Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

князь
ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВИЧ ПУТЯТИН

(4 октября 1837, с. Братское - 6 января 1919, Петроград)
 
 
  
 

****************************************************************************************************

СОДЕРЖАНИЕ

ПИСЬМО П.А. Путятина к Рериху Н.К. (3 августа 1906 г.)
Открытое письмо П.А. Путятина к Рериху Н.К. (30 июня 1917 г.)


*******************************************************************************



3 августа 1906г.
ПИСЬМО <П.А. Путятина> к Рериху Н.К.

3-е Августа 1906г.
Дорогой родной Николай Константинович!
Вы, кажется, думаете, что мы все погибли, но газетам нельзя, в особенности заграничным. придавать какое-либо значение - в них много натянутого и несправедливого в лучшем смысле этого слова, а в худшем - лжи. Мы все в Бологом и слава Богу, за исключением мелочей, чувствуем себя спокойными. Все наши здоровы. Только беспокоились, что от вас долго нет весточек, в особенности Дуня беспокоилась о Кате и малышах, да и о вас были думы. Случайно встретился с Беклимешевым, который, скажу по секрету, тоже не партизан Зизи Саша Бенуа. Мы говорили о вас и о том, чтобы сблизить искренно любящих искусство для Труда, пользы и научного светоча, он очень симпатично говорил о Вас.

Насчёт Мазаччио (Мазо) могу сказать только одно, его сравнивают с Донателло (1383-1461), тот был первый, который рассеял мрак средневековья живописи и дал жизнь фигурам, второй, как вы знаете, был высок по скульптуре. Многое зависит от состава красок и светотени, в особенности при условии столетий. Во всяком случае, он был великий учитель. Жалко, что им не пришлось побывать в Сиене, по снимкам и рассказам - это непростительно. Кафедральный собор Тен в своем путешествии называет поэмой. Купель украшена барельефами Донателло , Джиберти, Джакомо делла Кверции, Джованни де Турино и др.: Микеле Анджело тоже вложил свою лепту, поместив 4-ре статуи Св. Павел, Св. Петр, Св. Григорий и Св. Пий. <:> с XIV столетия < ряд> шедевров и, бесспорно, собор принадлежит к лучшим произведениям эпохи возрождения. Затем <знаменитая> часовня Св. Екатерины с фресками Содомы (1477-1549) и других знаменитых художников.

Сиенская библиотека с чудными фресками Пинтуриккио, Академия Художеств до 600 картин и фресок, там превосходное снятие со креста Содомы и др. Дворец Толомеи, дв. Сарацинов, дв. Magnifico, Loggia dei Nobili XV века, фонтан Жакомо делла Кверция со статуями и пр., пр. Одним словом, мало пока знаем колыбель живой скульптуры полка художественной славы. Но помня об искусстве, перенесёмся в археологию. Очень меня порадовало известие о гроте и я жду радостно повидать вашу находку. Странно, что Шеин не обратил внимания на орудия. <Ретушь> еще не признак, ранее <ретуши> существовали орудия грубых изломов. Вы пишете об бароне Штейнгеле, очень бы был рад сблизиться с ним, так как меня интересуют глинистые класты, и я мог бы ему выслать образцы. Теперь я занят изучением остатков животной и растительной жизни в кремнях. Результат хочу проверить в Петербурге, а теперь только отбирал экземпляры для анализа. Что поделаешь, видно, у нас с вами одна судьба, то есть существуют милые приятели, завистливые ученые, политиканы и пр., не поддержку встречаешь, а бойкот - этот подлый Термин. Извините за выражение об этом новом <произведении> искусства.

По книгам и по поздравительным письмам я узнал о почётном назначении, но до сих пор официально ничего. Только знаю, что были справки - и молчок. Но Бог с ними, на старости лет я работаю для науки, а остальное им же будет стыдно. Как вы поживаете, что крестник, Ляля, Светик, Катя?
Все наши Вас сообща целуют, а я Вас от души обнимаю - как и люблю неизменно.

Ваш сердцем любящий
[ Князь П. Путятин]

Отдел рукописей ГТГ, ф.44/1127, 2 л.
_________________________________



30 июня 1917 г.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО П.А. Путятина к Рериху Н.К. (30 июня 1917 г.)

Его высокородию
Николаю Константиновичу Рёригу.
Сердоболь. Sortavala. Seminarium.
Relander. 30-е июня 1917-го года.

Родной и сердечный Николай Константинович.
Очень благодарим Вас за память. В трудные наши жизненные минуты она для нас драгоценна. Вижу, что Вы не знаете о нашем громадном горе. Большой Бологовский дом накануне почти нашего приезда сгорел, хотя многое удалось из него спасти. Картины и больш. часть библиотеки, рояль, мебель успели вытащить. Но такую постройку с верандой, паркетами и пр. из чудного соснового леса, почти столетнего, не устроишь - сгорела дотла. Думаю, вы понимаете, какой для нас с женою и детьми жестокий удар. При погромах. Разрушениях памятников, грабежах наше горе понятно. Кабинет, лаборатория, разумеется, исключая книг, частию разрушен у 80-летнего старика больного и моей жены.

Целуем все вас крепко. Как любим.
Князь П.А. Путятин

P.S. Видимо, конец моим занятиям по археологии и искусствам. Положение жестокое. Аренды не платят и везде грабят.
[P.] P.S. Соня и Мира у своих мужей на фронте, а у нас живут Митусовы Злата, Людя и Катя. Адр. Стёпы: Омск, Думская улица, 33.

Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. Автограф открытого письма.
На штемпеле дата: Бологое. 30.06.1917. / Сердоболь. 26.07. 1917.
_____________________________________________________________