Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1917 г.
(Январь - май)
*********************************************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
Ив. Лазаревский "Новая книга о русском художнике". (10 января 1917 г.)
ПИСЬМО В. Левитского к Рериху Н.К. (15 января 1917 г.)
С. Глаголь "Певец нездешней красоты" (16 января 1917 г.)

ФЕВРАЛЬ
"ОБЕРНИСЬ" (стихи) (1.02 1917 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Кояковичу М.М. (2 февраля 1917 г.)
Хроника. В мире искусств (6 февраля 1917.). Художественные вести (7 февраля 1917.)
Хроника. В Обществе им. А.И. Куинджи (19 февраля 1917 г.)
"ВСТРЕТИМ" [1 вар.] (стихи) (25.02.1917 г.)
"ВСТРЕТИМ" [2 вар.] (стихи) (25.02.1917 г.)

МАРТ
Хроника
Охрана художественных ценностей (Биржевые ведомости. 1917. 6 марта. вечерний выпуск. ?16121)
ВОЗЗВАНИЕ 'Комиссии Горького' по вопросам искусства (Известия. 8 марта 1917. ? 9.)
ЗАЯВЛЕНИЕ 'Комиссии Горького' в Совет министров Временного правительства (Март 1917 г.)
ЗАЯВЛЕНИЕ 'Комиссии Горького' в Совет рабочих и солдатских депутатов. (Март 1917 г.)
ПОЛОЖЕНИЕ КОМИССИИ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ КОМИССАРЕ
(БЫВШЕМ МИНИСТЕРСТВЕ ДВОРА И УДЕЛОВ) [13 марта 1917]
Хроника. Выставка финского искусства (31 марта 1917 г.)
В Императорском Обществе поощрения зудожеств (31 марта 1917 г.)


АПРЕЛЬ
СЕРТИФИКАТ, выданный ВОПХ Н.К. Рериху для посещения школ Финляндии. ([29 апреля] 1917 г.)

МАЙ
ЗАВЕЩАНИЕ Н.К. Рериха (1 мая 1917 г.)
(Из архива Н.К. Рериха) С. Жебелев "О задачах деятельности академии Художеств как высшего художественного учреждения в государстве". (4 мая 1917 г.)
ПИСЬМО Е.Н. Волкова к Рериху Н.К. (5 мая 1917 г.)
Под землёю (стихи) (14 мая 1917 г.)
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Н.К. Рериха к Яремичу С.П. (16 мая 1917 г. Сердоболь)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Степанову И.М. (19 мая 1917 г. Сортавала)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Руманову А.В. (21 мая 1917 г. Сортавала)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Бенуа А. (25 мая 1917 г. Сердоболь)

******************************************************************************************


ЯНВАРЬ


1 января 1917 г.

Хроника
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

Повысившийся в последние годы интерес читателя по вопросам искусства, естественно, вызвал интенсивную в этом направлении деятельность наиболее крупных наших художественных издательств. Особенно приятно отметить рост специальной литературы по истории театра, о сценическом искусстве и выдающихся его деятелях. Наступающий год, будем надеяться, окажется в этом отношении столь же благоприятным. Так, уже теперь двумя крупными фирмами объявлено о предложенном выпуске весьма интересных художественно-театральных изданий. 'Свободное искусство' выпускает обширное иллюстрированное издание в 5-ти частях, посвящённое истории русского театрально-декоративного искусства за последнюю четверть века. Редактировать это издание приглашены М.В. Добужинский и Н.Н. Евреинов. Ближайшие участники его: А.Н. Бенуа, С.К. Маковский и Н.К. Рерих. :

Биржевые ведомости. 1917. 1/14 января. Утренний выпуск. ? 16014. С. 8.
_______________________________________________________________


10 января 1917 г.

Ив. Лазаревский
НОВАЯ КНИГА О РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ

Н.К. Рерих - один из интересных наших художников. Талант его самобытен и значителен, мастерство своеобразно и оригинально. Художник завоевал в истории искусства определённое место и стал наряду с художниками, к творчеству которых историк отнесётся с большим вниманием.

Естественно, что объявления о выходе в свете монографии, посвящённой этому художнику, были встречены сочувственно и издание разошлось почти всё по подписке; в продажу поступило незначительное число экземпляров, и не успело издание выйти в свет, как стало библиографической редкостью.
С одной стороны, это свидетельство внимания широкой публики к творчеству Н.К. Рериха, с другой - характерный показатель укрепившейся потребности русского читателя в художественных изданиях.

Объявления о монографии Рериха составили умело, широковещательно, и тем большее разочарование было всех, получивших лишь пухлые и неуклюжие тома. Многие справедливо удивляются, как мог сам художник допустить, чтобы его деятельность была увековечена подобным аляповатым и с художественной стороны очень небрежно выполненным изданием.

Первое неприятное впечатление - это правописание фамилии художника. Для этого потребовалось изобразить какую-то новую букву, которой доселе в русской азбуке не существовало. Для издателей, вероятно, очень далёких от охраны подлинно русского, было всё равно, какие буквы ни изображать, а вот Н. Рериху, всегда так старательно подчёркивавшему свою любовь ко всему исконно русскому, зазорно выдумывать какие-то онемеченные буквы.
Изволите ли видеть, почтенную фамилию г. Рериха никак нельзя написать просто 'Рерих', а необходимо написать 'Роерих', и так, чтобы 'о' и 'е' писались слитно. То ли художник желал оттенить своё иноземное происхождение, то ли сами издатели захотели щегольнуть новшеством, не знаю. Но впечатление, повторяю, от такого правописания фамилии художника получилось отталкивающее.

Далее. В общем, репродукции работ художника оставляют желать лучшего. Не только красочные, но и в чёрном выполнены далёкими от совершенства. Некоторые из произведений Н.К. Рериха, в которых главное достоинство в их красках, как, например, 'Город строят', - воспроизведены в чёрном. Это большая ошибка. Среди цветных репродукций неудачны те, что сложены пополам и при развёртывании проектируются на бумагах разного тона. Дальше такой нехудожественности трудно идти.

Открыли переплёт, перевернули неудачный титульный лист, украшенный какими-то неведомыми гербами, совершенно излишними для издания, в котором разбирается деятельность художника, и перед вашими глазами портрет Рериха. Но если не иметь удовольствия знать художника лично, то все основания думать, что это работа самого Рериха и изображает она художника Кустодиева, ибо подпись буквально гласит так: 'Н.К. Рерих. Портрет Б.М. Кустодиева'. 1915.' Это небрежность, не больше, но такое небрежное отношение к делу отображается на всём издании.

Текст монографии составлен из статей разных авторов. Кроме блестящей характеристики г. Рериха, написанной с неожиданной для автора её, Александра Бенуа, искренностью, и деловитой, умной статьи С.П. Яремича, ни о чём остальном с интересом не вспомнишь. Ни о путанной и философски бессвязной статье Балтрушайтиса, ни о заметках Ремизова, ни о звонко написанной, но пустой, как речь юного помощника присяжного поверенного, статье некоего г. Гидони. Особенно неудачна эта последняя статья, сама по себе совершенно ненужная, так как о том же с неизмеримо большим успехом написал С.П. Яремич. Г-н Гидони развязно указывает, что, дескать, до Рериха 'о старине, о прошлом, о красоте древних времён - родоначальнице сегодняшних вдохновений- никто и не думал. Если же кто говорил об этом - слова были не настоящие. В картинках и стихах вместо старины - бутафория'. Написал и доволен. А хотя бы про Шварца, Сурикова, Нестерова, Пушкина, Алексея Толстого и вспомнить не удосужился. И как неприятно всюду в его статье: 'Петербург', 'петербургский', какие-то заковыристые слова вроде 'реминисценция' и т. д.

