Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1928 г. (сентябрь - декабрь)
***********************************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

Письмо А. Кауна к Рериху Н.К. (2 ноября 1928 г. Калифорния)
Письмо Н.К. Рериха к Шкляверу Г.Г. (18 ноября 1928 г. Талай-Пхо-Бранг,
Н.К. Рерих. Великая Матерь. 1928.

*****************************************************************************

2 ноября 1928 г. Калифорния
Письмо Александра Кауна к Рериху Н.К.

Дорогой Николай Константинович,
Ваше письмо меня глубоко тронуло. Все эти годы со времени Вашей выставки в Сан-Франциско я живу под Вашим знаком. Встреча с Вами была самым ценным событием в моей жизни. Вы гора. Мне приходится закидывать голову назад, чтобы охватить взором Вашу огромность. Должен с грустью сознаться, что мне ещё не удалость узреть Вас полностью. Вы для меня реете в тумане. Чувствую себя слепым, прикованным к земным мелочам. А поэтому неспособным приобщиться к Вашему высшему миру.

Ваше письмо ещё раз взбередило старую рану. Смутно слышно Ваш зов, но руки связаны, пелёнки будней мешают размахнуться свободно. Вы где-то на высотах, воздух хрустально чист и ясен, всё понятно и достижимо. Я далеко внизу, барахтаюсь в тине повседневности, тоскую по иному миру. Но ослеплён мглистым туманом, который отделяет меня от Ваших вершин.
Спасибо, что взбудоражили старую боль. Ваша личность, Ваше творчество продолжают служить мне маяком, зовом - и упрёком.

Спасибо сердечное.
Александр Каун

Архив Музея Рерихов, Москва.
____________________________

18 ноября 1928 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шкляверу Г.Г.

Дорогой Гавриил Григорьевич и Георгий Гаврилович.
Из писем Г.Г. к Юрику и Светику, мы следим за тем, что у Вас делается. Взволновались было тут уходом кабинета Пуанкаре, но ни на минуту не сомневались, что именно он будет приглашён обратно, т.к. его фигура сделалась синонимом Франции, и её успеха.

Как Юрик уже писал, приветственные письма на имя Массарика в Прагу я отправил по совету Г.Г. непосредственно Массарику. Также как письмо Королю Александру. Должен сказать, что ответ Югославии оказался гораздо приветливее, нежели сухая отписка Чехословаков, а, между тем, именно им было послано письмо более сердечное.

Относительно фотографий для Иллюстратион, я удивляюсь, что они не могут увеличить до любого предела что-либо из посланного. Не только в Америке, но и в Индии фотографии были очень удачно увеличены. Снимки получились даже рельефнее маленьких оригиналов. Жаль, что номер Фигаро от 30-го сентября почему-то так и не дошёл.

Это письмо к Вам придёт уже после приезда Мисс Грант и Зинаиды Григорьевны, и Вы уже будете иметь устный рассказ и о нашем житье и о поездке в Симлу.

За последние дни мною закончена вторая книга, посвящённая Азии, под названием 'Шамбала - Пресветлая', в которую вошло 24 статьи, вращающихся около понятия Шамбалы, Новой Эры и Матери Мира. Посылаю Вам список последней статьи 'Великая Матерь', если хотите, можете использовать её. Вообще, мне кажется, что эта книга скорее могла бы заинтересовать Францию, касаясь и нашей экспедиции, а главное, тех чаяний и верований, которыми живёт Азия.

От наших Вы, вероятно, слышали, что здоровье Е.И. стало очень чувствительным и мы её оберегаем, как от жары, так и от волнений. Большое спасибо за хлопоты о земляничном чае. Удивительно, что его нельзя найти во Франции, между тем, это старинное отличное средство от сердца, а сердце Е.И. заслуживает такую заботу - даже 6500 футов Дарджилинга для неё уже слишком низко.

Посылаю также открытку нашего нового дома. Если хотите, можем прислать ещё несколько экземпляров. Можете представить, сколько хлопот и волнений доставляет эта огромная постройка и как напряжено всё внимание в этом направлении.

Мои новые картины, посвящённые, главным образом, Тибету, уже пошли в Нью-Йорк. Одна картина 'Сантана - поток Жизни' пожертвована мною в Биологический Боше, Институт в Калькутте, который меня выбрал своим членом.

