Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1906 г.
(январь - апрель)

********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Из монографии А.А. Ростиславова., 1918 г.

ЯНВАРЬ
ЧТО НАМ ДАСТ НОВЫЙ ГОД? (Пожелание Н.К. Рериха. 1.01.1906 г.)
ЛЕТОПИСЬ литературы и искусств. (Весы. 1905. Декабрь. ? 12)
Из воспоминаний Н.К. Рериха: "Злата Прага" (1936 г.)
Хроника. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ новости. (С.-Петербургские ведомости, 1906. 14.01. ? 10)
Заметки. (Слово. 1906. 8.01. ? 348)
Н.К. Рерих "ЭПИЗОДЫ" (Воспоминания, 1939 г.)

ФЕВРАЛЬ
О. Базанкур. Новые художественные издания. (4 февраля 1906 г.)
ПИСЬМО А.И. Косоротова к Рериху Н.К. (6 февраля 1906 г. СПб.)
Хроника. Печальная история с картинами (Сен Луи). (8 февраля 1906 г.)
О. Базанкур. Выставка в Академии наук. (9 февраля 1906 г.)
Хроника. Художественная летопись. (Слово. 14 февраля 1906 г. ? 383)
Н.К. Рерих. СПАС НЕРЕДИЦКИЙ(Зап. листки XV) (золотое руно. 1906. ? 2.)
Н.К. Рерих. СТРАННЫЙ МУЗЕЙ (Зап. листки XVI) (Золотое руно. 1906. ? 2.)
Хроника. ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ С КАРТИНАМИ (Россия. 8 февраля 1906 г. ? 38)
Выставка в пользу голодающих (Биржевые ведомости.( 20 февраля 1906.)
Академическая выставка (Куинджи) (С.-Петербургские ведомости. 23 февр. 1906.)

МАРТ
Хроника. Эскизы и кроки (к выставке в Париже) (4 марта 1906 г.)
Хроника. Собрание художников-"американцев" (Петербургский листок. 10 марта 1906 г.)
Слухи и факты. (Слово. 14 марта 1906 г.)

АПРЕЛЬ
Н.К. Рерих. БЕЗОБРАЗИЕ (Записные листки, XVII) (Золотое руно. 1906. Апрель. ? 4)
ПИСЬМО М.В. Нестерова к Рериху Н.К. (14 апреля 1906 г.)
ТЕЛЕГРАММА М.К. Тенишевой к Рериху Н.К. ([26 апреля] 1906 г.)]

**************************************************************************


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

А.А. Ростиславов.

"Весьма знаменательным в жизни и художественной деятельности Рериха является 1906 г., когда он был назначен директором школы Поощрения Художеств и, воспользовавшись официальным отпуском, с апреля по сентябрь, совершил поездку заграницу . Начавшись Женевой и Парижем, эта поездка была главным образом путешествием по Италии. С одной стороны сильные 'горные впечатления' (ярко повторявшаяся потом во время путешествия по Кавказу), напр., незабываемое впечатление 'красных гор'.

С другой стороны, широкое знакомство с Италией, итальянским искусством, обликом итальянских старинных городов и пейзажей, а в Париже с работами Дегаза, Писсаро, ван Гога и особенно Гогена. Поездка эта должна была сильно повлиять на весь склад художника, хотя опять менее всего хочется говорить о прямых определённых влияниях, тем более, заимствованиях. Скорее опять на многое окончательно открылись глаза его, многое ещё бродившее установилось и определилось. Как раньше Палаццо Медичи, Джотто с его выразительностью и отзвуками византизма, вообще итальянские примитивы особенно Сиенской школы обогатили представление о примитивизме и декоративности, обильно питавшееся формами византийскими и древне-русскими. Гоген как бы подтвердил и дал простор стремлению к яркому сочетанию красок, к широкому и упрощённому сочетанию красочных плоскостей. дивный демонизм гор дал ещё больший простор фантазии, говоря нигде не повторяющимися красотами структуры, красок. Поразительно разнообразных моментов. когда, например, при смолнечном заходе или восходе мрачно - траурные снеговые вершины горят золотом и пурпуром, а внизу в ущельях стелется глубокая синева.
Накопления впечатлений от природы и произведений искусства перерабатывались во внутренней лаборатории художника наряду с ранее заложенными настолько сложно, что не может быть речи об эпигонстве, даже определённом эклектизме. В переработке своего изощрённость Врубеля и Гогена слились с изощрённостю иконописи и примитивов, эмалевого богатства византийских и восточных красок. Горы говорили не горными пейзажами, а необычностью красок, дивным таинственным складом своих основных форм, основной структуры, красотой камня, когда-то в мелких поделках так непосредственно и богато служивших человеку.

