Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1902 год
(январь - апрель)

**********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
Хроника. "Среда" (у дам-художниц) (Петебургская газета. 3 января 1902. ? 2)
Сказка Н.К. Рериха "ВЕРА В СЕБЯ"
ПИСЬМО Ф.И. Рериха к Рериху Н.К. (7 января 1902 г. Рига)
Хроника. Посещение выставки картин И.Е. Крачковского (20 января 1902 г.)
Художественная хроника (Биржевые ведомости. 24 января 1902. ? 23)

ФЕВРАЛЬ
Хроника (Новое время. 10 февраля 1902 г. ? 9317.)
Тридцатилетие журнала "Зодчий". 1872-1902. (Зодчий. 17 февраля 1902. ? 7)
Хроника (Новое время. 1902. 18 февраля. ? 9325)
Художественные новости (Петербургская газета 1902. 19 февраля. ? 49)
Бал художников. (Петербургская газета 1902. 24 февраля. ? 54)
Посещение их величествами художественных выставок . (Петербургская газета 1902. 24 февраля. ? 54)

МАРТ
Хроника (Новое время. 1902. 3 марта. ? 9337.)
Весенняя выставка картин (Петербургская газета. 1902. 3 марта. ? 60.)
Весенняя выставка картин (Петербургская газета. 1902. 3 марта. ? 60.)
И. Л. Весенняя выставка картин (Биржевые ведомости. 1902. 5 марта. ? 62.)
Хроника (Новое время. 1902. 8 марта. ? 9342.).
Старовер. Весенняя выставка в залах Академии художеств (Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 11 марта. ? 68.)
Передвижение Весенней выставки (Петербургский листок. 1902 г. 22 марта. ? 79.)
Выбор картин для Москвы (Петербургский листок. 1902. 25 марта. ? 82.)

АПРЕЛЬ
ХРОНИКА
Три выставки. (13/26 апреля 1902 г. Москва)
Маленькая хроника (17 апреля.1902 г. Москва)
Хроника (16 апреля 1902 г. Москва)
На Весенней (Русское слово (Москва). 1902. 17/30 апреля)
Академическая выставка (22 апреля 1902 г. Москва)
Петербургские художники в Москве (29 апреля / 12 мая, Москва)
Археология (30 апреля 1902 г. СПб.)
***********************************************************************************************


ЯНВАРЬ

3 января 1902 г.
Хроника
'СРЕДА' (У ДАМ-ХУДОЖНИЦ)

Изрядный мороз не помешал дамам-художницам привлечь на свою вчерашнюю 'среду' многолюдное общество... Вчера было довольно интересно в Дамском кружке. Во-первых, кажется, 'в первый раз в Петербурге', у дам-художниц позировала мужская модель. Собственно говоря, странно, почему раньше мужская модель не допускалась в 'среду' дам-художниц. Раз допускался мужской элемент, в качестве гостей, то почему было не быть и мужской натуре?

Во всяком случае, вчерашний натурщик, одетый в эффектный абиссинский костюм, был очень интересен. Смуглое лицо натурщика прекрасно гармонировало с его белым головным тюрбаном, а богатый восточный костюм служил красивым дополнением к живописной голове. Абиссинец заставил дам-художниц усиленно работать карандашом, и в результате явилось несколько эффектных набросков.
В качестве увеселительного элемента выступил оркестр балалаечников под управлением И. И. Привалова, сыгравший целый ряд пьес, из коих особенно понравились и произвели впечат┐ление увертюра к оп. 'На Волге' Н. И. Привалова.

Далее происходило чтение. Художник Н. К. Рерих прочёл сочинённую им сказку*), написанную в стиле древнерусских былин. В сказке шла речь о трёх женихах, под одним из которых подразумевался, конечно, аллегорически, некий здравствующий и, кстати сказать, присутствовавший тут же художник. Сказка имела успех, автору её аплодировали, но 'жениха'-художника почему-то отложили поздравлять... На этом кончилась вчерашняя среда.

Среди присутствовавших на ней назовём: баронессу Врангель, г-ж Храповицкую, Шильдкнехт, Крамскую-Юнкер, Вознесенскую, Мрозовскую и др. Среди художников: А. И. Куинджи, И. Е. Крачковский, Н. И. Кравченко, Н. К. Рерих, И. Ф. Порфиров, Ф. Ф. Бухгольц и др.

Петербургская газета. 1902. 3 января. ? 2.
_____________________________________
*) Сказка 'Вера в себя'

*****************************************************************************

Н.К. Рерих
ВЕРА В СЕБЯ

В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди. Царевна назначила день, когда могут прийти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех, что каждый надеется предоставить своей жене; царевна была мудрая. Женихи очень ожидали этого дня, и каждый считал себя лучше всех других. Один перед другим хвалились женихи: кто именитым родом за тридевять поколений, кто богатством, но один из них ничем не хвалился, и никто не знал, откуда пришёл он. Он хорошо умел складывать песни; песни его напоминали всем им молодые, лучшие годы, при этом он говорил красиво, и его любили слушать, даже забывая спросить, кто этот певец. И хотя он не был князем, но все женихи обращались с ним, как с равным.

В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, женихи поклонились царю и царевне. Никого не пустил вперёд князь древнего рода, за ним слуги несли тяжёлую, красную книгу. Князь говорил:

- Царевна, мой род очень знатен. В этой книге вписано более ста поколений. .. - И князь очень долго читал в своей книге, а под конец сказал: - И в эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по палатам моим, а кругом будут образы предков весьма знаменитых.

- Царевна, - говорил именитый воевода, - окрест громко и страшно имя моё. Спокойна будет жизнь жене моей, и поклонятся ей люди - им грозно имя моё.

- Царевна, - говорил залитый сокровищами заморский торговый гость, - жемчугом засыплю жену мою; пойдёт она по изумрудному полю и в сладком покое уснёт на золотом ложе.

Так говорили женихи, но певец молчал, и все посмотрели на него.
- Что же ты принесёшь жене своей? - спросил певца царь.
- Веру в себя, - ответил певец.

Улыбнувшись, переглянулись женихи, изумлённо вскинул глазами старый царь, а царевна спросила:
- Скажи, как понять твою веру в себя? Певец отвечал:

- Царевна! Ты красива, и много я слышал об уме твоём, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры в себя. Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и каждый день читай в его алой книге имя своё и верь в алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золотом и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и верь в этот покой! Покоем, золотом , алыми книгами закрывайся, царевна, от самой себя! Моего имени нет в алой книге, не мог я засыпать эту палату золотом, и куда иду я - там не читают алой книги и золото там не ценно. И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю, куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!..

