Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1904 г.
(январь - июль)

"Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение её.
Пора печатно неумолимо казнить невежественность администрации и духовенства, стоящих к старине ближайшими.
Пора вербовать новые молодые силы в дружину ревнителей старины,
- пока, наконец, этот порыв не перейдёт в единодушное, национальное движение, которым так сильна всегда могучая Русь..."

Н.К. Рерих. "Старина на Руси".

**************************************************

 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ
ПИСЬМО С.К. Маковского к Рериху Н.К. (3 января 1904 г.)
ПИСЬМО А.М.Васнецова к Рериху Н.К. (3 января 1904 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Тенишевой М.К. (15 января 1904 г.)
ПИСЬМО М.В. Нестерова к Рериху Н.К.. (27 января 1904 г. Киев)

ФЕВРАЛЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М. (10 февраля 1904 г. [СПб.])
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Карелину А.А. (12 февраля 1904 г.)
Хроника. ВОЙНА И ХУДОЖНИКИ (Петерб. газета. 1904. 13 февраля. ? 43.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М. (15 февраля 1904 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Тенишевой М.К. (23 февраля 1904 г, [СПб.])
ХРОНИКА. (февраль - март 1904 г.)

МАРТ
ПИСЬМО С.К. Маковского к Рериху Н.К. (2 марта 1904 г.)
ПИСЬМО А.М. Васнецова е Рериху Н.К. (31 марта 1904 г.)

АПРЕЛЬ
Хроника. Панихида по В.В. Верещагину (6 апреля 1904 г.)
ПИСЬМО С.А. Щербатова к Рериху Н.К. (11 апреля 1904 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М. (29 апреля 1904 г. СПб.)
Хроника. ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В САН-ЛУИ (4 мая 1904 г.)

МАЙ
Живопись. Н.К. Рерих. Улич. Воскресенский монастырь. (1 мая 1904 г.)
ПИСЬМО Л. Верещагиной к Рериху Н.К. (2 мая 1904 г. Москва.)
ПИСЬМО Евгении Максимилиановны Ольденбургской к Рериху Н.К.
(27 мая 1904 г.)

ИЮНЬ
Н.К. Рерих. МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ (Новое время. 1904. 9/22 июня. ? 10154)
ПИСЬМО С.К. Маковского к Рериху Н.К. (20 июня 1904 г.)
ХРОНИКА. Эскизы и кроки (Петербургская газета. 1904. 21 июня. ? 169)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (30 [июня 1904 г.])
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. [30 июня 1904 г., Тверь]

ИЮЛЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И. (2, [3] июля [1904 г., Углич])
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рериху Борису Константиновичу (30.07.1904.)
ПИСЬМО Ю.С. Нечаева-Мальцова к Рериху Н.К. (19 июля 1904 г.)
Н.К. Рерих. ТАЛАШКИНО (Записные листки) (28 июля 1904 г. Берёзки)
******************************************************************************************


ЯНВАРЬ

ПИСЬМО С.К. Маковского к Н.К. Рериху
3 Января 1904 г.

Дорогой Николай Константинович!
Большое спасибо за Ваше такое тёплое для меня письмо! Хотелось мне очень заехать к Вам сегодня, да дела спутались - ни минуты свободной. Как Ваше здоровье? Посылаю Вам испещрённую поправками и дополнениями стенограмму... Но чувствую, что многое придётся ещё исправить и сократить .

Хорошо было бы, если бы всё, вместе с текстом Вашего доклада, было переписано на пишущей машинке. Я думаю, что, несмотря на отчаянный вид рукописи, сделать это возможно. Тогда всё лишнее и неудачно выраженное легко было бы подчистить. Мне всё-таки очень хотелось бы, чтобы <заметка> о напечатании прений при Зодчем осуществилась! Как ни как это страничка, иллюстрирующая нашу художественную жизнь. Но думается мне, что корректуру следует послать и Николаеву. Слишком глупо вышло то, что он говорил. Подумайте, <протчее и протчее>!

Английское заглавие моей статьи о Вас следующее: The people"s old <thouths> in young Russian art. (N. Roerich"s pictures.)

Посылаю Вам также перевод <Борхеса> в Peterb. Zeitung. Перевод недурён весьма, хотя, пожалуй, чересчур дословный. Но это лучше, чем проявляться фантазии 'вольного перевода'. Ужасно досадно, что, несмотря на заявление мое, Вашу фамилию всё-таки напечатали через умлаут. Впрочем, газета перепутала имя и самого переводчика. В серьёзном журнале этого не повторится.

7-го наше 'содружество', м.б., соберётся у Покровского (Гусев, 4). Об этом писал мне Дымов. Полагаю, что на этом собрании кое-что выяснится в том духе, в каком Вы мне говорили.
Крепко жму Вашу руку
Искренно Ваш Сергей Маковский

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/938, 2 л.
________________________________


3 января 1904 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М.

Многоуважаемый
Аполлинарий Михайлович.

Очевидно, письма наши разошлись. Оказывается, что предположения наши вполне сходятся. Может быть, Москвичи соберутся и решат окончательно, а также выяснят и относительно будущего года, и времени, и помещения.

Вероятно, Вы уже повидались с Первухиным, который рассказал все детали.
Прилагаю, при сём, записку; будьте добры, не откажите переслать её секретарю выставки.

Может быть, также не откажете переслать прилагаемые извинения Г-же Якунчиковой и Малютину, - не знаю их адреса и потому затрудняюсь пересылкою.

Простите за хлопоты; жду Вашего окончательного ответа и тогда извещу петербуржцев. Первухин вероятно рассказал, насколько в СПб трудно устроить собрание.

Поклон союзникам. Мне жалко, что не мог попасть в Москву.
Искренно Вам предан,

Н.Рерих.
3 Янв. 1904г.

Отдел рукописей ГТГ, ф.11/755, 1 л.
___________________________________


15 января 1904 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Тенишевой М. К.

Глубокоуважаемая Мария Клавдиевна.
Немедленно постараюсь повидаться с Е. В. Сосновской, и условимся о времени и устройстве выставки. Я думаю, лучшее время для выставки - с февраля и т. д., т. е., начиная с Передвижной выставки, на которой
бывает до 30 000 посетителей; все они, конечно, осматривают и постоянную выставку.
Фриз мой сделан не акварелью, а пастелью. Представляет он связную историю из охотничьей жизни древних. Если он может пригодиться для вышивки, я вышлю среднюю часть его, которая могла бы служить как отдельное панно-гобелен или же частью длинной полосы по карнизу всей комнаты. Рисунок шаблона я мог бы пройти сам, не знаю, в какую величину он может быть. Делать из пастели акварель, во-первых, боюсь затянуть по времени, во-вторых, пастельные тона, пожалуй, лучше могут приблизиться к тону холста и ниток. Если ничего не имеете против высылки фриза в пастели, дайте знать, пожалуйста, и я вышлю его малой скоростью.

