Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1914 г. (август - декабрь)
**************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

СЕНТЯБРЬ
Н.К. Рерих НЕМЦЫ И ИСКУССТВО (4 сентября 1914 г.)
Хроника. ПОСТЫДНОЕ ДЕЛО. (Биржевые ведомости. 9 сентября 1914 г.)
ПИСЬМО И.Я. Билибина к Рериху Н.К. (14 сентября 1914 г. Крым)

ОКТЯБРЬ
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шаляпину Ф.И. (18 октября 1914 г.)
Хроника. ВЫСТАВКА русских художников в плену у немцев. (20 окт 1914 г.)
Хроника. АУКЦИОН "Мир искусства" (20 октября 1914 г.)
Хроника. Неделя сбора тёплого белья (21 октября 1914 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Ланговому А.П.(23 октября 1914 г. Петроград)
ТЕЛЕГРАММА Н.К. Рериха кЛанговому А.П. (23 октября 1914 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Ланговому А.П. (25 октября 1914 г.)
Хроника. А.А. Давидов о своей опере "Сестра Беатриса" (26 октября 1914 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Ланговому А.П. (17 октября 1914 г. Петроград)
Хроника. 75-ЛЕТИЕ ШКОЛЫ ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ. (30-31 октября 1914 г.)
Хроника. Эскизы и кроки. (31 ноября 1914 г.)
А. Ростиславов. К 75-летию школы Общества поощрения художеств. (31 октября 1914 г)

НОЯБРЬ
Хроника. К открытию выставки "Искусство союзных народов" (7 ноября 1914 г.)
Программа музыкальных вечеров выставки "Искусство союзных народов"
Хроника. Выставка союзных государств (9 ноября 1914 г.)
Хроника. Памятник на могиле А.И. Куинджи (21 ноября 1914 г.)
(22 ноября 1914 г.)- )26 ноября 1914 г.)

ДЕКАБРЬ
Хроника. Опера "Беатриса" в театре "Музыкальной драмы" (9 декабря 1914 г.)
ПИСЬМО К. Ардаматского к Рериху Н.К. (11 декабря 1914 г.)
Хроника. Искусство и театр. (13 декабря 1914 г.
Николай Рерих. СОН.(Русское слово. Москва. 1914. 25 декабря. ? 297.)
************************************************************************

СЕНТЯБРЬ

4 сентября 1914 г.
НЕМЦЫ И ИСКУССТВО
Статья акад. Н. К. Рериха

- Вы спрашиваете о бойкоте германцами русского искусства?
После сожжения Лувена, после германских зверств я уже писал, что всем культурным странам нельзя иметь ничего общего с современной варварской Германией.

Чтя всемирных Бетховена, Баха, Вагнера, Гёте, Шиллера, Кранаха, Гольбейна, мы видим, что современная, якобы 'культурная' Германия не протестовала против постыдных варварских деяний.
Напротив, Гауптман, Шнитцлер и другие 'лучшие', как знаем, подписываются под дикими уничтожениями, забывая, что после многовековых достижений человечества поднять руку на книгу, на произведение искусства - непростительно.

Также уже писал я, что, если священные предметы искусства и науки не возвысили, не улучшили дикую тевтонскую нацию, то следует эти предметы взять от немцев и передать в культурные, честные руки, где они выполнят своё высокое назначение.

О современном германском искусстве мы не были высокого мнения, но у нас остались хвалебные немецкие статьи о русской живописи, о русском театре, о выступлениях Дягилева, о всём русском творчестве.
Немцы упустили одно: не они могут бойкотировать русское искусство; искусство всего культурного мира с этого времени минует Германию, которая может жить со своим лживым нибелунгом Миме - Кайзером.
Всюду повторим: Россия жива, сильна, сплочена во всех своих народах, во всём своём творчестве.

Н. Рерих [факсимиле]

Биржевые ведомости. 1914. 4/17 сентября. Вечерний выпуск. ? 14353.
________________________________________________________________


9 сентября 1914 г.
ПОСТЫДНОЕ ДЕЛО

Телеграф принёс известие о новом варварстве немцев - разрушении Реймсского собора. Приводим несколько строк, написанных нам по поводу этого нового германского вандализма единственным русским членом реймсской академии изящных наук, известным художником академиком Н.К. Рерихом.

Все человеческие слова должны умолкнуть перед теми глубоко постыдными деяниями, которыми немцы наполняют мир. Синодик погибших произведений искусства становится прямо невероятным. Неужели к несчастьям Лувена, Шантильи, Термонда мы должны ещё сегодня прибавить чудесный Реймс!
Неужели столько десятков тысячелетий человечеству нужно было совершенствоваться, учиться, возвышаться, для того чтобы сегодня мы узнали, что Реймс разрушен!

Неужели вся многообразная история Франции только для того свято со-хранила этот великолепный памятник искусства, чтобы сегодня мы узнали о разрушении его варварскими руками!
Неужели нельзя понять, что воевать с книгой, картиной, статуей, памятником зодчества - непростительно!
Неужели какая-либо нация, хотя бы самая дикая, в наши дни может вписывать в страницы своей истории таки постыдные дела!
Нет слов, чтобы говорить о разрушении Реймса.
Н.К. Рерих

Биржевые ведомости. 1914. 9/22 сентября. Утренний выпуск. ? 14362.
____________________________________________________________


14 сентября 1914. Южный берег Крыма.
ПИСЬМО И.Я. Билибина к Рериху Н.К.

14 сент. 1914.
Дорогой Николай Константинович,
Занятия в Школе, насколько я помню, начинаются 18-го с.м. Я очень хотел, как и в прошлом году быть пунктуальным, но, к сожалению, мне придётся опоздать урока на два, самое большое, на три, т.е. я выеду отсюда, надеюсь, никак не позже 20-го.

