Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

ЕВГЕНИЯ МАКСИМИЛИАНОВНВ ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ
(20 марта [1 апреля] 1845, Санкт-Петербург - 4 мая 1925, Биарриц, Франция)

Её Императорское высочество принцесса Ольденбургская, урождённая княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне

*********************************************************************
 
 
  
 

Евгения Максимилиановна проявляла большую активность в общественной и культурной жизни. Она выступала как:
Президент Минералогического общества
Почётный член Благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц, созданного в 1901 году для оказания помощи престарелым гувернанткам и учительницам, служивших в частных и общественных учреждениях, 'не могущим по старости или болезни своим трудом заработать средства к жизни'.
Почётный член Общества всепомощения калекам, обучающимся мастерству и ремёслам в Санкт-Петербурге (состоящего под августейшим покровительством Великой княгини Ольги Александровны).
Почётный член Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), организованного в 1903 году.

Некоторое время Евгения Максимилиановна занимала пост председателя Императорского общества поощрения художеств, ею была учреждена художественная премия. Не менее значительна была её деятельность по созданию широкой сети художественных школ в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Попечительница общины сестёр Красного Креста, на основе которого возникла община Святой Евгении, получившая название в честь своей покровительницы.

'Общество Святой Евгении' имело своё издательство, оно одно из первых в России стало выпускать художественные (иллюстрированные) открытые письма (открытки). В 1898 году они поступили в продажу. За 20 лет существования, общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом более 30 миллионов экземпляров.
____________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

ПИСЬМО Н.К. Рериха к В.И.В. Евгении Максимилиановне Ольденбургской (22 октября 1903 г. СПб.)
ПИСЬМО Е.М. Ольденбургской к Рериху Н.К. (27 мая 1904 г. СПБ.)
*************************************************************************************


22 октября 1903 г. СПб.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к В.И.В. Евгении Максимилиановне Ольденбургской (черновик)

В. И. В.
В ближайших своих Nомерах редакция журнала Общества будет счастлива поместить Ваш портрет по случаю высоко знаменательного для общества 25-летия со дня принятия, Ваше И.В., звания Председателя Общества. При этом в моих слабых строках, я стремился выразить заботы и попечения Вашего Имп. Выс., которыми процветает И.О.П.Х.

Упоминая имя В.И.В., я не могу решиться отдать написанное мною в печать прежде, нежели В.И.В. милостиво удостоите просмотреть мои строки являясь Высоким цензором Согласие Вашего И.В. будет для меня большим счастием.

Сегодняшний день является одним из самых знаменательных в жизни И.О.П.Х. 25 лет тому Е.И.В. Евг[ения] Мак[симилиановна] осчастливила Общество принятием звания Председателя, с той поры оставаясь на этом посту. Говорить об этом периоде жизни Общества, значит указывать на время самой обширной его деятельности, и всякому, хоть немного знакомому с течением дел Общества ведомо, насколько близко к делу и всем начинаниям стоял Августейший наш Председатель; каким непосредственным инициатором и покровителем являлась Её Имп. Выс. И нельзя назвать ни одного звена дел Общества, на которое не были бы обращены попечения и заботы тонкого любителя художеств Нашего Председателя.

Милостивые знаки внимания непосредственно, неустанно заботилась Её Имп. Выс. о развитии Школы и Мастерских; Среди многочисленных трудов занятий своих, находила время председательствовать не только в засед. Комитета, но и при вечерних Собраниях членов Общества; с живым интересом следила всегда за выставками в пользу Общ. по ходатайству Авг. Председ. нашего достойно награждаемы были Царскою Милостию многие русские художники.

Ни одного из достойных явлений искусства не миновало пытливого взора Её Имп. Выс. Перечислять все знаки внимания и все труды Её Имп. Выс. на посту Общества значило бы делать подробнейший очерк всей деятельности Общества во всех её деталях.

Общество счастливо было иметь такого Председателя и, празднуя юбилей Его деятельности, лишь объединяется в оказании может сделать лишь одно: много сил и бодрости Её Имп. Высоч. чтобы вести Общество тем же широким путём и продолжать высокополезное служение русскому художеству и науке.

22 октября с.г. являлось одним из самых знаменательных дней в жизни Императ. Общества Поощрения Художеств. Четверть века тому назад в этот день Её Императ. Высочество Принцесса Евг. Максимилиановна Ольденбургская осчастливила Общество принятием звания Председателя, оставаясь на этом посту.

25 лет в жизни Художественного Общества, так тесно всегда связанного с быстро сменяющимися течениями искусства, представляются долгим сроком, и много надо забот и труда, чтобы вести учреждение вперёд через все волнения художественного моря. И справедливо Обществу праздновать этот день, ибо говорить о периоде Председательства Ея Император. Высочества, значит указывать на время самой обширной разнообразной, самой плодотворной деятельности Общества.

Вместе с этим, всякому хоть немного знакомому с развитием жизни Общества ведомо, насколько близко к кормилу во всех начинаниях стоял Августейший наш Председатель. Нельзя назвать ни одного звена многообразных дел Общества, на которое не были бы обращены заботы и попечения тонкого любителя и знатока искусства Её Императ. Высочества. С 1880 года Общество вступило в собственный дом, где могли оседло поместиться Музей, Школа и выставки Общества.

