Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1915 г.

Январь - август
***************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ФЕВРАЛЬ
ПИСЬМО Ф.Ф. Комиссаржевского к Рериху Н.К. (19 февраля 1915 г.)

МАРТ
Хроника. Дубль-вэ.ВЫСТАВКА "Мир искусства" (1 марта 1915 г. Петроград)
Н.К. Рерих. БЕРЕГИТЕ СТАРИНУ (6 марта 1915 г. Петроград)
СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ (1915 г.) (ОР ГТГ, ф. 44/24, л. 22.)
СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ (21 марта 1915 г.) (ОР ГТГ, ф. 44/24, л. 23,24.)
С. Яремич. НОВИЗНА В ИСКУССТВЕ. (31 марта 1915 г.)

АПРЕЛЬ
Хроника. Н.К. Рерих и Общество им. Куинджи. (Биржевые ведомости. 7 апреля 1915 г.)
Хроника. Русские картины в Венеции. (Биржевые ведомости. 22.04.1915)
Судьба картин (Биржевые ведомости. 24.04. 1915)

МАЙ
С. Яремич. ЖИВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА. ч. 1. (8 мая 1915 г.)
Хроника. Живопись и сцена. (17 мая 1915 г.)
Хроника. Поднятие народной иконописи. (Вечернее время. 28 мая 1915.)
Хроника. Художественные вести. (Речь. 29 мая 1915 г.)

***********************************************************************************


ФЕВРАЛЬ

19 февраля 1915 г.
ПИСЬМО Ф.Ф. Комиссаржевского к Рериху Н.К.

Многоуважаемый Николай Константинович,
обращаюсь к Вам с предложением, - не согласитесь ли Вы сделать эскизы для декораций и костюмов для театра, оперы С.И. Зимина в Москве. Для оперы 'Князь Игорь'. Опера эта пойдёт для открытия будущего сезона под моим режиссёрством.

С будущего года я ставлю у Зимина, куда перешёл с Имп[ераторской] сцены. Мне очень бы хотелось работать с Вами, что до сих пор не удавалось. Не откажите в любезности ответить мне, ч[то] бы я мог передать Ваше решение С.И. Зимину.

О своих предположениях, касающихся постановки оперы, напишу Вам, получив Ваш ответ.
Я думаю, что, конечно, не стоит повторять Парижской постановки.

Искренно уважающий Вас
Фёдор Коммисаржевский

Садовая Триумфальная, д. 14, кв. 19.
Фед.Фед. Коммисаржевскому

Также напишите и Ваши условия.

Отдел рукописей ГТГ, ф.44. д.850, 2 л.
************************************************

1 марта 1915 г. Петроград.
ВЫСТАВКА 'МИР ИСКУССТВА'

Выставка 'Мир искусства' в течение последних двух-трёх лет заметно слабела и теряла свою дягилевскую физиономию.
Последняя выставка уже совсем изменила свой вид и своё художественное содержание.
Прежде устроители выставки всячески старались украсить помещение цветами, растениями и очень оригинально развешивали картины на драпировках, - теперь от выставки веет пустотой и захудалостью:
Картинки жидко развешаны по стенам без освещения, без наклона и так высоко, что трудно рассмотреть, что на них намалёвано.
Всевозможные кубисты, футуристы и другие мазилки не решились в этом году устраивать свою выставку и примазались к 'Миру искусства'.
Главари вы ставки, художники Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Кустодиев и другие, охотно принимают всю эту безобразную мазню для того, чтобы иметь хороший фон для своих картин:
Академик Н.К. Рерих дал много картин, достойных внимания.
 
  
 

В монастыре. 1914. Декорации к "Сестре Беатрисе".

Лучшая его вещь - это "Сестра Беатриса"; здесь художник показал свой вкус и свою прекрасную своеобразную технику в полной силе и красоте.
 
  
 

Град обречённый. 1914.

Очень красива по замыслу и исполнению картина 'Град обречённый', окружённый громадной красной змеёй, зорко посматривающей на город своими злыми, ехидными глазами.
Великолепные эскизы декораций дополняют интерес его произведений. :

Петроградский вестник. 1915. 1/14 марта. ? 58. С. 4.
_____________________________________________


МАРТ

Николай Рерих
БЕРЕГИТЕ СТАРИНУ!

Сегодня до меня дошли вести, которые если бы даже оказались слухами, то всё-таки заслуживают ближайшего внимания.
Мне сообщили, если только мы вспомним большое количество высланных и вспомним центральные губернии, изобилующие древностями и художественной стариной, то станет ясно, какой безграничный вреди в этой области могут нанести наши внутренние враги.