От лица общества и лично от себя позвольте принести Вам глубокую благодарность за память о нашей выставке, которая украсится теперь прекрасными изделиями Талашкина. Передайте, пожалуйста, мой поклон княгине Екатерине Константиновне.

Искренно преданный Вам и глубоко уважающий

Н. Рерих
15 янв. 1904 г.

ЦГАЛИ. ф. Рериха 2408. (Печатается с сокращениями)
Публикуется по изд.: В.П. Нечаев 'Встречи с прошлым'.
________________________________________________


27 января 1904 г. Киев.
ПИСЬМО М.В. Нестерова к Рериху Н.К.

Многоуважаемый
Николай Константинович!

Скоро год, как я имею у себя Ваши прекрасные эскизы, скоро год, как собираюсь послать Вам что-либо из моих работ, и только теперь могу Вас уведомить, что таковые будут Вам высланы на этих днях.
Одна из них - акварель на давно мною задуманную, но неисполненную и до сих пор тему. Другая - набросок карандашом.

Теперь обращаюсь к Вашему любезному содействию.
После окончания Абастуманского дела, что надеюсь будет осенью 1904 года, я должен буду озаботиться выставкой своих работ.

Вместе с большой картиной у меня в настоящее время есть более тридцати произведений, не бывших на выставках в Петербурге, и до шестнадцати, не бывших в Москве, что даст мне основание подумать о самостоятельной выставке в Петербурге в январе 1905 года. (Совместная выставка столь большого количества моих работ с 'Союзом' мне представляется неудобной, как для меня, так и для других участников Союза.)
А так как выставочные помещения у нас наперечёт и одно из наиболее подходящих для меня - есмь зал Общества Поощрения Художеств, то, естественно, я и останавливаюсь на нём, как на одном из первых, и обращаюсь теперь к Вам, чтобы узнать, могу ли я рассчитывать иметь это помещение для своей выставки, от первых чисел января по первые числа февраля будущего 1905 года, и на каких условиях, а также, если помещение Общества свободно, то к кому и когда я должен буду обратиться для официальных переговоров.

Не откажите мне, многоуважаемый Николай Константинович, на все изложенные здесь вопросы ответить по адресу: Киев, Елисаветская (Липки) д ? I.

С истинным уважением и преданностью остаюсь
Мих. Нестеров

Киев 1904 27 Январ[я]
P.S. Моё почтение свидетельствую Вашей Супруге.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1055, 2 л.
___________________________________
***************************************************************************


ФЕВРАЛЬ

10 февраля 1904 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М.

10 Февр. 1904г.
Глубокоуважаемый Аполлинарий Михайлович.

Сейчас узнал, что Академия Худож. предоставила нам помещение от 10 Янв. по 10 Февр. 1905г. gratis [бесплатно (лат.) - ред.]

Как полагаете, брать ли помещение в Обществе за 2000 р. от 10 Янв. по 10 Февр., или остановиться на Академии Художеств?

Известите поскорее, как Москвичи думают?
Искренно Вам предан
Н. Рерих.

Перцову написал. Просил в случае согласия известить Вас. Можно думать, что нам Академия даёт и с 1 Января, ибо Нестеров, который просил Академию с 10 Дек. по 10 Янв. вероятно, если мы остановимся на Академии, будет просить Общество.

Ожидаю извещения, ибо если помещение Академии и менее центрально, нежели Общество, но зато 2000 тоже сумма порядочная.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 11/66, 3 л.
_______________________________


12 февраля 1904 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Карелину А. А.

Глубокоуважаемый Андрей Андреевич!
На письмо Ваше от 11-го с[его] февраля могу сообщить Вам, что картина, которую я могу отдать в Нижегородский музей, называется 'Соглядатаи'; размер рамы 22 х 47 вершков; была выставлена на выставке в Императорской Академии художеств 1902 года. (Освещение картине требуется или верхнее или боковое, но отнюдь не фас.)
 
  
 

Согласно желанию Вашему, сообщаю несколько сведений о себе. Родился в СПб. в 1874 г. Поступил в Академию и в Университет (по юридическому факультету) в 1893 г. Окончил Академию по мастерской Куинджи в 1897 г. Выставлялся на выставках Академической и Мира искусств. С 1901 года секретарём Императ. Общества поощрения художеств. По поручению Имп. Русского археологического общества произвёл ряд раскопок в северных губерниях. Главнейшие картины: в Русском музее императора Александра III, в Третьяковской галерее и в частных собраниях: Е. И. В. Государя Императора, Е. В. Принца Петра Александровича Ольденбургского, кн. С. А. Щербатова, В. В. фон Мекк, Р. Д. Вострякова, С. С. Боткина, М. Ф. Якунчиковой и др.

Получить картину можно во всякое время, но удобнее утром от 11 до 1 часу.
С искренним уважением искренне Вам преданный
Н. Рерих
12 февраля 1904 г.

Публикуется по изданию: В.П. Нечаев. Встречи с прошлым. Вып.2. М.: Советская Россия. 1976.
__________________________________________________________



13 февраля 1904 г. СПб.

Spectator
ВОЙНА И ХУДОЖНИКИ

События на Дальнем Востоке, несмотря на всю свою грандиозность, не прервали обычного строя петербургской жизни.
Под гул пушечных выстрелов столичная жизнь по-прежнему текла своим порядком.
Магазины, театры, выставки, концерты, балы - всё это продолжало функционировать и собирать с публики установленную дань.
Разумеется, война сильно отозвалась на общественном настроении и, так или иначе, нарушила правильный ход житейского колеса. Нарушила, но не приостановила. Колесо продолжало вертеться, но ход его утратил свою равномерность и замедлился.
Мы это видим на различных отраслях искусства и торговли. Возьмём для начала выставки картин, тем более что теперь наступил 'художественный сезон'.
Как они посещались в последнее время?

За два дня до закрытия акварельной выставки мы заглянули на неё и не хотели верить своим глазам.
На выставке можно было насчитать пять-шесть посетителей.
Это на акварельной-то выставке, которая принадлежит к числу наиболее посещаемых публикой, да ещё в здании Общества поощрения художеств, находящемся в наиболее людной части города, на Б. Морской!..
Ещё того хуже, говорят, шла здесь продажа картин.
По закрытии акварельной выставки осталось много непроданных картин, чего опять-таки у акварелистов никогда не бывало.
Между тем, главные художественные выставки ещё впереди.
В течение настоящего месяца их должно открыться пять.

