Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФРОЛОВ
(1874 - 1942)
Руководитель мозаичной мастерской при Петербургской Академии художеств.
 
 
  
 


***************************************************
СОДЕРЖАНИЕ

Н.К. Рерих. ПРОЧНАЯ РАБОТА (1939 г.)
ДОГОВОР В. Фролова с Рерихом Н.К. (15 мая 1910 г.)
ПИСЬМО В. Фролова к Рериху Н.К. (1сентября 1911 г. Почаево. Бол.)
ПИСЬМО В. Фролова к Рериху Н.К. (26 июня 1913 г. СПб.
ПИСЬМО В. Фролова к Рериху Н.К. (8 августа 1914 г.)

*******************************************************************


Н.К. Рерих
ПРОЧНАЯ РАБОТА

7-го июня русское радио сообщает: "Профессор Фролов, руководитель мозаичной мастерской при Академии Художеств, основанной Петром Первым, работая несколько лет, закончил большого размера мозаичную картину на сюжет Рериха "Битва с варягами". В ближайшем будущем профессор Фролов будет руководить работами над самой большой мозаичной картиной в мире для Дворца Советов".

Очень отрадно, что опять призывается к жизни прочная работа. Мозаика с давних времён как одно из ценных наследий Византии была облюбована русскими строителями. Жаль, что большая часть древних русских мозаик разрушилась вместе с зданиями во время всяких невзгод и вторжений. Но и то, что осталось, оказывается не хуже, чем мозаики в Палатах Рогеров в Палермо. Видно, что к работе призывались хорошие мастера, и было стремление к истинной монументальности.

Неоднократно приходилось работать с Фроловым над стенными украшениями. Сооружали мы мозаики и для Почаевской Лавры, и для Пархомовки, и для Шлиссельбурга, и для Талашкина. Каждая из этих мозаик вызывала многие соображения, при этом всегда радовало стремление Фролова внести какое-либо полезное нововведение. Уже давным-давно он переложил на мозаику один из эскизов моего морского боя. Думается, что теперешняя его работа основана на варианте той же картины.
 
  
 

Итак, выходит, что что-то изрезывается, а почти в то же время что-то складывается в прочной каменной работе. Для русских климатов мозаика подходит как нельзя более. В конце концов, что же другое, как камень, ближе ответит монументальным строениям? Кроме разнообразной смальты, у нас так много превосходных самоцветов с самыми замечательными отливами красок. Уже пробовали слагать из уральских самоцветов целую географическую карту и, как слышно, впечатление было очень грандиозное. В Италии, где так много превосходнейших мозаичных изображений, за последнее время Венеция сошла к более фабричному производству. И это жаль, ибо таким путём второклассные строители будут думать, что самые ничтожные орнаменты могут заслуживать векового запечатления.

Меня всегда радовало, что при нашей Академии Художеств была и мозаичная мастерская, помещавшаяся в отдельном, уютном строении. Таким образом, мозаика не была рассматриваема как какое-то коммерческое прикладное ремесло, а именно как одна из лучших форм высокого искусства.

1939 г.
Н.К. Рерих "Из литературного наследия". М. 1974 г.
_______________________________________________



15 Мая 1910 г.
ДОГОВОР В. Фролова с Рерихом Н.К.

ПОДПИСКА

Принять мною от Н.К. Рериха заказ на исполнение мозаикой образа
Спаса нерукотворного с предстоящими ангелами мерою около 80 кв. аршин /79/ для фасада храма в имении Кн. М.К. Тенишевой Смоленской губ. за сумму 7.000 рублей.

Оригинал образа а также и картон в натуральную величину предоставляется мне заказчиком.

Мозаика должна быть исполнена прочно и точно по оригиналу причем работы производятся под наблюдением и с одобрения Н.К. Рериха. Прочность мозаики устанавливается сроком в три года в течение которых я отвечаю /починками/ за цельность исполнения работы.

Срок исполнения и установки 1 Июля 1911 г. при условии доставления мне картона не позже 1 Июня 1910 г.

Упаковка, доставка по железной дороге и установка мозаики на наружной стене храма лежит на моей обязанности, перевозка же от станции железной дороги до храма и материал для устройства лесов доставляется
средствами заказчика.

Уплата денег за означенную работу производится: 2.000 руб. при начале работ 16 мая 1910 г.; 2.000 руб. 2 января 1911 г.; 2.000 руб. при приёме работы Н.К. Рерихом 15 мая 1911 г. и 1.000 руб. после окончания
установки мозаики на наружной стене храма. [Подпись Фролова]

Две тысячи рублей 15 Мая 1910 г. получил [Подпись Фролова]

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1450, 1 л.
__________________________________


1 Сентября 1911 г. С. Петербург
Письмо Фролова В. к Н.К. Рериху.

Контора
МОЗАИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
Архитектора
ФРОЛОВА
В.О., Большой пр., д. ? 60-5
в С.-Петербурге
--------
Телефон ? 3990

С.Петербург 1 Сентября 1911 г. г. Почаево Бол.

Дорогой Николай Константинович, пишу Тебе под свежим впечатлением; сейчас приехал в Почаев и прямо к собору, и как это не дико, но не узнал собственной работы; остановился, поражённый чудным впечатлением, которое делает твоя мозаика на стене полей собора. Я думаю, что лучшего пятна трудно себе представить, здесь я уже не застал ни <Алексея У:>, ни <>, но со слов лиц причастных к делу, как тот, так и другой остались мозаикой в высшей степени довольны.

