Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
МОНОГРАФИИ И ОЧЕРКИ О Н.К. РЕРИХЕ

******************************************************************

Нина Селиванова
МИР РЕРИХА
 
Selivanova Nina The World of Roerich (Мир Рериха). - A Biography. New York: Corona Mundi, Inter-national Art Center, 1922. - P. 13. (перевод с англ. Т. Водолажской)
 
  
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга - попытка раскрыть искусство Николая Константиновича Рериха через основные вехи его жизни, потому что его жизнь и его искусство неразделимы.

Отъезд российского живописца в Индию завершил определённый период его работы*). Поэтому исследование всего, созданного Рерихом до настоящего времени, будет весьма кстати. Другая причина, побудившая написание этой книги, вызвана тем, что в марте 1924 года будет открыт Музей работ Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Он будет стоять как памятник искренней надежде художника на более близкие духовные отношения между Россией и Америкой.
_____________________________________
*) 'К природе ' первая книга Полное собрание сочинений, Москва, 1914.


ГЛАВА 1.
На западной границе Новой Земли в Северно-Ледовитом океане стоит 'Гора Рериха', названная так русским полярным исследователем Седовым. И сразу приходят мысли о трёх основных точках творческого мира Мастера: Новая Земля, Восток и Горнее - три символа, которые являются источником вдохновения мастера.

Мир, в котором живёт Н.К. Рерих - это мир, отличный от мира других людей, отличающийся настолько, что, когда мы бросаем взгляд на картины этого русского художника, мы забываем нашу повседневность в желании узнать о них больше. Это прекрасный и мудрый мир, где воображение художника соприкасается с духовной истиной; мир, в котором главной чертой является единство - единство материального и духовного взгляда изнутри; мир, в котором каждый образ понимается как творческий символ высшей реальности.

Это мир, в котором постоянный приток тем возникает из состояния духовного и эстетического восприятия, в котором художник постоянно пребывает, и из необходимости выразить неистощимый запас замыслов, полных вдохновенного романтизма. Всё то особенное, что отличает картины Рериха, определяется своеобычным характером тех образов, в области которых они были задуманы.

Это мир, в котором заметной оригинальной и индивидуальной чертой является его цвет. В этом мире художник - провидец видит бесконечно разнообразный спектакль жизни, освещённый каким-то таинственным небесным сиянием. Это волшебное сияние, делающее ярким образы художника больше изнутри, чем внешне, добавляет им сказочно иллюзорный характер. Это мир, в котором самобытная цветовая гамма заимствована в основном из глубины вечернего неба или предрассветных небес таинственной белой ночи севера.

Это мир, в котором благодаря его цветовым тонам, всё, что изображает художник, кажется отдалённым, отодвинутым к далёкому горизонту, свободным от деталей и таким образом раскрывающим главное очертание образа и его внутренний смысл. Так же как и цвета, основные линии рериховских ком-позиций, в полной внутренней гармонии, как правило, решаются на расстоянии, в пространстве.

Это мир бесчисленных образов и пророческих притч, где камни и облака говорят, где можно увидеть древнее таинство духовного единения с другими гранями бытия, где высшая реальность и миф смешиваются с воображаемым видением жизни древних славян или с легендами о святых, где природа обожествляется и художник один на один со стариной; где изображение древнего храма интерпретируется с современной точки зрения и усовершенствуется ею; где пламенная любовь к прошлому России выросла в любовь и понимание ко всему человечеству и узкий национализм развился в широту всеобщности.

Это мир, в котором высочайшее достижение художника является чувством, подобным океану беспредельности - продукт его замечательной и глубокой концепции вселенной. Его внутреннее видение служит ведущим принципом для создания настроения глубокой, располагающей к размышлению тишины, умиротворяющей храмовой живописи. В этом мире художник не только избегает обманчивости и пестроты в красках, но также в большей степени он избегает передачи суеты в движении. Картины, в которых он наиболее искренен, выделяются гармоничной простотой очертаний.

