Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1910 г.
(январь - март)

НА ПОРОГЕ НОВОГО ГОДА

- Какие благопожелания шлёте Вы России на наступающий 1910 год?

- С развитием культуры будет расти сознание великих красот и богатств, которые до сих пор часто, смешно подумать, остаются неизведанными.
Желаю роста духовного достоинства; желаю упорства и непобедимости; желаю весёлой, праздничной работы; желаю скорейшего познания тех подлинных красот и сокровищ, которыми так охотно готовы нас одарить земля и эпохи минувшие.
(Н. Рерих "Огонёк", ? 1, 1910 г. )


**************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
Хроника. Выставка картин "В мире искусств" (Одесский листок. 1.01.1910 г.)
ПИСЬМО Н.Ф. Беляшевского к Рериху Н.К. (5 января 1910 г.)
Хроника.
"Наука, литература и искусство" (Одесский листок. 5.01.1910 г.)
"Приобретения в Третьяковскую галерею" (Утро России (Москва) 6.01.1910 г.)
ПИСЬМО А.В. Щусева к Рериху Н.К. (7 января 1910 г.)
Н.К. Рерих. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА (8 января 1910 г.)
Хроника.
Успехи преподавания старинной русской иконописи. (Петерб. листок. 13.01.1910.)
Два новых "музея искусств" в столице. (Петерб. газета. 17.01.1910 г.)

ФЕВРАЛЬ
Хроника. Эскизы и кроки. (5 февраля 1910 г.- СПб.-Москва)
Хроника. Международная художественная выставка (6 февраля 1910 г. Вена)
Квитанция на покупку картины "Изба смерти". (9 февраля 1910 г.)
ПИСЬМО Н.R. Рериха к Санину А.А. ([14] февраля 1910 г. СПб.)
Хроника. Художественные новости. (14 февраля 1910 г. СПб.)

МАРТ
Хроника. РЕДКАЯ ВЫСТАВКА. (СПб. ведомости. 9 марта. 1910. ? 54)
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (19 марта 1910 г.)
**************************************************************************************



ЯНВАРЬ

НА ПОРОГЕ НОВОГО ГОДА
(Какие благопожелания шлют России на 1910 года)

: Академик Н.К. Рерих

С развитием культуры будет расти сознание великих красот и богатств, которые до сих пор часто, смешно подумать, остаются неизведанными. Желаю роста духовного достоинства, желаю упорства и непобедимости; желаю весёлой, праздничной работы; желаю скорейшего познания тех подлинных красот и сокровищ, которыми так охотно готовы нас одарить земли и эпохи минувшие.
Н. Рерих

Огонёк. 1910. 1/14 января. ? 1.
_____________________________


ХРОНИКА
1 января.1910 г. Одесса.

Тэд
ВЫСТАВКА КАРТИН 'В МИРЕ ИСКУССТВ'

Считая гвоздём выставки картины Борисова-Мусатова, нельзя не отдать должное и остальным участникам этой выставки.

Прекрасны, напр., картины талантливейшего современного художника Н. Рериха. Если считать, что всякое произведение живописи тогда будет истинно художественно, когда оно заставит зрителя при посредстве формы и красок воспринять замысел художника, т. е. почувствовать и понять творческие переживания самого художника, его души, то всякий самый обыкновенный посетитель выставки из публики не может не понять творчества Рериха, остановившись перед его ? 214 'Заморские гости'
 
  
 

- эта вещь, кроме мощной силы красок, заставляющей ваш глаз невольно передать вашему мозгу всю художественную красоту воды, движения по ней судна, красоты окружающего пейзажа, гармоничного сочетания сочных густых красочных пятен, - кроме всего этого она обладает особой таинственной силой заставить вас уйти из действительности и почувствовать себя перенесённым в изображаемую на картине эпоху отдалённой седой старины.
Это удивительное умение Рериха уходить в область русской старины и воспроизводить её настолько красиво и сильно не является результатом одного лишь изучения и богатства эрудиции. Для такого ясного воспроизведения нужно сильное переживание, нужна та громадная сила творчества, которой обладает этот Баян в красках.
 
