Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1923 г.
(июль - декабрь)
*******************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

АВГУСТ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (23 августа 1923 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (27 августа 1923 г. Paris)

СЕНТЯБРЬ
Легенда о Камне (Июль 1923 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (7. 09 23.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (9 сентября 1923 г. Paris)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (14 сентября 1923 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (16 сентября 1923 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (30. 09. 23.)

ОКТЯБРЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (7 октября 1923 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (19. 10.23.)
ПИСЬМО Г. Д. Гребенщикова к Рериха Н.К. и Е.И. (21-24 октября 1923 г. Париж)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Шибаеву В.А (26. 10.23)

НОЯБРЬ
ПИСЬМО н.К. Рериха в Америку (1 ноября 1923 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (12 ноября 1923 г.)
ПИСЬМО П.А. Чистякова к Рерихам Н.К. и Е.И. (12 ноября 1923 г. Харбин)
ПИСЬМО Г. Гребенщикова к Рерих Е.И. (23 ноября 1923 г. Париж)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (Аден, 24 ноября 1923 г.)

ДЕКАБРЬ
Н.К. Рерих. КРИТЕРИЙ КРАСОТЫ (1923 г.)
Письмо П.А. Чистякова к Рериху Н.К. (19 декабря 1923 г. Харбин)
ПИСЬМО Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (Гималаи, 29 декабря 1923 г.)

************************************************************************************

Август 1923 г. S. Moritz
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Будем в S. Moritz уже 2 августа. Рады увидеть Вас. Везите иконы (без риз). Берите покрасочнее и постарше (XVI и XVII вв.)
Привет! Р/х
S. Moritz, Suvretta House.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
___________________________________________________________________


23 августа 1923 г.
ПBCMVJ Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
сегодня получили Ваше первое письмо. Радовались. Сейчас пишу наспех:
1) Установите сношения с Тамаркиным1.
2) Перешлите в издательство 'Слово' прилагаемое заявление.
3) Напишите Когану, что я надеюсь, он поместит портрет работы Святослава в Монографии.
Посоветуйте ему посвятить эту Монографию 'Roerich Museum in New York City'. Пусть торопится с выпуском. Спросите, сколько экз. он даст мне. 'Свободное ис[кусство]' дало мне 16 экземпляров, теперь пусть он даст 6 или 5. Пусть он попросит писателя Гребенщикова дать отзыв. (Имейте в виду - это наш друг. Живёт в Wiesbaden, Bindert St. 51).
4) Работайте весело во имя Его.

Духом с Вами Р/х
23 августа 1923.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


27 августа 1923 г. Paris.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
сообщаю Вам наш новый адрес до 15 ноября: 1 rue de Messine. Paris. От Вас получили длинное деловое письмо и сегодня будем читать его. Получил оттиски из книги Когана. Дайте ему также 'Мессию', но чтобы он вернул Вам. Кстати, попросите его все фото после переслать Вам. Вам он очень пригодится. В Studio не пишите, ибо Юрик сейчас в Лондоне. Сейчас идут очень значительные указания о Камне. Потом Вы их получите. Сейчас переезжаем.

Имейте в виду двух новых:
1) Н[иколай] Вик[торович] К[о]рдашевский (имя Чахембула)1 живёт на Литве. Знает немного, но очень полезен в будущем. Получил Знак.
2) Писатель Гребенщиков. Ещё не приобщён, но истинный друг.
Не теряйте Тумаркина.

Духом с Вами
Р/х

27.08.1923.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.


*************************************************************************************************
СЕНТЯБРЬ

"Нам сейчас даётся легенда о Камне".
(Из письма Н.К. Рериха Шибаеву В.А. от 2.09.23 г. )

ЛЕГЕНДА О КАМНЕ

Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую.
Сокровище в ней - дар Ориона.
Пламя Носящий, помни Лоб Нор и раскинь шатры. Куку-Нор - конь спешит.

И в Храме Иудеи не остался "Огонь Носящий". И спас едва Пасседван. Ушёл из развалин Китая.

Не тянись, Лунь, к Камню. Он сам придёт, если дождёшься.
Но лукавство Храма служителей похитило Сокровище у Повелителя Индии, чтоб вознести в чужую страну. Пусть гора Гордости недолго Камень укрыла. Пусть величается город Камня, но путь Сокровища намечен. Пора Камню
вернуться домой.

Когда пламя над чашей кольцом совьётся, тогда близко время Моё.
На Ланке лежит Камень. Захоронен за измену Раваны. Отойдёт через море.
За ним, как хвост кометы, счастье ещё блестит, но недолго.

Пусть сто ступеней Китая привет пошлют "Огонь Носящему". Но Пасседван Камень уносит, и пески передали Огонь воителю наезднику Тимуру. Подошёл Великий к Янтарной стене, покрыл знамёнами поле.

"Пусть Камень лежит во Храме, пока вернусь".

Но жизнь чудо привела внуку. Путь Камня лёг на Запад.
Под землёю собираются отцы духовные естество Камня испытывать. Почему, когда Камень тёмен, тогда тучи заходят? Когда Камень тяжёл, кровь
проливается. Когда звезда над Камнем, тогда удача. Когда трещит Камень, тогда враг идёт. Когда снится огонь над Камнем, тогда мир содрогается. Когда Камень покоится - шагай смело. Но вином Камня не облей, кури над Камнем лишь кедровую смолу. Носи Камень в костяной коробке.

Как к жару и как ко льду привыкнуть надо, так надо привыкнуть и к излучению Камня. Каждый, Камень Носящий, должен тихо пожить с ним. Дурман лучей невидим, но жар тайный сильнее радия. Елей льётся невидимый. Явно же Камень покоится на ткани родины своей.

У дыхания степей и у хрустальных звонов гор дух Камня указует путь знамени. Водит чудо народ - лучей Ориона. У длинных Ютсаков и Каракорум Нор. Учителю надо повести коней. У Уюб Нор. Явление ожидается.

Жреческое сознание всех времён готовило людей к принятию достойному Сокровища. Законы мудрости давно указали срок, когда затмение двойное и когда погружение святынь в волны ознаменует появление новое Камня. Будем молитвенно ждать наш жребий.

Уезжай, Камень, за море, дай птице донести весть в ухо - Камень едет.

