Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ОЧЕРКИ ОТВОРЧЕСТВЕ Н.К. РЕРИХА

АКАДЕМИК Н. К. РЕРИХ
(1911 г.)
 

Великая, ушедшая от нас жизнь народов едва может быть нами услышана, так она далека; история говорит нам, но мы понимаем и верим мало, потому что одно или другое звено из цепи вечности ещё не уносит нас в объятия этой вечности, которую мы только хотим и ищем, но найти которой не можем. Художник может больше, чем история, художник, в котором живёт тайное знание, неуловимое, как утренний трепет, извечное, как солнечный свет.

И вот Рерих такой. Он берёт из вечности забытые звенья безначальной цепи и творит нам вечные образы, туманные в формах своих, яркие в замыслах своих, прекрасные, чарующие в своих настроениях старинных саг, мёртвых без песни... Рерих даёт нам их неслыханную нами никогда песню, но родную духу нашему, похожую на лепет сна, виденного когда-то, потом забытого в суетливом беге умирающих дней. Мы смотрим и вспоминаем, медленно, не-слышно идут к нам из седой дали утерянные звуки безначальной песни... Кто и когда пел её нам и словами сказки этой чаровал нас? Может быть, мы этого никогда не знали и теперь видим совсем новое; но это новое странно нам близко и звучит для вас громко и понятно.

Мы видим старину, мы видим характер прошлого, лицо вечности опускается над вами в сиянии неумирающего прошлого, к которому мы точно никогда не смели возвращаться. Мы все хотим уйти от настоящего, хотя на миг, и невозможной сказкой озарить нашу жизнь. История одна не может вас увести в свои туманные недра.

Певец-поэт, который видит сквозь время, художник, прикосновением руки своей может нам дать сказку дали, воскресить мёртвое былое. И Рерих это делает. Вот 'За морями земли великие': трепет заповедного, таинственного кутает душу испугом и восторгом, когда видишь в плеске волнистого моря - непонятное и непрожитое прошлое, серое доныне, отныне - ярко внятное, влекущее, сказочное. И девушка, идущая к морю, вся дрожит, множится в фантазии нашей: сказка, сказка реет праздничными крыльями над усталой душой, и неслышная песня Скандинавии, кажется, звучит над нами 'Песнь о викинге'.

Мы не различаем слов, но нам нужна песня - могучая в передаче, глубоко верная, грозная в своём царящем над всем бессмертии... 'Половецкий стан', 'Поход Владимира на Корсунь', 'Пещное действо", "Ункрада",
'Варяжское море'... - это ли не сказка, это ли не воскрешение умиравшего только для нас, но не умершего, а слившегося с вечностью прошлого? И мы смотрим и слушаем сказку... Свою сказку...

Рерих не может и не должен быть обвинён ни в каком тенденциозном модернизме; Рерих прост и ясен, если внимать ему; если слушать его сказки, нельзя их не чувствовать иначе, как с трепетом и страстью, потому что так они спеты, вырванные из глубин веков могучим таинственным взмахом, и брошены, напоённые вечностью, в наши дни прозаических сует и злоб, которые все уходят перед этой творимой из вечности красотою...

Рерих рано мог показать себя. Ещё в Академии он даёт своего 'Гонца', который срывает соглас┐ный восторг, покупается, принеся художнику первую радость зримого успеха.. Вена, Париж, Милан, Брюссель, Берлин, Дюссельдорф - все его встретили и почтили: медалями, дипломами, почётными званиями, музеями, отметили в нём то единое, самобытное, совсем своё, которое принёс Рерих и несёт ещё дальше, осторожно, внимательно, страстно, как обет, как призвание своё, - неумирающую сказку красоты в вечной, безначальной песне, сагу великой Скандинавии, незабвенное звено вечно идущей жизни....
Ф. К.

За 7 дней. 1911. 1 апреля. ?4. С. 15-16.
Помещены ч/б илл. картин Н. К. Рериха: с.5 - 'Священное место'; с. 6 - 'Зловещие'; с. 7 - 'Никола Мокрый в Ярославле'; с. 9 - 'Псковский погост'; с. 15 - 'Вечер' из серии 'Курганный народ', 'Княжая охота'; с. 16 - 'Крест Труворова Городища'.
_________________________________________________________________
 
  
 

'Священное место';
 
  
 

'Зловещие'
 
  
 

'Никола Мокрый в Ярославле'
 
  
 

'Псковский погост'
 
  
 

'Вечер' из серии 'Курганный народ'
 
  
 

'Княжая охота'
 
  
 

'Крест Труворова Городища'

******************************************************************************