  
 

На венской выставке была картина Рериха 'Славяне на Днепре', и надо было посмотреть, какой громадный интерес возбуждало в публике это художественное произведение по силе своего письма!
Все вещи Рериха мастерски написаны, и большинство их знакомит публику всё с тем же миром седой старины. Такова его 'Стража'.
Зритель, будучи захвачен прелестью красочной формы дивного пейзажа 'Стража', невольно покоряется художником. Хорош в особенности дальний план на этой картине и вся левая сторона пейзажа, уходящего в бесконечную снежную даль.
 
  
 

Небольшая вещь Рериха 'Половецкий стан' написана довольно эскизно, но то же достоинство рериховского творчества - сочетание чувства (при посредстве рисунка и красок) и разума (переживание эпохи) - вы найдёте и здесь. Хороши по колориту его же ?? 209,207 и 225, вещи, не относящиеся к изображаемой, обыкновенно, им эпохе....

Одесский листок. 1910. 1 января. ? 1.
___________________________________


" ...В Одессе выставка пробудет до 21 февраля, а затем перевозится в Киев, где будет открыта в актовом зале Университета св. Владимира". (Одесские новости. 31.01.1910.)
_____________________________________________________________


5 января 1910 г.
Письмо Н.Ф. Беляшевского к Рериху Н.К.

ДИРЕКТОР
КIЕВСКОГО МУЗЕЯ
императора
НИКОЛАЯ II
------------------

5 / I / 910. Киев

Многоуважаемый Николай Константинович,
Я очень жалею, что первое письмо к Вам, первое обращение после нашей последней встречи, оставившей у меня такое хорошее воспоминание, приходится начинать с выяснения в сущности маловажного, но всё же неприятного и досадного факта или обстоятельства.

Я только что получил от моего приятеля С.П. Яремича письмо, в нём он пишет, что около месяца т. н.[тому назад] он встречался с Вами и Вы ему сказали, что будто бы я распространяю в Киеве слух, что Вы мне подарили Ваш этюд с задней мыслью устроить продажу Ваших картин Терещенко.

Разумеется, это такой вздор, что о нём не стоило бы и говорить, тем более, что я могу догадываться из какого источника дошёл к Вам этот слух - источника, с которым здесь мало-мальски порядочный человек не считает нужным считаться. Но мне, скажу откровенно, очень грустно, что Вы могли хотя на одну минуту поверить этому слуху. Ваш этюд висит у меня в кабинете; и, каждый раз, как смотрю на него - вспоминается наша беседа об общем деле - деле охраны старины и красоты былой жизни. Сейчас вот - пришивается что-то неприятное, противное - и я охотно готов вернуть его Вам.
Встречаются люди; живут <отдельно>, по <: > - раньше. Встреча - свидание близких, давно знакомых, - помогает быть ещё ближе. Но вползает что-то <смурое>, гадкое - и мысли идут прочь, отдаляясь, вызывая горечь... Неприятно - но что же поделаешь.

Искренне преданный и <:::..>
Ник. Беляшевский

ОР ГТГ, ф. 44/602, 2 л.
___________________

*******************************************************************

ХРОНИКА

5 января 1910 г. Одесса.
НАУКА, ЛИТЕРАТУРА И ИСУССТВО

Известный художник Н.К. Рерих в беседе с сотрудником "Пет[ербургской] газеты" отмечает возрастающий в русском обществе интерес к прошлому русского искусства и истории.

- Мы только теперь начинаем понимать, насколько наше национальное ценно, - сказал нам Н.К. Рерих. - Только в последнее время мы поняли, что русская старина не есть балаган с переодеванием, что она заключается не в зипунах, не в привязанных бородах и не в "мурмолках", а в целых картинах, которые не уступят общеевропейской красоте...