Оригинальный народ гг. художники...
Вместо того чтобы при настоящих невыгодных обстоятельствах уменьшить число выставок до минимума, гг. художники увеличили их, прибавив к обычным четырём ещё одну.
Пример акварельной выставки они, очевидно, совершенно игнорируют.

* * *
О влиянии текущих военных событий на художественные выставки мы беседовали с секретарём Общества поощрения художеств Н. К. Рерихом, и он подтвердил приведённые нами факты.

На акварельной выставке в последнее время бывало очень мало народу...
- Не знаю, произошло ли это вследствие влияния войны или же в силу естественного ослабления к концу выставки интереса к ней, но, однако, это так... Ещё того хуже обстояло дело на выставке московских художников в Академии художеств. Там дела были чрезвычайно печальны. Наконец, недавно открывшаяся в Академии наук выставка 'Нового общества художников' тоже слабо посещается. В понедельник, если не ошибаюсь, там было что-то около двадцати посетителей...

- А продажа картин как идёт?
- Тоже очень слабо... Хотя художник не должен специально думать об этом вопросе, но я того мнения, что следует приготовиться к полному застою в этом отношении... Впрочем, для того чтобы правильно судить о затронутом вами вопросе, нужны более осязательные примеры, чем те, которые передо мной... Посмотрим, что покажут 'сезонные выставки'..
.
- Что вы скажете по поводу того, что число выставок не только не уменьшается, сравнительно с прошлым годом, а увеличивается...
- Я нахожу это явление крайне курьёзным... Хорошо ещё, что нынче не устраивает своей годичной выставки 'Союз русских художников', не то на каждую выставку пришлось бы полтора посетителя...

- Быть может, успех выставки зависит от интересных картин, и если где-нибудь появится интересная картина, то публика забудет думать о войне и стремится её смотреть?
- Я того мнения, что серьёзных картин, над которыми художники долго работали, не стоит теперь выставлять.
- Почему?
- Потому что впечатление их разобьётся... Глядя на них, публика всё же будет думать о другом, и картина не произведёт такого эффекта, на который рассчитывал художник. Я лично предпочёл бы не выставлять нынче серьёзной картины.

* * *
Вероятно, в силу того же взгляда, две большие картины, ожидавшиеся на передвижной выставке, оставлены их авторами до будущего года в мастерских.
Вряд ли нужно говорить, что публику больше всего интересует теперь война, и поэтому художники поступили бы весьма остроумно, если бы, вместо традиционных 'видов Ай-Петри', да жанров с претензией на 'идею', на-писали несколько полотен, изображающих эпизоды происходящей войны.
Например, бой возле Чемульпо!..
Вот когда на выставку повалил бы народ.

Петербургская газета. 1904. 13 февраля. ? 43.
________________________________________


14 февраля 1904 г. СПб.
НА НУЖДЫ АРМИИ И ФЛОТА

Наши художники откликнулись на доброе дело помощи больным и раненым воинам. На днях в помещении постоянной выставки Общества поощрения художеств (Морская, 38) открывается выставка картин и скульптуры художников: И. И. Андреолетти, Альб. Бенуа, В. А. Беклемишева, А. Ф. Белого, П. Н. Вагнера, В. И. Зарубина, А. А. Киселёва, М. П. Латри, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, Е. И. Столицы, Н. П. Химоны и др., а также несколько вещей изделия школы в селе Талашкине княгини М. К. Тенишевой, пожертвовавших свои произведения в пользу общины св. Евгении на нужды больных и раненых воинов.
29 февраля сего года большинство из этих произведений будет продаваться на аукционе Общества поощрения художеств. Некоторые из этих картин были экспонированы на известных выставках; в настоящем же случае цены на эти произведения будут понижены.

Новое время. 1904. 14/27 февраля. ? 10038.
________________________________________


15 февраля 1904 г. СПб.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М.

Конверт с гербом:
(Герб Рос. Имп.)
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
С.-Петербург. Морская, 38.

Москва
Софийская набережная. Кокоревское подворье

Его Высокородию
Аполлинарию Михайловичу Васнецову
________________________________________

Многоуважаемый Аполлинарий Михайлович.
Само собой разумеется, что решение Совета должно быть санкционировано собранием Академии, но если иметь в виду и Общество, то в начале Марта придётся сделать там условие, отказываться от которого трудно. По-видимому, Академия не откажет нам в помещении, и Толстой и Боткин и другие уверяли меня в этом. Кроме того, я подал ещё записку, в которой называю, сколько членов Академии участвуют в нашем Союзе, но, конечно. Ваше присутствие на этом собрании всегда будет далеко не лишним.

Бумага Лобойкова о решении Совета Академии - у меня.
Дюссельдорфские заявления - всем разосланы.

Искренно Вам предан
Н. Рерих

15. Ф. 1904.
.
Отдел рукописей ГТГ, ф.11/67, 3 л.
______________________________


23 февраля 1904 г. [СПб.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Тенишевой М. К.

Глубокоуважаемая Мария Клавдиевна.
Сейчас получил я квитанции на высланные вещи; надеюсь скоро их выставить. При сём посылаю квитанцию на фриз. Очень боюсь, как бы его не стряхнули дорогою и не поломали стёкла.

Вчера обратился ко мне архитектор Баумгартен с вопросом, где бы могли изготовить художественные кафли для украшения дома. Признаться, я насплетничал про Ваши мастерские и направил его к Е. В. Сосновской, которая даст ему более положительные сведения. Надо, чтобы и зодчие шли об руку с художниками, а здоровая струя 'Родника' утоляла жажду не только Москвы, где и без того много хорошей воды, но и наш бедный Петербург, где все водные трубы давно проржавели и сгнили. Как печально у нас дело искусства; теперь открыто шесть выставок, и, если бы Вы знали, какая скука на них; немногие свежие крохи прямо задавлены отвратительным хламом. Публике выставки, видимо, надоедают; художники вместо работы по искусству ссорятся, судятся и чуть не дерутся. Когда-то проглянет солнышко в бедном художестве нашем?

Очень благодарю Вас за присылки и жду увидать их на выставке.
Передайте, пожалуйста, мой поклон княгине Екатерине Константиновне.
Искренно Вам преданный
Н. Рерих

23 февраля 1904 г.

ЦГАЛИ. ф. Рериха 2408. (Печатается с сокращениями)
Публикуется по изд.: В.П. Нечаев 'Встречи с прошлым'.
_______________________________________________

*****************************************************************************

ХРОНИКА

ОТГОЛОСКИ ВОЙНЫ

На днях художник Рерих окончил аллегорическую картину, изображающую нападение японцев на русских богатырей, представленных в спокойных позах и напоминающих нам богатырей древнего эпоса. Эта картина пожертвована художником Красному Кресту.

