Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ Н.К.РЕРИХА

Том 26. 1924 г.
***************************************

СТРУНЫ ЗЕМЛИ
(Мысли в Сиккиме)
 

I
Два мира выражено в Гималаях. Один мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги, затейливые холмы столпились до черты облаков. Курятся дымы селений и монастырей. По возвышениям пестрят знамёна, субурганы или ступы. Всходы тропинок переплели крутые подъёмы. Орлы спорят в полёте с многоцветными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном. На ветках прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает одинокого пилигрима. Разнообразный земной мир. Суровая лиственница рядом с цветущим рододендроном. Всё столпилось. И всё это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу. Странно, поражающе неожиданно после этой законченной картины увидеть новое, надоблачное строение.
 
  
 

Н.К. Рерих. Гималаи. 1924 г

Поверх сумрака, поверх волн облачных сияний яркие снега. Бесконечно богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира, разделённые мглой.

*************
Помимо Эвереста пятнадцать вершин гималайской цепи превосходят Монблан. Если от Великой Рангит (река) осмотреть все доступы до снеговой черты и все белые купола вершин, то нигде не запоминается такая открытая стена высот. В этом грандиозном размахе - особое зовущее впечатление и величие Гималаев. 'Обитель снегов!'

****************
В сторону восхода вершины сливаются в стену сплошную. Зубчатый бесконечный хребет священного ящера.
 
  
 

Н.К. Рерих. Хребет Эвереста. 1924.

Трудно догадаться, что именно там притаились снежные перевалы Джелап-ла на Шигадзе и Лхассу. Туман особенно часто закрывает этот путь.

*****************
Навершие буддийских знамён составлено из крестовидного копья, полумесяца и лепестков лотоса. Не все ли эмблемы религий срослись на одном древке? В этих напоминаниях о символах элементов мира каждый найдёт изображение ему близкое.

*****************
На иконах и священных украшениях Тибета часто горит драгоценными камнями изображение рыбы - священный знак - так же, как на стенах римских катакомб. Сошлись в одном понимании 'колесо жизни' Будды, круг 'начал - тайну образующих' - христианской церкви и колеса Иезекила. Многоокие Серафимы и бесчисленные глаза светлого духа Дуккар проникают в те же тайники души.


*****************
 
  
 

Н.К. Рерих. Заратустра. 1931.

В культах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шеклях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках эпохи Чандрагупта Маурии видим то же самое мощно стилизованное изображение. Св. Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях Боддисатвы держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу жизни друидов. Горела чаша Св. Грааля. Не воображением, но именно делами сплетаются великие учения всех веков. Язык чистого огня.


********************
Христос учил: 'Вера без дел мертва'. Будда указал три пути: долгий - путь знания, короче - путь веры, самый короткий - путь действия. Давид и Соломон славословят устремления труда. Веданта твердит о проявлении дел. Поистине в основании всех заветов положено действие. Творящий огонь Духа.


***********************
Разве чужды символы индусской Тримурти - Троицы? Разве буддийское древо желаний, увешанное предметами всех желаний, не отвечает нашему понятию рождественской ёлки? А все детали устройства алтарей храмов? А схимники и пещерники, затворившиеся в каменных гробах? А лампады и огни заклинаний? А венки и свечи добрых молений, посылаемые по течению Ганга? А троицына берёзка? А мускус и ладан? А кованные, усыпанные каменьями ризы икон? И камни, брошенные в Будду его близким родственником, разве не сродни камням Св. Стефана? Право, не случайно запечатлена буддийская легенда на фресках пизанского Campo Santo. И глубокое значение имеет мусульманское предание, что матерь Христа явилась матери Магомета перед рождением Пророка.


*************************
В Джидде - в этом преддверии Мекки - мусульмане особенно почитаемо берегут так называемую могилу Евы. Тот же Старого и Нового Завета Архангел Гавриил на горе Хира указал Магомету начать проповедь. Тот же самый.


***************************
Могульские царицы носили почётный титул Мириам. Мириам, Мария, Матерь Мира. Уже давно древнейшие забытые храмы славословят ожидание новых эпох.


****************************
В древнем храме городе Киш недавно найден храм Матери Мира.

***************************
Сарнат и Гайя - места личных подвигов Будды - лежат в развалинах. Являются лишь местом паломничества. Так же, как Иерусалим остаётся лишь паломничеством ко Христу. 'Ибо сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своём отечестве'.


*****************************
По преданию Будда принял посвящение в присутствии богов. Место посвящения названо 'святейшая ступа', но нигде не указано. Известны места подвигов Будды на Ганге. Известны места рождения и смерти Учителя - в Непале. По некоторым указаниям посвящение совершилось ещё севернее - за Гималаями, ибо на подвиг Будда пришёл с севера.
Но где же и Христос был до тридцатилетия? Кто знает эти благие прибежища? Где эти Кориа Мориа? Можно ли их поведать?

***************************
 
  
 

Н.К. Рерих. Гора М. 1931.

Легендарная гора Меру по Махабхарате и такая же легендарная высота Шамбала в Буддийских учениях - обе лежали на севере и служили высотами посвящений. И всюду подробно нельзя говорить о таких местах священного света.

* * *
Мудры сверхчеловеческие сношения. Сверху виднее. Вместо мелких ссор отрицания история напоминает нам о поистине международных связях. Указывается исторический факт, как монгольский Богдо-хан был спасён от болезни явлением Св. Николая. Монгольские хутухты, чьи знание и духовность считаются очень высокими, указывают это. Всё полно знаками. Лишь не просмотрите. Смотрите зорко и радостно. И подвижно.

* * *
На кисти руки тибетской женщины заметили странный синий знак. Присмотрелись. Оказалось, нататуирован синий равноконечный крест. Спросили, откуда такой знак? Получили разъяснение, что знак нанесён тибетским врачом во время 'очень опасного кашля', по-видимому, воспаления лёгких. Под таким знаком обычно тибетские врачи впрыскивают лекарства. Этот знак был сделан личным врачом Далай-Ламы во время трёхлетнего пребывания в Дарджилинге.

* * *
По пророчеству Ламы Тзаринпоче и нынешняя попытка овладеть Эверестом окончится лишь потерями. Посмотрим, прав ли старый Лама?

* * *
Лама изумился желанию чужеземцев непременно подняться на вершину Эвереста. 'Зачем принимать столько трудов в земном теле? Не проще ли побывать там в духе?' Ламы легко выделяют астральное тело, которому, конечно, любая высота не является препятствием.

* * *
Из этого окна (художник живёт в доме, где ребывал Далай-Лама. - Примеч. изд.) посылал верховный священник моления обеспокоенному китайцами Тибету. Три года перед стеной Гималаев. Бодрствовал. Спать Далай-Лама не ложился. На отдых остаётся сидя, в молитвенном движении. Для освобождённого духа нет ни стены, ни войны.

* * *
Во времена старых иезуитских миссий в Лхассе была христианская часовня. Около трёхсот лет тому назад. Великие Ламы посещали её.