Не знаю, к каким результатам приведут дальнейшие изыскания, но все новые данные археологии, всё, что за последнее время сделано, показывает, что наша древность полна необычайными открытиями.

Одесский листок. 1910. 5 января. ? 3.
_______________________________________


5 января 1910 г.

"...На выставке уже проданы работы: Е. Александровой - 'Головка девочки', О. Браза - 'В семейном углу', Борисова-Мусатова - 'Берёзовая роща', К. Богаевского - 3 акварели, В. Зарубина - 'К вечеру', 'Малорусские мотивы' и 'Сумерки', X. Крона - 'Норвежская ночь', 'На юге Франции' и 'Средиземное море' и Н. Рериха - 'Колдун'.
 
  
 

Н.К. Рерих. Колдун. 1909.

Одесские новости. 1910. 5/18 января. ? 8008.
_________________________________________


6 января 1910 г.
ПРИОБРЕТЕНИЯ В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ

На выставке "Союза русских художников" для Третьяковской галереи приобретены:
 
  
 

Н.К. Рерих. Половецкий стан. 1909.
 
  
 

Н.К. Рерих. Путивль. 1908.

Два эскиза к декорациям оп. "Кн. Игорь" - худ. Рериха, пейзаж - Н. Крымова и скульптура г-жи Голубкиной - "Голова девочки". Выставка пользуется вниманием публики и не может пожаловаться на плохие дела.

Утро России (Москва). 1910. 6 января. ? 41.
______________________________________
 
  
 

"Заморские гости с выставки "В мире искусств" приобретены г. Ашкенази. (Одесские новости. 8.01.1910.)
____________________________


7 января 1910 г.
ПИСЬМО Щусева А.В. к Рериху Н.К.
.
Дорогой Николай Константинович!
Простите, что Ваш эскиз так долго пролежал у меня. Я затерзался просто и посылаю его теперь Вам с просьбой посмотреть на кальку. Надумал изобразить византийское дерево по-византийски, т.е. зелен. пятна на чёрн. фоне, а ветви и листья вписаны внутрь. Листья могут быть и золотые. Может быть, плакучая береза. Попробуйте сами. Этот фон будет спокойнее и менее претенциозен, а в Ваших красках и разработке отлично выйдет.
Преданный искренно
А.Щусев

7 Янв. 1910 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1521, 1 л.
__________________________________


8 января 1910 г.
Н.К. Рерих
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

В Русском музее в Петербурге сейчас открыта очень поучительная выставка предметов по этнографии, собранных в прошлом году.
Для нас, интересующихся будущим музеем, эта выставка имеет особое значение.

Уже много лет ожидаем мы, во что выльется этнографический отдел Русского музея. Сперва не поспевала этнография; потом как будто замедлила архитектура.

Теперь в подвалах и складах уже лежат шестьсот сундуков, наполненных вещами народного быта. Всё лежит пока погребённое.

Собиратели, вероятно, и сами не знают размеров картины, ими сложенной.
Выставка вновь собираемых предметов одинаково нужна и заведующим музеем, и публике. Тем лучше, что она состоялась и невольно возбуждает разговоры о будущем размещении предметов.

Выставка интересна.
Прекрасны вещи гольдов, [алеутов], чукчей, северо-американских индейцев. Эти коллекции лежали в подвалах Киевского университета и были теперь мудро выменяны на какие-то гипсовые слепки, предложенные Русским музеем. В Киевский университет эти вещи перешли из Вильны; такое приобретение тем ценнее, что вещи привезены одною из самых ранних научных экспедиций.

Также хороши вещи тунгусские, собранные г. Макаренком, и предметы бурятских культов, добытые г. Хангаловым.
Довольно много собрано вещей на Кавказе г. Миллером. Хороши мордовские костюмы (доставил г. Евсевьев) и чувашские.