Дело вот в чём, я состою одним из 30-ти пайщиков нашего имения Бати-Лиман, где в этом году из-за войны и, вероятно, из-за угрожаемого южному берегу Крыма со стороны Турции, никто не живёт. У нас уже довольно много построек, которые все пустуют.

17 го или 18-го в Ялте будет заседание Земской управы на тему о предоставлении выздоравливающим раненым помещений на Южном берегу, и от нашего имения, как от крупного южнобережного, приглашается представитель, равно как и от всех подобных имений. Если на этих днях подъехал бы кто-нибудь из пайщиков (иногда наезжают дня на два), то я передал бы эту обязанность и сам бы не поехал, а то - придётся, вероятно, на день съездить, чтобы узнать, в чём дело, и доложить в Питер нашему Общему Собранию. Вот - причина. Здесь было бы очень хорошо, если бы не эта ужасная война.

Настроение скверное, работа совсем не клеится. А что будет в Питере, и подумать страшно! Общий застой; работ, кажется, никаких; остаётся Школа. Ну, а этого весьма маловато; придётся прикупить шарманку и поступать так, как я написал однажды в нашей канцелярии в одном стихотворении, которое оказалось пророческим:

::::но если выйдет
на изнанку,
Тогда я, высунув язык,
Взвалю на кряж себе
шарманку:
О, aзиатик! Таналык!

Привет всем нашим. До скорого свидания.
Твой
И. Билибин

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/ 617, 2 л.
************************************************

ОКТЯБРЬ

18 октября 1914 г. Петроград.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Шаляпину Ф.И.

Дорогой Фёдор Иванович,
Бесконечно жалею, что не могу воспользоваться Вашим приглашением, быть на концерте Вашем, так мною любимом. У меня в это время будет собрание по выставке в пользу раненых. Каждый в своих силах!
Шлю Вам памятку о Лондоне, где мы с Вами духовно встретились. Привет Вашей супруге
Сердечно Ваш

Н.К. Рерих.
18 окт. 1914 г.

Российский государственный архив литературы и искусства. ф,2579. оп. 1 1347.
_____________________________________________________________


20 октября 1914 г. Петроград.
ВЫСТАВКА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЛЕНУ У НЕМЦЕВ
(Беседа с Н.К. Рерихом)

К немцам по-видимому, попала в плен целая выставка картин русских художников.
Среди петербургских художников по этому поводу много толков.
Речь идёт о выставке Общества 'Мир искусства', находившейся в Риме и отправленной оттуда сухим путём обратно в Россию.
По пути картины русских художников где-то застряли, и о них нет ни слуху, ни духу.
На этой выставке находились картины: Н.К. Рериха, К.А. Сомова, Ал. Бенуа, В.А. Серова, М.А. Врубеля, Билибина, Петрова-Водкина, Добужинского, Бобовского и др.

Вчера мы беседовали об этом с академиком Н.К. Рерихом.
- Выставка наша находилась в Риме, в помещении местного 'Сециссиона', и была отправлена оттуда в Россию ещё за три недели до объявления войны, - сказал Н.К. - Есть основание думать, что картины застряли где-нибудь в Германии или Австрии.
До сих пор мы не имеем абсолютно никаких сведений об участи этих картин.
Другая выставка русских художников застряла в Венеции, а третья - в Мальмё.
Что касается Венеции, то там картины будут сложены и оставлены до окончания войны.
В Мальмё тоже картины целы, но неизвестно, где они будут там находиться.
По всей вероятности, ввиду опасности морского пути, их отправят в Рос-сию через Торнео.

- Нормально ли идут занятия в школе Общества поощрения художеств? - спросили мы г. Рериха в качестве директора этой школы.
- Занятия идут нормально, но, к сожалению, состав учащихся очень изменился.
Многие ученики старших классов призваны или ушли добровольно на войну, а многие ученицы пошли в сёстры милосердия.
Прямо не видишь знакомых лиц!

- Будет ли чем-нибудь ознаменовать наступающий 31-го октября 75-летний юбилей существования вашей школы?
- Конечно, никаких торжеств не будет, а состоится соединённое заседание комитета и педагогического совета, на котором один из преподавателей, г. Макаренко, прочтёт составленный им ко дню юбилея исторический очерк школы.
Р.

Петроградская газета. 1914. 20 октября. ? 288. С. 4.
_____________________________________________


20 октября 1914 г. Петроград.
В пользу лазарета деятелей искусства для раненых.

АУКЦИОН 'МИР ИСКУССТВА'
В Обществе поощрения художеств состоялся вчера второй аукцион художественных произведений в пользу лазарета деятелей искусства для раненых.

Большинство картин было пожертвовано членами и экспонентами выставок 'Мир искусства', но были и картины художников других обществ, не имеющих ничего общего с кружком, основанном г. Дягелевым.
Было странно как-то видеть под одним флагом и на одной выставке таких разных художников, как Серов и Ризниченко или Петров-Водкин и Бертгольц:
Война незаметно объединила враждующие художественные кружки, и все они, забыв старые счёты, стремятся теперь к одной цели: помочь раненым.
Вчерашний аукцион собрал народа.

В маленькой зале, где шла продажа картин с молотка, трудно было дышать.
За зелёным столом восседал Н.К. Рерих и другие 'старейшины' 'Мира искусств'. Роль аукциониста исполнял г. Прокофьев, отлично справлявшийся с своим делом.

Для характеристики вкусов публики достаточно привести такой пример. Маленький рисуночек Серова, сделанный в каких-нибудь 10-15 минут, пошёл за 127 рублей, следовавшая за ним акварель профессора Лагорио - всего за 20 рублей.
Вообще все так называемые 'новаторы' котировались гораздо дороже, чем профессора и академики.

С особенным интересом публика ждала К.А. Сомова, и его прекрасная акварель 'Маскарад в парке' пошла за 600 руб.
Сравнительно по высокой цене пошли картины Н.К. Рериха, Серова, Лансере, Остроумовой, Кустодиева, Добужинского и других.

