Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ Н.К. РЕРИХА

Д. Бурлюк
ТВОРЧЕСТВО РЕРИХА
 

27 сентября 1874 года в Петербурге на Васильевском острове, недалеко от Академии Художеств родился Николай Константинович РЕРИХ.

Детские годы будущий художник проводит в Исвара, невдалеке Гатчины.
Происходя из зажиточной семьи известного адвоката Н.К. Рерих всю первую молодость провёл в условиях помещичьей жизни. Пристрастившись к охоте, здесь он научился видеть и понимать природу: сумрачное дыхание задумчивых лесов севера и ледяное спокойствие зимы, засыпавшей когда-то следы древних викингов.

Ещё 14 лет от роду Н.К. увлекается археологией; древность влечёт будущего певца провидений прошлого. И с этого юного возраста Н.К. Рерих начинает любить и понимать археологию.

Окончив гимназию Мая, где его соучениками были художники А. Бенуа и К. Сомов, Н.К. поступает в университет, чтобы по желанию отца изучать юриспруденцию.

Юный Н.К. Рерих параллельно занимается в классах Академии Художеств. Здесь в то время царит поклонение А. Куинджи нашему отечественному своеобразному колористу, чья душа влеклась к особым краскам и световым эффектам.

Курс университета был закончен в четыре года в параллель с академий. В ноябре 1897 года Н.К. Рерих вы ставил своего 'Гонца', картину о которой заговорили все, в ней были традиции Куинджевского лунного эффекта над древней рекой, где скользит челнок воина, но вместе с тем всё в картине веяло совсем особым; чудилось дуновение старины, художник какими-то чарами сумел завесы над прежней жизнью приподнять:
 
  
 

Н.К. Рерих. Гонец. 1897.

'Гонец', первый успех - большой по размерам холст и когда художник его писал, то мастерской служил[а] ему старая оранжерея парка Исвара, а символ вестника остался за художником навсегда. В 1898 году Н.К. Рерих занимает место профессора в Петр. Археологическом Институте. Это время ознаменовано рядом научных раскопок в областях: Пскова, Новгорода и Твери. Археологические изыскания открыли перед взором Н.К. Рериха стародавнюю Русь - и предопределили надолго творческие настроения и душевные вкусы.

Так, например, в 1900 году попав в Париж певец старины, вызыватель теней мудрого прошлого Н.К. Рерих остаётся холоден пред модернистическими крайностями того времени - и не удивительно: пред художником лежат пути, по коим никто ещё не ходил.

По возвращении из Франции Н.К. Рерих даёт в Академии и в обществе Мир Искусства две крупные группы своих картин - и в сознании русской публики отныне им занято совсем особое и по характеру, и по масштабу место.
Директор школы Поощрения, председатель 'Мира Искусства' передовой группировки того времени - где С.Ю. Судейкин, Б. Анисфильд, Гончарова, Ларионов были представлены наряду с К.Сомовым, Ал. Бенау, Бакстом и др. - эти два поста позволили Н.К. Рериху крупно влиять на всю художественную жизнь России начала 20-го века.

Н.К. Рерих пишет росписи общественных зданий, расписывает церкви, приобретает крупное имя как театральный декоратор. Его имя в течение четверти века звучит во славу родного искусства.

* * *
Жизнь Н.К. Рериха за последние семь лет представляет исключительный интерес. Она протекает вне пределов родины, но плодотворнейшая деятельность и творчество мастера совершает гигантскую работу, укрепляя в сознании 'заграницы' имя России, как хранительницы вековечных тайн красоты.

Картины Н.К. Рериха находятся в музеях стран: Австрии, Чехословакии, Дании, Англии, Голландии, Финляндии, Франции, Германии, Индии, Италии, России; в десятках музеев и сотнях частных коллекций - Швеции, Швейцарии и в Америке.

После выставки 1914 года 'Балтийской' - ряд картин художника хранился в Стокгольме. В конце 1916 г. осуществляется давняя мечта мирового путешествия.