Тёмною ночью в тёмной одежде неслышно подходит гонец узнать, как ждут они? У поворота, за углом ждёт ручной зверь, носом поводит, лапу тянет, послан врагом. Кто копошится за лестницей, какие мухи налетели, откуда вихрь летит? Но иду крепко, держу Камень прочно, учу молитву: "Не покинь, Владыка, потому собрал я силы мои, не покинь, ибо к Тебе иду!"

На горе Арарат лежит горюч Камень. Новгородский богатырь разбился о Камень, ибо не верил. Воля Новгорода указывала на владение Сокровищем, но неверие заслонило возможность чуда.

Лучшее напоминание о мощи Камня положено в змеином камне.

След мудрости владения. Последователь ночи пытался показать присвоение Камня, но Сокровище всегда было светлым признаком. Лукавые владыки ненадолго владели Камнем, не зная, что лишь устремление к добру покоряет огонь Камня.

Уроил Зена, дух воздуха, принёс царю Соломону Камень. Воскликнул дух на чуткое ухо: "Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!" "Добро", - сказал царь и отнёс Камень во храм. Однако нашло мышление сохранить часть Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина златоковача и указал отбить часть Камня, и взять чистого серебра, и сковать перстень, и начертать на Камне чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не расстаться с Сокровищем. Но дух сказал: "Негодно ты нарушил Высшее Естество. Труднее будет владеть Камнем сынам Человеческим, и только те, кто с тобою, могут повернуть Камень к добру". Созвездием укажу путь Камня.

Уехал посол к хану Тамерлану, не легко лежит Камень в Отакуе. Надо послать стражу трех знамен. Едут на верблюдах люди, пыль столбом закрывает солнце. Погода людей покрыла - без конца идут. И каюки повернули коней к дому. Ночью кто убережет Камень? Пустыня увела чужих людей, и камень ушёл с ними на полдень. Удумай, хан, как догнать Камень в годных путях! Грусть пошла, хворость, даже конь оступается. К годным ездокам является дух явленный; "Не ищите, только время покажет путь". Каждый улус по-своему поёт о камне.

Отец Сульпиций имел видение: Белый облачный столб придвинулся и Голос раздался: "Храните Камень в ковчеге, привезённом из Ротенбурга. На нём четыре квадрата со знаком "М". Явлением будет ясно, когда Я произнесу - путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено, те соберутся. Сие свидетельствую тем часом, что Камень подобен сердцу человеческому и в нём заключён кристалл сияющий!" После тех изречений столб распался синими искрами, повергнув отца Сульпиция в беспримерное дрожание. Так замечательно, что Камень, прибывший с Востока, имеет форму расплющенного плода или сердца, удлинённой формы. На ковчеге найдены сказанные буквы, значение их неизвестно.

Курновуу, Правитель, золотом покрытый, получил от Тацлавуу Камень тёмный, который заключал кристалл жизни. И Правитель носил тот Камень поверх золота.

Из книги Тристана, названного Лунем. "Когда Сын Солнца сошёл на землю научить народы, с неба упал щит, который носил силу мира. Посреди щита, между тремя отличными пятнами, выступали серебряные знаки, предвещавшие события под лучом Солнца. Явление неожиданной тьмы на Солнце повергло в отчаяние Сына Солнца, и он выронил и разбил щит, ибо созвездие было враждебно. Но сила осталась а обломке середины, там касался луч Солнца. Говорят, царь Соломон вынул внутреннюю часть Камня для перстня. Сказание наших жрецов также говорит о разбитом щите Солнца. Злейшая ошибка отрицать Камень. Поистине, я видел его - осколок щита мира! Помню величину его, длиною с мой пятый палец, серый отблеск, как сухой плод. Даже знаки помню, но не понял их. Положительно - я видел Камень и найду его. Говорят, Камень сам приходит, взять его нельзя. Если так, я дождусь Камня. Ради него иду в пустыню до конца жизни. "Помни, Лунь, - ты решил дождаться".

Когда у Повелителя Индии пропал Камень, жена сказала: "Найдём его опять. Удалый просит лук, птицу сам достанет".

Когда Император Китая владел Сокровищем Солнца, он построил для него храм из бирюзы цвета чистого неба. Когда же маленькие принцы с невестою заглянули в дверь слишком долго, Император сказал: "Лиса вас ведёт, чуете Радость Мира".

Железная корона Лангобардов - тоже воспоминание о Камне. Недолго гостил Камень около горы Гордости. Много послов с Востока. Уносят верблюды Камень в Тибет. По пустыне несут, и с ним новую силу.

И последний полет на Запад осветил царство небывалое неудачного единения народов Запада. На каждом луче Востока уже ищут Камень. Время настаёт, сроки исполнятся. Рок сужденный записан, когда с Запада добровольно Камень придёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!

Новая Страна пойдет навстречу Семи Звездам под знаком Трёх Звёзд, пославших Камень миру. Сокровище готово, и враг не возьмёт золотом покрытый щит!

Ждите Камень!

Криптограммы Востока. 1924.
_______________________


7 сентября 1923 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
спешу оповестить Вас. Вчера мы спросили, как быть с выборами Синевич? Ответ: 'Старое старым'. Спросили, надо ли выбираться Вам секретарем? Ответ: 'Подумай, надо ли?' Спросили, как же Вы поможете Ложе без секретарства? Ответ: 'Поможет неслышно'.

Значит, пусть Синевич будет председателем. Если Вам будет трудно совместить Ваше Большое Служение с секретарством - оставьте секретарство и помогайте как член Ложи. Конечно, Вам даны такие огромные Новые Пути и такая исключительная Новая Возможность, что старые меха и новое вино трудно совместимы. Дайте старое старым. Они ищут этого, и не будем мешать им. Наши горизонты слишком обширны. Ищите новых.
Соберите хотя бы семь новых, и пусть каждый из них найдёт семерых познавших Учение и готовых трудиться. Такая же задача дана и Чахембуле - он уже поехал на Литву. Вероятно, скоро спишется с Вами, но я дал ему адрес на Елизаветинскую. Вы уже знаете наше решение инкорпорироваться в N. Y. - это гораздо лучше по положению. Русская книга скоро выйдет. До 56 экземпляров перешлите Чахембуле. Для пересылок лучше экземпляры на тонкой бумаге. Нам сейчас даётся легенда о Камне.

Сегодня землетрясение в Японии - уже в мае оно было Указано нам. Вообще сентябрь неспокоен, а октябрь - тёмен. Впереди же Свет, лишь бы только не умалить Его непонятливыми действиями. Все Вас обнимают.