Энергичная собирательница В. Шнейдер доставила много интересных вещей из Семёновского и Арзамасского у[ездов] Нижегородской губ. и из Рыбной слободы (Лаишевского у[езда] Казанской губ.). Любопытны костюмы и детали староверской жизни Керженского края. Металлические изделия Рыбной слободы развёртывают характерную картину работы на всевозможных инородцев; киргизы, калмыки, сарты, лезгины, вотяки, башкиры - все пользуются и далеко разносят работы Рыбной слободы.

По случайным результатам только одного года можно судить о великих богатствах будущего музея, которые сейчас покоятся под спудом.
Теперь уже заказаны шкапы.
Наступает время дела ещё более трудного, нежели собирательство, - дела целесообразного, красивого размещения. Близится совместная работа этнографов с художниками.

Дать живую картину жизни великого народа трудно. Не только знание, но и глубокое творчество необходимо, чтобы самым красивым, самым разумным способом использовать помещение для бесконечного числа разнохарактерных предметов.

Предстоит решить красиво задачу устройства манекенов. Предстоит скомпоновать сцены быта. Предстоит перемешать осколки жизни с шкафами.
Серьёзная работа. От неё зависит многое. Зависит всё впечатление музея: будет ли музей устрашать и сердить, или манить и завлекать зрителя.
Конечно, руководство такого просвещённого любителя искусства, как гр. Д. И. Толстой, позволяет надеяться, что все художественные задачи размещения будут разрешены особенно хорошо. Гр. Д. И. Толстой уже на деле доказал, что он всегда стремится привлечь на работу людей молодых и энергичных. Благодаря ему, в Русский музей вошло много освежающего.

Но для размещения сотни тысяч предметов нужно много глаз и рук. Из постоянных работников музея пока обладает художественною подготовкою В. П. Шнейдер; остальные хранители - гг. Волков, Могилянский, Миллер - хотя и сведущие и живые люди, но, естественно, они далеки от искусства.

Нужны ещё удачно выбранные пособники в трудном деле размещения вещей.
Материал готов. Из него надо суметь сложить красивую, внушительную, увлекательную сказку о жизни великой земли.

Русское слово (Москва). 1910. 8/21 января. ? 5. С. 4.
_______________________________________________


12 января 1910 г.
НАУКА, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

А. И. Филиппов, организатор выставок 'В мире искусств', приглашён генеральным комиссаром русского отдела на международной выставке в Лондоне, куда он выезжает на днях.
Президент венского Сецессиона
А. Новак уведомил А. И. Филиппова, что русские художники, принимавшие участие в выставке 1908 г. в Вене, Серов, Кустодиев и Рерих - избраны единогласно действительными членами Сецессиона.

Одесский листок. 1910. 12 января. ? 8. Вторник. С. 5.
_________________________________________________

ШКОЛА ИОПХ

13 января 1910 г.
УСПЕХИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТАРИННОЙ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ

11-го января в классах Императорского Общества поощрения художеств начались занятия; впервые здесь были выставлены работы по древнему письму образов учеников иконописного класса, открытого с осени прошлого года при Обществе по инициативе нового директора школы художника-археолога Н. К. Рериха.
Молодые художники, под руководством известного иконописца Тюлина, сделали в столь короткое время поразительные успехи, и их копии со старинных образцов, находящихся в музее Александра III, почти нельзя отличить от оригиналов. Интересно, что все эти образа, согласно традициям древней иконописи, написаны не на масле, а на яичном желтке.

Петербургский листок. 1910. 13/26 января. ?12. Среда. С. 4.
_____________________________________________________


17 января 1910 г. СПб.
ДВА НОВЫХ 'МУЗЕЯ ИСКУССТВ' В СТОЛИЦЕ
(Беседа с академиком гp. П. Ю. Сюзором)

На днях под председательством гр. П. Ю. Сюзора состоялось собрание Общества архитекторов-художников, на котором были рассмотрены и одобрены проекты положений о двух новых музеях в Петербурге: Музея допетровского искусства и Музея современного искусства.
О целях и задачах этих музеев я беседовал с председателем Общества архитекторов-художников академиком гр. П. Ю. Сюзором.