- Обожди, - прервал певца царь, - но имеешь ли ты право верить в
себя?
Певец же ничего не ответил и запел весёлую песню; улыбнулся ей царь, радостно слушала её царевна, и лица всех стали ясными. Тогда певец запел грустную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны были слёзы. Замолчал певец и сказал сказку; не о властном искусстве говорил он, как шли в жизнь разные люди и пришлось им возвращаться назад, и кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь голову опустил.

- Я верю в себя, - сказал певец, и никто не смеялся над ним. - Я верю в себя, - продолжал он, - и эта вера ведёт меня вперёд; и ничто не лежит на пути моём. Будет ли у меня золото, впишут ли имя моё в алых книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь самому себе, и с этой верой умру я, и смерть мне будет легка.

- Но ты оторвёшься от мира. Люди не простят тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдёшь ты, и холодно будет идти тебе, ибо кто не за нас - тот против нас, - сурово сказал царь.

Но певец не ответил и снова запел песню. Пел он о ярком восходе; пел, как природа верит в себя и как он любит природу и живёт ею. И разглади┐лись брови царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:

- Вижу я - не сочтут за врага меня люди и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живёт в мире, и мир живёт песней; без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю и не трогаю оплотов людских. Царь, человек, уместивший любовь ко всей природе, не найдёт разве в себе любви - к человеку? Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметёт он с пути?

И кивнула головой царевна, а царь сказал:
- Не в себя веришь ты, а в песню свою.

Певец же ответил:
- Песня лишь часть меня; если поверю я в песню мою больше, чем в самого себя, тем разрушу я силу мою и не буду спокойно петь мои песни, и не будут, как теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них, а не для себя. Всё я делаю лишь для себя, а живу для людей. Я пою для себя, и пока буду петь для себя, дотоле будут слушать меня. Я верю в себя в песне моей; в песне моей - всё для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю! Весь для всех, всё для меня - всё в одной песне. И я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моей живлю всех, - так пусть будет вовеки. Поведу жену в далёкий путь. Пусть она верит в себя и верой этой даёт счастье многим!
- Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход!.. - сказала царевна.

И дивились все.
И шумел за окном ветер, и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи - он верил в себя.

Н.К.Рерих
(См. Письмо Н.К. Рериха к Шапошниковой Е.И. от 15 июля 1900 г.)
************************************************************************************


7 января 1902 г.

ПИСЬМО Ф.И. Рериха к Рериху Н.К. (7 января 1902 г. Рига)
 
  
 

 
  
 

Перевод с немецкого:

[Первая часть письма написана не рукой дедушки - ред.]

Мой любимый внук!

Прости, что пишу Тебе не сам, но в моём преклонном возрасте дрожат руки, а при ненастной погоде ещё и плохо видят глаза.

Спасибо Тебе за дружественное послание, которое напомнило мне о Твоём любимом Папе, он меня радовал такими же сюрпризами. Он был моим самым любимым сыном, и Ты своей доброй душой напоминаешь мне о нём. Ты тоже занимаешь первое место в моём сердце.

А ещё, от всего сердца желаем Тебе и Твоей молодой жене в Новом году отличного здоровья и благополучия.
Ваши дедушка и бабушка
Д. и Ф. Рёрих
[F. Rohrich]

[Вторая часть письма написана дрожащей рукой дедушки, поэтому некоторые слова остались нерасшифрованными - ред.]

Мой дорогой Николай.
Сегодня светлый день, когда я могу немного использовать мои глаза, чтобы написать тебе несколько благодарных строк ... <...>. о том что наша семья уже не такая большая, как была раньше. За 99 лет [моей жизни] почти все домашние умерли, кроме оставшихся двух моих дочек Лауры и Юлии. Первая является последние 18 лет вдовой после мужа Андриевски, который был инспектором ... <...> сейчас Лаура даёт [учебные] часы, на которые живёт у нас. Юлия жена статского советника Леон...<...> из Петербурга, чьи два сына Коля и Лёша служат на железной дороге.

Жена моего умершего в Москве сына Александра ... [неразборчиво несколько слов - ред.] ... тогда мои единокровные родственники из [рода] Таубе, из которых молодой барон Михаил мне больше всех нравится, связь с которым через почтовый адрес я в этом году не мог продолжить из-за неимения последнего, в чём прошу меня извинить, может ты сможешь разыскать его.

В Либау [современная Лиепая - ред.] из богатого города ...<...> мой внук и Агата ... <...> ... были из нашей семьи, с которыми также общался твой душевный и любимый отец. Спасибо тебе ещё раз за приятный сюрприз.
Передавай привет и поцелуи твоей матери ...<...>] руки, обнимаю тебя и твою молодую жену, и желаю всей семье здоровья и благополучия.

Ф. И. Рерих [по-русски] и <...>
Рига, 7 янв[аря], 1902.


Отдел рукописей ГТГ. ф. 44/1235, 2 л.
___________________________________



ВЫСТАВКА ВЕНСКИХ СЕЦЕССИОНИСТОВ

Заметки

В журнале 'Die Zeit' проф. Мутер, разбирая последнюю выставку венских сецессионистов, с особенным вниманием останавливается на русском отделе. <...>

О том же русском отделе критик журнала 'Die Kunst' даёт следующий восторженный отзыв: '...Пейзажи Пурвита, Рылова и Рериха проникнуты теми же настроениями грусти и вдумчивой меланхолии, которыми так богата русская литература...' .
..
Мир искусства. 1902. ? 1. С. 14-15.
Публикуется в сокращении по изданию: Николай Рерих в русской периодике. Выпуск II. 2005.
__________________________________



19 января 1902 г.
ПОСЕЩЕНИЕ ВЫСТАВКИ КАРТИН И. Е. КРАЧКОВСКОГО

Вчера, 19-го января, их императорские величества Государь Император, Государыни Императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна и их импераорские высочества государь наследник и великий князь Михаил Александрович, великий князь Александр Михайлович с августейшей супругой великой княгиней Ксенией Александровной посетили выставку картин художника И. Е. Крачковского.

<...> Их величества были встречены на площадке её императорским высочеством принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской и секретарём Общества Н. К. Рерихом.

<...> После посещения выставки высокие посетители проследовали на постоянную выставку при Императорском Обществе поощрения художеств. Здесь высоким посетителям давал пояснения Н. К. Рерих.
<...>

Петербургский листок. 1902. 20 января / 2 февраля. ? 19.
Публикуется в сокращении по изданию: Николай Рерих в русской периодике. Выпуск II. 2005. __________________________________________________________________


24 января 1902 г.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА

Каталог художественно-промышленного музея имени Дм. В. Григоровича при Императорском Обществе поощрения художеств, составленный директором музея академиком М. П. Боткиным при содействии художника Н. К. Рериха, выйдет в свет в начале февраля; каталог будет украшен изящной обложкой в древнерусском стиле по акварели художника В. И. Зарубина. Музей Общества поощрения художеств очень нуждается в каталоге, так как большинство предметов музея или вовсе не имеют объяснительных ярлыков, или их неудобно прочесть, что сильно осложняет осмотр этого одного из наиболее замечательных хранилищ предметов художественной промышленности. С осени текущего года бывший помощник директора музея И. И. Лазаревский будет читать в музее общедоступные объяснительные лекции.