Кстати, каким образом на аукцион попали акварели Л.С. Бакста, относящиеся к 1894 и 1891 году?
Насколько нам известно, художник 'отрёкся' от своих произведений этой кисти и едва ли будет доволен появлением их на выставке.
Аукцион окончился в седьмом часу вечера и дал выручку 8460 рублей.
Вместе с предыдущим аукционом через руки г. Рериха прошло в пользу раненых больше 14 тысяч рублей.
Любопытно отметить, что некоторые рисунки, в особенности театральные костюмы, пошли дороже, чем на выставках.
Р.

Петроградская газета. 1914. 20 октября. ? 288. С. 5.
_______________________________________________


21 октября 1914 г.
 
  
 


НЕДЕЛЯ ТЁПЛОГО БЕЛЬЯ
На призыв комитета, организующего неделю сбора тёплого белья для воинов передовых позиций, откликнулись литераторы, артисты и художники. К. Маковский и Рерих предложили нарисовать плакаты-рекламы, артист Зилоти вызвался устроить ряд бесплатных концертов для публики. Во время концертов будет проводиться денежный сбор. Этим путём предполагается собрать крупную сумму, которая пойдёт на приобретение тёплого платья. Есть и другие предложения.

Новое время. 1914 г. 21 октября/ 3 ноября. ? 13869. С. 7.
_________________________________________________


23 октября 1914 г. Петроград.
Письмо (с конвертом) Н.К. Рериха к Ланговому А.П.

ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПОЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
С.-Петербург, Морская, 38.

Москва. Мясницкая, 38.
Его Высокородию
Алексею Петровичу Ланговому
____________________________________________
На штемпеле дата: 22.10.14. С.-Петербург.

Дорогой Алексей Петрович
Сейчас же по приезде я занялся справками и могу сообщить следующее:
? 1. Jan Victors (ученик Рембранта) 1а. 6 в. х 1 ¼ ар. Рынок. Небо попорчено от 600 до 1200 franks т.е. 400 р.
? 2. D. Teniers. В Шипке. 37 с. х 25 с. Реставрировано. Полная подпись. Цены колебались от 1000 до 10.000 fr. Принимая во внимание состояние картины - около 1200 или 1300 р.
? 3. D. Teniers. Любитель, около 700 руб.
? 4. D. Teniers. Скрипач, около 500 руб
? 5. Hendrick v. Balen (сотрудник Рубенса). Картины не редки, в пределах 150 - 800 fr., т.е. 200 руб. (без подписи)
? 6 и ? 7. Парные портреты Школы Миревельта (без подписи). Недавно О. Браз приобрёл 2 портрета очень хороших с подписью и с гербами за 250 руб.
Эти стоят не больше. (Мухи!)
? 8. Портрет Школы Вандейка без подписи. Аукционная цена около 1000 fr. т.е. 400 руб. (Мухи!)
? 9. Мужской портрет Немецкой Школы без года и без подписи 100 р.
? 10. Маленький портрет Кёльнской Школы без подписи 75 руб.
? 11. Volpert. Пастухи. Полная подпись - около 500 fr. т.е. 200 руб.
? 12. Школы Гельста (не старая ли копия) без года и без подписи около 350 р.
? 13. Nature Morte (J. <Wenix>) 250 р.
? 14. G. Victors. Куры в пределах - 250 до 400 руб.
? 15. Цветы. Рудич. Немецкой школы 100 руб.

Все эти цены, конечно, мирного времени, а известный знаток голландской
живописи В.А. Щавинский предупреждал меня, что теперь цены значительно понизятся, т.к. вследствие разорения многие выкинут вещи на рынок. Председатель Худож. Ассоц. Бельгии Тюльпинк прислал П.П. Вейнеру письмо с просьбою составить фонд для спасения коллекции Бельгии, идущих за бесценок.

Всё это надо принять во внимание, так как теперь денежная наличность очень трудна, а я люблю держать дела в ценности, тот не могу просить о продаже в рассрочку, а лучше нам разбить продажу на группы и по мере накопления денег я буду платить и брать картины.

I группа ?? 5,6,7,9,10 = 625 р.
II группа ? 8, 12 = 750 р.
III группа ? 1, 14 = 700 р.
IV группа ? 4, 13 = 75 р.
V группа ? 3, 14 = 1000 р.
VI группа ? 2 = 1200 р.
5225.

Так как мы решили в основу продажи положить факты и существующие цены, то меня несколько смущает цена за ? 2 (Teniers), которая могла бы быть несколько выше. Но Бог даст к тому времени, я буду богаче деньгами.
С другой стороны, очень прошу г. Гаврилова принять во внимание тяжёлое военное время и несколько неудачную реставрацию и сделать какие-либо уступки к каждой группе, хотя бы по мелочам, т.к. мы художники денег не куём и теперь каждый рубль на счету. Так как надо позаботиться о наличности, то прошу Вас после переговоров с г. Гавриловым телеграфировать мне и, если нужно, дайте за I группу задаток. Послать можно багажом, а ещё лучше я пришлю моего служителя.

Простите дорогой Алексей Петрович, что затрудняю Вас, но знаю, что Вы сами любите искренно искусство!
Привет Вашей супруге. В ожидании вашего скорого ответа.

Искренно Ваш
НРерих
Посылаю человека опустить прямо в вагон.
23 окт. 1914.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 3/247, 3 л.
_______________________________


23 октября [1914 г.] Петроград.
Телеграмма Н.К. Рериха к Ланговому А.П.