Сантана. 1928. Холст, темпера. 134,5 х 83,5 см. (в свету)
Слева внизу монограмма и дата: Р/х / 1928.
Мемориальный фонд Джагиш Чандри Боше. Калькутта. Индия.

Мы сейчас закончили ещё следующую книгу Учения: 'Агни Йога'. которая Вас живо заинтересует, если отнестись к ней вдумчиво и без торопливости. В ней затронуто так много проблем ближайшей эволюции человечества.

Шлём привет Вам всем. А также друзьям, а может быть, и врагам, ибо это обстоятельство чрезвычайно относительно. Жаль, что во время Вашей римской поездки не пришлось повидать Раликаволи, он очень интересный и сердечный человек.
Сердечный привет

/Посылаю 20 фотографий с моих картин, имеющих ближайшее отношение к экспедиции. Размер их совершенно достаточен для любого журнала. По использованию, или если они не пригодятся, пришлите мне их обратно, т.к. это единственные экземпляры.

Архив Музея Рерихов, Москва.
___________________________

Приложение:

ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ

С древнейших времён женщины носили венки на голове. В этом венке, говорят, они произносили самые тайные заклинания. Не был ли это венок единства? И это благословенное единство не является ли высочайшей ответственностью и прекрасной миссией женщин? От женщин можно услышать, что мы должны стремиться к разоружению не только в отношении военных кораблей и пушек, но и нашего духа. И от кого может молодое поколение узнать первую объединяющую ласку? Только от матери. Как на Востоке, так и на Западе образ Великой Матери - женщины, является местом окончательного объединения.

Радж-Раджесвари - Всемогущая Матерь. Тебе поёт индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у ног твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И помянув изображение Твоё, его опускают в воду, дабы ничьё нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира. Тебе, Матерь, называют место на Белой Горе, никем не превзойдённое. Ведь там встанешь, когда придёт час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение мира, и окружася всеми вихрями и всем светом, станешь как столб пространства, призывая все силы далёких миров.
Разрушаются старые храмы, раскалываются колонны и в каменные стены впились снаряды недругов.

"В Гоа приставали португальские корабли. На высоких кормах каравелл золотом сверкали изображения Мадонны и Её великим именем посылались ядра в святилище древности. Португальскими снарядами раздроблены колонны Элефанты, La Virgen de los Conquistadores!

В Севилье, в Альказаре, есть старая картина Алексо Фернан┐дес носящая это название. В верхней части картины, в сиянии об┐лаков небесного цвета стоит Пресвятая Дева с кроткой улыбкой и под Её широким плащом собрана и охранена толпа завоевателей. Внизу волнуется море, усеянное галеонами и каравеллами, готовыми к отплытию в далёкие страны на чужие земли. Может быть, это не корабли, которые будут громить святилище Элефанты, и кроткой улыбкой Всеблагая Дева провожает завоевателей, точно и она сама с ними восстала на разрушение чужих накоплений. Это уже не грозный Илья Пророк или мужественный Михаил, постоянные воины, но Сама Кроткая подвигнута в народном сознании к бою, точно бы Матери Мира достойно заниматься делами человекоубийства".

Мой друг возмущается. Он говорит: "Посмотрите, вот одна из самых откровенных картин. Читайте в ней всю современную психологию. Посмотрите на это самомнение. Они собрались захватывать чужое достояние и приписы-вают Богоматери покровительство их поступкам. Теперь сравните, насколько различно настроение Воcтока, где Благая Куанин закрывает своим покрывалом детей, защищая их от опасностей и насилия".

Другой мой приятель защищает психологию Запада и тоже ссылается на изображение, как на истинный документ психологии каждой современности. Он напоминает, как в картинах Сурбарана или Холбейна Пресвятая Дева закрывает своим покрывалом вер┐ных, к Ней прибегающих. Из изображений Востока он приводит на память страшных идамов, рогатых, увешанных ужасными атрибутами. Он напоминает о пляске Дурги на человеческих телах и об ожерельях из черепов.