- У нас имеется Музей старого Петербурга, - начал П. Ю., - который охватывает эпоху от Петра I. И вот, дабы можно было ознакомиться с искусством и допетровского периода, наше Общество, по инициативе художника Н. К. Рериха, знатока русской старины, решило организовать Музей допетровского искусства. Музей этот имеет своею задачей обнять все памятники архитектуры и искусства.
Решено производить в этих целях всевозможные исследования. Будут сделаны раскопки в разных местах и прежде всего в Новгороде.
Уже стали поступать в музей предметы искусства. Кн. Тенишева пожертвовала 1000 руб. на раскопки.

Что касается до второго музея - Музея современного искусства, то он организуется по инициативе архитек. Карповича. В этом музее будут находиться предметы современных архитектуры и искусств.

Петербургская газета. 1910. 17 января. ? 16. Воскресенье. С. 4.

***********************************************************************************


ФЕВРАЛЬ

5 февраля 1910 г. СПб.- Москва.
Хроника

ЭСКИЗЫ И КРОКИ
Возможно, что 'Союз русских художников', где участвуют такие художники, как А. Н. Бенуа, Серов, Суриков, Рерих, Коровин и др., останется в нынешнем году совсем без выставки.
Причина - отсутствие в Петербурге подходящих помещений.

Приходится считаться и с тем, что некоторые учреждения имеют свои взгляды на искусство и не хотят сдавать свои помещения под выставки известного направления...
- Декадентов ни за какие деньги не пущу! - будто бы заявил начальник одного учебного заведения.

В Москве смотрят на декадентов иначе: там скорее не пустят передвижников, а декадентам всюду двери открыты настежь, а особенно в Третьяковскую картинную галерею...

Разумеется, каждый хозяин волен распоряжаться в своём доме, но нам кажется странным считаться с направлением выставки при сдаче зал...
Можно не признавать декадентов, но, в конце концов, они ведь не разбойники, чтобы бояться пустить их к себе в дом...
Пусть предоставят самой публике оценивать, какое из направлений лучше.
На акварельной выставке, помещающейся в лучшем выставочном помещении, бывает по 50 человек в день, и вот лучшая оценка публики...

Петербургский обозреватель

Петербургская газета. 1910. 5 февраля. ? 35. ________________________________________


6 февраля 1910 г. Вена.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
(От нашего корреспондента)

Неутомимый венский 'Сецессион', так решительно вступивший лет десять тому назад в борьбу с рутиной и так много сделавший для пропаганды нового искусства, как чистого, так и прикладного, в Вене, где все новейшие сооружения архитектуры и вся художественная промышленность стоят под знаком новых форм искусства, решил устроить в 1911 г. грандиозную между-народную художественную выставку, которая должна, так сказать, подвести итоги протекшему десятилетию.

Выставка должна дать полную картину всех направлений и течений в области чистого и прикладного искусства во всех странах; и инициаторы её надеются объединить на этой выставке представителей всех школ в искусстве, и организационный комитет вступил уже в соответственные переговоры, в том числе и с организатором коллективной русской выставки в Вене в 1908 г[оду] г. А. Филипповым.

Успех этой выставки вызвал среди венских художников особый интерес к русскому современному искусству, в котором они чувствуют и отзвук их собственных исканий, и очень счастливую самостоятельную разработку подобных исканий в мире русского искусства. Имена Серова, Кустодиева, Рериха, Васнецова и др. сделались для венских художников вполне своими, и даже публика уже хорошо знакома с ними.

На выставке 1908 г. было уже продано около 300 полотен, некоторые вещи были приобретены для императорских музеев, как, напр., Рериха 'Св. Борис и Глеб', картина Кустодиева 'Деревенский праздник', которую Серов пытался приобрести для Третьяковской галереи.