Плохая книга вышла о Рерихе, талант художника заслуживал бы иного отношения, нежели то, которое проявило к нему новое издательство 'Свободное искусство'. Это издательство наметило ещё ряд иных монографий - о наших художниках, о современной графике о декоративном искусстве и т.п. , и если последующие издания будут столь же небрежны и нехудожественны, как монография о Н. Рерихе, то любители русских иллюстрированных изданий уж не поверят широким рекламам и по заслугам, с недоверием отнесутся к новому предпринимательству.

Новое время. 1917. 10/23 января. ? 14673. С. 4.
_________________________________________


15 января 1917 г. Царское Село.
ПИСЬМО В. Левитского к Рериху Н.К.

15/I - 17 г.
Ц. Село.

Дорогой Николай Константинович.

Пришло, к сожалению, то время, когда я считаю необходимым опубликовать проделки изд. 'Свободное искусство'.
Дабы не вышло какого-нибудь недоразумения между мною и Вами,
необходимо нам поговорить, потому что мне придётся в моём обличении коснуться и книги и Вас.

За всё моё многострадальное время редактирования я видел обмана много - пусть все художники, которые, несмотря на мои предупреждения, кинулись в объятия Фридриха - Фёдора Беренштама, узнают, с кем они имеют дело. Вы многого не знаете.

В настоящее время я на военной службе и занят с 10 д. - 6 веч. Отлучиться днём ни в коем случае не могу, и значит видеться можем в один из вечеров. Соблаговолите сообщить.
Крепко жму руку
В Левитский.

Цар. Село. Новая ул. 12.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/917, 2 л.
________________________________


Сергей Глаголь
ПЕВЕЦ НЕЗДЕШНЕЙ КРАСОТЫ

Если задача искусства - создание новых миров, полных чарующей красоты и напоминающих сонные видения, то после Врубеля в русском искусстве на первое место должен быть поставлен, конечно, Рерих.

Передо мною роскошно изданная, посвящённая ему книга, и когда пересматриваешь воспроизведённые в ней снимки с того, что вышло из-под кисти художника, перед глазами действительно встаёт какой-то новый мир, как будто 'реальный' и в то же время сказочно прекрасный.

Мир этот рисуется художнику в далёком доисторическом прошлом Руси, в её языческих капищах, в её бревенчатых городах с расписными ладьями у стен, с её заморскими гостями и сказочными походами и битвами, в мистических представлениях об ангелах, охраняющих город, о святых, молитвою отводящих тучи от каменного дождя, или в злом змие, опоясавшем 'град обречённый'.
Ю.К. Балтрушайтис верно определяет Рериха как художника не реального мира, а видений опять-таки реальных, как реальна и сама жизнь.

Оглядываясь на путь, пройденный творчеством Рериха, Ю.К. Балтрушайтис снова очень верно очерчивает характер этого пути. Рериха с первых же шагов самостоятельной работы влечёт к себе доисторический мир. Он чувствует скрытую в нём чарующую красоту, но находит её далеко не сразу. А.Н. Бенуа тоже верно указывает на сходство первых работ Рериха с работами Васнецова и Кормона. Доисторические люди для Рериха ещё те же люди современности, только перенесённые в обстановку доисторической жизни, и его зловещие вороны всё-таки ещё не вороны сказки. И, очевидно, Рерих сам чувствовал это, ибо, несмотря на успех, который имели его первые картины, он скоро далеко от них уходит и пытается увидеть доисторический мир и передать таким, каким изобразил бы его и сам доисторический человек, овладевший искусством современности.

В уцелевших от доисторической эпохи рисунках человека, в странных формах найденной его утвари, в амулетах и идолах дикарей, в наивных очертаниях художника примитива, всюду находит для себя Рерих богатый материал и скоро достигает того провиденья, которое в современный реальный мир делает в его глазах каким-то новым, точно смотрящим на него из дали давно ушедшего времени.

Рерих нашёл в раскопанных им курганах то магическое зеркало, которое по-новому отражает Божий мир, отражает его таким, каким мог он быть (и верится, что был) много тысяч лет назад. И мудрено ли, что в этот далёкий мир нисходят ангелы с небеси, что облака, висящие над ним, кажутся готовыми низринуть на землю камни, что зарево горит над ним, как в самом деле должно было некогда гореть над пожарищем Содома и Гоморры.
От этого же так удивительны эскизы декораций, написанные Рерихом для 'Принцессы Мален' Метерлинка. В этих зловещих пейзажах и странных интерьерах действительно каждый актёр волею-неволею почувствует себя какою-то бессильною игрушкою в руках судьбы.

Само собою разумеется, что такой ищущий художник, как Рерих, не может быть ровным, и действительно, в каждом новом цикле его картин вы видите какой-нибудь новый уклон то в сторону обычной реальности, то в сторону странной архаичной стилизации, и потому не для всех одинаково приемлемы все его произведения.

В картинах Рериха не раз было отмечено его критиками отсутствие человеческого лица. Действительно, картины Рериха безлики. Порою действующие лица даже повёрнуты к зрителю спиною.
Я не знаю, как объяснил бы это художник, но меня это никогда не беспокоило в картине Рериха.

Даже наоборот. Человеческое лицо с отразившимися на нём его индивидуальными переживаниями мне бы в картине Рериха даже мешало.
Разве картины его и при этом отсутствии человеческого лица бездушны? Разве не говорят вам ничего ни эти каменные глыбы застывших в воздухе облаков, ни эти седые камни, ни каркающие вороны, ни одинокая фигурка девушки на песчаном берегу моря или фигура огненного ангела, идущего к стенам города?! Разве нет во всём этом души?

Я сказал бы, что в картинах Рериха всё живёт одинаковою с человеком жизнью; и травы, и облака, и камни, и даже ангелы. Если бы Рерих изобразил даже самого Перуна, глядящего на мир из дали облаков, я уверен, что этот бог тоже не имел бы лица, т.е. своей индивидуальной, обособленной от мира жизни. И он был бы такою же частью мира, какою является у Рериха человек. В картинах Рериха всегда тот панпсихизм, о котором говорит Леонид Андреев в своих статьях о театре. Человек Рериха ещё не сознаёт себя не только царём природы, но и чем-либо от неё отдельным, он такое же созданье Божье, как и камень и облака.

Кто интереснее вам, например, в картине Рериха с пастушком, играющем на рожке, и медведями, которые собрались и его слушают? Кто? Пастушок или медведи? Чьи переживания интереснее? А затем, разве не слушают пастушка камни и деревья?

Н.К. Рерих. Человечьи праотцы. 1911.

Нет. Может быть и придёт завтра художник, который многое расскажет о смутных переживаниях первобытного дикаря-человека, но это уже будет не Рерих, и в картинах его уже не будет такого слияния человека с природою, кот на стенах исторических и археологических музеев, но до этой роскоши мы ещё не скоро доживём. Увидим мы кисть Рериха только на стенах нового строящегося в Москве Казанского вокзала, и, признаюсь, я жду этого момента с огромным интересом.

