Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1911 г.
(июль - август)
*********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ИЮЛЬ
ПИСЬМО Игоря Стравинского к Н.К. Рериху (2/15. 07. 1911 г. Устилуг.)
ПИСЬМО А. Мантеля к Рериху Н.К. (31 июля 1911 г.)

АВГУСТ
Хроника. Последние работы Н.К. Рериха (5 августа 1911 г.. Талашкино)
Хроника. Замыслы Старинного театра(11 августа 19111 г. СПб.)
Подорожное свидетельство Н.К. Рериха (выд. 11 августа 1911 г.)
Хроника. "Пер Гюнт". Театр и музыка. (18 августа 1911 г. СПб.)
Письмо Н.К. Рериха к Рериху Б.К. (29 августа 1911 г. Москва)

***********************************************************************************************

ИЮЛЬ

2/15. 07. 1911 г. Устилуг.
ПИСЬМО Игоря Стравинского к Н.К. Рериху

Устилуг 2/15 YII 1911
Дорогой Николай Константинович,
Трудно Вам отвечать точно, для чего нам надо увидеться. Чувствую, что надо, чтобы окончательно столковаться о нашем детище, за кот. я примусь осенью и надеюсь кончить, если буду здоров - к весне. Есть сценические вопросы. Кроме того надо повидаться нам уже потому, что зиму в Петербурге я не проведу - все мы уедем в Швейцарию (вероятно), а оттуда должно быть в Париж.

Очень прошу Вас сейчас же по приезде в Талашкино известить меня, каким способом мне проехать из Смоленска туда - быть может, если это не далеко за мною вышлют лошадей? Имейте только в виду, что мой поезд из Варшавы приходит рано, рано утром в 5 ч. (кажется).

Жду от Вас письмеца. Искренно жму Вашу руку и кланяемся как Вам, так и супруге Вашей.

Ваш Игорь Стравинский

А быть может Вы будете в самом Смоленске? Так что и в Талашкино ехать незачем.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1341, 1 л.
_________________________________


31 июля 1911 г.
Письмо Мантеля А. к Рериху Н.К.

Глубокоуважаемый Николай Константинович.
Простите за то, что не писал Вам долго, но: Это 'но' роковой и верный спутник всей моей жизни. Был момент недавно, когда я чуть было не ушёл на тот свет и было приготовлено Вам последнее письмо. Ко всему кошмару пристёгивается вопрос безденежья, и обо всём надо думать, выдумывать, изобретать, лавировать. Повторяю: сумма всего измучила меня в конец. Продаю лучшую часть земли, чтобы расплатиться с долгами, и тогда у меня опять будет кредит. Этот кредит и даст мне возможность приступать к изданию сборника и т.п. Рисунки, о которых я Вам писал и говорил, не могут найтись: они или уничтожены дедом (едва ли), или затерялись в бесчисленных его связках, кипах, ящиках, книгах, etc. Вы не сердитесь на меня, Николай Константинович, за это и подумайте о том, что попасть в то положение, в какое попал я. - далеко не лестно. Это с точки зрения этики, но есть и другая сторона, чисто деловая. Я буду пытаться ещё и ещё искать и, может быть, затрачу на это большую энергию, чем ту, которую мог затратить всё это время, когда мне жилось так плохо.
Не сердитесь на меня - я постараюсь исправить свою оплошность. Пока об этом замолчу. Осенью, т.е. поздней осенью приступлю к печатанию сборника и хочу одновременно устроить выставку картин. Для этого я должен проделать ряд денежных комбинаций.

Клише с Ваших картин получил: большинство очень удачны. Это меня радует. С 'Аполлоном' сговорились так: они уступят клише с Ваших картин за полцены. Всюду отыскиваю Ваши графич. рисунки и кое-что нашёл. Вопрос о том, какой поместить портрет Ваш. Я выпишу от Булла Вашу карточку. Лучше было бы карандашный или угольный рисунок.
С г. Сытиным, через Аркадия Вениаминовича Руманова, я думаю списаться в период печатания сборника. Раньше не стоит, потому что будет забыто: у Сытина масса дел. За лето хотел проделать многое, но ничего не вышло к сожалению. Теперь пересниму все вещи, какие у меня есть и чего-ниб. стоящие, и вышлю Вам на выбор. Теперь я уже исполню это.
Завидую Вам, что Вы в Талашкине - я много думаю об этом культурном уголке. Кстати: я писал Вам в ПБ, - думая, что Вы в Талашкино приезжали только на торжество. Вам переслано моё письмо? Или ждёт Вас в ПБ-ге.
Приехала из-за границы моя сестра, большая Ваша поклонница и она просит оста-вить ей место в письме, чтобы послать Вам привет.

