Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА ФОСДИК (Лихтман)
***************************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

Из девника З. Фосдик (Лихтман) (3 января 1923 г. )
Письмо Е.И. Рерих к Лихтман (Фосдик) З.Г. (1 августа 1930 г. Кулу)

************************************************************************************


1923 г.

3 января 1923 г.
Из девника З. Фосдик (Лихтман)

03.01.23
Известие о гибели храма Штайнера в огне.
Вчера у нас было собрание в Школе. Е.И. и Порума были днём в книжном магазине и приехали прямо оттуда. Приехав, Е.И. начала показывать всем книгу Штайнера, на обложке которой был рисунок храма, а под ним - огненное пламя. Мы все его узнали как храм, который автоматически рисовал Светик 31 декабря ночью, а под этим храмом он нарисовал языки пламени. И вот мы вчера, 2 января 1923 года, читаем в Times, что в ночь на 31 декабря в Швейцарии, в Дорнахе, сгорел храм Штайнера, который был сожжен неизвестно каким образом после того, как Штайнер прочел там лекцию.
Храм был известен своей причудливой постройкой, стоил 5 000 000 швейцарских франков. Не знаю почему, рисунки его, которые мы видели в книге Штайнера, на нас всех произвели неприятное впечатление. Мы все думаем, что Штайнер начинает злоупотреблять своей властью и силою. Мы были поражены этим случаем.

Архим Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
_______________________________________


1 августа 1930 . Кулу
Письмо Е.И. Рерих к Лихтман (Фосдик) З.Г.

Любимая Радночка, многое нужно сказать, но трудно в письме передать порывы сердца, потому прошу сердцем прислушаться к изложенному. Радночка, сердце моё близко, но суровую истину должна сказать. За этот год письма Радны дали кривую духа, обнаружив болезнь духа, затемнившую ясное понимание пути, начертанного Вл., пути, облегчённого сокровищем Учения, которое, увы, всё ещё не живёт во многих сердцах и если слова Учения и повторяются устами, то без понимания значения смысла и правильного приложения в действиях каждого дня. Не писала раньше, ибо выжидала, чтоб болезнь назрела и тогда лечение её легче. Радночка, настал час сурового распятия духа.

Отныне все суровые суждения должны быть обращены только на себя, все искания направлены в глубь побуждений, все устремления к искоренению каждого признака самости. За этот год суждений и Указаний членам сотрудникам было высказано Вл. и мы должны принять их благородным духом, ибо Указание есть шаг к продвижению, если оно принято к применению в любви и преданности и руководящей Руке, и наше падение, если отторгнуто губительным легкомыслием, сомнением. Хочу верить, что Радночка, которая была так близка мне в свой первый приезд, прочтя сердцем и наедине все Указания Вл., привезённые П., найдёт всю силу мужества распять себя и возродиться обновлённым духом.

Теперь, согласно желаниям Радны, отвечаю на пункты её письма от 26-го Мая. 1) относительно студии моего имени, конечно, в принципе не могу быть против, но хочу заметить, что если это было так дорого её сердцу, то сердце и чуткость должны были подсказать оповестить меня. Ведь всегда радостно дать радость близкому сердцу, но, должно быть, я умерла в сердце Радны, ибо узнала об этом лишь из рапортов школы. Конечно, я раньше обещала своё имя О., и могу сказать словами Радны, подставив лишь другие имена, 'как же я могла знать о чём О.(Радна) с Вами (Н.К.) говорила относительно Вашего (моего) имени?' Конечно, немного странно иметь две студии одного имени в одном Учреждении, потому студия О. будет носить имя Урусвати.
2). О студии О. зная, как важен ей свет в виду её слабого зрения, возник вопрос о надлежащей студии. Если при распределении классов этот существенный вопрос был забыт её самыми близкими, то не следует возлагать ответственность за это упущение на Гуру.
Привожу ответ самого Вл. на этот пункт - 'Так отчёт о письме Птички Востока можно было заменить разумным действием, т.е., предоставив надлежащее помещении для студии. Истинно мало понимания!'. 3) Радна удивляется, что П. пишет, что 'они приедут совершенно другими'. Но мне кажется, что она имела бы гораздо больше основания удивляться, если бы П. писала обратное, т.е., что они приедут совершенно старыми. Неужели после такого тесного Общения и дней, проведённых в ауре высокого Ашрама дух не должен возродиться? 4). Далее Радна продолжает удивляться, что О. займёт достойное, ей принадлежащее место', ибо она пишет - 'каждый из нас занимает своё указанное место и очевидно именно и должен его занимать'.
Совершенно правильно, что каждый должен занимать место, указанное ему Вл. Но так ли обстоит дело в действительности? С 23-его года было указано место Л., как отвечающему Началу Ф. и П., отвечающей Ур. и с тех пор много раз повторено о Руке Ф. и Глазе Ур., но, как было это Указание о Иерархии воспринято всеми членами? Почему никто из сотрудников не помог Л. И П. занять должное им положение? И сейчас Вл. указывает на новую ступень, которая должна, именно, начаться с осознания положения с 23-его года основ организации. 'Достойное принадлежащее место О. есть место Свидетельницы всего идущего и совершаемого на духовном и физическом плане и ведущей точные рекорды. Свидетельницей плана Вл. может быть только дух, живущий всем сердцем и справедливой оценке которого Вл. могут доверять. Конечно, эти годы О. была далека от понимания высокого значения и ответственности своей миссии, но сейчас она в ней утвердилась и приедет возрождённой. 5). Перемены, о которых пишет Гор. и вызывающие недоумение Радны, будут состоять, как я надеюсь, в новом понимании сотрудников мирового значения наших дел, величия Будущего и истинного сотрудничества членов, основанного на камне основания Иерархии. Уступки ради поддержания лицемерной гармонии, недостойны. Каждый должен принять указанную Иерархию и научиться уважать мнение сотрудника и явить терпимость непониманию и малым упущениям. Помнить надо, что все сотрудники, как пальцы на руках Вл., который не отрежь - все больно! И каждый важен и может укрепляться лишь на своём месте. Попробуйте произвольно переставить пальцы в музыкальном произведении, какая чепуха получится! Так запомните и не старайтесь занять чужой стул. Каждый велик на своём месте! Широко дано Вл., зачем обременяться чужой ношей, когда свою еле донести!