Оригинальная сила работ Рериха состоит в мастерски отмеченной симметрии и определённом ритме, похожем на мелодию эпического напева. Основное в мире его образов остаётся незыблемым: и линии и цвета дополняют друг друга так, что они чудесным образом сливаются в единое целое. Это творческое единство - не только результат случайных удачных воздействий - это созревший плод внутреннего опыта. Это не просто прекрасная демонстрация причудливых образов, но глубокое и последовательное самовыражение. Искусство Рериха, это не только попытка представить предмет, это само по себе событие, откровение.

'Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь, и смерть, святые и воины, мир и война - там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятённых облаках. Там есть море и ладьи... нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география, скалы у его берегов, как скрижали завета. Тут знают многое, тут видят глубоко: в молчании земли и небес звучат глаголы божественных откровений. И, забываясь, можно по-смертному позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит - видит! - такой прекрасный мир, мудрый, преображенный, прозрачно светлый и примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей:'

Мир, отражённый в картинах Рериха, одна из возможностей прославления Красоты и Гармонии. Они составляют единственную цель в жизни художника, который является священнослужителем на алтаре искусства.

С ранней юности Рерих пишет - в особенном и оригинальном стиле, на разные темы: эпические напевы и сказки, фантастические рассказы и стихи; впечатление о природе, охоте и археологических исследованиях; статьи по искусству и архитектуре; и позже на космические темы. Всё это служит одной цели - revelation [раскрытие, выявление (фр.) - ред.] Красоты и её влиянию на нашу повседневную жизнь.

Написанные слова превращаются в речь. Рерих делает бесчисленные выступления и доклады, проводит лекции и беседы, вновь прославляя Красоту и предвидя приход нового мира.

'Новый мир идёт, - говорит художник в одной из своих недавних лекций, - И в новом мире, в его новых храмах сложится новая жизнь, и в ней искусство и знание поддержат престол любви Божества. Среди чудовищных умственных нагромождений изжитой ветоши видны уже признаки синтеза и гармонии совершенства. Узнавая будущее значение красоты и мудрости, люди поймут и пути их возникновения: Искусство для всех. Врата сокровенного источника, я настаиваю, должны быть широко открыты для каждого: И свет искусства будет оказывать влияние на многие сердца с новой любовью: Велика важность искусства для жизни будущего: потому что вопрос искусства стал самой важной движущей силой жизни:'

Кроме его великого понимания Красоты и её влияния на мир, Рерих видит в ней глубокое согласие истин всех конфессий, которые вместе с царством Красоты установят на земле вечный мир и братство людей.
Эта основная цель прослеживается на протяжении всей его жизни. Это побудило Рериха, прирождённого лидера и организатора принимать участие во многих обществах. До революции он стоит во главе одной из самых представительных художественных школ в России; во всех отделениях он стремится к прогрессу и росту и достигает его. Он сотрудничает с архитекторами, музыкантами, театральными и балетными постановщиками. Он вещает о важности сохранения памятников прошлого и собирает ценные коллекции картин и реликвии каменного века. В Америке он основал три учреждения, чтобы следовать идеалам объединенных искусств.
Всей своей деятельностью Рерих не мечтатель; наоборот, он видит и чувствует своё предназначение и следует ему прямо, без отклонений, без лишних слов и действий. Он знает, куда он идёт; и он знает, когда пришло время вступать во владение, принадлежащего ему по праву. Его видение настолько ясное, что, кажется, он стоит на вершине холма и оттуда обозревает будущее. Эта объединяющая сила цели, вместе с его беспристрастностью неизбежно заставляет людей стремиться к дружбе с ним и к его руководству. Его действия и его суждения не имеют ничего личного. Каждая страница его жизнь как открытая книга для всего мира.