Биржевые ведомости. 1902. 24 января / 6 февраля. ? 23.
********************************************************************************


ФЕВРАЛЬ

10 февраля 1902 г.
ХРОНИКА

Составители археологической карты С.-Петербургской губернии, издаваемой Археологическим институтом к юбилею Петербурга под редакцией Н. К. Рериха,перед окончательной обработкой собранного материала ещё раз обращаются к желающим содействовать успеху карты доставлением сведений касательно местных древностей. Сведения могут быть адресованы в СПб. Археологический институт, а также редактору карты (Галерная ул., ? 44).

Новое время. 1902. 10/23 февраля. ? 9317.
________________________________________


10 февраля 1902 г.
ТРИДЦАТИЛЕТИЕ ЖУРНАЛА 'ЗОДЧИЙ'
1872-1902

В воскресенье, 10-го февраля, Императорское С.-Петербургское Общество архитекторов праздновало тридцатилетие издаваемого им печатного органа журнала 'Зодчий'. <...>

Торжественое заседание, посвящённое этому событию, началось краткою приветственною речью председателя Общества Э. И. Жибера <...>

Приветствие от Императорского Общества поощрения художеств прочёл секретарь Общества Н. К. Рерих:

'Нелёгкая задача для журнала прожить 30 лет, постепенно расширяя кругозор, вводя различные улучшения; тем справедливее должен праздновать сегодняшний день "Зодчий", блестяще выполнивший эту задачу. Императорское Общество поощрения художеств искренно сочувствует целям родственного по художественным задачам издания и пользуется приятным случаем приветствовать "Зодчего" в этот знаменитый для него день с твёрдой уверенностью, что и в будущем, высоко поднимая знамя художественной правды, "Зодчий" не отступит от живых задач искусства, и широко раскинется его плодотворное влияние в строительной жизни нашего отечества'. ...

Зодчий. 1902. 17 февраля. ? 7.
Публикуется в сокращении по изданию: Николай Рерих в русской периодике. Выпуск II. 2005.
_________________________________________________________________



17 февраля 1902 г. , СПб.
Хроника

На собрании 17 февраля экспонентов Весенней выставки в Императорской Академии художеств избран комитет. Большинством голосов избраны: В. А. Беклемишев, А. И. Куинджи, Е. И. Столица, Ф. Р. Райлян, Н. К. Рерих, В. И. Зарубин, И. Я. Гинцбург, Н. П. Химона, К. А. Стабровский, Мурашко, С. М. Дудин, А. А. Борисов, Щербиновский, Зейденберг, К. Я. Крыжицкий; кандидаты: А. Г. Орлов и Катарбинский. Председателем комитета, за отказом Й. А. Беклемишева, избран А. И. Куинджи, товарищем председателя Н. К. Рерих. Жюри начало работу 18 февраля. Выставка откроется к 1 марта.

Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 20 февраля / 5 марта. ? 50. С. 4.
________________________________________________________________

18 февраля 1902 г.
Художественные новости

Вчера в Академии художеств началась экспертиза картин, представленных для открывающейся здесь на днях Весенней выставки картин. В состав жюри избраны художники: В. А. Беклемишев, Н. К. Рерих, В. И. Зарубин, Столица, А. И. Куинджи, И. Я. Гинцбург, К. Я. Крыжицкий. . <...>
К устройству выставки будет приступлено не ранее первой недели поста, ибо в течение масляной недели залы Академии предоставлены для устройства 'бала художников'.

Петербургская газета. 1902. 19 февраля. ? 49.
Публикуется в сокращении по изданию: Николай Рерих в русской периодике. Выпуск II. 2005.
_________________________________________________________


23 февраля, 1902 г., СПб.

Фигаро
БАЛ ХУДОЖНИКОВ

Говорят, уже тридцать восемь лет как в Академии художеств не устраивались 'балы художников'. На вчерашнем 'балу художников' многие убелённые сединами 'генералы от живописи' вспоминали прежние академические балы и, разумеется, находили, что прежде было лучше, чем теперь, особенно в отношении художественного убранства зал.

- Ну, разве не уродство эти декадентские панно, - сердились старички, расхаживая по залитому светом 'рафаэлевскому' залу, наружные стены которого были сплошь завешены огромными панно, изображавшими то каких-то фейерверочных павлинов, то чёрных лебедей, плывущих в красной воде, то рыжеватых девиц с 'бледными' и вывороченными на невозможные лады ногами и руками, то совсем какую-то кашу. Художественные старички предпочитали левой стороне зала правую, на которой остались в неприкосновенности с незапамятных времён висящие здесь копии с Рафаэля.

- Профессора отстояли, - делились между собой старички. - Да и в
самом деле, не хватало, чтобы такие чудные памятники искусства завесили какой-то ерундовской мазнёй. Ведь это было бы полным поруганием над
искусством...

Убранством зал заведовали ученики Академии художеств, а так как академическая молодёжь почти насквозь пропитана пресловутым декадентством, то таковое заявляло о себе на каждом шагу, за исключением лишь маленькой залы гобеленов. При всей любви к декадентству ни у кого не поднялась рука завесить чем-либо те знаменитые и ценные гобелены, которые украшают стены этого круглого зала с незапамятных времён. Разумеется, осталась на своих местах вся скульптура академических зал: гипсовые, мраморные и бронзовые изваяния классических фигур, которые, перемешиваясь с декадентскими пауками, бабочками и лилиями, являли собой любопытное зрелище совмещения двух строго противоположных стилей. В общем, залы Академии представляли в вечер бала очень эффектное зрелище. Античные залы, украшенные древними памятниками искусства, тонули в розоватом электрическом свете и кишели бесконечной пёстрой толпой костюмированных, катившейся, подобно красивой волне, в прямом направлении из тициановского зала в ротонду, из ротонды в рафаэлевский зал и наконец в зал гобеленов. В толпе чувствовалось оживление, да и было чем интересоваться. Такого богатства красивых костюмов мы давно не видели на наших балах. Справа, слева, со всех сторон вас окружали китайцы, турчанки, киргизы, Мефистофели, венецианцы, 'подсолнечники', 'маки', негритянки, татарки, а в особенности много встречалось декадентского типа девиц, в зелёных платьях и с распущенными косами. Любопытен был македонец, мрачно прогуливавшийся, как бы обдумывая план похищения какой-нибудь из местных мисс Стон... Дамы от него предусмотрительно сторонились... Но кто действительно возбуждал всеобщее внимание своим костюмом, это - художник С. С. Соломко, одетый в великолепный костюм троянского воина, вывезенный им из Парижа. Хорош был также египетский продавец, героически вымазавший себе кожу коричневой краской и не менее героически, для соблюдения типа, ходивший полураздетым... Очень эффектен был художник Е. Е. Лансере в костюме флорентийца, и возбуждал общее сочувствие некий персидский воин, самоотверженно носивший на себе целый вечер тяжеловесную кольчугу и пудовый щит.

