Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БАКУШИНСКИЙ
(28 апреля 1883 - 9 января 1939 )
русский искусствовед, теоретик и практик эстетического воспитания, исследователь психологии творчества и психологии восприятия искусства, знаток музейного дела, критик, организатор народных промыслов и педагог.

*************************************************************
 
А.В. Бакушинский о Н.К. Рерихе

Есть одна черта в творчестве Рериха последних лет, которая до сего времени проходила мимо сосредоточенного внимания исследователей этого большого, необыкновенного мастера наших дней. 'И лишь <...>, в грозе и буре' совершающегося открывается вся творческая значительность, проникновеннейшая глубина пророчески-острейших красочных видений, которыми обозначил художник свои предчувствия надвигающихся на мир великих потрясений. И поистине дыханием Апокалипсиса веет от этих грозных, мистических, - то безотрадных, то просветлённых образов, от ужаса художника пред зримым им, от растущей в его душе на смену этим страшным огромным страшным образам такой же мистической, такой же нездешней радости, которая придёт и покроет собою примирённый хаос, преобразив его в высший новый и светлый миропорядок, - в 'Новое Небо и Новую Землю'.

Эти видения плана иного волнуют художника задолго до наступления событий земного порядка, с которыми они, несомненно, связаны особой и таинственной внутренней связью. И как не сходен, как не соизмерим творимый Рерихом мир по своей космической силе с зодиакально-музыкальным рационализмом Чурляниса, - тем более с холодными аллегориями Стабровского.

Здесь всё - в творческом единстве, всё проникнуто подлинно высоким строем мистико-философского и художественного миросозерцания.

Н.К. Рерих. Сокровище ангелов. 1905.

Первая страница Рериховского апокалипсиса открывается ещё в 1905 году священным песнопением в красках - 'Сокровищем ангелов' . Сонмы воинов небесных, <...>, одетых радугой трепещущих крыльев, грозной живой изгородью стерегут светлый призрак райского града. Но не попасть в него без Божьей воли. Могуч и неподкупен страж у Камня на рубеже, таинственного камня <предела>, одетого фантастикой узора, где символ Распятого переплетается с мотивами 'звериного стиля'. Грозен сверкающий взор, недвижна как бы застывшая фигура. И поют на ветвях деревьев - кораллов, Сирины-птицы о радостях райских. Великим покоем веет от композиции, уравновешенной в своём построении, от жёстких линий и форм, навеянных византийской эмалью, от таких же эмалевых, аскетически-сдержанных красок.

Характерно, что неба почти нет в картине. Перед нашим взором преображённая земля, а на ней такой же земной рай. Но пока это - виденье, в котором слиты тоска и надежда, - виденье, не впускающее в себя, в свой замкнутый мир. Психологической преградой служит и рубеж у нижнего края картины, и плоскостное разрешение чисто живописных задач.

Н.К. Рерих. Ангел последний. 1912.

Через семь лет, в 1912 г. появляется 'Ангел последний'. Этим чутким титаническим видением открывается ряд творческих образов, озарённых отблеском грядущей катастрофы. Грозный ангел, ангел последнего гнева из потемневшего, чёрного сворачивающегося, как свиток, неба, ангел, подобный сверкающей молнии в обрамлении клубящихся облаков, нисходит на землю, объятый пламенем. Холодом совершившегося высшего приговора, проникнуты его неподвижный лик и статуирный покой фигуры. Огненная стихия неба соединяющегося с огненным обновлением земли. Всё видение пропитано красным трепетанием от густо-пурпурового тона до желтовато-оранжевого. Пустынна Земля и пустынно небо. Нет человека в построенных им пустынных городах, символически изображаемых в виде искристых палат. Полное господство сверхчеловеческого.

Величие и простота византийского монументального искусства здесь достигаются художником с подлинно-древней силой через крайнее обобщение всех художественных средств. Это мистически пламенеющее небо, эта земная обречённость в применении с неизбежным, предстоящим кругом небывалых мук и испытаний, нужных для какого-то очищения и нового рождения в жизни новой, - ярко окрашиваемой собою последующее творчество художника.

Н.К. Рерих. Пречистый град - врагам озлобленье. 1912.

В том же году - возникает новый образ - 'Пречистый град - врагам озлобленье', - символическое обозначение великой трагедии Земли. Красные потоки огненного океана, обтекая зелёные выступы - острова, вырываясь вихрем из расщелин недр земли, <драконовидные> обуревают светлое видение 'Пречистого града' со стенами и башнями, будто высеченными из старой золотистой слоновой кости. Громады изумрудно-малахитовых скал на заднем плане в тяжёлом беге стремится куда-то вправо вдаль. А слева, около скал, господствуя над градом, в сатанинской злобе беснуются медно-красные крылатые демоны с тёмно-голубыми глыбами в руках. Пурпурно-фиолетовой облачной завесой прикрывают потухающее, как уголь, небо, на котором мерцают почти лишённые света две одиноких звезды. Град пуст. И лишь на вершине его средней башни простирает руку к небу фигура святого старца - молитвенника. И есть в нас надежда, что молитва будет услышана, что устоит пречистый град пред демонской силой. Кроток град на картине, велика и безличностна красочная радость с преобладающими созвучиями красного и зелёного, светло-золотистого и тёмно-лилового.

В мире человек лишь часть космического целого. Его судьбы переплетаются таинственного с судьбами Вселенной. Вот потому-то так приветливы, так многозвучны по-первобытному для художника вечные звёздные руны. 'Их говор понятен' для него. И не отсюда ли, из звёздного загадочного сияния черпает мастер необыкновенную силу и убедительность своих видений? Они отражают два плана: план мистический и план земной, как две стороны единого круга 'времени исполнения'.

В образах Земли проникновенно выражено предчувствие и великой войны, и её неизменного завершения мировыми потрясениями.

Н.К. Рерих. Бой. 1906.

Мотивы 'боя' давно занимали Рериха, начиная с картины Третьяковской галереи 1906 г. Всюду художник связывает человека с природой, бой с Земли отражается в небе, и развёртывается, главным образом, там. Мало движения внизу, спокойны преобладающие горизонтали, примирительны сочетания жёлто-зелёного с тёмно-красным, того же зелёного с тёмно-синим. И лишь в небе, в его жёлтом и красном созвучии слышится лязг и звон боевой меди. Такова картина 1906 г.

В 1909 и 1912 г. вновь возвращается художник к теме боя, перемещая его в небо и противопоставляя громады зловеще-жёлтых и лиловых облаков в их сверхчеловеческом столкновении спокойствию притихшей и пустынной Земли. 'Сеча при Керженце'

Н.К. Рерих. Сеча при Керженце.


Отдел рукописей ГТГ, ф. 15/1066, 4 л.
_________________________