Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ВЕЛИКИЕ МЫСЛИТЕЛИ

ВАЗАРИ
____________________________________
 
ВАЗАРИ

Перечитал Вазари. Должны быть ему благодарны. Без него множество ценнейших черт исчезло бы навсегда. И ещё мы должны быть ему признательны за непристрастное, доброе суждение. У него был глаз добрый. Так и подобает историку. Культурна основа его заключений.

Ценно! Особенно же в нынешнее время, когда люди обуяны мерзостью взаимного осудительства. Бесчисленны потоки осуждений, лжи, клеветы. Словно лопнул нарыв злобы и залил ядом человечество. Вся недостойная погань повисает в пространстве, окутывает позорным пологом землю многострадальную.

Хочется перечитать тех историков, где поверх личности сохранены искры справедливости. Конечно, трудно живётся сейчас человечеству. Тем прекраснее все поиски справедливости, распознание сути и проникновение в причины. Акбар говорил: 'По величине тени распознайте рост человека'.
Истинный историк не будет увлечён лишь тенью, но сопоставит её с самим предметом своего исследования.
#vazari#
Джорджо Вазари. Автопортрет. Галерея Уффици.

Хорошее лицо Вазари на портрете во Флоренции (Уффици). Лоб мыслителя. Взгляд умный, спокойный, доброжелательный Скромное одеяние. Спасибо ему за его записи, всем нам пригодившиеся. Современники, может быть, недостаточно ценили зари. Люди не любят, если в человеке несколько дарований.

Вот в Америке не хотели, чтобы Рахманинов дирижировал. Композитор и пианист - и то уже много для публики, а тут ещё и дирижер -это уже слишком. Всякие ограничения напрасно сваливают на вкусы публики.
Публика - народ отлично найдёт мест для всех выявлений.

Только так называемые критики путаются между трёх деревьев и из-за кустов леса не видят. И в этом Вазари будет отличным примером. Своё личное он не проявлял. Он сумел остаться истинным летописцем, и потому его писания живут. Нет в нём псевдонаучных нагромождений. Верится запечатлённым им характерам, а житейские анекдоты незлобивы, без слащавости и приведены без желания умалить. Из осуждений лишь уроды народятся. Плох сад обид и злости.

Недавно пришлось прочесть сравнение между Греко и (кем бы Вы думали?) Филиппом де Шампень. Два совершенно различных художника и по таланту, и по колориту, и по всей концепции творчества отлично сопоставлялись под пером досужего критика.

30 Августа 1943 г.
Н.К. Рерих 'Листы дневника', т.3. М., 1996 г.

***********************************************************************************