1 rue de Messine
7 сен[тября] 1923.
Духом с Вами Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


9 сентября 1923 г. Paris
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
вчера получили Вашу телеграмму, а за два часа до неё я послал Вам рисунок знака - который и напечатайте. Знаки всех семи учреждений Учителя идут от одного источника. За этот год оформлено 7 учреждений Учителя. 'World Service' является шестым учреждением, и про неё сказано: 'Знаки слу-жения - доведёт молодых до порога'. Значит, через 'World Service' подойдут многие новые. Надеюсь, Вы получили моё письмо с указанием, что Синевич может быть председателем Ложи, а Ваше участие может быть более полезным в качестве члена Ложи, тем более что на новой Вашей работе во имя Его - все Ваше время уйдёт на рост всемирного дела - возможности которого поистине безграничны.

Посылаю Вам адрес Чахембулы. Спишитесь с ним - не будет ли из Литвы дела? Ему же пошлите 55 книг из полученных Вами. Он многого не знает - ему дано поручение привлечь семерых к делу Учителя. Его адрес: Ник[олай] Викт[орович] Кордашевский. Ponas N. Korda&#353;evsky. <н/р> Lietuva (Kovno).
К нашим делам подошло ещё одно новое полезное - International News Agency. Во время сообщим о нём. 'Adamant' выходит в конце сентября. Работайте светло.

Духом с Вами Р/х
9 сент. 1923.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


14 сентября 1923 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

14 Sept. 1923.
Wl. Schibaieff
2/4 Alexander Bulv. of.10. Riga. Latvia

Родной мой, запишите адрес латвийского писателя - Viktor Eglits1 (Nikolaja iela, 23/18, Riga) и войдите в контакт - он друг моего искусства. Передайте ему мой привет - я ему перешлю 'Adamant', когда выйдет.

Работайте! Всё ладно.
Духом с Вами Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
_________________________________________________________________


16 сентября 1923 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.
.
Родной Яруя,
сейчас получил Ваше письмо со Знаком. Но Вы уже получили Знак, мною посланный, тем более что знак с глобусом уже существует в обращении. Надпись под знаком можно сделать компактнее - слишком велико расстояние между строками. Остальные надписи и бумага - удовлетворительны. Монеты ещё не получены. Вы их купили для Cor[ona]
M[undi] или для себя? Надо их послать в Америку или вернуть Вам?

Мы деятельно готовимся к отъезду. Делаем заказы вещей и заканчиваем печатание книг. Заметьте, на обороте титульного листа будет надпись по-санскритски - древнее буддийское приветствие: 'пусть будет всё благословенно'. Этот санскритский текст будет приятен латвийцам и литовцам - близким санскриту. Интересно, как Вы найдёте латвийского писателя, адрес которого я Вам сообщил.

Из Америки получены письма, подтверждающие работу объединённого сознания.

Теперь остаётся два месяца до отъезда нашего - потом сноситься будет труднее, поэтому кристаллизуйте все нарастающие вопросы Ваши, которые мы ещё отсюда вырешить можем. И большое и малое - всё значительное для будущего и Вам неясное спрашивайте. Всеми родами сообщения мы выясним.

Как видите, во всём мире энергия особенна, напряжена. Грозное и прекрасное время!

Целуем Вас крепко.
Духом с Вами
Р/х

16 сентября 1923

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________
*********************************************************************************************

ОКТЯБРЬ

7 октября 1923 г.
Письмо Рериха Н.К. к Шибаеву В.А.

7.10.1923.
Родной Яруя, сообщаю Вам радостную, но глубокую тайну. Только Круг в Нью-Йорке и Вы будете знать её. Всякое разглашение повлечёт неисчислимые бедствия всему плану. Вчера, 6 октября, в 11 ч. утра через Bankers Trust в пакете получен Камень. Он заключён в ковчеге, и три недели ковчег не будет открыт. Ковчег обернут в старый пурпуровый бархат с изображением Знака, как на Плате, Вам данном, но с буквою М. От ковчега идёт особый аромат, усилившийся за день. Снимем фото и пришлём Вам. На ларце изображения :, буквы М и :.
Прилагаем описание по-английски и схематический рисунок. Всё это настолько важно, что не могу писать ни о чём другом. Крепко сохраните тайну (будут пытаться её достать) и радуйтесь духом во имя Грядущего.

Духом с Вами Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________

21- 24 октября 1923 г. Париж,
Письмо Г.Д. Гребенщикова к Н.К. и Е.И. Рерихам.

Дорогой Николай Константинович!
Пишу Вам обоим, Вам и дорогой Елене Ивановне, ибо создалась потребность быть услышанным Вами обоими.
Итак: душа зазвучала по-новому, и путь в Грядущее озарён Нечаянною Радостью. И всё это пришло через Вас, столь гармонично и прекрасно светящихся Красотою.

Не скажу всего, что чувствую, но знаю, что прежде слов моих мною владеет жажда действия. И формы его сами просятся, стучатся в мозг и сердце. Чтобы не быть болтливым и чтобы не казаться ненужно-восторженным, скажу кратко: сладостно последовать за Вашим светильником, и ещё сладостнее заплатить за право следовать за Вами ценою каких угодно оскорблений. Впрочем - не думаю об этом, ибо тьма бежит от света и свет всегда побеждает.

Вижу Ваши действия по отношению к нам, и пример их зажигает свет в моей кузнице. Пока что только раздувается горно, но аппетит работы и стук молота вот-вот наступит. Знаю, что и искры полетят от раскалённого железа, и, может быть, в приправу к музыке на наковальне азартно вырвутся суровые и крепкие слова.

Первая моя присяга перед Вами в том, что приступаю к действию - строжайший взгляд в себя и внешняя военная подтянутость. Смирно! Равнение прямо! Шагом - марш! И где-то далеко, но властно уже звучит вдохновляющий походный марш. В душе он отдаётся верою в Верховного Вождя и в моих ближайших Командиров, и полна предчувствием Победы жажда умереть под знаменем Грядущей Красоты.
Звучит, звучит... Но беру в руки свой порыв, смыкаю губы и прячу ликование под строгим взглядом жадного внимания.
Времени у нас осталось мало и, не теряя его, хочу кратко изложить тезисы моих американских лекций.

24 октября. Среда, утро. Письмо осталось незаконченным, так как сломалась моя машинка. Пишу под впечатлением вчерашнего вечера, проведённого у Вас. Поистине, растёт Радость, излучающаяся из Вас!