ТЕЛЕГРАММА

МОСКВА МЯСНИЦКАЯ 38 ЛАНГОВОМУ
Принята:.. 23/10 :го 191:.г.
из Петербурга

ПРОВЕРЯЛ ЦЕНЫ ВСЕХ ПРИЗНАНЫ ДАЖЕ ВЫСОКИМИ КРОМЕ ТЕНЬЕРА СЛУЧАЕ ПРИЗНАНИЯ ТЕНЬЕРА ДЕШЕВЛЕ СТОИМОСТИ МОЖНО ВРЕМЕННО ВЫДЕЛИТЬ ЕГО ГРУППЫ = РЕРИХ

Отдел рукописей ГТГ, ф. 3/251, 1 л.
_____________________________


25 октября 1914 г. Петроград.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Ланговому А.П.

ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА

Москва. Мясницкая, 38.
Его Высокородию
Алексею Петровичу Ланговому
___________________________________
На штемпеле дата: С.Петербург. 26.10.14.

Дорогой Алексей Петрович,
мне, конечно, хотелось бы решить о картинах скорее, чтобы распределить наличность, так как теперь усилился привоз картин из провинции и много предложений. Большое Вам спасибо за Вашу любезность; прошу передать привет Вашей супруге и жду известий. Преданный Вам,
НРерих
25 окт. 1914.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 3/248, 1 л.
________________________________

26 октября 1914 г. Петроград.

А.А. ДАВИДОВ О СВОЕЙ ОПЕРЕ 'СЕСТРА БЕАТРИСА'

В театре 'Музыкальной драмы' сейчас идут усиленные репетиции по постановке новой оперы г. Давидова 'Сестра Беатриса'. Дирекция теара предназначила весь сбор с первого представления в пользу бельгийцев, причём это представление будет обставлено самым торжественным образом.
Автор говорит по поводу своей 'Сестры Беатрисы':

- Мысль написать оперу на драму Метерлинка неоднократно внушала мне покойная певица Забела-Врубель - мой товарищ по консерватории. <:>
Хотя решение писать 'Беатрису' созрело у меня на представлении в театре Комиссаржевской, но это совсем не значит, что я увлёкся её стилизованной постановкой. Я убеждённый противник всякой стилизации на сцене, если только в тексте драмы нет соответствующих указаний автора. На сцене действуют живые люди, и всякое превращение их в какие-то атрибуты сцены, чуть ли не в бутафорию, по-моему - антихудожественно. Поэтому, сочиняя музыку, я не задавался никакими задачами, а писал так, как чувствовал.
Декорации к 'Беатрисе' Н.К. Рериха прямо очаровательны. Состав исполнителей мне очень по душе, и я уверен, что они ярко передадут проникнутый глубоким чувством 'гимн всепрощающей любви' Метерлинка, и если опера при чудесной режиссуре 'Музыкальной драмы' не произведёт глубоко впечатления, то вина будет только моя, как композитора.
Чистый сбор первого представления театр даёт в пользу наших союзников-героев, из среды которых вышел такой поэт, как Метерлинк. Глубоко преклоняясь перед эпическим мужеством маленького народа, восставшего на защиту права и справедливости против огромных полчищ тёмной силы, я бесконечно счастлив, что моя музыка будет исполняться именно на этом вечере.
Д.

Биржевые ведомости. 1914. 26 окт. / 8 нояб. Вечерний выпуск. ? 14457. С. 4
__________________________________________________________________.


27 октября 1914 г. Петроград.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Ланговому А.П.

Москва. Мясницкая, 38.
Его Высокородию
Алексею Петровичу Ланговому
____________________________________________
На штемпелях даты: 27.10.14. С.-Петербург. // 28.10.14. Москва.

Дорогой Алексей Петрович,
Мне очень хотелось бы выяснить вопрос с Гавриловым. Теперь, подкрепив себя отзывом Бенуа, я утверждаю, что картины эти не представляют собой находки. Кроме 2-х, 3-х хороших вещей, остальное обычно.

Теньера Бенуа считает подлинным, но я предупреждаю, что его можно выделить из групп, если есть сомнение в цене. Два больших портрета Бенуа считает грубыми, также не советовал вообще брать и Галена. Я очень рад, что случайно устроилась ценная экспертиза Бенуа. Так как теперь начался приток картин из Польши, то будьте добрый предложить г. Гаврилову решить дело положительно или отрицательно, так как теперь всё ясно; я, в виду разных новых предложений, не могу быть всё время в готовности, тем более, что лучшей экспертизы мы не получим, а г. Гаврилов предполагал продать картины.

Простите, что доставляю вам хлопоты и так пользуюсь Вашею любезностью.
Привет Вашей супруге. Душевно Ваш,
НРерих
27 окт. 1914 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 3/249, 2 л.
______________________________
 
  
 

Dies Irae. Смертный день. 1914. Набросок.

27 октября 1914 г. Петроград

В ПОЛЬЗУ ЛАЗАРЕТА ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
В художественном бюро г-жи Добычиной на Марсовом поле, 7 открылась вчера 'Выставка картин в пользу лазарета деятелей искусства'.
Вернисаж привлёк около тысячи человек гостей, и уже многие художествен-ные предметы проданы, но, разумеется, осталось ещё немало прекрасных и просто хорошеньких картин и фарфоровых скульптур. <: >

Во главе русского модернизма в настоящее время следует поставить Н.К. Рериха, картина которого 'Дела человеческие' имеется на выставке. Она - в богатых и глубоких пурпурных тонах, на фоне которых выделяется группа философов из голубо-молочного цвета, который знаменует собою вечность потусторонней мудрости, констатирующей с высоты своей объективности хрупкость человеческих деяний, олицетворённых на картине грудою беспорядочно разбросанного строительного материала на манер кубиков:

Биржевые ведомости. 1914. 27 октября / 9 ноября. Вечерний выпуск. ? 14459.
__________________________________________________________________
 
  
 

Н.К. Рерих. Дела человеческие. 1914.


30 октября 1914 г. Петроград.