Поглощённый своим миром и деятельностью, связанной с работой, Рерих тем не менее - это не отстранённый и обособленный в повседневной жизни. Наоборот, он всегда в курсе того, что происходит в мире; всегда заинтересован в работе других и рад помочь всякий раз, когда он может; он очень внимательный и вдумчивый, простой и приветливый в обхождении. Он обладает острым чувством юмора и наблюдательностью и смотрит на мир по-доброму, улыбаясь слегка насмешливыми светло-голубыми глазами. Он не говорит много, но всегда к месту, и его слова часто дают пищу для размышлений на много дней. Он наделён спокойной мудростью, логикой, сдержанностью и невозмутимостью, поэтому обычно достигает своей цели даже с самым влиятельным противником. Благодаря таким качествам Рерих приобрёл как множество друзей, так и множество врагов.

Отношение художника к своим врагам весьма своеобразно. Так говорит он о деятельной любви к врагам: 'Любите ли вы врагов ваших? Вы заблуждаетесь, если не любите. Они старательные существа. Они больше полезны, чем вредны. Они более находчивы и энергичны, чем друзья. И они часто принимают большие усилия, чтобы привлечь ваше внимание. Правда, поначалу они, возможно, пожелают хранить мёртвое молчание о вас, но как это приятно - работать в тишине! Позже, однако, они поднимут шум и в своей ярости сделают вас всемогущими и всесильными. Тогда они сами выдадут все свои коварные мысли и намерения. Поэтому знаю, как можно гордиться не только вашими друзьями, но и врагами вашими'.

Рерих твёрдо верит, что испытания и переживания необходимы для совершенствования и самовыражения. В 1918 году, будучи в Финляндии и Стокгольме он написал повесть под названием "Пламя", в котором несомненно прослеживается автобиографическая философия. Он говорит здесь:
'Медведь вышел на меня, но остался я цел. Огонь касался меня, но не сгорел я. Подломился лёд подо мною, но не утонул я. В тумане остановилась повозка у стремнины, но не погиб я. Лошадь оступалась на горной тропинке, но удержался я. Терял накопленные богатства и не горевал я. Был призываем к власти, но не поддался. Злобная погоня неслась за мною, но не настигла. Клевета и ложь преследовали меня, но побеждала правда. Был обвиняем в убийстве человека, но пережил и это измышление зла. Сидел со злобными лукавцами, но уберёгся. Бедствовал с глупцами, но устоял. Ещё смешная подробность. Вскоре после отъезда моего на север кому-то пришла мысль похоронить меня. Это было крайне поучительно. Так было нужно. Это правда, никому не сказанная'.
______________________________


ГЛАВА 2

Николай Константинович Рерих родился в Санкт-Петербурге двадцать седьмого сентября 1874 г.[ст. стиль - ред.]. Он был старшим сыном Константина Фёдоровича Рериха и его жены Марии Васильевны, урождённой Калашниковй. По линии отца он происходит из рода скандинавских викингов, которые поселились в России во времена Петра Великого. По матери его предки прослеживаются от древнего Пскова десятого века. Таким образом, в скандинавское происхождение Рериха гармонично вписывается чисто русское.

Детство Рериха прошло в окружении чуждом искусству. Его отец, известный адвокат и нотариус, был либералом, который принимал активное участие в продвижении правовых реформ *) и отмены крепостного права; он интересовался вопросами Вольного экономического общества **) и системой государственного образования, но его отношение к искусству было прагматичным. Вследствие чего, юноша вырос в атмосфере, настолько далёкой от искусства, что его предназначение открывалось в жизни медленно и постепенно.
______________________________________________
*) Юридические Реформы 1864, с помощью которых в России были созданы независимые суды.
**) Вольное экономическое общество основано Екатериной Великой в 1765 году, является старейшим научным обществом России; его цель - изучение экономики и сельского хозяйства в порядке содействия его развитию в России.
_______________________________________________________