Вчера, получивши от Вас помощь в виде трёх тысяч франков, оказанную Вами с покоряющею простотой и лёгкостью, без всяких с моей стороны намёков, я ночью попытался поискать в своей душе ответов на вопрос: а нет ли чего-либо стыдного в том, что я так просто и легко взял деньги? Нет, в ответ мой дух сказал мне, что такой вопрос можно отнести к кокетству, и так как в душе нет дурных намерений, то и помощь эту принять радостно и нужно, как ключ от первых дверей к прекрасной, засиявшей радугою, цели. Но всё же решил Вам сообщить о светотенях первого движения ещё неопытной души.

Деньги положу как неприкосновенный капитал на билеты в Америку и тотчас после первого ноября начну старательно учиться языку. Не говорю Вам спасибо, так как это слово слишком неуместно. Но говорю Вам: да, учитель! Приемлю повеление твоё и начинаю радостный мой путь к искусству познавать Пути Господни. Да совершится порученное. Прилагаю программу моих лекций, весьма несовершенную, но продиктованную чистыми порывами служить действенно Единому Благу.

С Вами накрепко и навсегда, Георгий Гребенщиков

"Дельфис" ?25 (1/2001)
________________________


НОЯБРЬ

1 ноября 1923 г.
Письмо Н.К. Рериха в Америку

1.XI.23
Родные, опять шлю толстый пакет. Найдёте в нём лики Ваших новых братьев. Только подумайте: ведь Тарухан с того самого данного Алтая!! Я вижу, как он и Логван поговорят о серебряных горах. О реках, несущих в себе бесконечную водную энергию. Как все Вы прислушаетесь к сказке кладов Сибири. Храм Ориона. Оба они, Хан и Морей, говорят о совершенно изменившейся их жизни за эти дни. Притекают к ним нежданные возможности. Также и Яруя - является 'плотным пакетом', которому можно верить. Немного юн головою Чахембула (и даже мнит, что будто бы что-то знает, а сам в приготовительном классе), ну да он по военной части - ему простительно. 'Adamant' выйдет лишь 10-го ноября. При заказах надо всё обусловить: и бумагу, и цену - иначе пытаются в конце подменить. После нашего отъезда посылайте в Индию лишь русские письма, остальное читайте и отвечайте по усмотрению.

Целуем. Духом с Вами,
Р/х

(ПРИЛОЖЕНИЕ)

* * *
Уже давно было Указано, что Людвиг Нобель полезен для Нобелевской премии. Конечно, так и оказалось.
Ludvick Nobel живёт 10, rue de Dame (Clichy), Paris. Он - лучший канал для передачи в Комитет. Комитет в Stockholm'e и Брюсселе. Он очень ценит меня как художника.
Но в этом случае не называйте меня художником (премии по искусству нет). Называйте world-famous деятелем по пропаганде мира. Пошлите 'Adamant' и 'World of Roerich'.

Через Красоту, Поэзию идёт создание Культуры. В 21-й стране прошла моя пропаганда. Основание объединяющих учреждений. Пишите от групп интеллигенции. Каждый год подписывайте иными именами. Спросите его в письме, какие дополнительные сведения ему нужны. Напишите Яруе, чтобы он тоже писал от рижских людей (приложив те же книги). Если премия будет - это хорошо для Учреждений.

Для подписей можно просить и сторонних людей вроде Крейна, Сутро и друзей Селивановой. Напишите к весне Тагору, прося его присоединить подпись. Так-же - Bottomley. Все эти бумаги пишите не на бланках, а на бумаге без надписей.

Указывайте, что с 1890-го года веду пропаганду культуры и мира в самых разнообразных странах и разных изданиях. (В книге Селивановой - библиография и общественные должности.) Картины как бы иллюстрируют большую Книгу о красоте мирной духовной жизни. Кажется, лучше повторять перед весною, в конце зимы.

* * *
Там, где воспроизводите Знак Школы, или Кор[она] М[унди], или Музея, ни-когда не прибавляйте никаких рисунков или орнаментов. Всё это будет унижать Знаки и разбивать главное впечатление. Надо идти лишь высшею мерою единства впечатления. В этом сила.

* * *
Сейчас прочли ненапечатанные главы 'Василия Чураева' - какая это сильная вещь. Тарухан идет твердо и мыслит широко.

* * *
Предложим Чарльзу Крейну издать книгу Тарухана в переводе. В Америке её отлично примут. Как там Алтай описывается. Красота.

* * *
Посылаю выдержку из лекции Бердяева. Если он заговорил о мистическом понимании - это очень много.

* * *
Имейте в виду, что Руманов склонен к легкомыслию, а потому всё идущее от него принимайте осмотрительно. К лицам, посланным от него, отнеситесь с опаскою и ничего лишнего не скажите.

* * *
Предупредили ли Davies, что 'New Era' вошла в 'Adamant' и для них лишь месяц остался до выхода книги. Чтобы не было нареканий.

* * *
Если страх[овой] агент из Чикаго будет чем-либо угрожать - надо его припугнуть от Корона Мунди, что он затрагивает интересы агентства и потому рискует иском.

* * *
Порума пишет, что трудно достижимо терпение. Но это ещё лёгкое совершенство, особенно когда за два года на глазах вырастает целый храм. Вот если сухую палочку три года поливать, пока первый листик покажется, - вот уже это подвиг. Как было у Св[ятого] Иоанна.

* * *
Так много кругом возможностей - лишь бы не расплескать. Как было Указано год назад, именно Бако даст Юрику полезные сведения по Тибету.

* * *
Сон Ояны о трёх годах, думаем, надо понимать [так], что через три года нам придётся скрыться. Может быть, вообще возникнут слухи об исчезновении нашей экспедиции. А Вы скажите себе: 'Слава Учителю - ещё ближе к цели'.

* * *
Сейчас видения от 20-го получили. Прекрасно наблюдать, как мудро даются намёки во всех направлениях.

* * *
Гребенщиков и Завадский не знают:
1. О получении Камня. (Знают лишь легенду без отношения к нам).
2. О сообщениях через столик. (Слышали о видениях, писаниях и голосе).

Знают:
1. О грядущей Единой Религии.
2. Об Алтае - как избранном месте Храма.
3. Немного знают о Б[елой] Ложе. Видели портрет Учителя.