ПРАЗДНИК НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
(75-летие школы поощрения художеств)

Ровно три четверти века тому назад было осуществлено прекрасное, поистине культурное и совершенно новое для нашей родины начинание, сыгравшее огромную роль в истории эстетического развития народных масс России.
При Императоре Николае I, 31 октября 1839 года, Министерством финансов во главе которого стоял тогда граф Е.Ф. Канкрин, была открыта первая и единственная в своём роде школа рисования, ныне - школа Императорского Общества поощрения художеств.

История возникновения этого художественного учреждения, созданного с исключительной и скромной целью поднятия художественных вкусов рабочих масс, в кратких чертах такова.

В 1835 году в интересах распространения художественного образования в самых широких народных массах были открыты общественные воскресные классы рисования при Технологическом институте. Начальником этих классов был член мануфак-турного совета, директор военно-типографического депо, д.с.с. Л.Х. Рейссиг. Последний, воочию наблюдая назревшую потребность в среде ремесленников и фабричных рабочих в рассаднике элементарных художественно-эстетических познаний и имея перед собой пример поразительно успешного развития руководимых им классов, пришёл к убеждению, что России, в частности Петрограду, необходима вторая школа, которая могла бы удовлетворить в широких массах жажду художественных познаний и стремление постичь тайны элементарных законов в формах и красках. И вот открытая Министерством финансов в 1939 году школа явилась результатом энергичных ходатайств К.Х. Рейссига, который в полном смысле этого слова является её созидателем, духовным отцом и вдохновителем. Вызванная к жизни энергией К.Х. Рейссига, школа рисования в скором времени становится единственной в России художественной школой. Но особенно блестящий путь неуклонного развития и процветания начинается для школы с момента её перехода под покровительство комитета Общества поощрения художеств в декабре 1857 г.

С этого времени идёт необычайно быстрый рост школы, именующейся уже школой поощрения художеств. Благодаря благотворной неоценимой для школы деятельности таких ближайших её руководителей, как Ф.Ф. Львов, К.П. Колзаков и затем не-сколько позже Д.В. Григорович, школа, необычайно быстро расширяя сферу своей деятельности, в сравнительно короткий период, занимает прочное и почётное место истинного рассадника искусства, причём не только в тех слоях, для которых она предназначалась при своём основании, но, захватив вместе с тем самые разнообразные классы русского общества, открывает всё новые и новые области художествнно-педагогические дела. И. наконец, в последние 8 лет школа достигает высшей точки своего процветания, благодаря нынешнему директору и руководителю, академику Н.К. Рериху, отдающему её весь свой досуг. При нём, между прочим, заведены такие крайне важные для художественной промышленности специальные классы, как, например, класс графики, класс медальерный - в области искусства ныне совершенно забытый, класс съёмки с натуры и изучения стилей. То касается специальных мастерских, то здесь, прежде всего, необходимо назвать мастерскую иконописи, чрезвычайно важную с точки зрения оживления того художества, которое некогда достигало на Руси необычайной высоты своего процветания.

Петроградский курьер. 1914. 30 октября. ? 276. С. 7.
___________________________________________


31 октября 1914 г. Петроград.
Эскизы и кроки

Сегодня исполняется 75-летний юбилей школы Императорского Общества поощрения художеств.
В юбилейной докладной записке, представленной совету школы её директором, Н.К. Рерихом, есть указание на то, что в целом ряде производств мы, к сожалению, находимся в зависимости от Германии.

В ряду таких производств находится, например, обойное дело, фабриканты которого уплачивали в Германию более полумиллиона за резчицко-обойные формы, с таким же успехом могущие быть исполненными в России.
Г-н Рерих спрашивает: не время ли нам придти на помощь этому производству, определив работу резчицко-столярной мастерской теперь же и в этом направлении?

- Вместе с тем, - говорит г. Рерих, - с чувством вполне понятного стыда мы должны сознаться, что стоим в зависимости от Германии в производстве красок, в особенности в столь принятой теперь 'темперы', недостаток которой начнёт ощущаться в самом непродолжительном времени:
Нам, у которых имеется столько благодарного сырья, надлежит немедленно принять меры для пополнения этого пробела.

Петроградская газета. 1914. 31 октября. ? 299. С. 4.
______________________________________________

А. Ростиславов

К 75-ЛЕТИЮ ШКОЛЫ ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
 
  
 

Благодаря текущим событиям исполняющийся сегодня юбилей этой школы будет ознаменован почти только выходом составленного по поручению комитета Общества очерка Николая Макаренко 'Школа Императорского Общества поощрения художеств 1839 - 1914 г.'

Открыта школа была Министерством финансов в 1939 году по инициативе её основателя К.Х. Рейссига, директора военно-топографического депо, заведовавшего воскресно-рисовальными классами при технологическом институте, с целью 'поднять и развить вкус среди рабочих масс'. Помещавшиеся сначала в здании таможни классы едва не закрылись до передачи их Обществу поощрения художников в 1854 г. В настоящем здании на Морской они помещаются с 1878 г. При секретаре Общества Д.В. Григоровиче школа была поставлена по образцу западно-европейских. Уже в 1880 г. число учеников её достигает 1000, сейчас их более 1770; с 1888 г. начинаются командировки учеников в Россию и за границу, а в 1889 г. - крупное явление в жизни школы, открытие пригородных отделений (сейчас их пять) для фабрично-заводских рабочих. Далее открытие художественно-ремесленных мастерских для подготовки мастеров специалистов. В 1889 г., по случаю пятидесятилетнего юбилея, по Высочайшему повелению школе было отпущено 100 тыс. руб. для расширения и приспособления её помещений. Всё это происходило в директорство Е.А. Сабанеева. Но надо отметить, что, наладившись по заграничным образцам и подвергаясь частичным изменениям и реформам, внутренняя художественная жизнь школы остаётся неподвижной до 1906 г., когда директором её назначен Н.К. Рерих. Место не позволяет перечислить ряд реформ, произведённых с этого времени до наших дней. Отсылаю к очерку Н.Е. Макаренко и к тем наглядным иллюстрациям результатов всего произведённого, какими являются отчётные выставки школы. Достаточно сказать, что помимо научных и 7 общерисовальных классов сейчас в школе более 12 специальных, причём некоторые существуют только здесь. Крупная заслуга - в развитии мастерских 9сейчас их 7) и в настойчивом ознакомлении учеников с техникой разных производств. Так были оборудованы и оборудываются иконописная, керамиковая, литографская, рукодельная, чеканные мастерские. Совершенно переродились классы композиции, в рисовальных классах исчезло копирование оригиналов и пр. Наконец, в самое последнее время, в связи с войной, проектируется столярно-резчицкая мастерская (до сих пор более полумиллиона уплачивают немцам за обойно-столярные работы) и собственное производства красок, тоже доставлявшихся, главным образом, немцами. Но важнее всего чисто художественные тенденции, вложенные Рерихом во всё дело и исходящие из основного принципа, что искусство едино. Проводились они при этом постепенно и осторожно, без всякой ломки. Во всех своих реформах Рерих как бы исходил исключительно из нащупывания насущных, подлинно-школьных художественных потребностей, почему все эти реформы жизненны и необходимы. Отсюда такое огромное поднятие уровня работ в рисовальных и этюдных классах, такое широкое их развитие и такое влияние чистого художества на работы специальных мастерских. Общая художественная подготовка здесь такова, что 45 процентов поступающих в Академию художеств - ученики школы.