* * *
Седобородый человек на берегу Ганга, сложив чашу рук, приносил всё своё достояние восходящему солнцу. Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же посылала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей.
 
  
 

Н.К. Рерих. Огни на Ганге. 1947.

И долго бродили по тёмной водной поверхности намоленные светляки женской души. Глядя на эти приношения духа, можно было даже забыть толстых браминов Золотого храма. Вспоминалось иное. Вспоминалась молитвенная фигура Св. Сергия на картине, только что отплывшей из Парижа в Америку.

* * *
Гигантские ступы буддизма - погребальные памятники, обнесённые оградой, - те же курганы всех веков и народов. Курганы Упсалы в Швеции, русские курганы Волхова на пути к Новгороду, степные курганы скифов, обнесённые камнями, говорят легенду тех же тождественных сожжений, которые описал искусный арабский гость Ибн-Фадлан. Всюду те же очищающие сожжения.

* * *
Много благовоний, розовой воды и пахучего сандалового дерева. Потому не тяжёл дым сожжений тел в Бенаресе. И в Тибете сожжение тоже принято. Значит, писатели опять напутали, когда описывали исключительно 'дикие' погребальные обычаи Тибета. Откуда же желание показать всё чужое более диким? Черня других, сам белее не станешь.

* * *
Обратите внимание на нежные детские игры Востока. Послушайте сложный ритм пения и тихой музыки.

* * *
 
  
 

Н.К. Рерих. Книга жизни. 1939.

Лама жалуется на приезжих охотников. Пришли и убили много оленей. И теперь, когда Лама идёт в лес, к нему приходят очень мало оленей. А он любит, чтобы к нему приходили животные. Не 'дикостью', но культурностью звучит эта жалоба. Напоминает старца Аврамия, который недавно пастушествовал за Уралом и когда молился на Восток, то и все овцы в молчании обращались к тому же восходу. Пастырь!

* * *
В Буддийских монастырях был обычай запирать в библиотеку проигравшего в ученом споре. Поучись ещё! Отличный обычай!

* * *
Китайский амбан (губернатор), человек злой и распутный, добивался навестить почитаемого святого игумена местного монастыря в Тибете. Но когда вошёл в приёмную комнату, где был игумен, то на троне вместо святого увидел обличье уродливой свиньи. Распутный человек, ворвавшись силой, нашёл облик, которого был достоин. Прекрасное напоминание всем насильникам. 'В юже меру мерите - возмерится и вам'.

* * *
Среднеазиатское предание говорит о таинственном священном подземном народе Агарти. Приближаясь к входам в его благое царство, все живые существа умолкают и благоговейно прерывают путь.
 
  
 

Н.К. Рерих. Подземная чудь. 1913.

Вспомним русское предание о таинственной Чуди, ушедшей под землю от преследования злых сил. Священная легенда о подземном граде Китеже ведёт в тот же тайник.

* * *
Вся земля толкует о подземных городах, хранилищах, храмах, ушедших под воду. И русский и нормандский крестьянин знает это одинаково твёрдо. Так же, как житель пустынь знает о сокровищах, иногда сверкающих из-под волн песков пустынь и снова - до времени - уходящих под землю. К одному костру сходятся помнящие о положенных сроках. Не о суеверии, но о знании говорим. О знании, выраженном в прекрасных символах. Зачем сочинять, когда истинного так много.

* * *
О подземных жилищах в области Лхассы и Коко-Нора говорят многие источники. Лама из Монголии вспоминает предание: когда строили основание монастыря Гендена, во времена Учителя Дзон-Ка-Па (XIV век), то заметили, что через щели скалы подымаются струи курений. Пробили ход и нашли пещеру, где недвижимо сидел старец. Дзон-Ка-Па вывел его из экстаза. Тот попросил чашку молока. Спросил, какая теперь религия на земле. И затем исчез. Также указывается, что Потала, дворец Далай-Ламы, имеет скрытые помещения большой древности. Конечно, проверить это случайным путешественникам не удалось. По выражению лиц высоких Лам ничего не поймёте. Иным путём надо искать.

* * *
Если так многое лежит под землёй, то как же многое лежит под молчанием. Наивно утверждать по первому осторожному ответу. Опытный астролог уверяет, что он ничего не знает, как только то, что слышал. Знающий пути ко многим древностям только что утверждал, что он и не слышал о них. Да и как же иначе? Не предать бы. Самое горшее - предательство. И так много предателей. Видим и настоящую преданность, а за нею и глубокую сохранность.

* * *
Соломон явил такую преданность делу строения храма, что, даже испустив дух, остался стоять на молитве, пока муравей не подточил его посох. Лишь бы не прервать, не повредить работе строения. Пример стойкости и преданности.

* * *
Осталось непонятным стремление Соломона к Единому храму, приютившему все прочие проявления молений. Покинутый Фатехпур-Сикри - около Агры - полон знаками единой веры, которую указал Акбар Великий, проповедуя единого Бога. Среди дворцового двора стоит храм объединённой религии. Легкомысленные писатели изумляются, отчего на стенах этого загадочного дома ещё видны остатки столь разнородных изображений. Следы буддизма перемешаны с индусскими и христианскими фрагментами. Единый светоч уже был проявляем в жизни. 'Премудр сердцем и могуч силой; кто восставал против него и оставался в покое? Он один распространяет небеса и ходит по высотам моря. Сотворил Ас, Кесиль и Хима (Медведицу, Орион и Плеяды) и тайники юга. Делает великое, неисследимое и чудное без числа', - восклицает Иов об едином. Не к тому ли ведут пророчества таинственных знаков Ватана и Сензара, получаемых великими Ламами? Спросили Ламу: 'Правда ли, праздник духа приблизился?' Он посмотрел и сказал: 'Таковы предсказания'.

* * *
С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век считается не в сто лет, а в шестьдесят.

* * *
Слушаете чтение Бхагават Гиты - песни господней. Слушаете возгласы буддийских служителей. Слушаете пение Христова клира. И разве не встаёт перед вами единый лик, единая воля к счастью и радости?

* * *
Не следует ли задуматься, отчего всюду - во всех заветах - выявлено одно действенное начало? Отчего проявление феноменов всегда сопровождается одним и тем же, необъяснимым словами, но всегда ярким актом духа? Писания говорят: 'Возмутился духом'. И без этого чудесного 'возмущения духа', без этого невидимого акта никакие формулы не действительны.

* * *
Самые формулы часто поражают своей общечеловечностью. В них соединяются возгласы мистерий с молитвами самых неожиданных культов, разделённых целыми эпохами, целыми материками. Язык Матери Мира одинаков для всех колыбелей.

* * *
'Аллелуйя, Аллелуйя, Аллелуйя' или 'Аллелу, Аллелу, Аллелу' - заклинание древних служений против демонов. От халдеев, вавилонян, через израильтян дошло оно до христианства. Оно же известно у некоторых племён Индии.