Хроника журнала "Мир искусства". 1904. ? 2.
Публикуется по изданию: Николай Рерих в периодике. Выпуск 2. СПб. 2004
____________________________________________


НАУКИ, ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРА

Художник Н.К. Рерих пожертвовал в пользу Общества Красного Креста только что законченную им аллегорическую картину, специально предназначенную для 'carte postale'. Картина изображает нападение японцев на русских богатырей, причём стиль выдержан в историческом отношении по русским и японским изданиям. Весь сбор от продажи этих карт поступит в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке.

Знамя. 1904. 11/24 февраля. ? 40.
________________________________
 
  
 


ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

М. г.
В ? 2 "Мира искусства" находится сообщение о том, что я "закончил аллегорическую картину, изображающую нападение японцев на русских богатырей". Должен известить, что это сведение совершенно не верно; никакой подобной картины я не задумывал и весьма удивляюсь появлению в печати такого слуха. На тему японской войны мною сделан маленький шутливый набросок, не имеющий серьёзного значения. Если речь идёт о нём, то не менее удивляюсь предупредительности известия о столь незначительном рисунке.
Художник К Рерих

5 марта 1904 г.

Примечание редакции:
опровержение г-на Рериха направлено не по адресу. Сообщение о его аллегорической картине было нами, без всяких комментариев, перепечатано дословно из ? 39 "Петерб. вед.". то же сведение было помещено и в "Петерб. газете". В эти газеты ему и следовало обращаться со своим письмом.

Хроника журнала "Мир искусства". 1904. ? 3.

*********************************************************************************

МАРТ

2 марта 1904 г.
ПИСЬМО С.К. Маковского к Н.К. Рериху

2. III. 1904 г.
Многоуважаемый Николай Константинович,
В моё последнее посещение я совсем забыл напомнить Вам о Вашем любезном обещании представить в распоряжение 'Журнала для всех' несколько Ваших заставок. Я не думаю, что это обещание мне примерещилось? На всякий случай прошу Вас очень, очень прислать мне что-нибудь для следующей книжки. Мне удалось провести в Журнал одну мою идею, а именно - образование особого отдела для стихов, которые до сей поры печатались у нас, как и в других журналах, 'для затычки'. Хотелось бы между стихотворениями расположить две-три заставки. Это весьма украсило бы всё издание. Итак, Вы разрешите мне 'ждать и надеяться'? Но не долго! до пятого марта - самое позднее. Пришлите что хотите!
Крепко жму Вашу руку
Преданный вам
Сергей Маковский

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/939, 1 л.
______________________________


31 марта 1904 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М.

Многоуважаемый Аполлинарий Михайлович.

Дело об отказе помещения Союзу уже было в Совете Академии, а теперь в Апреле будет именно в общем Собрании, где и Вы имеете голос. Не знаю, будут ли противники, но Ваше присутствие вероятно могло бы предотвратить всякие прения.

Писал ли Вам Пурвит об участии в Дюссельдорфе? - он хотел писать Вам.
Его адрес: Рига. Николаевская ул. 27.

Как хорошо, что нынче мы не выступали в Петербурге, - такого мёртвого сезона не припомнить.
Поздравляю Вас с праздником, Христос Воскрес! - крепко жму руку Вашу

Н. Рерих.
31 Марта 1904.

Отдел рукописей ГТГ, ф.11/71, 2 л.
***************************************************************************


АПРЕЛЬ

6 апреля 1904 г.
ХРОНИКА

Сегодня, 5-го апреля, в 4 1/2 часа пополудни в помещении Императорского Общества поощрения художеств по погибшем на броненосце 'Петропавловск' нашем знаменитом художнике Верещагине была совершена панихида, на которую прибыла августейшая председательница её императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.
На панихиду же собрались: управляющий двором принца Александра Петровича Ольденбургского светлейший князь Волконский, фрейлина её высочества А. Д. Шилова, председательница 1-го Дамского художественного кружка г-жа Сабанеева с членами его, члены комитета Императорского Общества поощрения художеств: сенатор Рейтерн, Ильин, заведующий картинной галереей Императорского Эрмитажа Сомов, В. В. Стасов, директор Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств д. с. с. Сабанеев, секретарь того же Общества Н. К. Рерих, профессор Куинджи и представители художественного мира, а также брат покойного.

Биржевые ведомости. 1904. 6/19 апреля. Утренний выпуск. ? 171.
_____________________________________________________________


11 апреля / 28 марта 1904 г.
ПИСЬМО С. Щербатова к Рериху Н.К.

Рим
11 Апреля /28 Марта 1904
Дорогой Николай Константинович,
не взыщите за моё молчание, это не есть доказательство, что я о Вас не думал, я думал о Вас много, и с особенными хорошими чувствами дружбы и благодарности за Ваше последнее письмо, которым Вы меня тронули до глубины души. Во-первых, я был болен и пролежал в постели; во-вторых, настроение у меня за последнее время было столь ужасное, что жизнь не мила была; это был какой-то острый приступ отвращения ко всему и отчаянной подавленности. Такие приступы бывали и прежде, но на этот раз было особенно сильно и мучительно. К сожалению, это отчасти наследственно, т.к. то же самое было у моей матери, отчасти, думаю, в связи с печенью, которая у меня иногда не в порядке, да и всякие грустные и гадкие мысли.

Но не буду более ныть на эту жалобную ноту старой богоделки; хочу только сказать, что просто совсем не писалось. Встряхнул себя поездкой во Флоренцию, которую люблю больше всего в Италии. Площадь Синтории, частные дома Мик Ан-джелло, Медичи и пр. навевают на меня какое-то удивительное умиление и настроение, всецело живёшь прежним величием этого города, и в душе делается как-то удивительно светло и хорошо; благородство примитивов меня каждый раз в <:> клад`т.

- Увы, пришлось остановиться у Тети [Тети (итал. Teti) - коммуна в Италии, располагается в регионе Сардиния - ред.]; Тети вообще учреждение ужасное! и <.....> дело конечно, натянуто и скверно, но я удирал по целым дням. (Всего 4 дня пожил). Буквально всё цвело, белоснежные яблони, розовые миндали, лиловая масса ирисов, камелии, азалии, какая-то оргия цветов и весенних благоуханий. Здесь доживаю последнюю неделю; а потом уложусь и махну на озеро Комо, окунуться в море цветов, теперь там сказочно; затем, на денька 2-3, в Венецию и, чрез Мюнхен, домой. Тянет в Россию невероятно!