Удивительное дело, я не знаю чем это объяснить, здешняя мозаика в любое время дня при любом свете одинаково хорошо видна, нет никаких отдельных бликов и нет той общей небольшой ряби, которая замечена мною на мозаике в Талашкино. Причиной тому, быть может, то, что здешняя мозаика уже успела состариться, т.к. окончена она 1&#189; года тому назад, или же этому способствует освещение; собор стоит на площади, даже на бугре и вокруг нет деревьев, подождём зиму, Бог даст и в Талашкине мозаика успокоится.

Теперь деловая сторона дела, на мой взгляд в мозаике я нашёл некоторые недочёты, окна и бойницы в стенах града, сильно ярки, равно и <:ши>, их мы успокаиваем, и это послужит лишь к лучшему. Тон плата удачный по-моему, а от этого ещё больше выиграет - Одежды князей удивительно богаты
и приятны по тону. - Над этой мозаикой есть навес, выступает он вершков на 10-12, и это вполне достаточно будет и для Талашкина.
Знаешь: такой навес даёт при солнце сильную, <...> но чуть заметную тень, которая дела не портит, а обратно.

Вопрос о наименовании Святых, решён таким образом, имена Святых будут исполнены мозаикой в виде отдельной вставки под картиной, посему будь добр сообщить лишь, какие Святые у тебя изображены по порядку, слева направо - это необходимо немедленно сделать - Я вернусь в Питер около 10 Сентября.

Мой <...> привет твоей супруге
<:> В. Фролов

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1451, 1 л.
_________________________________


26 июня 1913 г. СПб.
ПИСЬМО Владимира Александровича Фролова к Рериху Н.К.

С. Петербург.26. VI. 913.

Дорогой Николай Константинович!
На днях был в Москве и показал твой эскиз для памятника Архипа Ивановича
А.В. Щусеву, как автору проекта памятника. Алексей Викторович принципиально выразил своё одобрение, как идее, так и передаче её в твоём эскизе, но боится, что несколько крупный масштаб листьев на дереве, будет резок рядом со скульптурой на фронтоне памятника; а потом, рекомендовал, твой эскиз исполнить в модели памятника, кот. у нас имеется, и тогда решить
совместно с тобой этот вопрос. Уменьшенную копию с твоего эскиза я и сделаю в модели. Полагаю, что ты ничего против иметь не будешь.

Теперь вопрос о Талашкине, я узнал, что ты этим летом не поедешь туда, а как полагаешь о моих работах, посылать мне туда мастера, закончить работы, или отложить до твоей туда поездки?

Отпиши твоё, по сему делу мнение. Желаю тебе отдохнуть при благоприятных условиях.
Если супруга опять с тобой, мой нижайший ей привет.
Твой Володя

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/666, 2 л.
______________________________



30 Июня 1914 г.
ПИСЬМО В. Фролова к Н.К. Рериху.

Дорогой Николай Константинович.
Мастера для заделки швов мозаики отправил в субботу, рассчитывал ещё одного отправить из Москвы, где был я на днях, но из-за болезни его пришлось на несколько дней задержать отправкой в Смоленск, куда он выедет на ближайших днях.

Получил твои письма и, по поводу первого письма был в Москве у Щусева, свёз ему Св. Николая Ч[удотворца], который ему очень понравился, и он обещал показать этот рисунок Великой Княгине, и через нас провести вопрос об мозаиках для Бори. - О результатах он, вероятно, сам тебя известит.
По вопросу затемнений швов цементных в образе Спаса, хочу предложить и попробовать ещё один приём, для чего и приеду в Смоленск около 20-25 июля
сам, а пока мои мастера будут заделывать кромку и швы, а также переделают местами согласно твоим указаниям.

Пожелав тебе и супруге твоей всех благополучий, остаюсь преданным тебе
В. Фролов
30 Июня 1914.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1453, 2 л.
_________________________________



8 Августа 1914 г. С.-Петербург
ПИСЬМО Фролова В. к Рериху Н.К. ()

С Петербург
8 Августа 1914 г.

Дорогой Николай Константинович,
В настоящее время добраться до Смоленска почти невозможно, или сопряжено, как я узнал, с громадными неудобствами, а потому я, получил от моего мастера уведомление об окончании заделки швов, хочу обратиться к тебе с большой просьбой: своими указаниями помочь им привести мозаику в надлежащий вид. Я писал уже ему, о том, чтобы они все твои указания привели в исполнение, промыли бы хорошенько мозаику и притёрли бы краской. Эмалевая краска - средство, которое я применял неоднократно, и в случаях, когда мозаика сухая (как в данном) даёт очень приличные результаты.

Этим путём ты предоставишь лишь возможность не ехать в Смоленск, что для меня в настоящий момент очень важно, так как брат Павел уехал на войну и на меня навалилась куча дел, которые обыкновенно меня не касались.

Я надеюсь, что ты признаешь, что только обстоятельство военного времени заставляют меня обеспокоить тебя вышеозначенной просьбой.

Мой нижайший привет твоей супруге
Остаюсь искренно преданным В. Фролов

Отдел рукописей ГТГ, 44/1452, 1 л.
_______________________________