Несмотря на то, что Рерихи проводят зимы в Санкт-Петербурге, самые ранние воспоминания художника практически все связаны с родовым поместьем Извара в три тысячи акров земли (примерно 1200 га) расположенного примерно в 55 милях от столицы (около 100 км.). В своих воспоминаниях Рерих говорит: "У меня есть отрывочные, но очень яркие картинки поместья: аллеи с бордюром из белого камня; гравий летит из-под копыт боковых лошадей четвёрки управляемых кучером Селиваном; белый дом с его флигелями и крепостями был подобен стенам времён Екатерины Великой; широкий двор и зелёный газон перед главным входом; своеобразный запах, когда мы приезжали туда в зимнее время не надолго: запах пустого дома спешно протопленного. Большой парк окружал дом и спускался до самого озера: последнее обладало чудесными родниками и граничило с императорскими охотничьими угодьями, расстилавшимися огромным лесом, где можно было встретить медведя и лося; количество комаров летом было такое, что случалось, когда люди были буквально съедены заживо. Рядом с лесом простирались безграничные поля ржи, в которых в изобилии была разбросана цветущая кукуруза".

В 1883 году Рерих был определён в частную гимназию Мая., в которой содержалось много известных русских мужей. Среди них в то время были Александр Бенуа и Константин Сомов, которые позже стали членами "Мира искусства". Когда директор школы Май увидел маленького восьмилетнего мальчика, он сразу назвал его "профессор", и однажды его предвидение сбылось.

Уже в старших классах гимназии Рерих начал проявлять крайнюю заинтересованность в естествознании; интерес, который, будучи неудовлетворённым в школе, побудил его работать самостоятельно. Летние месяцы, проведённые в их большом имении, были особенно продуктивными в этом отношении. Именно здесь он научился познавать и любить великолепные красоты северной природы: высокое и прозрачное небо, серебристо-серые башни облаков, безграничные леса, холмистые горизонты, бесчисленно широкие про-хладные реки и озёра.

В конце девяностых годов группа художников и писателей, вместе с некоторыми меценатами объединились в журнале "Мир Искусства". Позже художники организовали выставки, известных как 'Выставки Мира Искусств'.
Недалеко от усадьбы были обширные леса; девственные леса, какие описаны в сказках и эпических песнях. Здесь будущий художник однажды заблудился и, таким образом получил возможность заглянуть в его скрытую жизнь. С другой стороны усадьбы располагалась деревня в окружении полей, которые были усеяны сотнями курганов и таинственными грудами камней. Древняя Русь внятно прошептала здесь о своей ушедшей жизни, а богатое фантазией воображение мальчика быстро отреагировали на него. Вместе с певчим сельским дьяконом молодой четырнадцатилетний Рерих, начал раскопки курганов. Они были лишь около трёх футов глубиной, что облегчило им работу. Очарование мальчикам добавила тайна изучения этих древностей, поскольку было запрещено раскапывать могилы - это считалось грехом. Даже домашний учитель Рериха -, студент Технологического института, с сомнением посмотрел на 'нечестивых осквернителей могил'.
Ребята нашли серебряные и золотые монеты, принадлежащие к десятому и одиннадцатому векам. Это непосредственное соприкосновение с предметами, не имеющими музейного отпечатка, дало Рериху своеобразное, другое, пожалуй, единственно истинное чувство прошлого, и он всё больше и больше погружался в серый мир курганов. Общение с Севером с ранних лет и любовь к нему остались навсегда в его сердце. В письме, написанном в 1915 году, говоря о природе Псковского и Новгородского края, художник говорит: 'Вся местность сродни моей душе: горизонты, холмы, мхи, озёра, реки и облака, - всё это моё так близко мне, что постоянно побуждало меня к созданию новых образов'.

С такой любовью в его сердце было естественно, что сильные и благотворные радости охоты привлекали его, - и скоро мальчик стал страстным охотником, истоптавший окрестности в сопровождении Финна Густава, его верного слуги. Много забавных и разных происшествий связано с этой охотой. Также была неожиданная встреча с медведем-людоедом, которая могла за-кончиться трагически для художника, не реши медведь после долгой паузы размышления, повернуть назад.