* * *
Из моих статей не были напечатаны: 1) 'Одеяние Духа', 2) 'The Right of Entrance'. Их ещё до 1-го янв[аря] можно дать. Была ли 'New Era' в 'Оur World'?

* * *
Вчера умер старик J.Seligman, антиквар. Хорошо, что мы успели осенью повидать царские палаццо этих антикваров.

* * *
Очень ждём число учеников в Школе. Число 77 по роялю - ведь это прекрасно. Хорошо, что всё нарастает медленно, а то слишком трудно сразу управиться с целым батальоном.

* * *
Сейчас вернулись с Осеннего Салона. Посылаю список и адреса членов. Выставка непривлекательна и неубедительна. Ощущение тренированных певцов, которым не о чем петь. Опять висят тысячи картин, и не хочется их у себя иметь. Очень плох Maurice Denis - хорошо, что мы его не нашли дома. Есть маленький [уголок] 'старых' - хороши Manet, Cesanne, маленький Гоген - вот и всё. Запоминается японец Фужита. Масса отвратительных тел и ничтожных пейзажей. Цены от 150 fr. до 30 000 fr. Средняя цена 2000 - 3500 fr. Работы Светика там были бы в первом ряду.

_________________________________________


12 ноября 1923 г.
Письмо Рериха Н.К. к Шибаеву В.А.

12 ноября 1923.

Родной Яруя, получили Ваше письмо из Литвы. Радуюсь, что Вы повидали Чахембулу, узнали его пристрастие к магии и поняли, что для него очень мудро побыть в природе и очиститься от всяких наносных, механических формул. Чтo может помочь формула магии - если дух не может поспеть за нею? Одною магией мир не построите и людей не сделаете лучше. Пусть посидит на природе и привыкнет воздвигать лучшие стороны своего духа. Если будет в меру заботиться о материальной стороне жизни - это не худо. Но пусть помнит, что всякое дерево растёт гармонично и во времени. Также и для развития World Service Вы будете все помнить, что всё движется новыми путями и пути эти не в рисковании, но именно в безусловности всех начинаний. Так, чтобы [во] все времена, при каждом правительстве, при всех средствах ведущая линия была ко Благу.

'Идущим правильно посох серебряный Дам'. Указ о сеансах с названной дамой Вы уже имеете. Вы имеете уже столько указаний и такую бездну Учения, что рисковать случайными сообщениями тоже не приходится. Пусть она читает и улучшается, но пишет пусть без Вас и без случайного круга, особенно если круг легкомыслен. Сейчас пришло Ваше светлое письмо о получении Камня. Да, родной наш, есть вещи, которые преображают всю нашу жизнь и вместо надоевших проклятий наполняют земное существование благословениями. Если в нашей земной темноте от искр Вышнего Света может сиять мрак, то неужели так трудно зажечь эту небесную лампу? Только стоит глаза протереть и руку протянуть за чудесным Даром. Идёте, родной наш, Светлым Путём.

Посылаем Вам 4 Знака для С. Митусова. Учитель указал послать их ему через 20 месяцев от сего дня. Тогда ему и перешлёте их бережно, предварительно списавшись с ним. Кстати, запросите его, получил ли он письмо через Вас? Так и идите светло и бережно несите радостную тайну. Будьте большим. По Указу Учителя одолевайте большой труд во имя радости нового мира.

Духом всегда с Вами Р/х

'Пошлите Фучаю письмо. Пусть передаст Митусову 100 долларов с приказом расти по Книге, серьёзнее понимать и быть достойнее Кая имени'.
(22 октября 1923.) (Имя Кай дано Митусову) - поэтому Указ Учителя Вы должны написать Митусову, послать Книгу и приблизить его к Учению, чтобы он сделался достоин Знака.

Теперь Вам: 'Учу Ярую не общаться со слугами легкомыслия. Уму Я новых пошлю. Уму помогу разобраться. Но когда хочет, пусть лучше пишет, нежели говорит. У него есть переписка в Голландии и Англии'. (Дано 12 нояб-ря 1923 г.) Значит, будьте осторожны среди рижан. Будут новые. Переписы-вайтесь. Пишите, как бы дневник в письмах. Пригодится для печати.

13-го ноября получили Ваше письмо с авт. посланиями. Из Указа 12-го ноября Вы видите, что ни в каких кружках Вы участвовать не должны. У Вас хотят выведать тайну. Лицо курящее и пьющее - не пригодно для высоких общений. Получив доступ к Высшему, не займитесь низшим. Всячески удер-живайте Чахембулу от магии. Я знаю, откуда это идёт. Но дух его хорош - он вырастет. Дайте этой даме книги по теософии и отойдите, ибо нельзя тратить энергию Учителя там, где можно беречь её.
Итак, в путь! Идите светло!

Публикуется по изданию: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
_____________________________________________________________


12 ноября 1923 г. Харбин
Письмо П.А. Чистякова к Рерихам Н.К. и Е.И.

Харбин, 12 ноября 1923

Дорогие Наставники наши, Николай Константинович и Елена Ивановна, два дня тому назад мы получили бандероль с тремя книгами; внутри одной из них оказалось письмо Николая Константиновича и четыре Знака. Вчера вечером Владимир Константинович зашёл провести с нами вечер и остался у нас на сегодняшний день (воскресенье). И вчера, и сегодня почти единственной темой наших задушевных бесед было Ваше письмо, Ваша книга и Ваши наставления. Сейчас мы остались с Владимиром Константиновичем вдвоём, и, естественно, нам захотелось войти с Вами в общение хотя бы посредством письма. Каждый из нас, разумеется, сочтёт своим долгом написать Вам отдельное письмо с изложением своих дум, запросов и надежд. Сейчас, не ожидая подробного ознакомления с Вашей книгой, нам хочется поговорить с Вами на общую тему о том, к чему мы стремимся и чего ожидаем от Вашей помощи. Все Ваши указания относительно порядка чтения и мысленного сосредоточения мы, конечно, постараемся выполнить по мере наших сил. Все наши наблюдения и переживания в состоянии душевного сосредоточения мы будем сообщать Вам, дабы Вы могли следить за нашими достижениями. Индия кажется нам ближе, чем Париж или даже Америка, и нам хотелось бы верить, что у Вас найдётся возможность хоть изредка издали руководить нами.