Вернувшись из заграничного путешествия с богатым запасом впечатлений и складывавшимися задачами новых живописных попыток, Рерих вступил в должность директора школы Общества Поощрения Художеств, и с этих пор начинается его особенно продуктивная, интенсивная деятельность художника и художественного администратора и организатора.
Частью благодаря энергии и работоспособности, частью потому, что обе деятельности отвечали стремлениям художника, для него оказалось возможным и плодотворным столь трудное совместительство. Может быть, по самой своей натуре культурного художника и пропагандиста, он не мог замкнуться в преследовании только индивидуально-художественных задач, может быть, манил пост общественно-художественного деятеля. Всё русское народное искусство, все недавние задачи его возрождения и сохранения слишком близки Рериху.

Отсюда большое участие его в работах известного художественно-промышленного производства села Талашкина Смоленской губ., где на основах народных и новых форм создавались попытки осуществления художественного стиля в быту. Рерих выступил теоретическим защитником и пропагандистом, поставив в одной из своих статей широкий вопрос, 'может ли быть промышленность нехудожественной', и доказывая, что 'само фабричное производство - это неизбежное зло - должно быть порабощено искусством'.

Нельзя сказать, чтобы среди других художников, работавших для Талашкина , каковы Врубель, Малютин, Поленов, Рерих проявил непосредственное деятельное участие, но несомненно, он был одним из вдохновителей прекрасного предприятия. Из тогдашних работ художника, сделанных для мастерской, надо отметить эскизы мебели, эскизы резьбы по дереву. К тому же времени относятся первые работы для мозаики и майолики. Всё тогдашнее движение, оценка которого в будущем, не разрослось, конечно, до размеров аналогичного движения, созданного английскими прерафаэлитами. Уровень общего и государственного образования был ещё слишком низок, да и русская действительность не давала почвы, особенно в наступившее смутное время.

Широкое поле в области насаждения художества открылось для Рериха с назначением его директором школы. Школа Общества Поощрения, наряду с другими нашими большими художественно-промышленными училищами, носила официально-показной характер, питаясь омертвелыми трафаретами по устаревшим западным образцам и бессистемной копировкой форм русских. Хуже всего было поставлено общее художественное образование, благодаря, отчасти, именно тенденции отделять чистое искусство от художественной промышленности. Не производя крупной ломки, Рерих проявил большую настойчивость, реформируя школу, исходя из чисто художественных тенденций, из принципа 'искусство едино', привлекая в преподаватели постепенно известных талантливых художников, новый директор быстро поднял уровень в общерисовальных и этюдных классах.

Открылось и открывается много новых специальных классов и мастерских, причём ученики практически знакомятся с техникой производств. Организуются лекции по вопросам искусства, экскурсии, основан музей современной живописи. При абсолютной свободе поступления и занятий, совмещая самые разнообразные элементы стремящихся к художественному образованию, школа имеет тенденцию стать народной школой искусства, крупным художественно-просветительным учреждением, где подход к изучению специальностей идёт через общее художественное образование, и где можно дойти до этого изучения, начиная с самых низших ступеней. Задача очень большая, очень трудно достижимая в идеале, ибо показная сторона при благих намерениях должна оправдываться серьёзностью постановки дела во всех деталях. Но самая постановка задачи нечто очень крупное, обусловленное широтой художественных запросов, а многие уже совершившиеся осуществления таковы, что, казалось бы, должны поглотить всё время и всю энергию художника, тем более, что при чрезвычайном росте числа учеников (сейчас до 2000) средства остаются очень ограниченными. Между тем удивительная художественная продуктивность за истекшее десятилетие директорства у всех на глазах".

Из Монографии 1918 г.
***********************************************************************************

ЯНВАРЬ

1 января 1906 г.
ЧТО НАМ ДАСТ НОВЫЙ ГОД?

Новогодний полуночный звон - момент надежд и упований!
Существует даже примета, что кто успеет в течение боя часов написать три желания и сжечь записку на свече, желания того исполнятся.
.........
Мы задались мыслью и решили спросить представителей науки и свободных профессий о их новогодних пожеланиях на рубеже тяжёлого для России, отходящего в вечность года.

Н.К. РЕРИХ:
- Приблизительно на ваш вопрос на днях пришлось мне отвечать в одном письме за границу. Но там говорилось длинно с цифрами, с фактами. Вам скажу короче.
Что можно ожидать нового в искусстве?
1. Сознание, что искусство во всех направлениях не чуждо общественной
работе.
2. Благожелательный интерес ко всему новому и выдающемуся.
3.Широкое распространение настоящих художественных изданий (хотя
бы до 5000 на 150 000 000).
4. Справедливый и жизненный состав художественных музеев.
5. Успех интересных выставок.
6. Действительное охранение памятников художественной старины.
7. Начало художественно украшенных государственных и общественных
зданий.
8. Стремление к красивой обстановке обихода.
9. Благоустройство Академии художеств;
и даже
10. Память о том, что искусство существует, что оно составляет народную гордость, что оно нужно...
Всё это, необходимое для жизни искусства, у нас в новом году ожидать нельзя.

Петербургская газета. 1906. 1 января. ? 1.

*********************************************************


ХРОНИКА.

