Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Юрий Рерих.

«Roerich Celebrated Master»
(Прославленный мастер Рерих)
 
Так американские Музеи называют сейчас нашего Мастера. Только со временем Россия в состоянии будет оценить, что за эти годы сделано Рерихом для Русского Искусства.

Вспомним вкратце даты работы Рериха с 1917-го года. В начале 17-го года предполагалась с особым почётным Комитетом большая отдельная выставка работ Мастера в Петербурге, но в виду обширных размеров этой выставки, Комитет не мог подыскать соответствующее помещение, и эта мысль была оставлена. В то же время Комитет выставки «Мира Искусства» предложил Н.К. Рериху занять отдельный зал. Так состоялось его участие на выставке «Мира Искусства» 40 вещами, на выставке, открытой 19-го февраля 1917 года.

После революции мы видим Рериха председательствующим на первом
собрании объединённых художественных сил. Затем встречаем его в качестве Товарища Председ(ателя) Совета по Делам искусства. После чего, в Мае того года, Н.К. Рерих поселяется на даче в Финляндии на северном берегу Ладожского Озера. На эти 2 года жизни в Финляндии падает очень много выдающихся работ художника, и сам он в своём рассказе «Пламя» описывает жизнь на острове в совершенно новых для него тонах.
Краски его вещей становятся ещё более звучными и синтетичными. Некоторые из его работ того периода появились на выставке Художеств, Бюро Добычиной, и затем на выставке в Зимнем Дворце. Тогда же сложился план выставки в Скандинавии, чему способствовал Проф. Бьёрк в Стокгольме, знавший и ценивший Рериха по международной выставке в Мальмё 1914-го года.

В ноябре 18-го года в Стокгольме открылась первая выставка картин
Рериха, положившая начало всех его последующих иностранных выступлений, которые внесли новое понимание иностранцев не только в искусство Рериха, но тем самым вызвали новое уважение к Русскому Художеству. Стокгольмский национальный Музей с выставки Рериха приобрёл одну из частей его сюиты «Принцесса Малэн» («Перед часовней»).
После Стокгольма выставка продвинулась в Копенгаген, где также несколько вещей было приобретено для лучших частных коллекций. Причём здесь следует отметить очень характерный для нашего мастера факт. В то время как известный Датский критик Leo Feigenberg писал выдающуюся статью о выставке Рериха под названием «В стране Рериха», в то же время и, конечно, совершенно не зная об этом Леонид Андреев в Тюрисевя писал свою лебединую песнь (это была его последняя печатная статья) под названием «Держава Рериха». Статья появилась в Гельсингфорских газетах и была переведена на Финский язык ко времени открытия выставки в Гельсингфорсе 29-го Марта 1919 года в салоне Стринберг.

Впечатление произведённое выставкою во время наибольшей вражды финнов к русским, лучше всего характеризуется тем, что Комиссия Atheneum’a приобрела с выставки одну картину, также часть сюиты «Малэн». Исторический музей также хотел приобрести «Зовы Солнца», но, к сожалению, Музей не располагал достаточной суммой. Таким образом, на выставке Рериха ещё раз подтвердилась Истина, что человеческие сердца лучше всего соединяются через Искусство.

К тому же времени, через посредство С.П. Дягилева оформилась идея выставки в Лондоне, в силу чего пришлось отказаться от намеченной выставки в Норвегии.
Выставка в Лондоне, предположенная в начале в Leicester Gallery, состоялась в Мае 1920-го года в Goupil Gallery под названием “The Spells of Russia” . В состав Почётного Комитета выставки входили: Wells, Brangwen, Rosa Neromarch, известный друг России Hagbert Wright, указывая на многочисленные сравнения делаемые о творче-стве Рериха, кончает словами: «Но когда всё сказано Рерих остаётся сильнейшей индивидуальностью в современном искусстве».

Выставка в Лондоне доставила художнику новое удовлетворение, ибо Victoria and Albert Museum обогатился двумя его вещами, которые являются первыми русскими вещами в Лондонских Музеях. В то же время получились приглашения для целого ряда английских городов, но у нашего Мастера уже побывал директор Чикагского Art Institute и составилась идея выставки в Америке. Из-за чего в Англии состоялась только выставка в Приморском городе Worthing, где галерея Музея приобрела картину Рериха «Дракон и Корона».

За это же время Рерих занимался эскизами декораций для Королевской оперы Covent Garden, и по частному заказу исполнил в 9 частях индусскую сюиту «Сны Мудрости». Рабиндранат Тагор, в это время бывший в Лондоне, искал случая встре-титься с нашим Мастером, имя которого пользуется в Индии почётной известностью. Рабиндранат Тагор прислал Н.К. Рериху замечательное письмо о картинах.

Кроме Музеев, ряд частных коллекций обогатились картинами Мастера, в том числе «Св. Меркурий Смоленский», «Псковский погост» и некоторые другие.
В Лондоне Н.К. Рерих получил приветственную телеграмму от Дягилева, ибо к этому времени его известный «Половецкий стан» выдержал 500 представлений во всех странах мира. (Нужно сказать, что «Священная весна», вследствие новизны в начале не переваренная в Париже, теперь пользуется громкой известностью).

По приглашению из Америки, художник с семьёю отплывает в New-York 23 сентября. Два года жизни в Америке дают работе Н.К. Рериха поистине международное значение. Музей в Чикаго устраивает музейное турне по Америке захватившее 28 музеев, (в составе 175 №№) в наиболее крупных городах.

Единодушие критики в восторге и признании силы Мастера, и толпы посетителей на выставке заставили Америку признать это турне наиболее значительным из всех бывших ранее.

Рерих делает эскизы для «Снегурочки» (заказ от Метрополитен Opera и от Чикагской оперы). Мастер предпочёл последнюю. Пишется ряд картин: «Последний король», «Атлант», сюита «Священная» (1. И открываем.
2. И утруждаемся. 3. И не убоимся. 4. И продолжаем лов. 5. И несем Свет. 6. И узрим), сюита «Вестник», «Сам встретил», «Молитва земли» и др.

Летом 1921 г. Мастер посещает New Meхico, Arison’у, Сaliforni’ю. Пишется ряд этюдов в Santa Fe и в Grand Canyon. Лето 1922 проводится на Атлант(ическом) Океане на острове Monhegan. Краски ещё звучнее и концепция ещё кованнее.

За эти два года в жизни Мастера и его семьи происходит множество знаменательных фактов. Рерих в Чикаго основывает Международное общ(ество) художников “Cоr Ardens”. Осенью 1921 г. в New Jork city открывает Master School of United Arts. Теперь разрабатывается общество “Corona Mundi”.

В журналах “Herald of the Star”, “Art and Archeology”, “Theater Art Magazine”, и “Art Review” Рерих пишет ряд статей, девизом которых можно назвать: «Любовь, красота и действие». Та же мысль проводится Мастером в его лекциях в Калифорнийском Университете, в New-York’е, Santa Fe и Чикаго. Зимою 1921 года в Берлине издаётся книга Рериха «Цветы Мории» в пользу голодающих в России. Эпиграф книги даёт понятие о последних устремлениях Мастера: «Поверх всяких Россий…»

Так творит большое дело Рерих и ещё раз вспоминается статья Ю. Балтрушайтиса «Внутренние приметы в творчестве Рериха». С годами эта статья приняла особое значение. И последние строки её о лучшем венце художника были явно полны прозрения.
Слышно, после Америки Мастер собирается посетить дальний Восток.
1923 год

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/91, 9 л.
________________________________