Спаянные в данный момент общностью наших целей и интересов, мы подходим к работе с Владимиром Константиновичем с различными настроениями. У него - терпеливая уверенность в достижении намеченной цели, хотя бы с потерей времени и через ряд ошибок; я склонен останавливаться на каждом шагу, чтобы взвесить целесообразность наших усилий, и больше всего боюсь разочарования, вследствие неправильно принятого курса. Разлагающе действует во мне приобретенная в результате школьных занятий философскими науками привычка к скепсису. Я сознаюсь, что временами я не нахожу удовлетворения в Ваших указаниях: они кажутся мне иногда чересчур неопределёнными и субъективными. Но: навстречу сомнениям встаёт всегда память о личном моём знакомстве с Вами и моих личных наблюдениях над Вашей жизнью. Всякий раз приходится сознаться, что Вы живёте так, как учи-те, и что Учение, столь чудесным образом преобразившее Вашу жизнь, не может быть сознательным или даже бессознательным заблуждением. Поэтому я, не склонный ничего принимать на веру, говорю себе в такие моменты слова-ми Блаженного Августина: 'Credo, quia absurdum'['Верю, что это истина' - (лат.) - ред.]. С точки зрения этого моего личного опыта, я с ненасытным интересом буду читать Вашу книгу. Я говорю 'буду', так как я скупо отмеряю себе на каждый день высокое наслаждение находить душой всё новые пути к сближению с Вами, постепенно погружаясь во внутренний Ваш мир, так зачаровавший меня в Нью-Йорке. Книга Ваша для меня - прежде всего человеческий документ, Ваш дневник, раскрывающий Ваши переживания, надежды, моль-бы, подчас даже колебания:

Подходя к книге с такой индивидуальной, субъективной меркой, я в каждом изречении Учителя вижу, прежде всего, ответ на какой-то Ваш вопрос. Возможно, что это и не совсем так, но для меня доставляет огромное удовольствие дополнить своим воображением то, что осталось невысказанным: в этом особенная для меня ценность книги (я точно читаю между строк то, что ускользнет от взгляда случайного читателя).
Знаки Ваши мы сохраним и без Вашего разрешения никому их не выдадим. Лично я боюсь надеяться на возможность, чрез посредство сосредоточения над этим знаком, получить какие-либо откровения. Если даже после не-скольких минут упорного сосредоточения и блеснёт в сознании какая-либо мысль, то ведь это же будет простая проекция в плоскости моего сознания какого-то результата подсознательной работы моего 'я', так называемая 'экстериоризация' мысли, лежащая в основе всяких спиритических феноменов. У меня не будет, однако же, уверенности в объективной ценности творимых таким путём откровений: На этом я пока заканчиваю настоящее письмо, ещё раз оговариваясь, что Владимир Константинович не разделяет моего скепсиса, которым я, кстати сказать, и не пытаюсь его заразить, ибо не хочу причинять ему лишних страданий.
Бога ради, не покидайте нас своими наставлениями и подкрепите нашу веру! Искренно, всей душой желаю Вам на пороге таинственной страны всякого успеха.
Всей душой Ваш, П.Чистяков

P. S. Вторую страницу этого письма пришлось писать в отсутствии Владимира Константиновича, почему и нет его подписи. Он пишет отдельно.

Вестник Ариаварты. 2005. ? 1(2)
_____________________________


23 ноября 1923 г. Париж
Письмо Г. Гребенщикова к Рерих Е.И.

Дорогая Елена Ивановна!
Вчера вечером я заметил какую-то лёгкую тень на прекрасном лице Вашем. Потом Ваши вопросы о моих сомнениях разъяснили мне причину Вашей озабоченности. Кроме тех слов, что были сказаны мною вчера, хочу Вам написать, чтобы были словам моим точные обозначения. Впрочем, ещё не пришли те слова и образы, которыми я хотел бы Вам сказать о моих чувствах к Вам и Николаю Константиновичу. Кроме того, мешает Ваша огромная доброта к нам Вы уже физически столь щедро осыпали нас знаками внимания, что делается неудобно говорить Вам в лицо красивые фразы. Позвольте же, лелея думы о Вас втайне и приберегая радость любви к Вам для того, чтобы без Вас жить ею, позвольте же в словах суровых повторить Вам то, что мною сказано вчера. Да, я не буду уверять Вас в моей верности к Вашему свету, потому что буду пользоваться этой верностью, как благом, и потому, что Служение Учителю есть такая величайшая для нас радость, что это перестаёт быть долгом и не нуждается в клятвах или уверениях. Дела будущих дней моих будут знаками подтверждения слов моих. И, да!
Повторяю: верю в благость Вашего пути и почту за счастье умереть на кремнистых тропинках к Обители Его и к путям во Храм Мира всего мира. Вы видите отсюда, что в лице хана Вы имеете не только верного ученика и друга, но и истинного брата, чующего Вашу малейшую заботу и жаждущего снять тень сомнения со взора Вашего. Возрадуйтесь же, что у Вас был случай направить хана на истинную дорогу, которую он так ревностно искал многие годы, и с полной верой в его Такт и поступки продолжайте светлый путь Ваш к вершинам Новых Откровений. Положитесь на моё чутьё, и совесть моя да будет Вам порукою, что доверенное мне не расплескаю в сутолоке европейского базара.

Буду изредка писать Вам о своих делах и продвижениях, но о сомнениях теперь не может быть никаких дум. Под лучами света Вашего бегут все тени. И да просветится незабываемо-прекрасное лицо Ваше, наш Светлый, дивный Друг!

Неизреченна радость моя, что Вы идёте рядом с величайшим из человеков нашего времени, светлым другом и учителем моим. Имя Ваше вырастает в сердце и в душе моей, как новый луч, как новое доказательство Чуда Божьего. Не могу, не хочу словами выражать невыразимое. Боюсь слов обыкновенных, а необыкновенные придут в тиши одиноких раздумий над образами моих скромных трудов.

Но Слава Вам, прекрасные, гармонически слитые в единое священное созвучие, неповторяемые, питающие гордое сознание моё Вашей дружбою, Друзья мои. Не могу оторваться от письма - так упоительно писать Вам

Георгий Гребенщиков

"Дельфис" ?25 (1/2001)
************************************************8


ДЕКАБРЬ


Н.К. Рерих.
КРИТЕРИЙ КРАСОТЫ

Развитие близорукости не вызывает у нас тревоги, мы обращаемся к врачу, и он выписывает очки для улучшения зрения. Если у кого-то обнаружится дальнозоркость, то в этом также не усмотрят ничего необычного или сверхъестественного.