Около часу ночи раздались трубные звуки, и тотчас же пёстрая толпа разделилась на две шеренги, чтобы дать дорогу начавшейся процессии.
На этот раз публике преподносилась живая иллюстрация изложенной в программах египетской сказки, под названием 'Не-не-Гофра'. Жила-была, мол, в Египте неприступная красавица Не-не-Гофра, и такая-то с ней про-изошла история. Процессия произвела на публику впечатление очень красивого зрелища. Но нельзя сказать, чтобы она соответствовала сюжету самой сказки. Впрочем, мыслимо ли было строго согласоваться с программой, которая, например, предъявляла Не-не-Гофре такие требования: 'Она была дитя Севера, граничащего с морем, и Юга, простирающегося к пустыням лунных гор. Юг дал ей страсть, а Север - ум. Все совершенства и красоты природы, подобно реке с многочисленными притоками, слились в ней. Когда она проходила, белый лотос поднимался с глади вод, чтоб взглянуть на неё; пальма склоняла перед ней свою главу'. Как ни красива была изображавшая Не-не-Гофру брюнетка, но как доказать, что при её прохождении белый лотос непременно поднимется с глади вод, а пальма склонит свою голову? Приходилось верить устроителям бала на слово, или же возбудить свою фантазию, при участии буфета, до степени представления, в виде 'белых лотосов', например, убелённых сединами академических профессоров...

Совершив несколько рейсов по залам, египетская процессия скрылась куда-то из глаз публики, и её сменили танцы. Впрочем, в последних приняли участие очень немногие, большая же часть публики устремилась на хоры, где был раскинут довольно грандиозных размеров буфет. В четыре часа снова раздались трубные звуки. Оказалось, что наступил момент раздачи призов за лучшие костюмы. <...>

После присуждения призов шумная толпа сразу бросилась к выходам.
Следует сказать, что вечер вышел очень интересным, а главное, действительно носил чисто-художественный колорит. Разумеется, все наши известные художники были здесь налицо. Назовём в числе присутствовавших: вице-президента Академии художеств гр. И. И. Толстого, секретаря Академии г. Лобойкова, ректора проф. В. А. Беклемишева, проф. И. Е. Репина, К. Е. и В. Е. Маковских, А. И. Куинджи, Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, художников: А. Н. Бенуа, В. В. Матэ, Н. Н. Каразина, А. П. Соколова, Е. Е. Волкова, Н. К. Бодаревского, г. Котарбинского, П. А. Брюллова, М. А. Беркоса, И. С. Галкина, А. Н. Новоскольцева, К. Я. Крыжицкого, Н. К. Рериха.

Петербургская газета. 1902. 24 февраля. ? 54. С. 3.
_____________________________________________


23 февраля 1902 г., СПб.
Посещение их величествами художественных выставок.

Вчера, 23-го февраля, их императорские величества Государь Император и Государыня Императрица Мария Феодоровна, их императорские высочества великий князь Владимир Александрович с августейшей супругой великой княгиней Марией Павловной, великий князь Андрей Владимирович, великая княжна Елена Владимировна, великий князь Алексей Александрович, великий князь Георгий Михайлович с августейшей супругой великой княгиней Марией Георгиевной посетили XXX передвижную выставку, открывающуюся в залах Императорского Общества поощрения художеств. <...>

В вестибюле их величеств встретили вице-председатель Императорского Общества поощрения художеств гофмейстер Ю. С. Нечаев-Мальцов с секретарём Н. К. Рерихом, член М. П. Боткин, директор Рисовальной школы действ, ст. сов. Е. А. Сабанеев, а также вице-президент Императорской Академии художеств граф И. И. Толстой. <...>
После обзора выставки их величества и высочества, простившись с со-провождавшими лицами, отбыли с выставки.

Петербургский листок. 1902. 24 февраля. ? 54. С. 3.
***********************************************************************

МАРТ

2 марта 1902 г. СПб.
Хроника

В субботу, 2-го марта, в половине третьего часа дня их величества Государь Император, Государыни Императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна, их императорские высочества Государь Наследник и великая княгиня Ксения Александровна посетили Императорскую Академию художеств. Ранее их величеств прибыли и встретили их величеств их императорские высочества августейший президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович, великая княгиня Мария Павловна, великая княжна Елена Владимировна, великий князь Алексей Александрович, августейший управляющий музеем Императора Александра III великий князь Георгий Михайлович, великая княгиня Мария Георгиевна, министр внутренних дел егермейстер Сипягин, иркутский генерал-губернатор г.-л. Пантелеев, вице-президент Академии гофмейстер граф Толстой, секретарь д. с. с. Лобойков и ректор проф. Беклемишев. Их величества и их императорские высочества осматривали открывающуюся Весеннюю академическую выставку. Перед входом на площадке их величеств встретили председатель комитета выставки г. Куинджи, товарищ его г. Рерих и члены комитета. Осмотрев в залах произведения живописи, их величества в конференц-зале смотрели предметы ваяния и скульптуры, а в дальнейших залах выставку разнообразных изделий Императорского фарфорового и стеклянного заводов. <...> При обзоре выставки приобретены картины: Государем Императором - 'Заморские гости' худ. Рериха...

Новое время. 1902. 3/16 марта. ? 9337. С. 5.
 
  
 

Н.К. Рерих. Заморские гости. 1902. (ГРМ)
_______________________________________


3 марта 1902 г. СПб.