Ввиду этого интереса к русской живописи, г. Филиппову, приглашённому на совещание организационного комитета в качестве генерального комиссара русского отдела будущей выставки, обещано отвести под русский отдел два павильона для чистого и прикладного искусства.

Официальный мир, присутствовавший уже при открытии русской выставки в 1908 г. (были представители посольств, император Франц Иосиф прислал приветственную телеграмму), проявляет большой интерес к будущей выставке, и со стороны русского посольства обещано организаторам полное содействие в смысле льгот по доставке экспонатов и т. п.

Проектируется также по закрытии выставки 1911 г. устроить выставку картин русского отдела в Праге, Мюнхене и Дрездене, откуда получены были приглашения организаторам выставки в 1908 г.

Вена, 6-го февраля.

Русские ведомости (Москва). 1910. 11 февраля. ?33. Четверг. С. 4-5.
Так же: Одесский листок. 1910.28 февраля. ? 48. Воскресенье. С. 6.
__________________________________________________________

 
  
 

Н.К. Рерих. Изба смерти. 1909.

9 февраля 1910 г. СПб.
Квитанция 71 на покупку картины Н.К. Рериха 'Изба смерти'. 1910.

КВИТАНЦИЯ 71
КАРТИНА Н.К. Рериха
НАЗВАНИЕ 'Изба смерти'
ПРОДАНА А.П. Ланговому
ЗА Двести рублей
ПОЛУЧЕНО Сполна февр. 9 ДНЯ 1910 г.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ВЫСТАВКОЙ П. Бычков.
За целостность проданного произведения Союз отвечает в сумме, полученной за него по квитанции.

Отдел рукописей ГТГ ф.3/50 1л.
_____________________________



[14] февраля 1910 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Санину Александру Акимовичу

На конверте:
Его Высокородию
Александру Акимовичу Санину
Здесь. Свечной пер. д. ? 5.
(штемпель с датой и надписью 14-2-910 С-Петербург. гор. почта).
____________________________________________________________

Дорогой Александр Акимович.
Посылаю Вам вырезку из Figaro. При таком отношении к Игорю, вряд ли возможно отложить именно эту оперу.
Любопытно, какие будут следующие сведения, и какие рифы нас ожидают!

Искренно Ваш
НРерих.

Отдел рукописей Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина, ф. 245.160. 1л.
____________________________________________________________


14 февраля 1910 г. СПб.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВОСТИ
После долгих поисков помещения 'Союз художников' остановился на прекрасных залах во втором этаже в доме Армянской церкви.
Последний срок доставки картин 16-го, а открытие 20-го февраля.
На этой выставке появятся новые картины Н. К. Рериха, А. А. Рылова и известных финляндских художников Риккенена, Галоонена и Флинта.

Маль-шток

Петербургский листок. 1910. 14/27 февраля. ? 44. Воскресенье. С. 5.

************************************************************************************


МАРТ

9 марта 1910 г. СПб.

РЕДКАЯ ВЫСТАВКА
На днях академиком Н. К. Рерихом получено предложение от директора Музея антропологии и этнографии императора Петра Великого В. В. Радлова об устройстве отдельной выставки коллекций каменного века, собранных г. Рерихом - и бывших на международном съезде и выставке во Франции. Помимо гончарных образцов изделий, здесь находятся человекообразные фигуры из кремня, чрезвычайно редкие, а также прекрасно сохранившиеся штампы для нанесения орнамента на глиняные сосуды и т. п.

Санкт-Петербургские ведомости. 1910.9/22 марта. ? 54. Вторник. С. 4.
____________________________________________________________



19 марта 1910 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю
Открытка Общ. Св. Евгении: Н.К. Рерих. 'Ункрада'
 
  
 

Под изображением надпись:
'Ункрада' Н.Рерих. _____ 'Unkrada' N. Roerich.