"... Н.Рерих получил приглашение от кружка Manes в Праге устроить отдельную выставку". (Весы. 1905. Декабрь. ? 12.)

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Н.К. РЕРИХА:
"При несломимой окружающей оседлости не так-то легко было тридцать лет тому назад помечтать, как бы выйти за пределы, за границы - "за морями - земли великие". Но ко всяким таким землям далёким, ко всяким горам зовущим, к высотам вдохновляющим нужно найти какой-то ключ, нужно, чтобы вестник какой-то постучал и позвал. Приходит письмо от Общества "Манес" из Праги с приглашением на выставку, предлагают перевезти картины, всё устроить, и слышится в этом приглашении что-то такое сердечное, что открывает всеславянские, всечеловеческие сердца.

Тридцать лет прошло с тех пор, но как сейчас помню всю радость, расцветшую от такого сердечного зова. Ведь это была та приоткрытая дверь, которая сразу расширяла возможности, поиски и утверждения прекрасные. Пришла эта неосознанная, но внутри долгожданная весть от людей совсем незнакомых - просто из голубого неба. Ведь тогда я совсем не знал милого Милоша Мартена. Там, где-то за горами, за долами образовался этот новый друг и позвал на путь, жданный в глубинах сердца.
И не от случайного народа пришла весть, но от близких в духе славян. Ведь братьями их считаем, и в каждой славянской встрече сразу создаются созвучия родственной души. Поехали картины на выставку. А потом пришли радостные вести. Пришёл отдельный номер журнала "Дило" с прекрасной в своей искренности статьёй Мартена. Ф. Сальда в "Волне смерти" посвятил статью сильно звучащую. Губерт Цириак в "Модерни ревю" прочувствованно поэтически назвал выставку "сен минулости" - сон прошлого. В этом сне прошлого мне-то снилось вовсе не прошлое, но будущее. Потому-то Злата Прага навсегда осталась для меня вратами в будущее.

Помню, как Елена Ивановна, всегда устремлённая в будущее, радовалась именно этому приглашению из Праги. В каждом обстоятельстве, помимо внешности, заключено ещё зерно внутреннего смысла. Зерно Пражской выставки заключало в себе нечто необыкновенно дружеское. Конечно, Милош Мартен и Ф. Сальда, и Г. Цириак, так же как и другие высказавшиеся о выставке, были очень тонкими культурными ценителями. Но помимо этих специальных познаний в области искусства они были, прежде всего, людьми, полными того общечеловеческого чувства, которое делает возможным истинный прогресс культуры". ( Н.К. Рерих, "Злата Прага". 1936 г. )
________________________________________________________


ХРОНИКА
Художественные новости

В феврале месяце в Праге открывается выставка картин и этюдов художника Н.К. Рериха. выставка устраивается кружком венских художников. Выставка продлится целый месяц.

С.Петербургские ведомости. 1906. 14 января. ? 10.
_________________________________________________


И. Лазаревский
ЗАМЕТКИ

В мастерской художника-мозаичиста В.А. Фролова теперь исполняются художественным мозаичным набором две большие картины религиозного содержания - "Покров Пресвятыя Богородицы" и "Спас" для внешнего украшения храма, строящегося в имении В.В. Голубева "Пархомовка" в Киевской губ.
#pokrof#
Мозаика, исполненная по картонам Н.К. Рериха в мастерской В.А. Фролова.

Эти картины написаны талантливым молодым художником Н.К. Рерихом. Работы его религиозного содержания мало известны публике - до сих пор из его мастерской выходили картины исторического содержания.
#spasneruk#
Спас с избранными святыми. (Сохранившаяся мозаика - ред.)

Судя по картонам, по которым исполняется художественный мозаичный набор, эти две работы Н.К. Рериха полны интереса, оригинальности и своеобразного понимания духа русской церковной старины.

Слово. 1906. 8 / 21 января. ? 348.
___________________________


В 1906 году Комитет Общества Поощрения Художеств поручил мне ознакомиться с заграничными художественными школами. Со мною поехал и мой помощник. Первый осмотр школы в Берлине сопровождался любопытным эпизодом. Когда мы обратились к дирекции школы и предъявили наши широковещательные документы, то результат получился совершенно неожиданный.

К нам отнеслись очень почтительно, но сказали, что посещение таких именитых гостей должно идти через министра. Когда же я спросил, как скоро эта процедура закончится, мне сказали, что она возьмёт неделю или две времени. Между тем у меня уже были назначены свидания в Париже. Мой помощник упал духом и говорит: 'Этак мы никогда не успеем осмотреть всё намеченное'. Я его успокоил, говоря: 'Если нам помешали большие бумаги, то пойдём с малыми'.

Так и сделали - на другой же день пошли в качестве желающих поступить в школу. Ходили по всему зданию, отовсюду нас вежливо гоняли, говоря, что раньше нужно побывать в канцелярии у регистратора. Мы, конечно, не сразу нашли путь к этой канцелярии и попутно побывали во всех классах и даже обращались с разными вопросами. В канцелярии нас снабдили всеми нужными сведениями, и так как нам ничего больше не нужно было получать, то мы спокойно отъехали в Париж.