Перехожу, однако, к самой книге, по поводу которой я взялся за перо и пишу эти строки.
Книга эта - новый шаг на пути издания в России художественных монографий, и его нельзя не приветствовать от всей души.
Первые шаги с успехом сделаны были И.Н. Кнебелем в Москве, и если бы не война и не злополучный московский погром, то мы имели бы теперь уже целую длинную серию выпускаемых им монографий.

Изданная 'Свободным искусством' книга о Рерихе богата и красочны-ми, и чёрными репродукциями, текст её занимает большое количество страниц, издана книга на толстой дорогой бумаге и вообще представляет собой так называемое edition de luxe [роскошное издание (фр.) - ред.]. Издана она всего в 500 нумерованных экземплярах и неожиданно встретила такой спрос, что разошлась без остатка по предварительной подписке. Ни одного экземпляра книги даже не поступило в продажу. И это при цене в 48 руб.
Явление, громко говорящее о том, что потребность в художественных, хотя бы и дорогих изданиях в России растёт не по дням, а по часам, и не под-лежит сомнению, что такие же обещанные издательством книги, посвящённые творчеству А.Н. Бенуа и др. художников, встретят в публике тот же приём.
И отрадно это вовсе не с одной только аристократической точки зрения и удовлетворения спросу богатых коллекционеров. Отрадно это и потому, что успех таких дорогих изданий прокладывает путь для общедоступных демократических изданий. Каждое роскошное издание оставляет в руках издателя целое богатство клише и литературного материала, дальнейшее использование которых обходится уже бесконечно дешевле и при обращении к более дешёвым сортам бумаги делает возможными общедоступные дешёвые издания.

Немецкие, появившееся незадолго до войны Volksausgabe [популярные изда-ния (нем.) - ред.] , доведённые до цены 60 к. (в России) и снабжённые четырьмя-пятью трёхцветками и десятком чёрных цинкографий, только и возможны были потому, что ранее такие же издания были выпущены в более роскошном виде.
И нашим художественным издательствам, особенно после войны, когда страна с жадностью изголодавшегося бросится на книгу.

Русская воля. 1917. 16 января. ? 15. С. 7.
____________________________________

**********************************************



ФЕВРАЛЬ
1 февраля 1917 г.

ОБЕРНИСЬ
Не уйди мой друг в темноту
Сядь так чтобы я видел тебя.
Иначе призраки ночи
займут твоё место.
Окружены мы тенями.
Вызвало их твоё неразумное слово.
Их разогнать не умеем.
И повелевать им не можем.
Близится час полунощный.
Зажги, друг, ярче огонь.
К свету, к источнику
обернись.

1 февраля 1917 г.
Отдел рукописей ГТГ, 44/46. Л. 34.
__________________


2 февраля 1916 г.
Письмо Н.К. Рериха к Кояковичу М. М. (машинопись)

РЕДАКТОР ЖУРНАЛА
'ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРОВ'
ПЕТРОГРАД
Николаевская улица, д. 29.
Телефон 4-97.

Петроград 2 февраля 1916 г.

Многоуважаемый Михаил Михайлович.
Позвольте принести Вам глубочайшую благодарность как от меня лично, так и от Редакции Вестника Инженеров, за прекрасную статью в сегодняшнем номере Нового Времени. Вы помянули в ней добрым словом и наш старый, к сожалению уже прекративший своё существование, Вестник Общества Технологов. Но уже таков неумолимый закон судьбы - старое должно давать путь новому, более сильному, подающему надежды. Без этого не будет движения
вперед по пути совершенствования.
Примите многоуважаемый Михаил Михайлович уверение в моем глубоком почтении.
Н.Рерих

Российский государственный архив литературы и искусства 1077-2-7 1л.
__________________________________________________________________


6 февраля 1917 г.
В МИРЕ ИСКУССТВ

Отдельная выставка работ Н.К. Рериха в этом году не состоится. Она переносится на будущий год, ввиду неприбытия картин с выставки Мальмё.
Общество 'Мир искусства' отводит в этом году Н.К. Рериху отдельную комнату, где он предполагает выставить около 40 картин, исполненных им за последние два года.

Русская воля. 1917. 6 февраля. ? 36. С. 6.
________________________________________


7 февраля 1917 г.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ

Большая выставка произведений Н.К. Рериха, предполагавшаяся в Петрограде в конце текущего сезона, откладывается за отсутствием свободного помещения, а также вследствие того , что картины его в количестве 30 не прибыли из Мальмё. Но-вые произведения Н.К. Рериха будут выставлены в отдельном зале на выставке 'Мир искусства".

Речь. 1917. 7/20 февраля. ? 36. С. 5.
_______________________________


19 февраля 1917 г.
В ОБЩЕСТВЕ А.И. КУИНДЖИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ
19 февраля состоялось под председательством академика Н.К. Рериха годовое собрание Общества имени А.И. Куинджи. Перед заседанием была отслужена панихида по А.И. Куинджи. Собрание открылось чтением отчёта за минувший год. Доходы Общества в виде процентов с капиталов, пожертвованных А.И. Куинджи, составили 28 000 р. С 'Пятниц' поступило около 6000 р. Значительная часть этой суммы пожертвована в пользу раненых воинов. На пособия нуждающимся художникам израсходовано было в отчётном году 3000 руб., на приобретение художественных изданий - 1700 руб., на покупку картин - свыше 10 000 руб. В течение 4-х лет Общество приобрело 95 картин на 31 000 руб. Почти все купленные художественные произведения отосланы или отсылаются в провинциальные музеи.

В почётные члены Общества избрана В.Л. Куинджи, вдова покойного художника А.И. Куинджи. Затем были произведены выборы новых членов. Из предложенных правлением кандидатов несколько человек забаллотировано. Характерно, что забаллотированы именно те кандидаты, которые пользуются наибольшей популярностью в художественном мире. Собрание постановило отправить 2000 руб. в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По полученным сведениям многие учащиеся Московского училища испытывают крайнюю нужду.

Речь. 1917. 21 февраля/ 6 марта. ? 49. С. 5.
_____________________________________


ВЫБОРЫ В ОБЩЕСТВЕ А.И. КУИНДЖИ
Под председательством академика Н.К. Рериха состоялось годичное собрание членов состоящего под высочайшим Государя Императора покровительством Общества имени проф. А.И. Куинджи. По утверждении годичного отчёта по деятельности в минувшем году были произведены выборы. Единогласно избрана в почётные члены Общества вдова основателя его В.Л. Куинджи. В действительные члены Общества большинством голосов избраны: А.Ф. Афанасьев, Г.М. Бобровский, А.А. Бучкури, Г.Н. Горелов, И.М. Грабовский, С.Н. Зенков, П.И. Келин, И.В. Космин, П.И. Котов, В.Н. Кучумов, В.В. Лишев, А.П. Мочалов, Л.Ф. Овсянников и А.Н. Юдин.

Биржевые ведомости. 1917. 22 февраля / 7 марта. Утренний выпуск. ? 16114. С. 4.
_________________________________________________________________


25 февраля 1917 г.
(Два варианта стихов в рукописи Н.К. Рериха)

1. ВСТРЕТИМ
К двери друг подойди.
Не бойся двери открыть.
Крепко светильник держи,
не затушил чтобы вихрь.
Слышишь, он к двери подходит.
Если открыв, ты ничего
не увидишь - не бойся, он
всё-таки здесь. Что должно
прийти, то пришло.
Прошедшее встретим.