Но носитель Востока не сдаётся. Он указывает, что в этих изображениях нет личного начала, что кажущиеся страшные признаки есть символы необуз-данных стихий, зная силу которых, человек понимает, что именно надо ему одолеть. При этом любитель Востока указывает, что элементы устрашения применялись всюду и не меньшее пламя и не меньшие рога демонов изображались в аду на фресках Орканья во Флоренции. Всякие ужасы в изображениях Босха или сурового Гриневальда могут поспорить со стихийными изображениями Востока. Любитель Во┐стока ставил на вид так называемую Турфанскую Мадонну и предполагал в ней эволюцию богини Маричи, которая будучи раньше жестокой пожирательницей детей, постепенно превратилась в заботливую хранительницу их, сделавшись духовной спутницей Кувера, бога счастья. Вспоминая об этих благих эволюциях и добрых стремлениях, было указано на обычай, до сих пор существующий на Востоке. Ламы всходят на высокую гору и для спасения неведомых путников разбрасывают маленькие изображения коней, далеко уносимые ветром. В этом действии есть бла┐гость и самоотречение.

На это любителю Востока было сказано, что Прокопий Праведный в самоотверженности отвёл каменную тучу от родного го┐рода и всегда на высоком берегу Двины молился именно за неве┐домых плавающих. И было указано, что и на Западе многие подвижники променяли, подобно Прокопию, своё высокое земное положение на пользу мира. В этих подвигах, в этих атаках молитв "за неведомых, за несказанных и неписанных" имеется тот же великий принцип анонимности, того же познания преходящих земных воплощений, который так привлекателен и на Востоке.

Любитель Востока подчёркивал, что этот принцип анонимности, отказа от своего временного имени, такое начало благостного, безвестного даяния на Востоке проведено гораздо шире и глубже. При этом вспомнили, что художественные произведения Востока почти никогда не были подписаны, так как даяние сердца не нуж┐далось в сопроводительной записке.
На это ему было замечено, что и все византийские, старые итальянские, старые нидерландские, русские иконы, и прочие примитивы также не подпи-саны. Личное начало стало проявляться позже.

Заговорили о символах Всемогущества и Всеведения и оказалось опять, что те же самые символы прошли через самые различные сознания. Разговор продолжался, ибо жизнь давала неиссякаемые примеры. На каждое указание с Востока следовал пример с Запада. Вспомнили о белых керамиковых конях, которые кругами до сих пор стоят на полях южной Индии, и на которых, как говорят, женщины в тонких телах совершают полёты. В ответ встали образы Валькирии и даже современное выделение астральных тел. Вспомнили, как трогательно женщины Индии украшают каждый день по┐рог своего дома новым узором - узором благополучия и счастья, но тут же припомнили и все узоры, вышитые женщинами Запада во спасение дорогих их сердцу.
Вспомнили Великого Кришну, благого пастуха, и невольно сравнили с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всем с индусским прототипом. Вспомнили песни в честь Кришны и Гопи и сопоставили их с песнями Леля, с хороводами славян. Вспомнили индусскую женщину на Ганге и её светочи во спасение семьи и сопоставили с венками на реке под Троицин день - обычаем, милым всем славянским арийцам.

Вспомнили заклинания и вызывания колдунов Малабарского берега и совершенно такие же действия и у сибирских шаманов и у финских ведьм, и у шотландских ясновидящих, и у краснокожих колдунов.

Ни океаны, ни материки не изменяли сущности народного понимания сил природы.
Вспомнили Тибетскую некромантию и сопоставили с чёрной мессой Франции и с сатанистами Крита...

Противопоставляя факты, незаметно начали говорить об одном и том же. Кажущиеся противоположения оказались совершенно одинаковыми ступенями различных степеней человеческо┐го сознания. Собеседники изумленно переглянулись - где же этот Восток и где же этот Запад, которые так принято противопоставлять?

Третий молчаливый собеседник улыбнулся. А где же вообще граница Востока и Запада, и не странно ли, что Египет, Алжир и Тунис, находящиеся на юг от Европы в общепринятом представлении считаются уже Востоком. А лежащие от них на Восток Балканы и Греция оказываются Западом.

Припомнилось, как гуляя по берегу океана в Сан-Франциско с профессором литературы, наблюдая солнечный закат, мы спросили друг друга:
"Где мы, наконец, находимся, на крайнем Западе или на край┐нем Востоке?" Если Китай и Япония по отношению к ближневосточной Малой Азии уже считаются Дальним Востоком, то продолжая взгляд в том же направлении, не окажется ли Америка с её инками, майями и краснокожими племенами крайним Востоком? Что же тогда делать с Европой, которая окажется окружённой "востоками с трёх сторон"?