Официальное разрешение осмотреть школу нагнало меня уже в Швейцарии. С удовольствием вспоминаю посещение мастерской Ходлера; и картины его, и сам он мне очень понравились. Шауб-Кох поэтому-то и хочет писать статью 'Рерих -Ходлер - Сегантини'.

Н.К. Рерих "Эпизоды", 1939 г.

****************************************************************



ФЕВРАЛЬ

4 февраля 1906 г.

О. Базанкур
НОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДАНИЯ

Оригинальное явление! Несмотря на то, что Академия закрыта, выставки устраиваются с большим трудом, сбыт сократился до чудовищного минимума, словом, художественная жизнь, как и вся вообще культурная работа страны, замерла,- появляется целый ряд художественных изданий, одно другого интереснее и изящнее. В этом сказывается протест против анархии, протест против грубого насилия политики над искусством. Протест благородный, бескровный, создаваемый в тиши кабинетов людьми ума н таланта, который по результатам своим, наверное, принесёт делу просвещения и прогресса в России много пользы.

Чтобы не быть голословным - укажу на несколько появившихся
в самые последние недели и по самым разным вопросам книг, помимо сюжета привлекающих своей художественной внешностью. 'Талашкино', издание 'Содружества' <...>. Издание книги о Талашкине предпринято было
ещё год тому назад, авторы в своём труде думали отметить большое культурно-художественное явление, притом в высшей степени национальное, с громадной будущностью, с блестящими надеждами, - но с той поры много воды утекло. Ученики школы совершили поджог, подняли руку на то, что, казалось, должно было им быть после отца и матери дороже и святее всего в мире; владелица Талашкина и инициаторша всего дела княгиня Тенишева, потрясённая до глубины души, уехала за границу, всё замерло и замолкло - кто знает - может быть, навсегда? Таким образом, в настоящее время книга о Талашкине является памятником ему.

Замечено, что жизненно и имеет прочную будущность искусство только той страны, где оно черпает силы свои в целине народной, иначе оно быстро слабеет и вырождается. Целая группа молодых художников с княгиней Тенишевой во главе, глубоко веруя в жизненность народной красоты, задались целью восстановить эту ослабевшую связь между искусством и народом, поднять художественный вкус крестьян. Результатом явилась школа Талашкина и её деятельность среди окрестного крестьянского населения.
Книга заключает в себе очерк Сергея Маковского, в котором он подробно останавливается на задачах талашкинского гнезда: создать стиль, соединяющий в себе характерное основное свойство современного западноевропейского стиля - интимность, в то же время стараясь избежать интернациональности и придать ему чисто русский характерный колорит. Воспоминания о Талашкине Рериха, напечатанные в тексте книги, знакомят читателя с душой Талашкина, с его заветными думами и мечтами.
Оригинальный слог - яркий, образный, немного отрывистый в коротких, без периодов, фразах, - он как-то неуловимо гармонирует 'в стиле', в 'тоне' своём - с картинами этого художника.

При книге более ста восьмидесяти снимков автотипией и в красках - обстановка комнат, мебель, балалайки, дуги, сани по рисункам или выполненные лично художниками: княгиней Тенишевой, Рерихом, Зиновьевым, Врубелем, Малютиным, некоторыми учениками школы.
Упрёк, который можно поставить изделиям Талашкина, это зачастую чрезмерная преднамеренная грубость, особенно в композициях Малютина. Это древний славянский баян, необыкновенно прочувствовавший древний народный орнамент, но баян, не желающий применяться к изменившимся за тысячу лет условиям жизни. Он хочет по-старому ходить в звериной шкуре, сидеть на жёстких неудобных лавках и т. д., и в этом его ошибка; время беспощадно, и кто не желает подчиняться ему и его законам, того оно стирает бесследно....

Слово. 1906. 4/17 февраля. ?374. С. 6.
_________________________________



6 февраля. б/д. [1906] г.
Письмо А. И. Косоротова к Рериху Н.К.

6 февраля
Дорогой Николай Константинович,
Наконец-то я удосужился внимательно ознакомиться с 'Талашкиным' и спешу выразить тебе своё восхищение. Прекрасной внешности соответствует и содержание.

О твоей статье распространяться не буду, потому что Ты и без того знаешь моё расположение как к твоему творчеству, так и к критической мысли. Но что меня поистине приятно поразило как совершенная для меня новинка, так это статья Маковского. Это очень солидно, умно, и изложено мастерски. Если его это может интересовать, - передай ему мои сердечнейшие комплименты. Ты как-нибудь познакомь меня с ним.

