Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ Н.К. РЕРИХА

Том 45. 1944 г.
(А - З)
***********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

24 марта 1944 г.
А.А. Игнатьев. "Пятьдесят лет в строю". (8 февраля 1944 г.)
АРКА. (1 июня 1944 г.)
АРКА. (18 февраля 1944 г.)
АРКА. (14 марта 1944 г.)
БИТВА (24 августа 1944 г.)
БОРЬБА ЗА КУЛЬТУРУ (24 марта 1944 г.)
ВПЕРЁД (15 октября 1944 г.)
ГЕРОИ (24 декабря 1944 г.)
ГЕРОИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (1 января 1944 г.)
Грабарь (25 апреля 1944 г.)
ДОБРАЯ МЫСЛЬ (12 января 1944 г.)
ДОБРЫЕ ВЕСТИ (4 мая 1944 г.)
ДОЗОР (7 апреля 1944 г.)
ЖИВЁМ (20 марта 1944 г.)
ЗАБОТНО (1 декабря 1944 г.)
ЗНАМЕНОСЦЫ (13 апреля 1944 г.)
ЗНАМЯ МИРА (4 января 1944 г.)
ЗНАМЯ МИРА (24 сентября 1944 г.)
********************************************************************************


24 МАРТА

24 Марта встречаете среди напряжённой полезной деятельности. Подошли новые дела, обновились прежние. Трудное военное время не помешало росту работы. Сознание подсказывает, какое славное расширение возможно.
Радость, большая радость, когда видишь, что победное преодоление совершается. Волна победы докатилась в урочное время. Жаль, что привет к Памятному Дню невозможно послать друзьям, в рассеянии сущим. Где все они? Как выжили, как преодолели?

Во многих странах притаились друзья. Пошлём им мысленно наш сердечный привет. Вспомним о них в день памятный. Недалёк уже день вести радости. А наши-то, наши русские Победы! Так и гремят. Там, где весь народ встал за свою землю, там он непобедим. Особое 24 Марта свидетельствует о победах народных.

Вот если бы все члены АРКА проявили то же сплочённое, деятельное устремление. Из родников и большие реки зачинаются. За это время дошёл от Зины третий 'Мир Огненный', получены две Ваши телеграммы, дошёл 'Великий Облик' в переводе Дутко и Дельфийский журнал с моей статьёй 'Мусоргский, Станиславский, Дягилев'. Также доплыли два выпуска 'Современного Музея' со многими их чудачествами. Получен и портрет Уида (в их журнале). Хорошее лицо - передайте ему наш привет.
Ценно, что он живёт высокими идеалами. При этом он работает, а не только числится на списках.

Вы писали, что БОКС присылает Вам много материала. Попросите их также посылать ко мне как Поч[ётному] председателю АРКА. Прямо сюда - мы имеем полезное применение.

Удивительно, почему Б.К. не пишет и даже не воспользовался связью через Д.? Не вернулся ли теперь Д. и нельзя ли от него узнать подробности их свидания. Очень странно, что Б.К. замолчал и Вам и нам. Может быть, Д. даст намёк, что именно мешает Б.К. продолжать переписку, им же начатую.

Нет ли новостей о 'Славе'? Хоть бы эскизы для Мясина не задержались в пути. Так хочется, чтобы они дошли вовремя. Очень ценю, что он поддерживает дягилевские традиции и тем способствует Русскому Делу.

АРКА помогает всюду, где может быть культурная польза. Работаем мы усиленно. Послал Вам пароходной почтой несколько страниц из книги Тампи - авось дойдут! В Калькутте в журнале 'Дон оф Индия' напечатано обращение Уида об АРКА - попробую послать Вам этот номер. Отметьте и это в Ваших отчетах об АРКА. Сердечный привет всем друзьям, дорогим сотрудникам к 24 Марта.

1 Марта 1944 г.
Рерих Н. К. Листы дневника М.: МЦР, 1996. Т.З,
__________________________________________


А. А. ИГНАТЬЕВ.
"ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ В СТРОЮ"

"Из тьмы веков, через голову извечного общего врага тянулись нити непонятной взаимной симпатии между Россией и Францией - странами, столь отличными и по своему характеру и по своей исторической судьбе.

Когда в мировую войну германские полчища вторглись во Францию и приближались к древнему городу Реймсу, угрожая чуду архитектуры - Реймскому Собору, я просил французов спасти хранившийся там драгоценный памятник русской письменности - евангелие на славянском языке XI века нашей эры.

История этого рукописного документа такова: колыбель русской культуры - Киев стал уже в эту эпоху известен Европе, с ним начали считаться, и французский король, Генрих I, испросил себе в супруги дочь киевского князя Ярослава - Анну. Сделавшись французской королевой, она принесла присягу, положив руку на евангелие, привезённое из Киева. С тех пор все французские королевы приносили присягу на верность Франции на том же русском документе".

"...Не меньшим успехом пользовался в предвоенном Париже и русский балет. Он был, однако, совершенно отличен от традиционного балета Мариинского театра. Для заграницы надо было создать нечто артистически целое: танцы, наглядно отображающие музыкальный замысел автора, танцы, пластическая экспрессия которых идёт в унисон с музыкой. Пионером в этом новом жанре хореографического искусства выступил Дягилев. Сын кавалергардского офицера, поначалу только талантливый дилетант, он быстро достиг высокой эрудиции в области искусств и сумел составить свою труппу из таких первоклассных артистов, как Павлова, Карсавина и неподражаемый Нижинский. В России места для этого новатора не нашлось. Консервативный императорский балет не мог примириться с революцией в театральном искусстве. Использованная Дягилевым музыка Римского-Корсакова, Черепнина, Прокофьева, Стравинского требовала новых, полных смелой оригинальности постановок, декораций Бакста, Рериха, Бенуа и не только классических танцоров, но и высокоталантливых исполнителей.

Париж ахнул, Париж потерял голову: в России - тёмная реакция, а в Париже - русские балеты, представляющие для искусства дерзкий отрыв от прошлого и смелый прыжок к новому и неизвестному".

8 февраля 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. (Архив МЦР)
____________________________________________________


АРКА

Долетели Ваши письма от 14 Апреля и письмо Жина из Атланты от 24 Апреля. Ужас, сколько больных - и Зина, и СМ., и жена Жина! Как теперь Ваши болящие? Надеемся, что всё ладно. А у нас домашний лазарет продолжается. Не успел Святослав немного оправиться - то же самое началось у Е.И. Какая-то особая форма - среднее между трахеитом, бронхитом и коклюшем. Эта новая комбинация проявляется повсюду - как бы эпидемия армагеддонная. Конечно, уродливые, жёстокие обстоятельства должны поражать и слизистые оболочки. Нельзя пять лет перегружать пространство взрывами без последствий. Очень томительно такое длительное воспаление, особенно по ночам. Теперь Е.И. лучше, но всё ещё далеко не ладно. Замечательно, что эта новая форма повсеместна. Длится от одного до трёх месяцев.

