Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

ГЕОРГИЙ ГРЕБЕНЩИКОВ
 
 
  
 


СОДЕРЖАНИЕ

Г. Гребенщиков "Гонец достигающий" (1924 г.)
Приветственное письмо Г. Гребенщикова Н.к. Рериху (15.10.1929 г.)
Н.К. Рерих. Отрывок из письма в Америку от 18.02.44 г.


*****************************************************************************

Георгий Гребенщиков
ГОНЕЦ ДОСТИГАЮЩИЙ

Вот человек, дни и годы жизни которого мне представляются как отборный жемчуг. Потому и хочется говорить о нём не просто как о художнике, не просто как о счастливейшем из наших русских современников, но как о мудреце, жизнь, труд и достижения которого волнуют и зовут к подвигу во имя той же красоты, которой он подвижнически служит.

Кто-то мне ещё недавно сказал:
- Но ведь Рерих мистик?..

Какое пыльное, паучье слово... Никогда я не чувствовал такой невыразительности, такой омертвлённости слова, как это шелестящее 'мистик'. И жаль людей, чьи мысли и слова так мертвят значение сказанного. И тем более хочется сказать о встречах с Рерихом и о его деяниях.

О прошлом творчестве Рериха писалось много, и мне не нужно повторять чужих восторгов. От своих же воздержусь, чтобы не сделать дешёвым драгоценное. Тем более, что лучше, чем сказал о нём Л. Андреев, едва ли можно сказать. Андреев говорит: 'Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением. В его творениях колыбель мудрости и священных слов о Боге и Человеке'. И в заключение Л. Андреев творчество Рериха называет его державой.

Действительно, при всей улыбчивой мягкости, при всей лучистой чистоте деяния и характера этот человек полон несокрушимой, именно державной властности. Но его властность обаятельна. Он не только никогда и никому не скажет резкого слова, но и вообще никому и никогда не навязывает своих мыслей, но мыслям его хочется следовать. Скажу более: около него радостно работать, ему следует повиноваться, за ним радостно пойти, как за подлинным пророком нашего времени.

- Как-то недавно в дружеском кругу Н. К. рас┐сказывал о своём учителе Куинджи. Куинджи работал по шестнадцать часов в сутки непрерывно и всем тем ученикам, которые говорили ему о неудаче, повторял: 'Неудачу делаете сами. Неудача не может быть!'. И мы знаем, как пастушонок Куинджи стал великим мастером.

В вышедшей в Америке книге Нины Селивановой о Рерихе мы читаем о трудах и жизни самого Рериха и, глядя теперь на его полную юношеских соков трудовую жизнь, должны сказать, что у этого ученика Куинджи действительно неудач не может быть.

Немудрено, что после ухода из России без гроша, когда из Лондона в Америку удалось приехать лишь на случайно полученные за одну из лучших картин деньги, Рерих с головокружительной быстротой покорил Америку.

После двадцати восьми выставок по Америке он не почил на лаврах и вместе с американцами-друзьями утвердил два очень значительных культурных дела: Институт Соединенных Искусств и центр интернационального искусства 'Корона Мунди', которые вскоре после скромного помещения из четырёх комнат получили целых три прекрасных дома в лучшей части города на берегу Гудзона. И как только эти дела окрепли и возможности их начали расти, как многие были поражены известием о многолетнем путешествии Рериха на Восток, что не обошлось без пересудов и всяких фантастических версий со стороны, главным образом, соотечественников. Многие даже усомнились в дальнейшем положении дел Рериха в Америке. Но, забегая вперёд, можно сказать, что эти начинания очевидны во времени, ибо они всё продолжают развиваться и расти и к ним присоединяются новые дела. Так уже в отсутствие Н. К. Рериха 24 марта 1924 года был открыт музей его имени, в который вошло 315 картин и под который отведено два этажа в одном из домов. А 7 мая было образовано книгоиздательство 'Алатас', начатое в начале года с друзьями из Сибири в Париже (слово 'алатас' - сибирское и значит 'белый камень'). А сейчас, как слышно, учреждаются ещё некоторые новые дела, ещё более расширяя и закрепляя круг прежних предприятий. Неожиданный кратковременный приезд Рериха из Индии сопряжен именно с этими новыми большими делами, о которых подробно го┐ворить пока не время. 'Всё во времени', - как сказал мне Н. К.

