Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА
Барон Николай Васильевич Дризен (9 мая 1858, Москва — 31 марта 1935,
Париж)[1] — русский мемуарист, историк театра. Был цензором драматических сочинений при главном управлении по делам печати и редактором «Ежегодника Императорских театров».
В 1907 году стал одним из основателей «Старинного театра».
**************************************************************************************
 
 
  
 

Н.В. Дризен и Е.Е. Евреинов. 1907 г.

28 апреля 1911 г. СПб.
Эскизы и кроки

Встретил барона Н. В. Дризена.
- Правда, что возрождается «Старинный театр»?
- Правда. Во главе дела стоят Евреинов, Миклашевский и др. Из художников мы привлекаем к участию Рериха, Александра Бенуа и Лансере. Принципы те же, что и прежде. XV, XVI и XVII век будут реставрированы целым рядом пьес испанского театра: Лопе де Вега, Кальдерона, Тирсо де Молина, Сервантеса. Спектакли предполагается начать в ноябре, но им будет предшествовать продолжительная подготовка, почти два с половиной месяца. В ноябре состоятся два вечера, которые будут несколько раз повторены.
- Писали, что «Старинный театр» превращается в постоянное предприятие?
- Сейчас действительно идут разговоры, чтобы под фирмой «Старинного театра» образовалось целое художественное предприятие.
Предполагается ставить пьесы не только «старинного», но вообще старого репертуара. Мысль о таком театре возникла под влиянием полного отсутствия новых пьес.

Петербургский обозреватель
Петербургская газета. 1911. 28 апреля. № 114. С. 4.
______________________________________________


1 декабря 1916 г.

Барон Н.В. Дризен
Старинный театр
(Воспоминания)

…По поводу художников я должен заметить, что в описываемое время число их, работающих для театра, было весьма ограничено. Кроме присяжных декораторов, вроде Ламбина, Аллегри, Симова (в Художественном театре), ещё славились, как модернисты, Головин и Коровин. «Старинный театр» сразу пополнил этот состав новыми именами. Он впервые «совратил» на театральную «стезю» Н.К. Рериха, М.В. Добужинского, И.Я. Билибина, А.Н. Бенуа. Роли их распределялись следующим образом: Н.К. Рерих взялся писать декорацию для «Трёх волхвов». <…>
<…> Не нужно забывать, что во главе художественной части стояли очень требовательные мастера. Н.К. Рериха, Ал. Н. Бенуа нельзя было удовлетворить наполовину – они мирились с способами изготовления предметов, но от самих предметов требовали известной марки. …

Столица и усадьба. 1916. 1 декабря. № 71. С. 8-12.
Публикуется по изд.: «Николай Рерих в русской периодике». Выпуск.V. СПб. 2008.
______________________________________________________________


11 августа 1920 г.
ПИСЬМО Н. В. Дризена к Рериху Н.К.

11. VIII. 1920
Многоуважаемый Николай Константинович,
От Бориса Григорьева Вы, вероятно, знаете (он с Вами в переписке), что я в Праге занимаюсь газетой. Газета честная, вне¬партийная, но с прогрессивным направлением. Мало-помалу собирается интересный [состав] сотрудников, из коих многих Вы, конечно, знаете, как-то: А. И. Куприн, И. А. Бунин, А. Н. Толстой и др. Очень желательно было бы иметь Н. К. Рериха. У него, вероятно, много интересных впечатлений о Лондоне и вообще об англ[ийской] жизни. Как Вы насчёт этого думаете? Пока мы не особенно богаты средствами, а потому я Вам могу предложить 75 гел[леров]" за строчку, что приблизительно равняется 25 сант[имам] франц. (а на англ. деньги я не умею считать). Пока это обстоятельство не смущало наших литературных тузов, и они охотно отзывались на приглашение. Затем вот что я хотел Вам сказать: здесь, по-видимому, затевается театр. Я, конечно, принимаю в нём участие. Ожидаю сотрудничества Бориса Григорьева, по крайней мере имею его обещание. А Вы что мне ответите? Репертуар ещё не выработан, но нужно решить принципиальные вопросы. Наконец, по тому же театру, имею определённое Вам приглашение от здешнего чешского театра. В нынешний сезон они предполагают ставить в Праге новую драму Мережковского «Царевич Алексей». Произведение не знаю, но вероятно, интересно. Соблазнит ли Вас сюжет, и что бы Вы сказали, если бы Вас официально пригласили писать эскизы? [Кстати, entre nous soit dit *)], д-р Химр, руководящий здешн[им] Виноградским театром, боится к Вам приступиться. Говорит: «и хочется, и колется, и бабушка не велит. Ваши художники дороги, не подступиться к ним». Я взялся передать Вам его пожелание, но в душе думаю след.: Николай Константинович отыграется на чехах, а нам, для рус[ского] театра, даст и хорошо, и подешевле. Напишите, правильно ли я мечтаю?
Жду от Вас известий по трём вопросам: 1. газета, 2. участие в рус. т[еат]ре, 3. участие в т[еат]ре чешском (Царевич Алексей).
Ваш Н. Дризен
А что как настроение? Б. Д. Григорьев пишет, что кислое.
______________________
*) Между нами говоря (фр.) – Ред.

Архив Института «Урусвати» (Центр науки и культуры, Дели). Ф. 1. On. 1. Д. 25. Автограф письма на бланке: «Редакция газеты Ргапа».