Спрашиваете, как быть с инкорпорированием? Мы уже писали, что оно желательно и чем проще - тем лучше. Главное - польза дела! Перевод "М.О." хорош, и само издание хорошо. Всё, что пишете о деятельности АРКА, отрадно. Полезные люди будут приближаться. Также получен отчёт АРКА и "Сюрвей" с интересными фото. Конечно, в следующем отчёте Вы упомянете об этом номере "Сюрвей". Отчет АРКА очень хорош и внешне и внутренне. Любопытно, что скажет ВОКС, получив этот отчёт? К сожалению, все такие обороты возьмут много месяцев. Для будущего отчёта заведите папку и накопляйте в ней все новости и большие и малые - потом легче составлять. Мало ли полезных запросов, телефонов, писем происходит - упоминание о них даёт ширину картины. Не отозвались ли почётные советники на отчёт? В какие газеты и журналы пошлёте? Всё это значительно и своевременно.

В "Красной Звезде" сообщается, что Тенишевский Музей в Смоленске разграблен. Там был мой эскиз "Царицы Небесной" - значит, и ещё один покойник. Вероятно, и стенопись в храме тоже погибла. ТАСС прислал недавно вышедшую монографию умершего Рылова. В ней упоминается об уничтожении моих фресок Масловым. Жаль, что Рылов не знает всей моей заграничной работы и даже не знает, что мы были в Москве в 1926 году. Странно, до какой степени разъединены народы сейчас, вопреки всем путям сообщения. Видимо, Рылов не видался с Б.К., ибо ни о нём, ни о Стёпе не поминает, а ведь жили они в одном городе и долго вместе работали в Обществе Поощрения.

Если собрать всё, что писали обо мне Рылов, Грабарь, Бенуа, Маковский, Ба-бенчиков, Голлербах, Иванов, кн. Тенишева, Дымов, Койранский, Бурлюк, Рудзитис, Л.Андреев, Кузьмин и другие за последнюю четверть века, какие противоречия окажутся! Где же тут разобраться постороннему читателю?! А если ещё добавить иностранных писателей, то получится немалая энигма.
Вы писали, что вследствие спешного течения дел АРКА наша Академия ока-залась в тихом русле. Вполне понятно! Сейчас АРКА должна спешить со своими утверждениями. Академии временно трудно, ибо много молодёжи отвлечено вой-ною, да и Вам не разорваться же на все дела. Ведь и помощников мало! Впрочем, в теперешнее переходное время везде трудно. Конечно, такое утешение не очень-то утешительно, но, впрочем, "нагружайте меня, когда иду в сад прекрасный" - давно сказано. В следующем [отчёте] подчеркните Ваши непосредственные сношения с ВОКС, их оценку и пересылку им "Славы". Среди книг, имеющихся у Вас, должны быть "Адамант" и "Селиванова" и маленькая монография "Корона Мунди". Пожалуйста, пришлите её шесть экземпляров. Не остаются ли какие книги на складе у Катрин или в Либерти ? Здесь есть спрос на Конлана - теперь скоро его текст появится в Аллахабаде, но люди хотят рижскую большую монографию. ТАСС прислал два номера московского журнала "Славяне" - вероятно, и Вы его видели. Во втором номере (Февраль) есть статья Юрия Окова (кто такой?) "Среди русских в Америке" - прочтите, следует знать. Об АРКА то же самое, что и Вы в письме приводили. Не увеличить ли при случае число почётных советников?
Радуюсь, что Ваши музейные изыскания успешны. Значит, "Ведущая", по за-вещанию Пальмер, теперь в Музее Коннектикут. Две картины - "Человечьи пра-отцы" и "Берендеева слобода" - после Бринтона в Филадельфийском Музее. По-степенно и ещё найдётся. Не было ли в Хартворде? Ценные сведения о русском искусстве накопятся.
Прилетит это письмо к Вам уже в середине лета. Да будет Вам всем хорошо. Чуем, как трудно бывает. Из всех житейских решений избирайте самое простое - уж очень сложна сейчас жизнь. Привет всем Вам, всем друзьям. Милые Жины, зна-ем, как трудитесь Вы на общую пользу, сколько добрых слов сеете Вы о единении, о справедливости, об истинном преуспеянии. И взойдут Ваши честные посевы и загорятся новые молодые сердца. Милые Катрин и Инге, Вы неустанно трудитесь на пользу единения великих народов. Радуемся слышать от Зины, как Вы поддер-живаете АРКА, и Зина и Дедлей так ценят совещания с Вами. Великий двигатель - единение и доверие. Истинное добро возрастет из Ваших общих достойных трудов. Милые Муромцевы, и Вы близки общему славному делу - дорого нам узнавать о Ваших сердечных беседах. Подходите ближе и крепче. Сейте добро во славу народа русского. Светло смотрите в будущее и чуйте Вы все наши сердечные мысли о Вас всех. Так и скажите душевно друг другу о единении, о взаимном доверии, о нерушимом сотрудничестве. И любите друг друга, помогите обоюдно всем, чем можете, а ведь сердце человеческое может многим чем помочь.

1 июня 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. (Архив МЦР)
__________________________________________________


АРКА

Только что послали мы Вам телеграмму о пролёте двух Ваших писем, а тут-то они и пришли. Теперь мы имеем от 25 Ноября, 13 Декабря и 27 Декабря - три письма и какие славные письма! Все Ваши сведения об успехах АРКА нас глубоко радуют. Творится большое полезнейшее дело. Вы вписываете в Вашу деятельность прекрасную главу. Понимаем, как должны Вы уставать, но сознание великой поль-зы приносимой окрылит и удесятерит силы.

Посылаю "Русскому Сердцу", можете использовать как можно лучше.
Скажите Вашим новым друзьям, как мы все хотели бы приложить наши силы и знания там, на месте. Непременно скажите! Непонятно, отчего Б.К. не дал письма Вам и нам через Д.? Напишите ему через Д. и скажите, что мы очень ждём. Радуемся и успеху "Мира Огненного" - так и должно быть.
Предостерегите Д. от Греб. - он впал в ярое кощунство и старается заразить добрых людей. Выписки из его писем сохраните - пригодятся! Он кощунствует и вредит русскому делу - долой его! Истина развалиться не может. Никакое грабительство не нарушит истину. Радуемся, что Вы не огорчаетесь отношением Олбани. Если там "доллар - король", то Вам не по пути. Можно и без них преуспеть. Вы помните, что то же самое было и при начале Мастер Института.

После двух месяцев переписки было разрешено послать эскизы "Половецких плясок", что мы немедленно и сделали. Надеюсь, посылка дойдет к Вам благополучно. За эти недели пришла ещё одна книга "М.О." - на этот раз от Зины. Пришли брошюры от Музея Нового Искусства, три журнала из Калифорнии и один журнал от Аниты Мюль из Охайо (поблагодарите её). Как идёт продажа книг? Вообще, какие книги у Вас имеются? И сколько? Здесь спрос на "Алтай-Гималаи". Вообще, странно, что издательства не посылали книг в Индию. Здешний книжный рынок очень расширяется. И опять был спрос на Конлана. Существует ли это издание, да и он сам? Прилагаю образец холста. Кто знает, может быть найдётся. Он был от Лефранка, не было ли в Нью-Йорке его представителя? Нет ли движения со "Славою"?
Сейчас мы все здоровы. Надеемся, что и у Вас ладно. Итак, в добрый час - "пер аспера - ад астра". Всем Вам, нашим дорогим, шлём душевные мысли.

