Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ И УЧИТЕЛЯ Н.К. РЕРИХА

МЯСИН ЛЕОНИД ФЁДОРОВИЧ.
(1895 - 1979)


 
Содержание

Н.К. Рерих. Мясин. (1944 г.)
Н.К. Рерих (О "Весне священной". (1944 г.)
******************************************************


МЯСИН

Пишет Мясин:
'Дорогой Николай Константинович,
Сердечно благодарю Вас за присланные эскизы 'Князя Игоря'. Для меня был большой праздник получить их.
 
  
 

Золотая гамма неба прекрасна, она горит торжеством России, отражаясь на глубоких тонах непреклонных половцев.
Я убеждён, что возобновление этого балета в таком прекрасном толковании его явится искренней радостью для всех тех, кто знает и умеет ценить настоящий Русский Балет.

Теперь у меня явилось сильное желание возобновить также 'Весну Священную'. Моя первая мысль была воспользоваться материалом, который сделан в 1929 году Лигой композиторов, но, к сожалению, его больше не существует.

Могу ли я попросить Вас сделать новые эскизы? Если это возможно, я бы хотел иметь лишь одну декорацию и несколько эскизов мужчин, женщин, девушек и избранницы.

Я планирую сделать эту постановку летом 1945 года, и, если бы я мог получить Ваши эскизы в будущем Мае, было бы чудно. Как и для 'Игоря', так и для этой постановки я позабочусь о деловой стороне в момент её выполнения.

Прекрасно, если Мясину удастся возродить Дягилевский балет. Сейчас Мясин завоевал прочное положение, и ему доступно созвать полезных деятелей. В дни трагического 'шапочного разбора' искусство должно сказать повелительное слово. Уже полпоколения земля нервничает и дичает в Армагеддоне. Культура изуродована, творчество пресечено. Нельзя думать, что сперва можно отравить человека, а потом преподать ему основы Культуры.

Положение таково, что печатное слово замирает, издания усыхают, и всё поступательное является несвоевременным. По старой поговорке - 'Судьба книги претворяется в голове читателя'. Но если на темя читателя дом обрушился, то и судьба сложится особая. Пусть героическое творчество напомнит человечеству о Мире, о Великом Мире, живущем там, где обитает истинная Культура.
Привет Мясину.

8 Ноября 1944 г.
Рерих Н.К. "Из литературного наследия". М.1974 г.
____________________________________________

'КНЯЗЬ ИГОРЬ'. 1944.
Эскизы костюмов и декораций к опере А.П.Бородина:
 
  
 

Девушка с розой. 1944. Эскиз костюма к опере А.П.Бородина 'Князь Игорь'.
Картон, темпера. 30,5 х 45 см. Справа внизу монограмма: Р/х (кр.) .
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Полонянка. 1944. Эскиз костюма к опере А.П. Бородина 'Князь Игорь'.
Картон, темпера. 30,5 х 45 см. Справа внизу монограмма: Р/х(кр.) .
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Кончак и девушки. 1944. Эскизы костюмов к опере А.П.Бородина 'Князь Игорь'. Картон, темпера. 30,5 х 45 см. Справа внизу монограмма: Р/х (кр.).
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
 
  
 

Половецкие воины с луком. 1944. Эскизы костюмов к опере А.П.Бородина 'Князь Игорь'. Картон, темпера. 30,5 х 45 см. Справа внизу монограмма: Р/х (кр.)
Музей Н.Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Половецкий воин с саблей. 1944. Эскизы костюмов к опере А.П. Бородина 'Князь Игорь. Картон, темпера. 30,5 х 45 см. Справа внизу монограмма: Р/х (кр.)
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Половецкий стан. 1944. Эскиз декораций к опере А.П. Бородина 'Князь Игорь'. Картон, темпера. 30,5 х 45 см. Справа внизу монограмма: Р/Х (кр.)
Музей Николая.Рериха, Нью-Йорк.
___________________________________________________________

"ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ". 1944.

* * *
" По-видимому, консул в Карачи даст инвойс, и пакет будет Вам послан воздухом прямо в Карачи. Заказным пакетом я выслал Вам пять листов (декорации и костюмы) к 'Весне Священной' для Мясина. Прилагаю здесь копию моей Декларации - может быть, она Вам потребуется. Вы писали, что менее ста долларов не нуждаются в консульском инвойсе - значит, теперь инвойса не нужно. На почте пакет приняли без возражений - будем надеяться, назад не вернётся.

Когда будете передавать Мясину 'Весну', напомните ему, что идея этого балета была моя, и потому я получал в Париже гонорар не только как художник, но и как либреттист. Последний такой гонорар получил в Париже по моей доверенности Святослав. Как Вы знаете, 'Весна' посвящена мне, так значилось и на нотах. Всё это любопытно, ибо впоследствии
Стравинский где-то писал, что всю идею этого балета он задолго видел во сне. Вдова Нижинского где-то уверяла, что Нижинский видел ранее во сне этот балет. Итак, получилось какое-то таинственное царство 'снов'. Вот как бывает! В моём записном листе 'Зарождение легенд' я вспоминал эти житейские курьёзы. Но не мешает напомнить Мясину истину - может быть, он под каким-то ложным впечатлением. Само собой разумеется, что я тревожу старые воспоминания лишь ради истины, а вовсе не для гонорара либреттиста. Вероятно, Мясину для Мексики потребуются правильные биографические сведения, пожалуйста, дайте ему".

(Н.К. Рерих, "Поспешим". 1944 г.)


'ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ'. 1944 г.
Эскизы костюмов и декораций к балету И.Ф.Стравинского:
 
  
 

Воины с луком. 1944. Эскизы костюмов и декораций к балету И.Ф.Стравинского 'Весна священная'. Картон, темпера. 30,5х45 см. Справа внизу монограмма: Р/х (кр.)
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Эскиз декорации. 1944. Эскизы костюмов и декораций к балету И.Ф.Стравинского 'Весна священная'. Картон, темпера. 30,5х45 см. Справа внизу монограмма: Р/х (кр.) Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Девушка с герляндой цветов. 1944. Эскизы костюмов и декораций к балету И.Ф.Стравинского 'Весна священная'. Картон, темпера. 30,5х45 см.
Справа внизу монограмма: Р/х. (кр.)
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Звездочёт (Жрец). 1944. Эскизы костюмов и декораций к балету И.Ф.Стравинского 'Весна священная'. Картон, темпера. 30,5х45 см. Справа внизу монограмма: Р/х (кр.)
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.
 
  
 

Плясуны в медвежьих шкурах. 1944. Эскизы костюмов и декораций к балету И.Ф.Стравинского 'Весна священная'. Картон, темпера. 30,5 х 45 см.
Справа внизу монограмма: Р/Х (кр.)
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.