Словом, на наших глазах школа Общества поощрения художеств выросла в народную школу искусств, где, благодаря полной общедоступности. Открытию пригородных отделений и подлинно-художественной постановке дела, художественное образование становится возможным для самых широких кругов общества. В последнее время сравнительно щедро отпускались суммы на поддержание разных предприятий школы. Сейчас, как и 25 лет назад просвещённые деятели поняли значение поднятия и развития художественного вкуса, сейчас созданная ими школа является вполне заслуживающей общегосударственной, народной поддержки.

Речь. 1914. 31 октября/13 ноября. ? 294. С.5.
________________________________________
****************************************************************************


НОЯБРЬ

7 ноября 1914 г. Петроград.
К ОТКРЫТИЮ ВЫСТАКИ 'ИСКУССТВО СОЮЗНЫХ НАРОДОВ'

В субботу 8 ноября в зале Общества поощрения художеств состоится вернисаж, а в воскресенье открытие первой выставки 'Искусство союзных народов', устраиваемой комиссией художников при Общине св. Евгении в пользу раненых воинов и пострадавших от войны жителей союзных стран.
Выставка представляет выдающийся интерес, так как картины старинных мастеров фламандских, английских, французских и польских (от XVI в. До второй половины XIX в.) собраны из малодоступных частных коллекций гг. Адабаша, кн. Аргутинского-Долгорукова, Александра Н и Л.Н. Бенуа, библиотеки Академии художеств, французского и английского посольств, П.П. Вайнера, Дружинина, А.В. Кривошеина, Поплавского, Н.К. Рериха, Родоканаки, С.И. Шидловского, гр. Е.В. Шуваловой, Щавинского и др. Всего будет выставлено до 300 произведений. Наряду с крупнейшими именами (Рубенс, Йорданс, Ван Дейк, Брейгель, Грёз и др.) - весьма редкие произведения старинных мастеров, не попадающиеся в галереях. Выставка очень хорошо устроена. В глубине зала под старинным гобеленом эстрада, где по понедельникам гг Зилоти и Коутсом будут устраиваться музыкальные вечера.

Речь. 1914. 7/20 ноября. ? 301. С. 6.
_______________________________

Из архива Н.К. Рериха:
Программа музыкальных вечеров Выставки Искусство Союзных Народов

ВЫСТАВКА "ИСКУССТВО СОЮЗНЫХ НАРОДОВ"
(Морская, з8)

25 Ноября, вторник - объяснение С.П. Яремича в 3 ч. дня.

27 Ноября, четверг - квартет под руководством Ф.М. Блюменфельда
от 4 до 6 ч. Плата за вход 1 руб.

30 Ноября, воскресенье - придворный оркестр под управлением г. Варлиха
от 3 до 5 ч. Плата за вход - 1 руб.

1 Декабря, понедельник - музыкальный вечер при участии известных артистов под руководством Ал. Коутса.
Начало в 8 час. Плата за вход - 3 руб.

6 Декабря, суббота - придворный оркестр под управлением г. Варлиха от 3 до 5 ч. Плата за вход - 1 руб.

Отдел рукописей ГТГ ф.44/823 1л.
____________________________


9 ноября 1914 г.
ВЫСТАВКА СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ

Сегодня, 9-го ноября, открывается выставка 'Искусства союзных государств', т.е. Англии, Бельгии, Франции и Польши. Весь чистый доход с выставки поступит в пользу раненых воинов и пострадавшего населения Бельгии (Фландрии), Польши и Франции. Во главе выставки стоит выставочный комитет с председателем его в лице Н.К. Рериха.

В беседе с нашим сотрудником Н.К. Рерих так характеризует идею выставки:
- В настоящее время устроить выставку из частных коллекций было чрезвычайно трудно, и, тем не менее, мы общими дружными усилиями собрали до 350 произведений, среди которых многие публике ещё не известны. Задача предстоящей выставки заключается в стремлении ознакомить публику с характером основных элементов творчества союзных и дружественных нам народов. Выставка обнимает искусство Англии, Фландрии (Бельгии), Франции и Польши. Искусству Японии и дружественных нам балканских народов будет посвящена вторая выставка.

Я надеюсь, что публика сочувственно встретит выставки, так как помимо добрых целей своих выставка чрезвычайно интересна и с художественной стороны. Отмечу, между прочим, что польский отдел составлен из материалов, любезно выданных нам Императорской Академии художеств, и представляет собой малоизвестные виды городов, к которым невольно теперь приковано наше внимание, и чрезвычайно интересные сцены польской жизни XVIII века.

