Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

"...наша экспедиция задумывалась нами очень давно, ещё в бытность в России, чему свидетельствуют многие мои картины и темы писаний. Уже из Лондона в 1920-м году мы предполагали осуществить эту экспедицию, но за отсутствием достаточных экспедиционных средств это было невозможно". (Из письма Н.К. Рериха в Америку от 1.12.1935.)

1925 г.
(январь-апрель)
***************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
Письмо Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (4 января 1925 г.)

МАРТ
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (1 марта 1925 г.)

АПРЕЛЬ
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (1 апреля 1925 г.Bondapur )
Открытое письмо Н.К. Рериха к сотрудникам (10 апреля 1925 г. Ладак)
Открытое письмо Е.И. Рерих к Ф. Грант (10 апреля 1925 г. Ладак)
Письмо Е.И. Рерих к Рериху Святославу (23-25 апреля1925 г.)

*************************************************************************************

ЯНВАРЬ

4 января 1925 г.(Японское судно "Катори Мару")
Письмо Н.К. Рериха в Америку.

s.s. Katori:::.maru
4 янв. :::::.. 1925.

Родные мои, славные и любимые, столько есть рассказать и столько ещё дней до приезда. Сегодня считали и оказалось, что при одном дне на Цейлоне, при 2 на Adyar 2 на Callcutty можем доехать лишь 25-го. Из Siliguri возьмём мотор до Hillsid'a. Японский корабль хорош, но медленно. Выехали утром 28-го, а приедем только 14-го в Colombo. Авирах проводил нас до Марселя. Мой питомец - всё забыл купить себе. Уже в Марселе наскоро купили ему сапоги и шапку и носки. Но главное - он ждал меня долго у Tinmer'a и не догадался там спросить и сказать чего у него нет.
Поразительно, как все указания о нём и обо всём справедливы. По гороскопу, De Bey сказала, что 23 Ноября - я буду hesitate [колебаться - англ. - ред.], а 18-го и 25-го Дек. - будут дни очень важных решений. Так и было. Трудно, трудно довезти всё, что имею сказать и никак это не описать. Очень тяжёлое впечатление производит Шклявер - был момент великой опасности, когда он пытался схватить трубку важного телефона. Книга Юрика идёт хорошо. Успех будет. Я заехал к Елисееву - он будет писать о книге. И клевета (виденная Тобою) была: - враждебная статья в Руне.

Пока погода прекрасная, хотя спутник и боле целый день. Авирах тоже один день болел, а затем, несмотря на бурю, преисполнился храбрости. Честный, преданный человек. Он и Радна - два твёрдых стража! Ояне иногда мешает её экспансивность. Имел в Париже депешу от Светы, что every thing well [всё хорошо (англ.) - ред.] послал ему на 2300 fr. красок и костюм. Везу Юрику отменные брюки для езды и два светра. И Тебе - серый светр - А шпилек - прямо гора - распространились по сундукам! Два сундука америк., один французский и две картины.

Вверху письма дописано другими чернилами:
Colombo- доехали. 22-го вернёмся.
Все письма получили.
Целуем. 13 января

Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк.
____________________________________




МАРТ

1 марта 1925 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя, посылаю письма Adair1 и Чахембулы. Все мы надеемся, что Вы сумеете выяснить Чахембуле все опасности, его окружившие, и убережёте его от всяких тягостей, им вызываемых. В письме его, Вами пересланном, есть неприменимое выражение: 'под крылышком?! Учителя'. Посудите, разве прилично применять уменьшительные прозвища к Такому понятию? Это уже влияние сил, разбивающих величие, красоту и соизмеримость.
Помните закон соизмеримости. И если червь умаления вползёт в жизнь, тогда всё окружающее примет уродливые измерения. Надеемся, что Вы сообщите Чахембуле всю серьёзность и ответственность. Верим, что у Вас всё прошло успешно и энергично. Будем ждать вестей на Srinagar. Шлём стрелы самых сильных напряжений.

Духом с Вами
Р/х

1 марта 1925.
Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.

*****************************************************************************


АПРЕЛЬ

1 апреля 1925 г. Bondapur
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Bondapur, 1 апр.1925.
Родной Яруя,

привет с озёр Кашмира. Холодно, лежит снег. Вчера нашу лодку чуть не разбило бурей. Но (как всегда) вдруг наступила тишина и мы успели до нового шквала укрыться в речку. Перед нами лежит путь на Гильгит. Не была ли на этой дороге тётя Анни? Как Вы доехали? И как все Ваши дела? Вам и Чахембуле привет.

