Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

В.А. ШИБАЕВ

*************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

1923 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (12 февраля 1923 г. [Нью-Йорк])
Письмо н.к. Рериха к Шибаеву В.А. (7 марта 1923 г. Нью-Йорк)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (30 апреля 1923. Нью-Йорк)
Письмо Н.К. рериха Шибаеву В.А. (4 июня 1923 г.)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (19 июня 1923 г.)
Легенда о Камне (Июнь 1923 г.)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (2 июля 1923 г.)
Письмо Н.к. Рериха к Шибаеву В.А. (23 августа 1923 г.)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (27 августа 1923 г.)

Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (7. 09 23.)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. ([Сентябрь] 1923 г.)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (9 сентября 1923 г. )
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (14 сентября 1923 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (16 сентября 1923 г.)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (30. 09. 23.)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (19. 10.23.)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А (26. 10.23)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (12. 11. 23.)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (24. 11.23. Аден)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (29. 12. 23. Гималаи)

1924 г.
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (1 апреля 1924 г. Дарджилинг)
Письмо Н.К. Рериха Шибаеву В.А. (24 апреля 1924 г. Далай Пхобранг)


1925 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (1 марта 1925 г.)
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А. (1 апреля 1925 г. Bondapur )

1935 г.
В.А. Шибаев, ПАКТ РЕРИХА (7 июня 1935 г. Индия)
*************************************************************************************

1923 г.

12 февраля 1923 г. Нью-Йорк.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя!
Давно нет писем Ваших. Получил я очень хорошее письмо от <И Де-Лара>. Сноситься с Вашей группой я буду через Вас. Передайте <И Де-Лара>, что её весть доставила нам искреннюю радость. Работы так много в будущем, что каждому работнику отведено как бы целое государство для его практических выявлений. Скажите ей: меньше медитаций. Больше творческого труда.
Love, Beauty, Action. Сейчас время необычайно сложно. Ещё вчера на лекции*) я чувствовал, как красота может лишь объединять всех. Речь о Красоте в церкви - этот союз, объединяя разрозненные члены одного Божественного организма - открывает путь единения. Скажите ей: надо собирать детей. Каждая новообращённая детская душа пополняет армию Духа. Не запугайте детей сложностью, но укажите, как прост блестящий Мост Учителя.
Приветствуем каждого нового работника. Приложенная энергия даёт размеры достижения. 8 мая мы едем в Париж, а там и далее. Ещё успеем получить Ваше письмо. Здешний адрес всегда действителен. Привет всем сёстрам и братьям.

Целуем Вас
Р/х
12.02.1923.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
______________________________________________
*) См. Н.К. Рерих "Красота - Победительница". 1923 г.
_________________________________________________________________


7 марта 1923 г. Нью-Йорк.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

7 марта 1923.
Родной Яруя,
спасибо за вести, спасибо за портрет. Не хотим лишать Вас - если у Вас всего два. Берегите оба. Вчера Вам было сказано: 'Не вижу Ярую в Вене. Нужно идти путём России. Новых пусть ищет. Яруя должен пробить толщу будней. Чую, поймёт'. На вопрос об 'Учителе' (о котором Вы спрашиваете) сказано: 'Учитель не называет себя Учителем'. Значит, надо осторожно к нему отнестись. Конечно, 'Konigliсhe Kunst' - тема превосходная, но ведь ей можно действовать и с обратной стороны.
И Wadia сейчас всё провозглашает - искусство, beauty - но всё же с ним нам не по пути.

Сегодня у нас большой день - куплен дом для учреждений Учителя. С осени адрес учреждений будет: 310 West 103 Street. Дом указан был самим Учителем и находится на высшей точке New York,а. Так исполняется всё указанное. Сегодня же принесена первая корректура Книги. Значит, в апреле сможем послать её Вам, а за лето напечатаем по-русски в Берлине. Будем страшно рады повидаться с Вами в Германии. Когда именно будем там, ещё не знаем. Выясним из Парижа, но, конечно, не ранее половины июня. Тогда и назначим, где съехаться. Ведь разъедемся на несколько лет, и нам нужно словесно передать Вам очень многое. Также надо вручить Вам знак, данный Учителем. Таких знаков 117.

Совершенно нежданно я получил от моего брата Владимира из Харбина вопрос об Учителе и оказалось, что ещё в Урге у них были замечательные результаты.

Из Питера пишут, что там переводят на немецкий 'Цветы Мории'. Из Madur,a мне пишут и зовут ехать, говоря, что приезд будет revival of Art in India*).

В Париже целое общество Vers la Beaut&#233;**) - поставило себя в расположение Corona Mundi.
И так всюду заветы Учителя дают новые побеги и Сад Мории растёт. И всё это нужно особенно для нашей России.

Радуюсь при мысли, что летом увидимся. Может быть, Вы и будете в Вене, но верно не надо выступать. Как сказано, держитесь крепко. Что значит эти годы ожидания перед светлой работой в России?!

Духом с Вами Р/х
Ещё одно письмо сюда, а там пишите 270 rue de Vaugirard, Paris, France.
--------
*) возрождением Искусства в Индии (англ.).
**) Навстречу Красоте (фр.).