Его открытия и знания были столь интересны, что Рерих не хотел дер-жать их в себе, и в раннем возрасте шестнадцати лет он опубликовал серию статей в журналах 'Природа и Охота', 'Русский охотник', ' The World s Echoes ' ('Лесные отголоски' (видимо имелся ввиду сборник под этим названием), подписав их псевдонимами ' Молодой 'и' Изгой '. Это были описания природы, охотничьих приключений, и эпических песен.

В результате этих ранних впечатлений от природы, в Рерихе вырос интерес к живописи, хотя атмосфера его семейной жизни, - как уже было упомянуто, - не была располагающей, чтобы создать ему соответствующую обстановку. Первое поощрение, которое юноша получил в этой области было от друга его семьи, хорошо известного скульптора и художника Михаила О[сиповича] Микешина, которому случайно довелось увидеть некоторые из рисунков молодого Рериха и уговорить отца дать ему возможность серьёзно учиться. С этого времени (1891- 1893) художник часто ездил в студию Микешина и смотрел, как он рисовал, получая, таким образом, свои первые уроки.
Начинающий в этой области, готовый учиться, Рерих был пленён творческой фантазией и манерой живописи Микешина, он старался подражать скульптору всячески: рисовать на такой же бумаге и такими же карандашами. В 1891 году юноша также начал брать уроки рисования у И.И. Кудрина, художника-мозаичиста.

Наряду с живописью молодой художник продолжает свою археологическую работу. За год до окончания школы он встретился с известным археологом А.А. Спицыным желая проконсультироваться относительно раскопок. Спицын открыл ему доступ во внутренние хранилища археологических кол-лекций, где он мог попросить любой экспонат, его заинтересовавший, и внимательно исследовать. Он также представил Рериха археологическому обществу, в котором он состоял, когда был ещё студентом университета.

Весной 1893 года Рерих окончил гимназию и столкнулся с проблемой выбора своей карьеры. В то время его влечение к живописи имело чёткое представление, и его единственным желанием было учиться в Академии художеств. С другой стороны, его отец хотел, чтобы он занялся изучением юриспруденции в университете Санкт-Петербурга, планируя, что сын займёт его место. Стремясь в попытке примирить разные требования жизни, Рерих проявил свой характер. Вместо отказа от идеи поступления на юридический факультет, он решил взвалить на плечи оба дела. Поэтому лето он посвятил исключительно занятиям рисования под руководством Кудрина, а осенью поступил и в Университет и в Академию.
____________________


ГЛАВА 3

Рерих поступил в Академию художеств тогда, когда там прошли реформы, одной из целей которых было создать индивидуальные мастерские для некоторых профессоров, выбранных из числа известных художников, во главе с Репиным и Куинджи. Реформы в целом были не выгодны; но, как часто бывает в подобных случаях, вначале всё новое вливает свежесть и энергию, интерес к общей работе, приносит результат от приобретённой студентами свободы самостоятельно выбирать профессоров.