* * *
Простой человек - проводник - вдруг оборачивается на пути и спрашивает: 'Ведь должны люди, наконец, признать, что Бог един и служение ему едино? Ведь скоро придёт Он, кто соединит?' Так мыслит и допрашивает простой и бедный человек среди синеющих холмов Сиккима. Из-за ожиданий проводника слышится мощное признание Вивекананды: 'Если бы я встретил на моём пути Христа, я бы омыл кровью сердца моего Его ноги'. Откровенно утверждал мужественный Вивекананда; пытался идти близким путём языка сердца. Без отрицаний, лишь во всемогущем обобщении и благом понимании. Хочется, чтобы наши священнослужители так же мыслили о Будде, как просвещённые Ламы говорят о Христе. Только в таком благостном понимании залог будущего строительства.

* * *
Главное - поменьше невежественных отрицаний.

* * *
Вивекананда спросил так называемых христиан: 'Если вы так любите учение Христа, почему вы ни в чём ему не следуете?' Так говорил ученик Рамакришны, прошедшего сущность всех религий и научившегося на жизни 'не отрицать'.

* * *
'Буддизм - самая научная религия' - говорит индусский биолог Боше. Радостно видеть, как этот истинный учёный, нашедший путь к тайнам жизни растений, говорит о Веданте, Махабхарате, о поэзии легенд Гималаев. Только настоящее знание может найти всему сущему достойное место. И под голос учёного, простой и понятный, серебристые звоны электрических аппаратов отбивают пульс жизни растений, открывая давно запечатанную страницу познания мира.

* * *
Мать Боше в своё время продала все свои драгоценности, чтобы дать сыну образование. Учёный, показывая своё 'царство', говорит: 'Вот здесь в роскошных условиях находятся дети богачей. Посмотрите, как стали они пухлы и дряблы. Им нужна хорошая буря, чтобы опять вернуть их к жизненным условиям'. Зная пульс растительного мира, учёный здраво подходит ко всем проявлениям жизни. Очень ценит отзыв Тимирязева о его трудах. Одну из лучших книг своих Боше написал на высотах Пенджаба в Майавати - в монастыре Вивекананды.

* * *
Рано ушёл Вивекананда. Боше и Тагор два лучших лица Индии.

* * *
Со стороны Бутана чаще всего наползают мохнатые сизые клубы тумана. Не только снеговой хребет, но и все предгорные ступени проваливаются в густую мглу. Трудно поверить скрытому сверканию. Не начать ли отрицать самое существование Гималаев? Раз их не видно - значит, их нет. Раз нам сейчас что-то не видимо - значит, оно и не существует. Так полагает убожество.

* * *
Горные пути сложны. Столько поворотов. Столько осыпей под копытами. Столько пересекающих потоков и ручьёв, с мертвящей сыростью из-под зелёно-синей листвы. Поистине много змей под цветами. И язык шорохов в листве не понятен.

* * *
Рано зажигаются звёзды. К востоку неугасно горит тройное светило Ориона. По всем учениям проходит это поражающее созвездие. В архивах старых обсерваторий, надо думать, можно найти многое о нём замечательное. Культ, окружающий некоторые созвездия, вроде Медведицы и Ориона, поражает своей распространённостью. Шаманская мудрость поклоняется им. Не случайно Иов перечисляет именно их как акт высшего достижения. Блёстки разбросаны всюду. В последнем выпуске журнала Лондонского азиатского общества многозначительна неожиданная заметка. 'Император Бабер в начале своих мемуаров говорит: 'В окрестностях Баракоха находится мечеть, называемая Джавца Маджид. Истинное значение этого названия есть 'Дом Ориона'. Джавца есть имя Ориона'. С каким же древним культом слилась мечеть, указанная Бабером, теперь, вероятно, смытая песками великих пустынь. Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхнувших в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки 'Три мага'. В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, державшего ношу мира. Звезда Востока!

* * *
Только на Востоке ощущаете смысл астрологии в её научном понимании. Обсерватории в Джайпуре и в Дели покоряют своей фантастической убедительностью.

* * *
Воздух чист. Маленькие лепши - сиккимские кули - несут на спине огромные камни в гору. К неведомому строению. Головы их так низко нагнулись, что не рассмотрите лица из-за платка и металлических колец и цепочек. Донесут ли? Можно ли перегружать четырёхфутовое тело непомерной тягостью камня? Но вместо скрежета раздаётся смех из-под согнутой спины. Много смеха слышится в Сиккиме. Чем дальше к Тибету, тем говорливее. И поют чаще. И провожают шуткой. Воздух тут лучше.

* * *
Сардар называется начальник каравана. Плотно сидит в лиловом кафтане на белой горной лошадке. Много белых коней.

* * *
Далеки ещё пещеры Канченджанги, где хранились сокровища.

* * *
В одной из пещер находится статуя Падмасамбгава (Учитель Тибета), а за ней имеется каменная дверь, никем никогда не открытая.

* * *
А они ещё говорят: 'Ничего сокрытого не осталось!'

* * *
Дух человеческий часто - как хвост собачий. Уж если свернулся калачиком - как его ни выпрямляй, а он скрутиться норовит.

* * *
Но ведомо также, как всецело преображается дух лишь одним прикосновением.

* * *
 
  
 

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924.

Отчего вы не пишете подробно о том, что знаете? Всё будто жемчуг сыпете или вехи расставляете. По вехам сами весь путь пройдёте. Сами - ногами человеческими. Жемчуг сами подберёте себе по росту. Руками подберёте жемчужины. Своими руками разовьёте динамику. 'Отдадите', излучите из своих пальцев. Иначе материя и дух опять не согласятся 'в песне труда немолчного'. Таким путём отделится пустое любопытство от истинного стремления. Один 'современный мудрец' предлагал основать институт, где бы каждый пришедший с улицы мог немедленно удостоверяться в феноменах. 'Мудрец' забыл предложить этим уличным приходящим хоть руки вымыть для опыта. Душ очищения духа тоже был бы далеко не излишен. Есть пути, которые должны быть пройдены с чистыми руками и своей волей.

* * *
И если через оболочку вещей каждого дня вам удастся рассмотреть вершину космоса, какой новый, чудесный, неисчерпаемый аспект примет мир для освобождённого глаза. Древняя медицина утверждает, что смех очень полезен для очистки щитовидных желез. Как же должна быть полезна улыбка для мозга? И дрожащее заклятие страха превратится в смелый клич радости.

* * *
Разноцветная толпа фигур ада попирается мощными ногами Белых духов. Красные и зелёные 'хранители входов' многоруко, в страшном оскале зубов, грозят нарушителям. Взрывно кудрявятся золотые языки стихийного пламени. Мерцают тускло-цветные ауры сияний...

* * *
Почтительно и холодновато или писарски научно рассматриваем тибетские и непальские знамёна - картины в Британском музее, или в музее Гимэ в Париже, или в Fields Vuseum в Чикаго. Совсем иначе подходите вы к тем же картинам на месте. И они говорят вам совсем другое. Каждое движение руки Будды полно живого значения для здешнего мира. Добрые и злые духи с их бесчисленными символами из орнамента преображаются в живущий эпос. Оправлены образы поражающей гармонии тонов. Лучше старинная работа, но и новые картины бывают отличны.