25 Февраля 1917.
Отдел рукописей ГТГ, 44/46. Л. 30.
__________________


2. ВСТРЕТИМ.
Выйди смело мой друг.
Дверь входную открой.
Знаю, что путник идёт.
Если у двери нет никого
Ты подожди и всмотрись.
В темноте приблизится некто.
Не бойся его. Заставь себя
не бояться. Добр к дверям
подходя иди. [Не думай мой
друг, грабителя здесь не найдёшь.
Слышишь.] Стучат. Пойди
и открой. Крепко светильник
держи. Не затушил чтобы вихрь.
Если, открыв, ты ничего
не увидишь, не бойся - он всё-таки
здесь. Что должно прийти,
то пришло. Пришедшее
встретим.

25 февраля 1917 г.
Отдел рукописей ГТГ, 44/46. Л. 31.

********************************************************************************************


МАРТ

ХРОНИКА

6 марта 1917 г.
ОХРАНА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

4-го марта под председательством М. Горького состоялось совещание художников и деятелей искусства. На совещании было указано на необходимость принять меры по охране брошенных дворцов, представляющих художественную ценность, и всего имущества, находящегося в этих дворцах.

Совещание избрало особую депутацию в составе: А. Н. Бенуа, Ф. И. Шаляпина, М. В. Добужинского, М. Горького, К. С. Петрова-Водкина, Н. К. Рериха и И. А. Фомина, для того чтобы она посетила представителей Временного Правительства и указала им на необходимость принять немедленно меры к охране дворцов и художественных коллекций.

5-го марта депутация беседовала с министрами Временного Правительства и с членом Г. Думы Н. Н. Львовым, назначенным комиссаром по делам, касающимся искусства.

Временное Правительство вполне согласилось с необходимостью принять меры к охране художественных ценностей и образовало комиссариат для охраны художественных ценностей в составе: члена Г. Думы П. А. Неклюдова, Ф. И. Шаляпина, М. Горького, А. Н. Бенуа, К. С. Петрова-Водкина, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха и И. А. Фомина.

В художественных кругах возник вопрос об образовании вместо Министерства Императорского Двора - Министерства изящных искусств.

Биржевые ведомости. 1917. 6/19 марта. Вечерний выпуск. ? 16121.
__________________________________________________________



8 марта 1917 г.
ВОЗЗВАНИЕ 'КОМИССИИ ГОРЬКОГО' ПО ВОПРОСАМ ИСКУССТВА

Граждане! Старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу.

Граждане! берегите это наследство, берегите дворцы, они станут дворцами вашего всенародного искусства, берегите картины, статуи, здания - это воплощение духовной силы вашей и предков ваших.

Искусство - это то прекрасное, что талантливые люди имели создать даже под гнётом деспотизма и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души.

Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы - всё это ваша история, ваша гордость. Помните, что всё это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство.

Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 8 марта. ? 9.
_______________________________________________________________



Март 1917 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ 'КОМИССИИ ГОРЬКОГО' В СОВЕТ МИНИСТРОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Желая оградить памятники искусства от уничтожения, мы, нижеподписавшиеся, решили образовать при Временном правительстве Комиссию по делам искусства, в которую вошли бы как нижеподписавшиеся, так равно и другие лица, участие в деле принесло бы пользу.

В ближайшие задачи Комиссии входят: 1) охрана памятников старины, 2) разработка проектов памятников борцам за свободу. 3) устройство народных празднеств и 4) разработка вопросов, связанных с текущим моментом, так равно и жизнью и развитием русского искусства.

Председатель Комиссии М. Горький.
Товарищи председателя Н. Рерих и А. Бенуа. Секретарь М. Добужинский. Члены Комиссии: Билибин, Петров-Водкеин, Щуко, Шаляпин, Маяковский [:]

РГИА, ф. 471, год 1917. оп. 17, доб., ? 2345, л.1.
___________________________________________


Март 1917 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ 'КОМИССИИ ГОРЬКОГО' В СОВЕТ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ.

Комиссия по делам искусства, занятая разработкою вопросов, связанных с развитием искусства в свободной России, единогласно постановила предложить свои силы в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов для разработки вопросов об охране памятников старины, проектирования новых памятников, составления проекта положения об органе, ведающем делами изящных искусств, устройства народных празднеств, театров, разработки проекта гимна свободы и т.п.

М. Горький, Н. Рерих, А. Бенуа, М. Добужинский

РГИА, ф. 471, год 1917. оп. 17, доб., ? 2345, л. 2.
__________________________________________


ПОЛОЖЕНИЕ КОМИССИИ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ КОМИССАРЕ
(БЫВШЕМ МИНИСТЕРСТВЕ ДВОРА И УДЕЛОВ)
[13 марта 1917]
{В архиве отсутствуют начальные стр. 1,2. }

з/ Комиссия имеет право ходатайствовать об усилении средств музеев как столичных, так и провинциальных.

и/ Комиссия высказывает пожелания для руководства при составлении законопроекта о Ведомстве Изящных Искусств в той его части, которая касается государственных музеев и художественных библиотек и охраны памятников.

к/ Эта комиссия может разделиться на два отдела: Охраны памятников и Музейного дела.

2. КОМИССИЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ.

а/ являясь частью Особого Совещания. Комиссия состоит совещательным органом при комиссаре бывшего М-ва Дв. по всем архитектурным вопросам.

б\ комиссия следит за государственной архитектурной деятельностью во всём государстве и указывает меры её улучшения как по поводу отдельных случаев, так и по вопросу об общем её направлении.

ПРИМЕЧАНИЕ: Желательно: а/ чтобы комиссия безотлагательно приняла бы меры к спасению дела украшения Дворцового моста;

б/ чтобы приняты были бы меры к упразднению садика на разводной площадке. При этом Комиссия может дать идею 'Памятника революции', имеющего быть на ней воздвигнутого; в дальнейшем она должна объявить именной конкурс для этого памятника;

в/ чтобы она заявила о необходимости сохранить стены выгоревшего здания Окружного Суда и составить проект для его переработки под новые нужды;

г/ чтобы она сделала то же самое по отношению к Лиговской тюрьме;

д/ чтобы она сделала то же самое по отношению к даниям 'Новой Голландии' и 'Пеньковского буяна'.

в/ Комиссия должна выработать проект тех статей будущего законопроекта о Ведомстве Изящных Искусств, которые касаются архитектуры в её соприкосновении с государственными интересами. Отчасти её работы и здесь совпадают с работами Комиссий Охраны памятников и Художественного Образования. Особенное внимание надлежит обратить на планомерность застройки больших городских центров. - Необходимо сочетать здесь принципы самопочина и самоуправления с известным объединяющим все государственные архитектурные работы духом цельности.

ОБЩЕЕ ПОЖЕЛАНИЕ. Во всех своих работах Комиссия должна быть исполнена сознанием необходимости в обновлении самого характера архитектурной жизни в обновлённой России. Этот новый характер должен отвечать величию переживаемого момента. Но время робких подражаний прошло. Должен восторжествовать стиль над э[к]лектической стильностью.
Истинная демократия требует от своих художников во-первых, свободы и вдохновенного творчества. Необходимо, чтобы сейчас выявился особый характер архитектуры, отвечающий требованиям целесообразности, простоты удобства. Красота, опирающаяся на одну пышность, не в духе нашего времени. Желательно было бы устроить и ряд публичных выступлений с кафедры и в печати, которые учили бы общество и художников чем следует задаваться и каких искать путей.

3. КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТОРЖЕСТВ И 'ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ'

а/ Комиссия, являясь частью Особого Совещания. состоит совещательным органом при комиссии бывшего М-ва Двора и должна давать свои заключения по всем тем вопросам 'показной' жизни государства, которые находились в дореволюционном режиме в ведении М-ва Двора.

б/ Комиссия должна выработать те статьи законопроекта о Ведомстве Изящных Искусств, которые имеют своею целью обслужить государство в его выступлениях официального характера, в его участии в народных манифестациях и в его художественно-просветительной деятельности.

в/ В ближайшие задачи Комиссии входит: а/ выработка проекта революционного календаря; б/ составление проекта торжественного ознаменования разных моментов освободительного движения в России. В первую очередь, она должна озаботиться о грандиозных празднествах, приуроченных к празднику свободы 1 Мая и к ближайшему 14-го Декабря, и подготовиться к 'празднику мира'.

г/ На обязанности Комиссии лежит самое оборудование и участие государства в означенных торжествах. При этом её необходимо войти в контакт с установлениями, ведающими финансовой стороной государственной жизни.

д/ Комиссия вырабатывает идеи памятников, которые будут сооружены в память главнейших событий и деятелей освободительного движения. В этой своей функции Комиссия находится в тесном контакте с Комиссией строительной.

г/ Комиссия сочиняет проект нового государственного герба, причём желательно, чтобы в основу его был принят принцип английского герба (исторического наслоения), а не французского (полное обновление).

д/ Сочиняет проект новой государственной печати.
е/ Сочиняет проект новых денежных знаков и почтовых марок.
ПРИМЕЧАНИЕ: По всем четырём последним пунктам Комиссия может идти путём объявления конкурсов.

д/ Комиссия заботится о наибольшем распространении художественных идей в народе.

ОБЩЕЕ ПОЖЕЛАНИЕ: не может быть речи о пользовании формами показной жизни старого режима. Надлежит и здесь идти путём совершенной свободы и в сознании торжества демократических принципов. В области распространения художественных идей Комиссия должна, однако, быть озабоченной тем, чтобы во-просы чистой красоты отнюдь не приносились в жертву демагогическим приёмам.

4. КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАВОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА.

а/ Являясь частью Особого Совещания, Комиссия состоит совещательным органом при комиссии бывшего М-ва Двора по всем вопросам, касающимся художественных заводов, находившихся в ведении этого Министерства.

б/ В первую очередь Комиссия предпринимает шаги для возвращения в ведение комиссариата заводов Фарфорового и Гранильных.

в/ Комиссия следит за деятельностью государственных учреждений художественного промышленного типа, находящихся в ведении других Министерств. Напр., за деятельностью Государственной Типографии и аналогичных органов при Академии Наук, Синоде и Сенате, а также за Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг и Монетным двором.

г/ Комиссия разрабатывает те статьи законопроекта о Ведомстве Изящных Искусств, которые должны объединить в одно целое все эти учреждения, при непременном сохранении за каждым из них большой самостоятельности.

ОБЩЕЕ ПОЖЕЛАНИЕ: В основу всей жизни в этой сфере нужно поставить ощущение: наибольших материальных возможностей и отнюдь не руководствоваться желанием превратить эти заводы в источники прибыли для государства. - В идеале мерещится создание на очень широкую ногу того, что [при] Людовике XIV было объединено Кольбером под названием Manufacture ded Gobelins.


4. МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМИССИЯ .

а/ Являясь частью Особого Совещания, Комиссия состоит совещательным органом при комиссаре бывшего М-ва Двора по всем вопросам текущей жизни в учреждениях музыкального характера, находившихся в ведении бывшего Министерства /Певческая капелла, Придворный оркестр, отчасти консерватория и опера/

б/ Составляет статьи законопроекта о будущем Ведомстве Изящных Искусств, долженствующие регулировать музыкальную жизнь в её соприкосновении с государством.

в/ Комиссия предпринимает шаги для собирания и хранения 'Музыкальных памятников' (собирание и сводка народной, солдатской, фабричной, уличной песни: грамофонная запись; экспедиции, предпринимаемые с этой целью).

г/ Комиссия предлагает меры для распространения русской музыки заграницей и на пространстве русского государства.

д/ Комиссия принимает ближайшее участие в работах Комиссии Торжеств.

е/ Комиссия находится в контакте с Комиссией Художественного образования.

ж/ В ближайшие задачи Комиссия входит выработка как условий конкурса будущего гимна русского государства, так и той торжественной обстановки. при которой состоится самое состязание.

6. КОМИССИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

а/ Являясь частью Особого Совещания, Комиссия состоит при комиссаре бывшего М-ва Двора в качестве совещательного органа по делам, касающимся государственных театров.

б/ Принимает шаги к тому, чтобы театры были возвращены под общее объединённое начало Комиссаров бывшего М-ва Двора.

в/ Комиссия находится в ближайшем контакте с комиссией 'Музыкальной' и 'Торжеств' и принимает непосредственное участие в их текущей действительности.

г/ Комиссия вырабатывает пожелания, могущие служить материалом и руководством при составлении законопроекта о будущем Ведомстве Изящных Искусств, в той части его, которая касается жизни государственных театров.

д/ Комиссия должна выработать условия широкого распространения в народе театра художественного порядка. Желательно, чтобы были найдены способы каких-то передвижных театров.

Общее пожелание: Комиссия должна уяснить вопрос о желательности государственных театров. Комиссия должна найти такие условия строй государственных театров, которые гарантировали бы им значительную автономность, но в то же время берегли важнейшее начало личной инициативы и руководства.
Комиссия должна разработать вопрос о том, что в ведении государственных театров принадлежит общей регламентации (что подлежит ведению общей дерекции) и что желательно приурочить к деятельности отдельных театров.
Комиссия должна выяснить, какую цель должны вообще преследовать государственные театры. Нужно ли, чтобы они служили только органам 'охраны памятников', театральной литературы (включая сюда балет и оперу), или же они могут без вреда для художественной чистоты своей задачи, служить выражением известных настроений и идей, присущих государству в данный исторический момент - словом, должны ли быть музеями или могут быть трибуною. Возможно, что вследствие политического кризиса, вторая из функций государственных театров должна временно доминировать над первой; вероятно, часть театров будет превращена в трибуны, с которых станут раздаваться призывы к свободе, вселять ужас перед рабством, необходимость универсального братства, ненависть ко всем тем узким сепаратистким теориям, посредством которых старый режим развратил общественную мысль и совесть. В частности, государственные театры должны смело порвать с той идеологией, которая привела к тому, что были сняты с репертуара лучшие произведения немецкой литературы и музыки.

7. КОМИССИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

а/ Являясь частью Особого Совещания, Комиссия служит совещательным органом при комиссаре по текущим вопросам, касающимся Академии Художеств с сеть зависящих от неё учреждений, а также других аналогичных учреждений, нахо-дящихся в ведении М-ва Двора.

б/ Комиссия вырабатывает пожелания, долженствующие лечь в основу в составлении той части законопроектов о Ведомстве Изящных Искусств, которая касается художественного образования.