Дело местной древности находится в руках архивных комиссий, отделов 'общества защиты памятников старины' и прочих археологических и художественных учреждений.
Хотя, очевидно, война оторвала из этих сфер очень многих деятелей, но и оставшимся необходимо неожиданно уделять силы на борьбу с новыми проделками врагов, очевидно, пользующихся всеми способами, чтобы нанести ущерб русской культуре.

Кот бы мог думать, что хищные германцы не оставят в покое такой, казалось бы, удалённой от них области, какую представляют древности и художественная старина наших центральных губерний? Ещё раз, берегитесь немцев и помните, какой скрытый на первый взгляд и огромный по последствиям ущерб могут нанести нашему ещё молодому делу охраны и изучения старины и искусства разосланные во внутрь страны враги.

Биржевые ведомости. 1915. 6/19 марта. Утренний выпуск. ? 14710. С. 3.
________________________________________________________________
 
  
 

Н.К. Рерих. Веления неба. 1915.

21 марта 1915 г.
Священные знаки

Мы идём искать священные знаки.
Идём осмотрительно и молчаливо.
Люди идут нам навстречу.
Многие нас обгоняют.
Одни угрожают нам. Злые.
Иные хотят отнять имущество наше.
Иные спешат по важным делам.
Иные смеются. Они не знают, что мы
вышли искать священные знаки.
Никто не знает, где оставил
Хозяин знаки свои.
Вернее всего - они на придорожных
камнях.
Или на корнях деревьев.
Или в цветах. Или в струях реки.
Думаем, что можно искать их на
облачных сводах.
Мы долго идём.
И пристально смотрим
Многие люди мимо прошли.
Право, нам кажется, они тоже
знают приказ найти священные знаки.
Становится темно.
Трудно путь усмотреть.
Непонятны места.
Где же они, священные знаки?
Сегодня мы их, пожалуй,
уже не найдём.
Но завтра, будет светло,
Я знаю мы их увидим.

1915
_________
 
  
 

Н.К. Рерих. Знамение. 1915.

СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ
Мы не знаем, а они знают.
Камни знают. Даже растения знают.
И помнят.
Помнят, кто назвал горы и реки. Кто
сложил бывшие города. Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова. И все они полны смысла.
Всё полно подвигов. Везде герои прошли.
Сладкое слово "знать". Странное слово "помнить".
Знать и помнить. Помнить и знать. Значит верить.
Летали воздушные корабли. Лился жидкий огонь.
Гремели гибельные взрывы. Сверкала "искра жизни
и смерти". Силою духа возносились каменные
глыбы. Ковался чудесный клинок.
Берегли письмена мудрые тайны
И вновь всё открыто. Всё ново. И предание -
сказка стало жизнью.
И мы опять живём. И опять изменимся. И
опять прикоснёмся к земле.
Значительное сегодня потускнеет завтра. Но
выступят священные знаки. Тогда, когда нужно.
Их не заметят. Кто знает? Но они
построют жизнь.
Мимо них пойдут. Но они засветят при
дороге тем кому следует.
Где же священные знаки?
Люди идут, улыбаются и зовут с собою. Другие
спешат в недовольстве. Третьи угрожают и
хотят отнять то, что имеем.
Но угрожающие пройдут, у них так много
дела. А мы будем искать священные знаки.

И в небе в облаке,
Скорее всего они - на камнях. Но может быть
в туче в небе.
Они в облаке. Иные думают, что они горят
и в цветах, и в воде.
При свете солнца, при свете луны,
при свете смолы и костра,
при свете жучков Ивановых,
Ивановой ночи мошек будем искать
священные знаки.

Вы смотрите
И мы будем смотреть
Сегодня мы их, может быть, уже не найдём. Но
завтра, я знаю, мы их увидим.

Николай Рерих
21 марта 1915.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/24, лл. 22-24.
___________________________________


31 марта 1915 г.

С. Яремич
НОВИЗНА В ИСКУССТВЕ

: Едва ли кто-либо станет отрицать, что основное ядро Общества 'Мир искусства' состоит из первоклассных художественных сил. Такие яркие и прекрасные мастера, как Александр Бенуа, Бакст, Рерих, Сомов, Петров-Водкин, Добужинский, Кустодиев, Лансере, Браз, Судейкин, П. Кузнецов и мн. другие, не только значительны своим творчеством, но и представляют, каждый в своём роде, очень резко очерченный индивидуальный тип, а некоторые, кроме того, оказывают весьма сильное влияние и на ход современной художественной жизни. Игнорировать этих лиц каждое в отдельности никому и в голову не приходит, так как без них в общественной жизни образовались бы пробелы, которых никто не был бы в состоянии восполнить.