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


30 апреля 1923 г. Нью-Йорк
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

30 апреля 1923. N. York.
Родной Яруя,
посылаю Вам первому английское издание Книги. Вы спрашиваете, как искать новых? Искать в труде, вкладывая значение Великого Служения в каждое движение работы. И новые придут! Конечно, не надо трогать старых. При полном уважении к ним надо идти новым путём. И к новому пути зовёт нас чудесный Благовест. И не задумывайтесь: откуда придут новые и молодые. Учение Любви, Красоты и Действия привлекает неожиданных союзников. И как перед битвой, можно уже считать силы в разных странах. Запомните: 28 сентября 1931.

Хотел бы Вас повидать в Берлине. Можете ли Вы все приготовить к поездке, чтобы выехать по моей телеграмме? Дело в том, что я не знаю, когда буду в Берлине - в середине июня или в конце июля. Это зависит от разных других встреч. Но перед Индией хотелось бы повидаться и дать Вам указания. Теперь пишите до июня (20-го) в Париж на адрес Юрия (270, rue de Vaugirard, Paris XV). Общая наша работа очень расширяется, и скоро в руках будут большие аппараты. Куплен дом. Утверждён план действий на несколько лет. Имею из Индии очень ободряющие вести. На Ваш приезд в Берлин у меня есть 20 долларов, сколько это на Ваши знаки - не знаю. Столько имею рассказать Вам, что в письме это сделать и думать нечего! Привет Синевич.
Не надо ли ещё книг (английского издания)? Сообщите, сколько?

Держитесь крепко, ибо столько прекрасной работы впереди. Учите детей от 10 лет - они как раз подоспеют к началу действия.

Ваш духом
Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


4 июня 1923 г. Нью-Йорк.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

4 июня 1923.
Родной Яруя,
сегодня дошло письмо Ваше. Вчера же послал депешу Вам, что будем в Вене от 3 до 10 августа в Hotel Bristol (комната на имя Horch). Там и найдёте меня. Перед отъездом на Восток мне надо передать Вам всё, что не вмещается в письмо. Ведь после этой встречи, вероятно, увидимся в России после всего сужденного. Поэтому меня и жену мою особенно радует возможность лично дать Вам поручения. К тому времени и русская книга уже будет в наборе и мы решим, как её передать Вам и все пути её движения. Английская книга известна лишь немногим, но уже знаю случаи её благого воздействия. В Вене передам Вам ещё экземпляры её.

Сегодня нам возобновлена индийская виза, и Вы чуете - что чувствуем мы, когда ещё эти затворы открываются.

Вероятно, Вы побываете в Вене и на конгрессе? Но понимаете ли всё значение указаний, что на конгресс 'не надо ездить'. Ибо теперь Вы едете не на конгресс, а чтобы получить поручение в общей великой работе. Когда будете на конгрессе, приглядитесь к ликам и поймёте, сколько там новых и сколько старых духом. Ибо теперь мир делится лишь этим качеством. Очень люблю нежную личность Джина-раджадаса, но много ли таких? И потому радуйтесь каждому новому. Каждому действующему не песнопением и формулой, но подвигом. Я пошлю Вам статью S. Whitman,а - покажите её. Даже можете напечатать. Можете себя именовать корреспондентом 'Corona Mundi' и 'Master Institute' - когда увидимся, я расскажу Вам лично, как полезна Вам может быть эта связь с Америкой. Привезу и знак. Сейчас мы имеем письма от наших учеников и друзей из Америки, и как ценно сознавать, что в них отражается истинное объединенное сознание и люди трудятся в блестящем (внутреннем) подвиге. Одного из них [учеников из Амер[ики] - прим. П. Ф. Беликова] (моего сына по Китаю) Вы увидите.
Пока крепко целуем Вас, всегда духом с Вами
Р/х

В Вену приедем из Италии. Адрес до 15.Х: N. Roerich c/o Banquers Trust Comany, 5. Place Vendeme. Paris.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
__________________________________________________________________


19 июня 1923 г. Paris.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

19 июня 1923.
Родной Яруя,
сегодня нам отказано в австрийской визе. Непостижимо, но это так. Все страны хотят меня, но 'Австрия' - не хочет. Посылаю Вам $20, если поедете в Вену. По Указу, нами полученному, посылаю Вам особым заказным пакетом весь текст книги. Вам поручено напечатать 'ближе к России'. Чуете, такое Вам доверие от Учителя. Ведь ошибок не должно быть. Сообщите смету на печатание в Риге (по точному образцу английской книги) - везде, где написано карандашом 'воздух', там должна быть пропущена одна строка. Может быть, найдёте, что печатать в Вене или в Берлине. Или в Риге. Немедленно Вам вышлю по смете. Бумага книги может быть иная, лучше 'Verge' - она дешевле и культурная. Ничего, если смета дешёвая. За печатание в Берлине 2000 экз. с меня просили 160 долларов - это было зимою. Из данных слов 'ближе к России' не надо ли понимать лучше Ригу или Вену?! Как мне жаль, что не могу Вас повидать. Теперь будем в августе в St. Moritz в Энгадине (Suvretta House), но из Вены не доедете, пожалуй. Исполнится, что поедете в Вену не для конгресса, но конгресс захватите. Книга должна быть готова в октябре, чтобы мы могли несколько экз. взять с собою в Индию. Могу сказать, что английская всюду производит глубокое впечатление.