* * *
Предскажем этим изображениям большое будущее так же, как двадцать лет назад было указано грядущее значение русских икон.

* * *
Было оказано справедливое внимание китайскому и японскому искусству. Сложная литература кристаллизовала это тонкое художество. Но после изучения классического Египта, после японской зоркости, после романтического Китая и после узорчатости персидской и могульской миниатюр теперь появился новый предмет изучения и любования. Подходит среднеазиатское и тибетское искусство. В пламенной фантастике, в величавости тонкой формы, в напряжённой сложной гамме тонов явлено совершенно особое яркое творчество. Своим спокойным выражением это искусство отвечает тайне колыбели человечества, образует особый храм, к которому вовремя направлены вопросы и поиски.

* * *
Только бы постучаться в двери этой красоты без угроз, без оружия, без грабежа. С полной готовностью собрать жемчуг глубочайших, анонимных достижений. И без внешне научного лицемерия. И без подкупного предательства.

* * *
Изучать жизнь соловья, прежде всего убив его, не есть ли это варварство?

* * *
Чётко запомнились некоторые вещи из находок Козлова, в Харахото, в Монголии. вспоминается чудесное изображение женской головы. Если такие люди жили в замолкших городах пустынь, то как далеки были эти места от дикости.

* * *
Мудро, мудро, что пустыни успели сохранить для человечества новые сокровища. И не только сокровища вещей...

* * *
Не только о мечах татарских надо вспоминать, представляя жизнь Средней Азии. Там шатер всех путников и искателей. Духовность Монголии и теперь считается очень высокой. Даже к Ханским Ставкам приглашались лучшие художники.

* * *
Помню, как бедствовал один молодой доктор, по службе посланный в Ургу в Монголию. Бедный, он не знал, как и что искать. Если бы молодежь знала, какие сокровища для нее приготовлены и лежат на краю дороги не поднятыми. Иногда только взять остаётся.

* * *
Пастушонок нашёл три пуда золота в скифских вещах, ибо заинтересовался искоркой металла, блеснувшей в откосе смытого дождями холма. Сколько таких искр сверкает, но часто глаза полны лени.

* * *
Благословенный Майтрейя - Мессия - всегда изображается в венце. В большом образе. В Ташилумпо (монастырь Таши Ламы) три года назад поставлено гигантское изображении Майтрейи - Спасителя мира. Эту идею приносит новый наступающий век тибетского летоисчисления.

* * *
Во время служения в храмах разносят дымящийся тибетский чай. Есть идея Грааля в этом наполнении сосудов перед ликом благословенным. Не оставьте сосуд пустым - это противно обычаю Востока. И потом эти гигантские трубы, как глас архангелов с громом, с призывом к будущему. И согбённые спины в пурпурных плащах мыслят о будущем. И сто восемь огней огненным полем переливаются под ликом Спасителя мира.

* * *
В особом помещении хранятся маски хранителей религии. Неужели страшные личины могут символизировать религию блага? Они - не символы религии, но образы земных сил стихийных. И небо и земля.

* * *
Даже физический мир учения Тантры, опустившийся в современном понимании, должен быть очувствован возвышенно. Не мог Учитель Падма Самбгава явить лишь материальное учение.

* * *
Смотрю на старую картину из монастыря Далинга. Деяния Учителя Падмы Самбгавы. Все его магические силы изображены в действии. Вот учитель в виде черноголового Ламы с Соломоновской звездой на головном уборе поражает дракона. Вот учитель низводит дождь. Вот спасает утопающего. Пленяет мелких злобных духов. Безоружно покоряет зверей. И магическим кинжалом поражает тигра, предварительно накрыв ему голову священным треугольником. Вот учитель обезвреживает змей. Вот он заклинает бурный поток. И посылает дождь. Вот он бесстрашно беседует с гигантским горным духом. Вот учитель летит превыше всех гор. Вот из убежища пещеры он спешит на помощь миру. И, наконец, в кругу бедной семьи молится о счастливом плавании отсутствующего домохозяина. Как бы ни было теперь затемнено его учение, но жизненность его изображена достаточно.

* * *
Или другая старинная картина. Рай Падмы Самбгавы. Учитель сидит в храме, окружённый праведными. Храм стоит на горе, отделённой от земного мира голубой рекой. Через реку протянуты белые хатыки (шарфы), и по ним самоотверженные путники совершают переход к храму. Опять ясная картина духовного восхождения. Конечно, толкователи засорили и это явление, как перегружены догмой и все прочие религии.

* * *
Конечно, Учитель Тзонг-Кха-Па нам ещё ближе. Он повысился за пределы магии. Он запретил монахам проявлять магические силы. Его учение - Жёлтые Ламы - представляется менее испорченным.

* * *

Под Новый год, четвёртого февраля, после заката вспыхивают огни в монастырях по холмам. И звон гонгов и дальние барабаны звучат... Утром - танцы...

* * *
Перед Новым годом уничтожают злых духов заклинаниями-танцами. В оленьем танце разрубается фигура злого духа и части его разбрасываются. И важно ходит по кругу покровитель религии, взмахивая плечом. И кружатся, размахивая крыльями широких рукавов, черноголовые Ламы. И музыканты в жёлтых шапках выступают, как Берендеи в 'Снегурочке'. И орлы черкают по воздуху над узорными углами храма. И на уступах холма пестреют собравшиеся толпы.

* * *
И самые танцы в день Нового года со страшными символами злых духов и скелетов приобретают жизненное значение. И как далеко впечатление страшных масок на солнечном фоне Гималаев от давящей черноты углов музеев, где такие атрибуты часто составлены, пугая посетителей видом условного ада. Конечно, весь этот ад и создан для пугания слаборазвитых душ. Много фантазии положено на изощрение адских обличий.

* * *
В монастыре Красных шапок впечатление не так светло. Там, где ближе благословенный Майтрейя, там звучнее и светлее движения и мощнее трубные гласы. В Красных монастырях Падмы Самбгавы символистика более условно земная. Действо начинается простой "мистерией" суда над умершим. Приходит важный владыка ада со своими помощниками. Зверообразные служители влекут чёрную душу умершего злодея: взвешивают преступления. Чаша проступков перевешивает, и злодея тут же ввергают в кипящий котёл. То же происходит с душой преступницы. Но вот ведут Святого - в одеянии Ламы. Белый шарф украшает его. Конечно, суд милостив, и три вестника радости ведут вознесённого в рай.

* * *
Пятнадцать лет назад умер замечательный Лама, пришедший из Монголии. Астрологически он установил ряд важных событий будущего. Видели его изображение. В типе русского схимника. Сильный лик. Непобедимо твёрды скулы. Остро зорки глаза. Во время ухода этого сильного духа радуга играла над основанным им монастырём.

* * *
Книги доставать трудно. Надо посылать доверенное лицо в далёкий путь. Существуют замечательные книги. Есть книги одного Таши Ламы о посещении им священной Шамбалы. Имеются сборники символических притч. Имеется трактат о переселении душ. Не переведены.