И странная вещь: каждый из названных художников в отдельности не только пользуется уважением общества, но и находит полное и всестороннее признание своих заслуг. А те же самые художники, собранные вместе, вдруг почему-то теряют свои положительные качества и становятся предметом несправедливого осуждения каждого, у кого только есть охота лягнуть искусство. <:>

Как на одну из главных погрешностей выставки 'Мир искусства', указывают на отсутствие отзывчивости на грозные события текущих дней. Говорят это те люди, для которых весь смысл отзывчивости сводится к финансированию определённых фактов. Самое близорукое суждение, какое только можно представить. Люди, утверждающие это, не хотят видеть, в какой явственнее, чем у кого бы то ни было другого из современных художников, слышится 'булата звон и конский топот'. Как не велико у художника желание уединения, а всё же нет такого места.
Где бы люди не ходили,
Где бы птицы не летали.

Художник долго исследовал недра земли, он знает, что там таится несчётное число стрел, копий, мечей и разнообразных бранных доспехов. И холмы и равнины с синеющими далями лишь тому могут казаться девственными, кто не проник в их глубины. Пышная поверхность земли оттого так выразительна, ярка и звучна, что полита и удобрена кровью. Каждая картина Рериха представляет воинственный символ. И при этом замечательно то, что каждая из них задумана давно, и все они, до единой, выполнены перед началом великих событий.

Предчувствие вырвавшихся на волю грозных сил природы, разрушающих в своём неистовым беге весь видимый уклад жизни, передано великолепно в 'За-реве', где языки пламени окрашивают своим багрянцем погибающий город и всё тонет в пожирающем огне. Более сильно могло быть выражено предчувствие трагической судьбы Лувена и Реймса. Звук металла чудится в 'Коронах' - то три воителя, стоящие на горных вершинах, скрестив мечи, клянутся друг другу в верности. 'Крик змия' говорит о том, что опасность близка, - дракон уже вышел из недр земных; тот же огненный Змий сомкнул своё кольцо вокруг 'града обречённого'.

Чувство необычайного разлито и в декорациях к 'Сестре Беатрисе' Метерлинка. И в холоде зимы, и в цветных стёклах капеллы, и в глубинах подземелья, где пятнистые стены кажутся кожей чудовищной величиною ящерицы, - всё дышит и всё исполнено тревоги.
Как ни различны темы, вся серия картин Рериха составляет цельный цикл, объединённый одной мыслью.

Но не на всём лежит печать угрозы и разрушения. Есть и бодрый аккорд, выражающий твёрдую веру и упование на то, что гроза пройдёт и снова засияет солнце. Отголоски бури ещё видны в картине 'Прокопий Праведный отвёл каменную тучу от Устюга Великого', и чудесной широтой, радостью и привольем веет от картины 'Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится'. Здесь уже на всём - печать тишины и полного спокойствия.
Такой серьёзности и такого живого выражения настроения духа эпохи нет ни у одного из современных художников. И как в отдельных частях, так и во всей своей совокупности творческие замыслы Рериха производят неизгладимое впечатление.
С. Яремич

Биржевые ведомости. 1915. 31 марта / 13 апреля. Утр. выпуск. ? 14755. С. 2.
________________________________________________________________

*******************************************************************


АПРЕЛЬ

7 апреля 1915 г. Петроград.
Хроника

Н.К. РЕРИХ И ОБЩЕСТВО ИМ. КУИНДЖИ
За последнее время в газетах и в художественных кругах вызывали большое недоумение разногласия на выборах академика Н.К. Рериха в члены Общества имени Куинджи. Разногласия дошли до небывалой степени, выразившись в постановлении общего собрания просить разъяснения Сената.
Заинтересованные происшедшим, мы решили обратиться к самому Н.К. Рериху с вопросом: 'Как вы относитесь к последним действиям Общества Куинджи касательно ваших выборов?'