Цель нашей выставки совершенно ясна: пусть в те минуты, когда всё государство служит общей идее освобождения от варварства и милитаризма, и искусство принесёт посильную дань великому народу!

Биржевые ведомости. 1914. 9/22 ноября. Утренний выпуск. ? 14484. С. 5.
______________________________________________________________

21ноября 1914 г. Петроград

ПАМЯТНИК НА МОГИЛЕ А.И. КУИНДЖИ
 
  
 

21 ноября состоялся осмотр законченного памятника проф. А.И. Куинджи членами Общества его имени.
Памятник воздвигнут по проекту академика А.В. Щусева в крымско-античном стиле (А.И. был крымчак по рождению) из гранита и богато орнаментирован мозаикой по проекту академика Н.К. Рериха, исполненной художественной мастерской В.А. Фролова. Бюст великого живописца исполнен проф. В.А. Беклемишевым. Рядом с памятником Куинджи находится памятник его ученика и первого председателя Общества его имени - Крыжицкого.

Вечернее время. 1914. 21 ноября/4 декабря. ?945. С. 3.
_______________________________________________


22 ноября 1914 г. Петроград

Сегодня на Смоленском кладбище состоится освящение памятника, сооружённого на могиле знаменитого пейзажиста А.И. Куинджи Обществом его имени. Пьедестал памятника построен из гранита по проекту архитектора А.В. Щусева с мозаичной отделкой в стиле старинных крымских построек, выполненной по рисункам академика Н.К. Рериха. Профессором В.А. Беклемишевым вылеплен для памятника бюст Куинджи в натуральную величину. Бюст отлит из тёмной бронзы.

Биржевые ведомости. 1914. 22 ноября/5 декабря. Утр. выпуск. ? 14510. С. 4.
_________________________________________________________________

26 ноября 1914 г. Петроград.
Благодарность Н.К. Рериху от Общества им. А.И. Куинджи
 
  
 

Общее Собрание 26 ноября 1914 г.
Единогласно постановило принести Вам, дорогой Николай Константинович, искреннюю благодарность за безвозмездный труд по созданию памятника незабвенному А.И. Куинджи

(46 подписей)
Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/883, 1 л.
__________________________________

26 ноября 1914 г.
Приглашение Рериху Н.К. на товарищеский обед Общества им. Куинджи

Состоящее под Высочайшим Государя Императора
Покровительством Общество имени А.И. Куинджи.
-------------
ПРАВЛЕНИЕ
------
26 Ноября 1914 г.
? 266
С.-Петербургъ, ул. Гоголя, 17,
Милостивый Государь, Николай Константинович.
Правление Общества, принося Вам свою искреннюю признательность за Ваше любезное участие в сооружении памятника на могиле А. И.Куинджи, просит Вас не отказать, пожаловать в воскресенье 30 сего Ноября к 6 час. вечера на товарищеский Обед, в помещение Общества.
Председатель Правления Н. Богданов-Бельск.(подпись)
Секретарь А. Фролов (подпись)
Справа внизу подпись:
<:>
Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/631, 1 л.
****************************************************************************************

ДЕКАБРЬ

9 декабря 1914 г. Петроград
ОПЕРА 'БЕАТРИСА' В ТЕАТРЕ 'МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ'
(Беседа с А.А. Давидовым)

- Покойная певица Забела-Врубель, горячо увлекавшаяся драмой Метерлинка 'Сестра Беатриса', первая натолкнула меня много лет назад на мысль написать оперу 'Беатриса'. Но приняться зав работу как следует удалось только четыре года назад. По возможности я избегал всяких сокращений текста чудесного произведения Метерлинка, и только в четвёртом акте по соображениям чисто звуковым, мной введена партия Беллидора. Это изменение текста имеет своё логическое оправдание: я восстановил, так сказать, Беллидора в его правах злого духа, как он выведен в средневековой легенде, послужившей канвой для драмы.
О характере музыки самому автору трудно говорить. Могу только сказать, что до сих пор я был убеждённым мелодистом и, надеюсь, таким останусь до конца жиз-ни. Всё остальное, т.е. гармония, контрапункт, тембр (оркестровка), составляют лишь одежды и никогда не должны приобретать доминирующего значения, и тем более в опере, где в распоряжении композитора лучший из всех инструментов - человеческий голос, играющий по своему существу главную роль в опере. В 'Беатрисе' и отведено главное место голосу. Много внимания уделено мной и хору. И за эту сторону оперы, несмотря на трудности, вызываемые сценой, да и музыкой, бояться не приходится, так как хор 'Музыкальной драмы' стоит на должной высоте.
Главные партии 'Беатрисы' в руках артистов, которые уже на первых спевках показали, что созданные ими образы будут вполне гармонировать с общим духом оперы. О декорациях и постановке говорить не приходится: имени Н.К. Рериха, И.М. Лапицкого и Н.Н. Арбатова говорят сами за себя. Руководство музыкальное я просил взять на себя М.А. Бихтера, хотя иногда и слишком увлекающегося в своих тенденциях, но прекрасного музыканта. Конечно, я лично принимаю близкое участие в постановке и надеюсь, что опера пойдёт так, как она мне представлялась, когда я её писал.
В общей концепции оперы мне хотелось создать настроение средневекового монастыря с его экзальтированной жизнью, проникнутой мистическим духом. Вся легенда обвеяна чудом, проникнута чисто христианской всепрощающей любовью и милосердием.
Мне были совершенно не понятны требования цензуры в устранении именно этой стороны либретто. Почему оживление статуи на сцене могло оскорбить религиозное чувство? Мне кажется, что все затруднения, которые в том отношении со стороны цензуры испытывает сцена - одно печальное недоразумение, пережиток далёкой старины, когда театр считали 'бесовским действом' и не понимали его высокого культурного значения. Впрочем, должен сказать, что по отношению к 'Беатрисе' цензура не была слишком жестока и, кроме некоторых мелочей, потребовала лишь, чтобы статуя не была видна зрителям.