Рисование перед Флоренцией меня стало радовать, пошло лучше, хотя лежание в кровати подвело. Я готов был обнять Вас и крепко расцеловать за Ваши слова ободрения и утешения. Слово иногда имеет в такие минуты магическое значение! Доказательством, что мы понимаем друг друга, является странное совпадение, что, пока Вы писали мне Ваши дружеские советы в Петербург, я, на основании <тех же> собственных <советов>, успел бросить школу, испытывая к ней отвращение и, взяв натурщиков, заперся дома, сразу пошло на лад.- Положительно у нашего брата верхняя кожа содрана и каждый укол, каждое непристойное ощущение прямо затрагивают живое мясо и вдвое больнее. В школе <в...> учителя, насмешливое выражение ученика причиняют уже физическую боль и мешают ужасно работать. Потому к чёрту все школы вообще!!!

Относительно старых мастеров не вполне с Вами согласен; если я помышлял о спасительных приёмах, то именно потому, что смотря на рисунки старых мастеров, меня поражало их свойство и старание схематизированием вылеплять <:> многие задачи рисунка, у Леонардо Винчи искание схемы, шаблона даже поразительно
[ набросок пропорции головы и фигуры]
весь этот стиль рисунков, все эти шаблоны при построениях, искание математичности и пр., меня и навели на мысли, впрочем, мною оставленных, т.к. всецело подписываюсь под основной Вашей <....> .

Читаю с наслаждением Жизнь Чайковского, три тома с его перепиской. Мне он очень по душе во многом. Особенно интересно, т.к. недавно, читая переписку < : > и Листа, удивительная разница чисто русской и (uhr-detscher natur) [древненемецкой натуры - ред.].

Вы меня спрашиваете о моём решении поселиться в Москве; оно бесповоротно, т.к. Петербург мне слишком опротивел; и, кроме того, я никак не могу без солнца, а когда его там дождёшься! Конечно, в Москве пусто, и я люблю её провинциальную наивность, бесконечно люблю Кремль, светлую зиму, колокола и теплоту московских сердец. Это всё очень старо и банально, но, к счастью, верно. Единственное, и ей Богу единственное, о чём я горько сожалею - это то, что Вы обречены жить в Петербурге, и что нас будут разделять 12 часов вагона; это ужасно, невыразимо для меня, горько и обидно!! Так как нашей <:> перепиской a`la long не тяжело, и чувствую, что нам бы хорошо жилось вместе, а в Москве меня <за...> Костенька Коровин, и больше никого и нет за отъездом <:>.

Как всё это вообще не клеится, просто ужас. От Собина, наконец, получил письмо с <.уверениями> не посылать Дягилеву письма, задержанного пока Собиным. Я не разделяю его мнения. Молчать никогда не надо в этих случаях, какой бы риск насмешек и издевательств ни был. Пусть они и будут, но достойней упрёк, честный и порядочный тон негодования всегда оставят что-то на душе у самого бессовестного и грубого человека, и это что-то, каким бы самолюбием оно не прикрывалось, есть хорошая искра, (Алёша Карамазов умел вышибать её у отца своего); бояться же насмешек уже совсем было бы слабо.

Сегодня попал на грандиозную процессию в соборе Петра (в честь Григория Великого) и узрел Папу в двух шагах, среди ослепительного блеска Папской гвардии ( в костюмах Миккеля Анджело) <:>, прелатов и епископов. При грандиозном марше под титаническими мраморными сводами собора его несли высоко на золотом троне, грудь усеяна бриллиантами, весь в золоте, с двух сторон несли опахала из белых перьев. Впечатление было колоссальное.
Я люблю все эти грандиозности; в них есть что-то хватающее за душу и <....>, такой второй нет. Лицо его произвело на меня прекрасное впечатление, сосредоточенное, благородное и духовное выражение на довольно грубом, но очень честном лице. Мне понравился плавный ритм его благословения. Весь воздух звенел от колоколов, площадь, усеянная народом, фонтан, всё это было колоссально и грандиозно. Портретистость этого духовного лица изумительна, весь создан для фресковых примитивных изображений.
Увы, пора кончать, меня отвлекают от письма и я не хочу, чтоб оно ещё более залежалось, и то боюсь, Вы меня ругаете. Переложите гнев на милость и поскорее напишите Lago di` Como Bellagio poste restante, там останусь дней 10, отсюда уезжаю через неделю ровно. Крепко обнимаю Вас, дорогой Николай Константинович и всем Вашим глубоко кланяюсь.

Ваш С. Щербатов.

Отдел рукописей ГТГ, ф.44/1510, 4 л.
_______________________________



29 апреля 1904 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М.

Конверт с гербом.

(Герб Рос. Имп.)
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
С.-Петербург. Морская, 38.

Москва
Софийская набережная.
Кокоревское подворье
Его Высокородию
Аполлинарию Михайловичу
Васнецову.
__________________

Многоуважаемый Аполлинарий Михайлович.
Я кончил с Академией, ибо Ваше соображение о 2000 р. совершенно справедливо. В понедельник или вторник буду в Москве - непременно повидаемся. Остановлюсь в Кокоревке.

Искренно Ваш
Н. Рерих.

29 Апр. 1904г.
Отдел рукописей ГТГ, ф.11/72, 2 л.
_____________________________


4 мая 1904 г.
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В САН-ЛУИ

30-го апреля всемирная выставка в Сан-Луи, как известил телеграф, открыта. По знаку президента Рузвельта в Вашингтоне, нажатием кнопки, соединенной с выставкой электрическим проводом, взвились на выставочных зданиях флаги, заработали машины и огромная стотысячная толпа, собравшаяся на открытие выставки, запела гимн: "Знамя, усеянное звёздами". <...>

Новости дня (Москва). 1904. 4 мая / 21 апреля. ? 1391.
Публикуется по изданию: Николай Рерих в периодике. Выпуск 2. СПб. 2004
**********************************************************************

МАЙ
1 Мая 1904 г.
 
  
 

Углич. Воскресенский монастырь. 1904. Бумага, наклеенная на фанеру, гуашь. 20,5 х 37,3 см. Слева внизу белой краской авт. подпись, надпись и дата: Н.Рерихъ. Угличъ. 04 1/V
____________________________


ПИСЬМО Л.В. Верещагиной к Рериху Н.К.
2 Мая 1904 г.

Многоуважаемый Николай Константинович.
Мой отъезд на день, на два откладывается. Если Вам всё равно - то не приедете ли Вы ко мне в Москве в пятницу? Это было бы тем удобно, что к Вашему приезду я бы приготовила разные рисунки и наброски, заставленные, заложенные в разных углах мастерской.

Ваш ответ, и примите уверение в искреннем уважении
Л. Верещагина

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/661, 1л.
_______________________________



27 мая 1904 г. СПБ.
ПИСЬМО Евгении Максимилиановны Ольденбургской к Рериху Н.К.
(Машинопись)

Его Высокородию
Н.К. Рериху.