Спешу послать письмо. При смете имейте в виду, что русский текст на 1/3 больше. Размер и шрифт по возможности сохраните. Ведь заповедано о Красоте, потому и книга Учителя должна быть культурна.

Духом с Вами Р/х
Banquers Trust Company 5 Place. Vendeme. Paris.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


2 июля 1923 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

2 июля 23.
Родной Яруя,
конечно нам надо повидаться! 4-го августа мы уже будем в: St. Moritz. Engadine, Suvretta House. Конечно - так много надо передать Вам. Если сможете, везите больше икон (XVI и XVII вв.). Вообще мне хочется наладить Вашу связь с Америкой. Надеюсь, эта весть ещё застанет Вас.
Духом с Вами
Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
_________________________________________________________________


Август 1923 г. S. Moritz
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Будем в S. Moritz уже 2 августа. Рады увидеть Вас. Везите иконы (без риз). Берите покрасочнее и постарше (XVI и XVII вв.)
Привет! Р/х
S. Moritz, Suvretta House.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
_________________________________________________________________


23 августа 1923 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
сегодня получили Ваше первое письмо. Радовались. Сейчас пишу наспех:
1) Установите сношения с Тамаркиным1.
2) Перешлите в издательство 'Слово' прилагаемое заявление.
3) Напишите Когану, что я надеюсь, он поместит портрет работы Святослава в Монографии.
Посоветуйте ему посвятить эту Монографию 'Roerich Museum in New York City'. Пусть торопится с выпуском. Спросите, сколько экз. он даст мне. 'Свободное ис[кусство]' дало мне 16 экземпляров, теперь пусть он даст 6 или 5. Пусть он попросит писателя Гребенщикова дать отзыв. (Имейте в виду - это наш друг. Живёт в Wiesbaden, Bindert St. 51).
4) Работайте весело во имя Его.

Духом с Вами Р/х
23 августа 1923.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


27 августа 1923 г. Paris.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
сообщаю Вам наш новый адрес до 15 ноября: 1 rue de Messine. Paris. От Вас получили длинное деловое письмо и сегодня будем читать его. Получил от-тиски из книги Когана. Дайте ему также 'Мессию', но чтобы он вернул Вам. Кстати, попросите его все фото после переслать Вам. Вам он очень пригодится. В Studio не пишите, ибо Юрик сейчас в Лондоне. Сейчас идут очень значительные указания о Камне. Потом Вы их получите. Сейчас переезжаем.

Имейте в виду двух новых:
1) Н[иколай] Вик[торович] К[о]рдашевский (имя Чахембула)1 живёт на Литве. Знает немного, но очень полезен в будущем. Получил Знак.
2) Писатель Гребенщиков. Ещё не приобщён, но истинный друг.
Не теряйте Тумаркина.

Духом с Вами
Р/х

27.08.1923.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
_________________________________________________________________


7 сентября 1923 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
спешу оповестить Вас. Вчера мы спросили, как быть с выборами Синевич? Ответ: 'Старое старым'. Спросили, надо ли выбираться Вам секретарем? Ответ: 'Подумай, надо ли?' Спросили, как же Вы поможете Ложе без секретарства? Ответ: 'Поможет неслышно'.

Значит, пусть Синевич будет председателем. Если Вам будет трудно совместить Ваше Большое Служение с секретарством - оставьте секретарство и помогайте как член Ложи. Конечно, Вам даны такие огромные Новые Пути и такая исключительная Новая Возможность, что старые меха и новое вино трудно совместимы. Дайте старое старым. Они ищут этого, и не будем мешать им. Наши горизонты слишком обширны. Ищите новых.
Соберите хотя бы семь новых, и пусть каждый из них найдёт семерых познавших Учение и готовых трудиться. Такая же задача дана и Чахембуле - он уже поехал на Литву. Вероятно, скоро спишется с Вами, но я дал ему адрес на Елизаветинскую. Вы уже знаете наше решение инкорпорироваться в N. Y. - это гораздо лучше по положению. Русская книга скоро выйдет. До 56 экземпляров перешлите Чахембуле. Для пересылок лучше экземпляры на тонкой бумаге. Нам сейчас даётся легенда о Камне.

Сегодня землетрясение в Японии - уже в мае оно было Указано нам. Вообще сентябрь неспокоен, а октябрь - тёмен. Впереди же Свет, лишь бы только не умалить Его непонятливыми действиями. Все Вас обнимают.

1 rue de Messine
7 сен[тября] 1923.
Духом с Вами Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


[Сентябрь ]1923 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя, посылаю знак 'World Service'. Пришлите несколько листов бумаги, когда отпечатаете. У нас много нового, светлого и подымающего.
Духом с Вами Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


9 сентября 1923 г. Paris
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя,
вчера получили Вашу телеграмму, а за два часа до неё я послал Вам рисунок знака - который и напечатайте. Знаки всех семи учреждений Учителя идут от одного источника. За этот год оформлено 7 учреждений Учителя. 'World Service' является шестым учреждением, и про неё сказано: 'Знаки слу-жения - доведёт молодых до порога'. Значит, через 'World Service' подойдут многие новые. Надеюсь, Вы получили моё письмо с указанием, что Синевич может быть председателем Ложи, а Ваше участие может быть более полезным в качестве члена Ложи, тем более что на новой Вашей работе во имя Его - все Ваше время уйдёт на рост всемирного дела - возможности которого поистине безграничны.