В анонсе 'Содружества' я прочитал о том, что готовятся к печати две его книжки 'Страницы худож. критики'. Своей статьёй в 'Талашкине' он так меня покорил, что я a-priori аплодирую этим книжкам. Пусть он мне их пришлёт, - я охотно помещу о них отзывы в 'Руси'.
______

Пара слов о твоей мебели. Настрой твоего творчества нов для меня. Мне очень нравятся твои столы (особенно рабочий, непокрытый) и <уседистое> кресло, но против дивана - une petite objection. По-моему, конные ратники на спинку совсем не годятся. Как бы условно они ни были трактованы, я не могу <отделаться> от впечатления, что моя спина облокачивается на живого ратника, с жестким щитом и острым копьём. Мне бы не сиделось на таком диване: В крайнем случае, я бы их больше слил с фоном, чтобы не так лезли в глаза.
Твой А Косоротов

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/863. 2 л
______________________________



8 февраля 1906 г.

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ С КАРТИНАМИ
Императорское Общество поощрения художеств 6 февраля получило от русского посольства в Вашингтоне ответ на запрос Общества относительно судьбы картин русских художников, доверивших свои произведения устроителю частного русского художественного отдела на бывшей Всемирной выставке в С.-Луи г. Грюнвальду, не возвращающего художникам ни картин, ни денег. Барон Розен пишет, что он был почётным председателем на перенесённой г. Гринвальдом выставке из С.-Луи в Нью-Йорк, но о дальнейшей судьбе её и дне закрытия ему ничего не известно. Г[-н] Гринвальд заявил лишь послу, что он не продавал ни одной картины, и о возвращении их художникам не может быть и речи до тех пор, пока он не вернёт своих расходов. Многие художники доверились на очень крупные суммы: так, проф. М. Г. Сухоровский отправил в Америку картин на 38 т. руб., В. Е. Маковский на 30 т. р., Н. К. Рерих на 14 т. р. и т. д. В общем, в это предприятие, являющееся почти безнадёжным для художников, ими дано художественных произведений на 400 т. руб.

Россия. 1906. 8 февраля. ? 35.
_____________________________



9 февраля 1906 г.

О. Базанкур
ВЫСТАВКА в АКАДЕМИИ НАУК

Выставка Нового общества художников, открывшаяся на днях в Академии наук, третья со времени основания О-ва. Я живо помню выставку этого О-ва в 1904 г. Это была одна из наиболее интересных в художественном сезоне того года. <...>
Но с той поры прошло три года, появились выставки Союза русских художников, и то, что казалось таким сильным, смелым и молодым, по сравнению с ними - потускнело и ослабело. <...>

Художники в настоящее время ищут форм для выражения не конкретных образов, а идей; может быть, они и откроют эти новые формы, отбросив ту, которая была привита нам со времён Возрождения и считалась до сих пор единственно правильной, но пока они находятся ещё в стадии искания, и под-час очень трудно разобраться, действительно ли это искреннее служение искусству, отыскивание ощупью новых путей, или же просто-напросто недоумение, бессильное создать что-либо крупное, цельное и только прикрывающееся исканиями. Такое именно впечатление получается, напри-мер, от этюдов Штурмана. Его виды Нимфенбурга и Крыма с таким же точно основанием могут быть названы и видами Африки и Северного полюса, настолько отсутствует в них и воздух, и колорит (иные для разных широт и разного климата). Плоско, скучно и грубо, грубо. Такой же намеренной грубостью поражает и Пирогов в картинах своих: 'Жокеи', 'Коровы', 'На гору', и Латри ('Молодой месяц'), где фигуры татарских женщин напоминают белые каменные памятники на магометанских кладбищах, и Савинов. Вдобавок почти всё выставленное им упорно напоминает то Рериха, то Богаевского, то Врубеля. ...

Слово. 1906. 9/22 февраля. ? 379. Четверг. С. 7.
__________________________________________


14 февраля 1906 г.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ.

Н.К. Рерих, кажется, не даст в нынешнем сезоне ни на академическую, ни на другие российские художественные выставки. Причина та, что 82 его картины находятся в настоящее время на выставке в Праге, а оттуда пойдут на другие европейские выставки. Я не знаю, кто устроитель этой выставки, но я видела каталог её - текст напечатан по-чешски, сопровождается репродукциями с иллюстраций Рериха к произведениям Метерлинка, каталогу предпосылается краткая биография и характеристика Рериха, составленная С. Маковским. всё вместе взятое составлено, видимо, с таким вниманием к художнику, с такой любовью к его творчеству, что является понятным его тяготение туда, 'где любят нас, где верят нам':

Что касается иллюстраций, то это как на чей вкус: Кто любит, ценит и понимает (вернее сказать. кто думает, что понимает Метерлинка), тому понравятся и иллюстрации Рериха - такие же смутные, недосказанные, в намёках, как и драмы Метерлинка, которые предоставляется разрабатывать каждому в зависимости от его внутреннего миросозерцания. Надо признать, что иллюстрации Метерлинка действительно выражают Метерлинка, но не думаю, чтобы этому настроению и направлению как в литературе, так и живописи удалось остаться в будущих веках, скорее будут смотреть на это, как на одну из оригинальных эволюций душевного роста человечества, как на искание новых путей, но не как правильный новый путь.