Духом с Вами Р/х
Боремся за разрешение идти в Ладак. Масса препятствий. Сражаемся. Перешлите приложение по адресу.

Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
____________________________________________________


10 апреля 1925 г. Ладак
Открытое письмо Н.К. Рериха к сотрудникам
 
  
 

Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк.
___________________________________

10 апреля 1925 г. Ладак
Открытое письмо Е.И. Рерих к Ф. Грант
 
  
 

Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк.
___________________________________


23 - 25 апреля 1925 г.
Письмо Е.И. Рерих к Святославу Рерих.

Апрель 23 / 1925
Любимый мальчик мой, грустно сознавать, что у тебя нет потребности поделиться с нами мыслями, действиями, достижениями и, быть может, некоторыми неудачами. Неудачи! - у кого их нет?! Первая неудача у сильного человека обращается на следующей ступени в верную победу. Сумей и ты духом взойти на эту ступень! Спешу передать тебе желание М.М., чтоб ты написал, что ты приносишь в дар и что желаешь получить взамен. Напиши и перешли в запечатанном конверте нам.

Сведения о твоей выставке считаем весьма и весьма благоприятными. Возможность выставить в восьми центрах художнику, впервые выступающему, блестяща. Не запомню, кто так начинал! Ты заботишься о рекламе, но лучшая реклама - качество работы. Если работа плоха, никакая реклама не устоит. Ты знаешь моё отношение ко всякой рекламе. Как я мало обращала внимания на рецензии. Если иногда и приходилось принимать меры к папиной выставке, то лишь потому, что у папы, как у всякого уже сложившегося большого художника, притом поражающего своей деятельностью, много завистников и врагов, которых, ради возглавляемых общественных учреждений, следует иногда ставить на места. Всё же, если подведём итог деятельности врагов и друзей, увидим, что враги более способствовали успеху и известности, нежели друзья. Потому тебе, впервые выставляющему художнику, не следует бояться этих пособников. Чем больше кричат, тем лучше. Ничто так не способствовало успеху 'Мира Искусства', как беспощадная критика всесильного 'Нового Времени'. Потому не трать денег на рекламу - думай лишь о качестве работ. Враги много подвижнее друзей, сами приходят и кричат. Впрочем, лично думаю, что слишком ругать тебя не будут. Бойся поддаться влиянию пошлости, которой заражена современность.

Когда пишешь новую вещь, выезжай за город, взгляни на природу и вдохни чистый воздух. Очень прошу тебя, не окружайся секретарями и другими подобными пособниками в пристройстве чужих денег. Будь независим и меньше доверяй фантазиям ресторанных посетителей. Ещё и ещё повторяю, что успех ожидает тебя лишь на указанном пути, ибо путь этот предусмотрен и защищён со всех сторон. Всякое же уклонение может вызвать и соответствующую неудачу. Ты достаточно умён понять, что невозможно рассчитывать на защиту и помощь на всех и даже вредных путях. Тебе были даны все предостережения относительно лярв. И в начале пути ты, видимо, разбирался хорошо, неужели пыль городов так глубоко проникла, что ты уже неспособен противостоять натиску подобных Анави? Мне больно и стыдно сознавать, что у тебя может быть что-то общее с этим ничтожнейшим и пошлейшим типом!

Бедный мой птенчик, дай голосу духа твоего оградить тебя от этих лярв. Дукельский, Данилов, Анави - коллекция недурная, могла бы ещё добавить, но остановлюсь на корифеях. Светуня, Светуня, чуй же всю боль нашу, видя, как из блестящих возможностей, ведущих тебя в горы, на широкий простор, тебя толкают сложить лишь кучу отбросов! Кому нужны духи, которыми завалены все парфюмерии Парижа? И разве не было сказано, что парфюмеры преступно растрачивают драгоценное вещество? Разве в этих словах не заключаются два указания? Не будь слепышом!

Мальчик мой, подходи ко всему новым здоровым путём. Ничего так не бойся, как пошлости и спекуляции - двух болезней нашей современности. Огради себя от них, храня данные Заветы. Помни о честности во всём: в чувствах, мыслях и поступках. Не будь расточителен, всякий пошляк умеет им быть. Невелико почтение, покупаемое за деньги. Будь прост всегда и во всём, этим завоюешь себе независимость и истинное уважение.