в/ Комиссия предпринимает шаги, дабы пробудить в других учреждениях, преследующих цели художественного образования, сознание момента. Особенное внимание надлежит обратить на Училище барона Щтиглица, являющееся образцом совершенной мертвенности.

Общее пожелание: В своей деятельности Комиссия должна иметь в виду, что искусство обновлённого русского государства не может сохранить табель о художественных регалиях и все привилегии и права, что широкая струя обще-ственности должна постоянно освежать деятельность художественных органов, что в то же время и для успешного творчества необходимо опираться на принцип самодеятельности и широкой личной инициативы. Не меняя уставов уже существующих учреждений, Комиссия, руководствуясь этими основными положениями, может сказать много пользы, предлагая те меры, которые явились бы и драгоценным опытом для будущих законодателей. В первую очередь нужно озаботиться о том, чтобы всюду были удалены лица определённого склада мышления, соответствующего в политическом плане с тем, что носить название черносотенства. Абсолютно вредными лицами нужно считать Г.И. Котова, В.К. Маковского, А.Н. Померанцева.

8. КОМИССИЯ, СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗАКОНОПРОЕКТ О БУДУЩЕМ
'ВЕДОМСТВЕ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ'

а/ Комиссия имеет два рода заседаний - замкнутый и общественный. В первых, участвуют лишь назначенные Комиссаром члены. Во вторых, и посторонние лица, которые приглашаются для уяснения отдельных вопросов, делегаты от различных обществ и групп, представители ведомств.

б/ Комиссия входит в сношения со всеми обществами и группами, о которых известно, что они заняты однородными вопросами, она вырабатывает и условия их сотрудничества в общем деле.

в/ перед внесением на рассмотрение и утверждение в законодательные учреждения Комиссия должна подвергнуть свою работу обсуждению выборных от различных художественных обществ и присовокупить все их пожелания и проекты к своему проекту.
Окончательное решение вопроса предоставляется законодательным учрежде-ниям, в которых, однако, должны быть призваны на правах докладчиков и экспер-тов лица, работавшие над проектом.
Комиссия вырабатывает самую форму этого общего собрания художников и условия участия в нём.

г/ Комиссия для большей целесообразности распадается на ряд отделов (могущих явиться как бы ячейками будущих делений Ведомства Изящных Искусств).
А/ Общих дел. Он же юридический и финансов.
В/ Музеев, библиотек и охраны памятников.
С/ Торжеств, театров и музыки.
Д/Художественного образования, и распространения художественной культуры (этому же отделу подлежит вопрос о выставках).
Е/ Кустарного дела и художественной промышленности.
Г/ строительный.

ПРИМЕЧАНИЕ: Каждый отдел насчитывает не более пяти человек членов, но имеет право кооперировать нужных людей (не превышая общего количества в 9 чел.) и приглашать отдельных лиц в случае надобности.

Ж/ Отдел А имеет сначала выработать в срочном порядке инструкции, касающиеся всего хода работ Комиссии, после чего и начнётся деятельность других от-делов, долженствующая находится в постоянном контакте с отделом А.

Отдел А. заботится о координировании деятельности всех отделов.

В основе деятельности Комиссии законопроекта должно лежать ясное разделение между идеями: 1/ нужд искусства, как профессии; 2/ нужд государства в искусстве и 3/ возможностей государства в области искусства. Материальные нужды искусства имеют скорее касательство к ведомству торговли, финансов и юстиции. Вопросы о художественной собственности и обеспечении художников не должны обременять внимание комиссии. Напротив, вопрос о нуждах государства в искусстве и вопросы о возможностях государственного искусства должны влиять решительным и последовательным образом на выработку условий законопроекта. Государство нуждается в сохранении памятников своей истории, в сохранении приемственности по целому ряду явлений, в придаче подобающей торжественности своим выступлениям, в зданиях, в придаче зданиям особого характера, отвечающего величию государственной идеи, в распространении художественной культуры среди населения и, в первую очередь, в ознакомлении общества с искусством родины, в кадрах лиц, заведывающих государственными установлениями художественного порядка и лиц, творящих государственное искусство. С другой стороны, никакая частная инициатива не обладает такой массой возможностей, какой обладает государство, и это обилие возможностей обязывает государство их использовать.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1099, 5л.
_________________________________


31 марта 1917 г. Петроград.
В Императорском Обществе поощрения художеств.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ
В экстренном общем собрании Общества поощрения художеств выработано обращение к Временному Правительству. Решено переименовать Общество во Все-российское Общество поощрения художеств. Избраны в действительные члены кн. В.Н. Аргутинский-Долгоруков и гр. П.Н. Игнатьев; избран комитет в составе вице-председателя А.Е. Лагорио, секртаря И.М. Степанова, казначея Е.Н. Фену, директора школы Н.К. Рериха, директора музея С.П. Яремича, членов С.И. Шидловского, Е.Н. Волкова, В.А. Щавинского, П.П. Гнедича, В.Д. Дурдина, бар. Н.А. Типольта, В.А. Галецкого и кандидатов в члены Б.К. Рериха, А.В. Руманова и Н.П. Химоны.

Закрылась выставка 'Мир искусства'. Посетителей было около 9000 человек. Продано приблизительно на 10 000 рублей. Проданы преимущественно произведения Рериха, Григорьева, Чехонина, Добужинского, Билибина, Кустодиева и Остроумовой-Лебедевой.

Речь. 1917. 31 марта / 13 апреля ? 76. С. 5.
________________________________________


31 марта 1917 г. Петроград.

ВЫСТАВКА ФИНСКОГО ИСКУССТВА
3-го апреля открывается на Марсовом поле выставка финского искусства, устраиваемая Художественным бюро Н.Е. Добычиной. Во главе выставки стоит почётный комитет, в который входят: Н.И. Альтман, Л.Н. Андреев, А.Н. Бенуа, В.Н. Аргутинский-Долгоруков, М.Е. Буренин, М. Горький, Ф.А. Головин, А.К. Глазунов, И.Э. Грабарь, А.И. Зилоти, В.Г. Каратыгин, А.Ф. Керенский, П.М. Макаров, П.Н. Милюков, В.Д. Набоков, А.П. Остроумова-Лебедева, С.С. Прокофьев, Н.К. Рерих, И.Е. Репин, Ф.И. Родичев, К.А. Сомов, гр. Д.И. Толстой, В.Н. Фигнер, Ф.И. Шаляпин и Н.Н. Шмаков.
На открытие выставки приглашены члены Временного Правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов. Ожидаются видные представители Финляндии.

Речь. 1917. 31 марта/ 13 апреля. ? 76. С. 4.
__________________________________________
*******************************************************************************************



АПРЕЛЬ
[29 апреля 1917 г.]

Комитет ВОПХ - Н.К. Рериху
Копия

Общество Поощрения Художеств.
Россия.
:Мая 1917.
Петроград. Морская, 38.

СЕРТИФИКАТ

Этот сертификат выдан Господину Н. Рериху, Директору школы Общества Поощрения Художеств в России, который послан в Финляндию для посещения финских и ряда различных художественно-промышленных школ.
Комитет Общества имеет честь просить Администрацию и местные власти облегчать Н. Рериху выполнение его миссии.