* * *
Учения, привезённые из Шамбалы, попадаются и в трудах учёных Европы. На кладбище Дарджилинга погребён загадочный человек. Венгерец родом. Живший в конце XVIII столетия. Пешком он прошёл из Венгрии в Тибет и оставался много лет в неизвестных монастырях. В тридцатых годах прошлого века Цома де Керез скончался. В трудах своих он указывает учение Шамбалы, установившее следующую за Буддой иерархию. Пришёл этот учёный из Венгрии, - характерно. Загадочна его деятельность.

* * *
Ещё искра о Шамбале. Известный Таши Лама часто впадал в экстаз во время бесед с учениками. Иногда же и вовсе физически исчезал, переносясь в святилище Шамбала. Эти экстазы живо переносят во времена бесед Св. Иоанна де ла Круа со Св. Терезой, когда оба блаженных собеседника, придя в восторг, поднимались к потолку комнаты.

* * *
Среди благих действий припоминаются и искры возмущения духа. Поноситель приблизился к Будде, но Благословенный так возмутился, что искра молнии поразила дерзкого. Конечно, Благословенный остановил обратный удар и вернул к жизни нечестивца. Но тот уже был так потрясён случившимся, что забыл все свои приготовленные нападения. Искры обратного удара.

* * *
Известен случай, когда Сенген Лама, перед казнью в Лхассе, указал, что он скоро снова воплотится на земле. И действительно, очень скоро в китайском Туркестане родился мальчик с тем же редким характерным физическим недостатком на колене, каким отличался покойный Лама. Теперь этому монгольскому князю уже более двадцати лет. У нас служит сын покойного Ламы, ездивший по поручению отца к молодому князю.

* * *
Кому ведома верховая езда по Кавказу или по каньонам Аризоны и Колорадо, тот знает, как взбираться по кручам холмов Сиккима. Только вместо красочной трагедии американских чудес вы имеете восходящий сад, взращённый таинственным подъёмом религиозного духа. И сейчас по неведомым пещерам сидят отшельники и на струнах земли творят легенду жизни неба.

* * *
Кому ведомы подходы к старым монастырям и городищам Руси, с их цветущими холмами и пряно пахучим бором, тот поймёт, как чувствуются подходы к монастырям Сиккима. Всегда твержу: если хотите увидеть прекрасное место, спросите, которое место здесь самое древнее. Умели эти незапамятные люди выбирать самые лучшие места.

* * *
Каждый перевал увенчан красивым Мендангом с колёсами жизни, с рельефами молитв и с нишами седалищ перед ликом зовущих далей. Здесь медитируют ламы и путники. Здесь развеваются знамёна. Здесь каждый ездок приостановит коня.

* * *
С перевалов окунаетесь опять в уходящие холмы. Убегают рёбра разноцветных бугров. Точно спины барсов, тигров и волков.

* * *
После холмов опять сказки леса. Зелёные лесовики и чудища загораживают путь. Спутались зелёные нити. Змеи переплели стволы. Притаились мшистые тигры и леопарды. Заколдованный мир.

* * *
Самые причудливые холмы и скалы образуют как бы священную чашу - обширную долину. Посередине долины неприступно стоит опоясанная двумя реками гора Белый камень, увенчанная монастырём Ташидинг, что значит "Долина, открытая небу". Древнее место. Попробуйте обыскать бесчисленные морщины и впадины всех скал, попробуйте найти сокровища, собранные у монастыря. И чудесный камень исполнения всех желаний. И бессмертную амриту. И сто изображений Будды. И все священные, временно сокрытые книги. И всё другое, указанное в древней рукописной книге "Путешествие по Сиккиму".
Очень трудны подступы к Ташидингу. Лишь недавно непроходимые тропы обратились в крутые пешеходные тропинки. Поистине, путь духа должен быть пройден ногами человеческими. Один переход через висячий бамбуковый мост нелёгок. Гремит и мчится под ним горная река, неся святую воду с Кинченджанги. И выше моста по отвесным склонам много раз остановитесь: дойду ли? Много дыхания надо набрать, чтобы одолеть вековую гору.

* * *
На верхнем склоне устроена почётная встреча от землевладельцев. Брага, са-харный тростник и танжерины под плетёным навесом, украшенным жёлтыми букетами. Дальше гремят барабаны и звенят серебряные гонги. Встреча от монастыря. На последнем уступе встречают рожечники и трубы. Среди рядов пёстрой толпы идёте к старому месту.

* * *
За воротами монастыря встречают ламы в пурпурных одеждах. Впереди них чудесный старик - настоятель монастыря. Точно тонкое резное изображение XV века. Так идёте до раскинутых бирюзовых палаток. Среди леса ступ и разноцветных знамён. Среди весёлых верениц огней приношений.

* * *
В первое полнолуние после Нового года (было 20 февраля) в Ташидинге годовой праздник. Происходит чудо наполнения чаши. С давних времён, более восьми поколений заповедано это чудо. Из указанного места горной реки берётся небольшой сосуд воды и вливается в старинную деревянную чашу. В присутствии свидетелей, представителей Махараджи Сиккима чашу закрывают плотно и запечатывают. Через год в то же полнолуние, на восходе солнца чашу торжественно вскрыва-ют и измеряют количество воды. Иногда вода уменьшается, но иногда и сильно увеличивается. В годы великой войны вода в три раза увеличилась, что и означало войну. Нынче вода вдвое уменьшилась, что значит голод и беспорядки. Этот недобрый знак увеличился ещё другим знамением. Двадцатого февраля было полное лунное затмение. Небывалый знак недобрый.

* * *
Загудели трубы. Пронзительно завыли свистки. Народ в костюмах из "Снегурочки" устремился к большой священной ступе. Громкий хор пошёл толпой вокруг. Многие распростёрлись ниц на земле. Гулко загремели барабаны лам. Только что лунное небо зачернело. Золотые огни приношений засверкали как по чёрному бархату. Полное затмение! Демон похитил луну! Такого ещё не бывало в день чуда Ташидинга.

* * *
Но был и один добрый знак. На восходе солнца Старший Лама видел, как по вершинам загорелись гирлянды огоньков.

* * *
Когда луна была возвращена миру, вокруг главной ступы пошли танцы. Сущий русский хоровод. И песни. Тоже словно русские. Содержание духовное.

* * *
"В монастыре живёт наш Господь Будда. Ему несём наше приношение". Так начинается одна песня. Или: "Велика священная книга, но я найду ей место у моего сердца". Или: "Вспоминаю я священный монастырь".

* * *
В белом кафтане подходит художник, делавший роспись местного храма. Сговорились. Пойдёт с нами и будет писать Благословенного Майтрейю. Покажет технику местного живописания.

* * *
Красные, жёлтые, белые, лиловые кафтаны. Алые, зелёные, белые женские рукава. Остроконечные шапки с опушками. Говор. Молитвы. Две ночи хождения вокруг ступы.

* * *
Прикладываются к камню, на котором благословлял сие место Учитель Падма Самбгава. Обходят другой камень с отпечатком ступни Учителя и отпечатком копыт и звериных лап. И опять хоры вокруг ступы исполнения всех желаний.