Другая значительная часть произведений Рериха (тоже около 80 картин) до сих пор ещё у пресловутого устроителя американских выставок Грюнвальда. Кстати об этом знаменитом господине. Вот уже два года, что художники не могут добиться от него обратно ни картин, ни денег. Вначале г. Грюнвальд отписывался тем, что русский отдел имел на выставке успех и г. Грюнвальд так радуется успехам русского искусства в Америке, что решил устроить ещё самостоятельную выставку в Чикаго и предпринять турне по другим городам. Теперь же на новые настоятельные запросы художников г. Грюнвальд уже сообщает, что он понёс сильный убыток, он совсем разорён и т.д., и т.д., и опять картин не возвращает. всё это повело к тому. что художники, наконец, решили послать в Америку своего собственного поверенного, который будет уполномочен конфисковать оставшиеся от выставки (ибо по слухам многое было продано как в музеи, так и в частные руки) художественные предметы, а против г. Грюнвальда возбудить судебное дело. Расходы по поездке поверенного будут разложены между заинтересованными художниками, соответственно количеству и оценке их картин. Инициатива этого шага принадлежит Рериху.
О.Б.

Слово. 1906. 14/27 февраля. ? 383.
_______________________________


Записные листки Н.К. Рёриха
XV. СПАС НЕРЕДИЦКИЙ
 
  
 

Спас Нередицкий до и после реставрации.

Синодик погибшей старины вырастает.
Показали снимок незнакомой церкви. 'Откуда это?' 'Вот ваш любимый Спас в новом виде'.
Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мёртвую букву Византии; отбросили многое, тоже веками сложенное.

На пустом берегу, звеном Новгорода и старого Городища, стоял Спас одинокий. Позднейшая звонница, даже ненужный сарайчик пристройки, даже редкие ветлы волховские, всё спаялось в живом силуэте. А теперь осталась новгородская голова на чужих плечах.

Семь лет назад писал я о будущей реставрации Спаса. В 1904 году дошли вести, что Спаса обезглавят, и я писал: 'Ужаснутся мужи новгородские, если на любимом, святочтимом Спасе засверкает новенький византийский котелок'.

Кара времени миновала главу; опустилась на плечи. Ободраны милые Северу четыре ската крыши; вызваны на свет уже чуждые нам полукружные фронтоны. По карнизам появились острые сухарики. Откуда они? Зачем? Кто их навязал реставратору, вопреки чутью художника? - Даже карнизик барабана главы усеяли эти ненавистные острия.

Зачем полумеры? Отчего пощадили главу? Почему не перекрыли её византийским фасоном? Зачем не снесли позднюю колокольню?

Если во имя буквы нарушать вековую красоту, надо сделать это обстоятельно, во всём пределе изуверства. Достанем из пыли греческий клир. Перешьём из саккоса Адриана портище Алексея Михайловича.

Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни.

Золотое руно. 1906. Февраль. ? 2. С. 95. [Текст на рус.и франц. языках.]
______________________________________________________________


 
  
 

Музей Академии художеств. Картинная галерея графа Кушелева-Белобородько.

Записные листки Н. К. Рёриха
XVI. СТРАННЫЙ МУЗЕЙ

У нас мало музеев, но и из них немногих большинство поражает странностями. Один из самых странных - музей Академии художеств.
Не буду касаться нижнего этажа скульптуры, где во мраке, в пыли и грязи заперты герои и боги. Скажем сейчас о картинной галерее.

Неразумный вопрошатель может вообразить, что в системе галереи Академия стремится представить русскую школу, хотя бы в немногих главных образцах.
Ничуть не бывало. Где тут русская школа, когда в музее нет ни Сурикова, ни Куинджи, ни Васнецовых, ни Нестерова, ни Врубеля, ни Рябушкина, ни Верещагина, ни Шварца... Нет, русская школа тут ни при чём.
Может быть, самодовлеющая 'новая' Академия после старопрофессорских вещей начала собирать картины только своих лучших молодых? Нет и нет. Нет ни Малявина, ни Рущица, ни Сомова, ни Грабаря, ни Кардовского... Даже большинство конкурсных картин миновало музей Академии. Нет ни формальной основы, ни любви, ни заботы. В любой частной коллекции вещи размещаются в лучшем порядке, с большей заботой освещения и соседства. Ни порядка, ни каталога, ни снимков в музее Академии; для иностранцев даже невероятно! Есть только хранители и служители.

Темница искусства доподлинная; к тому же две трети года закрытая щитами выставок. Такое посмешище музея надо прекратить. Надо перенести выставки в иное помещение; или выстроить его новое в академическом саду, где кроме сторожей и Залемана никого не видно, или, ещё лучше, перестроить для этого один из корпусов профессорских квартир. И без того останутся целые корпуса и этажи квартирные, потерянные для прекрасных мастерских.

