Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ И УЧИТЕЛЯ Н.К. РЕРИХА

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
(1844 - 1908 г.
 
 
  
 


Содержание

Н.К. Рерих. "Римский-Корсаков". (1944 г.)

*****************************************************

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Из Америки пишут: 'Нас просил Базыкин о следующем: в Мае исполняется столетие со дня рождения Римского-Корсакова, и там будут большие юбилейные торжества. Нас просят собрать всяческий материал, касающийся постановок его опер здесь, и Америке, - афиш, программ, фотографий с постановок, костюмов, книг, изданных о нём, нот и т.д. Мы начали нащупывать разные источники и сразу же наткнулись на поразительным факт - Метрополитенская Опера не имеет музея, не coxpaняет афиш, программ, не имеет никаких фотографий ни с постановок, костюмов известных артистов, выступавших в его операх!!! Просто я не поверила ушам своим, когда секретарь оперы мне всё это спокойно передал по телефону. И вот они нашли для нас две программы - постановки "Садко" и "Золотого петушка", а также две фотографии - и это всё!! А ведь богатейшая Опера во всём мире, а музея и архивов нет! Затем я начала искать частным путём, ещё нашла пару фотографий. Сегодня пошла в библиотеку и нашла ряд рецензий чуть ли не о всех операх, шедших здесь, в Нью-Йорке, и других городах. Но библиотека нам, конечно, не отдаст эти рецензии, и я решила снять фотостаты с них - получится неплохо.

Начиная с 1908 года, собрала рецензии видных музыкальных критиков. Мне очень больно особенно потому, что именно теперь, если бы мы могли найти фотографии с Ваших картин и эскизов и рисунков к "Снегурочке", "Садко", "Царю Салтану" и другим операм - вот бы послали достойную коллекцию! Но где это всё теперь? Где все эти картины? Все отзывы в газетах, журналах чикагской постановки "Снегурочки"! С ужасом узнала, что так как Чикагская Опера уже давно не существует, то и все их архивы (если только таковые у них были), костюмы, декорации куда-то безнадёжно пропали, исчезли с лица земли. Опять подумала о культурности, которая совершенно не известна здесь, - не берегут, не сохраняют того, что составляет культурные накопления. На чем же будет учиться молодое поколение? Всё это просто дико! А между тем Вы именно, родной Н.K., могли бы дать так много касающегося жизни и Вашей совместной работы с Римским-Корсаковым. Как это сделать? Или, вернее, что нужно для этого сделать?

Мне очень обидно, что АРКА должна собирать крохи в то время, как мы могли бы собрать истинные сокровища. И я понимаю, что в Москве всё истинно оценят, - будут большие торжества (несмотря на войну) и, вероятно, создастся музей его имени'.

Кто мог бы подумать, что театр, претендующий на культуру, не имеет даже архива своей деятельности! Поразительно и знаменательно! Но вот что истинно знаменательно - Русь во время неслыханной войны, в дни бытовых бедствий торжественно празднует столетие со дня рождения Римского-Корсакова. Этим праздником народ заявил о своей культурности, о бережливости к народному достоянию. Народ русский научился ценить свои сокровища - в этом истинный путь восхождения.

Замечательна жизнь Николая Андреевича. В своём неисчерпаемом творчестве он шёл вперёд, совершенствуясь до самой кончины. Утонченны его последние творения: 'Китеж', 'Царь Салтан'. 'Золотой петушок'. Но и начальные композиции, как 'Снегурочка', уже показали всю мощь его великого таланта. А 'Садко', 'Шехерезада', 'Майская ночь' и вся несчётная сокровищница романсов, симфоний - какой творческий подъём гремел без устали!

И не всегда было легко великому композитору. Он был инспектором военных духовых оркестров. Затем был инспектором консерватории (даже не директором). Мы помним, как пустовали беляевские концерты, а ведь там исполнялись лучшие русские творения. И весь этот трудный жизненный путь, все семейные заботы, все бурления консерватории не понизили творчества. Наоборот, оно росло и цвело. Кроме своих композиций, Римский-Корсаков находит время оркестровать неоконченные вещи Мусоргского и уделить сотрудничество в 'Великой кучке'. Для всего великий творец находит время и сердечную внимательность. Целый ряд поколений композиторов и музыкантов воспитал Николай Андреевич.

Велико было его знание русского народного творчества, и оркестровка Римского-Корсакова дала целую блестящую плеяду последователей. Он умел щедро давать. Быть творцом и педагогом тоже нелегко.

Римский-Корсаков - явление незаменимое, и рады мы были узнать, что Русь воздаёт ему заслуженный почёт. В музее Римского-Корсакова соберётся материал со всех концов мира. Эта всемирность создалась сама собою, магнитом великого русского творца. Нет народа, нет страны, где бы не знали и не почитали нашего русского гения. Всенародный поклон его памяти.

9 Мая 1944 г.
Рерих Н. К. Из литературного наследия. М., 1974 г.
____________________________________________