18 февраля 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. (Архив МЦР)
__________________________________________________


АРКА

Пришла новогодняя весточка от Жина - привет им, хорошие они, редкие люди. Пусть бы и к АРКА они поближе были. Между прочим, уже давным-давно мы говорили, что в каждом деле должны быть законные заместители. Не будет ли Жин таким заместителем в Картинной Корпорации? Кстати, кто заместители у Катрин и Инге? В случае какого-нибудь непредвидённого отъезда такие готовые деятели вдруг могут понадобиться. Ведь грабители всегда ждут случая, чтобы нежданно напасть. И Зина могла бы быть заместительницей чьей-либо. И война теперь достаточно показала, насколько должна быть предусмотрена каждая неожиданность. Злой враг Гитлер, а Хорш ещё злее. Сделайте, как лучше и крепче.

Узнайте о судьбе 'Славы'. Это важно не только по личным отношениям, но и потому, что 'Слава' была передана через АРКА. Должно быть, в ближайших Ваших письмах будет и годовой отчёт АРКА. Хорошо, что этот отчет выйдет ладным, ведь он пойдёт и в ВОКС, и ко всем поч[ётным] советникам. Надо, чтобы они не заскучали. Вы будете рады узнать, что с нашей выставки в Гайдерабаде некоторая сумма (входная плата и пр.) была послана через м-с Черчилль в Русский Красный Крест. Давно мне хотелось туда послать, а тут Комитет выставки сделал это очень достойно. Хорошо, что Вы устраиваете в одной из студий выставку материалов из ВОКСа.
Когда она сменяется или дополняется, давайте знать в хронику тех газет или журналов, которые симпатизируют русскому сближению. Ведь есть же такие!

Из-за медленности почты мы не знаем Ваших текущих дел - уже целая зима прошла. Эти строки дойдут к Вам уже к лету, и много событий за это время совершится. У нас полная весна. Снег около дома сошёл. Цветут сливы и абрикосы. Думаем о Вас, так хочется, чтобы у Вас всё было ладно и бодро. Душевный привет друзьям.

14 Марта 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
___________________________________________________


БИТВА

Один здешний автор С.Д. пишет:
"Наверно, я не знаю многого из жизни Р., может быть, не знаю большей части её, но и то, что знаю, говорит мне, что жизнь Гурудева есть постоянная, нескончаемая битва. Р. умеет оборонять высокие идеалы и, обороняя, переходит в наступления, выигрывая свои культурные сражения.

Ни годы, ни сложные обстоятельства не уменьшают творческую энергию мастера. Он умеет ждать, он полон терпения, чтобы тем полнее отразить вражеские нападения. Клевету он отбивает мастерскими, убедительными примерами своего труда.

По-видимому, нет дня, когда бы Р. не трудился, не создавал чего-то прекрасного и полезного. Он знает твёрдо, что земная жизнь есть непрестанная битва. Мастер претворяет в действительность завет: "Благословенны препятствия - ими мы растём".

Автор сказал о битве правильно. Всю жизнь боролись и бились. Победы давались нелегко, но тем они были нам ценнее. Автор многого не знает и не может знать далёкой борьбы. Да и свои-то авторы вследствие многих наших странствий тоже не могут усмотреть весь путь.

Странно, всегда мечтали о мире, о мире всего мира, а жизнь вела битвами, какими разнообразными битвами! Иной раз казалось, неужели нельзя было обойтись без того или иного сражения? Но нет, ведь не мы искали битвы, а она надвигалась неизбежно. И как говорил один наш друг: "Нужно защищаться".

Одна оборона бессильна, значит, приходилось наступать и действовать. Наверно, благословенно это действие, когда, подобно Дмитрию Донскому, можно ответить Преподобному Сергию: "Все средства к миру исчерпаны". И ответ был: "Тогда победишь!"

Чего только не было! Всякие враги нападали, всякие грабители ограбляли, угрожали, разрушали. И опять битва становилась неизбежной. А злоречие-то! А зависти-то, зависти сколько! Правильно Бальзак заметил: "Как объяснишь существование зависти? Порока, не приносящего никакой выгоды"! А клеветы, клеветы-то сколько! Однажды Куинджи сказал клеветникам: "Сами не замечаете, как сделали Р. не только всемогущим, но и вездесущим".

Лучше и не вспоминать. Сколько раз говоришь себе - не вспоминать о былых битвах, а вот объявится писатель и снова к слову придётся. Нужно смотреть лишь вперёд. Смотреть зорко и радостно. Кладоискатели учили: "А будешь брать клад - не оборачивайся".

24 августа 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
__________________________________________________


БОРЬБА ЗА КУЛЬТУРУ

Пришёл Ваш пакет с любопытной газетой 'Ограбленное искусство', с хорошей программой АРКА и двумя журналами. Вы знаете, что к писаниям 'тибетца' нужно относиться осторожно. Сейчас долетело Ваше многозначительное письмо от 25-26 Января. Глубоко понимаем Ваше справедливое негодование, когда Вам приходится выслушивать грубые суждения против борьбы за Культуру, и это ещё в стенах Культурной Ассоциации. Хорошо также и тухлое староселье! Всё это весьма прискорбно.

Вероятно, в будущем выяснится, с кем возможно сотрудничество. Только невежды могут говорить, что служение Культуре есть пропаганда. Хотелось бы знать, какая книга не есть пропаганда мысли, в ней выраженной. За Культуру приходится выносить многое. Вы совершенно правы, оставаясь на зорком дозоре. Сами обстоятельства покажут, как воспринять происходящее. Что-то очень тёмное сквозит за невежественными выпадами против Культуры. Спрашивается, в чём же деятельность АРКА, как не в обоюдном оповещении о Культурной жизни? И в прошлую войну опубликовывались акты вандализма, и это было предупреждением заблудшему человечеству. Но Вам-то, Вам как тяжко одиноко стоять на бессменном дозоре! Впрочем, это одиночество лишь кажущееся. Вы не одиноки. А всякие невежды и клеветники неизбежны. И чем идеал выше, тем больше псов его облаивают. Вот Вы поминали о какой-то теософке-клеветнице. Конечно, клеветников всегда было много, а в теперешнее смятенное время они умножились. Давно Крылов сказал: 'Коль слушать все людские речи, придется и осла взвалить себе на плечи'. Старая истина! Но в Вашем случае клеветала теософка, и это показательно. Не раз слышалась клевета из Адьяра и из Женевы, и можно лишь удивляться, что, так сказать, философы не умеют уберечься от гнуснейшей человеческой привычки.
Клеветник - лгун - невежда! Конечно, от клопов следует оберегаться. Что делать - и на такую оборону приходится тратить энергию, а то заползут вонючки.

Скоро выходит брошюра Ренца о Пакте. Все время приходится слышать нежданные упоминания - то из Лондона, то из Испании, то из Ватикана. 'Благословение' бомбами заставляет людей вспомнить о добрых желаниях облегчить участь человеческую. Я послал письмом статьи для мисс Лерер через Вас - авось дойдут. Поблагодарите Дутко за её переводы.
Трогательно, как она тянется ко благу. Ободрите, отеплите её. Дойдут ли эскизы для Мясина? Когда? Как? А хотелось бы! Также хочется знать судьбу 'Славы' - это так важно. Если в студиях есть место для материалов ВОКСа, то сделайте там постоянную выставку и назначьте определённые два-три часа в день. Пусть к Вам приходят. Об этом сделайте объявление и в консульстве, и в посольстве, наверное, там есть доска для объявлений. Бывало, у нас в Общество Поощрения от трёх до шести постоянно приходили многие полезные люди. Был как бы живой клуб, и многое хорошее там зарождалось. Конечно, нужно время, чтобы образовалась такая добрая привычка. О такой постоянной выставке и в ВОКС должно сообщить. Ведь то будет живой нерв Культуры.

