Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ
(1882 - 1971)

************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

Н.К. Рерих. ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНД (1939 г.)

ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Рериху Н.К. (14/27 июля 1910 г. Ля Боль)
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Рериху Н.К. (27 [н.ст.] июля 1910 г. Париж)
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Рериху Н.К. (2/15 июля 1911 г. Устилуг)
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Рериху Н.К (13/26 сентября 1911 г. Устилуг).
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Рериху Н.К. (6 марта 1912 г. Кларан)
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Рериху Н.К. (1/14 декабря 1912 г. Кларан)
Картина "ДОМОВИНЫ" - дар Н.К. Рериха Стравинскому. 1914 г..
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Стравинскому И.Ф. [16 августа 1919 г. Лондон]
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Стравинскому И.Ф. (29 августа 1919 г.)

**********************************************************************************


Н.К. Рерих
ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНД

Конлан в своей монографии сообщает: «Говорят, что Стравинский получил идею для этого балета ("Священная Весна") во сне, виденном им в 1900 году в Петербурге. Он видел балет, величественный, как какая-то скульптура, как каменное изваяние, как необычно грандиозная фигура. Отсюда станет понятным, почему был приглашен для создания декораций к нему именно Рерих, художник неолитического воображения».

Не знаю, когда и какие сны видел Стравинский, но на самом деле было так. В 1909 году Стравинский приехал ко мне, предлагая совместно с ним сочинить балет. Поразмыслив, я предложил ему два балета: один «Весна Священная», а другой «Шахматная игра». Либретто «Весны Священной» осталось за малыми сокращениями тем же самым, как оно появилось в 1913 году в Париже. В «Шахматной игре» предполагалось действие, происходящее на шахматной доске, а в вышине появлялись огромные руки, ведущие игру. Но тогда эта вторая идея была отложена. Нечто подобное могло происходить как с шахматами, так и с картами, но шахматное действо мне казалось эффектнее. Непонятно, откуда могла появиться версия, сообщаемая Конланом. Очевидно, он её слышал в Париже. Неизвестно, шла ли она от самого Стравинского или же в качестве кем-то сочинённой легенды.
Вспоминаю этот эпизод только для того, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько часто факты колеблются в легендарных передачах.

За всё время работы в разных странах нам приходилось встречаться с самыми разнообразными изобретениями. Говорят, что восточные народы особенно склонны ко всяким шехерезадам, но на деле и Запад в этом отношении не уступает Востоку. Сколько раз приходилось слышать удивительно измышленные сказки! Эти повествователи, видимо, совершенно не стеснялись неправдоподобностью. Однажды Куинджи, услышав одну из таких легенд обо мне, сказал сочинителю: «Вы успели одновременно сделать его не только всемогущим, но и вездесущим. По вашему рассказу я могу заключить, что он был одновременно в двух местах». Оставалось непонятным, к чему сочиняются всякие неправдоподобные легенды.

Всегда ли это делается со злостною целью, или же иногда это происходит просто по старинной пословице для красного словца? Будем добры и предположим второе.

[1939 г.]
Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974

*******************************************************************************

1910 г.

14 июля 1910 г.
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Н.К. Рериху.

Ля Боль. [14] 27 июля 1910
Дорогой Николай Константинович.
На днях послал Вам открытку из Бур де Бац (куда мы направились для развлечения и из любопытства), в которой я обещал Вам написать письмецо о последних событиях. Дело в том, что вскоре по приезде моём сюда, в Ля Боль, Дягилев телеграфировал мне следующее: “Когда будете в Париже? Необходимо свидание между таким-то и таким-то днём”. Не предполагая быть в Париже теперь и не будучи при деньгах (я довольно далеко живу от Парижа), я ему телеграфировал, что сижу без денег и могу приехать лишь в том случае, если он мне пришлёт деньжат. Никакого ответа. Я подумал, что он обиделся, что я такой денежный, и послал ему вторую телеграмму с разъяснением, что действительно я не мог бы приехать за свой счёт — слишком, мол, накладно — никакого ответа. Не знаю, что и думать. Бог с ним в таком разе.