Если у Вас будет время, то перечислите, кому проданы Ваши картины, - я хочу это напечатать после статьи, т.к. поступил 'Аполлон'. Это очень остроумно и ценно.

Всей души преданный
Вам А.Мантель

Сестре даю открытое письмо, ибо лист исписан.
31 Июля 1911 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/968, 2 л.
________________________________
***********************************************************************

АВГУСТ

5 августа 1911 г. Талашкино.

ПОСЛЕДНИЕ РАБОТЫ Н. К. РЕРИХА
Из Талашкина, известного имения княгини Тенишевой, вернулся В. А. Фролов, ставивший там мозаику на храме, по эскизам академика Н. К. Рериха.
В. А. Фролов рассказывает о впечатлениях от последних 'рериховских' работ.
- Мне пришлось, - говорит В. А. Фролов, - выполнить уже ряд работ по эскизам Н. К. Рериха - для имения Голубевых, в Киевской губернии, для храма на Пороховых заводах, для Почаевской лавры, и, по моему мнению, работы Н. К. Рериха для храма в Талашкине особенно удачны.

Не говоря уже о смелости мысли дать на портале храма один из самых больших ликов Христа - до 6 арш., и по рисунку, и по красивым краскам, это является одною из самых ярких и красивых религиозных работ последнего времени.
 
  
 

Н.К. Рерих. Спас Нерукотворный. 1910.
Слева - эскиз. Справа - исполненный В.А. Фроловым в мозаике.

Гамма красок тёплая, красно-зелёно-чёрная. Величественный нерукотворный лик Христа на узорчатом плате несут красные ангелы. Внизу ангелы трубят. Позади города с золотыми крышами.

Также красивы и эскизы для внутренней стенописи, сейчас исполняемой.
Скажите, не знаете ли вы, как относится духовенство к работам Н.К.Рериха? Ведь многие члены Академии, ненавидящие современное искусство, не хотят до сих пор понять значение работ Н.К.Рериха?

Как раз недавно я имел случай услышать очень пространное мнение о работах Н. К. Рериха такого строгого иерарха, как архиепископ Антоний Волынский. По поводу последних мозаик Н. К. Рериха архиепископ высказался с особым одобрением.

Как сейчас здоровье Н. К. Рериха? Он мне показался очень оживлённым и углублённым в свои работы. При мне приезжал к нему композитор Стравинский, сообщивший приятные сведения об успехе последней вещи Н. К. Рериха в Париже.

Биржевые ведомости. 1911. 5/18 августа. Вечерний выпуск. ? 12462. С. 5-6.
________________________________________________________________


11 августа 1911 г. СПб.
Замыслы 'Старинного театра'

С осени в Петербурге организуется новое театральное предприя┐тие. Группа литераторов и художников предполагает создать новый 'Старинный театр'. Один из деятельнейших организаторов 'Старинного театра', бар. Дризен, говоря о принципе нового предприятия, сообщает:
- <...> Прежде всего, кружок намерен считаться с одним реальным фак┐том, а именно продолжением действовавшего зимой 1907 г. в Петербурге и Москве 'Ста-ринного театра', поставившего себе целью реставрировать старый европейский театр, начиная с[о] средних веков, кончая Мольером. В год начала существования театра была осуществлена первая часть про┐граммы - мы ограничились спектаклями средневекового театра.
Четыре года молчания не отклонили нас от задуманной программы, и теперь, ко-гда кружок получил возможность продолжить прерванную деятельность, решено дать ряд вечеров испанского театра.
Предполагается поставить наиболее замечательные произведения Лопе де Вега, Сервантеса, Тирсо де Молина, Кальдерона и др., исключи┐тельно по данным исторических материалов.
Ближайшими постановками явятся: 'Чистилище св. Патрикия' Каль┐дерона в переводе К. Бальмонта и в моей постановке; 'Овечий источник', в постановке Евреинова - пьеса шла в 70-х годах в Москве с Ермоловой; 'Благочестивая Марта' Тирсо де Молина и пролог 'Грандуки де Москови' Лопе де Вега, передающая историю Лжедмитрия: здесь, наряду с дейс┐твительно русскими историческими именами, встречаются и совершенно выдуманные. Пьеса пойдёт в переводе П. Морозова.
Намечены к постановке 'интермедии' Сервантеса.
В постановке пьес примут ближайшее участие гг. Миклашевский и Евреинов. В качестве сотрудников приглашены художники Рерих, Добужинский, Лансере и Билибин.
Первые два художника у нас и получили своё крещение, начав с 1907 г. писать для театра.
Драматическое 'действо' в спектаклях будет сопровождаться музы┐кой и танцами. По рекомендации маститого Ц. Кюи нам удалось получить от известного знатока испанской музыки Филиппа Тедереля ценные ма┐териалы, гармонизацию которых взял на себя И. А. Сац. <...>
Спектакли театра начнутся 18-го ноября и продолжатся по 1-е января 1912 г.
Для них будут приспособлены нынешние выставочные помещения Со┐ляного го-родка.
В труппу вошли молодые силы, частью из бывших сотрудников покой┐ной Комис-саржевской, частью из других театров.
В распределении ролей 'Старинный театр' будет стараться избегать царящей ру-тины. Работа режиссёра и актёра должна идти не только рука об руку, но ещё воз-можно тесней.
У наших артистов - нет определённого амплуа, и свободная конкуренция является основным принципом труппы.
В труппу театра вошла бывш. артистка Императорских театров г-жа Ильинская.
При театре будет организована хореографическая школа, во главе которой - артист Императорских театров г. Пресняков.
Перед всяким спектаклем будут читаться актёрам рефераты гг. Сакетти, Рерихом и Морозовым.
Вчера я вернулся из Испании, куда ездил вместе с К. Д. Миклашевским за материалами об испанском театре.
Испания и сейчас ещё дышит стариной, живёт красивыми преданиями былого величия, по-прежнему поражает темпераментом населения н на редкость патриархальным бытом...