Милостивый Государь, Николай Константинович.
Председательница состоящего под моим Покровительством Общества охранения здоровья женщины М.М. Волкова, обратилась ко мне с ходатайством об устройстве в С.-Петербурге, осенью сего года, 'Патриотической Выставки, посвящённой, главным образом, войне России с Японией, а также памяти прежних отечественных войн, причём половину чистого от такой Выставки дохода предполагается обратить в пользу семейств раненых и убитых воинов.

Вполне сочувствуя прекрасной мысли устройства означенной Выставки, долженствующей наглядным образом представить перед посетителями её картину разностороннего положения вещей на театре военных действий, а также имея в виду высокогуманную благотворительную цель этой Выставки, я, искренно желая помочь осуществлению настоящего доброго дела, готова принять на себя общее руководительство Выставкой, а также организацию таковой и образовать для сей цели особый, под моим Председательством Комитет.

Сообщая о сём, прошу Вас принять на себя звание Члена Комитета и пожаловать на первое заседание его, имеющее быть у меня в Петербурге в
понедельник 31-го сего мая, в 11 часов утра.

Ольденбургская (подпись)

? 595
'27' мая 1904 года.

Отдел рукописей ГТГ ф.44/1092 1л.
______________________________

************************************************************


ИЮНЬ
[9 июня 1904 г.]
________________________________________________________________
Н. Рерих
МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ

Умерла в Париже художница Иванова; покончила с собою с голоду. Умерла не мрачная истеричка, а свежий, влюблённый в работу, способный человек, так описывает покойную г. Яковлев, в своём парижском дневнике.

Повеситься на мольберте. Как страшно! Как ужасна должна быть такая весть для художников! Пусть скажут, что это обыкновенный случай, ничего не доказывающий, но в нём есть лишний удар страшного маятника, ещё одно приближение к холодящей догадке.

Жутко становится заглянуть в повседневную жизнь искусства! Если трудна жизнь во всех видах её, то часть жизни в искусстве - труднейшая. Разные потрясающие факты всегда были, всегда будут, но к последнему времени в искусстве их вырастает чрезмерно. С каждым днём множатся ряды людей самых разнообразных и по дарованию, и по стремлению, у которых вместо жажды искусства один только сверлящий голод хлеба. В оценке художественного труда нарастают случаи самые маловероятные. Нет такой безобразной цены, работать за которую не нашлось бы художника даже с высшим образованием. За 10 рублей пишутся в натуру портреты, за рубли иконы, за копейки иллюстрации и проекты, да ещё под всякими поправками давальца. И как быстро такое положение растёт! Какой незаметной каплей растворяет в себе поддержку правительства и любителей...

Художественные школы множатся, положение и значение так называемой художественной промышленности по-прежнему остаётся какое-то нелепое, невыясненное, и куда же идут сотни и тысячи "соблазнённых" в сих школах?
Угрюмая, закованная фаланга волочится, цепляясь друг за друга...Смутна их отправная точка, ещё смутнее вдали. И подпихивает их толпа, и чем больше несчастных в искусстве, тем самодовольнее толпа, и ещё более ненужными кажутся ей эти странные искатели искусства, толкующие о чём-то прекрасном.

Твёрдо знает толпа, что искусство - забава. Любители искусства в её глазах граничат с чудаками.... И что нам красота? Ищем ли её в нашей жизни? Умеем ли мы хотя бы из приличия уважать стремления и поиски красоты? Красота, модность, дороговизна - что же значительнее, что милее для нас? Уже обращается источник духа живого в канву с тухлою тиной, которую, пожалуй, не худо и засыпать.

Нехорошее в искусстве творится! Нет уважения к искусству. И не видно улучшения; о холодную скалу бьётся всё, что хотело бы изменить положение художества у нас, и стыдно признаться, что ещё деды наши в понимании искусства были куда дальше, нежели мы.

В этом несчастье искусства можно винить академии, можно винить общества и кружки, наконец, самих художников, критику, публику... Bсех, от мала до велики, можно винить... Виноваты все, - виноваты как члены государства, человечества; виноваты в том, что утеряли значение искусства, забыли, с чем всегда сочетался расцвет художественной жизни, забыли, что на голом раскалённом железе трава не вырастет и на льду цветы не цветут.

Страшная мёртвая петля захлестнулась в общем сознании искусства и затягивается и душит художников. Это очень большой вопрос. Но за него пора взяться. Надо его исследовать без боязни правды.

Новое время, 1904. 9/22 июня. ? 10154. С. 4*)
Публикуется по изд.: Николай Рерих в периодике. Выпуск 2. СПб. 2005 г.
_________________
*)См. черновик в Отделе рукописей ГТГ, ф. 44/42, л. 25.; ф. 44/67, л 1.
______________________________________________________________


ПИСЬМО С.К. Маковского к Н.К. Рериху

20 Июня 1904 г.
Дорогой Николай Константинович!

К сожалению, таинственный автор - не я. Но мне очень приятно, что Вы подумали обо мне, потому что его статья Вам пришлась по сердцу. Не имея никаких связей с Нов[ым] Времен[ем], я не мог узнать, будет ли напечатано Ваше 'дополнение'. Во всяком случае, надеюсь прочесть, когда вернусь домой из путешествия. Я уезжаю сегодня, на Вену и дальше в красавицу Испанию или, вернее, к красавицам Испании... какой контраст после милой, но убогой нашей родины без солнца и красок! Впрочем, меня больше всего туда манят не солнце, не краски, и даже не красавицы, а картины. Я хочу, как следует, понять путь от Веласкеса. Чувствую, что замечтаюсь в Прадо. Увидимся осенью, наговоримся.

Нарисуйте что-нибудь по части графики для 'журнала'. <... Сергеевич> просил меня и от себя напомнить Вам. Кстати, в будущем году собираюсь посвятить Вашим произведениям целый номер. Ну, уж тогда, как хотите, а заглавный лист доставьте!

Крепко жму Вашу руку.
Пожалуйста, передайте от меня низкий поклон Вашей жене.

Ваш Сергей Маковский

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/940, 2 л.
______________________________
******************************************************************************

ХРОНИКА

Петербургский обозреватель
ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Мне пишут из Валдайского уезда, что туда приехал секретарь Общества поощрения художеств Н.К. Рерих и князь П.А. Путятин с целью производства археологических изысканий, и нашли на берегах озера огромное количество орудий каменного века. Между ними есть превосходные экземпляры кремнёвых стрел, скребков и ножей и разнообразные образцы гончарства. С исследователями, между прочим, случилась весьма курьёзная история. Местные крестьяне приняли их... за японцев, производящих 'разведки'... На объяснения помещика, вступившего в защиту исследователей, крестьяне ответили: 'Смотри, как бы против батюшки-царя не ошибиться'... Несмотря на все объяснения, успокоившиеся крестьяне всё-таки расспрашивали исследователей: для 'военного ли дела' разыскивают они кремнёвые стрелки, и советовали для военных окопов рыть траншеи глубже...

