Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ПРЕДАНИЯ О ШАМБАЛЕ

********************************************************
 
ВВЕДЕНИЕ

Фрэнсис Грант
'ВЛАДЫКА ШАМБАЛЫ - НАДЕЖДА АЗИИ'

'Владыка Шамбалы - Владыка Мира - приближается!'
Подобно порыву ветра эта весть проносится над Азией, и сила её заставляет весь Восток застыть в напряжённом ожидании нового движения, которое принесёт ему новую судьбу. Так с Востока сообщил нам профессор Николай Рерих, выдающийся художник, который ведёт сейчас экспедицию по Центральной Азии. Как он говорит, это великое предчувствие на Востоке обрело ещё большее основание в прошлом году, после беспрецедентного исчезновения из монастыря Таши-ламы - религиозного главы Тибета.

Профессор Рерих покинул Нью-Йорк в 1923 году и в настоящее время находится в сердце Азии. Целью экспедиции, отправленной на Восток под покровительством Международного Центра Искусств в Нью-Йорке 'Корона Мунди', является создание профессором Рерихом живописной панорамы стран, никогда ранее не запечатлённых на полотнах европейских художников. Кроме того, высказывалась также надежда найти редкие образцы произведений искусства Востока. С момента начала экспедиции в Рериховский музей в Нью-Йорке было прислано более 150 полотен Николая Рериха, а также очень большая коллекция тибетских знамён и другие сокровища восточного искусства.

На Востоке профессор Рерих жил в бывшем доме Далай-ламы, недалеко от Дарджилинга, а во время поездок по восточным тибетским монастырям имел возможность войти в тесный контакт с ламами и народом и узнать об их чаяниях и надеждах. И среди самых разных чувств наиболее мощно ощущалась эта вера в наступление Новой мировой эпохи.

В прошлом году Восток испугала внезапная весть о том, что ночью, без предупреждения, Таши-лама ушёл из своего монастыря в Шигацзе. Как мог незаметно скрыться Таши-лама? Кто его сопровождал? Куда он ушёл? Никто не мог ничего сказать.

Для того чтобы понять тайну произошедшего, ламы, по обычаю Востока, обратились к древним рукописям и предсказаниям. О том, как истолковано в них исчезновение религиозного главы, ламы рассказали профессору Рериху, а также поведали ему и о надеждах, связанных с приближением великого события.

Предание, издавна известное в монастырях, гласит, что придёт время, когда Таши-лама всенародно объявит культ нового Будды Майтрейи, или, как его называют, Владыки Шамбалы. А через три года, говорится в рукописях, этот святой человек, в котором сконцентрированы религиозные судьбы его народа, исчезнет из монастыря, и на Востоке начнут происходить большие события, которые закончатся приходом Владыки Шамбалы.

Ламы говорят, что именно так и случилось. Уже три года как Таши-лама публично объявил своему народу о культе Будды Майтрейи, большую статую которого в ознаменование этого события он приказал возвести в своём монастыре Ташилун-по. Гигантская статуя сделана из сплава семи металлов. С того дня культ Владыки Шамбалы распространился повсеместно, возрождая старые надежды. А через три года, в прошлом году, произошло ещё одно знаменательное событие во исполнение этого пророчества. Как было предсказано, Таши-лама исчез из монастыря.

Известие об исчезновении Святейшего профессор Рерих получил из уст свидетеля - гелонга Таши, художника при свите Таши-ламы. Очевидно, своё бегство Таши-лама заранее тщательно спланировал. Об этом свидетельствует последовательность символических картин, нарисованных на стенах монастыря по указу Святейшего, с изображением всех стран, которые ему предстояло пройти на своём пути.

'Исчезновение Таши-ламы является беспрецедентным для Азии событием. - пишет профессор Рерих. - В настоящее время известно, что Таши-лама движется в направлении Монголии. Сейчас волна внимания к Тибету. За стеною гор идут события'.