Когда выставка где-то далеко на стороне, никогда не знаете, как она показана и что при этом сказано. А тут, дома, могут быть лучшие объяснения. Да и расположить материалы можно привлекательно.
Размещение выставки есть уже ключ к успеху. Самые лучшие вещи можно убить их нелепым расположением. А тут, когда всякие тухлые староселья еще прозябают, каждое сведение о Культуре должно быть заботливо обережено.

Человечество сейчас мечется в неслыханном водовороте, и тем более нужно настойчиво напоминать о Культуре. Увы, значение её совсем изуродовано. Опять вылезли смешения Культуры с цивилизацией, а то и с 'древним ужасом', не раз потрясавшим человечество. Гибнут, гибнут памятники гения человеческого. Близится жестокий 'шапочный разбор'. Но сердце человека рвётся к героизму, к подвигу. Воинство русское являет неслыханные победы во имя Родины и Светлого будущего. Культура есть молот будущего. Особенно ценны труды во имя Культуры, когда они рождаются не в роскоши, в избытке, но среди нелёгкой каждодневной работы, в напряжении творящей психической энергии.

Вероятно, у Вас спрашивают, какую русскую историю прочитать. Укажите: 'История России' проф. Bepнадского. Всё-таки мало знают нашу великую Родину. Хорошо ещё, что умножаются уроки русского языка. Пишут, что в России теперь кличка 'антикультурный' является оскорбительным ругательством.

Русские воины идут в бой с кличем: 'За Толстого! За Пушкина!'. Знаменательно! Хочется закончить одним из любимых стихотворений А.Толстого:

Пусть тот, чья честь не без укора,
Страшится мнения людей;
Пусть ищет шаткой он опоры
В рукоплесканиях друзей.
Но кто в самом себе уверен,
Того хулы не потрясут;
Его глагол не лицемерен,
Ему чужой не нужен суд.
Ни пред какой земною властью
Своей он мысли не таит,
Не льстит неправому пристрастью,
Вражде неправой не кадит.
Ни пред венчанными царями,
Ни пред судилищем молвы
Он не торгуется словами,
Не клонит рабски головы.
Друзьям в угодность, боязливо
Он никому не шлёт укор;
Когда ж толпа несправедливо
Свой постановит приговор,
Один, не следуя за нею,
Пред тем, что чисто и светло,
Дерзает он, благоговея,
Склонить свободное чело.

Сердечный привет всем друзьям и добрым сотрудникам. Вперёд, вперёд и вперёд!

24 Марта 1944 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника'. М., 1996. Т.З
________________________________________


ВПЕРЁД

Спасибо за письмо от 31 Августа. Много в нём неожиданностей. Какая именно болезнь Б.К.? Не сообщит ли Д., в чём дело? И с какого времени Б.К. в госпитале? Удивителен эпизод с Валентиною. Всё это печально! Может быть, были и какие-нибудь иные причины? Общество А.Й. начните спокойно. Пусть приходят - беседуют без хлопот. Жалеем о Ваших сведениях о Мур[омцевых]. Ничего не поделаешь.

Получены два пакета холста от Муромцева. Большая радость. Холст хороший, очень пригодится. Взяли 41 рупию за пошлину, какая же цена самого холста? Напишите. Краски оказались масляные, а я употребляю для темперы в порошке - эти Светику для масляных картин будут хороши. Если бы Мясин заплатил - можно за холст отдать. Отсюда денег невозможно переслать.

Получено разрешение на издание "Химават". Условия следующие: 1. Печатать не более тысячи экземпляров. 2. Книга должна содержать не более 350 страниц. 3. Страница не более как 5 1/2 на 3 1/2. Такие условия ещё при пожертвовании Р[усскому] Красному Кресту. Далеко не уедешь при таких ограничениях. Наверно, кое-что придётся и сократить. Спрашивается, в какой части книги делать вивисекцию? Из "Россика"? Из "Химавата"? Из "Мир через Культуру"? Из "Искусства"? Пожалуй, опять искусство пострадает, часто этим кончается. Нужно помянуть, что и такое разрешение было дано по личной любезности.

При Десаре (осеннем празднике) ряд статей появился. В "Свободной Индии" - "Сокрытые сокровища", в "Хиндустан Стандарт" - "Любители искусства", в "20-м Столетии" - "Судьба", в "Заре Индии" - "Письмена Азии". Так и в трудные для печатного слова дни всё-таки звучит зов о Культуре. Второе издание Конлана сейчас напечатано. Вещь в сто страниц печаталась с Марта. Может быть, Вам удалось узнать что-нибудь о "Славе"?
Грабарю я напоминал о ней, но неведомо, дошло ли моё письмо. Вот уж подлинно: "тесна моя улица". Маленькие монографии "Корона Мунди" ещё не получены. Наконец, получилось уведомление из Бомбея - экспортное разрешение на посылку эскизов получено, но теперь новая нелепость! Банк должен поставить свою печать на пакете. К чему? Это уж вроде "сатанинской печати". И когда человечество изживёт этакие нелепости! Эскизы балета под печатью банка!! "Весна Священная" и бухгалтерия! Ведь какие люди даже не поверят! "И смех и слёзы"!

В вихре жизни всё нежданно. Самые неожиданные газеты отметили моё семидесятилетие. Радуемся, если Вам удастся хоть несколько дней отдохнуть. Надеюсь, что ВОКС когда-то ответит на Ваши вопросы. Привет сердечный друзьям.

15 октября 1944 г.
Рерих Н. К. 'Листы дневника'. М., 1996. Т.З
______________________________________


ГЕРОИ

В "Известиях" Елена Браганцева пишет о спасении новугородских древностей. Там она поминает Тамару Константинову, усердно потрудившуюся в общенародном подвиге. Истинно, спасение народного достояния есть подлинный подвиг. Имена таких подвижников должны быть широко отмечены и сохранены для потомства. Пусть все почитают тех, кто с опасностью потрудился в спасении и охране культурных сокровищ. А если кто не догадался вовремя спасать народное достояние - пусть и его злосчастное имя будет запечатлено.

Мы читали в газетах о многих добровольцах, помогавших в деле охраны сокровищ. Из таких деятелей добровольных может составиться истинный почётный легион. Пусть, пусть все ценные труженики будут почтены как герои Культуры. Мать-героиня - это славное отличие. Но и герой Культуры тоже почётно останется в народной памяти.

Достойно отмечены ратные герои. Народы будут ими гордиться, зная, сколько самоотверженности внесло на страницы мировой истории русское воинство. Какие только препятствия не были преодолены во славу Родины! Создался великий эпос, запечатлённый в грядущих поколениях. Победа, победа! Но какая небывалая победа! Победа всенародная, выдвинувшая рать героев.

Наряду с военными героями встали и герои труда, приложившие силы свои для славной победы. А с ними трудились и герои Культуры - спасители народного достояния. И среди них окажется множество безвестных героев, озабоченных охраною культурных сокровищ. О многих из них мы уже слышали, но множество ещё не могло быть отмечено. Но оно найдётся, и ему поклонится народ.