Посылаю Вам адрес Чахембулы. Спишитесь с ним - не будет ли из Литвы дела? Ему же пошлите 55 книг из полученных Вами. Он многого не знает - ему дано поручение привлечь семерых к делу Учителя. Его адрес: Ник[олай] Викт[орович] Кордашевский. Ponas N. Korda&#353;evsky. <н/р> Lietuva (Kovno).
К нашим делам подошло ещё одно новое полезное - International News Agency. Во время сообщим о нём. 'Adamant' выходит в конце сентября. Работайте светло.

Духом с Вами Р/х
9 сент. 1923.

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


14 сентября 1923 г.
Письмо Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

14 Sept. 1923.
Wl. Schibaieff
2/4 Alexander Bulv. of.10. Riga. Latvia

Родной мой, запишите адрес латвийского писателя - Viktor Eglits1 (Nikolaja iela, 23/18, Riga) и войдите в контакт - он друг моего искусства. Передайте ему мой привет - я ему перешлю 'Adamant', когда выйдет.

Работайте! Всё ладно.
Духом с Вами Р/х

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
_________________________________________________________________


16 сентября 1923 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.
.
Родной Яруя,
сейчас получил Ваше письмо со Знаком. Но Вы уже получили Знак, мною посланный, тем более что знак с глобусом уже существует в обращении. Надпись под знаком можно сделать компактнее - слишком велико расстояние между строками. Остальные надписи и бумага - удовлетворительны. Монеты ещё не получены. Вы их купили для Cor[ona]
M[undi] или для себя? Надо их послать в Америку или вернуть Вам?

Мы деятельно готовимся к отъезду. Делаем заказы вещей и заканчиваем печатание книг. Заметьте, на обороте титульного листа будет надпись по-санскритски - древнее буддийское приветствие: 'пусть будет всё благословенно'. Этот санскритский текст будет приятен латвийцам и литовцам - близким санскриту. Интересно, как Вы найдёте латвийского писателя, адрес которого я Вам сообщил.

Из Америки получены письма, подтверждающие работу объединённого сознания.

Теперь остаётся два месяца до отъезда нашего - потом сноситься будет труднее, поэтому кристаллизуйте все нарастающие вопросы Ваши, которые мы ещё отсюда вырешить можем. И большое и малое - всё значительное для будущего и Вам неясное спрашивайте. Всеми родами сообщения мы выясним.

Как видите, во всём мире энергия особенна, напряжена. Грозное и прекрасное время!

Целуем Вас крепко.
Духом с Вами
Р/х

16 сентября 1923

Публикуется по: Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
________________________________________________________________


***************************************************************************************************

1925 г.

1 марта 1925 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Родной Яруя, посылаю письма Adair1 и Чахембулы. Все мы надеемся, что Вы сумеете выяснить Чахембуле все опасности, его окружившие, и убережёте его от всяких тягостей, им вызываемых. В письме его, Вами пересланном, есть неприменимое выражение: 'под крылышком?! Учителя'. Посудите, разве прилично применять уменьшительные прозвища к Такому понятию? Это уже влияние сил, разбивающих величие, красоту и соизмеримость.
Помните закон соизмеримости. И если червь умаления вползёт в жизнь, тогда всё окружающее примет уродливые измерения. Надеемся, что Вы сообщите Чахембуле всю серьёзность и ответственность. Верим, что у Вас всё прошло успешно и энергично. Будем ждать вестей на Srinagar. Шлём стрелы самых сильных напряжений.

Духом с Вами
Р/х

1 марта 1925.
Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.
____________________________________________________


АПРЕЛЬ

1 апреля 1925 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Шибаеву В.А.

Bondapur, 1 апр.1925.
Родной Яруя,

Привет с озёр Кашмира. Холодно, лежит снег. Вчера нашу лодку чуть не разбило бурей. Но (как всегда) вдруг наступила тишина и мы успели до нового шквала укрыться в речку. Перед нами лежит путь на Гильгит. Не была ли на этой дороге тётя Анни? Как Вы доехали? И как все Ваши дела? Вам и Чахембуле привет.

Духом с Вами Р/х
Боремся за разрешение идти в Ладак. Масса препятствий. Сражаемся. Перешлите приложение по адресу.

Н. К. Рерих, "Дерзайте!" Письма (1921-1925). Абакан. 2012.

**************************************************************************


1935 г.

#oriflamma#

ПАКТ РЕРИХА
ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Краткий исторический очерк.

В истории мира бывают периоды, когда вводится великая новая идея, облагораживающая всё человечество, и такие идеи всегда приносят с собою большие улучшения и новые условия жизни.

Рядовой обыватель не всегда отдаёт себе отчёт в великой важности этих поворотных пунктов истории; но по мере того, как человеческое сознание расширяется и обыватель всё более и более выявляет себя сознательным сотрудником великих культурных, т. е. религиозных, художественных, просветительных, социальных, научных, экономических и бесконечного числа других областей мирового строительства, - становится безотлагательным, чтобы он обратил внимание, поддерживал бы и активно участвовал бы в развитии всех этих великих движений, которые улучшают жизнь в целом и, в конце концов, способствуют также и достижениям личности, поскольку они приносятся, как вклад на благо более широких кругов человечества.