Согласно полученным от профессора Рериха сведениям, побег Таши-ламы был осуществлён в атмосфере большого волнения, и те, кто боялся последствий этого события, предпринимали попытки отодвинуть его на более поздний срок. 'Бегство Таши-ламы изобиловало проявлениями героизма, - пишет профессор Рерих. - Триста вооружённых лам сопровождали беглеца, а сам лама вёл под узцы запасную лошадь, потому что нужно было торопиться, ибо им постоянно угрожала погоня. Стало известно, что 500 конников спешат отрезать беглецам путь из Лхасы на перевал Нагчу. Таши-лама успел свернуть с намеченного ранее пути и уйти через глубокое ущелье. Поднялась пурга, и погоня из Лхасы задержалась на два дня. Так свершилось предсказание - произошёл исторический побег, с вооружёнными спутниками, в непрерывной скачке!'

Таши-лама взял из монастыря только один предмет - картину. 'По словам монаха-художника гелонга Таши, Святейший взял с собой танку, изображающую Шамбалу. Ибо было сказано, что кратчайший путь лежит через правителя Шамбалы'.

С этой танкой связаны некоторые наиболее священные верования Тибета. Копия с неё, сделанная художником Таши-ламы по просьбе членов экспедиции Рериха, недавно была отправлена в Америку.

Верования, в которых почитается Владыка Шамбалы, свято сохраняются. Только немногим открыты эти легенды, в них в иносказательной форме, по-видимому, содержатся символы современных азиатских движений.
Профессор Рерих рассказывает о некоторых таких легендах, поведанных ему ламами.

'Легендарная гора Меру по Махабхарате и такая же легендарная высота Шамбала в буддийских учениях - обе лежали на север и служили высотами посвящений. Утверждается, что страна Шамбала существует и её Владыка носит имя Царя Истины. Согласно древним рукописям, в будущем появится могущественный правитель, не буддист, и в его свите будут воплощены высочайшие духи. Именно во время его правления явится Владыка Мира'.

В некоторых предсказаниях указано, что Владыка Мира придёт именно в 1936 году. 'В сумерках, при загорающихся звёздах, в лиловом сиянии тумана звучит тихий рассказ ламы о Владыке Мира, о Его мощи, о Его действии и мудрости, о Его воинстве, в котором каждый воин будет наделён какою-либо чудесною силою, - и лама называет признаки времени и сроки, когда должны произойти те или иные события. Он рассказывает предание из старой тибетской книги. Под символическими именами названы там передвижения Далай-ламы и Таши-ламы, уже исполнившиеся. Описаны особые физические приметы правителей, при которых страна подпадёт под власть обезьян. Но затем оправится, и тогда придёт некто очень большой. Его прихода срок можно считать через двенадцать лет. Это выйдет 1936'. Настойчивость, с которой легенды говорят о Севере как стороне, где находится это таинственное царство, замечательна.

Другая версия этой истории рассказывает о царстве Агарти. Агарти - ещё одно название Шамбалы. Оно встречается в легендах Центральной Азии, в которых говорится о таинственном священном царстве. Приближаясь к вратам этого благословенного царства, повествует легенда, все живые существа умолкают и благоговейно прерывают путь. В русских легендах также упоминается подобное сокровенное место - подземный град Китеж.

' О подземных жилищах в области Лхасы и Кукунора говорят многие источники... Также указывается, что Потала, дворец Далай-ламы, имеет скрытые помещения большой древности'.

Ещё одно событие подтверждает обоснованность предчувствия ламы, что всё предсказанное должно в ближайшее время свершиться. Согласно пророчеству, знаком наступающих событий станет извержение потухшего вулкана в Самарканде. События начнутся через три года после того, как вулкан оживёт. И действительно, недавно этот вулкан опять стал активным.
Каково бы ни было отношение к этим пророчествам, один факт остаётся бесспорным - они всколыхнули весь Восток. И повсюду слышен единый пульс, объединяющий всех в напряжённом ожидании. В тех монастырях, которые посетили члены экспедиции, это чувство было очень сильным, и практически в каждом храме, независимо от его религиозного направления, стоят гигантские статуи Будды Майтрейи.

