Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
МОНОГРАФИИ И ОЧЕРКИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ Н.К. РЕРИХА

1916 г.
**************************************************



******************************************************************************************
 
Георгий Ге
Н. К.. РЕРИХ

В нынешнем году исполнилось 25 лет художественной деятельности Н. К. Рериха.
Этот период времени показателен для творчества мастера и позволяет подвести некоторые итоги его достижениям. Если он недостаточен для освещения художника как общественно-культурного явления, не позволяет говорить ещё о значении его в целом для искусства, то для оценки существенных сторон творчества 25 лет работы дают драгоценный материал. Несомненно, этот материал в будущем может и даже должен увеличиться, обогатиться но-вым, в творчестве Рериха могут появиться иные настроения, иные мотивы, - но главное уже запечатлено.

Имя Рериха как художника пользуется заслуженной известностью, и 25-летие его работы на поприще искусства должно было обратить на себя вни-мание общества. В печати появились труды, посвящённые творчеству этого в высокой степени самобытного и плодовитого художника. Среди вышедших уже можно отметить: книгу г. Мантеля 'Рерих', изданную в Казани, работу А. Ремизова 'Н. К. Рерих и его творчество' и лучшую на наш взгляд работу - монографию А. Гидони 'Н. К. Рерих'.

Среди современных русских художников, в частности объединён и 'Миром искусства', Рерих явление исключительное. Исключительное потому, что направление его творчества не может быть объяснено даже 'ретроспективностью', присущей 'Миру искусства' как художественному течению. Какими судьбами увидел художник, современный нашей эпохе, нашему пониманию, наконец, нашему искусству, землю и людей, исчезнувших тысячелетий и, главное, как мог он такое далёкое, забытое сделать близким, понятным? Здесь тайна его обаяния.

Многие художники передавали жизнь и помыслы прошедших тысячеле-тий, Рерих один убеждает, что жизнь и земля были такими, как он их видел в своих картинах. Мы ему верим.

В картине Альма Тадемы чувствуется археология, в картине Лейтона - тонкий эклектизм, у Пюви де Шаванна - современная Франция под маской античной наивности, но нет в них чувства иной, далёкой жизни. Это нам даёт вполне Рерих, потому что он не археолог-художник, а ни визионер; потому что он не только изучал, как жили тогда люди, какой облик имела земля, а прочувствовал, увидел и сознал древность сердцем.
Сжаты, просты, характерны его образы, - язык художника!
Не потому ли Рерих - настолько сильно выраженная художественная индивидуальность, что по силе своего 'стиля' в семье европейских художников нашего времени с ним может сравниться, пожалуй, один Игнацио Зулоага. Мы сразу узнаём картину Рериха средь сотен других. Он тот же, хотя облики его различны. Сюжет у Рериха не играет роли, главное - настроение. Вот почему картины Рериха, если можно так сказать, 'музыкальны' по захвату зрителя.
 
  
 

НК.Рерих. Зловещие. 1901.

Вспомните его картину 'Зловещие'. Скалистый пейзаж и вороны - так просто! А зритель поражён, его воображение 'пришпорено', он чувствует, что нечто страшное, непоправимое свершится, быть может, даже скоро, и он пе-реживает ту же тоску, то же чувство, которые испытал художник.

Как рождается у художника эта 'музыкальность', как доводит он до максимума это настроение, рассудочным ли самоуглублением или путём интуитивным, вот вопрос, который ещё придётся решать будущим исследователям творчества этого высококультурного и многообразного мастера. Несомненно лишь, что эта особенность присуща не всем мастерам.
Музыкальность' работ Рериха - то свойство художника, в области которого позволительны некоторые аналогии между ним и Чурлёнисом, при всей кажущейся противоположности их художественных натур.

19-ти лет Н. К. Рерих поступил в школу при Академии художеств". Одновременно, следуя желанию отца, молодой художник определился на юридический факультет Петроградского университета. Успешно совмещая занятия в двух учебных заведениях, он уделяет главное своё внимание живописи и рисунку; своё зачётное сочинение студент Рерих пишет на тему 'Положение художников в Древней Руси'.

Свободное от занятий время Н. Рерих уделяет изучению археологии.
А Акадмии он занимается у А. И. Куинджи; в мастерской последнего он встречается с такими даровитыми художниками, как Латри, Рылов, Богаевский, Химона, Пурвит. Занятия идут вполне успешно, и даже раннее окончание Рерихом Академии, вызванное уходом из училища при Академии Куинджи и учеников последнего, не может этому помешать. По необходимости всего три работы представлены им на конкурс: 'Гонец', 'Утро' и 'Вечер Богатырства Киевского'.