Вряд ли нужно повторять эти великие поворотные пункты в истории: прекращение рабства (1833 - 1864), защита детского труда на фабриках, равноправие женщин (1918 - 1920), международные договоры в области судопроизводства (1922), труда (1919), сообщений, торговли (1920) и великая идея Jean Henri Dunant об учреждении международного Красного Креста (1864) - эти и многие другие международные договоры теперь принято считать самоочевидностями, и страшно было бы даже подумать, какой хаос водворился бы в мире, если бы все эти договоры были бы вдруг аннулированы и поруганы.

Самым важным новым вкладом в историю утверждения улучшения международных взаимоотношений является Пакт Рериха и Знамя Мира по охранению культурных ценностей человечества от разрушений, как во время войны, так и во время, так называемого, мира, когда такие ценности уничтожаются, благодаря небрежности, вандализму, непониманию их ценности, от внутренних неурядиц и т.д., и т.д.

По условиям этого Пакта, договаривающиеся страны обязуются почитать, поддерживать и защищать все культурные завоевания человеческого гения, в той же мере, как Красный Крест охраняет человечество от физических страданий.

Осуществление этого всечеловеческого идеала выпало на долю великого русского художника и мирового культурного деятеля - академика Николая Константиновича Рериха. Недаром лучшие умы всех стран признают его культурное водительство и характеризуют это такими словами, как: 'Рерих несомненно является одним из величайших культурных вождей всех времён' (из речи известного американского юриста George Gordon Battle) и 'Имя Рериха останется в истории, как имя человека, сделавшего больше в защиту и для развития искусства и культуры и достижения постоянного мира, чем кто-либо другой, будь это теперь или в прошлом' (Из статьи английского полк. A.E. Mahon, в лондонском журнале 'Around the World').

Сам академик Рерих, в приветствии Третьей Международной Конвенции по Пакту Рериха в Вашингтоне, так выражает идеалы и цели этого договора: 'Приветствую вас, сошедшихся во имя священного дела мира. Не случайно мир мыслит о мире, ибо действительно вражда и взаимная ненависть дошли до предела. Нарушение творческой жизни увлекает поколения в бездну одичания. Никакие поверхностные признаки цивилизации не скрывают одичание духа. В этой вражде, среди земных смятений, разрушаются истинные ценности творения духа человеческого. Не будем оглядываться назад, где столько плачевных примеров, когда людям приходилось писать памятные слова: 'Разрушено человеческим наводнением - восстановлено человеческою надеждою'. Именно ради этой надежды человечества на лучшее будущее, на истинный прогресс духа, необходимо охранить истинные ценности. Несомненность нашей мирной идеи подтверждается существованием Красного Креста. Если Красный Крест печётся о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье. Мир всячески мыслит о мире, в каждом мирном предложении заключается стремление к тому же мировому прогрессу и благосостоянию, каждый на своём языке повторяет благую формулу доброжелательства. Вот и мы знаем, что, охранив, подобно Красному Кресту, все творческие ценности человечества особым знаменем, мы вытесняем этим порядком и само понятие войны.
Если весь мир покроется знаменем охранения сокровищ истинной культуры, то и воевать и враждовать будет негде. Были голоса, замечавшие, что зачем мыслить об охранении, когда проще, казалось бы, вообще прекратить войну. Но в то же самое время, когда такие голоса были слышимы, уже новые сокровища человечества разрушались и земля покрывалась новыми стыдными знаками. Итак, будем же, прежде всего, священно охранять творческие сокровища человечества. Прежде всего, согласимся на самом простом, что, подобно Красному Кресту, Знамя в значительной мере может призывать человеческое сознание к охранению того, что уже по свойству своему принадлежит не только нации, но всему миру и является действительной гордостью человечества!' (Из книги 'Твердыня Пламенная', Н.К. Рериха).

Академик Рерих уже в 1904 году высказал мысль о защите культурных ценностей человечества, сделав доклад по этому поводу в Обществе Архитекторов. Затем, опять, в 1915 году был сделан доклад Императору Николаю II и Великому Князю Николаю Николаевичу, и хотя оба доклада были приняты с большим интересом, военные действия того времени помешали осуществлению Пакта, но в 1929 году, после возвращения в Америку из пятилетней грандиозной экспедиции по Центральной Азии, академ. Рерих опубликовал принципы Пакта в Нью-Йоркской прессе, после того как д-р международных прав Н.Г. Шклявер, по поручению его, разработал статуты Пакта в соответствии с законами международного права.
Параграфы I и II гласят: 'Образовательные, художественные и научные учреждения и научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. Покровительство и уважение в отношении вышеназванных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено верховной власти договаривающихся стран без различия от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии. Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особенное покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран'.

Это знамя, тоже предложенное академ. Рерихом, представляет собою красную окружность с тремя красными кружками посередине, на белом фоне. Уже существует много индивидуальных толкований простого красивого символа, из которых самыми распространёнными являются: Религия, Искусство и Наука, как проявления культуры - или Прошлые, Настоящие и Будущие Достижения человечества, окружённые кольцом Вечности. 'Обе эти интерпретации - сказал акад. Рерих - одинаково хороши, ибо они представляют собою синтез жизни, а это мой руководящий принцип'.