Меценат
ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА КАРТИН

Художественный сезон в полном разгаре... Сегодня предстоит открытие ещё двух художественных выставок: так называемой Весенней, в залах Академии художеств, и 'Мира искусства' - в залах 'Пассажа'.
На первой из этих выставок нам удалось побывать, и впечатление мы вы-несли о ней самое приятное. Скажем даже так: это положительно лучшая из открытых пока выставок. Главное достоинство её то, что в работах художников вы не видите желания кому-либо угождать, вы не чувствуете стремления авторов подделаться под вкус рынка. Пусть иногда картина отчасти нелепа как по своему сюжету, так и по выполнению, но приятно в них уже то, что они представляют собой не перепевы тысячи раз известного, а нечто самостоятельное, нечто свежее. <...>

Несомненным украшением выставки являются многочисленные произведения Н. К. Рериха. Этот своеобразный художник сделал большие успехи за последнее время. Целый ряд выставленных г. Рерихом картин переносит зрителя в эпоху древней Руси, которую он, как истый поэт и тонкий знаток стиля, толкует замечательно красиво и верно. Из картин г. Рериха особенно характерна 'Зловещие', изображающая чёрных воронов на скале, как известно, являвшихся всегда вестниками зла. В фигурах воронов, в пейзаже, на фоне которого они сидят, очень много настроения, именно зловещего настроения, и, глядя на эту картину, невольно вспоминаются страницы далёкого прошлого; но где г. Рерих совсем хорош - это в своих декоративных мотивах. Его панно, изображающие 'Охоту', замечательны по пониманию художником этой сферы искусства, так упорно не дающейся нашим художникам. Кто-то назвал вчера г. Рериха русским Пюви де Шаванном, и это мнение нисколько не является преувеличенным. В лице г. Рериха мы положительно приобрели замечательного мастера панно. Много ещё хорошего на Весенней выставке. <...>
В общем, выставка очень интересная и совсем не декадентская, как можно бы думать, судя по прежним Весенним выставкам.

Петербургская газета. 1902. 3 марта. ? 60. С. 3.
_________________________________________


Дубль-вэ
ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА КАРТИН

В Академии художеств сегодня, 3-го марта, открывается сильно запоздавшая в этот сезон Весенняя выставка картин. <...>
Выставка почти исключительно пейзажная. Куда ни взгляни, всюду либо 'закат', либо 'последний луч', либо что-нибудь такое зелёное, что даже глаза воротит. <...>

Среди моря пейзажей, как острова, разбросаны жанровые картины и портреты. Есть также и несколько 'исторических холстов', с которых мы и начнём осмотр.
<...>
Совсем другое мы видим в картинах художника Н. К. Рериха, помещённых в небольшом круглом 'Пименовском' зале. Талантливый автор, воспроизводя картины, выразил свои идеи, свои познания и взгляды на изображаемые исторические события и сцены. Кроме художественного интереса в картинах г. Рериха есть интерес исторический. Для примера возьмём картину 'Языческое'. Она представляет вершину священного холма с языческими идолами, обнесёнными частоколом, с черепами убитых во время жертвоприношений лошадей. Ветхий старец, обходя святое место, по-видимому, сильно поражён появлением на синей дали моря целого каравана неведомых судов с красными парусами.

Картина заставляет зрителя долго любоваться на синюю морскую даль и мысленно переноситься к минувшим сценам былой старины.
Также полны интереса длинные панно 'На охоту' и 'С охоты' и оригинальная картина 'Зловещие' - группа воронов, выжидающих добычу на камнях прибрежного кургана. ...

Петербургский листок. 1902. 3/16 марта. ? 60. С. 2-3.
_____________________________________________


5 марта 1902 г. СПб.

Ив. Л[азаревский].
Весенняя художественная выставка

В залах Императорской Академии художеств открылась Весенняя художественная выставка. С каким эстетическим удовольствием осматриваешь многочисленные произведения на этой выставке! Превосходное впечатление, которое выносишь от посещения её, ещё усиливается сопоставлением экспонатов большинства передвижников и членов С.-Петербургского товарищества художников с экспонатами в Академии художеств; видно, что эти последние экспонаты исполнены талантливыми, оригинальными художниками, стремящимися вперёд в своём художественном развитии, а не застывшими на одном месте, как то мы видим по произведениям большинства участников тех двух выставок. <...>

Кто с вниманием осматривал Весенние выставки со времени их основания, не мог не заметить, что года четыре тому назад на этих выставках появились очень оригинальные по трактовке и по выбору сюжетов картины художника-археолога Н. К. Рериха: 'Гонец, восстал род на род', 'Сходятся старцы' и 'Поход' - вот названия этих картин. Они обратили внимание на молодого художника. Многие упрекали Н. К. Рериха в том, что рисунок у него слишком, так сказать, эскизен. Я далеко не поклонник эскизности в рисунке (на эскизности, по большей части, выезжают люди, не умеющие рисовать), но в произведениях Н. К. Рериха должен согласиться с его манерой рисунка. Дело в том, что возьми Рерих в своих картинах резкий, по линиям контуров, рисунок, то ему бы никогда не достичь такого настроения, такой передачи впечатления той стародавней старины, что изображает художник. Сотни, тысячи лет отделяют нас от того времени, какое воспроизводит Н. К. Рерих; за дымкой веков сглаживается определённость контуров, рельефность, чем-то сказочным, смутным немного веет от той эпохи, какую так талантливо воспроизводит молодой художник. Между прочим, теперь он выставил два декоративных мотива 'Охота'; на одном изображено преследование зверя, на другом - возвращение с охоты. По этим 'мотивам' можно судить о несомненной талантливости художника в области фресочной живописи. Было бы крайне желательно, чтобы Н. К. Рерих пошёл бы дальше во фресочной живописи, на чём у нас почти никто серьёзно не останавливался, а по этим двум мотивам 'Охоты' можно смело ожидать от художника немаловажных результатов. Из других выставленных теперь работ Н. К. Рериха сильное впечатление производит его картина 'Зловещие'. На берегу широкой реки (вода написана очень хорошо и своеобразно), на больших камнях расселись зловещие вороны. Эти вороны и общий колорит превосходно передают то настроение, которое хотел передать художник, - зловещее, таинственное настроение. С настроением его 'Волки', интересно 'Языческое' - престарелый древнеславянский жрец, всматривающийся на незнакомые, быть может, вражеские судна, плывущие вдали по реке. Хорошо передана вода и движение в небольшой работе Н. К. Рериха - 'Заморские гости' и освещение в его 'Пейзаже', изображающем старинный русский городок. ...

Биржевые ведомости. 1902. 5/18 марта. ? 62. С. 3.
_____________________________________________


6 марта 1902 г. СПб.
Хроника

6-го марта в Императорской Академии художеств, на очередной среде, экспоненты Весенней выставки устроили обед; присутствовало более 80 человек, в том числе некоторые профессора Академии и гости. Во время обеда было предложено много тостов, среди которых с особенным сочувствием был принят тост А. И. Куинджи за И. Е. Репина; при громких кликах 'ура' собрание выбрало представителей для передачи приветствия И. Е. Репину. Депутаты Н. К. Рерих, А. В. Скалой и А. А. Мурашко, не застав И. Е. дома, письменно выразили ему пожелания общества. По окончании обеда состоялся концерт: г. Райлян исполнил несколько романсов, г. Щербиновский играл на виолончели под аккомпанемент г-жи Скворцовой. И. Я. Гинцбург (скульптор) исполнил несколько мимических сцен, представляя портного, англичанина, даму за туалетом и вызывая хохот всего зала. По окончании программы танцевали.

