Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

ДМИТРИЙ БУШЕН

***************************************************
 
Д. Бушен.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЮБИЛЕЙ

Едва ли наше время можно назвать расцветом какой бы то ни было художе-ственной жизни. Признание нашего левого искусства сразу повысило к нему все требования.

Внезапно с долго строившегося 'художественного здания' упали леса, засло-нившие его, - сквозь которые многое, наряду с подлинно прекрасным, очаровало именно своей настроенностью.

Исчезла рама исключительности исканий, бывшая столько лет неизменным украшением. И многое в нашем художестве этого испытания не выдержало.
Но среди измен и общей растерянности только яснее обозначилось то, что было и есть 'настоящего', то, что перейдёт в историю и будет нашим даром в со-кровищницу отечественного художества.

В наши же трудные для художественной культуры дни всегда важно видеть и чувствовать всякое завоевание, всякое 'делание' в этом направлении.

Одним из самых славных и самых достойных уважений служений, отданных делу родного художества, является творчество академика Николая Константиновича Рериха, двадцать пять лет художественно-общественной деятельности которого исполняется 10-го декабря нынешнего года.

С именем Рериха связано всё, что происходило в художественной России за последние двадцать пять лет.
Четверть века имя Н.К. упоминалось среди тех, кто стояли во главе всего, что жило и двигалось в искусстве, что было живым духом, выводившим из сумрака долгих распутий. Любовь, осторожность и энергия в подходах к хрупкому и изменчивому делу родного художества послужили счастливым залогом всей его художественно-литературно - общественной деятельности, до конца преданной судьбам нашего прошлого и настоящего искусства.

И многое расцвело, благодаря его упорным трудам и непреклонному желанию. Но одним из самых радостных завоеваний этих лет было самое творчество Н.К.

Есть что-то глубоко волнующее в его художественном облике. Рериховская 'археология' полна лирического пафоса, пропитана жизненностью, отвевающей всякую 'пыль веков'.

Новые пути исторической и религиозной живописи открыли неведомые до сих пор области возможностей и достижений.

И только тем, кто не умеет 'смотреть и видеть' темы его, - то, что, так или иначе, составляет литературу его картин, - заслоняют прекрасный образ художника.

Один из самых покоряющих путей Рериха - путь 'эмоциональной передачи 'пейзажа'. И за последние года художник достиг в этом направлении исключительно крупных результатов.

Недавно нам посчастливилось видеть в мастерской Н.К. работы последнего лета, часть которых не увидит света до собственной выставки, уже давно подготовляемой художником.

Лирическая напряжённости передачи природы достигает в этих работах своей предельности, почти окончательно вытесняя 'тему'.

Что-то новое и значительное отмечает этот период творчества.
Просторны и ясны композиции слегка затуманенных далей, тронутых живым блеском. С какой-то свежестью и лёгкостью горят и тухнут краски в высоких облаках, озерах, холмах, светлых источниках, повторяющихся в живых и переменчивых формах.

Всё это в фокусе удивительно найденного мастерства с неуловимым переходом от красоты 'случайностей' природы к области прекрасного и чисто живописного большого искусства.

Всматриваясь в эти работы, изумляешься полной неожиданностей трактовке, спокойствию и остроте художественного приёма, возможных только в пору глубокого расцвета художнического гения.

Крайним субъективизмом живописных приёмов, вероятно, объясняется то, что у Рериха нет 'учеников'. Учеников его скорее можно назвать его последователями.

Трудно противиться обаянию и убедительности его путей:
Как в живописи, так и на путях сложной общественной художественной жизни, Н.К. является удивительным мастером и строителем.
Им коренным образом преобразована Школа Императорского Общ. П.Х., директором которой он состоит с 1906 года, - и поставлена на ту высоту художественного сознания, о котором говорят ежегодные отчётные выставки работ учащихся.
В старое здание на Морской, пережившее пору глухих и скучных лет, ворвалось радостное и живое художество современности.

Целая область общественной деятельности Рериха посвящена 'подвигу' собирательства и защиты нашей родной старины. Основанный им музей до-Петровского искусства, его собственные коллекции, предпринятые благодаря его трудам и энергии раскопки, о бесконечной любви к родному прошлому, так часто разбивающимися у нас о 'нерушимые стены' безразличия.

Собранные в книге Рериха, вышедшей в 1914 г. под заглавием первого тома собрания сочинений, - статьи, воспоминанья, листки и сказки, облечённые в пле-няющие по стилю и фантазии формы, неразрывно слитые со всем его художественным обликом, убеждают в глубокой важности восстановления и строительства в нашем отечестве художества, проникающего во все 'отрасли' жизни и слои общества.

Одним же из последних созданий Н.К. является основанный в этом году при школе И.О.П.Х. 'Музей русского искусства', образовавшийся благодаря его энергии исключительно из доброхотных пожертвований.
Пути художественного мастерства и общественно-художественной деятельности Рериха полны движенья.
От одних достижений к новым возможностям, задачам и целям идёт художник.

Намечаются новые программы и планы работ. И рано ещё подводить какие бы то ни было итоги полному жизни и блестящего художественного творчества двадцати пятилетнему пути.

Рерих мудро и любовно складывает здание родного искусства, если уже и найденного, но далеко ещё не окрепшего на новых путях.

Дмитрий Бушен.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/646, 6 л.
(Статья Д. Бушена, переписана и отредактирована Н.К. Рерихом)
_________________________________________________________