Развитие отраслей деятельности Общества 7 марта 1882 года было обусловлено Высочайше приверженным новым уставом, согласно которому Общество было причислено к почётному числу Императорских учреждений. При этом самое название Общества Поощрения Художников было изменено, указывая на более обширный круг установившейся деятельности Общества, более близкий широкому началу Поощрения Художеств. За период этого 25-летия ни одно из начинаний Общества не только не прекратилось, но развивалось, захватывая широкое поле обязанности.

Разросся Музей Общества отовсюду притекающими щедрыми пожертвованиями и приобретениями, и в настоящее время заканчивается сложная работа по составлению полного каталога. В ближайшем времени по инициативе Августейшего Председателя Музей будет расширяться отделом современной художественной промышленности, дающей нам столько высоких образцов.

Рисовальная Школа Общества не только увеличили новыми классами и преподавателями, но и числом учащихся, которых с трудом могут вместить стены настоящего помещения. Многочисленные знаки внимания Её Импер. Высоч. к делам Школы останутся лучшими страницами в её истории. Радостны были минуты посещения Школы Августейшим Председателем и глубоко запечатлевались милостивые слова поощрения, которыми не раз удостаивала учащих и учащихся Её Императ. Высочество. Много раз Её Имп. Высочество направляла в Школу для выполнения самые лестные заказы и заставляла учащихся сливаться в общем стремлении полезного труда, на пользу русского искусства.

Школьное дело получило особое развитие с утверждением пригородных отделений, и в особенности с 1897 года с началом художественно-ремесленных Мастерских, оборудованных на средства щедрого Высочайшего назначения, исходатайственного Августейшим Председателем.
При Школе за последнее время возобновлены командировки лучших из окончивших Школу.

Хотя мне и удалось возвратиться из поездки ранее указанного Ком[иссией] срока, но, к моему огорчению, я всё же не посетил до отъезда В.И.В., чтобы иметь счастье представить на воззрение Ваше результаты моих работ, - но что не теряю надежды сделать зимою по возвращении В.И.В., до которого времени я не буду делать давать отчёта о моей командировке.

Несмотря на то, что район моих работ казался уже совершенно исследованным, - материала для работы оказалось очень много, конечно, благодаря тому, что главная работа делалась учёными и архитекторами, а художники, кроме В.В. Верещагина и М.Я. Вилли, ещё мало обращали внимание на чудеснейшие памятники Поволжья, а особенно Смоленска и Литвы.

Попутно мне удалось собрать много интересных фактов, касательно сохранения памятников древности. При этом нельзя не отметить, что даже там, где с сухо научной стороны всё кажется благополучным, то со стороны художественной, а главное, любви к делу, остаётся желать ещё очень многого. А тем временем неумолимые кирпичи и плитки падают, с ними исчезают красивейшие и характерные детали, до сих пор мало отмеченные. Так, мне удалось сделать наброски живописи в замке Кейстута в Троках, которая неминуемо должна отвалиться.

Зарисованы красивые плитные кресты на стенах Изборска, со стороны нападений крестоносцев, которые для которых эти кресты должны были служить малоприятным напоминанием, - состояние их тоже плохое. Не буду до личного доклада утруждать внимания В.И.В. перечислением подробностей, о которых придётся повторить, когда буду иметь счастье представить доклад личный. В общем, удалось написать 70 этюдов и сделать 400 снимков, которые, прежде всего, представлю в распоряжение нашего журнала Общества.

Когда на листе видишь чудные памятники, где всё целесообразно и жизненно, - в противоположность известным предметам Музея, тогда особенно вспоминались мне слова А.И. Куинджи о необходимости возможно чаще и больше посылать учеников и мол[одых] художн. загран. и по России. Никакое искусство, никакой музей не заронит таких блест. искр, как обозрение памятн. древности на месте.

Много говорят об упадке истор. живописи, но как же она может расти, когда молодёжь мало чувствует памят. истории - эти устои всей народности и государственности.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/33, лл. 15 об. - 20 об.
__________________________________________


27 мая 1904 г. СПБ.
ПИСЬМО Евгении Максимилиановны Ольденбургской к Рериху Н.К.
(Машинопись)

Его Высокородию
Н.К. Рериху.

Милостивый Государь, Николай Константинович.
Председательница состоящего под моим Покровительством Общества охранения здоровья женщины М.М. Волкова, обратилась ко мне с ходатайством об устройстве в С.-Петербурге, осенью сего года, 'Патриотической Выставки, посвящённой, главным образом, войне России с Японией, а также памяти прежних отечественных войн, причём половину чистого от такой Выставки дохода предполагается обратить в пользу семейств раненых и убитых воинов.

Вполне сочувствуя прекрасной мысли устройства означенной Выставки, долженствующей наглядным образом представить перед посетителями её картину разностороннего положения вещей на театре военных действий, а также имея в виду высокогуманную благотворительную цель этой Выставки, я, искренно желая помочь осуществлению настоящего доброго дела, готова принять на себя общее руководительство Выставкой, а также организацию таковой и образовать для сей цели особый, под моим Председательством Комитет.

Сообщая о сём, прошу Вас принять на себя звание Члена Комитета и пожаловать на первое заседание его, имеющее быть у меня в Петербурге в
понедельник 31-го сего мая, в 11 часов утра.

Ольденбургская (подпись)

? 595
'27' мая 1904 года.

Отдел рукописей ГТГ ф.44/1092 1л.
______________________________