Не так обстоят дела с ясновидением. Казалось бы, если понятен принцип дальнозоркости, то что может быть проще, чем распространить его на все другие способы видения. Здесь как раз и начинает действовать предвзятость. Вместо того, чтобы признать чудодейственную силу природы, люди готовы поверить в магию и колдовство - настолько сильны предрассудки даже среди наших так называемых учёных. Но если бы кто-то очень древний и очень мудрый произнёс слово, простое и понятное, 'ясновидение', то внутреннее чувство подсказало бы нам, что каждый разумный человек способен овладеть этим понятием. И лишь загрязнённость некоторых центров мешает этому.
По-видимому, как и в случае слабого зрения, мы должны обратиться к врачам, чтобы они очистили наш разум и нашли способ помочь нашему видению. Однако и здесь укоренились те же предрассудки. Привычные штампы ведут нас к состоянию бездействия. Ведь так просто сослаться на какое-то известное имя или претенциозное издание. С большим трудом вживается человек в новый жизненный опыт.

Тем не менее полное осознание идеи перевоплощения сможет облегчить нам земной опыт. Из всех испытаний испытание мощью красоты, как ничто больше, возвышает наши обычные способности.

Многократно мы повторяли, что лишь через мост Красоты сможем достичь прекрасных огней противоположного берега, уже предуказанных для нас.
Пытались мы убеждать малодушных преодолевать обычаи тёмного средневековья и снова в повседневную жизнь энергично вводить красоту.
Теперь нам пред-стоит определить, что же мы берём за основу в суждении о красоте. Множество канонов и образцов красоты дошло до нас от давних времён.

Мы могли бы отметить бесспорные типы красоты, но как только новый тип утверждался, человечество поспешно устремлялось к поискам другого. Так оно и должно быть. Потому что ни поверхностными уставами, ни вычислениями не может быть найдено чувство гармонии.

Мы знаем, что для восхождения недостаточно быть только одарённым и добродетельным, также нужна духовность. Лишь через созидательную духовность можно осознать ритм гармонии. Лишь через это качество можно ощутить реальную творческую мощь.

Общеизвестно, что интуиция уже входит в пределы духовности. Поэтому для суждения о красоте мы можем взять формулу: 'Через интуицию, на основе большого личного опыта, без всяких условностей и предрассудков'.
Во всём многообразии восприятия искусства эта формула всегда будет уберегать нас от сомнения. Невежественные, бездарные, ничтожные и разгневанные будут очень часто пытаться навязать собственное суждение. Они знают, что, внося путаницу в критерий, они спасают себя. В самых напыщенных и пустых выражениях они будут настаивать на правоте своих суждений, но нетрудно заметить, как незначительно и пристрастно всё это. И поэтому мы должны стараться избегать таких узких ограничений нашей существующей действительности.

Всегда духовность приводит нас к чёткому и ясному решению, но как его перенести на крепкий фундамент для искоренения малых гнёзд предрассудков? Создаётся впечатление, что их множество как с правой стороны, так и с левой. Каждое движение уже есть проявленное действие. Как же нам преодолеть отрицания и придать действиям большую значимость?

Не поддаётся описанию суть красоты. Это общеизвестно. Невозможно один вид искусства выразить другим. Но можно взять за основу некоторые решения, чтобы придать нашим чувствам определённую форму. В суждениях о красоте нас избавит от трудностей такой воображаемый треугольник. Без духовности не понять красоту, невозможен полёт. Не утвердив в основе опыт, без любви к знанию не заложим фундамент, от которого начинается восхождение. Отбросив предубеждение и условности, только тогда сможете продвигаться и постигать смысл ритма красоты.

Много людей и даже специалистов с большим жизненным опытом, не озарённых энтузиазмом. Ибо энтузиазм рождается в прекрасной стране духа. Очень часто приходится слушать лекции, посвящённые исключительно механическим выкладкам, и как смертоносно звучат они, эти безжизненные символы.

Сознание становится слабым и холодным от этих знаков, и они угрожают нам как величайшая опасность эволюции культуры. Время от времени приходится наблюдать, как беспомощны взмахи крыльев духа, лишённых мускулов собственного опыта. Эти прекрасные крылья трепещут в горе, в страдании, не зная, как направить, как выбрать правильный курс. Нам следует знать, куда мы летим. Иначе даже самый посредственный и самый пошлый человек может стать преградой на нашем пути. Вот почему так важно изучать, видеть и слышать сокровища созидаемые.

Ложная духовность знакома каждому: самомнение малого жизненного опыта, путы предрассудков. Кто-то почувствует, что мысль готова к полёту, уже подняты паруса её, уже испытан руль, как вдруг подует вредоносный ветер откуда-то из тесного закоулка, и снова тёмное предубеждение выставляет себя напоказ и преграждает путь к достижению.

О дух человеческий, ты, как губка, стараешься впитать все отвратительные условности предшествующих беспорядочных жизней. Ты надеешься излечить старые раны пластырем грубого сознания. Но щели в стенах не заделать зловонным хламом. Опасные испарения проникнут внутрь всего дома.
Теперь заметим: почему люди так сильно сердятся, когда мы указываем на их предрассудки? Почему так негодует их дух? Да потому что коснулись вы самого уязвимого места и потому что так опасно влияние предрассудков. Во дворцы и лачуги, в университеты и храмы проникает тот же самый микроб.
Можно очистить духовность, можно запастись жизненным опытом, но трудно чрезвычайно усмотреть путаницу и нападения предрассудков. Можно предположить, что озарение духовности произойдёт в один миг, лишь только луч света коснётся определённого центра. Можно уразуметь, что жизненный опыт накопляется не так быстро, потому что даже гений так быстро не может усваивать высокое напряжение нового знания. Но чрезвычайно трудно постичь, что даже живой и блестящий ум всегда в опасности возникновения нового приступа предрассудков.

Это особый вид возвратного тифа. И одно средство против этой болезни - твёрдое сознание того, что преодолеете силу микробов. Конечно, не нужно забывать, что кризис болезни предубеждения уже неизлечим. И сколько же таких обречённых! Эти неизлечимо больные жаждут заразить вас своей болезнью.