Академия справедливо гордится Кушелевской галереей, но ведь это дар, это чужие труды, чужая преданность искусству. Многим ли может гордиться 'новая' Академия среди своих собраний?
Строгая система, широкая справедливость, заботливое устройство, примерное содержание - ничего этого нет в музее Академии. Нет даже произвола личности, иногда оправдывающего любительские собрания.
Впрочем, скажут, зачем говорить о ногах, когда всё туловище Академии теперь над пропастью.

Золотое руно. 1906. Февраль. ? 2. С. 96. [Текст на рус. и франц. языках.]
____________________________________________________________



20 февраля 1906 г.

ВЫСТАВКА В ПОЛЬЗУ ГОЛОДАЮЩИХ
Общество охранения народного здравия для оказания помощи голодающим от неурожая обратилось ко всем выдающимся художникам с просьбою устроить выставку этюдов, рисунков и т. п. и затем продать в пользу голодающих крестьян от неурожая. Уже откликнулись на просьбу Общества многие художники: Е. Е. Волков, К. Э. Гефтлер, П. С. Ксидиас, С. К. Пиотрович, Н. К. Рерих, А. А. Редковский, Н. С. Самокиш, В. П. Самокиш-Судковская, А. П. Шнейдер, А. Н. Юдин (15 картин). Общество приносит им глубочайшую признательность.

Биржевые ведомости. 1906. 20 февраля / 5 марта. Вечерний выпуск. ?9196.
________________________________________________________________


23 февраля 1906 г.

Ник. Брешко-Брешковский
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

...Вот вам доказательство, какой Куинджи - удивительный руководитель. Он никогда никому не навязывал свои манеры, своей техники. Все его питомцы: Зарубин, Рерих, Рылов, Белый, Латри, Рущиц, все они - каждый по своему, не напоминая ни друг друга, ни Куинджи. Это - великое достоинство. он не гасил ни в ком индивидуальности, подобно многим профессорам, а, наоборот, стремился. чтобы она разгоралась всё ярче и ярче. Он, этот обаятельный Архип Иванович, при жизни создал себе памятник лучше, выше и прочнее всяких бронзовых и мраморных. Какой громадной поощряющей поддержкой являются его премии за лучшие картины. У нас есть десяток другой меценатов, много миллионеров, но никому из них никогда и в голову не приходила такая жертва. Одним росчерком пера он отколол треть своего состояния и отдал её молодёжи. И это тем более ценно, что у нас, в России, начинающему неокрепшему художнику живётся варварски трудно.

<:> Нет личной жизни у этого человека. Ему никогда ничего не надо. Вечно он скорбит чужим горем и радуется чужими удачами, успехами....

Санкт-Петербургские ведомости. 1906. 23 февраля / 8 марта. ?42.
__________________________________________________________
*****************************************************************************************


МАРТ

4 марта 1906 г.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ
В художественном мире передают из уст в уста интересную новость. В мае месяце в Париже устраивается выставка картин русских художников.
Устроителем выставки является известный московский миллионер и меценат г. Рябушинский, издатель недавно возникшего в Москве художественного журнала 'Золотое руно'. Пока ещё подробности выставки неизвестны.
Известно лишь, что в ней примут участие почти все художники, экспонирующие нынче у С. П. Дягилева: будет участвовать М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, произведения которого нынче выставлены в Праге, и некоторые частные коллекции картин. Если не ошибаюсь, это первый опыт устройства в Париже коллективной выставки русских художников.

До сих пор наши художники появлялись в Париже лишь на всемирных выставках, где, однако, лучшие 'силы', по партийным соображениям, отсутствовали и куда посылался большей частью один хлам.
В данном случае французам предстоит познакомиться с передовыми течениями нашей живописи, и это приятно отметить.

Вышло изящное издание 'Талашкино', описывающее и иллюстрирующее художественно-промышленные мастерские кн. М. К. Тенишевой.
Во введении, принадлежащем перу Н. К. Рериха, кроме взглядов на состояние нашего искусства, встречаем любопытные факты из деятельности русских меценатов. Оказывается, эта деятельность не из лёгких: при самых добрых намерениях приходится сталкиваться со многими незаслуженными поступками.
Например, г. Смоленск отказался отвести место для музея, подаренного ему кн. Тенишевой!
Так музей и остался у княгини... Среди снимков видим вещи по рисункам самой кн. Тенишевой, выступающей в качестве способной художницы-орнаментистки.

Желательно, чтобы текст книги проник в наши художественно-промышленные школы и не остался чуждым людям, работающим в так называемом 'новом стиле'. Ибо в последнее время чего только не выдают у нас за 'новый стиль'.

Петербургский обозреватель

Петербургская газета. 1906. 4 марта. ? 61.С. 2.
_________________________________________


10 марта 1906 г.
СОБРАНИЕ ХУДОЖНИКОВ-'АМЕРИКАНЦЕВ'

В помещении Общества поощрения художеств вчера, 9-го марта, собралось человек 35 художников-'американцев', т. е. участников выставки, устроенной Э. М. Грюнвальдом на Всемирной выставке в С.-Луи и 'Русской выставки' в Нью-Йорке.