И вот мы сидим сейчас в помещении 'Алатаса', куда Н. К. пришёл, чтобы быстро и легко разрешить трудовые вопросы в плане будущих изданий. По стенам висят оригиналы голландской школы XVI и XVII века, и тут же равноправным членом вошла русская северная деревянная церквушка Верещагина. 'Эти гонцы русского искусства широко разлетелись по всему миру', - говорит Н. К. между прочим, показывая на картину и обозревая светлую большую комнату с чудесным видом на Гудзон.

Воспользовавшись перерывом, я попросил Н. К. поделиться со мной его впечатлениями от поездки в Индию специально для читателей 'Сегодня'. И вот записываю подлинные выражения Рериха: 'В самых неожиданных гаванях, - продолжал Н. К., - в самых нежданных шатрах вас догоняет неожиданный и трогающий оклик: 'Русский карош! Карош русский!' Лишь бы только найти общий язык, ибо меч завоевателя пора уже сдать в архив-музей. И там, где показывается хотя бы кончик этого меча, там все душевные нити сами собой об-рываются, и перед вами опять непроницаемая жёлтая маска. Уезжал я оптимистом. Вы знаете, что этот оптимизм будущего ничто изменить во мне не может. Возвращаюсь ещё более оптимистом, ибо строительные материалы для строения Блага неисчисляемы. А новые пути поистине прекрасны. И если вы качаетесь на тонких бамбуковых мостах над бездной или держите равновесие на остром леднике, то окружающее вас и зовущее вас настолько реально прекрасно, что всякий мост можно перейти. Когда ночью в палатке лама ведёт рассказ о всех тех реальностях, которые по сущему недоразумению не поняты на так называемом Западе, то вы чувствуете, что прерывать этот рассказ нельзя, ибо он имеет великое начало и построен для великого Грядущего.
Когда вы окружены Берендеями и Снегурочкой, ибо я нашёл в жизни все костюмы моих прошлых постановок, то вы чувствуете, что поистине где-то театр сошёл со сцены в жизнь и эта жизнь полна значения. Только сумейте понять язык. Это различие языков внешнего и внутреннего является такой непоправимой гранью. Но если вам посчастливится переступить эту грань, тогда вы не только ещё один раз вспомните о том, что я сейчас говорю'.

'И опять еду туда, - заключил Н. К., - ибо с разных сторон нужно подходить к этой необъятной красоте, и, открывая одни врата, вы чувствуете неизбежную необходимость открыть следующие, хотя бы через все ледники. И как всюду, язык красоты и искусства является сейчас единым мостом единения и понимания'.

Как бы для иллюстрации своих слов Н. К. повёл меня в третий этаж музея его имени, где он как раз сам руководил размещением новых, только что прибывших с ним из Индии картин.

Этот этаж будет носить имя супруги художника Елены Рерих, оставшейся в Индии, и состоит из четырёх серий: 'Его страна', 'Зарождение тайн', 'Сиккимский и Тибетский путь' и 'Гималаи'.

Не знаю, сумею ли я передать здесь то молитвенное чувство сына горной страны, лишённого своей родины, но обретшего её вот именно в этих непередаваемых красотах, занесённых с Гималаев в Нью-Йорк редчайшим и счастливейшим деятелем искусства... Это подлинная сказка - феерия, горная краса, где живёт сам Бог, вершины, до которых, кроме лучей солнца, никто не достигал, склоны и ущелья и чудесные пути, по которым ходит только чистота и святость. Это нескончаемая симфония красок, от скрипичной еле слышной ноты в облаке до ошеломляющего оркестрового грома неприступных скал. И, как венец всего творения Рериха, во всём слышна песня святости, молитвенного благоговения и радости неизъяснимой... Нет, не возьмусь пока описывать этих картин. Приведу лишь их названия по сериям.