* * *
Входя в храм, идите по правую руку до стены алтаря. В храмах жёлтой секты в середине алтарной стены статуя Будды или теперь даже Майтрейи Будды. В красной секте посередине Падма Самбгава, а Будда - по правую руку. Иногда нижний храм посвящён Падме Самбгаве, а верхний - Будде. Такое размещение очень соответствует внутреннему смыслу учений. Будда - небо. Падма Самбгава - земля. По боковым местам изображения Авалоки тешвары - духовный коллектив, многоглавый и многорукий, - как наша русская Сторучица Богоматерь, а также статуи "Держателей молнии", основателей монастырей и шестнадцать Архатов, сидящих в разных пещерах. На алтаре - светильники и всякие приношения. Семь чаш с водой. Блюдце риса и кадильницы курений. Ковчег реликвий.

* * *
Стены покрыты росписью. Чаще всего одна стена - алтарная. При входе - изображения четырёх хранителей частей света. В каждом храме найдётся изображение семи сокровищ, предлагаемых человечеству. На белом коне изображение чудесного камня.

* * *
В особом помещении хранятся священные книги. Общая мечта монастырей - увеличить число книг. Но книги дороги. Священный сборник - до тысячи рупий.

* * *
Особо трогательно служение тысячи огней под вечер перед чудом. Низкий храм с расписными колоннами и балясинами. Посередине длинный стол, уставленный огнями. Вдоль стен тоже вереница огней. И всё это море огоньков ласково колышется и мерцает, одёрнутое облачком курений сандала, дикой мяты и других благовоний, сжигаемых в кадильницах. Стройно, хорошо пели во время этого служения.

* * *
По всем тропинкам вьются караваны богомольцев. Высокие сёдла покрыты яркими тканями. Совсем дикие лошадки несут пузатую поклажу. Всё толпится. Ищут места кочевки. Воздвигают новые знамёна в память живых, но чаще умерших. Толпа собралась до двенадцати сотен. Но мирная, добрая толпа.

* * *
На ранней заре, задолго до восхода, когда снега на горах ещё мутно-янтарны, лагерь уже шевелится. Ползёт и ширится неясное гудение. Ранние мотивы мешаются с ударами копыт коней и мулов.

* * *
Утром к нашим шатрам идёт шествие. Сам Старший Лама возглавляет несение даров. За ним, высоко поднятые, следуют подносы с рисом, с рёбрами барана, с сахарным тростником, с брагой и плодами. Сам Лама передаёт приношение в нашу походную кухню.

* * *
Посреди ступ раскинулись шатры богомольцев. Вот под зелёным навесом сидят ламы из Тибета. Женщины им переворачивают страницы длинных молитвенников. Под ручные барабаны и гонги ламы поют тантрическую песню. Где же Стравинский, где же Завадский, чтобы изобразить мощный лад твёрдых призывов?

* * *
Недалеко группа из Непала бьёт в такт ладонями и припевает. Посреди их женщина с застывшим лицом экстатически танцует танец Шарпа, полный тонких движений волхования. Иногда она трепещет руками, как птица, и издаёт какое-то птичье рокотание. Очень замечательно.

* * *
Тут же странники из Бутана молятся под красным навесом. Перед чудом и раздачей целебной воды вокруг ступ идёт священный ход. Впереди трубачи в высоких красных шапках. За ними Ламы в тиарах. Следом длинный ряд священных книг.

* * *
На закате в палатке Старший Лама тихо говорит о святынях Сиккима, о чудесах, слышанных и им самим виденных. То шум роя невидимых пчёл, то пение и небесная музыка, то явление образов священных. При нашем отъезде Лама указал два добрых знака. По пути три полных бамбуковых водоноса и два дровосека с полными вязанками дров - навстречу.

* * *
Ташидинг принадлеждит к приходу большого монастыря Пемайандзе в дне пути. Тоже на вершине, Пемайандзе стоит властно. Недавно перестроен, но сделано подновление с чутьём. И даже новейшая живопись доставляет радость своей тонкой замысловатой декорацией. И резьба наличников сказочна. И высокие пороги тяжёлых дверей переносят в древние деревянные храмы России. И сановиты главные ламы. И торжественны пурпурные одежды. И красные тиары на головах полны достоинства. Но всё-таки ещё больше вспоминается восьмидесятилетний настоятель Ташидинга. И всё-то он борется и заботится и старается улучшить строение своё. И хозяйственный глаз его везде проникает.

* * *
За воротами Пемайандзе стоят стражи трёхсотлетних деревьев. Сказочный лес царя Берендея. А уличка домов лам, как берендейская слобода, раскрашена и оснащена крылечками цветными и лесенками.

* * *
Вот "Небесная Священная гора", и на вершине её блестит горное озерко. Там маленький храм, основанный на месте жития основателя Красной секты в Сиккиме. Из Дубди основатель перешёл на Святое озеро, а оттуда в древний Санга Челлинг. Четыре древнейших монастыря Сиккима: Дубди, Санга Челлинг, Далинг и Роблинг. И значение названий отличное: "Место размышления", "Остров тайного учения", "Остров молнии", "Остров счастливого устремления".

* * *
Славный монастырь Санга Челлинг. Незабываем Далинг с бело-синим, словно фарфоровым, входом, среди бамбуковой рощи. Там бережно у алтаря хранится запечатанный, невскрываемый ящик с реликвиями основателя храма. В Санга Челлинге нет реликвий, но зато там камень, освящённый благословением основателя. Когда чиста жизнь монастыря, прочен и камень. Всякая грязь заставляет камень трескаться.

* * *
Вот они - мои милый новгородские и ярославские дверки. Вот она - прекрасная фресковая живопись. Вот они - цветные орнаменты, обвившие все наличники оконцев и дверей. Вот те же согбённые спины богомольцев, преданных вере. И огни прилежных приношений. И наши кули засвечивают огонёк. Истинная лепта вдовицы. А над ними властно возвышается "Держатель молнии".

* * *
В Пемайандзе Учитель Падма Самбгава не был, но в монастыре хранятся вещи, принадлежавшие основателю религии. Вещи запечатаны, но изредка показываются. Одеяние. Головные уборы. Чётки. Колокольчики чудного звона. Два магических кинжала и небольшое чудесное изображение Будды.

* * *
И трубы громче в Пемайандзе. И драконы-охранители страшнее. И влияние монастыря больше. И развалины дворца Махараджи вблизи. А первый Махараджа был (по-библейски) избран на царство главой религии. Но фигуры Майтрейи нет в большом монастыре.

* * *
Некоторые одинокие храмы с единым огоньком, обвеянные персиковым, розовым цветом и усыпанные орхидеями и дикими пионами, ещё ближе ведут по стопам простого постижения Учения.

* * *
Из леса выходит мужик, и голова его украшена белыми цветами. Где же это возможно? - В Сиккиме.
Бедны ли сиккимцы? Но там, где нет богатства, там нет и бедности. Просто живут люди. На холмах среди цветущих деревьев стоят мирные домики. Сквозь цветные ветки горят яркие звёзды и сверкают снежные хребты. Люди носят овощи. Люди пасут скот. Люди приветливо улыбаются. Со сказочной музыкой ходят по крутым тропинкам в свадебных шествиях. Зная о перевоплощениях, спокойно сжигают прах тел. И поют. Заметьте: часто поют.

