Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
МОНОГРАФИИ О РЕРИХЕ


А. Койранский
 
«ОЧАРОВАНИЯ РОССИИ»
Выставка картин Николая Рериха

Есть такое изречение: «Чтобы понимать поэта, вы должны посетить его страну». Но что вам делать, если страна поэта – сказочная страна, и его язык – эхо древних знаний? Когда его цвета – сияющие и постоянно изменяющиеся кристаллы, скрытые в глубинах земли, когда линии его изображений заимствованы из очертаний движущихся облаков, от острых профилей скалистых гор и ритмичных изгибов океанских волн? Как найти дорожку, ведущую к той земле, и как приблизиться к духу, парящему над его поверхностью?
 
  
 

Небо над просторами. 1917.

Сам художник – наш единственный возможный гид. Позвольте нам последовать за ним в это Королевство, которое Леонид Андреев, один из самых больших современных русских писателей, описал «Державу Рериха». Если сам художник рассказывает нам, что таинственная и волшебная красота этих снегов, скал, тихих вод и безграничных горизонтов, этих пламенных видений и пророческих мечтаний была вдохновлена Россией, что они и есть «очарования» России.

Наша обширная мать-родина, с севера и до востока, это бесконечная тайна. Что мы знаем о ней? Все новости – противоречивы и неопределённы. Как мы должны расшифровать эти загадочные письмена? Возможно, будущее человечества может зависеть от их значения, пока ещё неясного из-за кровавой мглы. Только интуиция художника может проникнуть в эту мглу, и его доказательство единственно правдиво. В эти дни мучения и смутного ожидания, в глазах русских, картины Рериха имеют особенно глубокое значение.

Рерих способен видеть дальше и глубже, чем непосвящённые. Через завесу временного он видит вечное. Через тёмный дым большевистских пожарищ он различает Россию невредимую и небесных воинов, пролетающих над её бесконечными равнинами на битву. Он знает, что истоки духа России охраняются невидимыми легионами, и его пророческий взгляд проникает через глубины, где бессчётные сокровища сияют в темноте.
 
  
 

Всадник ночи. 1918.

Он знает, что настанет день, когда «Победители клада» снова найдут их и принесут свет и жизнь.
 
  
 

Победитель клада. 1917. Эскиз.

ОХРАНА СВЯЩЕННОГО ГОРОА

Рерих воплотил это пророческое знание в серии символических картин. Посмотрите на холст «Пречистый град – врагам озлобление»
 
  
 

«Пречистый град – врагам озлобление» 1912.

Разве это не изображение нашей страны? Среди вспышек красного пламени возвышается белый город. Зловещие демоны угрожают ему базальтовыми палицами и готовятся закидать его градом камней. Но город охраняется доблестным воином на белом коне…, и вы чувствуете, вы верите, что «врата ада не одержат победу над ними».
Изображение этого небесного воина, защитника нашего «Пречистого града», ныне погружённого в красный огонь, любимый символ искусства Рериха. Вы найдёте на этой выставке несколько версий этой легенды, созданной поэтической интуицией народа, чья история в течение многих столетий была наполнена войнами против иностранных завоевателей, внутренней борьбой и родовой враждой.
 
  
 

Св. Меркурий Смоленский. 1918.

Вот Святой Меркурий Смоленский, возвращающийся из героического подвига в свой родной город как его Спаситель, но неся в руке свою собственную голову, отсечённую неизвестным противником в сражении. Это новая ветвь на древнем стволе той бессмертной легенды.
 
  
 

Св. Глеб-хранитель. (Святые ушли – Глеба хранителем поставили). 1919.

Святой Глеб хранитель, согласно московской легенде, возникшей в нынешние дни печали и кровопролития, - единственный святой, который остался защитником златоглавого Кремля, в то время как все другие святые скрылись. Вот «Рыцарь вечера» и «Рыцарь утра» также соединились с воображением Рериха, и летят в доспехах над его землёй – вечной и невредимой Россией.
 