Недавно Яковлев прекрасно говорил молодёжи о реставрации художественных произведений. О восстановлении городов трудятся зодчие. Удивительно наблюдать, как многое уже восстановлено в богатырском подъёме всенародном.

Среди бед и горя народ слагает новую славу своей любимой Родины. Герои ратные, герои труда, героини-матери, герои Культуры - великое непобедимое воинство героев!

24 декабря 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996 г. (Архив МЦР)
____________________________________________________


ГЕРОИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

...Каждая весть теперь, как нежданный подарок. Даже мирные Швейцарские горы уже почти недосягаемы. Португалия почему-то вовсе замолчала. Женевский журнал ещё доходит, но Коимбра замолкла, точно бы там ничего не происходит. Если пошлю Вам последние мои очерки - вряд ли они дойдут.
Давно хотел послать Вам темперу, но это уж совсем невозможно. Даже книги в Америку запрещено посылать. Всё становится труднее.

Вот Вы определяете моё искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим. Не люблю антипода реализма - натурализма. Никакой сущности натуры он не передаёт, далёк он от творчества и готов гоняться за отбросами быта.
Печально, что так долго не отличали натурализм от реализма. Но теперь это различие утвердилось. Это даст здоровый рост будущим направлениям искусства.

Истинный реализм отображает сущность вещей. Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение. Иначе всякие паранойные тупики не дают возможности новых нарастаний. Без движения не будет и обновления, но новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной.

Упаси от абстрактных закоулков. Холодно жить в абстрактных домах. Не питает абстрактная пища. Видали жилища, увешанные абстракциями...
Жуткие предвестники! Довольно! Человечество ищет подвига, борется, страдает... Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества.

Жизнь двинула такие грозные реальности, что им будет созвучен лишь истинный реализм. Хитрым загибом, перегибом, изгибом не преоборешь ужасов, затопивших смятенное человечество. Ближайшее будущее не сулит быстрого оздоровления.

Шатается Культура. Близится пустыня знания. Призрак голода бродит по миру. Жестокосердие иссушило. Беда порождает беду. В лохмотьях скитается бедствие. Бесчисленны жестокие драмы людские. Всякие эпидемии, мании, мегаломании не дремлют. Неразрешимы судьбы.

Среди такого хаоса художники могут поднять знамя героического реализма. Зычно позовут они к нетленной красоте. Утешат горе. Кликнут к подвигу.
Пробудят радость. Без радости нет и счастья. А ведь о счастье мечтает и самый нищий убогий. Мечту о счастье не отнять у человека. Художники всех областей, помогите!

1 января 1944 г.
Н.К. Рерих "Из литературного наследия". М. 1974 г.
______________________________________________


ГРАБАРЬ

Москва. 25-4-44
Грабарь пишет:

"Дорогой друг
Николай Константинович,
Присланные Тобою альбомы воспроизведений с Твоих картин возбудили живейший интерес всей нашей художественной общественности.

Русь всегда была дорога Твоему русскому сердцу, и Ты уже на заре своей замечательной художественной деятельности отдавал ей все свои огромные творческие силы.

Русские художники никогда поэтому не переставали считать Тебя своим, и Твои произведения всегда висят на лучших стенах наших музеев.

Все мы пристально следили за Твоими успехами на чужбине, веря, что когда-нибудь Ты снова вернёшься в нашу среду.

Надеюсь, что Ты получил в своё время мой ответ на письмо, на Твоё приветствие по поводу выхода в свет моей книги воспоминаний.

Привет Тебе от русских художников и особо сердечный от нас, немногих оставшихся в живых Твоих друзей далёких лет.
Привет Елене Ивановне и Твоим даровитым сыновьям.
Твой Игорь Грабарь.

Москва 167. Петровско-Разумовская аллея, 6, кв. 5".

25 апреля 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
___________________________________________________


ДОБРАЯ МЫСЛЬ

Добрый Азис Бек Курманаев пишет из Симлы: "Сегодня отослал Вам книги и журнал Красного Креста, где на 22-й странице маленькая заметка о моей идее. Во время концертов и танцев мы всегда имеем очень много заказов сыграть популярные мелодии. В начале Октября мне пришла мысль, что таким образом можно было бы собирать деньги на Красный Крест. После долгих уговоров и доказательств удалось получить ящик. За один месяц, с 27-го Октября по 27-е Ноября мы собрали 507 р. Если бы это ввести по всей Индии, то можно было бы собирать крупную сумму, но здесь, по-видимому, они очень мало заинтересованы этим. Всё же я смог послать несколько ящиков в Лахор, Калькутту и Бомбей. В Дели я ездил сам, чтобы поставить там ящики во всех оркестрах.

Был здесь представитель Интернац. Красн. Креста (швейцарец) и сразу же написал об этом в Швейцарию. Каждый день слушаю радио, новости с Родины очень отрадные".

Поистине, добрая мысль. Вот и ещё одно дело искусства приобщается к великому человеколюбивому Красному Кресту. Сердечно и просто создается помощь. Правильно помыслил Азис - слушатели пусть тут же посильно отзовутся на благой призыв. Из ручейков сливается целая благодатная река. В добрый час!

Любопытно, что и о таком простейшем деле пришлось немало "поговорить" и раскачать лиц причастных. Если сама идея Красного Креста раскачивалась целых семнадцать лет, то, видно, и все подсобные начинания требуют немалых усилий. И чем проще и яснее мысль, тем туже она входит в человеческие мозги. Тёмная спекулятивная затея часто быстро внедряется в слабые мозги, а вот идея красивой помощи требует настойчивых усилий.

Ничего не поделаешь, такова уж цивилизация! И всегда будут валить на публику, на народ - не поймут, мол. Напраслина, мерзкая напраслина! Народ отзывчив. Народ сердцем чует, и "по нитке слагается рубашка неимущему".

Милый Азис, радовались мы Вашей благой мысли. Музыка пробуждает сердца человеческие. Около звуков гармонии должно зарождаться красивое и доброе. Шлю Вашу идею в дальние страны. Пусть и там порадуются и примкнут к добру. Спасибо за добрую весть. Год-то какой - 1944-й!

12 января 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
____________________________________________________


ДОБРЫЕ ВЕСТИ

Долетели добрые письма от Жина и от Катрин - оба от 14 Марта и были в пути менее месяца. Это совсем хорошо. Вести Жина отличные - можно только радоваться полезным трудам всей семьи. Не только он, но и жена его и сын преуспевают. Катрин и Инге пишут об издательстве - отчёт весьма утешительный. Жaль, что судьба Спенсера не так слагается, как хотелось бы. И Катрин и Инге обе сердечно и восторженно говорят о Ваших трудах и преуспеяниях. Так ценно слышать отзывы сотрудников!

Долетели сейчас вместе два Ваших письма - от 13 Февраля и от 6 Марта. Как видите, я отмечаю числа каждого Вашего письма и это Вы знаете, какие именно и когда Ваши письма дошли. Уже писал Вам, предлагая сделать постоянную выставку в помещении АРКА, где иногда Вы можете беседовать с группами. Будет и сердечно и внимательно. Впрочем, Вы уже так и поступаете и, как видно, с успехом. Учащиеся и учительницы - прекрасная аудитория, и так могут слагаться новые, добрые отношения. Лекция бывает холодна и скучна, а групповая беседа вносит интимность, душевность. А ведь в Нью-Йорке столько школ! Сколько полезных сведений о Руси можете заронить в сердцах молодёжи! Это уже не политика, а человечность и культура.