С нетерпением жду от Вас известий, открытку отправил в Гапсаль по адресу: Прибалтийский край, г. Гапсаль, Рериху — быть может, дойдёт.
Первое письмо послал по Петербургскому адресу и до сих пор не знаю, получили ли Вы его или нет. Напишите, ради Бога, Ваш адрес как следует, а то я в полном неведении, куда писать и как писать. А между тем мне очень много есть что писать о нашем будущем детище.

Пока я в заботах о здоровье семьи, в постоянных прогулках и т. д. и т. д.
Написал два романса на слова Верлена и в нетерпеливом ожидании либретто нашего балета (то есть как первоначального, так и последующего, выработанного Фокиным с нами). Целую Вас, ибо крепко Вас люблю.

Ваш divorce
Igor Stravinsky.

Мой адрес: Mauricette, La Baule s/m, Loire Inferieure, Bretagne, France.
Поклон от жены и от меня Елене Ивановне.

P. S. Начал набрасывать кое-что для “Великой жертвы”. Делаете ли Вы что-нибудь для неё.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/ 1340.
_____________________________


27 июля [н.ст] 1910 г. Франция.
ПИСЬМО Игоря Стравинского к Н.К. Рериху

La Baule 19 27/YII 10
Дорогой Николай Константинович,
на днях послал Вам открытку из Bourg de Batz (куда мы направились для развлечения и из любопытства), в которой я обещал Вам написать письмецо о последних событиях. Дело в том, что вскоре по приезде моем сюда в La Baule Дягилев телеграфировал мне следующее: «Когда будете в Париже? Необходимо свидание между таким-то днем и таким-то днём». Не предполагаю быть в Париже теперь и не будучи при деньгах (я довольно далеко живу от Парижа). Я ему телеграфировал, что сижу без денег и что могу приехать лишь в том случае , если он мне пришлет деньжат. Никакого ответа.

Я подумал, что он обиделся, что я такой денежный и послал ему 27-го телеграмму с разъяснением, что действительно я не мог бы приехать за свой счёт – слишком, мол, накладно - никакого ответа. Не знаю что и думать. Бог с ним в таком роде.

С нетерпением жду от Вас известий. Открытку направил в Гапсаль по адресу: Прибалтийский край г. Гапсаль Рёриху - быть может, дойдёт.

Первое письмо послал по Петербургскому адресу и до сих пор не знаю, получили ли Вы его или нет. Напишите, ради Бога, Ваш адрес как следует, а то я в полном неведении, куда писать и как писать. А между тем, мне очень много есть, что писать о нашем будущем детище.

Пока я в заботах о здравии семьи, в постоянных прогулках и т.д. и т.д. Написал 2 романса на слова Верлена и в нетерпеливом ожидании либретто нашего балета (т.е. как первоначального так и последующего выработанного Фокиным с нами).

Целую Вас, ибо крепко Вас люблю Ваш dеvoriе
Igor Stravinsky

Мой адрес:
Mauricette
La Baule s/m
Loire Inferieure
Bretagne
France

P.S. Начал набрасывать кое-что для «Великой Жертвы» Делаете ли Вы что-нибудь для неё.
Поклон от Жены и от меня Елене Ивановне
И. Страв.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1340, 1 л.
__________________________________


1911 г.

2/15. 07. 1911 г. Устилуг
ПИСЬМО Игоря Стравинского к Н.К. Рериху

Устилуг 2/15 YII 1911
Дорогой Николай Константинович,
Трудно Вам отвечать точно, для чего нам надо увидеться. Чувствую, что надо, чтобы окончательно столковаться о нашем детище, за кот. я примусь осенью и надеюсь кончить, если буду здоров - к весне. Есть сценические вопросы. Кроме того надо повидаться нам уже потому, что зиму в Петербурге я не проведу - все мы уедем в Швейцарию (вероятно), а оттуда должно быть в Париж.

Очень прошу Вас сейчас же по приезде в Талашкино известить меня, каким способом мне проехать из Смоленска туда - быть может, если это не далеко за мною вышлют лошадей? Имейте только в виду, что мой поезд из Варшавы приходит рано, рано утром в 5 ч. (кажется).

Жду от Вас письмеца. Искренно жму Вашу руку и кланяемся как Вам, так и супруге Вашей.

Ваш Игорь Стравинский

А быть может Вы будете в самом Смоленске? Так что и в Талашкино ехать незачем.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1341, 1 л.
_________________________________


СЕНТЯБРЬ

13/26. 09. 1911 г.Устилуг
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Рериху Н.К.