В серии 'Его страна': 'Помни', 'Гонец Достигающий' (с таким названием художник готовит книгу и этим же названием я озаглавил мой очерк), 'Книга мудрости', 'Указующая путь', 'Жемчуг исканий', 'Ниже недр', 'Превыше гор', 'Жар-цвет', 'Сокровище мира', 'Сожжение тьмы', 'Звезда Матери Ми-ра', 'Белый и Горный'. В серии 'Зарождение тайн': 'Матерь Мира', 'Знаки Христа', 'Зарождение тайн', 'Лаотзе', 'Падма Сабгава', 'Цанк-ка-па'.

В сиккимской, тибетской и гималайской сериях картины посвящены впечатлениям от буддийских монастырей, свящ`нным субурганам, горам, овеянным легендой, и профилям частей Гималайского хребта.

Смотря лишь на одну из этих картин, проникаешься оцепенением молитвы. Не слова и даже не мысли довлеют над зрителем, но им овладевает именно молчание. В особенности это молчание уносит вас с земли куда-то в синюю беспредельность, через полотно, где среди созвездия Ориона и Большой Медведицы несётся пречистая и излучающая тихий свет неописуемая Матерь Мира.
 
  
 

Кажется, что такая мысль - предел созданий человеческих. Не Рерих полон жажды к новым достижениям, и когда это письмо вы будете читать, он снова будет уже в пути на Гималаи, и мы снова будем ждать его новых откровений. Ибо поистине, как говорит Рабиндранат Тагор о картинах Рериха: 'Правда жизни беспредельна'.

1924
Нью-Йорк

**********************************************************************************


ПРИВЕТСТВЕННОЕ ПИСЬМО Г.Д. Гребенщикова Н.К. Рериху.
15 октября 1929 г.

Дорогой Николай Константинович!
Группа Сибиряков, сынов и дочерей необъятной страны великого будущего, объединённых искренней любовью к Вам и ко всем учреждениям Музея, воздвигнутого Вашим именем в легендарно-могучей Америке, поручила мне выразить Вам - по случаю 40-летия Вашей изумительной созидательной работы - чувства своего восхищения и горячей благодарности за ту радость, которую Вы несёте в Вашем творческом благовествовании.

Почитая за великую честь работать вместе с Вами для идеалов, Вами проводимых в жизнь, мы, помня заветы Ермака и Потанина о великом будущем Сибири, хотели бы под новыми знамёнами труда и красоты вынести на широкий путь наш лозунг культурного и практического объединения Сибири и Америки. В этом объединении мы предвидим не только великую цель духовного и материального обогащения народов Азии и Америки, но и начало новой эры для водворения истинного мира на земле.

Вам, указующему 'Пути Благословения' и открывающему для всех народов 'Сердце Азии', несомненно ведомо, на каком великом перепутье человечества лежат великие и девственные материки Сибири. По нашему глубокому убеждению, только там, под дозором белоснежных высот Алтая и Гималаев, будет строиться новая Культура как новая ступень для общечеловеческого восхождения по истинным Путям Благословения.

По поручению Сибирской группы Друзей Музея Рериха -
Георгий Гребенщиков.

Архив Музей Н. Рериха в Нью-Йорке. Автограф.
Публикуется по: Николай Рерих Вестник Звенигорода. Кн. 1. 2002.
**************************************************************************************


Из письма Н.К. Рериха от 18.02. 44 г.:

"Предостерегите Д[утко] от Греб[енщикова] - он впал в ярое кощунство и старается заразить добрых людей. Выписки из его писем сохраните - пригодятся! Он кощунствует и вредит Русскому Делу - долой его. Истина развалиться не может. Никакое грабительство не нарушит истину".