Припомнили, что во время русской революции финны считали Сибирь своею, ссылаясь на племенные тождества. Припомнили, что Аляска почти сливается с Сибирью и лик краснокожего в сравне┐нии со многими монголоидами является поразительно схожим с ликом Азии.

Как-то случилось, что на минуту все суеверия и предрассудки были отставлены противниками. Представитель Востока заговорил о Сторучице православной церкви и представитель Запада восхищался образами многорукой, всепомогающей Куанин. Представитель Востока говорил с почитанием о золототканом платье итальян┐ской Мадонны и чувствовал глубокое проникновение картин Дуччио и Фра-Анжелико, а любитель Запада отдавал почтение символам Всеокой, Всезнающей Дуккар. Вспомнили о Всескорбящей. Вспомнили о многообразных образах Всепомогающей и Вседающей. Вспомнили, как метко вырабатывала народная психология иконографию символов, и какие большие знания остались сейчас нечёткими под омертвелой чертою. Там, где ушло предубеждение и забылся рассудок, там появилась улыбка.

Как-то облегчённо заговорили о Матери Мира. Благодушно вспомнили итальянского кардинала, который имел обыкновение советовать богомольцам: "Не утруждайте Христа Спасителя, ибо Он очень занят, а лучше обращайтесь к Пресвятой Матери. Она уже передаст ваши просьбы, куда следует".

Вспомнили, как один католический священник, один индус, один египтянин и один русский занимались исследованиями знака Креста и каждый искал значение креста в свою пользу, но с тем же всеобъединяющим смыслом.
Вспомнили мелькнувшие в литературе попытки объединения слов Христос и Кришна и опять вспомнили об Иосафе и о Будде, но так как в этот момент всеблагая рука Матери Мира отстранила все предубеждения, то и беседа протекала в мирных тонах.

Любители Востока и Запада вместо колючих противопоставлений перешли к строительному восстановлению образов.
Один из присутствующих вспомнил рассказ одного из учеников Рамакришны, каким почитанием пользовалась жена Рамакришны, которую по индусскому обычаю называли матерью. Другой распространил значение этого слова к понятию "материя матрикс"...

Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Куанин, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука - все эти благие образы, все эти жертвовательницы собрались в беседе, как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира, когда приблизятся к земле Высокие Энергии, но в гневе и в разрушительстве эти энергии вместо сужденного созидания дадут губительные взрывы.

В улыбке единения всё стало простым. Ореолы Мадонны, такие одиозные для предубеждённых, сделались научными физическими излучениями, давным-давно известными человечеству аурами. Осуждённые рационализмом современности символы из сверхъестественного вдруг сделались доступными исследованию испытателя. И в этом чуде простоты и познания наметилось дуновение эволюции Истины.

Один из собеседников сказал: "Вот мы говорим сейчас о чисто физических опытах, - а ведь начали как будто о Матери Мира". Другой вынул из ящика стола записку и промолвил: "Современный индус, прошедший многие универ-ситеты, обращается так к Великой Матери, самой Радж-Раджесвари:

Если я прав, Матерь, Ты всё:
Кольцо и путь, тьма и свет, и пустота,
Голод и печаль, и бедность и боль.
От зари до тьмы, от ночи до утра, и жизнь и смерть.
Если смерть бывает, - всё есть Ты.
Если Ты всё это, тогда голод и бедность и богатство
Только преходящие знаки Твои.
Я не страдаю, я не восхищаюсь,
Потому, что Ты всё и я конечно Твой.
Если Ты всё это показываешь смертным,
То проведи, Матерь, меня через Твой свет
К Нему - к Великой Истине.
Великая Истина нам явлена только в Тебе.
И затем ввергни куда хочешь моё бренное тело
Или окружи его золотом богатства.
Я это не буду чувствовать.
Ибо с Твоим светом я познаю сущее,
Ибо ты есть Сущее, - а я Твой.
Значит, я в Истине!"

Третий добавил: "В то же время на другом конце мира поют: Матерь Света в песнях возвеличим!

А старые библиотеки Китая и древне-среднеазиатских центров хранят с далёких времен гимны той же Матери Мира".

На всём Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику.
Великий Лик часто бывает закрытым и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!
Мир миру!

Талай-Пхо-Бранг, 1928
Сб. 'Шамбала' 1930 г. (Перевод с англ.)
______________________________________