Устилуг 13/26 IX 1911
Дорогой друг,
Вы на меня несомненно в претензии за моё упорное молчание. Простите! Искупаю свою вину. От Сергея Вы уже многое узнали - к этому прибавлю лишь, что горю нетерпением узнать Ваше мнение об этой перестановке. Я уже начал сочинять: «набросал» (как выражаются) вступление («Дудки») и пошёл дальше, «набросав» и «Гадание на прутиках»; страшно увлечён! Музыка выходит свежей. Образ старушки в беличьих шкурках не выходит у меня из головы и всё время, как сочиняю «Гадание» стоит предо мной и бежит впереди всех, изредка лишь останавливаясь, прерывая плавное течение общей «рыси». Я прихожу к убеждению, что во всей пьесе пантомимы не должно быть вовсе - одни лишь танцы. Так, на первых порах я связал появление «Щеголих» с реки с «Гаданием на прутиках» - это вышло очень связно и меня удовлетворяет. Как тягостно, что мы с Вами не можем видеться и меняться постоянно новыми и новыми впечатлениями - они нам необходимы для освежения в работе.

Будем переписываться - единственно, что остаётся. Мой адрес:
Suisse Parens (Lac Lemah) Maison les Titles - мне.
Еду туда на этих днях. Напишите мне, пожалуйста, дорогой, о беседах с Сергеем. Уехал ли он и его адрес в Лондоне. Это последнее страшно важно - ибо я не знаю куда ему писать. Надеюсь, вы не будете так неаккуратны с ответом, как я. Кланяюсь усердно Вашей супруге, которой и жена передаёт свой сердечный привет также как и Вам. Я же Вас лобызаю трикратно.

Ваш Игорь Стравинский

P.S. Карточки Талашкина вышли очень мило, а из Смоленских вышли только 2 в Сlаrens, я их отпечатаю и пришлю Вам; тут у нас сейчас страшный беспорядок и всё упаковано - потому трудно найти.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1342, 2л.
________________________________


1912 г.

6 марта 1912 г. Кларан.
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Н.К. Рериху.

Clarens 6/III 1912
Дорогой Николай Константинович,

Пишу Вам несколько слов о нашем детище. Я неделю тому назад окончил первую картину целиком, т. е. не только самою музыку но и оркестровую партитуру.

Хоть у нас оба действия имеют одинаковую длительность — первая картина всё же в смысле работы представляется — добрых 3/4 всей вещи, ибо темпы все бешеные, а, следовательно, и писания масса. Думается мне, что я проник в тайну весенних, лапидарных ритмов и восчувствовал их вместе с действующими лицами нашего детища.

Впрочем, виноват!
На днях приезжает ко мне из Вены (после победоносных гастролей) Дягилев с Нижинским, о чём они меня уведомили телеграммой. Надо нам выяснить очень и очень многое. Если у Вас есть какие-либо вопросы, то напишите мне сию же минуту, дабы я мог передать Серёже их и вместе с ним обсудить.
Во всяком случае торопитесь, ибо они приедут в самом начале марта ст. ст.
Я очень Вас прошу передать Стёпе, что можно быть свиньей раз, два — но зачем же до бесчувствия. Ведь, право же, нет никакой возможности получить от него письма — даже делового как в данном случае. Я ему “писал” — пусть он не “отпирается”.

Весь Ваш
Игорь Стравинский.

Мой адрес:
Igor Stravinsky
CLARENS (Suise) MAISON «DES PILLEUS»

Сердечный привет от нас супруге Вашей

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1343, 1л.
________________________________



1/14 декабря 1912 г. Кларан.
ПИСЬМО И.Ф. Стравинского к Н.К. Рериху.

Hotel du Châterlard
CLARENS
ADR. TELEG.:
CLARENS-STRAWIGOR

1/14 декабря 1912
Дорогой друг,
извините меня, что до сих пор Вам ничего не написал. Я на днях приехал из Берлина и только что получил пересланные эскизы к костюмам нашей “Весны”. С одной стороны, я безумно рад, что вышло так именно, и я их увидал — и, Боже, как они мне нравятся — это чудо! — лишь бы их сшили бы хорошо! С другой стороны, досадно, что пройдёт некоторое время, пока Нижинский их получит, хотя я сегодня же их ему вышлю. Я потому Вам в телеграмме и упомянул “envoyez Nijinsky”, что сам не рассчитывал дольше оставаться в этой ужасной дыре — Берлине.