: 'А ты вей, ветер, вей, понеси от меня весть моей родине,
обойми её своими крыльями, прижмись грудью к груди. Помоги,
пособи мне':
_______________

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
в пользу общины Св.Евгенiи

На штемпеле дата: С.Петербург. 20.III. 1910.

Москва.
Овчинниковъ пер. Дом Мещериной
Его Высокоблагородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.

Спасибо за первый том истории. Прекрасное издание! Черкни, когда будет срок моему 'допотопию'? Моё здоровье теперь опять настроилось, но летом придётся ехать починить мою печень. Не собираешься ли в Петербург?
Ещё раз спасибо.

Преданный Тебе
Н. Рерих.

Жена шлёт привет.
19 марта 1910.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10111, 1 л.
____________________________



19 марта 1910 г.
ВЫСТАВКА 'СОЮЗА' IV.

Сегодня я заканчиваю свой обзор выставки 'Союза'. <...> Некоторой натяжкой может показаться помещение таких разно┐сторонних индивидуальностей, как Рерих, Сомов, Добужин[ский] <...> (в нынешнем году к ним примы-кают ещё Чурлёнис и Юон, которых я выделил вначале), однако есть одно общее, связывающее их, и это общее отделяет их от прочих товарищей. Всем им присуще тяготение к миру фантазии - будь то мечты о прошлом, или мечты о сказочном, или, наконец, видения символического характера. Обще многим из них ещё то, что они служат декоративным принципам искусства, - кто в театре, кто в книге, а кто - на стенах. И служат они им не случайно, не потому, что к ним 'обратились с заказом', а потому, что их подлинная стихия ищет себе выражения не в передаче видимости и впечатлений от окружающего мира, а в создании красивых целостностей. Им мало отдельной картины на стене или иллюстрации на странице; им хочется подчинить объединяющей декоративной мысли целое комнаты, целое книги, целое в театре.

Впрочем, о театральных художниках я буду говорить отдельно и позже, в связи с прочими моими театральными впечатлениями. Здесь же я коснусь лишь тех произведений, которые имеют самостоятельное живописное значение.
На первых местах продолжают стоять два художника: утончённый, грациозный, странный Сомов, 'выходец со света наших прадедов', ушедших в вечность 100 и больше лет назад, и 'выходец со света' ещё гораздо более древнего - Рерих. Нового освещения их творчеству выставленные картины не придают. Мотивы эти нам знакомы и любы уже многие годы. Однако взятые сами по себе, это настоящие перлы, полные красоты и прелести. Очаровательна разгоревшаяся в сновидениях, навеянных дурманящей сиренью, дама в чёрном платье у Сомова и очарователен его же 'Пикник' прадедушек и прабабушек в мягкий осенний день на солнечной лужайке, под юными расцвеченными деревьями.
 
  
 

Ункрада. 1909.

В ином совершенно роде, но столь же манящими и прельстительными кажутся видения седой древности Рериха, в особенности его 'Ункрада' и 'Небесный бой'. Я не верю, чтобы изображённая девушка была бы действительно героиней Ремизова, но я верю в её тихую печальную прелесть, и в особенности в прелесть этой далёкой весны, этих жёлтых цветочков, что покрыли все холмы и долины, этих холодных озёр, этих чахлых дерев, этого серебряного, дикого простора.
 
  
 

Небесный бой. 1909.

На второй картине, - высоко над пустынными степями и озёрами, над жалкими свайными постройками диких предков толпятся, напирают друг на друга грозовые тучи, и кажется ужасным быть застигнутым ураганом в чистом поле. Вспоминаются какие-то далёкие ужасы, хочется бежать,, укрыться в хрупкие хижины, к беспомощным пенатам, к золе и углям первобытных очагов....

Александр Бенуа

Речь. 1910. 19 марта/1 апреля. ? 76. Пятница. С. 2.
___________________________________________

*******************************************************************