Светик, я не ошибаюсь в своих чувствованиях. Много раз было мне повторено, что нет ошибок в моём чувствознании. Потому прошу тебя начать новую жизнь без секретарей и обывательской пошлости. Спокойствие и радость найдёшь лишь в труде и в ясном устремлении к намеченной тебе цели. Не отдаляйся от наших друзей - они и тебе наивернейшие друзья, но сумей сохранить их уважение. Бойся начать эксплуатировать их доброту и готовность поддержать тебя. Прежде научись давать, получение лишь этим обеспечивается. Надо бросить семя и поухаживать за ним, чтобы получить плод. Разве не интересна работа по Corona Mundi? Разве не прекрасный сотрудник Newberger? Не говоря уж о главной твоей работе - живописи, в которой сей-час ждёт тебя успех, если ты серьёзно займёшься ею.

Теперь ещё одно чрезвычайно важное указание - не будь болтлив - не говори о делах на стороне. Сказать ранее срока значит погубить дело. Не уподобляйся 'Пошехонцу', рубящему ветку, на которой сидит. Каждая удача в делах - твоя удача, так же как неудача, отзовётся и на твоих возможностях. Не губи себя, мы-то и босыми дойдём, но как ты почувствуешь себя без необходимых удобств?

Кроме затруднений и отдаления прекрасных возможностей, разве не ужасно по легкомыслию тормозить прекрасный план? Родной мой, любимый, пойми, какое серьёзное время наступило и как все должны напрячь все свои способности, всю находчивость и выдержку для завершения указанного. Яви сдержанность и положительность перед дядей Борей , так важно произвести благоприятное впечатление. Не забудь, что все богатеи любят со всех сторон следить за сотрудниками, и у дяди это поставлено превосходно. Не писала бы тебе об этом, если бы до нас не дошли некоторые неодобрения с его стороны. Если где проболтался, постарайся спутать ищеек. Очень прошу написать нам обстоятельное письмо - лишь факты. Недолго осталось тебе переписываться с нами. Неужели тебе не хочется узнать наши мысли о твоих делах?

Светуня, я не ошибаюсь, не ошибаюсь, не ошибаюсь! Ведь и опыт мой развивается. Мальчик мой, любя тебя, хотим уберечь тебя и твои блестящие возможности. Помоги нам в этом. Собери всё мужество сурово и радостно идти к подвигу. Лишь в подвиге победа.

Апрель 25
Ещё хочу просить тебя - храни имя своё и имя отца твоего, не упоминай и не пользуйся им без обсуждения с нашими и твоими друзьями. Пойми, как важно сохранить имя это во всей его чистоте! Родной мой Светуня, как ждали наши друзья помощи от тебя! Где она! Неужели им придётся помогать тебе? Светуня, мне больно и стыдно, если сын мой будет способен лишь одолжаться, не давая взамен ничего. Сколько папа и все большие люди работали и давали, не думая о вознаграждении. Лишь мелкие лавочники считают каждый затраченный ими грош. Мальчик мой, сбрось пошлое смешное фанфаронство, жизнь слишком серьёзна и прекрасна, чтобы тратить время на паясничество. Вдумайся, вдумайся, как прекрасно может сложиться деятельность твоя, но стань серьёзнее, расти, мой родной. Шлю тебе всю мою любовь, ласку и грусть заблуждениям твоим. Помни, что сказано и много раз повторено - 'Благословляю Люмоу на красоту и целение'.

Был также совет ехать на лето в New-Mexico - Техас. Сумей стать полезным и незаменимым сотрудником. Ведь наши учреждения должны создать новый класс интеллигентных тружеников и собирателей истинного творчества. Ведь нельзя закрывать глаза - Америка почти лишена этой необходимой основы для культурной эволюции. Есть мёртвые музеи, есть частные коллекции, собранные г-ми Дювинами без участия собственников. Разве не характерен следующий эпизод. - Папа осматривал коллекцию от Кана, тут же были приглашены ещё несколько Американцев, и вот папа был свидетелем, как никто из них не выказал интереса к самой картине или её автору, но лишь отмечал принадлежность её тому или другому торговцу. Значение самой картины и имя творца растворились в блеске имён г-д Дювинов и tutti quanti. Надо раскрыть глаза на истинное глубокое значение искусства в жизни и создать восторженных и индивидуальных собирателей, творцов и ценителей. Человек, не нуждающийся в искусстве, подобен человеку, не ценящему солнце и живущему в подвале. Американцы скупают предметы искусства в Европе, можно завалить все кладовые, устроить настоящие кладбища, но разве в этом культурное отношение? Необходимо любовное и сознательное отношение к ним. Лишь это вдохнёт в них жизнь и даст плоды.
Мальчик мой, сумей вдохновлять приходящие молодые сердца - помоги Логвану и Поруме в их задаче.

Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк.
_____________________________________

**************************************************************************