Нижинский должен был вчера в пятницу начать ставить “Весну” и упрашивал меня остаться, но я никак не мог — решено было, что если ему трудно будет справиться без меня, то он мне пришлёт телеграмму, чтобы я приехал — я обещал выехать (это в третий-то раз)! Он ужасно верно негодует на Вас, что Вы выслали не ему, а мне — ну, да что же делать!
В Берлине шли обе мои вещи — и Птица и Петрушка. Господи! Только бы Нижинский успел бы поставить “Весну”, ведь это так сложно. Я по всему вижу, что эта вещь должна “выйти” как редко что!

Наши пробудут в Берлине до пятницы 7-го (русского стиля) декабря, затем едут на самое короткое время в Бреславль и затем в Будапешт на сравнит. более долгое время (дней на 14), а оттуда в Вену.

Пока жму крепко Ваши руки и посылаю свой сердечнейший привет Елене Ивановне.
Ваш всегда И. Стравинский

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1344, 1 л.
**************************************************

1914 г.
 
  
 

Домовины (Избы смерти). 1914. Эскиз для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».
Бумага, уголь, тушь, темпера. 22,2 х 30,8 см.
На обор. в верхней правой части авторские дата, подпись, монограмма и дарственная надпись: 19 Р/н/х 14 // Гурiю Федоровичу Стравинскому въ знакъ дружбы // Н. Рерих.
Частное собрание

1919 г.

[16 августа 1919 г. Лондон]
ПИСЬМО Н. К. Рериха к И. Ф. Стравинскому

Дорогой Игорь,
Пишу вторую весточку — отзовись! Как живёте? Уже месяц, как я в Лондоне. Ставлю [«Сказку о] царе Салтане» и «Китеж» для Бичема (Ковент-Гарден) . Мой адрес: Лондон, 88, Queen"s Gate.

Как твоя семья? Как дети? У меня Юрик — уже студент. Мои выставки были в Стокгольме, Копенгагене, Гельсингфорсе. Что ты творишь?

Твой П. Рерих
________________________________________________________________
" Эти постановки не были осуществлены в связи с тем, что Томас Бичем обанкротился. — Ред.

И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. Т. II: 1913-1922. — М.: Композитор, 2000. С. 454.
Публикуется по: Н.К. Рерих. 1919-1920. Санкт-Петербург. КОСТА. 2011.
________________________________________________________



29 августа 1919 г.
ПИСЬМО Н. К. Рериха к И. Ф. Стравинскому

29 августа 1919
Дорогой Игорь, по твоему письму вижу твоё настроение и твоё отношение к большевикам. У меня — такое же. Жаль, что многие наши друзья работают и делают им рекламу — этому адскому веку [нуворишей].

Наш Стёпа у них занимает какое[-то] значительное место и, по словам Коутса, очень им полезен . Времена!

Не думаешь ли, что к летнему сезону хорошо возобновить в новой постановке Мясина нашу «Весну»? Здесь она произвела бы впечатление. Как полагаешь? Сейчас здесь интерес к русскому велик.

Что твои дети — велики ли? Как супруга твоя? Сейчас я много работаю. Сердечно твой
Н. Рерих

И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. С. 457.
____________________________________________________________


29 августа 1919 г.
ПИСЬМО Н. К. Рериха к И. Ф. Стравинскому

29 августа 1919
Дорогой Игорь, по твоему письму вижу твоё настроение и твоё отношение к большевикам. У меня — такое же. Жаль, что многие наши друзья работают и делают им рекламу — этому адскому веку [нуворишей].

Наш Стёпа у них занимает какое[-то] значительное место и, по словам Коутса, очень им полезен . Времена!

Не думаешь ли, что к летнему сезону хорошо возобновить в новой постановке Мясина нашу «Весну»? Здесь она произвела бы впечатление. Как полагаешь? Сейчас здесь интерес к русскому велик.

Что твои дети — велики ли? Как супруга твоя? Сейчас я много работаю. Сердечно твой
Н. Рерих

И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. С. 457.
____________________________________________________________