Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ВЕЛИКИЕ МЫСЛИТЕЛИ

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
(1749 - 1832)

*********************************************
 

ГЁТЕ

'War nicht das Auge sonnenhaft,
Die Sonne konnt"es nie erblicken'.
'Не будь глаз солнцеподобным,
Никогда он не увидел бы солнце'.

'Alles konne man verlieren
Wenn man bleibe was man ist'.
'Не беда всего лишиться,
Только б вечно быть собой'.

Солнцеподобность, мощь личности, эти знамена значения Гёте сказаны им самим. Опять вовремя смятенному человечеству напоминается непобедимо прекрасный облик, в котором выражена вся сущность времени. Не нужно никаких прилагательных к выражению 'время Гёте', или вернее 'Эпоха Гёте'.

Имя Гёте стало почётным гербом не только творчества, цельности мысли, глубины познавания, мужества сознания, благородства чувства, - это имя действительно собрало в себе целую эпоху, полную сильнейших выражений духа. Стиль Гёте не есть только стиль писателя - не только стиль сильного государства, но есть стиль эпохи. Ни волны моды, ни переоценки, ни новые достижения, ничто не касается гигантов, создателей, выразителей эпохи, как Гомер, Шекспир, Данте, Сервантес, Гёте: Нельзя сказать, чтобы они были как вершины одинокие, ибо в них собрался дух времени! Они сделались сверхличностью, ибо олицетворили самое благородное нахождение эпохи. Гр. Толстой, проникновенно обращаясь к художнику, говорит, вспоминая образы Гомера, Фидия, Бетховена, Гете:

"Нет, то не Гёте великого Фауста создал,
Который в древнегерманской одежде,
Но в правде великой вселенской
С образом сходен предвечным от слова до слова.
Или Бетховен, когда создавал он свой Марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих душу аккордов?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве.
Он же глухой для земли неземные подслушал рыданья.
Будь слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же духовный сильней напрягай и духовное зренье.
И как над пламенем грамоты тайной неясные строки вдруг выступают,
Так выступят вдруг пред тобою картины.
Станут всё ярче цвета, осязательней краски.
Стройные слов сочетанья в ясном сплетутся значеньи.
Ты ж в этот миг и смотри и внимай, притаивши дыханье.
И созидая потом, мимолетное помни виденье'.

Такими словами писатель хотел показать всю неземную, нечеловеческую сущность творений Гёте. Многих тайных грамот великие строки открылись глазу Гёте. Говорят о принадлежности Гёте к тайным философским обществам. Не в том дело. Мало ли членов и всяких дигнитариев во всех обществах. Пламя духа, огонь сердца, великий Агни не рассудком, но чувствознанием ввёл Гёте в тайники вершин. Синтез никакими обществами не даётся. Но знаменательно видеть, как Гёте, как истинный Посол Истины, не уклонялся от жизни, но находил улыбку ко всем её цветам. Ограничение не к лицу всевместившему духу.

Мышление Гёте, по справедливости, можно назвать пространственным. В нём утверждалась личность, но было освобождение от эгоизма. Агни-Йога! Такое сочетание для малых сознаний даже невообразимо, но оно является верным мерилом потенциала личности. Знал ли Гёте учения Востока? Вероятно знал, ибо романтизм не живёт без Востока. Не дошло до нас, насколько Гёте изучал сокровища Востока. Он не настаивал на них, но ясно, что он знал их; может быть, присущая ему всеобъемлемость открывала легко и эти знаменательные врата.

Говорят: Гёте - Посвящённый! Ещё бы не посвящённый, если в пламенных формулах мог прикасаться к самым священным камням, не обжигая руки.
Еще бы не посвящённый в законы основ, если без страха проходил все ущелья, полные отсталыми и заблудшими путниками. Ещё бы не посвящённый, если не искателем, но носи┐телем сокровища миров дальних прошёл он свой путь.

У тайновидца Гофмана именно тайный советник архивариус оказывается духом огня.

Поистине Гёте был действительным Тайным Советником, только не королевским, а общечеловеческим. Носил он этот чин с лёгкостью гиганта, который улыбается осколку утёса, упавшему на грудь его. Эта лёгкость несения нерасплесканной чаши жизни поражает в прохождении крупнейших личностей. То, что иному стоило бы многих морщин, искривлений и вздохов, - для великана просто ещё одна неизбежность, которую он встречает весело, чтобы спешить дальше. Сам Гёте признается: 'Моё стремление вперед так неудержимо, что редко могу позволить себе перевести дух и оглянуться назад'. В этом мощном несении чаши вспоминаются легенды о Христофоре через поток жизни. Как-то особенно солнечно нужно праздновать память Гёте.

