Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ВЕЛИКИЕ МЫСЛИТЕЛИ И СОВРЕМЕННИКИ

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ФОКИН
(1880 - 1942)

Русский артист балета и балетмейстер. Работал в Мариинском театре в С.-Петербурге. В 1909-1912, 1914 годах руководил балетной труппой Русских сезонов в Париже. Реформатор балетного театра начала XX века. С 1918 г. жил и работал за рубежом.
***************************************************************

 
 
  
 



СОДЕРЖАНИЕ

Письмо М. Фокина к Рериху Н.К. по поводу репетиций балета 'Весна священ-ная'.(2.04.1910 г.)
М. Фокин "НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖИЙ (1918 г.)
***************************************************************************

ПИСЬМО М.М. Фокина к Рериху Н.К.

4-го Апреля 1910 г.

Многоуважаемый
Николай Константинович!

Пишу Вам, чтобы ещё раз отблагодарить за Ваш подарок и милую подпись на нём. Этот рисунок будет мне приятным воспоминанием о нашей первой (но наде-юсь не последней) совместной работе.

Очень сожалею, что репетиция, на которую Вы попали, была такая неудачная. Если Вам не очень скучно, то буду приглашать Вас на другую. Мне бы очень хотелось показать Вам балет не в совершенно искажённом виде, и тогда узнать Ваше мнение.

Если у Вас будет время, то уговоримся по телефону, когда встретимся для продолжения сегодняшнего разговора.
Искренне преданный Вам
М. Фокин.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1447, 1 л.
_______________________________________


1918 г.
Михаил Фокин
[НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖИЙ]

Рерих занимает одно из первых мест среди группы русских художников, которые, порвав со скучным, бездушным, казенным академизмом, но не вдаваясь в крайности кривляющихся 'новаторов', дали столько действительно нового в своём художестве.

Упорное изучение натуры, глубокое знание природы, любовное отношение к старым мастерам и вообще к старине, так же как и к старому народному искусству, высокая культурность, разносторонняя образованность - вот что создало из этого кружка, богатого такими мастерами, как, например, Бакст, Врубель, Бенуа, Сомов, Рерих, Головин, Коровин, явление громадного художественного значения.

Особенно велики достижения данной группы, объединившейся одно время под знаменем 'Мира искусства', в области декоративной живописи. Все эти художники значительную долю труда и таланта своего отдали театру, а некоторые из них почти исключительно работают в этой области, дающей широкие возможности фантазии художника. Как ни странно, но до того времени в России, как и в других странах, декорации и костюмы для театра писались обыкновенно 'специалистами' этого дела, в большинстве скучнейшими ремесленниками, а лучшие, подлинные художники, по какому-то заблуждению чуждались театра.

Знание и чувство стилей, декоративное чутьё, совершенно новая техника письма декораций, понимание отношений между костюмами и декорациями создали новую эпоху в русской декоративной живописи и оказали, особенно через выступления в Париже, влияние на театральную работу художников и в других странах.

Но, объединяясь в одном общем порыве к декоративности, живописности и стилю, каждый художник шёл своей дорогой, свойственной его индивидуальности. Совершенно особым путем направился и Рерих, этот оригинальнейший, ни на кого не похожий художник.

Ретроспективность, то есть устремление к искусству прошлого, свойственная всем художникам данной группы, увлекла и Рериха. Будучи одновременно и археологом, художник углубился в славянскую и скандинавскую древность и создал ряд картин совершенно нового, особенного понимания историзма и преисторизма.

Работа учёного-археолога не помешала Рериху остаться чистым художником и через глубь веков почувствовать древнего человека, его религию, его искусство и его отношение к природе. На картинах Рериха наши предки убоги, неуклюжи, в грубых одеждах и как будто маловыразительны. Но как страшна и прекрасна полная тайн окружающая человека природа, в которой всё ему непонятно, всё его пугает и всё внушает священный трепет. Какие формы, какие краски нашёл Рерих для одухотворения этой природы! Глядя на его картины, мы начинаем понимать пантеизм человека при первой его встрече с природой.

Колорит в этих картинах Рериха суровый, зловещий. Он разнообразен: от сумеречно-серого до ярко-пламенного, пылающего, но, кажется, никогда не бывает радостным.

Манера письма широкая, обобщающая. Никаких лишних деталей. Только то, что нужно для выражения. Но - всё прочувствовано. Что бы ни писал Рерих - горы, леса, облака... - всё полно значения, всё одухотворено.

Человек среди этой говорящей природы кажется невыразительным, но только кажется. Для первобытного человека Рерих нашёл ту упрощённую форму изображения, напоминающую, быть может, примитивы, которая наиболее выражает его несложный, далёкий от нас, и потому особенно интересный духовный мир. Как он колдует, молится, как смотрит на небесное 'знамение'!..

Изучение старинных мастеров и особенно древней русской иконописи дало Рериху повод к созданию картин религиозного содержания, в которых он трактует темы из Священного писания, Апокалипсиса, средневековые легенды. Стилизация в этих произведениях доходит почти до иллюзии. Кажется, что перед нами средневековый мастер, наивный иконописец далёкой Руси, а не художник, наш современник, утончённый знаток и ценитель старины. Но стилизация не переходит в подражание, оставаясь на той границе, которую может найти лишь большой талант. Он не боится до последних пределов перевоплотиться в чужую манеру, так как, имея что сказать, всегда, даже и на чужом языке, говорит непременно своё и по-своему.

На выставках Рериха всегда можно найти картины различных периодов его творчества. Нетрудно разглядеть, что он мог бы с лёгкостью точно передавать природу такою, как мы её видим. Но он всегда даёт её такою, какою её чувствует или какою её чувствует тот человек, душевный мир которого является темой художника. Он менее всего реалист и всегда поэт, фаталист и мистик. Оттого творчество его так гармонирует с поэзией Метерлинка, символизмом Ибсена, музыкой Вагнера, Дебюсси.

Театр многим обязан Рериху. Его работы для русской оперы, балета, драмы всегда создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту. Написанные широким приёмом, его декорации не развлекали зрителя ненужными подробностями и не идущими к делу красочными эффектами, а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки.

1918

Рукопись хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Публикуется по изданию: 'Держава Рериха'. Москва.
Изобразительное искусство. 1994.
____________________________________________________________