Биржевые ведомости. 1911. 11/24 августа. Вечерний выпуск. ?12472. С. 5.
_________________________________________________________________


11 августа 1911 г.
Подорожное свидетельство.

? 11724
СВИДЕТЕЛЬСТВО

Предъявителю сего Директору школы ИМПЕРАТОРСКОГО Общества
поощрения художеств, Академику Николаю Константиновичу РЕРИХ
::::::::::::::..
при проездах по делам службы по Смоленской губернии:::::::.
Смотрители почтовых станций и почт-содержатели отпуск по требованию его почтовых лошадей преимущественно пред лицами, проезжающими по частной надобности, при том, без взимания платы за повозку и смазку колёс.

В удостоверение сего, дано ему РЕРИХ ::::::::::::::..
настоящее свидетельство, за моим подписом и с приложением казённой печати, сроком от ниженаписанного числа на три месяца, по истечении какового срока, он обязан возвратить это свидетельство в мою Канцелярию.
Смоленск АВГУСТА '11' дня 1911 года

Смоленский Губернатор
Двора ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Камергер [подпись]
[Казённая печать]
За Правителя Канцелярии [подпись]

Отдел рукописей ГТГ, ф.44/479, 1 л.
_______________________________


18 августа 1911 г. Москва.

'ПЕР ГЮНТ'
Нам сообщают по телефону из Петербурга:

В начале сентября художник Н. К. Рерих приезжает в Москву по приглашению директора Московского Художественного театра Вл. И. Немировича-Данченко для дальнейших переговоров о постановке пьесы Ибсена 'Пер Гюнт'. Дирекцией Художественного театра Н. К. Рериху поручено написать декорации и костюмы к пьесе Ибсена.

Русское слово (Москва). 1911. 18/31 августа. ? 189.С. 5.
____________________________________________________


23 августа 1911 г. СПб.

ТЕАТР И МУЗЫКА
Декорации к 'Пер Гюнту', намеченному к постановке в Московском Художественном театре, будет писать художник Н. К. Рерих.

Речь. 1911. 23 августа / 5 сентября. ? 230. С. 4.
________________________________________


29 августа 1911 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Б.К. Рериху

Петербург. Вас. Остр. 16 линия, д. ? 15
Евб Б. К. Рериху
___________________
На штемпеле дата: 29. VIII/ 1911 г.

Дорогой Боря,
4-го Сент. утром будем в СПб. Я из Москвы, а мои - по Царскосельской из Смоленска. Встреть их с утренним поездом.
Сделали ли линолеум в ванной? Удалось ли Тебе купить его недорого? Щека теперь лучше. У нас вылетел шкворень из экипажа. ,<....> очень поправилась. Помоги Ардаматскому с домом Тенишевского Училища. До свидания
Твой НР

Пусть Пётр починит винт на моём белом мольберте. Дал ему записку Тебе. Тырсу я выгнал раньше срока - он прохвост.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/138, 1 л.
_______________________________