Комитеты Пакта и Знамени Мира были учреждены в 1929 году в Нью-Йорке и 1930 году в Париже и Брюгге. Из всех стран начали поступать приветствия Пакту и письма, выражавшие восхищение, одобрение и принятие Пакта, как всякими культурными организациями, так и со стороны отдельных культурных и политических деятелей, включая также и военные круги, которые, между прочим, были отнюдь не в меньшинстве (как, напр., покойный маршал Lyautey, америк. адмирал Taussig, генерал Gouraud и т.д.). Многих энтузиастов создало это движение, и такие поэты, как Mark Chesneau, и писатели, как Lesmaries, совершали целые турне по городам Франции, призывая всех присоединиться к этой благородной идее. Также интересно отметить, что кандидаты на звание доктора международного права, как, напр., капитан франц. кавалерии Comte d'Arnoux de Fleury de Lhermitte, избрали своим тезисом именно Пакт Рериха. И две французские академии, Academie des Baux-Arts и Academie des Sciens Morales et Politiques, были одними из первых приверженцев Пакта.

Первая Международная Конференция Пакта состоялась в городе Брюгге в Бельгии, 13-15 сентября 1931 года, и вызвала большой энтузиазм в самых разнообразных культурных кругах. В этом же году вышел первый том сборника приветствий и документов в пользу принятия Пакта.

8 и 9 августа 1932 года была созвана Вторая Международная Конференция Пакта в том же городе Брюгге, и в результате её было основано Fondation Roerich pro Pace, Arte, Scientiae et Labore.

Громадный шаг вперёд был сделан в 1933 году, когда 17-18 ноября в Вашингтоне состоялась Третья Международная Конвенция Пакта Рериха, в которой участвовали также дипломатические представители 36 государств.

Отчёт этой конвенции - которую один из директоров Пан-Американского Союза назвал: 'одной из самых удачных конвенций когда-либо состоявшихся в Вашингтоне' - недавно напечатан в форме книги - второй том материалов по Пакту. Подводя итог 200 страницам этого интереснейшего документа современности, видно, что все ораторы на этой Конвенции высказались за немедленное принятие Пакта - рекомендуя 'принятие этого гуманитарного договора правительствам всех стран мира для введения в жизнь либо единолично через провозглашение правительства, либо в форме договора между отдельными странами, или же в форме пакта международными конференциями'.

Конвенция утвердила Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира, избрав почётными президентами акад. Н.К. Рериха и его супругу Е.И. Рерих; почётным председателем покровителя Пакта, министра Henry A. Wallace; председателем - Vr. L.l. Horch президента Музея имени Рериха в Нью-Йорке; вице-председателем - Miss F.R. Grant и генер. секретарём - проф. Нью-Йоркского университета Dr. ralph V.D. Magoffin. Адрес Постоянного Комитета пакта - Нью-Йорк Permanent Committee for the Advancement of the Roerich Pact and banner of Peace, Roerich Museum, 310 Riverside Drive, New - York).

В декабре того же 1933 года Седьмая Конференция Пан-Американского Союза в Монтевидео в Уругвае вынесла единогласную резолюцию принять Пакт Рериха и рекомендовать всем своим членам подписать этот договор.

Членами Пан-Американского Союза являются правительства всех самостоятельных государств Северной, Центральной и Южной Америки (с общим народонаселением более четверти миллиарда), и в течение 1934 года эти правительства назначили своих представителей подписать Пакт Рериха, причём Президент Сев.-Ам. Соед. Штатов назначил своим представителем Генри Уоллеса. В прессе министр Уоллес так высказался о Пакте Рериха: 'Я считаю, что Пакт Рериха является неизбежной ступенью в развитии международных сношений, никогда ещё раньше не было такой необходимости в этом идеале. В то время, когда отдельные нации работают над своими экономическими и национальными проблемами, также важно, чтобы они признали свою ответственность, как члены мировой общины наций. Я не один из тех, который предложил бы туманные мечты вместо творческого действия, и именно поэтому я утверждаю, что настало время всем идеалистам создать действительность завтрашнего дня и собраться вокруг символа международного культурного единения. Настало время произнести зов к признанию красоты, науки и образования, которые идут поверх национальных ограничений, чтобы укрепить то, что мы ценим каждый в своей форме управления и обычаях. Именно ввиду этого я считаю ратификацию Пакта Рериха таким значительным шагом вперёд. Принятие пакта знаменует наступление новой эпохи, когда все, кто действительно любят свою собственную страну, в добавление к этому признаю также и необычайные вклады в Культуру, приносимые другими странами, и будут почитать то общее духовное начало, которое объединяет в одно братство всех художников, всех учёных, всех воспитателей и всех истинно религиозных людей, какова бы ни была их вера. Я чувствую, что наш теперешний век является крупным должником по отношению к академ. Рериху, благодаря созданию им этого идеала - ибо только такие идеалы дают реальность нашим попыткам создать и материальное благо, и выработать усовершенствованную общественную организацию для его распределения. И в то время, когда мы работаем над этими мириадами индивидуальных проблем, мы должны иметь объединяющий принцип, которому все наши сердца могут дать высшую клятвенную верность. Только так можем мы работать с верою и в ожидании той духовной и культурной деятельности, символом которой является Пакт Рериха'.