Новое время. 1902. 8/21 марта. ? 9342. С. 4.
______________________________________


11 марта 1902 г. СПб.

Старовер
Весенняя выставка в залах
Императорской Академии художеств

Из всех выставок картин, открытых теперь в Петербурге, по количеству картин первое место занимает Весенняя выставка, помещающаяся в Императорской Академии художеств, но от этой Академии вполне не зависящая... Приёмом картин на выставку ведает особое жюри, председателем которого состоит А. И. Куинджи. К сожалению, жюри это проявило к гг. экспонентам ни-чем не оправдываемую мягкость, и было бы в высшей степени полезно для самой выставки, если бы половина картин не покидала мастерских их выставивших художников. Конечно, доброе сердце, особенно по настоящему времени, - вещь в высшей степени почтенная, но, к сожалению, не всегда надлежит слушать голос одного сердца. Выставка безобразных картин, особенно молодых художников, прежде всего, вредит репутации этих последних. Излишняя доброта в оценке их картин, в сущности - очень дурная для них услуга. <...>

Из художников, выставивших интересные произведения, я прежде всего остановлюсь на картинах Н. К. Рериха. Это художник, безусловно, оригинальный и талантливый, хотя и не вполне ещё установившийся, почему о характере его дарования нередко приходилось слышать прямо противоположные отзывы. Мне случалось уже упоминать о его работах в моих отчётах о художественных выставках, но теперь он выставил девять вещей, и потому есть основание более обстоятельно рассмотреть характер его творчества. Н. К. Рерих, прежде всего, - археолог: его не трогает современность, по крайней мере, я не знаю ни одной его картины на современные злобы дня. Он чувствует себя как дома среди древних священных языческих мест, среди древних удельно-вечевых городков, среди походов великого князя Владимира - Красное Солнышко. Как археолог, притом чуть ли не преподаватель Археологического института, Н. К. Рерих даёт верные исторические изображения, - само собою разумеется, настолько, насколько возможно восстановить эпоху по обрывкам оставшихся от неё памятников. В этом - сила и слабость картин художника. Человеку, не привыкшему к археологическим изысканиям, чрезвычайно трудно перенестись мысленно в очень отдалённую эпоху, хотя бы он, в общем, и интересовался стариной: для большинства же эта старина никакого интереса не представляет. При этом нужно заметить, что художник никакой, так сказать, 'модернизации' старины в своих картинах не допускает. Картины его мрачны, как мрачна заря всякой культурной жизни.
Из девяти выставленных художником картин мне более всего нравится 'Зловещие'. На берегу холодного и пустынного залива или бурного озера собрались зловещие вороны. Они чуют что-то, очевидно, недоброе. Вдали виднеются голые молчаливые курганы. Колорит картины серый, суровый, ни одного светлого пятнышка. Зловещие вороны вполне гармонируют с мрачным пейзажем и холодной бурливой водой. Картина полна настроения. Её купил музей Императора Александра III и хорошо сделал. Другая картина, приобретённая е. и. в. Государем Императором, 'Заморские гости', изображает весёлое настроение природы. На ярко разукрашенных ладьях едут заморские гости. Вдали на бугре торчит убогий городок. В воздухе реют белые чайки. По мотиву, взятому художником, - на мой взгляд, картине желателен более яркий колорит. Третья картина называется 'Язычники'. Она изображает древнее языческое священное место. Среди частокола, на котором повешены лошадиные черепа, - несколько идолов и их хранитель-старик, смотрящий на реку, по которой бегут ладьи... Седой стари-ной веет от этой картины, хорошо нарисованной и вполне колоритной! Затем художник выставил два декоративных панно для дворца его высочества принца Петра Александровича в Рамони. Они изображают великокняжескую охоту. На первом - утро. Восходящее солнце едва освещает вершины деревьев и небосклон. Бодры и веселы охотники, когда скачут за сохатым. На другом - те же охотники ночью возвращаются домой усталые, обременённые добычей. Оба панно написаны эскизно, но сильно и смело. Эффект утреннего и ночного освещения передан правдиво. Но, придираясь, в рисунке можно найти некоторые промахи и недостаточную твёрдость. Зимний вечерний пейзаж, с полузасыпанным снегом древне-удельно-вечевым городком, очень хорошо написан, но, к сожалению, так скверно повешен, что рассмотреть его довольно затруднительно. Я видел его в мастерской художника, где он бесконечно выигрывал. Наконец, две последние картины: 'Волки', написанные на тему 'Из лесов тихомолком, по полям, волк за волком, отправляются все на добычу', и 'Поход Владимира на Корсунь' - были прошлом году на выставке в венском Secession и удостоились в высшей степени сочувственного отзыва в серьёзном художественном журнале 'Kunst'. В общем, картины молодого художника заслуживают самого серьёзного внимания. Крупный художественный талант Н. К. Рериха стоит вне сомнения: ему следует только пожелать в его будущих произведениях более яркого колорита и более точного, твёрдого рисунка. ...

Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 11/24 марта. ? 68. С. 2.
_______________________________________________________


22 марта 1902 г. СПб. - Москва

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕСЕННЕЙ ВЫСТАВКИ

В зале Общества акварелистов 20-го марта художники-экспоненты Весенней выставки собрались для обсуждения проекта передвижения своей выставки в Москву.

Среди присутствовавших были профессора А. И. Куинджи, В. А. Беклемишев, художники А. П. Соколов, Н. П. Химона, Н. К. Рерих, В. И. Зарубин, С. И. Дудин, А. Г. Орлов, Б. Б. Скиргелло, М. Зейденберг, г. Гинцбург и др.
В общем, собралось до 50 участников выставки.

После оживлённого обмена взглядов на нововведение передвижения выставки, вопрос был поставлен на баллотировку председателем собрания А. И. Куинджи.
Громадным большинством вопрос был решён утвердительно, и тут же были выработаны детали нового дела.

Для выбора произведений оставлено прежнее жюри, необходимые деньги для перевозки и устройства выставки в залах Строгановского училища в Москве получатся при отчислении паев дивиденда всех участников новой 'Московской весенней' выставки.

Многие молодые художники, по-видимому, были введены в заблуждение двойной баллотировкой, и вначале едва ли можно было предвидеть успешного и дружного решения общего дела, но А. И. Куинджи целым рядом обстоятельных речей сумел убедить и привести в порядок спорный вопрос, причём сам предлагал, ввиду разногласицы, подождать с передвижением выставки до будущего года.
Предложение это было, однако, отклонено, и передвижение состоится в нынешнем году.