* * *
Правда, можно петь под навесом из разных цветов и растений. Орхидеи, как цветные глаза, прилепились к стволам великанов. Розовые, пурпурные и жёлтые букеты заливают путь весёлыми искрами. И не простые растения. Много среди них издревле лечебных.

* * *
Полная даров, ждёт природа. Придите лечиться. Шарура, парура, оррура - три самых главных плода против простуды, кашля и лихорадки. Шарура - как жёлтая вишня. Парура - как зелёный каштан. Оррура - зелёно-жёлтое яблочко. Все терпки и полны танина. Вот красная кора аку омбо против ран. Как гигантский сухой боб серги пруба от лихорадки. Шута - сухой, горький корень от опухоли и от горла. Бассак - коричневый порошок от простуды. Красный стебель цё поставляет маженту. Горькая на вкус пурма - для курений. Варево из корней берекуро - для женских болезней. Цветы Дангеро от желудка, так же как и цветы красного рододендрона. Лист Disro для дезинфекции ран. Мемшинг пати - священное растение в Непале, им украшают голову на торжествах. Без конца полезных растений, ждущих лучшего применения и изучения.

* * *
Листы травы ауа дути размягчают камни, так же как и снежные лягушки в Гималаях. Потому, если видите на камне отпечаток копыта оленя или лапы зверя, значит, они или ели, или касались чудесной травы. Ещё один поворот к легенде. Около Фалюта на путях к Кинченджанге растёт драгоценное растение чёрный аконит. Цветок светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведёт не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто ещё так многое.

* * *
Перед нашими воротами сказался странный дар. Ветки пихты, рододендронов и ещё какого-то растения лежали, обращённые листьями к нашему дому, прикрытые плоским камнем. Это - сунниум-заклятие. Человек, поднявший это приношение, получает на себя то, что положено. Или худое, или хорошее. Или болезнь, или горе. Или радость. Много дней лежал этот сунниум, и даже лошади как-то не касались его. Такое же заклятие видели мы в предместье Джайпура. Там посреди улицы в плоской корзине лежали печень барана, цветы и три серебряных рупии. Никто не дотронулся до них.

* * *
Эти заклятия очень древнего происхождения. Инвольтация чёрных магов всегда говорит о заклятых предметах.

* * *
Также всюду известны легенды о случайном посещении священных мест, причём болтливость вызывает немоту или даже смерть. Так, говорят, что один шикари (охотник) в Ассаме случайно дошёл и видел тайны священного места, но пытался рассказать об этом и потому онемел.

* * *
По берегу моря шагает палка. Одна шагает. К верху её привязан зажжённый трут. Это колдуны Малабарского берега посылают заклятие поджечь дом врага. Доктор Джонс из Калькутты пытался догнать такую палку, но она "ушла" быстрее его.

* * *
Легенда или случай около Монголии. Скончалась почитаемая мать, и сын хотел, чтобы высокий лама, обладающий высшими силами, совершил по ней службу. Но такого ламы не нашлось. Сын в момент смерти собрал дух умиравшей в сандаловый коробок и крепко обмотал это хранилище, а сам пригласил лучших лам из Тибета. Ламы сосредоточились над коробком. И вот один из них изменился в лице. Сперва покраснел. Затем посинел. И у всех на глазах коробок лопнул и разлетелся вдребезги. Этот лама мог освободить дух и потому мог совершить служения.

* * *
Много говорят. Трудно отличить магические приёмы от символов.

* * *
Все знают. Обо всём слышали. Обо всём могут толковать и припоминать в сумерках. "Намиг" (небесные письмена) - письма и священные книги, упадающие с неба. Кольца, меняющие цвет серебра или бирюзы, в знак предостережения или предвещания. Зи - камень буса, посылаемая с неба поддержать здоровье. Нахождение предметов, после исчезающих. Все знают.

* * *
Женщина была очень набожна и мечтала получить изображение Будды. Работая утром в саду, среди цветов она увидела изображение и принесла в божницу, но скоро Будда исчез из божницы. Женщина нашла в саду крутящийся сверкающий камень. Положила его в сундук и забыла. Камень тогда исчез. Всякое небрежение вызывает уход посланного счастья.

* * *
Записывайте не то, что прочтут из книг, а то, что расскажут, ибо эти мысли живут.

* * *
В сумерках при загорающихся звёздах, в лиловом сиянии тумана звучит тихий рассказ ламы о "Владыке мира", о его мощи, о его действии и мудрости, о его воинстве, в котором каждый воин будет наделён какой-либо чудесной силой. О сроках.

* * *
Предание из старой тибетской книги. Под символическими именами названы там передвижения Далай Ламы и Таши Ламы, уже исполнившиеся. Описаны особые физические приметы правителей, при которых страна подпадёт под обезьян. Но затем оправится, и тогда придёт некто большой. Его прихода срок можно считать через двенадцать лет. Это выйдет 1936.

* * *
Когда пришло время Благословенному Будде покинуть эту землю, просили его четыре владыки Дарма Пала оставить людям его изображение. Благословенный дал согласие и указал лучшего художника. Но не смог художник снять точные промеры, ибо дрожала рука его, приближаясь к Благословенному. Тогда Будда сказал: "Я стану у воды. Ты сними промеры отражения". Смог художник это сделать, и таким путём произошли четыре изображения, отлитые из священного состава семи металлов. Два из них сейчас в Лхассе, а два пока скрыты до времени.

* * *
Тибетский владыка женился на китайской и непальской принцессах, чтобы за ними привлечь в Тибет два священных изображения Будды.

* * *
Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбгава приблизил к земным путям учение Благословенного. При рождении Падмы Самбгавы всё небо светилось и пастухи видели чудесные знаки. Восьмилетний Учитель показался ми-ру в цветке лотоса. Падма Самбгава не умер, но ушёл, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность.

* * *
В пещере Кандро Сампо недалеко от Ташидинга около горячих ключей жил сам Падма Самбгава. Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант. И теперь в пещере стоит изображение Падмы Самбгавы, а за ним каменная дверь. Знают, что Учитель скрыл за дверью священные тайны для будущего, но сроки им ещё не пришли.

* * *
Отчего так звучны большие трубы в буддийских храмах? Владыко Тибета решил призвать из Индии, из мест жизни Благословенного, учёного ламу, чтобы очистить основы учения. Чем же встретить гостя? Высокий Лама, имев видение, дал рисунок новой трубы, чтобы гость был встречен неслыханным звуком. И встреча была чудной. Не роскошью золота, но ценностью звука.