Как и многие другие, сшитые не по мерке стандарта, Гёте для одних остаётся чуть ли не испытанным сановником, и для других неисправимым революционером. Для одних - устой, для других - потрясатель. Потрясающе само количество ком┐ментариев, толкований на Гёте. Всё разнообразие приписанного и потребованного от Гёте даёт размеры его творчества.

Конечно, такой ум не мог быть однообразен.
Гёте кульминировал время Шиллера, Гердера, Бюргера, Винкельмана, Канта, Лессинга. Великое время и Франкфурт-на-Майне, хорошее место! Лейпциг, Страсбург, Вецлар, Веймар - всё насыщено знаменательными встречами. Литература, искусство, наука, законоведение, государственные труды - весь комплекс жизни - лишь углубляют сознание Гёте, нисколько не отягощая его могучих, творящих плеч. Всему есть время, всему есть улыбка.

Годы Италии. Дружба с таким же великим духом, с Шиллером: в противоположениях и взаимодополнениях куётся нерывная связь. Наконец, восьмидесятилетняя рука Гёте кончает последние строфы Фауста как синтез жизни. Так считает сам Гёте, говоря Эккерману, что он понимает остаток жизни как дap. И на следующий год Гёте спешит в мир дальний.
Мировой дух 'Weltgeist' Гёте и, конечно, мировое единство есть его основа.
Творчество и критика проявляются в творениях Гёте в своеобразном сочетании 'решить жить во всеобъемлемости, во Благе, в Прекрасном'.
Гёте повлиял даже на Скотта в его 'Айвенго'. 'Коринфская невеста', 'Лесной царь', 'Бог и Баядера', 'Тассо', 'Эгмонт', 'Ифигения' вдохновили лучшие умы к переводам, переложениям и выражениям в музыке.

А 'Мастер Вильгельм' незабываем как образ Культуры, Строения (Bildung) и многим дал жизненный урок.

Свободный от дидактики и сухой морали, давал Гёте учения жизни во вдохновенных образах трогательного романтизма, собрав их в символе 'Страданий молодого Вертера'.

'Weltanschauung' - миросозерцание Гёте неповторяемо, ибо основано на его собственном неповторенном ритме насыщенного, неутомимого действия.
Влияние Гёте не только глубоко во всех германских странах, но и в англосаксонских, и в славянском мире, и в Америке. 'Nur rastlos bethatigt sich der Маnn' . Лишь меняя работу нервных центров, подобно Вольтеру, он не знал, что такое отдых. Его 'reine Menschlichkeit' не была чужда бессмертия, так же как 'ewig Weibliches' всегда парило в чистых сферах восторга красотою. Вековой юбилей Гёте должен быть праздником каждого расширенного сознания. Именно солнечным праздником! Гёте близок Аполлону. Близок свету античности. Ключ его мажорный. Красивое представление, красивое издание, в прекрасном кожаном переплёте, не ломающееся при первом открытии, с заставками и заглавными буквами. Неопошленный народный праздник, на котором увенчивают благородного мейстерзингера. Так представляется годовщина славного, всем близкого Гёте. 'Лесной царь' и 'Коринфская невеста' были темы одних из моих первых эскизов; и, конечно, Фауст ставился в нашем детском театре.

Гёте. Вспоминаем своей учебный стол. Школьное издание Гетца и Вертера; вспоминаем все те хорошие, прекрасные мысли, зарождавшиеся от баллад Гёте. Ни от одной из них не приходилось отказаться, и никогда не пришлось постесняться имени Гёте. Один восторженный школьник недоумевал: отчего Вольфганг, зачем не Лео, ведь львиная поступь у Творца Фауста!

Не спорить о Гёте, но должно радоваться о нём, укреплёнными лучшими воспоминаниями. Другу наших духовных накоплений надлежит солнечный праздник.

Чем-то очень торжественным, и задушевным, и созвучным хочется сопроводить праздник Гёте. В саду жизни он. И распустились лилеи Мадонны; там собираются внимающие. И от Соломоновой прекрасно-мудрой древности, от 'Песни Песней' благоухает этот цветник жизни.

'Куда пошёл возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? Куда обратился возлюбленный твой? Мы поищем его с тобою. Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в саду и собирать лилии'.

1931. Урусвати

'Твердыня пламенная'.
_____________________