Петербургский листок. 1902. 22 марта / 4 апреля. ? 79. С. 2.
______________________________________________________


23-24 марта 1902 г. СПб. - Москва

Выбор картин для Москвы

В субботу, 23-го, и вчера, 24-го марта, на Весенней выставке в Академии художеств, жюри, состоящее из профессоров В. А. Беклемишева, А. И. Куинджи и художников Н. П. Химоны, К. Я. Крыжицкого, Н. К. Рериха и других, выбирали картины для отправки в Москву. Намеченные картины будут сняты с выставки только после её закрытия (на последней неделе поста) и упакованы в ящики для отправки в Москву, где выставка откроется на Святой [неделе] в залах Строгановского училища.

Петербургский листок. 1902. 25 марта / 7 апреля. ? 82. С. 3.
___________________________________________________


29 марта 1902 г. СПб.
Художественные новости

В среду, 27-го марта, в Русском Собрании состоялось учредительное заседание художественного совещания, состоявшее из ген. К. И. Величко, кн. Д. П. Голицына, А. А. Ильина, Н. А Кошелева, К. Е. Маковского, А. А. Парланда, проф. А. В. Прахова, Н. К. Рериха, М. А. Суворина, М. А. Чижова и С. В. Юферова под председательством С. Н. Сыромятникова. Совещание признало необходимым для Русского Собрания работать над объединением разобщённых художественных кружков, делать сообщения о русской современной живописи по её лучшим произведениям, невзирая на направления художников, и познакомить членов Собрания с ролью искусства в экономии жизни и с теорией красоты, дать историческое понятие о русском искусстве, рассматривая его параллельно с художественной словесностью, изучать и споспешествовать*) организации русского народного художества во всех его направлениях и работать над развитием эстетических привычек в обществе. ...

Новое время. 1902. 29 марта /11 апреля. ? 9363. С. 3.
__________________________________________________
*) споспешествовать - способствовать (словарь Даля - ред.)
*************************************************************************************


АПРЕЛЬ

13/26 апреля 1902 г. Москва.

ТРИ ВЫСТАВКИ

На второй день Святой недели сразу открываются три художественные выставки: две из них - Передвижная и Петербургская, повторяются в течение многих лет каждый год, всегда на одном и том же месте, первая - к Школе живописи, вторая - в Историческом музее. Совершенной новостью является выставка академическая. Для москвичей, интересующихся живописью и не бывающих в Петербурге в сезон академической выставки, эта выставка явится целым открытием.

С представлением об академичности и в особенности с представлением о выставках нашей Академии художеств испокон веку сочетается представление о рутине, об упорном игнорировании всего нового, свежего. Эта рутинность Академии и вызвала, тридцать лет назад, тот переворот, который призвал к жизни Передвижные выставки.
Если известные понятия с трудом проникают в общество, с трудом прививаются в нём, то ещё труднее обществу отрешиться от раз установившихся предрассудков. Жизнь давно уже сломала все старые традиции Академии и её выставок. Академия обновилась, и на развалинах старого 'художественная' молодёжь в искании новых путей значительно] опередила тех самых 'передвижников', которые в своё время произвели целую революцию в русском искусстве.

Посмотрев выставку академистов в залах Строгановского училища, публика должна будет отказаться от своих традиционных представлений и признать, что по сравнению с нынешней академической молодёжью уже 'передвижники' представляют рутину. 'Передвижники' представляют тесно сплочённый кружок, неохотно пускающий в свои стены молодёжь, а на академическую выставку попадают прямо со школьной скамьи горячие молодые головы, увлечённые новыми течениями в искусстве и поэтому являющиеся крайними из крайних.

Все эти молодые художники, фигурирующие на академической выставке, менее всего могут заслужить упрёк в отсталости. Нет, их скорее можно упрекнуть в том, что они слишком 'сецессионисты', и в этом направлении даже опередили своих учителей.

Вместе с тем, нельзя не признать за этой молодёжью несомненного дарования, оно ключом бьёт тут. Пусть будут крайности, но молодость, Жизнь, талант дают себя чувствовать и захватывают зрителя.

На академической выставке - 140 полотен. Преобладают картины больших размеров. Очень много скульптурных произведений - мрамора, гипса и бронзы. <...> Многие картины молодых художников приобретены высочайшими особами, музеем Императора Александра III и самой Академией художеств. Эти приобретения Академии художеств особенно характерны по своему направлению. Они свидетельствуют, что и самая Академия сдалась и приветствует свежее новое искусство, невзирая на его крайности. Все картины размещены в трёх залах. <...>

В большой зале обращает внимание эффектное полотно художника Мурашки 'В кафе', на первом плане которого изображены две из 'этих дам'. Художник получил за эту картину премию, средства на поездку за границу, и самая картина куплена Академией. Рядом можно отметить картину Химоны, представляющую финляндский вид зимою; картина приобретена музеем Александра III. Прекрасны вещи Рериха, Рылова, Светлицкого, Шмарова. Хороши портреты Бобровского, Кустодиева...

Новости дня (Москва). 1902. 13/26 апреля. ? 6767. ____________________________________________


17 апреля.1902 г. Москва
МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА

...Весенняя выставка явилась в Москву впервые, и первый же выход её надо признать вполне удачным. Из всех трёх картинных выставок, функционирующих в данный момент в Москве, Весенняя выставка является едва ли не самой интересной.
От других выставок она отличается, прежде всего, изобилием скульптурных работ, а затем от всей её физиономии веет чем-то новым, свежим, оригинальным. <...>

Вообще надо заметить, что Весенняя выставка привезена из Петербурга в довольно сокращённом виде. В Петербурге было выставлено более 400 номеров, сюда привезён всего 141 номер. Неизвестно, чем руководствовались устроители выставки, сократив число экспонатов почти вдвое; надо думать, что исключительно выбором лучших вещей, хотя исключение из числа таких экспонатов, как картины Котарбинского, Синаева-Берштейна, Аронсона и других как бы не подтверждает подобного предположения. В особенности это относится к картинам Н. К. Рериха, художника, ещё мало знакомого Москве. Из 9 его вещей, фигурировавших на Весенней выставке в Петербурге, сюда прибыли только две картины: 'Зловещие' и 'Заморские гости'. Интересные картины 'Языческое', 'Соглядатаи', 'Поход Владимира на Корсунь' и декоративные работы не удостоили посещением Москвы, между тем, все они нарасхват раскуплены в разные музеи (конечно, не нашей галереей) и частными лицами.