Хорошо, что имеете глаз за грабителями, - нужно быть в курсе их мрачных ползаний. Они являют такой поразительный пример вандализма, и можно лишь удивляться, что общественное мнение так легко примиряется с вандалами. Даже и Брэгдон хотя и протестует, но шёпотом - в подушку.
Будем ждать Ваш отчёт АРКА. Конечно, Вы пошлёте его в ВОКС и предложите им опубликовать его в местной прессе. Странно, почему они не отвечают Вам о 'Славе'. Ещё раз запросите - ведь они же получили манускрипт? Может быть, Лерер может поместить отчёт АРКА где-либо в прессе? Пусть больше знают о преуспеянии доброго дела.

Как жаль, что у Вас опять боли, - это так нервирует, хоть бы электричество помогло.
Теперь Е.И. вполне оправилась, но у Светика бронхит и тянется уже долго. Печально. Ценим Ваш добрый отзыв о Дутко -она хорошая. Её перевод 'Великий Облик' уже появился в 'Твенти Сенчюри'. Привет ей.
Любопытно, как существует Завадский - тоже не оправдал надежд.
Любопытно, что письма Жина и Катрин от 24 Марта дошли 22 Апреля, а Ваши от 13 Февраля дошли лишь 2 Мая - где-то залежались. Итак, действуйте 'с оружием Света и в правой и в левой руке'.

4 Мая 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
_________________________________________________


ДОЗОР

Сейчас прилетело Ваше славное письмо от 1-ого Февраля. Итак, АРКА гремит по радио - это прекрасно. Вы правы, для юбилея Римского-Корсакова нужно что-то хорошее сделать. Мы всегда были и с ним самим, и со всею семьею в добрых отношениях. С ним и со Стасовым я ездил в Москву к Льву Толстому. Эскизов к его операм было у меня много. 'Снегурочка' для Питера, для Парижа, для Чикаго. 'Псковитянка' (Париж, у Дягилева). 'Царь Салтан' (Лондон). 'Сеча при Керженце' (Дягилев). В маленькой монографии ('Корона Мунди') Вы имеете несколько эскизов. Конечно, эта книжка имеется у Вас или у Катрин - оттуда Вы можете вырезать. Кое-что было и в монографии Еременко. Хорошо, что с Уидом у Вас ладно. Пришла Ваша радостная телеграмма - 'Сердце' и 'Иерархия' сданы в печать.

Порадовались и мы - таким путём, вопреки всем препятствиям, добро проникает в новые круги. Не знаем, где посев даст лучший урожай. Иногда плодородие возрастёт на совсем нежданном поле. Только закоренелые невежды будут брюзжать против, благо, и отпадут они, как сухие листья. Вот не скажут потом, что мы неуместно заботились и о мире, и о сохранении культурных ценностей. В Китае некий идиотичный молодой человек довольно грубо выговаривал мне: 'Ваша настойчивость о мире и о культуре граничит с одержанием. Никто ничего не разрушил, не нарушил, к чему же вы взываете о каком-то несчастье?'

Это было в 1935 году. Если этот идиотик ещё жив, то, вероятно, теперь даже он понял уместность и неотложность наших повторных зовов и молений. Вот и теперь не умолкайте в защиту культурных ценностей. Не думайте, что люди-людишки уже одумались и научились беречь народное достояние. Того и гляди, что вновь можете услышать о новых разрушениях и расхищениях.
Праздновались Дни Культуры, и тогда же совершались некультурные поступки. Нечего хвалиться Культурою, когда культурные деятели и голодают, и холодают, и беспризорно страдают. Большинство из тех, кого нынче почитают и величают, в своё время погибали непризнанными. Не сказать ли примеры? Недаром сказано, что имеются общества покровительства животным, но нет заботы о человеке.

Самый почётный дозор есть дозор о Культуре. Будьте действенны на таком дозоре. Помните, что бездейственною обороною ничего не спасете. Одна оборонительная тактика ведёт к поражению. Победа - в отважном, обдуманном наступлении на врагов тёмных, жестоких в невежестве, - только так можно оборонить Культуру. Твердите о Культуре. Не бойтесь, если Вас будут укорять в повторениях. В сущности, повторений в природе вообще не существует. Какое же может быть повторение в постоянном движении? В полёте жизни всё преображается, всё обновляется. В таком обновлении Вы всегда остаётесь молодыми и бодрыми. Надо надеяться, что общества культурной связи найдут в себе силы поверх всего отбирать и беречь всё принадлежащее истинной Культуре вне преходящих делений и недоумений.

Велика сокровищница Культуры, разобраться в ней может лишь тот, кто сумеет возвыситься над пеною жизни вчерашнего дня. Сухие осенние листья не смутят уборщиков сада. Они - мудрые садовники - пришли ради весны, ради расцвета. Ничто так не близко Культуре, как чувство любви, осознание прекрасного и сердечное стремление к Подвигу. Во 'Внутренней Культуре' (Лос-Анджелес) была моя статья 'Скрижали Азии'. Вы, должно быть, знаете этот журнал. В журнале друзей Уида было упоминание об египетской музыке, инструментованной Зиною, - помните, это было в Америке. Из Америки журналы приходят и книги, а отсюда почему-то нельзя посылать, и нам вернули посланное. Это жаль, хотелось бы послать вторые издания Тампи 'Гурудев [Рерих]', и Бабенчикова, и Голлербаха, а теперь Ренц уже печатает 'Пакт' и выйдет второе издание текста Конлана. Всё это Вам бы пригодилось. Весна у нас холодная и дождливая. Снег на горах опустился необычно низко. Нет ли шевелений о 'Славе'? Нет ли новостей от Б.К.? Как вышел отчёт АРКА? Не отзовётся ли о нём ВОКС? Пусть будет у Вас всё хорошо. Пусть придут к Вам ладные сотрудники. Сердечный привет всем друзьям.

7 Апреля 1944 г
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
___________________________________________________


ЖИВЁМ

Спасибо за вести. Читая их, пожили с Вами. Мысленное единение есть самое реальное. Вы говорите, что Фосдики хорошие люди. Истинно так.
Трогательно, как Зина в каждом письме своём Вас поминает, так сердечно, задушевно поминает. Видно, как сердце их к Вам открыто.

Спрашиваете, как живём? Трудимся и трудимся. С перерывами от утра до вечера. Встаём в семь, слушаем радио. Единственное прикасание к житейскому миру. Знаем, что не всегда радио достоверно, и всё-таки прибегаем к нему. Газеты также неверны, и правда дрожит в извилистых строках. Где-то было сказано, что печатные чёрные буковки - бесенята. И такое бывает.

После радио расходимся по своим рабочим комнатам. Елена Ивановна - весь день за рукописями, за книгами. (Нога зажила.) Юрий с ламой - за ценнейшими переводами. Светик - за картинами - сильно преуспевает. Я - за картинами и писаниями. И такие дни коротенькие! Не успеешь оглянуться, а уже обед, а там и до вечера недалеко.

Подышать воздухом не всегда удаётся, разве ненадолго. Людмила - хозяйствует. Рая - стучит на машинке. Иногда четыре машинки стучат. Не успевают даже на огород сходить. Так, что-то вроде монастыря. Впрочем, так и называют нашу общину.