Петербургском газета. 1904. 21 июня. ? 169.

*********************************************************************************


[30 Июня 1904 г. Тверь]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Дорогой Мисик.
Вот ужас-то! Всё-таки нашёл пароход выехать сегодня в час ночи ('Надежда'), а всё-таки в Угличе буду только завтра 1-го в 9 час. вечера.
Ну не гадость ли? Для того, чтобы отъехать сотни 3 вёрст - надо 2 суток, ну мыслимы ли тут путешествия. 4 суток на один путь - чёрт знает что такое.
Тверь скверный неоткровенно-провинциальный город. Какие типы по улицам бродят! Написал один этюд - разноцветных барок у пристани.
Надумал картину - постройка храма белокаменного. На этих барках возят белую плиту.

Купил фунт вишен и ф. пряников.
С трудом разменял билет. В Государств. Кассе не принимают. Еле-еле в частной за 91 р. 42 коп. (с %). Этакие свиньи.
Билет до Углича около 4 р.
Что же это такое, этак на работу в Угличе и в Калязине по одному дню приходится, если 6 дней пробыть.

Думал записывать все расходы, да не стоит - от этого денег не прибавится. Хочу послать ещё сегодня вечером эту записку, а то завтра весь день не придётся послать.
Спросил осетрину - и очень невкусная. Раков нет.

Мисенька мой трогательный, Мисик мой хороший, я всё о Тебе думаю, о самом моём дорогом в беленьком домике. Всех целую.
____________________
Опять булыги на мостовой. Ободранные извозчики. Клячи. Грохот. Звон
электрич. трамвая - помнишь в прошлом году?


[До Твери...... 2 р. 81 к.
Якову............ 1 р.
Пошл. .......... 20 к. - перечёркнуто - ред.]

Отдел рукописей ГТГ, Ф. 44/398, 2 л.
_______________________________

Н.К. Рерих. 1904.Тверь. Барки на Волге.

Н.к. Рерих. 1904. Строят храм.
_______________________________________


30 [Июня. 1904 г.]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Е. И. Рерих

30-го. 10 час. 10 мин.
Милый, дорогой мой.
Сейчас сел в вагон. Места много. Видел из поезда Берёзку и белый домик, где живёт Мисик родной мой, и охотник, и чага, чага и охотник. Ужасно жалко, что моего трогательного Мися нет со мною. Очень тряско писать. Буду писать подробнее - чтобы у Тебя полнее было впечатление о <Щепке>. Постараюсь поработать побольше.
_____________________
Проехал Волочек. От нас меньше 40 минут. Неинтересное место. Ехать не стоит. Погода чудная.

С вокзала в Твери.
Приехал в 2 часа. А пароходы идут только утром, придётся в Твери ночевать.
Истрачено -
2 р. 81 к. ... билет
1 р. ::Якову
1 р. 50 :еда в Твери
10 :::.газета
20 к. [неразборчиво]
20 :::пряник

Князь, верно, на станции пряники покупает их много здесь.
Какая досада, целый день пропадает. Осмотрю Тверь.

Целую крепко, крепко. Вот кабы Мисик был, и не скучно было бы. Одному
даже странно как-то.
Н. Р.

Еду на пароходе. Нельзя ли переночевать там? А то гостиница - это куча
денег.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/437, 2 л.
_________________________________

**********************************************************


ИЮЛЬ

2,[ 3 ]июля [1904 г., Углич]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рерих Е.И.

Вечер 10 часов 2-го Июля
Миленький, дорогой мой - знаешь, сегодня я писал этюды 8 часов.
3 часа утром с 9 до 12 и 5 часов с 2-7 вечера. Написал внутренность - маленький и большой сложный, - всю внешность церкви. На завтра оставляю тоже два, один малый и другой большой. В 3 дня управлюсь с Угличем. И тогда через Калязин и Кашин домой. По дню на оба города. Дворец Димитрия мало интересен, но положение нескольких церквей просто прелесть. Обидно, что сильный ветер, не везде можно писать. Ел сегодня собственно один раз. Комната у меня хорошая и даже без местных обитателей. В Угличе есть старые дома с изразцами. Но всё-таки устал я сильно; спина болит. Монет купить не придётся. На днях приезжал специальный скупщик, вывесил объявление и всё поскупил. А были, говорят, интересные. Не представляю, когда Ты получишь отсюда мои письма, и когда я получу. Завтра утром пойду на почту - узнать.

Сейчас буду спать. Встану в 7 часов. Сегодня встал уже в 6 часов.
Что-то Ты делаешь? Как глаза и прочее? Сегодня мужик, что носит ящик, после второго этюда сказал: ну, барин, и здоров же ты работать, я даже ничего не делал и то устал сидеть.

Поцелуй на ночь своего Майчика. Скучно Мисикам.
___________________________________________________________
Встал вместо 7 в 1/2. Сейчас стакан чаю и писать, писать.
Как хочется знать, что-то мой трогательный Мисик делает, как ему чувствуется, думается. Я ведь Тебя очень люблю, больше всего. И моё помышление связано с Мисем.

Мне кажется, что Ты будешь получать эти письма, уже когда я буду тянуть на Калязин и дальше.

Несут чай. До свидания.
Прислуга до того напоминает Сашку воровку, что всё время как-то неловко, а вдруг она! Спросить тоже неловко.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/457, 2 л.
________________________________



19 июля 1904 г.
Письмо Ю.С. Нечаева-Мальцова к Рериху Н.К.

Москва 19 Июля, 1904.

Многоуважаемый Николай Константинович,
Не знаю, что ответить Столыпину, а <:.> принесли бы что-нибудь
вдове. Не поставьте себе в труд снестись с нею.
Вам преданный
Нечаев-Мальцов.

Отдел рукописей ГТГ ф.44/1068 1л.
_______________________________


28 Июля 1904 г. с. Берёзки.

Н. Рерих
ТАЛАШКИНО
Записные листки художника.

Обеднели мы красотою. Из жилищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло всё красивое. Крупицы красоты прежних времён странно стоят в нашей жизни, и ничто не ведут за собою: даже невероятно, но это так. И говорить об этом старо.

Стыдно: в каменном веке лучше, чем мы, понимали потребность и значение украшений, их оригинальность. Лучше и не вдумываться в украшения древности, гончарство, шитьё, резьбу: Проще сожалеть далёкое, дикое время и кичиться прогрессом.