  
 

Рыцарь утра. 1918.

Таковы видения художника, в которых отражена мучительная борьба, сейчас бушующая в России. В ответ на тревожащий и настоятельный ответ: «Что должно быть?» - вдохновенное искусство Рериха раскрывает перед нами простую и вечную красоту «того, что было» и чему снова предназначено стать принципом новой жизни. Наш великий писатель Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Мы находим то же самое пророчество в картинах Рериха с необыкновенной силой, с которой он находит вокруг себя элементы вечной красоты, обещание воскресения и бессмертия. Никто не знает лучше, чем Рерих, как превратить в сокровище всё, чего он касается. Когда мы говорим о кисти Рериха, мы испытываем желание говорить названиями драгоценных камней, как по волшебству возникающих из глубин земли.
 
  
 

Карелия. Снег. 1917.

Вот нежные, подобно фиалкам, аметисты – его снега на рассвете, подобно изумруду – трава его степей, бледная бирюза его северных небес, перламутр – его облака, яшма и малахит – его скалы, янтарь и рубин – его закаты.
 
  
 

Северный закат.

КОСМИЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛИ ЖИЗНИ

Всё, что сияет на его холстах, насыщено странной и простой жизнью. Та же самаяжизнь выражена в немногих, но глубоко символичных человеческих фигурах – жителях волшебной земли Реиха. Это – воины, отшельники, искатели сокровищ и предки многих поколений.
 
  
 

Сыновья неба (Дочери земли). 1919.

«Сыновья неба» спускаются к земным девам для того, чтобы могла родиться раса гигантов. Эти мужи знают тайны трав и камней. Они зажигают священные огни в бледном свете «белых ночей». Стоя на вершинах гор. Они повелевают ветрами и облаками.
 
  
 

Знамение. 1915.

Они – перворождённые, космические строители жизни, они строят из целых скал и правят твёрдо, как в былые дни варяги, пришельцы с Севера, чья кровь течёт в жилах их потомка, самого Рериха.
Поверхностный наблюдатель мог бы подумать, что Рерих – певец «Каменного века» и его примитивизма, что он является противником культуры. Но это не так. Рерих отклоняет поверхностную «материальную культуру», ко-торая может быть охарактеризована как «электротехническое варварство». Как поэт и философ, с замечательной проницательностью воспроизводит он в своих картинах глубокую и универсальную культуру духа, которая создаёт легенды и этносы, которая основывает строительство городов по берегам рек и посылает к неизвестным землям багровые парусники.
 
  
 

Поход Владимира на Корсунь. 1910.

Я не упомянул технику Рериха, потому что когда смотришь на его картины, о ней думаешь не больше, чем когда наслаждаешься закатом солнца, отражённым в глубоких водах, или замками, образованными в воздухе подвижными облаками. Живописец – это мастер в искусстве передачи своего умения с бесконечным разнообразием той идеи, которую он изображает.
Рерих лучше всех охарактеризован в следующих строках Оскара Уайльда: «Художник стремится претворить в жизнь, в определённом материале, свою нематериальную идею о красоте и, таким образом, превратить идею в идеал». Невозможно говорить о «манере» Рериха, или о его линии, или поверхности его полотен. Можно только обсудить его «стиль», оригинальность форм, которые он создал, и цветогармонию, в которой раскрываются древние тайны Севера, также как неувядающее обаяние бессмертной России.

Художественный путь Рериха – это путь непрерывного восхождения. С каждым шагом его горизонт расширяется, и всё, что он видит и изображает, приобретает более глубокое значение и большую простоту очертаний. Гений Рериха. вооружённый всей мудростью художественного опыта, в котором вдохновение поэта соединяется с мастерством цветогармонии, непрерывно поднимается к новым высотам совершенствования.

The New Russia.1920. 6 мая. С. 13-14.
________________________________