Иногда приедут гости из дальних индийских городов. Удивляются: "Как же вы, так и живёте?" А потом и завидуют, когда вернутся в свою городскую пыльную сутолоку. Им диво, что, кроме Святослава, мы совсем редко выезжаем. Елена Ивановна живёт здесь более двенадцати лет. Только три лета выезжала в горы - в Лахуль, в тибетскую природу. Юрий и я с 1937 года не спускались в индийские равнины. А времени всё не хватает.

Конечно, сейчас не очень-то и уедешь. Бензин не дают, керосин не дают. В городских гостиницах и места нет. Жаль, что почта совсем испортилась. Заграничная почта почти вовсе пресеклась. Где все друзья? Почти все они в тяжком положении. Ужасно подумать, что многие из них не пережили грозный Армагеддон. Даже с нейтральными странами переписка нарушилась. Письма в Америку четыре с половиной месяца, в Москву до шести месяцев.
И так всё примолкло. А горы в сияющем снежном уборе зовут и ликуют, точно ничто не стряслось. Впрочем, иногда и буквально сотрясаемся. Землетрясения нередки. Лишний раз напоминают о всеобщей подвижности.
Холст кончается. Бумага кончается. С красками плохо. Вот наш драгоценный кобальт совсем на исходе. Оранжевый кадмий уже давно кончился, да и многое другое почти иссякло. Утешают, что цены пищевые упадут, а они всё вверх лезут. А восходы и закаты утешают. Звёзды-то, звёзды!

Так вот и живём. Вот "Святая ночь" ("С нами Силы Небесные") и "Борис и Глеб" останутся в Хайдерабаде. Ещё две русских картины будут в Индии и напомнят о великом Народе Русском - друге Индии. Кто мог думать, что русские темы затронут сердца дальней Индии?! А между тем и Тривандрум, и Гери-Гаровал, и Аллахабад, и Индор уже имеют русские памятки. Так вот и живём. Гремят славные русские победы. А Спас Нередица разрушен! Ужасно!
Далеко внизу, за Беасом, тянется ниточка каравана. Звенят колокольцы.
Могут быть вести. Спасибо за Ваши письма. Пишите. Мысленно мы с Вами и шлём стрелы бодрости.

20 Марта 1944,
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
___________________________________________________


ЗАБОТНО
[Письмо в Америку]

Спасибо за письмо от 12 Октября. Конечно, балетный план Мясина хорош, но Ваши соображения правильны. Откуда ждать таких огромных средств?
Разве Москва захочет дать их? Но это проблематично. Интересно, когда посол ответит. Разве не удивительно, что о "Славе" - ни слуха, ни духа. Так же удивительно, что Вы не получаете новых материалов. Любопытны Ваши переговоры с Олбани. Может быть, в другом Штате лучше? Письмо Дедлея к членам АРКА хорошее. Что-то будут писать другие директора? Впрочем, Вы увидите.

Получилось душевное письмо Жина из Атланты к десятому Октября. Спасибо за все его добрые пожелания. Да, только добром можно пройти жизненный путь. Как-то сложится его дальнейшая служба? Здоровье Жанны, конечно, наладится, но ей следует избегать волнений. В конце концов, большинство человеческих волнений, как буря в стакане воды. От Магдалины пришла партитура кантаты. Поблагодарите ее и композитора.
Тоже славная душа. Из Бомбея мы получили сведение, что заказной пакет с книгами Вам послан, хотя и с трудностями. Можно эти книги выставить в АРКА.

Почему-то опасаюсь за АРКА. Так часто люди бегут туда, где миллионы, а там, где Культура, им и дела нет. Удивительно небрежение Культурою. По-прежнему люди не различают цивилизацию и Культуру. Свет Культуры для слепцов не сияет. Впрочем, как-нибудь утрясётся путями неисповедимыми. Давно люди сказали: "Всё имеет конец, а колбаса имеет два конца".

Когда будете составлять отчёт АРКА, можно помянуть наши пожертвования для Русского Красного Креста. Впрочем, на месте Вам виднее. Если полезно, в отчёте дайте лист дневника "Крылья Победы" или "Слава". Прилагаю оба листа. Но действуйте так, как полезнее. Всякие события надвигаются.

Последите, где Уоллес и что грабители? Говорят, что людоедство вымирает, а разве грабительство не каннибальство?! Не придут ли ещё вести о Б.К? Не верится, чтобы там были запрещены всякие почтовые сношения. Непонятно, почему отсюда, к Вам посылать трудно, а от Вас сюда посылки идут.

Приходят "Тайм" и "Научные новости", вчера дошёл номер журнала Марка Твена. Пошлите от меня открыточку Кириллу Клеменсу - журнал был с его надписью. Что-то давно ничего не было от Муромцевых. Всё ли ладно у них? Где Спенсер - о нём часто думаем. Один наш друг уже получил письмо из Бельгии - шло через Лондон два месяца. Но мы, вероятно, и Вы ещё ничего не получили. Постоянно приходится узнавать о недошедших письмах и журналах. Казалось бы, моря освобождены, но сношения не легче, если не труднее. Заботно о многом происходящем. Валентина пишет об ужасном циклоне, унесшем столько жертв. Да, пространство кричит. Пришло несколько подписок на "Фламму" - пришлось вернуть. А жаль, такое нужное дело и вынуждено временно замолкнуть. Заря, заблести скорей! Душевный привет всем друзьям.

1 декабря 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1996г. (Архив МЦР)
___________________________________________________


ЗНАМЕНОСЦЫ

Уже до войны писал я и Щусеву, и в Комитет по делам искусств о желательности устройства русской выставки по Индии. Была выставка военных русских плакатов, но хотелось бы выставку вообще русского искусства. Хотя бы не тяжёлые для транспорта вещи, но достаточно показательные для достижений наших художников. Выставка такая была бы встречена сердечно.

Скажут, не теперь, а когда-то после войны. А почему бы и не теперь? Приезжают же в Индию и ботаники и энтомологи, а ведь культурно-художественные связи не менее важны и неотложны.

Путь через Иран уже достаточно выяснился, да и немного места потребовалось бы для сотни-другой небольших вещей в цепких рамах. Индия ответила бы со своей стороны.

Кроме выставки, могла бы прибыть научная археологическая и этнографическая экспедиция. Материал для неё неисчерпаемый. Многое уже исчезает, постепенно изживается. Но всё же поразительны всякие аналогии. А красота, красота-то какая!

Не следует откладывать. Что ещё возможно сейчас, может быть невозможно завтра. По петровскому завету: 'Промедление смерти подобно'. Если русские учёные и деятели других областей уже приезжают в Индию и подолгу работают здесь, то почему же художники, эти знаменосцы народа, медлят?

Вот сейчас в Индии находится Иранская культурная миссия. Много ценных постановлений уже сделано - обмен учёными, обмен трудами и фотоснимками. Университеты приветствовали иранских собратьев, и много сердечных слов было сказано об укреплении культурной связи Ирана и Индии. Китайские культурные миссии уже побывали в Индии.

Такие же благотворные связи могут быть закреплены между Индией и Русью. Все условия благоприятствуют. Не отложим то, что во благо может быть теперь же выполнено. Вот АРКА - Американо-Русская Культурная Ассоциация - отлично действует, и ВОКС помогает ей многими материалами. ВОКС мог бы и в Индии помочь своим воздействием. В Тегеране уже имеется Общество культурной связи и, наверно, получается большая обоюдная польза. И затраты невелики, а следствия безмерно покроют их. Юрий и Святослав с их глубокими знаниями Индии и всего Востока были бы незаменимыми деятелями в такой ИРКА. Неистощимы научные и художественные материалы. Сердце Индии готово принять Знаменосцев Русского Народа.