- Отношусь совершенно безучастно. У меня так много задумано, так много работы. В Общество имени Куинджи я не стремился. Правление Общества, председатель Н.П. Богданов-Бельский, В.А. Беклемишев, именем моего покойного учителя Куинджи, зная наши самые близкие отношения, просили меня вступить в Общество его имени. Я согласился, тем более что эта просьба была обращена ко мне на товарищеском обеде, данном Обществом нам, участникам постройки памятника на могиле А.И. Куинджи, и была поддержана 45-ю присутствовавшими на обеде членами, подписавшими поднесённый мне адрес .
Как мне предавали, в некоторых 'органах' за это время появлялись заметки, пытавшиеся объяснить причины разногласия последовавших в Обществе баллотировок. Отношусь к этому совершенно отрицательно, так как в некоторых заметках незаслуженно затрагивается достоинство лиц, отношение которых ко мне известно.

Пользуясь беседой, мы осведомились о новых работах художника и узнали, что последние дни он ищет холст для огромной фрески Казанского вокзала в Москве и при всём желании ни в Петрограде, ни в Москве не может найти ни одного толстого, плотного холста, а заказ берутся выполнить только через год.
Уходя, мы полюбовались прекрасным собранием голландских и фламандских картин, которое Н.К. Рерих составил за последние годы.

Биржевые ведомости. 1915. 7/20 апреля 1915 г. Утрен. выпуск. ? 14769. С. 6.
__________________________________________________________________


23 апреля 1915 г.
РУССКИЕ КАРТИНЫ В ВЕНЕЦИИ

Совету Академии художеств на ближайшем своём заседании придётся выяснить взволновавший русских художников вопрос о судьбе картин, посланных в 1914 г. на выставку в Венецию.
В настоящее время Академией получено письмо от чиновников русского консульства, которому была поручена охрана картин, в каковом он уведомляет Академию, что итальянское правительство экстренно распорядилось вывезти из Венеции все находившиеся там произведения искусства, картины же русских художников в заколоченных ящиках остались в Венеции.

Распоряжение итальянского правительства вызвано желанием спасти произведения искусства в случае нападения на Венецию австрийцев.

Биржевые ведомости. 1915. 22 апреля/5 мая. Утренний выпуск. ?14799. С. 5.
__________________________________________________________________


24 апреля 1915 г.

СУДЬБА КАРТИН
В июле 1914 г. на художественную выставку в Рим товариществом 'Мир искусства' были посланы картины русских художников. Закрытие выставки совпало с объявлением войны, и картины, посланные в Россию через Германию, застряли по пути в Мюнхене.

По наведённым товариществом в Риме справкам выяснилось, что дальнейшая судьба картин неизвестна. Среди пропавших картин были работы: Ал. Бенуа, Н. К. Рериха, Лансере, Добужинского, Остроумовой и мн. др.

' [Последний] ангел'
Среди картин русских художников, оставшихся после выставки в Beнеции, находится большая картина Н. К. Рериха 'Последний ангел', приобретённая г. Грабарём для Третьяковской галереи в Москве.

Биржевые ведомости. 1915.24 апреля / 7 мая. Утренний выпуск. ? 1480! С. 5
___________________________________________________________________.
 
  
 

Н.К. Рерих. Ангел Последний. 1912.
(В настоящее время находится в Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке)
_________________________________________________________


МАЙ

8 мая 1915 г. Петроград
В Рисовальной школе ИОПХ

С. Яремич
ЖИВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
I.
Отчётные выставки школы Общества поощрения художеств за последние годы каждый раз невольно останавливают на себе внимание не только любителей, но и большой публики в мало-помалу вырастают до степени крупного художественного события. Своим развитием и своим высоким уровнем школа, вне всякого сомнения, обязана Н.К. Рериху. Десять лет стоит во главе школы один из капитальнейших русских художников, и результаты - налицо.

Вопрос художественной педагогики - один из наиболее сложных и трудных. Каковы истинные пути и приёмы, при помощи которых можно надёжным способом развить врождённые способности ученика, не насилуя его основных склонностей? И в чём вообще заключаются способы воспитания художника? Необходимо ли подходить к делу при помощи определённых методов или же задача должна разрешаться чисто интуитивно в зависимости от каждого отдельного случая?
Ответить с уверенностью на эти вопросы едва ли возможно?
Несомненно лишь одно: художник, желающий развить артистические способности своего ученика, должен быть одарён не только пониманием тайн своего искусства, но ещё и должен умением открывать эти тайны. Н.К. Рерих одарён указанными качествами в совершенной степени, причём способы его воздействия ничего общего не имеют с какой-либо установившейся системой преподавания. Каждый преподаватель в своей сфере сохраняет полнейшую свободу, а благодаря этому каждый работает не за страх, а за совесть, с увлечением и энтузиазмом, что немедленно же отражается и на учениках. Глава же школы действует силою своего художественного примера, блюдёт общий строй и сохраняет гармонию соотношения всех частей, являясь не только умственным центром дела, но и его совестью.