Кроме Комитета Пакта в Нью-Йорке, были ещё учреждены комитеты в Париже, председателем которого является барон М.А. Таубе (член Гаагского Верховного Международного Трибунала) и генеральн. секретарём - д-р международных прав Г.Г. Шклявер.

Комитет в Брюгге находится под председательством г-на C. Tulpinck, вице-консула Греции. Покойный М. Адачи, бывший председатель Гаагского Верховного Международного Трибунала, был покровителем Пакта в Бельгии. Город Брюгге предоставил в распоряжение Комитета Пакта целый дом для собирания музея, посвящаемого деятельности 'Fondation Roerich'.

В 1934 году были основаны ещё Комитеты Пакта в Харбине, в Манчукуо, в состав которого вошёл и вице-председатель проф. Г.К. Гинс; и также в Брюсселе, под председательством г-на Мунка. с генер. секр. Гендриксом, членом суда; почётн. членами этого Комитета являются - министр граф де Виарт, губернаторы Люксембурга и Зап. Фландрии, члены палаты Депутатов и т.д. Местные комитеты образовались также в Балтийских странах (под председательством К.И. Стуре в Риге), в Болгарии, Румынии и т.д.
15 апреля 1935 года, в полдень, в кабинете президента Ф. Д. Рузвельта был подписан Соединёнными Штатами Северной Америки и всеми республиками Центральной и Южной Америки, являющимися членами Пан-Американского Союза: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Костарика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Уругвай и Венесуэла.
Американская пресса подчеркнула великое значение этого знака культурного единения и взаимопонимания, который объединяет всю Северную и Южную Америку. Ожидается, что в скором будущем к этому культурному договору присоединятся и другие нации. Все передовые газеты Америки напечатали статьи, посвящённые этому событию, приводя текст обращения Президента и речей представителей правительства и иностранных министров. По всему миру газеты опубликовали данные, касающиеся этого исторического дня.

Само подписание Пакта Рериха произошло при самой торжественной обстановке. По приглашению Президента Рузвельта, в его кабинете собрался весь дипломатический корпус участвовавших в подписании Пакта стран, в присутствии министра иностранных дел Кордель Холла, министра земледелия Генри Уоллеса, директоров Пан-Американского Союза д-ра Роу и д-р. Гиль Боргеса и членов Правления Музея имени Рериха, представителей Постоянного Комитета Пакта Рериха. После подписания Пакта, министр Уоллес, покровитель Пакта, передал перо, которым был подписан этот великий акт, м-ру Л. Хоршу, председателю Постоянного Комитета Пакта Рериха, как исторический сувенир.

По подписании Пакта, Президент Рузвельт обратился со следующей речью по радио, переданной по всему миру: 'Можно приветствовать, что именно в этот день, обозначенный как День Пан-Америки всеми правительствами республик Американского континента, членами Пан-Американского Союза был подписан договор, отмечающий ещё одну ступень к охранению культурных достижений наций этого полушария. Открывая этот договор для присоединения всех наций мира, мы предоставляем этот насущный принцип сохранения современной цивилизации ко всемирному признанию. В основе этого договора лежит гораздо более духовное значение, нежели это явствует из самого текста договора. Это лишь одно из многих выражений основной доктрины континентальной ответственности и солидарности, столь важной для настоящего и будущего: По случаю празднования Дня Пан-Америки, снова посвятим себя задаче проведения в действие основных общих интересов всех наций этого материка. Принесём также снова нашу приверженность к этим высоким принципам международного сотрудничества и взаимопонимания, которые, как я уверен, явятся великим приношением Америки для цивилизации'.

Кроме того, были произнесены речи министром Уоллесом, министром Панамы - д-ром Рикардо Альфаро, м-ром Люис Л. Хоршем, президентом Музея Рериха. Министр Уоллес в своей речи провёл параллель между Пактом Рериха и Красным Крестом и подчеркнул необходимость 'охранения тех культурных сокровищ, которые признаются просвещёнными умами всех стран достойными для охранения, несмотря на всю напряжённость и озлобленность борьбы в физическом и экономическом мире: Сегодня нам приличествует выразить признание гению академика Николая Рериха, в уме которого впервые возникло это Знамя и Договор: Желательно, в переживаемое нами время, поднять над миром этот идеал единства человеческого сердца вне национальностей, в преклонении перед красотою, культурою, религией, наукой и просвещением. В каждой стране имеются тысячи людей, воодушевлённых этими высшими, широкими человеческими устремлениями, и они приветствуют пакт Рериха, как средство проявления на земле этих неосязаемых сил, которые издавна были признаны ими, как истинные путеводные светочи международного дружелюбия: Я верю, что Пакт Рериха находится в полной гармонии с глубочайшими и самыми сокровенными законами Вселенной и что он стал реальностью в особо значительное время!'

М-р Хорш в своей речи дал краткий очерк Пакта Рериха и заключил её следующими словами: 'Договор, который был заключён сегодня в Белом Доме между двадцать одной нацией Америки подписанием Пакта Рериха, ввёл в жизнь соглашение о ненарушимости произведений человеческого гения - таким образом сохраняя истинное достояние человечества для потомства. Это светлое событие ставит значительную веху в деле международного понимания и дружелюбия, а также полагает новую ступень для духовного и культурного прогресса человечества'.