13 Апреля 1944 г.
Рерих Н. К. Из литературного наследия. М., 1974 г.
_____________________________________________


ЗНАМЯ МИРА

"Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются ещё более сильными, чем были до своего сна". Не умерло Знамя Мира. Оно лишь свернулось, пока зверствует война. Но придёт час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой истинной основе мира. И не об одних только культурных ценностях Знамя Мира трепещет. Оно трепещет о сердце человеческом, о том великом сокровище, где созидается обновлённое будущее. Сердце человеческое жаждет мира, и, может быть, этот час уже близится.

Удивительно было узнать, что сейчас Р. Ренц в серии "Библиотеки Нового Мира" издаёт в Дели брошюру, посвящённую нашему Знамени Мира. Ещё гремит война, а культурные деятели уже выдвигают то, к чему неизбежно вернётся человечество. Никогда не знаете, какими путями продвигается идея.

Вот она обнаруживается среди изданий "Библиотеки Нового Мира". Мы об этом не говорили. Культурная необходимость выросла сама собою, нежданно, по логике несказуемой, непререкаемой. По несказуемому маршруту движется идея. Иногда книга, оставленная на перекрёстке, попадает в наиболее достойные руки. Неведомы пути крылатой мысли.
Мысль и победа изображались крылатыми. Иначе их и не представить.

Друзья, вам иногда казалось, что осознание истинных культурных ценностей ещё не осенило смятённое человечество. Не нам судить. Наверное, добрые посевы где-то дают всходы. Мы временно не знаем их. Но полезная поросль уже крепнет.

Племя молодое на своём языке произносит священные клятвы, те самые, которыми горели и мы. Те же самые знакомые ручьи и потоки широко разнесли обрывки листов и сохранили весть для могущих принять её.

Помню книжку о Знамени Мира, нежданно появившуюся в Шанхае перед войною. Вот "Фламма" из Либерти - Индиана тоже несла ту же весть о Знамени Мира. Вот брошюра из Буэнос-Айреса. Вот брошюра из Ревью Международного Права. Вот - из Маха Бодхи в Калькутте. А сколько писем, запросов... И всё это нежданное! В такой неожиданности - особая прелесть. Именно идеи не умирают.

Много знаменных славных деятелей, так сказать, первого набора, к прискорбию, уже ушло, но приходят другие. Каждого из вновь приходящих хочется спросить, где и как услышал он впервые? Обычно узнаёте о каких-то неожиданных путях, подчас красивых и героических. Молодые сердца пылают. Часто они стесняются обнаружить свои мечты, но отоприте приветливо, и радость войдёт. Вернее, влетит, ведь она тоже крылатая.

Перелистайте литературу о Знамени Мира, о договоре охраны культурных сокровищ. Немала эта литература - более трёхсот книг, брошюр, статей на разных языках. А сколько упоминаний в других книгах, в очерках, в речах!
Какие благородные незабываемые мысли выражены в этих зовах и утверждениях! Смотрю на фото наших конференций в Брюгге и в Вашингтоне.
Такие собрания не проходят бесследно. "Орифламма" широко пронесена по миру. В книгохранилищах сбережены зерна оповещений. Эта весть понадобится скоро. Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идёт жизнь! Развернётся Знамя Мира!

4 января 1944 г.
Н.К. Рерих, "Из литературного наследия". М. 1974 г.
______________________________________________


ЗНАМЯ МИРА

Книга о Знамени Мира в серии "Библиотека Нового Мира" начала своё хождение. Неожиданны будут пути её. Вся история этого движения полна неожиданностей. Кто-то проследит эту историю не только по существу идеи, но и по продвижению в разных странах.

Вот на третьей Конференции в Вашингтоне единогласно подписались представители всех тридцати шести участвовавших стран. Затем окончательно закрепили участие в Белом Доме под председательством Рузвельта двадцать две американских республики. Наш французский Комитет писал Председателю Верховного Совета СССР.

В истории движения нужно проследить нарастания, начиная с 1904 года. Всё время в журналах, в газетах, в речах обсуждалась идея охраны культурных ценностей. Так шло до 1929 года, когда были предприняты международные меры. Значительны были конференции в Брюгге и в Вашингтоне в 1931, 1932, 1933 годах. Помимо этих конференций, всё время шла усиленная переписка. Во многих странах крепло сочувствие.

Всё это для летописца показательно. Конечно, кое-кому не по душе было, что идея изошла от русского. А ведь с 1929 до 1939 года до Армагеддона было достаточно времени, чтобы укрепить наш Красный Крест Культуры.
Подумайте о жёстоких непоправимых разрушениях по всему лицу Европы. В течение войны было много запросов о судьбе договора. Невольно вспоминались благожелательные беседы. Вот президенты Пуанкарэ и Думерг, маршалы Лиотэ и Франше д"Эспере, генерал Гуро, профессора международного права Лапрадель и Лефюр, Масарик, Метерлинк, много опытных деятелей понимали идею, сочувствовали. Как-то будет нынешнее поколение?

Летописцу Культурного движения важны все перипетии. Большой психологический эксперимент. Любопытные наблюдения над человеческим здравомыслием и над людским невежеством и безмыслием. Глубокий опыт для внимательного наблюдателя. А пока ещё бомбы сыпятся с неба и гибнут творения гения человеческого. Вот Красный Крест Культуры опять продолжает скорбное своё хождение. Хождение по мукам!

Говорят, что после Армагеддона будет установлен такой прочный мир, что война не будет возможна. Допустим. Но ещё некая война неизбежна: война знания против невежества.

Газеты сообщают, что крыши Папской летней резиденции Кастель Гандольфо были ярко окрашены, чтобы предотвратить бомбардировку. Значит, приходят к нашей идее. Когда есть доброе желание, тогда и возможно. Вот Рим, Флоренция, Сиенна уцелели, ибо нашлось доброе желание не разрушать.
Сейчас пришло время многих перемирий и мирных договоров. Пусть в каждом из них будет отведено место о возмещении культурных ценностей.
Пусть не только украденное будет отдано в целости, но и повреждённое будет возмещено. В Германии, в Румынии, в Финляндии, в Венгрии - повсюду много художественных ценностей, и народы должны расплатиться ими за свои вандализмы.

"Красная Звезда" от 29 Февраля 1944 г. рассказывает о разрушениях и разгромах киевских культурных сокровищ - соборов, музеев, книгохранилищ. Германия и её сотрудники должны не только вернуть всё похищенное, но и восстановить всё в прежнем виде, даже вырезанные фрески должны быть поставлены на прежние места, теми же руками, которые гадили и обезображивали. Нагадившего щенка суют мордою в его "деяния".

Во всех договорах должно быть повелительно сказано о возмещении культурных ценностей. Велико будет воспитательное значение, когда народы услышат властное слово об охранении их культурного достояния.

Именно теперь должен зазвучать приказ о Культуре. Мир, Великий Мир живет там, где обитает истинная Культура.

24 сентября 1944 г.
Рерих Н.К. 'Листы дневника', т. 3. М., 1995г. (Архив МЦР)
_____________________________________________________