Вечернее время. 1914. 9 / 22 декабря. ? 963. С. 3.
__________________________________________
 
  
 

':по отношению к 'Беатрисе' цензура не была слишком жестока и, кроме некоторых мелочей, потребовала лишь, чтобы статуя не была видна зрителям'.
_____________________________________

11 декабря 1914 г.
Письмо К. Ардаматского к Рериху Н.К.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМЕИЯМИ И ДЕЛАМИ
княгини М.К. ТЕНИШЕВОЙ
Почт.-тел. адрес: Смоленск, почт. я. ? 30-й; тел. ? 33
Имение ТАЛАШКИНО
*********************************

Декабря 11 дня 1914 г.
Многоуважаемый
Николай Константинович,
Приезжал мастер-Алексеев от Левинсона фотографировать живопись церкви. Говорил, что было темновато для этой работы, но допускал, что выйдет всё хорошо. Обратил внимание на потёки коричневой краски. Сходит она с позолоченных изображений зверей, птиц и пр., которые окаймлены ею. Краска клейкая. Пока не засохла, стирается бесследно. Это, впрочем, нужно делать умело, и за это из нас никто не брался. Сырости, как он передавал, в церкви не замечал и явление с краской объяснял не особенно хорошим её качеством. Обещал написать и Вам об этом. Не найдёте ли лучшим приехать лично и убедиться в том, что есть на самом деле.
Прошу Вас принять моё уверение в совершенном почтении и уважении

К. Ардаматский

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/576, 1 л. (машинопись)
_____________________________________________


13 декабря 1914 г. Петроград.

ИСКУССТВО И ТЕАТР
Мы сообщали уже о том, что в Музыкальной драме 18-го декабря пойдёт отрывок из оперы 'Принцесса Мален'. Подробнее можем сообщить следующее. Режиссёром Лапицким будут поставлены две разговорно-мимические сцены из этой оперы, декорации к которым написаны академиком Н.К. Рерихом.
Диалогический текст для этих сцен взят из драмы Метерлинка 'Принцесса Мален', мимические же сцены будут сопровождаться музыкой Максимилиана Штемберга.

Первая картина, которая называется 'Счастье', представляет принцессу, которая сидит на террасе дворца, разбирает цветы, делает букеты и, бесконечно счастливая и радостная, любуется окружающей её пышностью дворца, роскошным садом и ликующей природой. К принцессе приходит король, который тоже очень радостен и доволен семейным счастьем.

Вторая сцена даёт совершенно противоположную картину, картину войны и полного разрушения. Принцесса заточена в башнею. В великом отчаянии и горе разбирает стену башни по камешку, делает в ней небольшую дыру и в ужасе наблюдает то разрушение, которое причинено нашествием врага. Всё вокруг башни превращено в сплошные руины, объято пламенем грандиозных пожаров.
Картина называется 'Разрушение'.

Петроградский курьер. 1914. 13 декабря. ? 320. С. 5-6.
_______________________________________________


25 декабря 1914 г.

Николай Рерих
СОН

Перед войною сны были:
Едем полем. За бугром тучи встают. Гроза. Сквозь тучу, стремглав молнией, в землю упёрся огненный змей. Многоглавый.
Или: едем серой равниною. Холм высокий темнеет. Смотрим: не холм, а змей серый клубом завился.

Ещё задолго были заклятия. Заклинали лихих. Заклинали кривду. Заклинали и зверем, и птицею. Заклинали землёй и водой. Не помогло. Выползли гады.
Потом были знамения. Не усмотрели их. Не поверили. Не додумались. Толпой растоптали.

И проснулся змей. Поднялся враг рода человеческого. Пытался злословно мир покорить. Города порушить. Осквернить храмы. Испепелить людей и строения. Поднялся себе на смерть.
Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются.
Лёг ночь переспать.

Думал: увижу волхвов великих. Хотел посмотреть, что у них в тороках увязано. Какою они едут дорогою? Чтобы показали, куда и откуда.
Но не показались волхвы. Верно, рано ещё. Не выехали.

Показались двое других.
Один - средовек, в старой синей рубахе. В кафтане тёмном, тоже ветхом. Волосы длинноватые. В деснице - три кочерги. Держит их концами вверх. Замечайте: вверх.
Прокопий Праведный - тот, что увел тучу каменную от Устюга Великого. Тот, что за неведомых молился.
А другой - белый и старый. С мечом и со градом.
Конечно, Никола Святитель!
Вместо волхвов со звездою эти пришли.

Прокопий говорит:
"Не удаляйтеся Земли. Земля красная, злом раскалённая. Но жар зла питает корни Древа, а на нём свивает Добро Преблагое гнездо своё. Принимайте труд на Земле. Восходите к океану небесному, нам темному.
Берегите Благое Древо: на нём Добро живёт. Земля есть источник горя, но из горя вырастают радости. Высший всех знает время радостей ваших.
Не удаляйся Земли. Посидим, о дальних странствующих подумаем".

Другой, седоватый, меч поднял; а к нему люди подвинулись. Много их выступило: "Никола Милостивый! Ты - Чудотворец! Ты - Могущий! Ты - Святитель воинствующий!
Ты - сердца побеждающий! Ты - Водитель мыслей истинных! Силы земные Ты знающий!
Ты - меч хранящий! Ты - городам Заступник! Ты - правду зрящий! Слышишь, Владыко, моления?
Злые силы на нас ополчилися. Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град - врагам озлобление!
Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, все воинство!
Чудотворец! Яви грозный Лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!
Мы стоим без страха и трепета".

Русское слово (Москва). 1914. 25 декабря / 1915. 7 января. ? 297. С. 6.
____________________________________________________________