Красота для нас - пустой звук; непонятный и стыдный. Что-то неподобающее. Не нужна красота там, где живёт всевластная, всезаразительная пошлость; там, где пошлостью и видят и чувствуют. Не от столиц ждать путей красоты. Не от их одиноких музеев, не от выставок - торжищ искусства. Всё красивое здесь теперь гость случайный. Из этих мехов не бежит живая вода, и может прийти она издалека, от самой земли.
Вершина и корень. Венец и основа засветят свет красоты на гибель середине.

Хорошо слова, но нужно дело. Нужен пример. Последнее время уже и у нас есть попытки пробить свежие родники. Сейчас я от родника. Бьёт в нём не сухая подделка под старину, а сила живой красоты, идущей новой дорогой. Тою славною дорогой к новизне, которую проложила старина, и единая основа которой разлита во всех царствах природы; птицы, животные, бабочки, цветы, каменья: Сколько очаровательных красок, сколько новых неиссякаемых линий. Не материала искать нам, а искать чистоту глаза, непосредственность взгляда и свободу руки.

В Кривичах смоленских, на великом пути в Греки есть родник красивого. Совсем особенное это место. Дело широко открыто всему талантливому, всем хорошим поискам.

Сам Микула вырывает из земли красоту жизни. Крепкою основой ложится красота в жизни земли; освещает убогую жизнь деревни и передаёт живое зерно многим поколениям.

Какая радость! Опять нужна красота, опять жизненны украшения, опять горит во всяком деле сознание красивого, чистого, хорошего.
Удивляются успеху села Талашкина. Удивляются 'некоторые', чем нравятся, почему расходятся изделия его школы? Но это одно из лучших знамений нашего времени. Такие бреши в плотном строе пошлости дают надежды на будущее. Почему заграницей оценили Талашкино? Почему открыты для него сердца нашей лучшей молодежи? Почему сочувствует всё старое, если свободно от предубеждения? Почему верится в будущие шаги дела, в постоянный рост его?

Не может не вызвать сочувствия дело, построенное на истинно культурных началах. Должна чувствоваться основа, проверенная лучшими показателями старины и современного Запада, руководимая не сухим теоретиком, а способным художником, как кн. М.К. Тенишева. Большая её заслуга. Видно, не случайно двинулось и разрослось дело Талашкинских школ и музея, а вынеслось душевною потребностью, сознанием твёрдой и правой почвы.

И зёрна уже растут. Широко расходятся вещи обихода, без фабричного штампа, досужно и любовно сделанные народом. Снова вспоминает народ заветы дедов и красоту и прочность старинной работы. У священного очага, вдали от городской заразы, создаёт народ вновь обдуманные предметы. В молодёжи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером. Некогда бежать в винную лавку, некогда горланить и биться, когда нужно разучить поэтичные слова пушкинской сказки о Царевне и семи богатырях.
Какое это чистое ликование! Как бегут после работы под вечер от кос и граблей к старинным уборам; как стараются сказать, как двигаются в танцах и играют в оркестре. С какой неохотой встречают ночь и конец. Это уже не слова, а дело со всею паутиною всесторонней красоты, которая даст иной подход ко явлениям жизни. Сколько проливается бессознательно красивого, непосредственного.

Только что любовался таким представлением. Был участником шумной радости. Только что опять дивовался вышивкам выдумки и работы крестьянок; смотрел сильную резьбу и Талашкинской школы; опять отдыхал в музее среди превосходных образцов.

Великая радость ожидает Смоленск. Скоро музей из Талашкина поместится в городе в особом доме для общего пользования. Заботливо собраны в этой палате чудесная резьба, эмали, иконы, чеканки, шитье : Между старинными вещами займут должное место работы новейших мастеров, несравненные уники Лялика, Фаллиза, Тиффани и многих других. Богатая палата, княжая палата!

Посчастливилось Смоленску. Лишь бы сумел он как следует обойтись с этим именитым гостем. Первые движения Смоленска неудачны: он предпочитает разрушать свои стены и башни и выгребать песок из-под них, но дать место в башне Музею находит негожим.

Дорого сознавать, что и у нас есть широко поставленный родник красоты жизни, крепнущий в неожиданном единении земляного нутра и лучших слов культуры. В стороне от центров, вне наших барышей и раcчётов делается большое дело, хорошее и красивое.
Так вспоминается Талашкино.

Н. Рерих.
28 Июля 1904 г. с. Берёзки.

Весы. 1904. ? 9. Сентябрь. С. 36-38.
(Рукопись в ОР ГТГ, ф. 44/60, 3 л.)
_______________________________________



30 Июля 1904 г Выборг.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рериху Б.К.
На конверте адрес:
Петербург. Васильевский Остров, 16 линия. Дом ? 15.
Борису Константиновичу Рерих

На штемпеле даты:
Выборг - 30.07.1904 . СПб. - 18.8.1904.
______________________________________

Дорогой Боря,
Спасибо за письмо. Поздравляю с 24-м, не писал, ибо как раз это время был в переездах около Звенигорода и Смоленска. Только вчера вернулся. Курганы без разрешения лучше не копай - не попасть бы в неприятность. Вернусь, так обдумаем, как лучше быть. Очень хорошо провёл время в Смоленске. Видел кучу интересных вещей. На охоту почти не хожу - долго посылать. Назначать день, а затем отменять из-за дождя. Это скучно.

Вернуться в СПб. думаю около 20-го Авг. Уже справляются из Общ. когда ожидать меня. Написал в общем десятка два с половиной этюдов. Есть удачные. Есть новые записи картин. Выставлять теперь решил не скоро. Не стоит. Хорошо, что уже тренируешься в рисунке; нынче результат должен быть без осечки. Хотя от этих свиней академ. професс. всего ожидать можно.

Как здоровье мамы? Хорошо ли подействовал Кавказ? Я вот от них не имел ни одной записки, так что думал, что дошли ли мои письма. Попроси, пожалуйста, маму послать мне теперь 125 руб. Перед переездом нужно будет. Послать лучше по адресу Ник. ж. д. Ст. Бологое. Княжне Евдокии Васильевне Путятиной. А то иначе мне придётся за получкой ехать в уездный город, ибо на Академической заказных и денежных писем не выдают. Не собираешься ли побывать у нас? Посмотреть озёрную область. Может быть и мама приехала бы. Ведь путь не Бог знает какой! Следует написать раньше 2 насчёт лошадей.
 
  
 

Юрик здоров. Болтает без удержу. Особенно смешное впечатление производит на него охота. Кричит во всё горло: охоня! (охотник), Крак! (собака), Гага пук! (стрелять гагару). Я убил белку и снял шкурку, - это очень ему понравилось.
Крепко целуем маму и Лилю. <...> Напиши ещё

Твой Н.Р.
30 Июля 1904 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/129, 2 л.

_______________________________

*********************************************************