'Нужно быть здесь, чтобы это понять, - пишет профессор Рерих. - Нужно посмотреть в глаза людей, чтобы ощутить, как жизненно важно для них понятие Шамбалы. Поэтому сроки и события, о которых они говорят, не являются результатом праздного любопытства, а связаны с глубоким знанием. Несмотря на то, что это знание бывает затемнено и извращено, оно, тем не менее, живёт и движет мыслями людей. На перепутьях Востока можно собрать крупицы надежды и знания. И из этих крупиц слагается сказание о героическом побеге Таши-ламы. И ткётся новая паутина мировых событий'.

'Повсюду местные жители сравнивают пророчества с реальными событиями, с волнением сопоставляют даты и ждут, ждут, ждут...'

'Примечательно, что даже самые простые люди, равно как и ламы, ожидают скорого прихода Владыки Мира, Спасителя человечества. Согласно их вере, этот Спаситель не дух, а человек, достигший полного совершенства. У людей имеется множество его изображений, где он предстаёт в облике царя, окружённого воинами всех наций и религий. Он царь-воин, и даже животные скоро примут участие в битве. Ламы говорят, что многие пророчества уже сбылись, и считают текущий год самым важным. Это начало Новой эры'.

'Недалеко от монастыря Ташидинг, одного из самых больших в этих местах, есть пещера, в которой жил Падма Самбхава, великий учитель Тибета и основатель религии. А в глубине пещеры - дверь, которую никто никогда не открывал. Говорят, за этой дверью Учитель хранил тайны будущего. Сроки ещё не наступили, но у всех есть предчувствие, что скоро настанет день и дверь будет открыта'.

'Здесь кажется, что будущее уже было предначертано ранее. Под священной горой Гималаев Кинченджунгой притаились пещеры, где хранимы сокровища. В каменных гробах молятся пещерники, истязая себя во имя будущего, но будущее уже овеяно солнцем. Уже не в тайных пещерах, но в солнечном свете почитание и ожидание Майтрейи Будды... И кажется, что поверх всех споров он держит масличную ветвь Нового Мира'.

Итак, весь Восток указывает в одном направлении - на Север, на гору Меру, на Шамбалу, на те места, где свершаются тайные посвящения Учителей. На Север отправился Таши-лама, и именно с Севера ждёт Восток исполнения пророчеств о приходе Владыки Мира.

Одна из древних рукописей - та, о которой постоянно говорят ламы и исполнения пророчеств которой ожидают, повествует: 'После того как будет установлена первая статуя Будды Майтрейи, буддизм распространится на Север. Затем будет найдена чаша, принадлежавшая великому Учителю Будде. Это знак прихода Владыки Мира. Он явится первым учителем с Севера, которого будут приветствовать и почитать также и буддисты Юга. В мир грядёт Будда любящий, непобедимый, и всей полнотой власти облечётся Он в день, когда на небе засияет Венера'.

И сейчас, по вычислениям астрономов, Венера приближается к Земле. Неудивительно, что Восток с таким нетерпением ожидает исполнения их надежд, когда столько знаков указывают на возможность их осуществления!

Как бы мы ни относились к этим легендам, одно можно сказать определённо. Надежда на приход Владыки Мира, символизирующего для Востока Новую эру, представляет собой на сегодняшний день самую мощную силу. Много лет назад было сказано - 'идеи правят миром', и несомненной истиной является то, что новая вера в Азии объединяет непримиримые религиозные движения и секты, и в этом едином порыве звучит молитва об исполнении вековых чаяний и о новой, чудесной судьбе великой объединённой Азии.

Нью-Йорк, 1924

Nicholas Roerich Museum. Машинопись.
Публикуется по: В.А. Росов. Николай Рерих Вестник Звенигорода. Кн. 2.Новая страна. Ариаварта-Пресс. М. 2004.
**********************************************************************************************