Семья Николая Константиновича восприняла его достижения в Академии равнодушно и слегка недоброжелательно. На самом деле его успех был довольно заметным. Войдя в 'головной' класс в сентябре 1893, молодой студент был переведён в следующем месяце в 'фигурный' класс; и ранней весной находился уже в 'натурном' классе. Таким образом, его пребывание в первых двух классах было сокращено до предела разрешённого минимума.
Обращаясь назад к юношеским годам живописца, поражаюсь его энергии и способности проворачивать такое огромное количество работы. Кроме основного курса в университете и индивидуальных занятий в Академии, Рерих там же взял на себя кружок (начинающих художников
для взаимного самообразования). Трудные экзамены в юридическом совпали с ещё более трудными в Академии, в дополнение к которым он должен был написать итоговую дипломную работу в Университете.
<:>
Мастерская профессора Архипа И[вановича] Куинджи, как и он сам, достигла известности и популярности. По совету Глеба Ф[ёдоровича] Воропанова, работавшего в то время под руководством Kуинджи, юный Рерих решил записаться в мастерскую (туда же). Он был принят в качестве ученика с удивительной лёгкостью. После того как известный художник просмотрел работы будущего ученика и задал ему несколько вопросов, он сказал сторожу: "Это вот они сюда будут ходить".
Профессор попросил Рериха только об одном - получить по рисовальному классу первый разряд, без чего не было формального права на переход в мастерскую. Это было в 1895 году. По сравнению с Академией художеств, мастерская Куинджи была оазисом, где царило спокойствие. Здесь каждый дышал тем бодрящим смыслом жизни, которым был столь полон сам учитель; картины здесь писались во имя собственного интереса, а развитие индивидуальности поощрялось; здесь было разрешено касаться тем, которые были ближе всего к сердцу, так как Куинджи нравилось разнообразие тем и сюжетов. Его критические замечания были чрезвычайно оригинальны и характеризовали Куинджи как великого мастера и независимую личность. Он ограничивался лишь несколькими очень точными замечаниями, в сочетании с внимательным и бережным отношением к каждому своему ученику. Он поощрял такие фантастические зарисовки Рериха как 'Иван-царевич наезжает на убогую избушку' (1895) и 'На границе тридесятого царства стоит великан', а также его литературные опыты - эпические поэмы, изображающие взаимоотношения членов Академии".

Рерих учился усердно, однако держался несколько в стороне от других учеников. Он особенно любил работать на дому, потому как работа 'в обществе' была неприятна ему. Рерих оставался в студии до осени 1897 года, т.е. до того дня, когда Куинджи, вследствие своего несогласия с Советом, покинул Академию, и его ученики с общего согласия последовали за ним. Это стало для Рериха завершением его академического курса и определённо ярким шагом в его последующей карьере художника.

На выставке учащихся 1897 года молодой художник показал следующие картины: 'В Греках', написанная в 1895 году и очень оригинальна в трактовке нормандского воина (варяга); 'Утро Богатырства Киевского' и 'Вечер Богатырства Киевского', упомянутые выше; 'Гонец. Восстал род на род', написанная летом 1897 года в отцовском имении 'Извара'. Наше внимание приковывает новая, оригинальная и поэтическая трактовка сюжета данной картины, на которой тёмный пейзаж и редкий контур берега говорит о самостоятельной технике и глубокой проникновенности в старину.

Тёмно-зелёная вода реки на фоне тёмного неба, тёмные здания на берегу и ярко-жёлтая луна 'Гонца' окрашены широкими и толстыми мазками - это можно рассматривать как основную формулу искусства Рериха, как контур его будущего пути. Красочная схема этой картины, - хотя и оставлена далеко позади последующим развитием и вдохновением молодого художника, - свидетельствует о том, что он был рождён художником и заинтересовал тогдашнее общество своим творчеством, полным непонятной для своего времени новизны. Доказательством этого эффекта служит критический отзыв Дягилева (С.П.Дягилев - редактор журнала 'Мир искусства' и влиятельный художественный критик): 'Жаль, что луна одним своим ярким пятном ломает оригинальность глубины картины!'.