На протяжении почти тридцати лет приходилось мне общаться с молодёжью при помощи искусства. Вообразите, сколько суждений, сколько сражений мне довелось выдержать. Но даже в таком обществе можно провозгласить ранее упомянутую основу суждения о красоте. Позвольте мне повторить: 'Через интуицию, на основе большого личного опыта, без всяких условностей и предрассудков'. На этой основе дальнозоркость преображается в творческое ясновидение. А с ним может быть достигнуто торжество гармонии.

Я познаю! Я смогу творить! Я свободен!

Roerich N.K. Adamant. New York: Corona Mundi, 1924.
Рерих Н.К. Гималаи - Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО 'Агни', 1996
__________________________________________________________________


19 декабря 1923 г. Харбин
ПИСЬМО П.А. Чистякова к Рериху Н.К.

Харбин, 19 декабря 1923
Дорогой Николай Константинович, сегодня по старому церковному нашему стилю 6-е декабря, день Вашего Ангела. Большую половину этого дня мы провели с Владимиром Константиновичем вместе, и сейчас нам захотелось послать Вам наши душевные поздравления и лучшие пожелания. Елену Ивановну и детей поздравляем с дорогим именинником. Мы надеемся, что Ваше путешествие по океану сошло благополучно, и Вы остановились уже в Калькутте, куда мы адресовали наши письма. Оба мы с крайним нетерпением ожидаем от Вас весточки и дальнейшего руководства. В попытках внутреннего сосредоточения мы оба потерпели пока неудачу. Владимир Константинович почти всё это время провел в служебных разъездах и имел за это время кучу мелких, хоть и несущественных, неприятностей. Для меня это время тоже принесло массу хлопот и забот, большею частью материального характера, отвлекших меня совершенно в другую сторону.
Жизнь наша в Харбине вообще даёт мало возможностей уйти в себя и сосредоточиться. Русская колония расслоена и занимается злобными дрязгами и пересудами. Всё приносится в жертву золотому тельцу. Безрадостный фон нашего существования ещё больше омрачается нашим бесправным положением в Маньчжурии, где китайцы беззастенчиво и грубо уничтожают последние следы русского влияния в крае.

Вам, вероятно, известно уже, что в августе месяце китайцы неожиданно решили отобрать у Китайско-Восточной железной дороги её земли и уничтожить так называемый Земельный отдел дороги, в котором работает Владимир Константинович. Правда, местные иностранные консулы вступились за права дороги и наложили свои печати на документы Земельного отдела. Китайцы, однако, не унялись, и до сих пор Земельный отдел не в состоянии приступить к своей нормальной работе. Эта неопределённость положения страшно отражается, конечно, на нас всех. Не удивляйтесь, поэтому, что мы с Владимиром Константиновичем часто мечтаем выбраться из Харбина, чтобы зажить хоть и трудовою, но свободною жизнью.

Я серьёзно думаю, с весны будущего года, если положение не изменится к лучшему, эмигрировать в Америку, пока есть ещё силы для физической работы. Владимир Константинович живёт надеждой, внушённой ему Вашими словами о великом будущем Сибири, и не намечает пока ничего конкретного для своего будущего, хотя и не менее моего мечтает также об 'исходе' из Китая. Вам понятно, конечно, что при таком настроении мы оба с Владимиром Константиновичем страстно ждём от Вас весточки, которая всегда отвлечёт нас от наших тяжёлых дум, принесёт нам бодрость и даст возможность терпеть: в ожидании лучшего. Не забывайте же нас!

Искренно Ваш всей душой. П.Чистяков

Вестник Ариаварты. 2005. ? 1(2)
______________________________


29 декабря 1923. Гималаи.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В,А.

29 дек[абря] 1923. Гималаи

Родной Яруя, произносим Ваше имя перед снегами Гималаев - прямо против места Великого. По пути рассыпано бесчисленно знаков.
Чудесно нам дан дом, о котором после напишем.
Перешлите открытку моему брату и попросите его писать мне через Вас.
Сюда нельзя посылать марки его страны. Уже три письма были распечатаны.
Завтра начнём переезд и постепенно Вам напишем. Очень много замечательного.

Надеюсь, Вы уже получили книги и начнёте их помещать с пользою. Уже можно написать о Музее, ибо он инкорпорирован 17 ноября.
Получил отличное письмо Чахембулы - у него началось просветление. Также и Тарухан крепок. А круг в N. Y. бесконечно радует преданностью и действиями.

Целуем крепко Вас. Трудитесь и восходите.
Духом с Вами РХ

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


29 декабря 1923 г.
Письмо Н.К. к сотрудникам (Нью-Йорк).

Дорогие и любимые, столько согласия и объединённой любви в Ваших письмах, что можно видеть, как слабое 'я' замещается мощным 'мы', сияющим радостью. Где те льдины, которые не растают под лучами улыбки? И Вы знаете, как сильна улыбка, стрела которой способна разрушить любые преграды.

Вы спрашиваете - как сделать лучше? Чтобы было лучше, можно сделать следующее. В музее висит напоминание, что свет создаёт половину впечатления. Можно картинами вызвать в классе благоухание - это будет много лучше. Помните всегда и везде - Красота победительница.

Перед нами сияет гряда Гималаев. Мы в поисках дома, где будем жить временно. Только Вам мы даём адрес: никому, кроме членов круга, Вы не должны его давать. Мы начали покупать вещи для С.М., уже купили пятнадцать вещей. Мы больше похожи на тибетцев, чем на индусов, у них много улыбок и смеха.

Много знаков посылается вокруг. Много забот и дел. Воздух прохладный, холоднее чем в Сан-Морице. Вчера прочитали статью 'Века'. Конечно, это всё знаки о святом Белом братстве. Спрятано и путано, для того, чтобы не выдать сокровище.

Гребенщиков радовался Вашим письмам. Он будет очень полезен. Сейчас ищем дом. Оттуда будем писать Вам, так как очень хотим писать своим дорогим и любимым. В духе с Вами.

P.S. Письма об открытии Музея могут быть посланы теперь с приглашением к:

Директору Музея Поощрения Изящных Искусств, Яремичу, Морская, 38, Петербург.
Директору Русского Музея, Петроград.
Директору Третьяковской Галереи, Москва.
Директору Национального Музея, Стокгольм.
Сэру Сэсимо Смитру, Музей Виктории - Альберто.
Атенеум Музей, Гельсингфорс, Финляндия.
Тагору Шантиникетан, Балаур, Бенгалия, Индия.
В Академию Наук, Петроград.

Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
______________________________________