По предложению профессора Бьёрка художник привозит в Стокгольм свои новые вещи. В Стокгольме открывается выставка художника, где представлено 70 холстов. Национальный музей приобрёл 'Перед часовней' и 'Из серии принцессы Мален'.

Далее следует выставка в Гельсингфорсе. Атенеум приобретает 'Принцессу Мален'. В 1919 году - Дания, Копенгаген. Лео Фейнбергерг пишет статью 'В стране Рериха'. Эта работа критика совпадает во многом со статьей Л. Андреева 'Держава Рериха'.

В 1918 - 19 году пишется известная серия 'Героика', 'Экстаз', 'Сокровище', 'Сюита' и 'Вечный всадник', так совпадающая с началом странствий мастера.

В переписке с С. Дягилевым Н.К. Рерих заключает контракт с антрепренёром и переезжает в Лондон. Здесь Н.К. Рерих 'демонстрирует Россию' во весь её творческий рост. Сер Филипс пишет статьи 'Очарование России', к нему присоединяется известный критик Батомлей. Лондонские музеи приобретают картины русского художника: 'Виктория Алберт' - музей покупает две картины и музей 'Вортинг' - 'Дракон и короны'.
После лондонского триумфа следует предложение из Чикаго и Н.К. Рерих с 179 холстами переезжает в Америку.

1920-1921 г. выставки у Кингора, Бостон Боффало, Чикаго, Мадисон, Сент Луис, С. Франциско, Колорадо, Денвер, Детройт. До января 1922 г. выставка Н.К. Рериха в Америке посетила также города: Канзас, Омага, Индианаполис, Мильвоки, Миннеаполис, а всего 28 городов, сделав наибольший художественный круг.

Художник, владеющий рядом европейских языков, прочёл циклы лекций, посвящённых искусству по городам Америки.
Музей Калифорнии, Окланд, Омага, Канзас Сити, Чикаго, Детройт и около 40 частных коллекционеров приобрели произведения маститого русского художника.
В Чикаго шла в 1922 г. 'Снегурочка' с декорациями и костюмами Н.К. Рериха.

Летом 1923 года художник работал в океане на острове Монхиган, где художник создал сюиту картин 'Океан'.

В 1923 году 5-го мая художник покидает Америку для путешествия по Индии. Проходит немногим более года и Н.К. Рерих возвращается на короткий срок в Америку, привозя сюда 81 новую картину.

Другим художникам потребовался бы десяток лет для завершения того, что Н.К. Рерих сделал за один год.
Плодотворность Н.К. Рериха - изумительна.

Великий индийский мыслитель и поэт Рабиндранат Тагор так определяет искусство Н.К. Рериха:
'Если одно искусство полностью может быть выражено другим, то оно не удачно. Полотна Рериха кристально ясны, но они необъяснимы словами. Искусство Рериха ревниво оберегает свою независимость потому что оно велико'.

Во время отсутствия мастера в Индии его почитатели учредили в Нью-Йорке особый музей, посвящённый его творчеству.
Основание музея Рериха в Нью-Йорке и теперь пополнение его индийской коллекцией - большая победа русской культуры.
Сегодня открывается ряд новых зал при музее Рериха.
Эта коллекция работ привезена художником из Индии и ранее не была никому показана. Она представляет исключительный интерес для каждого интересующегося родным искусством.

Впечатления от новых картин художника. Самоцветы гор, синева долин, дымка бесконечных ущелий: Лабиринты снов, сновидений, фантастика фантаста:

* * *
Писать отчёт о творчестве Н.К. Рериха не приходится.
Исследователи, знатоки искусства проделают этот счастливый путь. Моя задача поделиться с читателями 'Русск. Голоса' впечатлением от картин, написанных потомком русских варягов за одногодичное пребывание в горах Тибета, у подножья величественных Гималаев.

* * *
МУЗЕЙ РЕРИХА

Музей Н.К. Рериха в старинном особняке-дворце на берегу величественного Гудзона. Там за окном течение холодных вод, а здесь в стенах своя особая тайная жизнь. И она охватывает душу кружевом легенд, тайн - возникших стихийно под творческой кистью художника.