'С истинно-живописным чувством, - говорит Сергей Эрнст в своей книге 'Н. К. Рерих', - сопоставлены эти тёмные, густые колера и таким уместным к ним контрастом звучит золотой кусок молодого месяца. Свежо найдены и общие очертания построек на берегу и посланцев, плывущих в челноке. Трогает и то лирическое чувство северной природы, что движет всё полотно - художник рассказывает о летней, может быть, близкой к осени, чуть сырой, притаившейся ночи, когда еле-еле журчит речная струя, берега молчаливы и таинственны и вся земля покоится в тишине. Ещё одной отличительной особенностью 'Гонца' будет то непосредственное и свежее чувство прошлого, что так поразило тогдашних зрителей и что вот уже долгие годы воодушевляет все работы художника. Его подход к старине весьма отличен от всех прежних приближений к ней... На полотнах Рериха не видно ни всем известных, увенчанных историей и легендой, героев, ни обычной подстроенности сюжета, ни театральной композиции, ни её неоправданной нарядности, словом, не видно всего того, на что так были падки многие русские исторические живописцы. Художнику открылось не прикрашенное и не ложное лицо старины - открылось во всей своей здоровой, древней и сильной истине.
Острым взглядом увидел художник долины и холмы, расцветшие сотни лет назад, леса крепкоствольные и людей тогдашних, безликих, 'сросшихся' с деревьями и лугами, и непобедимых этим'.

Художник удостоился высшей награды того времени - картина была приобретена П. М. Третьяковым, который своей прозорливостью сразу почуял будущего молодого художника. Однако академической награды - образовательной поездки за границу, Рерих не получил. Профессор Академии В. В. Матэ, приехал, чтобы увидеть молодого человека и лично пытался отговорить от ухода из Академии к Куинджи. Он заметил, что оставшись дольше на год и работая под руководством Репина, тот получит возможность быть отправленным на учёбу заграницу. Но Рерих счёл это ценой Иуды за предательство своего учителя и отказался категорически.

Несмотря на большой успех 'Гонца', ситуация, в которой оказался под конец своего обучения молодой художник, была непростой, как непростым были и его первые шаги в области искусства. Его семья по-прежнему не одобряла выбор художественного пути. Хотя он и шёл вперёд без остановки, двигался будто бы на ощупь - инстинктивно следуя зову своего таланта. На тот момент у него не было никаких определённых планов на будущее, а его ранние работы, несмотря на их оригинальность, очевидно, не отображали многих из его характерных черт. Но он всегда придерживался собственного направления, никогда не заимствуя, не подпадая под любое чужое управление. В то время влияние Васнецова было настолько сильным, что критики были склонны искать его также и в первых картинах Рериха. А ведь его 'Утро' и 'Вечер Богатырства Киевского', которые дали повод для сравнения с Васнецовской 'Богатыри', были написаны в 1896, в то время, как последняя увидела свет только в 1899 году. Рерих был также заподозрен заимствованием некоторых из его идей с полотен Владимирского собора. Но он впервые посетил этот собор в 1896 во время своего первого путешествия по России, когда был уже написан оригинальный эскиз картины 'В Византию' и задумана серия работ под названием 'Славяне', из которой 'Гонец' был первым, следующими стали 'Сходятся старцы', 'Поход', 'Город строят' и 'Зловещие'. Более того, его первые картины разительно отличались от стиля Васнецова и от традиционных методов, обычно используемых историческими живописцами.

Если говорить о тех, кем в начале своего творчества восхищался Рерих, то это Врубель и Нестеров, с работами которых он познакомился во время поездки на Всероссийскую выставку на Нижегородской ярмарке. Возможно, именно тогда были посеяны в нём семена будущего цвета и стиля. Сам Рерих признаёт своё влечение к Врубелю, личное знакомство с котором состоялось позже, во время одного из моментов просветления, когда больной художник создавал 'Жемчужину'. Рерих вспоминает, что во время визита в студию, Врубель, казалось. услышал какое-то пение и сказал 'Разве вы не слышите - Демон поёт?'. 'Кто знает - размышляет Рериха сегодняшний днём, - какие голоса он слышал, он, тот, кто видел так много чего-то странного, среди мелочей нашей серой повседневной жизни.
Цвет и графика Врубелевских картин бытия совершенно отличающихся от тех, которые были в моде в то время, открыли новые горизонты в передачи игры воображения и декоративности. Сочетания тёмно-синего и фиолетового, столь характерное для Врубеля, несколько позже были отражены в рериховских картинах.