* * *
Отчего так звучны гонги в храмах? Серебром звучат гонги и колокольчики на заре утра и вечера, когда высокие токи напряжены. Их звон напоминает прекрасную легенду о Высоком Ламе и Китайском Императоре. Чтобы испытать знание и ясновидение Ламы, император сделал для него сидение из священных книг и, накрыв их тканями, пригласил гостя сесть. Лама сотворил какие-то молитвы и сел. Император спросил: "Если вы всё знаете, то как же вы сели на священные книги?" Здесь нет священных книг", - отвечал Лама. И изумлённый император вместо священных книг нашёл пустую бумагу. И дал император Ламе дары и много колоколов ясного звона. Но лама велел бросить их в реку, сказав: "Я не могу донести всё это. Если надо, то Бог донесёт эти дары до моего монастыря". И река донесла колокола с хрустальным звоном, ясным, как волны реки.

* * *
Священны талисманы. Мать много раз просила сына привезти ей священное сокровище Будды. Но молодец забывал просьбу матери. Говорит она: "Вот умру перед тобой, если не принесёшь мне теперь". Но побывал сынок в Лхассе и опять забыл материнскую просьбу. Уже за полдня езды от дома он вспомнил, но где же найти в пустыне священные предметы? Нет ничего. Вот видит путник череп собачий. Решил, вынул зуб собаки и обернул жёлтым шёлком. Везёт к дому. Спрашивает старая: "Не забыл ли, сынок, мою последнюю просьбу?" Подаёт он ей зуб собачий в шёлке и говорит: "Это зуб Будды". И кладёт мать зуб в божницу и творит перед ним самые священные молитвы и обращает все свои помыслы к своей святыни. И сделалось чудо. Начал светиться зуб чистыми лучами. И произошли от него чудеса и многие священные предметы.

* * *
Человек двенадцать лет искал Майтрейю Будду. Нигде не нашёл. Разгневался и отказался. Идёт путём. Видит, странник конским волосом пилит железную палку. И твердит: "Если даже жизни моей не хватит, всё-таки перепилю". Смутился человек: "Что значат мои двенадцать лет перед таким упорством? Вернусь я к моим исканиям". И тогда явился человеку сам Майтрейя Будда и сказал: "Давно уже я с тобою, но не замечаешь и гонишь и плюёшь на меня. Вот сделаем испытание. Пойди на базар. Я буду на плече твоём". Пошёл человек, зная, что несёт Бога, но шарахнулись от него люди. Разбежались. Носы заткнули и закрыли глаза. "Почему бежите вы, люди?" "Что за ужас у тебя на плече. Вся в язвах смердящая собака". И опять не увидели люди Майтрейю Будду. И увидели, чего каждый достоин.

* * *
Лама сказал: "Три рода учения. Одно - для посторонних. Другое - для своих. Третье - для посвящённых, могущих вместить. Вот по неразумию они убивают жи-вотных. И пьют вино и едят мясо. И живут грязно. А разве учение позволяет всё это? Где красота, там религия. Где религия, там красота".

* * *
Чувствительны здесь люди. Ваши ощущения и намерения передаются здесь легко. Потому знайте чётко, что хотите. Иначе вместо Бога увидите собаку.

* * *
Главное не то, что захоронено в прошлом, что запылено в старинных книгах, переписанных и недописанных. При новом строительстве важно то, что сейчас вращается в жизни. Не по полкам библиотек, а по живому слову измеряется состояние духа.

* * *
Под Кинченджангой притаились пещеры, где хранимы сокровища. В каменных гробах молятся пещерники, истязая себя во имя будущего. Но будущее уже овеяно солнцем. Уже не в тайных пещерах, но в солнечном свете почитание и ожидание Майтрейи Будды. Уже три года, как Таши Лама в своём Ташилумпо торжественно и явно воздвиг великое изображение Грядущего. Идёт незримая, напряжённая работа.

* * *
Таши Лама через Сикким и Калькутту путями Китая проехал в Монголию. Никогда такое не бывало. Тайна. Впрочем, может быть, через Сикким проехал лишь отводный отряд, а сам Лама двинулся в Монголию.

* * *
В священное утро на горах засветились вереницы огоньков. Тайна.

* * *
Сейчас волна внимания к Тибету. За стеною идут события. Но тибетская тайна велика. Сведения противоречивы. Куда исчез Таши Лама? Какие военные действия на границе Китая? Что делается на монгольской границе? Год событий.

* * *
Называли Сикким страной молний. Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: "страна небесных ступеней". Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, малопроникаемая страна скал и цветов.

* * *
Как в сказке. Как на блюдечке за серебряным яблочком. Открываются холмы и ступени Гималаев. Сто монастырей Сиккима. Наверное, гораздо больше. каждый из них увенчал вершину холма. Малый холмик в Чаконг. Большой субурган и монастырь в Ринченпонг. На следующей горе белеет Пемайандзе. Ещё выше Санга Челлинг. Ташидинг мало виден. По другую сторону долины Далинг. Против него Раблинг. Ближе Намдзе. За сорок миль видны монастыри. Забываем, что здесь видится необычно далеко.

* * *
И опять перед нами стена на Тибет. И не хребет ящера, но белоснежный пояс раскинулся по вершинам стены. Пояс земли. Поставим стрелу на север. Там должны быть основания горы Меру.

* * *
Талмуд говорит, что голубь принёс первую масличную ветвь Ною с горы Мория. И гора Мория и гора Меру - в Азии. Здесь начало всего. Здесь начало всех путников, всех искателей. Здесь же воздвигнуто первое изображение Благословенного Майтрейи - Мессии - Мунтазара (Мунтазара - Мессия, ожидаемый мусульманами. - Примеч. изд.). Трижды мощное М. Здесь, поверх всех споров, религии подняли масляничную ветвь нового мира.

* * *
Подошёл сам, потрогал - прикоснулся к шатру. Кто этот человек с длинной чёрной косой, с бирюзовой серьгой в ухе, в белом кафтане? Местный живописец - лама Пема Дон-дуб.
"Можешь ли написать нам Благословенного Майтрейю, совершенно так, как в Таши Лумпо?" Взялся и вот сидит на коврике, в уголке белой галереи и различно цветно пишет полный символами лик. Приготавливает ткань для писания, покрывает её левкасом (мел на клею) и выглаживает раковиной. Совершенно как русские иконописцы. Так же растирает краски, так же греет их на жаровне, так же втыкает запасную кисть в чёрные густые волосы. И жена его, из Тибета, помогает ему готовить краски. И так в уголке белой галереи расцвечивается замысловатый образ. Все символы укрепляют Благословенного. И страшный, птицеподобный Гаруда, и Ганеши - слон счастья, и Чинтамани - конь белый, несущий на спине чудесный камень - сокровище мира. Целый священный хоровод избранных образов. А на лик и благие руки кладётся чистое золото. И так же, как наши иконописцы, поёт лама-иконописатель молитвы во время работы. Молитвы усилились - значит, приступил к самому Лику. И ещё диво, только возможное в этой стране. В глубоких сумерках, когда наливающийся месяц уже вступает в права, по дому разносятся серебряные звуки самодельной флейты. В темноте художник-лама на коврике переливчато играет перед Ликом Майтрейи - Мессии - Мунтазара. Струны земли.

Бкра-шис-лдинг. Февраль, 1924.