Словом, Рерих несёт те трудные и сложные обязанности, которые выполняет большого опыта и огромного таланта режиссёр, распределяющий роли не наугад, а с тонким выбором и с большим пониманием душевных качеств своих товарищей по искусству. Вот почему в школе Общества поощрения художеств каждый преподаватель не только сохраняет свою собственную физиономию, но и вносит свои собственные принципы. И общий план от этого нисколько не страдает.

<:> В такой же степени разнообразны и своеобразны методы преподавания К.К. Вроблевского, В.И. Навозова и Б.К. Рериха. :

Биржевые ведомости. 1915. 8/21 мая. Утренний выпуск. ? 14831. С. 6.
_____________________________________________________________


17 мая 1915 г.
ЖИВОПИСЬ И СЦЕНА

Мастера живописи всё более и более завладевают сценой. Они уже ставят пьесы. Это, конечно, приводит к печальным результатам, но художник оправдывается тем, что ему принадлежит вся зрительная область сцены, столь важная в театре; ему принадлежит будто бы весь театр как зрелище.
'Ведь всякое представление, - говорит Рёрих, - ряд непрерывно сменяющих друг друга картин, а раз это так, то ясно, что эти картины должны быть созданы художником: Наряду с декорацией тот же художник должен создать и костюм каждого действующего лица, всю бутафорию, вообще всё, что глаза зрителя увидят на сцене'* . Тут есть, однако, маленькая подробность. Сам Рёрих говорит: 'Представление есть ряд непрерывно сменяющих друг друга картин', а подчёркнутые слова именно и составляют центр тяжести в театре. Знаменитый художник Гонзаго метко назвал такого рода зрелище: 'La musigue des yeux' (Музыка глаз). И нервом этой музыки владеют отнюдь не декоратор, но актёр. Он ведёт мелодию зрелища. Он устремляется из плоского и неподвижного фона живописи в пространство; его подтверждения или отрицания притягивают или отталкивают пространство ; а главное - он создаёт музыку движений. :

Театр и искусство. 1915. 17 мая. ? 17. 346-347.
________________________________________


28 мая 1915 г. Петроград

ПОДНЯТИЕ НАРОДНОЙ ИКОНОПИСИ
Церковная живопись как одна из самых исконных и важных отраслей русского народного искусства за последнее время служит предметом особой заботы со стороны различных учреждений, имеющих отношение к этому искусству.
Так, при школе народного искусства её императорского величества Государыни Императрицы организуется особый церковный отдел, в котором будут сосредоточены все рода искусств. Связанные с благолепием храмов.
Ученицы этой школы по окончании её будут руководить иконописью, церковным шитьём и т.п. в различных начальных школах по всей России и способствовать делу правильной постановки этого искусства. На устройство этого отдела хозяйственным управлением Св. Синода ассигновано 3500 руб.

Императорская Академия художеств с своей стороны устроила две народные школы в самом центре старинного русского иконописания, близ гор. Суздаля, в сёлах Халуи и Филях, откуда и выходили все старинные русские богомазы, писавшие образа целыми артелями, причём лики писались одними художниками, руки другими, одежды третьими и т.д. Во главе обоих школ поставлены опытные руководители по назначению Академии из числа молодых художников, окончивших также и педагогические классы Академии.
Императорское Общество поощрения художеств открыло при своём училище по инициативе нового директора её академика Н.К. Рериха специальную иконописную мастерскую, где преподавание ведётся по старинному способу иконописи на яичном белке, а не на масле под руководством известного московского иконописца Д.М. Тюлина.

Вечернее время. 1915. 28 мая / 10 июня. ? 1130. С. 4.
_______________________________________________
 
  
 

Н.К. Рерих. Св. Ольга. Эскиз для мозаики. 1915.
________________________________________


29 мая 1915 г. Петроград

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ
Общество поощрения художеств, как уже сообщалось, решило открыть с осени текущего года архитектурную мастерскую. В руководители приглашён академик архитектуры В.А. Щуко. Помощником его будет состоять архитектор-художник Б.К. Рерих. В настоящее время в Демидовом переулке заканчивается надстройка над зданием, где помещается ремесленные классы Общества поощрения художеств. Надстройка предназначается для новой архитектурной мастерской.

Речь. 1915. 29 мая /11 июня. ? 145. С. 5.
*************************************************************