В 1896 году художник ещё не стремился к стилизации, но он намеревался передать исторический смысл его картин через эффекты сумерек и заката. Это представляло собой особый подход к его теме, как, например, в 'Гонце' и 'Походе' (1899г.) Как 'истинно' - по мнению Эрнста, - и неожиданно изображён 'Поход', - по холмистой русской равнине, ещё крытой снегом, поздним вечером, медленно движется крестьянская рать, движется нестройной 'разбившейся' толпой, поднимаясь ленивым потоком на холм. Подобное построение исторической композиции было столь чуждо пониманию современников, что даже поклонник русских тем, как Стасов заметил: 'Жаль только, что все к зрителю спиной, и притом почти все опустили головы, словно от меланхолии, и глядят себе под ноги, ни у кого не видать никакой храбрости, мужества или хоть бодрости. Ведь кажется, их никто на войну плетью не гонит'. ( В статье в газеты ' Новости'.

Те же новые голоса звучат и в холсте предыдущего года 'Старцы сходятся' - 'Сходятся старцы' изобилует теми же новыми тонами, - в глухой предрассветный час, у священного дуба, сошлись предводители родов решать судьбы 'своих людей'... В сумраке не видно лиц, не видно никаких 'развлекающих' деталей и вся картина полна сгущённого, чуть жуткого настроения. Примечательно и её письмо - тёмные, широкие мазки кисти, набросанные с импрессионистическим чутьём .В этом смысле очень показателен эскиз ( была в коллекции отца (Селивановой).) картины. В колористическом отношении очень интересна и небольшая темпера 1899 г. - 'Спас Нередицкий в Новгороде' (до реставрации), где так красиво сопоставление тающего снега, розовых стен церкви и мартовского вечернего неба.

Более того, художник уже создавал изображения прямо на холсте без использования каких-либо натурщиков и не делая предварительных эскизов. Например, для 'Гонца' он просто смотрел на шкуры, не одевая натурщиков в них и наблюдал, как лодки рассекают воду. Это одна особенность его творческого кредо: рисовать столько, сколько можно из восстановленного по памяти впечатлений, чтобы позже использовать обильный запас богатого образами воображения, не используя натуру как таковую. Иногда, например, он мог представить себя гномом, и как гном увидеть огромный пень в виде 'Страшного замка' (1909).

В первые годы после окончания Академии, Рерих выставлялся на Весенних выставках. На них были представлены: 'Гонец', 'Сходятся старцы', 'Поход'. Эти выставки были гораздо интереснее в то время, чем в более поздние годы, возможно потому, что в них участвовали ученики Куинджи. Тем не менее, для Рериха, представившего такие оригинальные вещи, было более естественно присоединиться к заново созданной группе 'Мир искусства', которая имела огромный успех и вызвала большой интерес своими первыми выставками и литературными выпусками. Но случилось так, что по недоразумению будущий председатель этой организации оказался в это время в неприязненных отношений с ним по той причине, что Куинджи хотел выставлять Рериха в выставке Академии, а Дягилев пригласил его присоединиться к 'Миру искусств'. Художник выступил по желанию своего бывшего учителя, чем сильно обидел Дягилева.
Три года спустя, в 1902 году, такая же ситуация повторилась, но с противоположным эффектом, когда в свою очередь было больно Куинджи, но несмотря на это, доброжелательное общение мастера и ученика продолжались до смерти Куинджи.

Первые шаги молодого художника в общественной жизни (1897-1899) были также посвящены важности прошлого своей страны. Он публиковал статьи об искусстве и древности в 'Записках Императорского археологического общества' , в 'Искусстве и промышленности', в газетах ' Новое время' и 'Санкт-Петербургские Ведомости '; он читал лекции в археологическом ин-ституте и производил раскопки в Псковской и Новгородской губерниях.
____________________

Продолжение следует...