В этих работах уже чувствуется будущий Рерих - картины обращают на себя внимание, 'Гонца' приобретает Третьяковская галерея.
В 1900 году Рерих отправляется в Париж, где поступает в 'Ecole Nationale des
Beaux-Arts' в ателье Кормона. В Париже он работает 'Идолами', 'Заморскими гостями' и 'Княжей охотой'. По колоритности и наметившемуся примитивизму выражения работы эти - большой шаг вперёд.

В 1902 г. Рерих вступает в группу 'Мир искусства'; на осенней выставке 'Мира искусства' этого года картина Рериха 'Город строят' приобретена Третьяковской галереей. Этой же картиной вполне замыкается ученический период творчества Рериха - он вступает на широкую дорогу мастерства.

С1902 по 1904 год Рерих показывает себя на выставках 'Современного искусства' и в залах О-ва поощрения художеств ценными и содержательными этюдами старых городов; в последующие годы принимает участие на выставках в таких художественных центрах, как Вена, Прага, Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф, Милан, Венеция. Его 'Человек со скребком' обретается в Люксембургский музей; 'Ростов Великий' - в Национальный музей в Риме.
В 1909 году Рерих даёт свою значительнейшую работу 'Бой' и 'Пещное действо', приобретённые Музеем Имп. Александра Ш-го.
В следующие за этим годы он принимает участие (в 1910 году) на вы-ставке 'Союза русских художников' (38 работ), затем на выставке 'Мира ис-кусства', где он представлен 'Варяжским морем'.
 
  
 

Н.К. Рерих. Варяжское море. 1909.

Одновременно с мозаичными и фресковыми работами (для церкви кн. М. К. Тенишевой в Талашкине) Рерих осуществляет целый ряд замыслов теат-рально-декоративных декораций - к 'Трём волхвам' 'Весне священной', 'Пер Гюнту', 'Принцессе Мален', 'Сестре Беатрисе'.
В 1913 году Рерих вполне определившийся художник - на выставке 'Ми-ра искусства' этого года мы видим характернейшие для Рериха работы: 'Сеча при Керженце', 'Меч мужества', 'Ангел последний' и эскизы к 'Пер Гюнту'.
В 1914-м же году вышла первая книга собрания сочинений Н.К. Рериха. Живые, художественные описания старых городов и старой Земли, статьи в защиту памятников старины, статьи вообще по искусству - дают возможность узнать с другой стороны, крайне любопытной, этого мастера. Можем, правда - в незначительной степени, судить по ним о том интересе, который пробу-дил в обществе Н. К. Рерих к русскому старому и у, и частности, например, к русской иконе.

В этой области, как в области охраны памятников старины, всё сделанное Рерихом для русского искусства найдёт достаточную оценку в будущих трудах. В будущем станет возможным полно оценить также то, что Рерих-педагог, директор школы Императорского О-ва поощрения художеств. Ибо несомненно, что полные знания и вкуса советы мастера не пропадут бесследно для учеников; его терпимое отношение ко всякому направлению в Искусстве, лишь бы оно было искренним и честным, несомненно, окажет громадное культурное влияние на нынешних учеников - будущих художников.

Можно ли в небольшом очерке хотя бы неполно осветить всё разноликое творчество этого мастера?
Можно ли уследить за теми влияниями, которые, наряду с несомненными (влияние Врубеля, Гогена, отчасти Чурлёниса), имеют характер характер призрачный?

На Рериха повлияло столько культур, часто взаимно противоположных, исключающих друг друга; культуры эти настолько расплавились в горниле его художественного 'я', что лишь внимательнейший разбор его творчества в целом когда-нибудь откроет источники и русла его творчества.
И тогда в позднейших трудах их мы найдём образ художника, в совершенстве знающего Искусство и всё то, что родственно Искусству; человека - высококультурного, писателя - искреннего и честного.

В последних работах Рериха заметно что-то новое, необычное. Кажется, что художник 'ощутил внезапно некую тревогу' . В 'Зареве', 'Граде обречённом', Коронах', написанных за несколько месяцев до великой войны, хочется объяснить 'предчувствиями художника'.
Творчество мастера, по-видимому, на распутье великих дорог: куда при-ведут они его? Мы верим: Рерих многое уже дал, многое даст ещё впереди.
В том порука сила творческой индивидуальности автора 'Боя' и 'Сечи при Керженце'.

Новый журнал для всех. 1916. ? 7-8. Стб. 115-120.
___________________________________________