Да, Радночка, хорошо цитировать мудрые слова Гуру - 'Трудясь для роста дел, мы себя забудем, ибо будем жить по течению расширенного сознания', но ещё лучше понять их сердцем и применять. А где оно применение?
Письмо с пунктами не свидетельствует о действительном понимании этих мудрых слов. Необходимо понять всё великое значение Гуру и бережное отношение к его словам. Злотолкование слов вследствие их узкого и неточного понимания и ссылки на Гуру при своих ошибках пагубно для роста духа. Много указаний уделено Вл. этой бережности к словам Гуру.
Радночка, любимая, не для укора говорю, но сердцем пламенно желаю роста духа, близости к Учению каждого из вас. Владыка поставил меня вашею духовою матерью и водительницею, и я глубоко чувствую всю ответственность за духовный рост каждого сотрудника. Потому я так скорбела в Дарж[илинге] (Н.К. знает это), видя выросшую стену непонимания, видя засорения духа мелочами и непонимания основ Учения, и жизненности его в применении к действиям каждого дня. Радна скажет - почему же я ей не сказала тогда? Отвечу вопросом - где были её вопросы, которые дали бы мне возможность ей ответить? Трудно говорить о том, что не осознано духом, не назрело в духе. Ведь учитель появляется только с момента формулированных вопросов учеником.

Радночка, подымись духом, омытым слезами сердца, в радости нового приближения к Великому Сердцу, всегда готового укрепить и вознести нас. И в великой мудрости Водительства, допускающего нас обнаружить все недочёты наши, чтоб тем самым решительнее искоренить их. Дать нарыву созреть и затем вскрыть его. Сильный дух не убоится операции и после с удвоенной силою воспрянет и устремится вперёд. Слабый отложит операцию и болезнь может принять опасный хронический характер, ведущий к медленному, но верному разрушению. Горе отложившему! Время не ждёт! Ибо мы у порога.

Радночка, любимая, произведи операцию, изгони себялюбие и все его порождения. Живи больше радостью других, и сердце расширится и найдёт многих истинных друзей. На одиночество осуждает себя себялюбец. В трудную минуту не найдёт друзей, ибо не сумел соткать объединяющую ткань из нитей сердца. В прежние годы, читая жития Святых, я часто возмущалась указанием на необходимость 'смирения'. По неопытности я видела в этом лишь проявление рабской человеческой природы. Но, познав человеческую сущность, поняла мудрость этого дисциплинарного метода, ибо чаще и упорнее другого живёт в нас низкое властолюбие, порождение себялюбия, замыкающее нас в тесный круг самости и лишающего высшей радости расширения со-знания.

Радночка, прими эту дисциплинарную меру и избавься от порождений самости. Живи общей радостью, найди в себе каждый день желание дать кому-то радость, хотя бы радость улыбки. Счастлив дух, живущий жаждою дать радость окружающим, радость всему человечеству, всем мирам! Кто может ощущать эту радость, истинно, может сказать - нет счастья выше даяния радости! Радночка, разбуди все струны сердца и звучи на призыв близкого духа.

Каждому из нас дана длительная миссия, и каждый находится под непрестанным испытанием, но также дают краткие и определённые поручения с непосредственным результатом. После первого приезда Радны Вл. сказал - 'Радна, много возложено на тебя'. Как было понято это поручение? В Дарджилинге М. было сказано - 'М., храни достояние твое'. Но как было понято это обращение? Все действия показали, что значение его было совершенно истолковано. Непонимание их указывало на непонимание всех основ Учения. Как толкует их теперь Радночка? Теперь миссия и испытание даются П. и О. Весь дух мой пламенно жаждет, чтобы они достойно и твёрдо исполнили возложенное на них Вл. духовное водительство сотрудниками.
Радночка, приблизься сердцем к ним, радость высокая лежит в распятии себя во имя приближения к Вл. Найди её! Ведь Иеровоам многое должен искупить и велика радость искуплению. Если Вл. позвал, значит искупление близко, не отдали великий час! 'Когда дух Радны поймёт, что самоотверженность Служению состоит в отказе от самости, то она сумеет взойти на следующую ступень. Стань по-прежнему близкой и родной.

Сердце моё так скорбит, так жаждет радости общего объединения. Всегда стоят передо мною наши общения в 22-ом и 23-ем г., сколько радости, любви и устремления к Свету было в них! Незабываемое время! Но и сейчас время прекрасное, хотя и грозное, ибо Указания Вл. начинают выполняться. Неужели отяжелим Время Великого Сердца?!

Нет, все мои любимые и близкие ещё теснее сомкнут свои ряды в желании облегчить обоюдные тяготы, в радости приближения великого Будущего.
Радночка, в трудные часы моё сердце всегда со скорбящим.
Шлю мои самые горячие лучи, чтоб расплавить все ненужные нагромождения!
Чистое устремление переносит нас через все горы препятствий, так запомним.
Сердцем и духом с о всеми вами,
Е.И.

Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. (Машинопись)
___________________________________________________