* * *
В первых двух этажах дворца - музея размещены триста картин, созданных ранее. Но по лестнице вверх:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вспыхивают яркие электрические фонари и на стенах загораются самоцветы. Пылают алые взлёты гор, алмазятся девственные хребты горных кряжей и дымкой синей лежат, упадая вниз, ущелья, долины:
В этом призрачном крае - живут особые люди - не похожие на нас с тобой, читатель. Эта страна, привезённая в бухгалтерскую Америку Н.К. Рерихом - создана для мыслителей, для тех, чьё сердце бьётся в унисон с горными водопадами. Там нет мужчин Волл Стрита, нет гёрлс в 5 авеню - там живут целомудренные, изысканные, спокойные как горная вершина на рассвете и гибкие как нить горной воды стекающей с бамбуковой пластинки: юноши, девушки, старцы:

СЕМЬ СЕРИЙ.

Они, эти семь серий, завивают фантазийный танец. Они уносят от скучной земли - в мир горных сказок.

ЕГО СТРАНА.

Здесь прекрасны виды Гималаев.
 
  
 

'Помни' - большой холст с панорамой гор, всадник и две женщины у горного храма.
 
  
 

'Гонец достигающий' - алые ступени гор на закате.

ГИМН СВОБОДЕ
 
  
 

'Книга мудрости' - лама на фоне гор. 'Ведущая' - девушка ведёт юношу, ведёт по нитям горных тропинок - невидимок; верит юноша девушке и она всё выше поверх пропастей и взводит его...
 
  
 

'Превыше гор' - горы, а в небе - передана поэзия над ними самолёт и девушка воздушного лета.
 
  
 

'Жар-цвет' - растение, горящее ночью, на фоне лунным светом залитого пейзажа. Меж камней расцвёл куст, пылающий в ночи... Кто-то крадётся к нему.
Экспедиция, всходившая в текущем году на Эверест, при спуске посетила Н. К. Рериха, работавшего в Дарджилинге. Увидев одну из картин мастера, путешественники воскликнули: 'Вы изобразили то место, дальше которого нам не удалось подняться...
 
  
 

Полёт Вашей фантазии легко открывает вам те недосягаемые высоты, для которых мы должны были поплатиться лишениями, рисковать жизнью и крайними силами'.

Все картины написаны у подножия Эвереста. На фантастических взлётах гор везде, там и здесь, видны храмы, схожие с каменными курильницами, с коих в простор небес застывшее пламя стремится каменным конусом.

________________

В этой серии - 'Красный Лама'.
 
  
 

________________

 
  
 

Лао Цзы едет в Тибет учиться мудрости; мудрец Китая на мычащем быке.
Здесь ряд картин под изысканным влиянием тибетской живописи. Здесь начало искусства. Высшее мастерство, сплетённое с мастерством первых.
__________________
 
  
 

Н.к. Рерих. капли жизни. 1924.

'Горный источник' - девушка, ждущая, пока наполнится её кувшин:

Бесконечен гор шатёр,
Но тонка воды струя,
Девы в пропасть брошен взор,
Полн пока кувшин до края.
Но струя воды тонка...
Пропасть синяя стремнины,
Тучи, горы-исполины,
Девы гибкая рука.
Всё полно глубин Востока.
Тайны вещей колыбель!..
И кувшин цветной истока
Песни, павшей сквозь свирель.
________________

Я набросил этот экспромт мысленно, взглянув на этот чудесный холст.
__________________

К каждой картине Н. К. Рериха можно набросить строки цветных поэм. Дух поэзии настроений вдохновенных истекают из холстов Н. К. Рериха. Картины содержат в себе так много, что каждому - могущему взять - открывается счастливейшая возможность.

Бурлюк

М[узей] Р[ериха] 23 ноября 1924 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/644, 10 л. (Машинопись)
_______________________________________________