Настроение собрания было весьма подавленное, художники, по-видимому, потеряли не только надежду получить 'крупные' деньги американских миллионеров-меценатов, но даже разочаровались в возможности когда-либо вернуть свои сокровища-картины обратно. Заведённая переписка с нашим консулом в Нью-Йорке и телеграфные переговоры выяснили только, что в настоящее время аукцион картин, начатый г. Грюнвальдом на его 'Русской выставке' в Нью-Йорке, остановлен при помощи американских властей и что Обществу заинтересованных художников-'американцев' предлагается пригласить адвоката для ведения иска в Нью-Йорке.

Продолжительные частные разговоры между 'пострадавшими' художниками выяснили очень невыгодное для них обстоятельство, а именно, оказалось, что перед устройством выставки в Нью-Йорке г. Грюнвальд получил от каждого художника письменное согласие не только на устройство, продажу и оборудование выставки без какого-либо срока, но даже согласие на 'ликвидацию' всего дела.

Что же надеются получить наши бедные художники-'американцы'?
Общая печаль и уныние сблизили художников между собой, и к концу собрания они решили выбрать председателя.

После тщательно выполненной закрытой баллотировки председателем был выбран секретарь Общества поощрения художеств - художник Н. К. Рерих.
Собрание скоро разошлось, не придя к какому-либо определённому решению.

Маль-шток

Петербургский листок. 1906. 10/23 марта. ? 68.
_________________________________________



14 марта 1906 г.
СЛУХИ И ФАКТЫ

В Париже предполагалось устроить отдельную, ещё небывалую выставку картин русских художников. Предприниматель - г. Рябушинский, издатель 'Золотого руна'. Участники - художники 'Мира искусства' и 'Союза'. Говорят, очень полно будет представлен Врубель многими прежними его вещами, взятыми из частных коллекций. Чрезвычайно интересно, как отнесутся к наиболее талантливым и оригинальным русским художникам на 'всемирном художественном рынке'. Сомов, напр., столь популярное и крупное имя в Германии, там ещё почти неизвестен. До сих пор почти все русские отделы на Всемирных выставках представляли нечто жалкое и пёстрое.

Говорят, недавно один предприниматель обратился к С. П. Дягилеву с предложением везти выставку 'Мира искусства' в Америку, пророча ей там крупнейших успех и распродажу картин, которых, кстати сказать, продано уже больше, чем на всех других выставках.

Впрочем, русские художники уже проучены Америкой, правильнее сказать, пресловутым меховщиком Грюнвальдом, устроителем русского отдела на выставке в С.-Луи. Недавно было опять общее собрание экспонентов, которые никак не могут добиться хотя бы только возвращения всех картин, не говоря уже о деньгах за якобы проданные картины. Выяснилось, что выставка в настоящее время в Нью-Йорке, где будто бы г-ном Грюнвальдом был устроен без разрешения художников аукцион, с которого выручено будто бы около 10 тысяч и на который наложен запрет местным русским консулом. Решено действовать через Министерство иностранных дел, под покровительством которого был русский отдел.

Получили ли по крайней мере художники медали и дипломы, столь курьёзно присуждённые международным жюри, очевидно, не без компетентных указаний г-на Грюнвальда? Всё-таки утешение. Зато в Праге большой успех имеет выставка Н. К. Рериха. Продано несколько картин, в местной печати - целый ряд одобрительных статей о выставке. Художник получил предложения устроить её в Вене и Париже.

Несомненно всё-таки, что наше художество становится всё продуктивней....

А. Ростиславов

Слово. 1906. 14/27 марта. ?411.
___________________________

*******************************************************************************


АПРЕЛЬ

14 апреля 1906 г.
ПИСЬМО М.В. Нестерова к Рериху Н.К.

Многоуважаемый и дорогой
Николай Константинович!

Сообщаю Вам, что вопрос о помещении для моей выставки выяснен. Выставка состоится в январе в Екатерининском зале. Помещение это не имеет тех удобств, какие мог бы я получить в О.П.Х., но боязнь тёмных дней в декабре заставила меня перенести выставку на более светлый январь.

Известие об избрании Вас директором школы О.П.Х. искренне меня обрадовало. В какой мере оно отразится на Вашей художественной деятельности - не знаю. Хочется думать, что творчество Ваше при новых обязанностях не пострадает.

Ваша художественная подготовка, понимание задач современного искусства даёт право надеяться, что жизненные идеи искусства будут постепенно и с обычным Вашим тактом проведены в школу О.П. Художеств.
Вопрос, что надо делать - подчинить ли искусство ремеслу, или, наоборот, ремесло возвысить до искусства, становится теперь обострённым и надо без колебаний его решить в пользу последнего принципа, что думаю и удастся Вам при обычной Вашей энергии сделать.

Прошу передать мой поклон Вашему Семейству.
Искренне уважающий Вас и преданный
Мих. Нестеров

14 Апр. 1906.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1055, 2 л.
________________________________

******************************************************

Продолжение следует...