Министр Панамы, д-р Рикардо Альфаро заявил: 'Совершившийся сейчас исторический акт является знаменательной победой в вечной борьбе лучших чувств человека против разрушений войны:' Затем он дал очерк всех предшествовавших международных Конвенций и Конференций, начиная с договора Красного Креста семьдесят один год назад, и продолжал: 'И тогда великий идеалист и ревностный апостол мира академик Николай Рерих дал миру план договора о признании нейтральности и об охранении культурных ценностей человечества. И сегодня республики Западного полушария достигли великой чести провести высокий проект к успешному заключению.

Конференция в Монтевидео поддержала Пакт Рериха, и сегодня республики Америки подписали этот договор, открытый для подписи всех наций мира. Таким образом, впервые в истории мира нейтральность и охранение Культуры включены в единый и цельный закон международного права. Глубокое значение этого события было подчёркнуто любезным гостеприимством, оказанным Президентом С.А.С.Ш. Рузвельтом всем уполномоченным наций подписавших Пакт, приглашением их утвердить этот исторический акт в Белом Доме'.

Министр иностранных дел С.А.С.Ш. м-р Кордель Холл, свою речь в тот же вечер в помещении Пан-Американского Союза заключил словами: 'Обратимся ко всем нациям объединиться в шествии рука об руку под Знаменем Мира и честного дружелюбия, пусть те, кто отвергают эти справедливые принципы и стараются задержать прогресс человечества и сеют озлобление с целью вызвать войны, будут рассматриваться всеми просвещёнными нациями, как враги цивилизации и как отверженные'.

Большое значение Пакта Рериха, кроме защиты мировых достижений человеческого гения как таковых, заключается также и в громадной воспитательной ценности и, следовательно, в поднятии общего культурного уровня человечества. Заставить людей подумать и понять истинные ценности своего государства и также соседне-национальных вкладов в сокровищницу Культуры, значит поднять мировоззрение на следующую ступень, т.е. пробудить в людях желание самим создать лучшие культурные ценности и обратить их устремления к наивысшим идеалам. И как только будет достигнута более правильная оценка мировых культурных достижений, дух человеческий, естественно, отвернётся от всех тех бесцельных времяпровождений, которыми наполнено всё свободное время наших дней, и вся эта зря утраченная основная энергия человечества, о которой, к сожалению, люди даже не дают себе отчёта, будет обращена на творческие занятия: позитивные, созидающие и благотворные для всего окружающего.

В Индии тоже явлено широкое понимание практических глубин идеалов, символизируемых Пактом Рериха. Было бы невозможно перечислить, в таком кратком очерке, все эти знаки культурного понимания, но упомяну среди почитателей Пакта хотя бы: Рабиндранат Тагор, сэр Джагатис Боще, сэр
Радхакришнан, сэр Ч.В. Раман, д-р Джемс Козенс, д-р Калидас Наг, проф. Сунити Кумар Четтерджи, проф. Кашьяп, С.Ф. Рамасвами Мудельяр, О.С. Ганголи; художники: Асит Кумар Халдар, Биресвар Сэн, Н.С. Мехта, Шри Давамитта Дхармапалла и т.д., и т. д. и учреждения: Андра Институт Исторических Исследований, Аллахабадский музей, Бхарат-Кала-Бхаван в Бенаресе, Общество Маха-Бодхи, Союз Женщин Индии, Союз Будистской молодёжи на Цейлоне, Маданапалле Колледж, Траванкорское Культурное Общество и т.д. и т. д., а равно и почти все без исключения органы индусской прессы. Общее почитание академика Рериха и энтузиазм к Пакту индусов красиво выражены в последующем приветствии Конвенции известного писателя Индии, Свами Джагадисварананды: 'Академик Рерих, основатель и водитель единственного в своём роде гуманитарного движения, сам является олицетворением мирового Искусства и мировой Культуры. Правильно д-р Козенс признал его 'от Гималаев в духе', ибо он действительно пророк нового человечества и вестник нового мира культуры. Рерих - наш вождь - открыл новую знаменательную главу в истории человечества тем, что основал движение Пакта. Да докажет предстоящая Конвенция Культуры всем воинствующим народам мира, поднимая Знамя Мира Рериха, что Искусство и Культура являются Божественными проявлениями - мировым сокровищем всего человечества, и да будет написано на вратах всех учреждений мира: 'Не вражда - но Помощь! Не разрушение - но Утверждение Гармонии и Мира! Не ненависть - но Единение!'
___________


Таким образом, 15 апреля 1935 г. была завершена эта великая гуманитарная идея, для которой великий провозвестник истинной культуры и духовных ценностей, академик Николай Рерих со своей женой Еленой Ивановной, самоотверженно посвятили свою жизнь и труды и дали своё просвещённое водительство, чему автор краткого исторического обзора имел неоценимое преимущество быть постоянным и близким свидетелем.
Так человечество навсегда запечатлело в истории своё благородное признание этих инициаторов и покровителей мирового движения в пользу общечеловеческого Блага.

А.А. Шибаев*).
Индия. 7 июня 1935 г.

*) Прим.: автор статьи - член Организационного Комитета Третьей Международной конвенции Пакта Рериха в Вашингтоне.

Публикуется по изданию: Николай Рерих. Рига, 1935 г. (Монография).
___________________________________________________________