Вице-Председатель Общества
Секретарь

Центр. государственный исторический архив СПб. Ф. 448, оп. 1, д. 1750-а, л.2.
Копия сертификата, перевод с фр. яз.

*******************************************************************************************


МАЙ

1 мая 1917 г.
Завещание Н.К. Рериха (1 мая 1917 г. Петроград)

На конверте:
ЗАВЕЩАНИЕ

Н.К. Рериха
1 мая 1917 г.
_________
 
  
 

ЗАВЕЩАНИЕ

Всё, чем владею, всё, что имею получить, завещаю жене моей Елене Ивановне Рерих. Тогда, когда она найдёт нужным, она оставит в равноценных частях нашим сыновьям Юрию и Святославу. Пусть живут дружно и согласно, и трудятся на пользу Родины.

Прошу Русский Народ и Всероссийское Общество Поощрения Художеств помочь семье моей; помочь, помня, что я отдал лучшие годы и мысли на служение русскому художественному просвещению.

Предоставляю музею Русского Искусства при Школе, мною учреждённому, выбрать для Музея одно из моих произведений, как посмертный дар.

Прошу друзей моих помянуть меня добрым словом, ибо для них я был другом добрым.

1 Мая 1917 Петроград.
Художник Николай Константинович Рерих.

Сим свидетельствую, что сие завещание подписано собственноручно Николаем Константиновичем Рерихом в полном уме и твёрдой памяти.

Прапорщик артиллерии Александр Федорович Белый 4/Y 1917 г.
В том сие свидетельствую Действительный Статский Советник Иван Михайлович Степанов.
В том же свидетельствую Потомственный почётный Гражданин Степан Петрович Яремич

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/472, 2 л.
_______________________________



(Из архива Н.К. Рериха)
4 мая 1917 г.
Очерк Жебелева С.

О ЗАДАЧАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ КАК ВЫСШЕГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ.

Если личное художественное творчество, свободное по своему существу, недоступное какой бы то ни было регламентации, может и должно предъявлять к государству единственное требование - охрану от каких бы то ни было на него посягательств, то искусство страны, как коллективный продукт этого личного художественного творчества, для своего процветания, развития и проникновения в общество во всех его слоях, несомненно, нуждается не только в любовном и бережном отношении к нему со стороны государства, но и в особом органе ведения, в котором все вопросы, относящиеся к искусству, нашли бы своё сосредоточие.

Роль этого органа может быть и теоретической, но, главным образом, она должна принять практическое направление, осуществляя на практике всё то, что по теоретическим вопросам, касающимся искусства, будет выработано в особых учреждениях, выдающих те или иные стороны художественной деятельности страны. Одним из таких учреждений должно быть, по аналогии с Академией Наук, и Академия Художеств.

Уже по действующему уставу Академии она должна служить высшим художественным учреждениям 'для поддержания, развития и распространения искусства в России' ( 1). Это своё назначение Академия или совершенно не могла исполнять, или исполняла только отчасти, главным образом, думается, потому, что на Академию уставом была возложена другая, чисто практическая задача, заключавшаяся в том, что Академия 'обязана была наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России' ( 2) и даже доставлять 'высшее художественное образование лицам, посвятившим себя художественной деятельности' ( 3).

Такое положение Академии не должно быть признаваемо нормальным, а для неё самой как высшего художественного учреждения, должно быть вредным, так как, несомненно, чисто практическое задание Академии - сводилось ли оно к доставлению высшего художественного образования, или даже хотя бы к наблюдению за делом художественного образования - должно было отвлекать, и на деле отвлекало Академию от чисто теоретической задачи, сводящейся, очевидно, к разработке и решению вопросов, имеющих в виду поддержание, развитие и распространение искусства.

В чём же может найти своё осуществление роль Академии после того, как она, как высшее художественное учреждение, будет избавлена от присвоенных ей действующих уставом чисто практических, социально-педагогических задач.
1/ В теоретической разработке всякого рода вопросов, относящихся к области пластических искусств, т.е. архитектуры, скульптуры и живописи, равно как и тесно связанной с ними области художественной промышленности;
2/ в различных способах содействия к поддержанию, развитию и распространению пластических искусств.

Предусмотреть всё то, что относится к области теоретической разработки искусства, было бы нелегко, так как область эта чрезвычайно обширна и разнообразна. К тому же содержание этой области, в значительной мере, обусловливается как вопросами, выдвигаемыми жизнью и искусством в данное время, так и индивидуальными свойствами лиц, занимающихся разработкою и разрешением этих вопросов.

Проще было бы наметить те способы, которые могли бы быть пригодными при разрешении того, что может сделать Академия в своём содействии к поддержанию, развитию и распространению искусств.

Здесь роль Академии могла бы идти по четырём направлениям. Академия могла бы проявлять своё содействие по отношению: 1/ к государству, 2/ обществу, 3/ широким народным массам и 4/ отдельным художникам или художественным организациям.

Роль Академии в отношении к государству могла бы найти применение: 1/ в содействии государству при выполнении им обширных государственно-художественных заданий, напр., при сооружении архитектурных памятников, при организации художественных и художественно-промышленных музеев; при устройстве всероссийских и международных художественных выставок, при разрешении всякого рода художественных вопросов и задач, выставляемых государством и т.п.; 2/ в теоретической разработке правильной постановки художественного и художественно-промышленного образования на всех его ступенях, в вопросе об открытии новых художественных и художественно-промышленных школ, в создании тех или иных художественных институтов, как при самой Академии, так и вне её; 3/ в охране художественных памятников, находящихся в государстве; 4/ в регистрации и наследовании памятников, неизвестных или мало исследованных; 5/ в устройстве и организации всероссийских и международных художественных съездов.

Роль Академии в отношении к обществу могла бы сказаться во всяческих мерах, способствующих распространению искусств и правильных представлений о нём в обществе. Сюда можно отнести: 1/ устройство выставок произведений искусства, в особенности выставок ретроспективных; 2/ издание всякого рода трудов, посвящённых искусству в его настоящем и прошлом, равно как и издание художественно-научного журнала при Академии; 3/ устройство публичных заседаний с чтением докладов по различного рода вопросам, касающимся искусства вообще, различным эпохам его развития, деятельности великих художников и т.п.

Роль Академии в отношении к широким народным массам могла бы найти своё выражение в популяризации сведений, касающихся искусства, путём их устройства особых показательных выставок с объяснением их, или посредством публикации недорогих, но изящных изданий, касающихся искусства и его видных представителей, или при помощи организации соответствующих народных чтений и т.д.

Наконец, роль Академии в отношении к отдельным художникам (или художественным организациям) выразилась бы в представлении им средств для выполнения таких художественных заданий и предприятий, которые оказались бы недостижимыми для единоличных сил художников, а требовали бы содействия со стороны Академии, в создании для пользования художниками образцовой художественной библиотеки, в устройстве музея всякого рода художественных аксессуаров и иных вспомогательных пособий, необходимых для художников при выполнении их работ, в издании специально для художников всякого рода пособий по их специальности и т.п.

Таковы, в общих чертах, те задания, которые могли бы составлять предмет ведения Академии Художеств, как высшего художественного учреждения. Позволительно думать, что осуществление даже части этих заданий дало бы достаточно материала для деятельности Академии и с уверенностью можно утверждать, что таковое направление деятельности Академии оправдывало бы её государственное существование даже при наличности особого ведомства изящных искусств, отдельным, но вполне автономным органом которого являлась бы Академия Художеств.

