармейцы, пограничники, землепашцы, рабочие, школьные учителя - также множество учащихся, посещавших музеи - горели искренним стремлением 'знать'. Вы понимаете, если народ зажжён этим стремлением к знанию, он созидает твёрдую почву для реального строительства. Знайте, и вы получите. В этом стремлении к познанию сказалось всё благо позитивизма. Если я знаю, то ничто не может лишить меня приобретённого знания. Я видел также стремление к знанию среди молодёжи и среди рабочих Америки. А теперь я видел эту жажду знания среди широких масс республик союза. Привет от народа народу.
Скоро мы опять сменим вагон на караван и опять увидим новых людей. Буду рад и от них послать вам привет'.
__________

В следующем отчёте совет директоров представляет факты растущей жизни музея. Но есть и другая сторона значения музея, менее выразимая, но одинаково, многозначительная. Это сторона внутреннего воздействия, которая трудно выражается словами.
Я подразумеваю то внутреннее воздействие, которое увлекает и создаёт истинных энтузиастов музея.
Музей делается средоточием художников всех отраслей, которые находят в нём новое вдохновение. Музей привлекает молодёжь, рабочих, учителей, студентов, и они выходят из него радостными и бодрыми.
Поэты и литераторы радовались перед картинами и посвящали им свои новые произведения, зажжённые видимым
в музее. Вспомним такие произведения А. Мерит, И. Народного, Мэри Зигрист, Чарльз Сторк, Барбара Ионг и другие.
Можно вспоминать восторженные восклицания Зулоага и Местровича. Неразрывно стоит с музеем высокая оценка таких художников, как Беллоуз, Чандлер, Кент, Дитерих, Норман-бел-Геддес и многих других, и пламенный отзыв Фаджи, Стоковского, Д-р Холланд, Эггерс, Харше, Папин. Брэгдон возгласил потрясающую красоту 'твердынь'. Олин Доунс нашёл в музее ответ на решение современной жизни. Каун и Мукерджи возгласили миссию творчества Рериха. Так музей огненным кольцом вдохновения зажег многие творческие светильники.

Наряду с художниками пришли рабочие, студенты, люди всех состояний и в сверкающих знаках красоты, в момент мировых потрясений нашли высокую бодрость и обновление.
Так в своём глубоком воздействии музей свидетельствует о правоте слов Д-ра Хюит, когда он назвал сущность Рериха, выражением Сорделло Браунинга - всеобъемлющий, вседающий.

Ф.Р. ГРАНТ.
******************************************************************