Перед 'Зловещими', приобретёнными для музея Александра III, плотной стеной стоит публика. К сожалению, только целый ряд картин этого художника может дать о нём полное представление. Если можно пожалеть о сокращении Рериха и Котарбинского, то можно только с удовольствием отметить сокращение г. Столицы. Этот художник положительно заполонил нею петербургскую выставку, все залы Академии. ...

Курьер (Москва). 1902. 17 апреля. ? 105.
___________________________________



16 апреля 1902 г. Москва.
ХРОНИКА

Вчера в Строгановском училище открылась академическая выставка, о которой уже были сообщены сведения в нашей газете.

Выставка сразу заинтересовала публику, переполнившую залы. Выставке можно предсказать успех выставки 36-ти художников. В публике только и разговоров, насколько эта выставка интереснее выставки передвижников, застывших на одном месте. Здесь простор, свободное творчество молодых талантов. Больше всего привлекает внимание картина Мурашки 'В кафе', 'Зловещие вороны' Рериха, оригинальные по технике картины Богаевского ('Крымские виды'), 'Могила убитого' Котарбинского, воспользовавшегося легендой о том, что из могилы убитых вырастают цветы, из которых сочится кровь. Останавливают внимание картины 'Финляндия' Химоны, 'Деревня зимой' - Шмарова...

Новости дня (Москва). 1902. 17/30 апреля. ? 6770.
___________________________________________


НА ВЕСЕННЕЙ

Вчера открылась одна из популярнейших петербургских выставок, так называемая 'Весенняя'.
Устраивается она обыкновенно в залах Императорской Академии художеств, а у нас её приютили гостеприимные залы Строгановского училища.
Москва живо заинтересовалась петербуржцами, и вчера целый день публика на выставке кишела.

Первое впечатление, которое произвели на меня гости, было ошеломляющее.
Эти кричащие, вызывающие, дерзкие картины так и кидались со стен в глаза проходящим. Многие из них положительно мешали рассматривать своих более спокойных и скромных соседок. <...>

Много мрачной поэзии в картине Н. К. Рериха 'Зловещие', приобретённой музеем Александра III. Чёрные силуэты воронов зловеще вырисовываются на мрачном фоне ненастной ночи. Быть беде. Карканье так и висит в этом свинцовом небе. Краски сгущены, но художник удержался в границах, за которыми начинается утрировка.
Чрезвычайно стильны и 'Заморские гости', приобретённые Государем Императором. Они так пестры, так нарядны.

<...> Видно, что Академия не спит, ищет путей, даже слишком усердно ищет. Вот почему кое-что и кажется здесь кричащим, вызывающим и даже не симпатичным.
Н. Георгиевич

Русское слово (Москва). 1902. 17/30 апреля. ? 104. С. 2.
_______________________________________________


22 апреля 1902 г. Москва.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

Академическая выставка нашла себе приют в залах Строгановского училища. Она состоит лишь из [141-й] картины, за небольшими исключениями, хорошо расположенных по отношению к свету и далеко небезынтересных. Портретов на выставке около десятка, есть очень небольшое количество жанровых и исторических картин и этюдов, а всё остальное предоставлено пейзажной живописи. Пейзаж господствует ещё больше, чем на других выставках, и в изображениях природы академическая выставка представляет наибольший интерес. В противоположность тому, что было 30 лет назад, когда Академия застыла в старых традициях, а передвижники внесли новую струю света в русское искусство, настоящая выставка (располагающаяся в Петербурге в залах Академии художеств) стремится идти дальше передвижников в следовании новым формам искусства. По крайней мере, в том как некоторые экспоненты этой выставки стараются изобразить природу, заметно желание передать их собственные впечатления, не руководствуясь шаблоном; и хотя эта передача не всегда удачна, но даже и неудачные попытки могут представлять интерес, если они являются следствием искреннего чувства, а не претенциозного стремления придать себе несуществующую оригинальность..

Кроме двух-трёх картин (о них речь ниже) в первой зале, в которую проникает посетитель, почти все пейзажи лишены солнца. Сумерки, ночь, борьба ничтожного светловатого отблеска с глубокой тьмою, надвигающийся мрак - вот впечатления художников. В этом мраке лишь в редких случаях видно спокойствие и отсутствует движение; по большей части во тьме пли происходит борьба, или готовится что-то новое, зловещее и тягостное. [О картине Гауша 'Драма']. Рядом с этой 'драмой' находится картина II. К. Рериха 'Зловещие'. В унылом сумеречном свете на серых каменьях сидят посреди дикой пустыни чёрные вороны, раскрыв клювы и предвещая карканьем новую беду. ...

Русские ведомости (Москва). 1902. 22 апреля. ? 109. С. 3
__________________________________________________



ПЕТЕРБУРГСКИЕ ХУДОЖНИКИ В МОСКВЕ

...Весенняя выставка пришлась по вкусу москвичам. Открылась она в поместительных залах Строгановского рисовального училища, и публика переполнила их в день открытия. В Москву выставка перевезена в сильно уменьшенном виде - перевезено всего 141 картина и скульптура, вместо экспонировавшихся в Петербурге свыше 400 экспонатов.

Наибольшим успехом в Москве, как по сведениям печати, так и по частным сообщениям, пользуются работы талантливого А. Мурашко 'В кафе' и 'Этюд', все картины Н. К. Рериха и в особенности 'Зловещие', пейзажи Н. П. Химоны, М. П. Латри, К. Ф. Богаевского, Ф. Р. Райляна, В. И. Зарубина <...>
Несомненно, что в деле развития и понимания нового искусства и интереса к нему москвичей, Весенняя выставка принесёт немало пользы.
Иван Лазаревский

Биржевые ведомости. 1902. 29 апреля / 12 мая, ? 114.
________________________________________________


30 апреля 1902 г. СПб.
АРХЕОЛОГИЯ
Хроника

В начале мая заканчиваются экзамены в С.-Петербургском Археологическом институте. 12-го мая состоится торжественный ежегодный акт, на котором розданы будут окончившим полный курс аттестаты и свидетельства на звания 'действительных членов' и 'членов сотрудников'. В нынешнем году оканчивает курс около 200 человек. через несколько дней после акта, по примеру прошлых лет, будет совершена археологическая экскурсия с целью производства раскопок курганов. Выбор относительно местности раскопок колеблется между окрестностями Луги (по Варшавской Кел. дороге) и местностью близ станции Елизаветино (по Балтийской жел. дороге). В предварительных изысканиях принимают горячее участие художник-археолог Н. К. Рерих и Л. Н. Целепи. Окончательные раскопки экскурсантов будут произведены по указаниям и под наблюдением профессора института по кафедре первобытной археологии Н. И. Веселовского.

Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 30 апреля / 13 мая. ? 115. С. 4.
___________________________________________________________