С. Жебелев
4 мая 1917 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/783, 2л.
________________________________



5 мая 1917 г.
ПИСЬМО Волкова Е.Н. к Рериху Н.К.

КОМИССАР
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ПО МИНИСТЕРСТВУ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
'5' Мая 1917 г.

Милостивый Государь, Николай Константинович,
На происходившем 21 минувшего Апреля в Отделе Сельской Экономики и Сельскохозяйственной Статистики Совещании о преобразовании Школы Народного Искусства Вами поднят был вопрос о желательности учреждения при Отделе коллегиального органа, хотя бы в виде Художественного Совета, для попечения о поднятии художественных достоинств русских кустарных изделий.

Мысль Ваша, нашедшая выражение в журнале помянутого Совещания, встретила полное сочувствие со стороны Министра Земледелия, утвердившего Положение о Художественном Совете и поручившего мне обратиться к Вам с покорнейшею просьбою, не отказать в Вашем ценном участии в означенном Совете. В надежде, что Вы не откажете Министерству в просимом сотрудничестве, прошу о решении Вашем меня уведомить.

Примите, Милос. Гос., уверение в совершенном моём почтении и искренней преданности.

Е.Н. Волков.

Отдел рукописей ГТГ ф. 44/644, 1л.
________________________________

14 мая 1917 г.
 
  
 

Рукопись Н.К. Рериха

ПОД ЗЕМЛЁЮ
Черепа мы снова нашли.
Но не было знаков на них.
Один топором был
рассечен. Другой пронзён
был стрелою. Но не для
нас эти знаки. Тесно
лежали, без имени все,
схожие между собою. Под
ними лежали монеты.
И лики их были стёрты.
Милый друг, ты повёл
меня ложно. Знаки
священные мы не найдём
под землёю.
14.V.1917
____________________________

16 мая 1917 г. Сердоболь.
Открытое письмо Н. К. Рериха к С. П. Яремичу

Petrograd. Петроград.
Мойка, 38.
Степану Петровичу Яремичу.

Дорогой Степан Петрович, посылаю Тебе мой точный адрес. Сердоболь. Sortavala. H. Relander. Seminarium. N. Roerich.
Хорошо здесь! Бодро, ветрено, каменисто. Рисуется какая-то сюита Carelia Heroica. Уезжай скорей из Питера, - надо отдохнуть, надо к земле прикоснуться, сбросить обветшавшую кожу, надышаться воздухом. Надо! Отдохни, милый. Привет Ив. Мих. [Степанову - ред.], Вас. Алекс. [Щавинскому - ред.], Алекс. Ник. [Бенуа - ред.]. Пиши.
Твой Н.Р.
16.V.1917.
_____________
Архив Государственного Эрмитажа, ф. 7, оп. 1, д. 375, л. 17-17 об.
Штемпель в Сердоболе: 31.05.1917.

 
  
 

Н.К. Рерих. Приказ. 1917. Сюита "Героика".
________________________________________________________


19 мая 1917 г. Сортавала
Письмо Н.К. Рериха к И.М. Степанову
На штемпеле дата: Сортавала 04.06.1917

Petrograd. Петроград.
Морская, 38. Вс. Общ. Поощрения Художеств.
Его Пр-ву
Ивану Михайловичу Степанову.

Дорогой Иван Михайлович,
"Речь" получил. Спасибо за память - от Вас слышишь всё доброе, ибо Вы сами доброжелательный. Здесь у нас превосходно. Как сравнительно близко, и как хороша природа. Прикасаюсь к бодрой земле, набираюсь сил. Привет Ст[епану] Петр[овичу] - пусть тоже уедет, к земле прикоснётся. Как у нас тихо. За все Ваши вести - скажу спасибо. Искренно Ваш
НР.

19.V.1917.
Здесь масса из Петрограда приезжих.

Российский государственный архив литературы и искусства.
Ф. 873, И.М. Степанов, оп. 1, д. 4, л. 1-1 об.
Автограф открытого письма с оплаченным ответом.
______________________________________________


21 мая 1917 г. Сортавала.
Письмо Н.К. Рериха к Руманову А.В.

Дорогой мой друг, прикоснулся я к земле и опять оживаю. Хочется послать Вам слово доброе, слово дружбы. Здесь хорошо. Вид на Ладогу неслыханно бодрый. По воздуху, по возвышенности - прямо русская Швейцария, впрочем, русская ли?

Черкните Вашим телеграфным стилем Ваши переживания. Мои мысли уже приходят в порядок, уже хочется работать. Привет Евгении Львовне. Если приедете, надо комнаты заказать заранее - всё переполнено Петербуржцами. Хотел приложить к моим рукописям ещё два отрывка, но подожду, приложу к следующему письму. Имейте в виду, что почта очень плоха. 'Р[усское] Слово' доходит с провалами в 3-4 дня.
Черкните словечко. Да поможет Вам мой дружеский флюид.
Ваш искренно
НР.

21.V.1917. Sortavala.

РГАЛИ. Ф. 1694, А.В. Руманов. Оп. 1, д. 546, л. 23,24.
Автограф письма.
_____________________________________________


25 мая 1917 г. Сердоболь.
Письмо Н.К. Рериха к Бенуа А.Н.

Сортавала, Сердоболъ,
Семинариум Реландвр, номер Рериха
25 мая 1917 года

Дорогой Александр Николаевич,
Привет от голубых Карельских озёр, от Ладоги, такой широкой, такой богатой шхерами, что я, кажется, изменю моему Новгороду. Понимаю, отчего север Ладоги издавна привлекал новгородцев и викингов. Как-то особенно привольно здесь. Радуют и финны. Как осмысленно у них на хуторах! Отчего и малые дети уже могут работать? Отчего сын нашего дворника, оканчивая лицей, сидит на козлах, проезжает по городу, раскланивается со студентами? Есть достоинство в этом? Пусть нас долго давили, но и финнов угнетали. Отчего же у них такое достоинство и спокойствие? Земледельцы не тревожатся стачками рабочих, ибо запросы не будут чрезмерными и они знают, что сговорятся. Плохо только с нашим рублём, курс уже 185. Но отчего ему улучшиться, если Россия не может быть полезной для Финляндии.
Жалуются на солдат, на матросов, говоря, что не знают, что такое 'свобода'. Жалуются на петербуржцев, поднимающих цены. Наехало много. Всё занято. За дачи платят по 7000 марок. В гостинице тоже полно.

Где ты решил провести лето? Право, уезжай из города, надо к земле прикоснуться. На расстоянии опять веришь, что всё будет хорошо. Если народ темнотою, неосведомлённостью затрудняет дело; если многие живут вчерашним днём; если вылезли тёмные и нелепые, то всё же такой этап пройден и все тяготы оправдаются. Читал твои два фельетона (газеты сюда плоховато доходят). Дай Бог Зилоти твёрдо и сознательно осветить дело театра; пусть выдержит.

Первое лето я поехал без заданий (кроме двух эскизов) - хотелось работать этюды. Набрать свежего материала. Ведь здесь мои горы, мои леса, камни с разноцветными мхами. Напиши, куда едешь?
Анне Карловне привет от нас.
Искренне твой
Н. Рерих

Отдел рукописей ГРМ. Ф. 137, оп. 1, д. 1468, л. 24-25 об.
*******************************************************************************