Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
МОНОГРАФИИ О Н.К. РЕРИХЕ

Б. Шуйский
ЗАЩИТНИК СТАРИНЫ
 

Рерих - один из тех немногих, кто 20 лет тому назад стал звать нас к изучению старины, к её бережному сохранению. Тогда одинокие, эти любители с примерной настойчивостью проповедывали свои культурные идеи, и долго их голос был гласом вопиющего в пустыне. Постепенно приобретались сторонники, медленно нарастал интерес к ушедшему искусству. Но пропаганда убеждённых делала своё дело, и мы дожили до такого времени, когда старина вошла в моду. Рерих и его единомышленники заразили нас своею любовью, выдвинули на первый план среди задач текущего искусства внимание к старине. Это сегодняшнее увлечение, быть может, даже переходит границы необходимого и серьёзного: мода всегда ведёт к некоторой шаржировке, карикатурности. Но схлынет излишек общественного мнения, и старина займёт в нашем культурном обиходе надлежащее почётное место. В этом заслуга тех, кто ратовал за старину 20 лет назад; в этом их победа.

Чтобы заставить других уважать старину, надо не только знать, надо любить её, любя, оживлять её в своём воображении. В Рерихе старина имеет одного из самых горячих в себя влюблённых. Только влюблённый может так всецело отдаваться своей страсти, так поэтизировать предмет своей любви, с таким жаром и настойчивостью ратовать в защиту её.

Рерих участвует в раскопках, восстанавливает древние памятники, исследует эпохи, угадывая родственность культур различных народов, лопатой, кистью и пером популяризирует, 'открывает' старину, он будит общественную совесть, небрежную к прошлому, громит её разрушителей и предаётся радостным ликованиям при каждой удаче своего или чужого заступничества.

Рерих - поэт, когда он думает о давно отошедшей жизни. На фоне современности он рисует нам картины былого, воздушные и привлекательные, как мираж. Как поэт, он доверчив, представляя себе прошлое в таких светлых тонах, что рядом с ним меркнет, кажется бедной современная жизнь.

Его наблюдениям, догадкам, поэмам и филиппикам посвящена только что вышедшая книга первая собрания его сочинений.
'Тихие погромы' - такое удачное, меткое слово нашёл Рерих для заклеймения того, что делается невеждами и сознательными вандалами со стариною на Руси. Он правит тризну по жертвам невежества обывателей, по погибшим древним памятникам: богомазы торжествуют над художниками.
Сам северянин, Рерих особенно излюбил северную культуру, но ему по пути и с варягами 'в греки'. Восстанавливающею мыслью своею он следит за жизнью центральных и южных славян и с находчивостью истинного любителя, со смелостью художника старается осветить своею догадкой тёмные страницы давней культуры. В эпохе татар он ищет указаний на пришествие новой, творческой культуры:
'Монгольские летописи, повести иностранных посольств толкуют о непостижимом смешении суровости и утончённости у великих кочевников. Повести знают, как ханы собирали в ставке своей лучших художников и мастеров'.

Но, в свою очередь, татары пришли в страну, имевшую свою богатую культуру, в которой искусство стояло на чрезвычайной высоте. Средоточием, быть может, одним из немногих выразителей её был Киев.
'Старина - источник красоты', - и преданный красоте Рерих только тогда и живёт, когда черпает из этого первоисточника. Весь в хлопотах сегодняшнего дня, вращающийся в центре сегодняшних живейших интересов, Рерих холоден и приподнят, когда говорит о современном искусстве. Даже близкие и дорогие ему Врубель, Куинджи и Серов не находят у него таких тёплых слов, какие всегда готовы у него для любого 'живописателя' XVII века.

Современности принадлежит ум Рериха, старине же и ум, и сердце. Истинно влюблённый не может любить двух сразу.

Лень. 1913. 24 декабря. ? 349. Вторник. С. 7.